Заявка на расчет
Меню Услуги

Формирование экологических представлений младших школьников в процессе изучения окружающего мира Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Экологические представления во внеурочной деятельности

 

В экологическом образование есть одна особенность — это актуализация идеи К. Маркса «о неразрывной связи физической и духовной жизни человека с природой; рассмотрение экологических проблем в системе глобальных проблем современности; направленность на цели охраны природы: сбережение генофонда биосферы, сохранение гигиенических и эстетических достоинств окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов»

Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого школьниками требует не только классной, но и внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и самодеятельности учащихся. При определении содержания внеурочной деятельности необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и интересов.

Становление экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеурочной деятельности. Разнообразная работа дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.

Разнообразная работа учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых.

Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы. Задание подбираются каждому отдельно, и только по этому учащиеся получат больше информации. Не заставляя каждого выполнять большой объём работы, мы всё равно ознакомлявшем всех учащихся с нужным материалом – путём выслушивания одноклассников.

Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружках. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. В кружки учащиеся приходят добровольно и поэтому тут мы не встретим того ученика, которому не нравится изучаемые темы.

К массовым внеклассным мероприятиям относятся: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы. На таких мероприятиях интересно всем ученикам, потому что деятельность разнообразна и интересна.

В приложении 1 конспект внеурочного мероприятия, в котором наглядно можно наблюдать разнообразие деятельности учеников. Такие внеурочные мероприятия организовываются, учитывая интересы учащихся их способности.

Для проверки эффективности проведенных мероприятий нами было проведено повторное анкетирование. Приложение 1.

При этом использовались те же методики, что и в констатирующем эксперименте. Цель: изучить уровень сформированности экологических представлений на завершающем этапе эксперимента.

Таким образом, в экспериментальном классе после продолжительной работы, направленной на формирование экологических представлений, средний уровень сформированности экологических представлений у 16 детей, высокий уровень у 6 детей, низкий уровень у 3 детей.

Можно сделать вывод, что большинство учащихся знают точное представлении о данной науке. Для закрепления и углубления полученных знаний необходимо продолжить данную работу.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что дети достаточно хорошо стали знакомы с экологическими взаимосвязями в природе. Дети хорошо усвоили правила поведения в природе, они знают, почему надо поступать так, а не иначе, думают над решением некоторых экологических проблем.

Таким образом, в формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играет внеурочная деятельность, фантазии учителя и заинтересованность учащихся.

 

2.2 Экологические представления младших школьников на уроках окружающего мира

Содержание предмета «Окружающий мир» направлено на формирование у ребенка целостной картины мира. Младшие школьники знакомятся с особенностями живой и неживой природы, рассматривают экологические вопросы. В основе содержания лежат знания – эмпирические (факты) и теоретические (понятия, связи, закономерности и законы). Основу знаний составляют понятия. Познание мира осуществляется по ступеням: ощущение; восприятие; представление; понятие. Мы видим, что понятия формируются на базе представлений; к тому же в начальной школе при изучении окружающего мира учащиеся больше опирают представлениями, чем понятиями [14с.131].    Представление – это образ объекта в его отсутствии, то есть совокупность существенных и второстепенных признаков определяемого предмета или явления. В сознании человека представления зафиксированы  в различном виде, например вербально, с помощью слова, а также графически, символически.

Различают представления памяти и представления воображения. Первые актуализируют опыт ребенка, те образы, которые ему известны. Вторые предполагают создание образа объекта или явления на основе уже имеющихся представлений. Кроме того, представления различаются по степени научности: они бывают научные и бытовые. Сформированные представления служат основой для понятий.

Понятие – это форма мышления, «отражающая наиболее существенные свойства, связи и отношения предмета, явления. Основная функция понятия – выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса». В понятии раскрываются признаки, свойства и связи предметов и явлений. Понятия различаются по содержанию, имеют объем, динамичность.

Содержание понятия представляют собой совокупность существенных признаков, которые определяют предмет или явление. Так, классификация, предложенная Е. Ф. Козиной, охватывает все содержание предмета «Окружающий мир». В нем выделяются следующие типы понятий: философские, физические, химические, географические, биологические, Экологические, фенологические, астрономические, обществоведческие. Возможны и иные подходы к классификации понятий [14с.131].

Таблица 1. Классификация понятий по содержанию

Тип понятий Примеры
Географические Географическая оболочка, материки и океаны, горные породы, круговорот воды в природе, минералы, полезные ископаемые, природные зоны.
Фенологические Земля, планеты солнечной системы, звезды, Солнце, Созвездия.
Физические, химические Молекулы, атомы, вещество, тело.
Биологические Растение и его части, классификация растений, группы животных.
Сельскохозяйственные Фрукты, овощи, удобрения минеральные и органические, строение почв.
Экологические Экология, природное сообщество, охрана природы.
Антропологические и валеологические Человек, строение тела, организм, системы органов человека, правила безопасного поведения.
Фенологические Погода и ее элементы, сезоны года.
Философские Время, пространство.
Обществоведческие Общество, Конституция, государственная символика, права человека.
[14с.132]

Таблица 2. Этапы формирования представлений и понятий

Этапы формирования понятия Деятельность учителя
Восприятие явления или предмета (объекта) Организация наблюдения объекта всеми органами чувств (зрение, осязание, вкус).
Формирование представления Выявление свойства объекта (явления).
Подведение под понятие Отделение второстепенных свойств, несущественных признаков от существенных, Осуществление процессов анализа, синтеза и обобщения.
Применение понятия на практике Понятие применяется в новых ситуациях.

 

Таким образом, процесс формирования понятий проходит несколько ступеней: уровень ощущения; уровень восприятия; уровень представления; уровень понятия. Эффективность усвоения понятия окажется выше, если этот процесс сделать наглядным, постараться его визуализировать, насытить ощущениями, сделать интерактивным [14с.133].

Экология, на уроках, рассматривается, как и отдельная тема, так и второстепенная.

Какие же экологические связи устанавливаются на уроках данного курса?

Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений дети изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение позволяет школьникам приобрести основы диалектико-материалистического мировоззрения, способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

На данном этапе работы интересно уделить внимание некоторым УМК и рассмотреть разделы и темы в курсе «Окружающий мир», связанные с экологическим воспитанием младших школьников. В современном образовании больше десятка учебно-методических комплексов и в каждом комплексе есть задача по воспитанию экологически грамотного ученика. Во всех учебниках рассматриваются темы экологии. Некоторые подробно разберём.

Рассмотрим такие УМК как: «Школа России», «Планета знаний», «Перспектива», «Школа 2100», и «Гармония». Почему именно данные УМК? Данные программы более подробно и основательно подошли к проблеме экологического воспитания школьника. Наряду с патриотизмом эти программы воспитывают экологически образованного школьника.

Тем экологии в курсе «Окружающий мир» очень мало, поэтому учитель должен уделять им время, не смотря на календарно тематический план.

На курс «Окружающего мира» в образовательном процессе выделено 2 часа в неделю, это 66 учебных часов в год. Итог — 264 учебных часа за обучение в начальных классах.

В сознании человека представления зафиксированы в различном виде, например вербально, с помощью слова, а также графически, символически.

Получая определенные знания на уроках «Окружающего мира», учащиеся могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе.

Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.

Первое важнейшее условие — экологическое представление учащихся должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу.

Потому что если ученик будет слушать только голословные и непоследовательные утверждения, то ему будет непонятно, а в большинстве случаев и не интересно.

Второе непременное условие — надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Потому что они сами смогут наблюдать за результатом проделанной работы. Смогут гордиться выполненным заданием и обязательно расскажут о проделанной работе сверстникам, чем заинтересуют их.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Во время написания курсовой работы нами был изучен большой объем литературы. Курсовая работа ориентирована на формирование экологических представлений младших школьников в процессе изучения окружающего мира.

Таким образом, формирование экологических представлений младших школьников очень важно в современном образовании, оно включает в себя такие понятия, которые очень нужны в жизни.

Чтобы уче нику было проще  и ле гче  усвоить пре дме т окружа юще го мира,  и в ча стности ра зде л экологии, учите ль долже н зна ть, в чём за ключа е тся особе нность формирова ния экологиче ского представления.

В связи с  поставленной целью курсовой работы бдыли выявлены педагогические особенности  для формирования экологических  представлений у младших школьников при изучении окружающего мира.

На  основе  а на лиза  психолого-пе да гогиче ской лите ра туры мы ра скрыли сущность понятий «экологиче ское  обра зова ние », «представления», «экологиче ские   представления. Ра ссмотре ли пробле му формирова ния экологиче ских представлений у мла дших школьников. Изучили возможности формирова ния экологиче ских представлений у мла дших школьников при изуче нии окружа юще го мира .

Та ким обра зом, в да нной ра боте  мы выявили особе нности формирова ния экологиче ского представления у мла дших школьников, и може м сде ла ть вывод, что це ле на пра вле нна я систе ма тиче ска я ра бота  по нра встве нно-экологиче скому воспита нию, способствуе т зна чите льному повыше нию нра встве нно-экологиче ской культуры школьников.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов по экологии / В.А. Алексеев. – Ярославль: «Академия развития», 2018.
  2. Антонова, Н.М. Роль школьных библиотек в экологическом просвещении учащихся // Школьная библиотека. – 2011. – № 9-10. – С. 66-73.
  3. Балабанова, В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2012.
  4. Бурова, Л.И. Система изучения природы детьми младшего школьного возраста. –  М.:  Астрель-пресс, 2017.
  5. Виноградова, Н.Ф. Экологическое представление младших школьников. Проблемы и перспективы. / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. – 2012. – №4. – С. 4.
  6. Голицын, А.Н. Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды: Учебник / А.Н. Голицын. – М.: Издательство Оникс, 2017. – С. 336.
  7. Грешневиков, А.Н. Экологический букварь / Грешневиков А.Н. – М.: «ЭКОС-информ», 2015. – С. 78.
  8. Грехова, Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л.И. Грехова. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервис-школа, 2011. – С. 228.
  9. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар», 2016. – С. 128.
  10. Молодова, Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно- методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2013. – С. 31.
  11. Новолодская, Е.Г. Школьный экологический мониторинг: организация проектной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие для студентов вузов / Е.Г. Новолодская; Алтайская гос. академия образования им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012. – С. 248.
  12. Околелов, А.Ю. Курс лекций по прикладной экологии и природопользованию: Учебное пособие по экологии для студентов биологических специальностей педвузов и учителей биологии и экологии / А.Ю. Околелов. – Мичуринск: МГПИ, 2014. – С. 143.
  13. Петунин, О.В. Изучение экологии в школе. Программы элективных курсов, конспекты занятий, лабораторный практикум, задания и упражнения / О.В. Петунин. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2018.
  14.  Смирнова, М.С. Методика преподавания предмета «Окружающий мир». Учебник и практикум для академического бакалавриата.

1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф