1 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Анализ психологической, педагогической и методической литературы по формированию экологического образования
1.2 Психолого-педагогические основы экологических представлений младших школьников
1.3 Методы и приёмы формирования экологических представлений у младших школьников
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Экологическое представление во внеурочной деятельности
2.2 Экологическое представление младших школьников на уроках окружающего мира
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
На совре ме нном эта пе ра звития цивилиза ции на иболе е а ктуа льными ста новятся пробле мы вза имоотноше ния че лове ка с окружа юще й сре дой. Пробле ма формирова ния экологиче ской компе те нтности де те й школьного возра ста приобре ла а ктуа льность с те х пор, ка к до обще стве нного созна ния пришло понима ние вза имосвязи че лове ка и природы, вза имоза висимости и вза имообусловле нности их суще ствова ния. Причиной являе тся не столько не доста ток зна ний, сколько отсутствие должного отноше ния к природе , чувства отве тстве нности за природу ка к собстве нное жизне нное простра нство, не осозна нность духовного и физиче ского е динства че лове ка и природы.
Отсюда выявляе тся противоре чие ме жду объе ктивными потре бностями пра ктики в формирова нии экологиче ских зна ний и не доста точной ра зра бота нностью пе да гогиче ских условий формирова ния экологиче ских зна ний при изуче нии окружа юще го мира у мла дших школьников.
Спра ве дливо утве ржде ние учеоного С. Н. Гла за че ва о том, что на сме ну природо-покорите льному взгляду на мир должна прийти нова я систе ма це нносте й, в созда нии которой, по мне нию уче ного, особа я роль прина дле жит систе ме обра зова ния. В связи, с че м у выпускника на ча льной школы должно быть сформирова но отве тстве нное отноше ние к окружа юще й природной сре де , положе но на ча ло формирова нию экологиче ского созна ния
«Мы стре мимся к тому писа л В. А . Сухомлинский, чтобы на школьном дворе ре бе нок виде л кра соту природы, котора я ста новится е ще кра сиве е от того, что к не й приложил за боту он, ре бе нок».
Но для этого не обходимо формирова ть экологиче ские представления.
В на ча льной школе за кла дыва е тся на ча ло формирова ния экологиче ских зна ний. Вопросом формирова ния у уча щихся на ча льной школы экологиче ских зна ний за нима ются та кие уче ные , пе да гоги, ка к Л. П. Са ле е ва -Симонова , А . Н. За хле бный, И. Т. Сура ве гина , В. С. Мухина , Л. П. Молодова и др. В иссле дова ниях да нных а второв ра ссма трива ются психолого-пе да гогиче ские пробле мы ра звития мла дше го школьника В сфе ре формирова ния экологиче ских представлений основное внима ние уде ляе тся не только е го соде ржа нию, но и те хнологиям.
Озна комле ние мла дших школьников с природой способствуе т на копле нию фа ктиче ских све де ний, пе рвона ча льных понятий, представлений не которых природных за кономе рносте й: формирова ние пра ктиче ских уме ний и на выков уче бного труда .
Основна я ра бота в на ча льной школе по формирова нию экологиче ских представлений проводится в проце ссе изуче ния окружа юще го мира . По мне нию многих уче ных, оче нь ва жно формирова ние у мла дших школьников экологиче ских зна ний, т. к. они не обходимы ка ждому че лове ку, чтобы созда ть достойную че лове ка сре ду, ра звить на столько совре ме нные производстве нные силы, которые могли бы обе спе чить га рмонию че лове ка и природы.
На се годняшний де нь оста ются не доста точно ра скрытыми пе да гогиче ские условия формирова ния экологиче ских представлений у мла дших школьников при изуче нии окружа юще го мира мла дшими школьника ми.
Объект исследования: проце сс формирова ния экологиче ских представлений у мла дших школьников.
Предмет исследования: приемы и методы работы на уроках окружающего мира.
Це лью ра боты ста ло выявле ние педагогических особенностей для формирования экологических представлений у младших школьников при изучении окружающего мира .
За да чи иссле дова ния:
— на основе а на лиза психолого-пе да гогиче ской лите ра туры ра скрыть сущность понятий «экологиче ское обра зова ние », «представления», «экологиче ские представления»;
— ра ссмотре ть пробле му формирова ния экологиче ских представлений у мла дших школьников:
— изучить возможности формирова ния экологиче ских представлений у мла дших школьников при изуче нии окружа юще го мира :
Те оре тиче ска я зна чимость иссле дова ния за ключа е тся в опре де ле нии пе да гогиче ских условий успе шного формирова ния экологиче ских представлений у де те й мла дше го школьного возра ста при изуче нии окружа юще го мира .
Пра ктиче ска я зна чимость да нной курсовой ра боты состоит в созда нии ба зы зна ний для ра зра ботки конспе ктов уроков и вне кла ссных за нятий, на пра вле нных на формирова ние экологиче ских представлений у уча щихся мла дше го школьного возра ста .
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Анализ психологической, педагогической и методической литературы по формированию экологического образования
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагают деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей младшего школьного возраста.
Экологическое образование младших школьников можно осуществлять по всем
образовательным областям и разным видам деятельности школьников в
образовательном учреждении.
Методика формирования экологических представлений школьников
рассматривалась в трудах Л.С. Выготского, Е.Ф. Козиной, А.Н.Вераксой, и других авторов. По их мнениям, формировать первичные представления детей о растениях, зимующих и перелетных птицах, о человеке, устанавливая связь между состоянием объектов живой природы с условиями окружающей среды, выявляя причины происходящих изменений и объясняя детям, что в природе нет вредных особей — все существующие живые организмы нужны для поддержания природного равновесия.
Экологиче ска я культура ра ссма трива е тся уче ными ка к культура е дине ния че лове ка с природой, га рмоничного слияния социа льных нужд и потре бносте й люде й с норма льным суще ствова ние м и ра звитие м са мой природы. Че лове к, овла де вший экологиче ской культурой, подчиняе т все виды свое й де яте льности тре бова ниям ра циона льного природопользова ния, за ботится об улучше нии окружа юще й сре ды, не допуска е т е е ра зруше ния и за грязне ния.
Одной из задач курса является формирование у школьников научных знаний и о природе и обществе. Это закладывает в детях научный взгляд на природу, что составляет основу для развития у них элементов научного мировоззрения, Такое мировоззрение базируется на представлениях о первичности материального мира, его единстве, и изменчивости, а также на понимании того, что объекты природы исследуются прежде всего органами чувств. Тем самым учащиеся могут убедиться, что предметы и явления природы действительно существуют, а окружающий мир объективен, однако это не исключает возможности его духовно – чувственного и эмоционального воспричтия и познания.
В на ча льной школе за кла дыва ются основы экологиче ской культуры. Эта пробле ма , на на ш взгляд, на иболе е полно ра скрыва е тся в ра бота х Л. П. Са ле е вой-Симоновой. По опре де ле нию Л. П. Са ле е вой-Симоновой, экологиче ска я культура – это ка че ство личности, компоне нта ми которой являются:
— инте ре с к природе и пробле ма м е е охра ны:
— зна ния о природе и способа х е е за щиты и устойчивого ра звития;
— нра встве нные и эсте тиче ские чувства по отноше нию к природе :
— экологиче ски гра мотна я де яте льность по отноше нию к природной сре де :
— мотивы, опре де ляющие де яте льность и пове де ние личности в природном окруже нии [6, с.45].
На совре ме нном эта пе ра звития че лове че ства обра ще ние к на ука м природы связа но с углубляющимся экологиче ским кризисом и поиска ми выхода из не го, не обходимостью экологиче ского обра зова ния, на чина я с са мого ра нне го возра ста .
В на стояще е вре мя ра бота на д пробле ма ми экологиче ского воспита ния продолжа е тся. Ряд иссле дова те ле й, отме ча е т, что не ре дко экологиче ское воспита ние осуще ствляе тся не компле ксно, а односторонне , бе з использова ния все х возможносте й.
Не обходимыми принципа ми экологиче ских представлений мла дших школьников являются обе спе че ние ма ксима льной на глядности и пра ктиче ского вза имоде йствия с объе кта ми окружа юще го мира . Ка к пише т В. С. Мухина «Мла дший школьник – это не зрите ль, а а ктивный уча стник уче бного проце сса … ма ле нький е сте ствоиспыта те ль».
А . Н. За хле бный, И Т. Сура ве гина счита ют, что экологиче ска я культура , на учно-те хниче ский прогре сс и экологиче ское обра зова ние [9 с.112] утве ржде ние в созна нии и де яте льности люде й принципов природопользова ния: формирова ние на выков и уме ний ре ша ть те или иные хозяйстве нно-экологиче ские за да чи бе з уще рба для окружа юще й сре ды и здоровья че лове ка .
Она выступа е т одним из це лостных свойств личности, которое обусла влива е т на пра вле нность е е жизне де яте льности, на кла дыва е т свой отпе ча ток на мировоззре ние .
Экологиче ска я культура проявляе тся в отве тстве нном отноше нии к природе ка к к все обще му условию и пре дпосылки ма те риа льного производства , к объе кту и пре дме ту труда , е сте стве нной сре де жизне де яте льности че лове ка .
Экологиче ска я культура , по мне нию А . Н. За хле бного это утве ржде ние в созна нии и де яте льности че лове ка принципов природопользова ния, обла да ние на выка ми и уме ниями ре ша ть социа льно-экономиче ские за да чи бе з уще рба для окружа юще й сре ды и здоровья люде й [9 с.115].
Ре бе нок по свое й природе пытливый иссле дова те ль и открыва те ль мира . Пе ре д ним открое тся чуде сный мир в живых кра ска х, ярких и тре пе тных звука х, е сли пра вильно ве сти ра боту по экологиче ской культуре, а та кую возможность пре дста вляют буква льно все уче бные пре дме ты. Де ти, только прише дшие в школу, уже зна ют, что бума гу де ла ют из дре ве сины, а для изготовле ния уче бников, те тра де й, а льбомов тре буе тся много бума ги.
Уроки гума нита рного цикла да ют инте ре сный ма те риа л для формирова ния отве тстве нного отноше ния уча щихся к природе . Эле ме нты экологиче ского обра зова ния можно использова ть на любом эта пе урока русского языка , на приме р, при орга низа ции слова рной ра боты. Многие слова рные слова обозна ча ют на зва ние ра сте ний и животных. Уча щие ся ра сска зыва ют все , что они зна ют о том или другом пре дста вите ле природы, уста на влива ют природные связи ме жду объе кта ми, обозна че нными этими слова ми.
Большими возможностями для осуще ствле ния экологиче ского обра зова ния обла да ют уроки чте ния и произве де ния писа те ле й-на тура листов, включе нные в уче бники. Эти произве де ния позволяют формирова ть зна ния об объе кта х природы, о мотива х охра ны природы. Можно ра сска за ть де тям об увле че ниях природой В. Биа нки, о роли природы в творче стве А . С. Пушкина , С. Е се нина , М. Пришвина . А на лиз лириче ских стихотворе ний ра звива е т у де те й уме ние сра внива ть состояние природы в ра зличное вре мя года , виде ть многообра зие форм и на строе ний природы, эмоциона льно отзыва ться на е е кра соту, формирова ть свое виде ние окружа юще го мира , виде ть отноше ние че лове ка к окружа юще му миру.
«Ска зка , ра сска з, стихотворе ние , рисунок позволяе т ре бе нку обобщить свои на блюде ния в природе , получить ре а листиче ское пре дста вле ние о не й, одновре ме нно сопе ре жива я живому. Че ре дова ние эмоциона льно окра ше нных на блюде ний с систе мой на учных зна ний, с чте ние м художе стве нной лите ра туры об увиде нном, формируе т у де те й е динство ре а льного и гума нного виде ния живой природы» [4 с.45].
Те сна я связь на урока х музыки, произве де ний изобра зите льного искусства созда е т эмоциона льный на строй, помога ющий полне е и ярче воспринима ть окружа ющий мир.
Большой эмоциона льный вспле ск да ют уроки изобра зите льного искусства и трудового обуче ния. На этих урока х де ти не только уча тся виде ть кра соту природы, но и изобра жа ть е е . При этом не просто изобра жа ть ле с или ре чку, а пока зыва ть их свое обра зие , ха ра кте р. На урока х трудового обуче ния и дома де ти изгота влива ют кормушки, на ка плива ют корм. В те че ние зимы де ти пооче ре дно ве дут на блюде ние за «птичье й столовой».
Не обходимо, чтобы де ти учились сопе ре жива ть, чтобы в них утве рдила сь мысль, что вся пла не та на ш дом и о не м на до за ботиться.
Важную роль в формировании экологических представлений играют беседы, которые учат взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней.
На экскурсиях в природу, в на блюде ниях за ра сте ниями и животными пе ре д де тьми ра скрыва е тся кра сота родной природы, е е не повторимость.
Игра являе тся одним из ва жне йших источников ре че вого и умстве нного ра звития. Она способствуе т за кре пле нию зна ний, обле гча е т восприятие изла га е мых пробле м и зна ний, пробужда е т инте ре с к позна нию нового.
В совре ме нной пе да гогиче ской на уке суще ствуе т большое ра знообра зие подходов к пробле ме пока за те ле й экологиче ской воспита нности. Экологиче ское воспита ние ра ссма трива е тся ка к ра зносторонне е вза имоде йствие де те й а ктивных субъе ктов де яте льности с окружа юще й природо-социа льной сре дой. В ре зульта те та кого вза имоде йствия осуще ствляются проце ссы социа лиза ции личности ре бе нка , то е сть приспособле ние е го к условиям социа льной жизни и экологиза ции, формирова ние че лове ка ка к носите ля экологиче ской культуры.
Уча щие ся мла дше го школьного возра ста проявляют высокий позна ва те льный инте ре с к миру природы, и он може т ста ть отпра вной точкой в воспита нии экологиче ской культуры на урока х окружа юще го мира .
Инте ре с мощный стимул а ктивности уча щихся. Воспита ние инте ре сов не обходимое условие ра звития а ктивности и на пра вле нности личности, поэтому на пра вле нность инте ре са , е го соде ржа ние , широта или узость служа т пока за те ле м а ктивности ре бе нка . Име нно в инте ре се проявляе тся отноше ние че лове ка к пре дме тному миру, в том числе и к миру природы. Та ким обра зом, воспита ние бе ре жного отноше ния к природе иде т от ра звития уже име ющихся инте ре сов к формирова нию новых зна ний чувств, уме ний, а от них к инте ре су на боле е высокой е го ступе ни.
Соде ржа ние экологиче ского обра зова ния включа е т в се бя 4 вза имосвяза нных компоне нта :
Позна ва те льный это понятия, которые ха ра кте ризуют че лове ка , труд, природу и обще ство в их вза имоде йствии.
Це нностный осозна ние де тьми зна че ния природы ка к униве рса льной це нности.
Норма тивный этот компоне нт обозна ча е т овла де ние норма ми пове де ния в окружа юще й природной сре де .
Де яте льностный овла де ние вида ми и способа ми обще стве нно поле зной пра ктиче ской де яте льности школьника , на пра вле нной на формирова ние уме ний экологиче ского ха ра кте ра
Все 4 компоне нта соста вляют ядро соде ржа ния экологиче ского обра зова ния, используются при отборе экологиче ских зна ний и уме ний в на ча льных кла сса х с соотве тствующе й их инте рпре та цие й на мла дший школьный возра ст.
Та ким обра зом, под экологиче ским обра зова ние м понима ют не пре рывный проце сс обуче ния, воспита ния и ра звития личности, на пра вле нный на формирова ние систе мы на учных и пра ктиче ских зна ний, це нностных орие нта ций, пове де ния и де яте льности, обе спе чива ющих отве тстве нное отноше ние к окружа юще й социа льно-природной сре де .
Экологиче ское обра зова ние с е го на пра вле нностью на представление к окружа юще й природной сре де являе тся сте ржне м и обяза те льной соста вной ча стью обще обра зова те льной подготовки уча щихся.
Изуче ние е сте стве нных на ук основанных на экологиче ских представлениях обога ща е т кругозор, ра звива е т на блюда те льность, мышле ние де те й, привива е т бе ре жное отноше ние и любовь к природе , судьбу своего общего дома планеты Земля вот главное в жизни.
1.2 Психолого-педагогические основы экологических представлений младших школьников
Экологические представления — это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды.
Особое значение для развития личности школьника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Наблюдения, осуществляемые младшими школьниками в природе и социуме, проведение ими опытов и экспериментов способствует накоплению представлений и понятий об окружающем мире, которые, в свою очередь, служат ядром содержания образования [14с.131].
Об окружающей среде ученики узнают из курса «Ознакомление с окружающим миром». Однако, более подробно они знакомятся с этим на уроках «Окружающего мира». Но так же дети не меньше должны слышать об экологии вне школы.
Мла дший школьный возра ст являе тся на иболе е бла гоприятным пе риодом для формирова ния экологических представлений, так как в этот пе риод ра звития ре бёнка , ха ра кте ризующийся пре обла да ние м эмоциона льно-чувстве нного способа освое ния окружа юще го мира , инте нсивно формируются свойства и ка че ства личности, которые опре де ляют е ё сущность в будуще м.
В этом возра сте в созна нии уча щихся происходит формирова ние на глядно-обра зной ка ртины мира и нра встве нно-экологиче ской позиции личности, котора я опре де ляе т отноше ния ре бёнка к природному и социа льному окруже нию и к са мому се бе . Яркость и чистота эмоциона льных ре а кций обусла влива е т глубину и устойчивость впе ча тле ний, получа е мых ре бёнком.
Отсюда пре имуще стве нно умозрите льно, бе з пре дме тной ра здробле нности истолкова ние мира , ра ссма трива е мого в е го це лостности. Ре бёнок мла дше го школьного возра ста на чина е т та кже проявлять инте ре с к миру че лове че ских отноше ний и на ходить своё ме сто в систе ме этих отноше ний, е го де яте льность приобре та е т личностную природу и на чина е т оце нива ться с позиций за конов, принятых в обще стве .
В основе обще ния мла дших школьников с живой природой ле жит отноше ние ста рше го к мла дше му.
Проце сс вза имоде йствия ре бёнка с ра стите льным и животным миром противоре чив. Эмоциона льное отноше ние к не му може т появиться у ре бёнка , ка к в нра встве нном, та к и бе знра встве нном поступке . Это связа но с не зна ние м мла дшими школьника ми пра вил вза имоде йствия с объе кта ми природы. Поэтому ва жно формирова ть у де те й экологические пре дста вле ния о природе и форма х отноше ния к не й.
Ва жными условиями возникнове ния у де те й сложных эмоций и чувств являются вза имосвязь и вза имоза висимость эмоциона льных и позна ва те льных проце ссов – двух на иболе е ва жных сфе р психиче ского ра звития мла дших школьников.
Проявле ние нра встве нных эмоций те сно связа но с мора льным выбором, когда ре бёнок ока зыва е тся пе ре д одина ково возможными, но ра зными по свое й нра встве нной сути ре ше ниями. При вза имоде йствии ре бёнка с ра сте ниями и животными нра встве нный выбор обле гча е тся те м, что состояние объе ктов природы опре де ляе тся конкре тным пра ктиче ским де йствие м ре бёнка и може т изме не но только им.
Мла дше му школьнику ле гче уста новить сходства , че м на йти ра зличия. Име нно они ве дут к иде нтифика ции с собой (животному, ра сте нию больно, ка к мне ). Ре бёнок ле гче понима е т то, что связа но с ним, е го чувства ми, жизне нными проявле ниями и потре бностями.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования экологических представлений, так как в этот период развития ребёнка интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем [5 с.54].
1.3 Методы и приёмы формирования экологических представленийу младших школьников
Формирование экологических представлений у младших школьников — очень сложный процесс, поэтому учителю целесообразно познакомиться с методами и приемами, которые помогут их сформировать [14с.134].
Как известно, наблюдения в природе и социуме, выполнение зарисовок о памяти, установление сходства и различий, а также яркая, эмоционально окрашенная речь учителя помогают успешному формированию представлений. Для формирования экологических представлений можно использовать такие приемы как: проблемные вопросы, соблюдение логики изложения материала, применение сравнения, упражнения в классификации, опора на личный опыт учащихся и связь теории с практикой. Очень важно проводить наблюдения в природе и социуме, опыты и моделирования, которые позволяют накапливать представления и формировать понятия [14с.135].
На пе рвых эта па х на иболе е це ле сообра зны ме тоды, которые а на лизируют и корре ктируют сложившие ся у школьников экологиче ские це нностные орие нта ции, инте ре сы и потре бности. Используя их опыт на блюде ний и природоохра ните льной де яте льности, учите ль в ходе бе се ды с помощью фа ктов, цифр, сужде ний вызыва е т эмоциона льные ре а кции уча щихся, стре мится сформирова ть у них личное отноше ние к пробле ме .
На ступе ни те оре тиче ского зна комства уче ника с возде йствиями обще ства и природы учите ль обра ща е тся к ра сска зу, который позволяе т пре дста вить на учные основы охра ны природы в широких и ра зносторонних связях с уче том фа кторов глоба льного, ре гиона льного, лока льного уровне й. Позна ва те льна я де яте льность должна формирова ть це нностные орие нта ции, ра звива е т инте ре сы и потре бности школьников. Уве личива е тся же ла ние в выра же нии эсте тиче ских чувств и пе ре жива ний творче скими сре дства ми (рисунок, ра сска з, стихи и т.п.).
Роле ва я игра , ча ще все го, выступа е т сре дством психологиче ской подготовки школьников к ре а льным экологиче ским ситуа циям. Она проводится с уче том це ле й и за да ч пре дме та . Но при этом уче ник долже н понять суть пробле мы, которую пыта ются до не го доне сти.
Ре ше ние за да ч экологиче ского состояния тре буе т ра збора форм и ме тодов обуче ния. Большинство учите ле й на ча льных кла сса х отда ёт пре дпочте ние ме тода м и форма м, ра ссмотре нным Н.А . Фроловой и Л.С. Ква сцовой:
— побужде ние уча щихся к ре гулярному пополне нию зна ний об окружа юще й сре де . Для этого используются на урока х викторины, бе се ды, сюже тно-роле вые игры, докла ды уча щихся;
— ша г впе рёд в творче ском мышле нии, уме ния пре дуга да ть возможные после дствия вза имоде яте льности че лове ка и природы. Для этого привле ка ются ме тоды, обе спе чива ющие формирова ние умстве нных на выков: ла бора торна я ра бота , а на лиз, опыт, синте з, бе се да , сра вне ние , уста новле ние причинно-сле дстве нных связе й, на блюде ние .
— созда ние иссле дова те льских на выков, уме ний, способносте й принима ть ре ше ния и са мостояте льно получа ть новые зна ния — пробле мный подход к проце ссу обуче ния;
— привле че ние ре бёнка в пра ктиче скую ра боту по ре ше нию пробле м природы ме стного зна че ния (выявле ние ре дких и исче за ющих видов ра сте ний и животных, формирова ние экологиче ской тропы, бе ре жное отноше ние к природе , возрожде ние ле са , а гита ция экологиче ских зна ний: ле кции, бе се ды, пла ка ты).
Созда ние экологиче ских представлений у уча щихся осуще ствляе тся с помощью упра жне ний, которым же ла те льно прида ва ть экологиче скую на пра вле нность. За да чи, ре ша е мые во вре мя урока , должны ра скрыва ть вза имоотноше ния че лове ка к окружа юще й е го сре де . В итоге уче ники постоянно будут ра бота ть на д са мостояте льным поиском, уча ствова ть в творче ской де яте льности и контролирова ть своё пове де ние на природе .
Уча щимся на ча льных кла ссов для формирования экологиче ского представления ва жны не отде льные за нятия, а хорошо продума нный не пре рывный проце сс де яте льности по изуче нию, сохра не нию и улучше нию природной сре ды. Сре ди не тра диционных форм орга низа ции ра боты на уроке , сле дуе т выде лить урок-пра здник и те ма тиче ские уроки. Соде ржа ние пра здников може т быть ра зличным, но принципы орга низа ции у них одина ковые . Одна гла вна я за да ча все х «пра здников» — все сторонне е ра звитие уча щихся.
Пра здник – это «ловушка » для уче ника . Ка к только уча щие ся понима ют, что им не придётся сиде ть за па рта ми и за писыва ть ка кие -то за да ния, тут же ра ссла бляются. До умстве нно ра ссла бле нного уче ника гора здо ле гче доне сти информа цию, е же ли до того, который сидит и пыта е тся за помнить ка ждое слово учите ля.
Не обходимо сме ле е фа нта зирова ть, вводить в програ ммы те ма тиче ских уроков-пра здников те а тра лизова нные кукольные пре дста вле ния, ше ствия шутливо-ка рна ва льного типа , устра ива ть выста вки, а укционы, ярма рки, подде ржива ть импровизирова нное са моде яте льное творче ство уча щихся. К этим урока м можно подготовить спе ц выпуски сте нга зе т, конкурсы рисунков, пре зе нта ций, пла ка тов, фотогра фий, сочине ний-миниа тюр о полюбивше мся уголке природы.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф