Заявка на расчет
Меню Услуги

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ПРИ РАБОТЕ СО СКАЗКОЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


 

Содержание

Введение

Глава 1 Формирование читательского интереса у младших школьников

1.1 Историко-методический аспект проблемы обучения чтению и формирования читательского интереса у младших школьников

1.2 Педагогические условия и средства развития читательских интересов у младших школьников

Глава 2 Система работы по формированию читательских интересов на основе народной сказки

2.1 Методические подходы к работе над сказкой в начальной школе

2.2 Формирование читательского интереса в учащихся процессе работы над сказкой

2.3 Методические рекомендации по формированию читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно — деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.

Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках литературного чтения. Именно здесь, на начальной ступени обучения, следует приобщать ребенка к литературе, формировать читательские интересы.

Различным аспектам изучения читательских интересов посвятили труды многие известные педагоги, психологи и методисты: Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, Л.А. Николаева, О.И. Никифорова, Т.Д. Полозова, З.И. Романовская, Н.Н. Светловская, Д.Б. Эльконин и многие другие.

Формирование читательских интересов не происходит автоматически, а направляется всей учебной и внеклассной деятельностью.

Как учебный предмет именно литературное чтение обладает возможностью решать целый комплекс задач: формировать мировоззрение, нравственность, развивать смысловое восприятие, внимание, память, мышление, воображение ребёнка. Читательский интерес является одним из факторов развития познавательной активности, а значит, играет важную роль в формировании грамотного человека.

Ребёнок овладевает техникой чтения, но постепенно теряет интерес к чтению. Не только компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать, но и недостаточное внимание к читательским интересам учащихся, направленность процесса изучения художественного произведения на его познавательно-дидактическую функцию, недостаточный учёт возрастных особенностей и жизненного опыта младших школьников. Поэтому вопрос о формировании читательского интереса особенно актуален в настоящее время.

Проблема исследования: как формировать читательский интерес у младших школьников в процессе изучения литературного чтения? Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования  процесс формирования читательского интереса на уроках литературного чтения в начальных классах

Предмет исследования   использование сказок в процессе формирования читательского интереса.

Задачи исследования:

1.Изучить научно – методическую и психолого – педагогическую литературу по проблеме формирования читательского интереса у младших школьников.

  1. Описать особенности формирования читательского интереса младших школьников на основе сказки.

3.Составить методические рекомендации по формированию читательского интереса   у младших школьников на уроках литературного чтения.

 

 

Глава I. Формирование читательского интереса у младших школьников

Историко-методический аспект проблемы обучения чтению и формирования читательского интереса у младших школьников

 

Современная методика чтения и развития речи использует ценный опыт методики чтения прошлого. Историковедческой основой методики чтения были работы ведущих психологов, занимающихся проблемой развития навыка чтения: философские концепции И.Канта, Н.Бердяева, философско – педагогические идеи Л.Толстого, В.Розонова, К.Д.Ушинского, И.Бунакова, В.А.Сухомлинского.

Основы методики чтения были разработаны К.Д.Ушинским. Он рекомендовал рассматривать художественное произведение «как окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали» [18]. Эти положения методики К.Д.Ушинского говорят о познавательном значении чтения и о важности его эстетического воздействия на читателя. К.Д.Ушинский включал также в задачи чтения развитие мыслительных способностей и работу над усвоением грамматических норм. Он рекомендовал различный подход к чтению научно-популярных статей и к чтению художественных произведений, разработал принципы проведения бесед в зависимости от вида произведения, дал конкретные указания о специфике работы над произведениями фольклора и баснями. Огромную роль в занятиях по чтению отводил К.Д.Ушинский наблюдениям за жизнью природы и требовал использовать наглядность при чтении, считая наглядность основным принципом обучения отечественному языку и средством, порождающим интерес ребенка к учению вообще и к процессу чтения в частности. Созданная К.Д.Ушинским система получила название «Объяснительное чтение». Последователи К.Д.Ушинского разделяли его мысли о необходимости на смену образным упражнениям в технике чтения и в пересказе ввести новую систему интересных уроков, обогащающих ученика знаниями и развивающих его личность.

В методике 30-50 годов ХХ века сложился определенный подход к анализу текста, реализованный на уроках чтения, который основывался на учете своеобразия художественного произведения по сравнению с научно – деловой статьей, предполагал поэтапность работы над произведением, отработку навыка чтения, анализ произведения по частям с последующим обобщением, систематическую работу развитием речи [18].

В 60-70-е годы были внесены изменения в содержание классного чтения и методы обучения. Была усовершенствована методика анализа художественного произведения: меньше воспроизводящих упражнений, больше – творческих, развивающих умение высказывать собственное мнение по поводу прочитанного, работа над произведением в целом, а не над отдельными мелкими частями, учащимся предоставлялось больше самостоятельности в раскрытии идеи и образов произведения, разнообразие видов заданий при работе с текстом. В это время были определены умения, формируемые у младших школьников в работе с текстом, а также более четко выделены требования к навыкам чтения в 1-3 классах. Тогда же впервые была высказана мысль о детской книге как объекте изучения. Но все действия учителей, касающиеся руководства детским чтением, ограничивались рекомендательными списками книг для чтения летом [18].

В 80-е годы усовершенствованы программы по чтению предназначенные для обучения в трехлетней школе, и созданы программы для обучения в четырехлетней школе. Авторы программ и новых книг для чтения —  В. Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова, Л.К.Пискунова, Л.С.Геллерштейн – провели строгий отбор произведений, предназначенных для детского чтения, учитывая их познавательную ценность, художественное совершенство, воспитательную значимость, соответствие возрастным особенностям младших школьников. Разработаны методические положения, определяющие подход к анализу художественного произведения. Они сводятся к следующему:

  1. Анализ содержания произведения и формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения сливаются в единый процесс (задания направленные на понимание содержания текста, одновременно способствуют совершенствованию навыка чтения).
  2. Выяснение идейно – тематической основы произведения, его образов, сюжетной линии, композиции и изобразительных средств в максимальной степени служит общему развитию учащихся как личности, а также обеспечивает развитие речи учащихся.
  3. Опора на жизненный опыт учащихся является основой осознанного восприятия содержания произведения и необходимым условием его правильного анализа.
  4. Чтение рассматривается как средство активации познавательной деятельности учащихся и расширение их знаний об окружающей действительности.
  5. Анализ произведения должен будить мысль, чувства, возбуждать потребность высказывания, соотнести свой жизненный опыт с теми фактами, которые представил автор.

Чтение — сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат “сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем” [1,4].

Чтение на своем первичном этапе, на этапе формирования технологии чтения, известный психолог Д.Б. Эльконин характеризовал как «процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели». Это значит, что ребенок должен увидеть букву, отдифференцировать букву, определить какая эта буква, а дальше он должен увидеть, отдифференцировать и определить следующую букву. И только, если время опознания второй буквы не будет больше времени забывания предыдущей, ребенок сможет опознать слог. А эти этапы ребенок проходит достаточно долго [1,4].

Процесс чтения – это не тот процесс, который можно сформировать быстренько. К сожалению, за последние 50 лет очень резко сократилось время обучения чтению и письму, практически в два раза. А если мы возьмем букварь 50-го года и современные учебники, которые ребенок должен уже читать через 2 месяца c начала обучения, то становится понятным, что информационная насыщенность, тот темп, который задается ребенку, вырос неимоверно. А возможности ребенка остались теми же. Какие имел он определенные функциональные возможности, такими они и остались. Если в 50-е годы в школу приходили дети почти восьми лет, то в последние 20 лет в школу приходят дети шести лет [1,4].

В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:

  1. Восприятие данных слов. Уметь читать — это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда человек, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.

Нетрудно показать, что в этом процессе восприятия букв как символов определённого слова большое участие принимают не только зрение, но также память, воображение и ум человека. Когда мы читаем слова, то не только складываем букву за буквой, а, схватив одну или несколько букв, сразу догадываемся о целом слове.

  1. Понимание содержания, связанного с прочитанными словами. Каждое слово, прочитанное нами, может вызывать в нашем сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется понимание нами этого слова. В одном случае в нашем сознании возникает определённый, более или менее яркий образ, в другом — какое-нибудь чувство, желание или отвлечённый логический процесс, в третьем и то, и другое вместе, в четвертом — никакого образа и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, с ним связанное.
  2. Оценка прочитанного. Умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к её содержанию наблюдается, как известно, не всегда.

Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т. е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения — возникновение из букв слова. Это вызывает у него интерес. Освоив первоначальное чтение (грамоту), ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются и школьник читает с целью узнать какой-то конкретный факт, явление; даже появляются более сложные потребности, например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его; найти главную мысль в научно-популярном тексте и т. д. [1,4].

Чтение непосредственно связано и с устной речью. С помощью устной речи отрабатывается выразительность чтения; при чтении используются средства речевой выразительности, а также связная устная речь для передачи содержания текста и общения между читающими.

Восприятие текстов младшими школьниками не соответствует восприятию зрелого чтеца и имеет ряд особенностей. Ему свойственна:

— фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста;

— слабость абстрагирующего и обобщающего восприятия;

— зависимость от жизненного опыта;

— связь с практической деятельностью ребенка;

— ярко выраженная эмоциональность и непосредственность, искренность сопереживания;

— превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме;

— недостаточно полное и правильное понимание изобразительно выразительных средств речи;

— преобладание репродуктивного (воспроизводящего) уровня восприятия.

Чтобы сформировать чтение как учебное умение, необходимо это обстоятельство иметь в виду. Важно также учитывать особенности познавательной деятельности детей. У детей 6-7 лет еще не развито логическое мышление, оно носит наглядно- действенный характер, требует опоры на практические действия с различными предметами и их заместителями — моделями. Далее постепенно мышление приобретает наглядно-образный характер, и, наконец, возникает логическое абстрактное мышление. Эти ступени развития познавательной деятельности младшего школьника накладывают отпечаток на характер обучения.

Формирование читательских интересов – это важная научно -педагогическая проблема. Ее актуальность обусловлена исключительной, неуклонно возрастающей ролью речи в жизни человека, которая служит универсальным средством общения, мощным каналом интеллектуального, в широком смысле, духовного становления личности, необходимым условием социальной активности каждого человека.

Исходя из сказанного, действительно трудно переоценить всю ответственность и серьезность методических поисков, приведших к открытию эффективных путей и средств формирования читательских интересов у учащихся (Е.В.Кветковский, М.Д.Кобахидзе, А.И.Липкина, Т.К.Макарова, В.Ф.Чертов). Чтобы понять значительность этих открытий и сконцентрировать внимание на еще не решенных вопросах формирования интереса к книге и чтению у младших школьников, важно учитывать, что в психолого – педагогической литературе существует два понятия детского чтения.

В узком смысле слова – интерес к чтению, т.е. желание и потребность воссоздания смысла чужой речи по ее письменной форме: интерес к механизму прочитывания, к переводу напечатанных знаков в звуки и осмысление звуковых комплексов. Такой интерес характерен для начинающего ребенка, который, открыв букварь или взглянув на книгу, на вывеску, очень хочет суметь понять смысл напечатанных там слов, а также для первоклассника, только что научившегося процессу раскодирования отдельных слов и простых предложений, которому хочется продемонстрировать свое умение перед окружающими еще и еще раз.

В широком смысле слова – читательский интерес, т.е. активное отношение читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге как инструменте для чтения, в тексте как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт при условии квалифицированного прочтения текста.

Сегодня педагогические исследования, оперируя психологической закономерностью о переходе внешних влияний во внутренний план личности, в ее сознание, переживания, побуждения, приводят к поиску таких путей воспитания и обучения, которые бы с большим эффектом трансформировались в эти внутренние процессы. Речь идет не только о том, чтобы в процессе обучения произошло усвоение знаний, умений, навыков, но и о создании такой внутренней среды школьника, которая обеспечивала бы его самостоятельно совершаемый встречный процесс к деятельности учителя и тем самым усиливала бы эффект развития. Решающая роль в создании условий, способствующих повышению познавательной активности учащихся, отводится интересу.

Формирование читательских интересов привлекало внимание многих ученых (К.Д.Ушинский, В.П.Вахтеров, П.О.Афанасьев, С.П.Редозубов, Н.П.Кононыкин, Н.А.Щербакова, Н.Н.Щепетова, М.М.Рубинштейн, Н.Д.Молдавская, Л.С.Славина, В.Е.Сыркина, О.И.Никифорова, М.И.Оморокова, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др.), особо необходимо отметить в этом направлении работу Н.Н.Светловской и О.В.Джежелей.   Специально организованные исследования (Л.С.Дягилева, Р.А.Жданова, И.А.Свиридова) констатируют, что природный познавательный интерес ребенка, впервые пришедшего в школу, в большинстве случаев постепенно угасает, и у ряда школьников появляется стойкое нежелание учиться. Наблюдается снижение уровня положительного отношения к учению с 91 % у первоклассников до 71 % у четвероклассников [4, 8, 12, 18].

Существует множество определений читательских интересов, которые иногда рассматриваются лишь как разновидность познавательных интересов. Однако большинство исследователей (Н.А.Бодрова, Г.Г.Граник, Л.А.Концевая, З.Н.Новлянская, Н.Г.Морозова, Л.А.Николаева, М.И.Оморокова, А.И.Рапопорт, И.З.Постоловский, Т.В.Рубцова, Б.П.Умнов, Кудина Г.Н.) отмечает, что читательские интересы могут быть квалифицированы и как познавательные, и как эстетические [5, 8]. Несмотря на то, что в последние три десятилетия проблема формирования и развития читательских интересов младших школьников разрабатывалась во многих исследованиях, анализ работы учителей в современной общеобразовательной школе свидетельствует о том, что уровень практических усилий по развитию к книге и чтению интересов учащихся недостаточно  высок. Наблюдения и практика работы в школе показывают, что учителя до сих пор интересует больше степень овладения учащимися программным материалом, но не глубокое продуманная работа по развитию у них интереса к знаниям, познавательной потребности.

Фрагментарное использование учителями средств стимулирования познавательного интереса для решения таких задач, как формирование у детей устойчивых читательских интересов, изучение художественного произведения в соответствии с его природой, т.е. как произведения словесного искусства, приобщение школьников к основам родной культуры не может быть осуществлено в полной мере без всестороннего изучения проблемы интересов. Поэтому для эффективного проведения такой работы необходимо научно определить реальные учебные возможности учащихся, а также оптимальные психолого – педагогические условия ее протекания.

Современная методика рассматривает эти задачи как единое целое. Средствами воспитания является тематика чтения, его идейное содержание, художественное воплощение этого содержания. Особое внимание методика чтения уделяет приемам формирования навыков самостоятельности в работе с текстом и книгой.

В процессе работы с детскими книгами у учащихся непременно совершенствуется и техника чтения, и способность полноценно воспринимать тексты произведений в соответствии с их жанрово-видовыми особенностями, создается привычка читать произведения, применяя и совершенствуя в процессе самостоятельного чтения   и развития речи, приобретенные к моменту чтения.

Особенности формирования читательских интересов у младших школьников будут рассмотрены в следующем параграфе.

 

Педагогические условия и средства развития читательских интересов у младших школьников

 

Формирование у каждого учащегося желания, умения и устойчивой привычки в свободное время выбирать и читать книги не просто полезные, а интересные и посильные, и не «вообще детям», а именно ему – данному конкретному ребенку, очень важно во всех отношениях.

В этом случае книга становится действительно тем инструментом, который помогает ребенку задуматься о себе, осознать свои сильные и слабые стороны, свои запросы, потребности, стремления. Осведомленность в доступном круге чтения, узнавание все новых и новых книг непрестанно расширяют сферу его познавательных интересов. Личностная мотивация выбора книги для самостоятельного чтения рождает цель, которая увлекает возможностью учиться у терпеливых и мудрых помощников, советчиков, друзей, которых он сам находит себе среди книг. Желание прочитать книгу, которую выбрал сам, становится дополнительным и весьма существенным стимулом для совершенствования техники чтения. Умение пользоваться книгой, чтобы настроиться на самостоятельное чтение и проверить себя – все ли и так ли понятно, как надо читал, —  развивает творческое воображение, приучает думать (о книге и её героях, о тех, кто пишет книги, о людях, которые вокруг, знакомых и незнакомых, о своем месте среди них). В результате такого чтения и формируются школьники-читатели – очень разные индивидуальности во всем [5,8].

Интерес, по меткому определению психологов, — это «встреча потребности с предметом». Следовательно, чтобы к книгам возник интерес, надо сначала представить детям очень разные книги (ведь и дети в каждом классе чрезвычайно разные!), помочь им осознать это разнообразие, пробудить личные потребности, обеспечить каждому хотя бы один раз «встречу потребности и предметом». Тогда возникнет тот самый интерес, который станет движущей силой желания читать и который иным способом сформировать нельзя.

Если у ребенка не сложится интерес к книге и чтению – ненужными окажутся ему самые лучшие и доступные книги, втуне пропадут все добрые намерения и нелегкие усилия учителя, обучающего детей чтению, ибо ребенок, лично не заинтересованный читательской деятельностью, в лучшем случае будет читать кое-как и исключительно по жесткому требованию извне [5,8].

Ребенку читать не хочется, когда у него отсутствуют либо достаточно привлекательный стимул для занятия этой деятельностью, либо важные читательские умения, либо то и другое.

Физически нормальный ребенок всегда испытывает интерес к новому типу деятельности. Если у здорового ребенка нет естественного интереса к чтению, значит, имеются как минимум две причины:

  1. Трудности буквосложения, слогосложения в целое слово (или, как вариант, слов в словосочетания или в предложении, и потому слово остается «неузнанным», незнакомым);
  2. Мелкий (или неудобочитаемый) шрифт, не позволяющий сразу узнать буквы и слоги, неудачно расположенные на странице слова (буквы «пестрят», строка разбивается картинками, схемами и т.п.)  [5, 8].

Значит ли это, что игра в буквы, слова при обучении чтению не нужна? Нет, ни в коем случае. Она необходима. Она развивает детей, расширяя и обогащая их словарный запас. Она учит занимательной организации досуга. Она помогает отрабатывать технику чтения, скрашивает однообразие процесса, без которого трудно отработать беглость и правильность раскодирования текста. Но с первого дня на уроках обучения грамоте должен присутствовать и подлинный мотив обучения чтению, тот мотив, который не может не быть адекватным цели: овладевая грамотой, дети должны постоянно узнавать, представлять себе возможных для них, интересных им потенциальных собеседников – сначала  конкретные книги, а затем авторов литературных произведений (книг), тянуться к общению с ними, стремиться поскорее зачитать самостоятельно и по-настоящему, как учат, чтобы быть свободными в выборе собеседника.

Одновременно с обучением раскодированию текста дети должны знакомиться с широким кругом книг, привыкнуть самостоятельно ориентироваться в нем, различая собеседников-авторов книг, учиться выбирать для себя тех из них, с кем именно сейчас хочется «поговорить». Если такой привычки у детей не вырабатываться сразу, у них неизбежно возникнут другие привычки (в частности, равнодушие к собеседнику- писателю) [5,8].

Наряду с чувственной формой познания чтение в период начального обучения является одним из главных средств открытия мира. Станет ли чтение мощным средством обогащения личного и социального опыта ребёнка, а также средством его самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а потребность в чтении книг, зависит от условий обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры [5,8].

Дети сейчас очень мало читают, в том числе и сказок. Они лишают себя возможности хотя бы немного пожить в сказке, увидеть волшебные пейзажи, услышать сказочных героев, посочувствовать главным героям, попадающим в неприятности, и посмеяться вместе с добрыми, сатирическими персонажами повестей, былин, басен, сказок, рассказов. Независимо от специализации каждый преподаватель обязан следить за общим развитием ребёнка, которое не будет полноценным, если не привить ему любовь к литературе. Нельзя позволить компьютерным играм, уродливым современным мультфильмам, комиксам полностью затмить художественную литературу в жизни детей.

Произведение должно соответствовать возможностям детей по языку (чтобы они могли его самостоятельно читать), должно быть понятно в основной своей мысли, отличаться высокой поэтичностью, доставляющей наслаждение юному читателю, должно давать пищу уму и вызывать удивление, то есть увлекать детей [5,8].

Разработанный Н.Н.Светловской в 70-е годы прошлого века метод чтения-рассматривания является наглядно-исследовательским способом организации читательской деятельности, открывающий перед младшими школьниками кратчайший путь в огромный мир книг. Он четко прокладывает маршрут от читателя к книге, от книги – в мир книг без посредников и промежуточных звеньев. С каждым шагом этот метод гарантирует любому ребенку индивидуальный подход (свою скорость продвижения в мир книг, свой объем освоения объектов этого мира, наконец, свои предпочтения при отборе авторов книг – своих  собеседников – и  их конкретных творений). Этим метод чтения-рассматривания обеспечивает учащихся в процессе формирования их как читателей пробуждение специфических для каждого ребенка потребностей и потенциальных возможностей.

Схема 1. В мир книг через книгу

Схема 2. От интереса к книге-объекту – к читательским интересам

 

Как уже было замечено, интерес – это встреча потребности с предметом, и интерес к книге-объекту обеспечивается умением с ней действовать, а читательские интересы – это не просто активная познавательная направленность детей на книгу как объект, который вызывает у них положительные эмоции и – как следствие – желание с ним действовать: рассматривать его, листать, читать. Читательские интересы – это более высокая ступень читательской зрелости, это интерес избирательный, обеспеченный широким знанием доступного круга чтения, но направленный не на книги вообще, а на книги совершенно определенного рода (тематики, авторской принадлежности, жанра и т.п.), которые читатель осознанно выделяет из всех прочих книг, так как испытывает в них особую личную потребность, считает их наиболее подходящими для себя (даже порой не умея объяснить почему).

Сформировать у ребенка читательские интересы – это во многом предопределить развитие его личностных свойств, существенно повлиять на всю его последующую жизнь и потому лучше всего помочь ребенку сделать это самому, познавая и раскрывая себя как личность в процессе читательского становления (свои слабые и сильные стороны, запросы, предпочтения и т.д.) [16].

Средняя школа должна готовить не писателя, не литературного критика, не литературоведа, а квалифицированного и образованного читателя художественной литературы, поэтому все прошедшие учения в школе, не став профессиональными писателями и поэтами, должны стать квалифицированными читателями. Такой читатель умеет ориентироваться в мире книг и выбирать «свою» в соответствии со своими запросами и интересами. Об этом удачно сказала в свое время М.А.Рыбникова: «От маленького писателя к большому читателю» [13].

Интерес к чтению у младших школьников проявляется в положительной эмоционального прогресса, в познавательной активности.

Если у школьников имеются эти два признака, то можно считать, что у них есть тот или иной интерес.

Требования развития интересов школьников:

Первое условие: необходимость кружков и секций, которые будут соответствовать потребностям школьников. Этот выбор должен устанавливаться интересами и выбором обучающихся.

Второе условие: развитие интереса включает присутствие положительных эмоций и познавательной деятельности в кругу интереса. Интерес определяется положительной чувствами по отношению к активности, наличие познавательной стороны данной эмоции и непосредственного мотива, который идет от самой деятельности.

Третье условие: формирование интереса показывает присутствие предмета потребности. Интересу характерна определенная учебная направленность, интересы человека многогранны, как многогранна окружающая действительность.

Четвёртое условие: формирование интереса каждого школьника всегда противостоит влияние социума на формирование интересов. Интерес важен в образовании школьника, он развивается в общественных условиях и не принадлежит человеку от рождения.

Пятое условие: развитие интересов должно брать направление на их широту, многообразие. Зная ценность направленности личности, мы, обычно, обращаем внимание на смысл и содержание его интересов.

Шестое условие: интерес всегда близок познанию и формируется в направлении деятельности в данной области познания. Ценность познавательного интереса находится в том, что познавательная активность в данной области под влиянием интереса к ней формируются активные психологические действия личности. Она придает ей глубокое умственное удовлетворение; выдает как важный мотив активности школьника и ее познавательной деятельности.

Интерес к чтению выражает требование правильной педагогической организации. Различают три группы условий, для развития интереса к чтению [14, с. 209-220].

Первая связана с содержанием и направлением обучения: методический аппарат. Цель уроков литературного чтения в методике начальной школе, научить обучающихся, читать художественную литературу, дать необходимые знания к последующему изучению литературы в основной школе, побудить интерес к чтению и положить истоки развития грамотного правильного чтения;

К первой же группе условий относится соблюдение принципов отбора круга чтения:

1) эстетический. Предмету изучения принадлежит литературное произведение как эстетическая значимая часть;

2) целостности. Основывается на системе взглядов современного литературоведения о художественном произведении как о целостности;

3) доступности. Содержание этого принципа определяется, как готовность читателей вполне соответствующе принимать основную художественное содержание произведения;

4) принцип читательских интересов обучающихся: все произведения должны побуждать намерения почувствовать яркие эмоции, желание читать самостоятельно;

5) принцип целевой: изучение произведений для литературного развития школьников;

6) принцип яркого проявления изображения действительности в образах изучаемого произведения:

— учитываются возрастные и психологические особенности учеников;

— учитывается структура читательского интереса.

Интерес не принадлежит врожденному качеству личности ребенка, а формируется в деятельности человека и проходит многообразный и противоположный путь развития интереса.

Вторая группа условий включает организацию развития учения:

— на первом этапе главное внимание уделяется технике чтения;

— употребление разных форм деятельности (внеклассная работа, работа с родителями).

Третья группа формируется отношениями, между учениками и учителем. Надо создавать учителям особенную доверительную атмосферу на уроке, важность общения между учителем и школьниками, и средством выходит литература как вид искусства.

Одна из важных задач современной российской школы – сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к системному образованию и самообразованию. Решить эту задачу нельзя без создания стойких, устойчивых познавательных мотивов учения, познавательного интереса, неизменного желания погрузиться в область познания.

Познавательный интерес – это мотив и лежит он в самом начале учебной деятельности, придающий ей творческий, активный характер.

Познавательный интерес характерны три обязательные моменты:

  1. положительные чувства по отношению к учебе;
  2. присутствие познавательной стороны этих чувств, т. е. радость познавания и познания;
  3. наличие непосредственного мотива от работы, т. е. деятельность сама по себе интересует и побуждает ею заниматься, самостоятельно от других мотивов.

В познавательной деятельности, которая протекает под влиянием познавательного интереса, возникает: деятельный поиск; предположение; исследовательский подход; готовность к решению задач.

Эмоциональные проявления, в познавательном интересе: чувства удивления, восхищения; чувство предположения чего-то нового; чувство интеллектуальной радости; чувство ситуации успеха.

В познавательном интересе находятся такие взаимосвязанные процессы:

— умственно-духовные – последовательные действия и методы (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;

— эмоциональные – ощущение душевного беспокойства от успеха, радости познания, гордости за свои результаты, удовлетворение своей деятельностью;

— регулятивные – волевые намерения, помыслы, целенаправленность, упорность в достижении цели, сосредоточенность, принятие решений;

— активные – мысленное представление, понимание, создание новых образов.

Итак, занятие будет познавательным тогда, когда школьники в ходе его: думают; удивляются; внимательны; фантазируют.

Л. С. Выготский писал, что когда обучение идет впереди развития, то только тогда оно может быть хорошим. Тогда оно возникает и вызывает к жизни много других значений, которые лежат в зоне ближайшего развития.

У всех детей имеется потребность считать себя осведомленным, одаренным, добивающийся успеха [7, с. 375].

В школе в работе учебной деятельности развиваются все стороны личности, но главное значение в этот период развивается речь как средство обладателя и передачи информации, овладение техникой чтения, более широкий круг чтения, развивается читательская самостоятельность.

Рассмотрев и изучив психолого-педагогическую литературу, можно сделать такой вывод:

— интерес обладает важнейшей ролью в мотивации учения, в снижении учебной перегрузки, повышении качества знаний;

— развивается интерес в процессе изучения конкретных предметов;

— интерес социально обусловлен, его можно стимулировать и формировать.

Проблему развития интереса к чтению решается утвердительно, если будут учтены: структура читательского интереса; положение будет отбираться круг чтения; разные формы и методы работы; взаимоотношения между учителем и обучающимися.

Интерес к чтению образуется в том случае, когда читатель читает с сознанием понять, о чем говорится в тексте, и у него развиваются учебнопознавательные мотивы чтения [15, с. 49].

Читательский интерес – это направленный интерес, проявляемый в отношении читателя к опыту, который заключается в книгах, и к своей способности самостоятельно приобретать этот опыт из книг. Верное проявление читателем интеллектуальной и эмоциональной активности, чтобы стараться ориентироваться в книжном мире, в книге, в тексте, как главном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт [9, с. 11-13].

Строение читательского интереса:

  1. Созерцательный интерес.
  2. Интерес к процессу чтения.
  3. Интерес к содержанию прочитанной книги.
  4. Интерес активного увлечения чтением.

Пассивный или созерцательный интерес определяет первоначальную стадию в развитии интереса к чтению. Предметом интереса в данном случае ещё глубоко не осмысленно, не выделяется главное в наблюдениях.

Интерес к процессу техники чтения. Важно ввести действие выработки навыков чтения у детей в эмоциональную, интересную деятельность.

Интерес к содержанию прочитанного (познавательного) начинается из желания детского чтения. Любое чтение есть познание действительности. Это и есть конкретно-эмоциональное познание, близкое к формам восприятия окружающей жизни, как видение, осознание, слушание.

Интерес активного интереса чтением – наивысшая ступень развития читательского интереса [15, с. 57].

Интерес к чтению имеет три группы основных качеств:

  1. Эмоционально-ценностное отношение к книге.
  2. Уровень читательской самостоятельности.
  3. Читательский кругозор.

Эмоционально-ценностное отношение – это определенный порядок норм отношений к миру, к деятельности, к людям, которая обусловливается тем, что предполагается усвоение эмоционального опыта, накопленного человеком, и овладение системы ценностей, программируемые обществом.

С. Я. Соловейчик отмечает, что нет наслаждения книгой, если нет чтения, значит, нет читателя. Безынтересное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге – это не чтение. Любование искусством автора, рассказывание слова с удовольствием, восторг по поводу удачного высказывания, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной содержания – вот чтение [19, с. 12].

Необходимо задавать ребёнку вопрос, интересна или нет ему книга. Пусть рассматривают 2-3 книги, чтобы выбрать из них: по собственному выбору ученик будет читать охотнее [10, с. 3].

Первой закономерностью организации чтения считается знакомство через общую литературу к большому, взрослому миру чувств, мыслей, событий, явлений – это подталкивает развитие личности детей.

Второй закономерностью можно назвать закономерность возрастных соответствий. По ней формируется «золотая библиотека». Любимые книги для детей данного возраста.

Третей закономерностью можно считать закономерность возрастных ограничений: ни в коем случае не надо принуждать ребёнка за то, что он в определённом возрасте не поймёт и неправильно объяснит, и надо дать специально продуманные произведения, которые он поймёт безоговорочно [10, с. 4].


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф