Заявка на расчет
Меню Услуги

Формирование диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в театрализованной деятельности. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

2.1. Цель, задачи и организация констатирующего исследования

 

Цель констатирующего эксперимента – выявить особенности связной диалогической речи у дошкольников с ОНР.

Задачи эксперимента:

  1. Изучить исходное состояние связной диалогической речи детей с общим недоразвитием речи.
  2. Выявить уровень сформированности связной речи у дошкольников старшего возраста с ОНР.

Диагностическое исследование проводилось с двумя группами детей – экспериментальной и контрольной:

  • в экспериментальную группу вошли старшие дошкольники, посещающие логопедическую старшую группу (5-5,5 лет) с общим недоразвитием речи;
  • контрольную группу составили дошкольники того же возраста с нормальным речевым развитием, посещающие массовую группу ДОУ.

Всего в констатирующем эксперименте принимало участие 20 человек, по 10 испытуемых в каждой группе

Изучение анамнеза детей экспериментальной группы показало, что у 60% матерей (6 человек) во время беременности наблюдались обострения хронических заболеваний (пиелонефрит, гипертония, ревматизм); 70% матерей перенесли ОРВИ; у большинства женщин (8 из 10) наблюдался токсикоз в I триместре беременности; 3 женщин перенесли поздний токсикоз беременных; у 4 будущих матерей беременность проходила с угрозой прерывания.

Особенности течения родов: стремительные или затяжные роды отмечены в 3 случаях (30%); асфиксии в родах – в одном случае (10%); кесарево сечение – 2 случаях (20%); роды в срок, патологии не выявлено – 1 случае (10%).

Соматическое состояние всех обследуемых детей экспериментальной группы ослабленное; по заключению участковых педиатров, 60% детей (6) относятся к группе ЧБД ‒ часто болеющих детей.

Раннее психомоторное развитие у 60% детей соответствовало возрастной норме, у 40% детей протекало с задержкой.

У всех детей наблюдалась задержка речевого развития. Раннее речевое развитие детей характеризовалось своевременным появлением гуления и лепета, но наблюдалась задержка появления первых слов  и фразовой речи.

Интеллектуальное развитие дошкольников экспериментальной группы, согласно заключению психоневролога, соответствует норме.

Согласно заключению ПМПК речевой статус детей: ОНР, III уровень речевого развития.

На основании изученной психолого-педагогической документации и беседы с педагогами нами были выявлены характерные особенности детей с ОНР, отобранных для участия в эксперименте, а именно:

1) неустойчивое внимание, отмечаются периодические его колебания,

2) неравномерная работоспособность и быстрая утомляемость;

3) общая расторможенность группы, эмоциональные вспышки в виде немотивированной агрессии, слез, капризов со стороны детей;

4) наблюдается сниженный интерес к совместным играм детей;

5) дети испытывают трудности при общении в процессе совместной игры, диалог не разворачивается, реплики стереотипны.

Констатирующее исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе проводился отбор детей в экспериментальную и контрольную группы, изучались анамнезы, истории развития детей обеих групп, психолого-педагогические характеристики, анализировались результаты логопедического обследования детей экспериментальной группы с целью уточнения клинических, психолого-педагогических особенностей детей, а также с целью уточнения речевого статуса детей, участвующих в исследовании.

На втором этапе осуществлялось экспериментальное исследование. На данном этапе использовались специально подобранные методики с учетом возраста детей и программных рекомендаций Н.В. Нищевой [48] и Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, Г.В. Чиркиной [53], направленные на исследование диалогической речи и речевой активности дошкольников, а также социальных аспектов общения.

Обследование проводилось в первой половине дня в процессе специально организованных занятий, продолжительностью 15-20 минут каждое (в отдельном кабинете логопеда). В один день детям предлагалась одна методика для обследования, чтобы избежать фактора утомляемости и повторяемости. Диагностическое обследование проводилось по единому плану в обеих группах, экспериментальный материал и очерёдность предъявления заданий не менялись.

На третьем этапе исследования осуществлялся качественный анализ экспериментальных данных и их количественная обработка, после чего результаты исследования обобщались и на их основе формулировались выводы о состоянии диалогической речи у дошкольников с ОНР, которые легли в основу методики формирующего эксперимента.

 

2.2. Методика констатирующего эксперимента

 

Проведенный анализ литературных источников, который показал, что у детей с ОНР отмечаются самые различные нарушения общения (как речевые, так и психологические), позволил составить диагностический комплекс, соответствующий цели и задачам нашего исследования.

На первом этапе диагностического обследования были использованы две серии заданий ‒ беседа с ребенком по методике Р.Е. Левиной (для определения, каким образом дети 6 лет могут вступать в диалог с незнакомым человеком, поддерживать его на элементарном уровне), и методика М.И. Лисиной, направленная на выявление ведущей формы речевого общения.

Первая серия заданий предполагала установление контакта с каждым ребенком, создание позитивной атмосферы дружеского общения. Беседа была направлена и на выявление уровня понимания ребенком обращенной речи, понимание ее вне ситуационного контекста, т.е. при переходе от одной ситуации к другой. При затруднениях (длительность в выполнении, затруднения вначале выполнения задания, перерыв в повествовании) оказывалась помощь в виде побуждающих, наводящих и уточняющих вопросов.

Беседа с ребенком предполагала комплексное исследование его возможностей в речевой коммуникации: умение вступать в контакт, эмоциональный характер общения, развитие навыков связной речи.

Основное внимание при этом уделялось анализу различных критериев оценки процесса речевого общения, предложенных Р.Е. Левиной:

– Коммуникабельность ребенка, желание выполнять предложенное задание, активность общения, инициативность в общении с собеседником.

– Экспрессивность общения: использование мимики, жестов, пантомимики и других невербальных средств; эмоциональное состояние ребенка, интонационная выразительность речи.

– Степень самостоятельности в общении, использование помощи при выполнении заданий.

– Полнота изложения предложенного текста, смысловое соответствие воспроизводимого материала заданному образцу, связность, последовательность и логичность высказывания.

– Речевые средства, с помощью которых продуцируются высказывания детей: лексическая наполняемость и грамматическая правильность речи, типы используемых предложений.

Критерии оценки используемых детьми средств общения, предложенные Р.Е. Левиной, предусматривают соответствующую бальную оценку. Высшая оценка выполнения задания равнялась 10 баллам. Нами были использованы следующие обозначения для дифференциально-диагностических уровней сформированности навыков речевого общения: высокий уровень, достаточный уровень, недостаточный уровень, низкий уровень.

Высокий уровень (8–10 баллов) – самостоятельное, исчерпывающее, логически-последовательное отображение предмета речи, точность, полнота использования лексики, наличие грамматически правильного оформления предложений, интонационная выразительность, активность ребенка в общении, проявление им личной заинтересованности в выполнении заданий, понимание инструкции.

Достаточный уровень (4–7 баллов) – отдельные неточности, затруднения в воспроизведении текста, единичные аграмматизмы, незначительная помощь экспериментатора в виде подсказок; ребенок участвует в общении чаще всего по инициативе взрослого, сравнительно мало используются невербальные средства общения.

Недостаточный уровень (1-3 балла) – нарушение в логико-смысловой и структурной организации текста, необходима помощь со стороны экспериментатора. Для высказываний ребенка характерны бедность словаря, неточность лексики, грубые аграмматизмы; ребенок не проявляет должной активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданиям, невнимательность, речь ребенка интонационно недостаточно выразительна.

Низкий уровень (0 баллов) – неумение реализовать поставленную задачу или отказ от его выполнения.

С помощью второй серии экспериментальных заданий выявлялась ведущая форма речевого общения детей. Для выявления формы общения дошкольников с взрослыми применялось апробированная на детях с нормальным речевым развитием методика М.И. Лисиной, которую мы использовали в своем исследовании в модифицированном варианте.

Первая модель ‒ ситуативно-деловая форма общения. В этой коммуникативной ситуации организовывалась игра с участием взрослого. Экспериментатор предварительно рассказывал ребенку о том, в чем состоит игра, как пользоваться игрушками, после чего ребенок начинал свою игру. Взрослый наблюдал за действиями ребенка и оказывал ему помощь в случае, если она требовалась: отвечал на вопросы, откликался на реплики-высказывания ребенка. В этой коммуникативной ситуации общение ребенка со взрослым протекало на фоне практических действий с игрушками.

Вторая модель реализует внеситуативно-познавательную форму общения. Общение осуществлялось на фоне чтения ребенку и обсуждения книг. Книги были подобраны соответственно возрасту детей и имели познавательно-воспитательный характер. Взрослый читал книгу, объяснял, что нарисовано на картинках, давал возможность ребенку сообщить о своих знаниях о предмете (теме) текстового сообщения, подробно отвечал на вопросы. Тему беседы и конкретную книжку ребенок выбирал из ряда предложенных.

Третья модель ‒ модель внеситуативно-личностной формы общения. В этой коммуникативной ситуации проводилась беседа с детьми на темы из их личного опыта. Экспериментатор задавал вопросы ребенку: о его семье, друзьях, отношениях с другими детьми в группе; «в ответ» взрослый рассказывал о себе, друзьях, о поступках разных людей, старался быть активным участником беседы.

Выявление особенностей различных форм общения детей с ОНР со взрослым осуществлялось следующим образом. Экспериментатор приводил ребенка в комнату, где на столе были разложены игрушки и книги, и спрашивал, как бы он хотел поиграть: с игрушками, почитать книжку или просто поговорить. Экспериментатор организовывал ту деятельность, которую предпочел ребенок; затем ребенку предлагал на выбор один из двух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не мог самостоятельно сделать выбор, взрослый предлагал ему выполнить последовательные действия: сначала поиграть, потом почитать, а затем поговорить.

В каждой организуемой коммуникативной ситуации помимо ребенка участвовал экспериментатор. Каждая коммуникативная ситуация длилась не более 15 минут.

На втором этапе диагностического обследования было проведено изучение особенностей диалогической речи и речевой активности у старших дошкольников с ОНР. С этой целью было проведено исследование, основным методом которого являлось «невключенное» наблюдение за игрой детей.

Наблюдение позволяет исследовать ребенка в естественных условиях его жизнедеятельности. Наше наблюдение проводилось один раз с целью сравнения поведения разных детей в одних и тех же условиях.

Для выявления особенностей диалогической речи и общения в процессе совместной деятельности у 5-6 летних дошкольников был проведен ряд внешних наблюдений за свободной игровой деятельностью в специально организованной ситуации. Эксперимент проводился в естественных условиях – в игровом уголке тех групп, которые посещали дети экспериментальной группы.

Организация эксперимента заключалась в том, что давала каждому ребенку возможность проявить имеющийся у него уровень развития диалогических умений. Это обеспечивалось специальным подбором игрушек, провоцирующих совместную игру. Кроме обычных сюжетных игрушек (куклы, кукольная мебель, машинки, кубики и конструктор), детям были предложены наборы игрушек для совместных игр (фланелеграф с персонажами сказок, пальчиковый театр, наборы игрушек для игры в доктора, в магазин, в парикмахерскую, пластмассовые автомобили и парковку).

Исследование начиналось с момента, когда дети перестали обращать внимание на экспериментатора.

Приблизительная длительность наблюдения за игрой пары детей составляла 15-20 минут, так как  по истечении этого времени большинство детей начинали проявлять усталость, либо уходили из игрового уголка.

Качественный анализ результатов наблюдений проводился по следующим критериям, раскрывающим характерные особенности диалогической речи, совместной деятельности и речевой активности дошкольников с нормально развитой речью и с ОНР:

– Содержание игровой деятельности: являются ли социальные отношения содержанием игры или в игре имеется лишь «предметный план».

– Взаимодействие со сверстниками в игре: выражено ли стремление играть вместе или дети просто играют рядом.

– Речевое общение: общее количество обращений к партнеру, частота возникновения диалогов.

– Цель обращений: словесная констатация или объяснение содержания выполненного действия; просьба о помощи и отзыв на просьбу; наличие и характер ролевых высказываний; сопровождающие высказывания; планирование игровых действий; безадресные высказывания; формальные высказывания; высказывания бытового, а не игрового характера; высказывания, приглашающие к игре; «отталкивающие», отказывающие в игре высказывания.

Для определения уровня развития навыков диалогической речи  у старших дошкольников двух обследуемых групп была использована (с некоторыми изменениями) методика А.Г. Арушановой «Оценка уровня диалогического общения».

Оценка производится по ряду параметров, отражающих основные характеристики коммуникативно-речевого общения:

– Содержание (ориентировка на игру; ориентировка на ребенка-партнера).

– Диалогические отношения (инициативность высказываний; «воздейственность» высказываний – партнер отвечает действием или словом на инициативу сверстника;).

– Средства общения (единичное высказывание; диалогический цикл – два взаимосвязанных высказывания двух партнеров на одну тему; сопряженный цикл – три взаимосвязанных высказывания двух партнеров на одну тему).

– Коммуникативно-семантический тип высказывания (вопрос – запрос информации; комментарий, обсуждение; побуждение к действию).

– Способы общения (адресованность, доброжелательность, аргументированность).

 

2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента

 

Результаты исследования уровня сформированности навыков диалогического общения по методике Р.Е. Левиной у старших дошкольников с общим недоразвитием речи были систематизированы и представлены в таблице 1 и на диаграмме 1.

 

Таблица 1

Уровень развития свободного диалогического общения у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи

№ п/п Ф.И ребенка Уровень
1 Настя А. Низкий
2 Дима Б. Средний
3 Маша В. Низкий
4 Даня Ж. Низкий
5 София К. Низкий
6 Рома К. Условно нулевой
7 Маша Л. Низкий
8 Егор Л. Низкий
9 Даниил С. Средний
10 Никита Ш. Низкий

Анализ данных показал, что ни у одного ребенка экспериментальной группы не было отмечено высокого или минимально достаточного уровня сформированности навыков свободного диалогического общения.

У двух детей (Дима Б., Даниил С.) был выявлен недостаточный уровень сформированности навыков диалогического общения – 20%. Они быстро устанавливали контакты со взрослым. Но у них быстро возникала усталость от общения, наблюдалась своеобразная стереотипность способов общения. Эти дети затруднялись отвечать на некоторые вопросы, иногда отвечали на них только при помощи подсказок. В спонтанной речи детей отмечены отдельные неточности, единичные аграмматизмы.

У 7 детей (70%) выявлен низкий уровень навыков диалогического общения. У этих детей отмечались нарушения в структурировании речевых высказываний, бедность, неточность лексики, аграмматизмы, этим детям требовалась постоянная помощь со стороны экспериментатора.

У одного ребенка (Рома К.) навыки диалогического общения с использованием вербальных средств коммуникации были практически не сформированы. Ребенок совсем не проявлял какой-либо активности и инициативности в беседе.

Наглядно результаты по данной методике представлены в диаграмме 1.

Диаграмма1. Общий уровень сформированности свободного диалогического общения у детей с ОНР (в % от общего числа детей)

Анализ данных констатирующего исследования позволяет сделать вывод о том, что у дошкольников с ОНР отмечается недостаточное развитие навыков диалогического общения, выражающееся в трудности вступления в контакт с окружающими людьми.

Далее представлены результаты выполнения детьми второй серии заданий (по методике М.И. Лисиной), таблица 2, диаграмма 2.

Таблица 2

Преобладающая форма речевого общения у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи

№ п/п Ф.И ребенка Форма общения
1 Настя А. внеситуативно-познавательная
2 Дима Б. внеситуативно-познавательная
3 Маша В. ситуативно-деловая
4 Даня Ж. ситуативно-деловая
5 София К. внеситуативно-познавательная
6 Рома К. ситуативно-деловая
7 Маша Л. ситуативно-деловая
8 Егор Л. ситуативно-деловая
9 Даниил С. внеситуативно-познавательная
10 Никита Ш. ситуативно-деловая

 

 

Проведенное исследование показало, что у детей экспериментальной группы сформированы в основном ситуативно-деловая (60% случаев) и внеситуативно-познавательная (40%) формы общения (диаграмма 2).

Диаграмма 2. Соотношение ведущих форм речевого общения у детей

шестого года жизни с ОНР

 

Дальнейшее диагностическое исследование с целью более подробного изучения диалогической речи у детей с ОНР было проведено с двумя группами детей – с нормальным и нарушенным речевым развитием.

Сравнивая результаты наблюдений за коммуникативной деятельностью дошкольников с ОНР в процессе совместной свободной игры с результатами наблюдения за детьми с нормальным развитием речи, мы могли наблюдать следующую картину (таблица 3).

 

 

 

 

 

Таблица 3

Сравнительный анализ качественных показателей коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР и детей с нормальным развитием речи

Критерии Дети с общим недоразвитием речи Дети с нормальным развитием речи
Взаимодействие со сверстниками в игре Не выражено 3 0
Слабо выражено 6 2
Выражено 1 8
Содержание игровой деятельности Предметно-действенное 8 1
социальное 2 9

 

Анализ данных наблюдения показывает, что у дошкольников с ОНР преобладает предметное содержание игровой деятельности, в то время как у дошкольников с нормальной речью достаточно отчетливо проявляется и социальный характер игр.

Общая продолжительность общения в ходе совместных игр и предметной деятельности у детей с ОНР составляла от 6 до 18-ти минут (в среднем – 12,5), в то время как у детей с нормальным развитием речи – от 12 до 24-х минут (в среднем  ‒ 18,5).

Исследование показало, что игровое взаимодействие детей с ОНР со сверстниками слабо выражено, или не выражено вовсе; у дошкольников с нормальной речью оно имеет выраженный характер и проявляется в большинстве случаев совместной игровой деятельности.

Среди высказываний старших дошкольников обеих обследуемых групп преобладают обращения к сверстнику. При этом дети с ОНР гораздо реже обращаются к партнеру по игре, у них существенно ниже «частота» возникновения диалогов, по сравнению с детьми с нормальным развитием речи.

Анализ данных наблюдений за детьми показывают серьезные различия в качественных характеристиках диалогического взаимодействия у детей с нормой речевого развития и детей с ОНР.

Так, у детей с нормальным речевым развитием диалогическое общение имеет более длительный и содержательный характер, а у детей с ОНР он чаще всего ограничивается несколькими фразами-высказываниями.

Дети с нормальным развитием речи в большинстве случаев общаются на протяжении всего игрового взаимодействия. У детей с нормой речевого развития диалог часто служил целям обсуждения и планирования игровых действий, как, например, у Софьи Е. и Маши П.:

— Давай поиграем в «Сказку». Ты знаешь сказку «Гуси –лебеди»?

— Да, мне мама читала и в саду Марина Станиславовна.

— Я буду девочкой, а ты Печкой.

— Нет, я буду Яблонькой, давай позовем Настю в игру

—  Нет, нам надо вдвоем играть.

— Тогда давай по очереди говорить.

Так же часто в процессе диалога дети обсуждали и комментировали игровые действия.

Как показали наблюдения, обычно у детей с ОНР диалог возникает при стремлении скорректировать действия партнера, причем чаще всего к собственно игровой деятельности он отношения не имеет. Примером этому служит диалог Никиты Ш. и Дани Ж.:

Подай мне вон ту штуку, с колесиками.

– На.

– Спасибо.

.

Анализ данных исследования позволяет сделать вывод о том, что у детей с ОНР несформировано умение вести диалог во время совместной игровой деятельности.

Значительно отличаются и цели речевых высказываний у детей с нормальным развитием речи и детей с ОНР.

У детей с нормальной речью ролевые высказывания наблюдались достаточно часто.

На втором месте по частоте у детей контрольной группы идут бытовые, неигровые высказывания. Например, Настя Б. и Юра Н. много обсуждали свои новости.

На третьем месте по частоте – высказывания, носящие сопровождающий характер, как, например, у девочек, играющих в куклы: «Приготовим нашим куклам обед», «Нужно их покормить». В ряде случаев эти высказывания были направлены на то, чтобы скоординировать действия: «Куда поставить тарелку? Нет, она сядет сюда, а сюда поставь чашку», «А куда этот кубик положить? Давай я сюда положу, тут больше места».

Планирование игровых действий занимает четвертое место по частоте высказываний. Дети с нормой развития стремятся скоординировать свои действия, спланировать игровой процесс: «Давай сходим в магазин, продуктов мало», «Давай купим виноград и апельсины, и бананы.  Тортик еще возьмем. А, потом мы пойдем с ними (куклами) погулять»

Пятое место по частоте возникновения занимают высказывания, фиксирующие или объясняющие действия ребенка. Например, дети, играя с  машинами и трехярусной парковкой, словесно фиксируют игровые действия друг друга: «стоп», «тормози», «поехали», «пи-бип».

Безадресные, формальные высказывания, когда ребенок не ждет ответа и не нуждается быть услышанным, занимают в игровой деятельности детей с нормой речевого развития незначительное место (2,2 %).

Как показал количественный анализ данных исследования, у детей контрольной группы высказываний, приглашающих к игре, больше, чем отказывающих в игре.

Наиболее распространенным приглашением к игре являются предложение принять участие в конкретной игровой ситуации: «Во что мы будем играть? Давай в дочки-матери или в парикмахерскую?».

Высказывания отталкивающие, отказывающие в игре, возникали в единичных случаях и только в тех случаях, когда ребенка предложенная игра не устраивала («Я не хочу кушать! Пусти!»), или когда назревал конфликт («Уйди отсюда! Не трогай!»).

Иную картину диалогического общения мы наблюдаем у детей с ОНР.

Чаще всего дети с ОНР сопровождали свои действия малоинформативными комментариями. Например: Егор Л. отпускал машинку с горки: «Вж-жи-их! В-ж-жи-х! Ух ты, как классно!» и устраивал гонки с машинками: «Вж-жих! Моя  выиграла. Вж-жих, теперь красная».

Второе место по частоте возникновения занимают бытовые, неигровые высказывания.

          На третьем месте по частоте – фиксация или объяснение действия.

На четвертом месте – высказывания, которые носили формальный характер или являлись безадресными. Например, дети перебирали игрушки, называя их. Даниил расставлял на столе игрушечных животных: «Лев, медведь, корова, свинья, лиса, собака, это, как ее, овеч-ка».  Маша– кукольную посуду: «Тарелку сюда надо, вилку слева надо, нож справа, стакан сюда положу».

Ролевые высказывания у детей с ОНР занимают только пятое место по частоте. Чаще всего это единичные ролевые высказывания: София К. кормит куклу: «Вот, кусай яичницу, чай пей».

Планирующие высказывания наблюдаемых нами детей с ОНР чаще всего представляли собой констатацию сиюминутного игрового намерения ребенка и носили общий характер: «Я гараж… буду строить»; «Сейчас будем готовить… обед. Надо чаю налить»; «Я буду играть с машинками»; «Я буду делать прическу»

Дети с ОНР, так же как и дети с нормальным развитием речи, редко обращались друг к другу за помощью в процессе игровой деятельности.

Количественный анализ данных исследования показал, что дети с ОНР при общении больше используют отталкивающие высказывания, нежели высказывания, приглашающие к игре.

Высказывания, приглашающие к игре, единичны и чаще всего возникают импульсивно. Например, Маша предлагает Насте присоединиться к игре с куклами: «Иди сюда» и т.п.

Преобладание отказывающих в игре, отталкивающих реплик-высказываний говорит о том, что у дошкольников с ОНР стремление играть вместе пока еще не выражено, а сама совместная игра затруднена.

Итак, в результате обработки данных обследования, дети экспериментальной и контрольной групп были условно распределены по уровням развития диалогического общения:

Высокий уровень. Ребенок при общении ориентируется на партнера-сверстника, обращается к нему и отвечает словом и действием на его обращения или реплики-высказывания. Общение между детьми происходит в виде обмена рядом взаимосвязанных высказываний. Дети обращаются друг к другу с вопросами, а также побуждающими, комментирующими и рассуждающими репликами-высказываниями. Дети общаются доброжелательно.

Средний уровень. Ребенок в основном ориентируется на игровую ситуацию, но эпизодически ориентируется и на партнера-сверстника, обращается к нему; отвечает на его высказывания в основном практическими действиями. Комментирует свои действия и действия партнера, однако самостоятельного развернутого диалога не происходит. Общение доброжелательное.

Низкий уровень. Ребенок преимущественно играет сам, не обращая внимания на партнера. Действует молча либо комментирует свои действия, при этом ни к кому прямо не обращаясь. Не отвечает на высказывания партнера либо вступает с ним в конфликтные отношения. Речевая активность либо отсутствует, либо резко ограничена.

Распределение по уровням развития диалоговой формы общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей с нормальным речевым развитием представлено в таблице 5.

 

Таблица 5

Распределение детей с ОНР и детей с нормальным развитием речи по уровням развития диалогической речи

Дети с общим недоразвитием речи Дети с нормальным развитием речи
1 Настя А. средний 1 Настя Б. высокий
2 Дима Б. низкий 2 Сергей В. средний
3 Маша В. средний 3 Софья Е. средний
4 Даня Ж. низкий 4 Марина З. высокий
5 София К. низкий 5 Женя И. высокий
6 Рома К. низкий 6 Максим И. средний
7 Маша Л. средний 7 Юра Н. высокий
8 Егор Л. низкий 8 Маша П. высокий
9 Даниил С. низкий 9 Дима П. высокий
10 Никита Ш. низкий 10 Кирилл Я. средний

 

Из приведенных данных видно, что в группе старших дошкольников с общим недоразвитием речи у 3 детей (30%) диалогическая форма общения сформирована на среднем уровне, а у 7 (70%) – на низком уровне (рисунок 6).

В группе старших дошкольников с нормальным речевым развитием у 60% детей выявлен высокий уровень развития диалогической речи, а у 40% – средний уровень.

 

 

 

 

 

Дети с общим недоразвитием речи Дети с нормальным развитием речи

 

Рисунок 6. Уровни развития диалогической речи у дошкольников с ОНР и детей с нормальным развитием речи

 

В целом, данные об особенностях рече-коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о необходимости специального обучения дошкольников с ОНР диалогической речи и навыкам общения. Низкая потребность детей с ОНР в речевых контактах, их неумение инициировать и поддерживать диалогическое общение и взаимодействие ставят педагогов перед необходимостью поиска и совершенствования технологий воздействия на речевые коммуникативные процессы.

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

 

  1. Для изучения исходного уровня и особенностей связной речи было проведено констатирующее исследование, в котором участвовали дети с ОНР. Методика диагностики состояла из заданий, позволяющих оценить состояние диалогической речи во время беседы со взрослым, различных ситуаций общения с ним, а также во время совместной деятельности детей друг с другом.
  2. Анализ показал, что у детей дошкольного возраста с ОНР снижена потребность к общению ‒ как с взрослыми, так и со сверстниками. Обращение к взрослому как к партнеру по деятельности отмечается достаточно редко. Сравнительно мало контактов, обусловленных стремлением к познанию окружающей действительности, редко наблюдаются личностные контакты с взрослым.
  3. Для детей с ОНР характерны бедность содержания и структурная неполнота используемой фразовой речи. Во время эксперимента большинство детей постоянно испытывали коммуникативные проблемы: снижение речевой активности, ситуативность речи, малообщительность, мало инициативность и др.
  4. Из проведенного исследования можно сделать вывод о том, что спонтанная речь дошкольников с общим недоразвитием речи носит преимущественно ситуативный характер; у детей не сформированы навыки и умения связного изложения своих мыслей, для них характерна подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространенными предложениями.
  5. У детей с ОНР наблюдались следующие нарушения диалогической речи: нарушения логичности и связности высказывания, односложность ответов, неумение правильно выразить мысль, ошибки и трудности в выборе языковых средств и грамматическом оформлении предложений, неумение общаться в группе и участвовать в обсуждении замысла, неумение договариваться друг с другом, отсутствие инициативы. На основе анализа высказываний детей, можно сделать вывод, что дошкольники с ОНР овладевают лишь самыми простыми формами диалогического общения со сверстниками: отсутствуют высказывания-рассуждения, необходимая аргументация. У детей с ОНР наблюдается интерес к сверстникам, отмечаются попытки привлечь внимание к себе, но диалог не «складывается»: каждый ребенок говорит о своем, не слушает партнера, не отвечает на его вопросы и реплики. Эти недостатки мешали детям, вследствие чего испытуемые затруднялись вступать в общение, поддерживать и завершать диалог.
  6. Исследование старших дошкольников с общим недоразвитием речи и детей с нормальным развитием речи позволило выделить ряд специфических особенностей детей с ОНР, затрудняющих нормальное диалогическое взаимодействие между ними:

– умение вести диалог у детей с ОНР недостаточно развито. Предметное содержание игрового общения таких детей, как правило, обеднено и стереотипно;

– дети с ОНР не стремятся к активному взаимодействию в ходе игры. Действия детей чаще всего носят характер «деятельности рядом».


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф