Заявка на расчет
Меню Услуги

Формирование экологической воспитанности у детей дошкольного возраста. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2


Глава II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Анализ работы базового учреждения по проблеме исследования

Исследование уровня экологической воспитанности детей дошкольного возраста проводилось на базе МДОКУ «Детский сад «Амурчонок» с.Иннокентьевка. В нем приняли участие 20 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет. Также в исследовании приняли участие родители детей.

Практическая часть исследования по апробации педагогических условий для экологического воспитания проводилась в три этапа:

I этап – диагностический (август 2015 года), в рамках которого был осуществлен подбор системы диагностических методик, проанализирована методическая, педагогическая, психологическая литература, отражающая необходимость применения в целях воспитания гуманного отношения к природе старших дошкольников, и определяющая методы и формы по оптимизации данного процесса. Так же на данном этапе осуществлялась диагностика уровня эмоционально — положительного отношения к природе.

II этап исследовательской работы – формирующий (август 2015 года – январь 2016 года) заключался в проведении мероприятий с использованием различным методов и приемов, направленных на экологическое воспитание, индивидуальной и групповой работы в данном направлении, работа с родителями.

III этап – аналитико-результативный (январь 2016 года), в ходе которого был проведен второй диагностический срез, где целью являлось выявление динамики. На третьем этапе осуществлялся анализ, обработка и систематизация результатов исследовательской работы, формулирование выводов, оформление результатов исследования.

В ходе анализа деятельности детского сада было выявлено, что проблеме экологического воспитания уделяется недостаточно внимания. В каждой возрастной группе имеется уголок с растениями, соответствующими возрасту и психическим особенностям детей. Педагоги учреждения организуют организованную образовательную деятельность и беседы с детьми только в рамках образовательной программы, не уделяя этой проблеме отдельное внимание. В ходе беседы с заведующим детского сада мы узнали, что до предложения проведения исследования никто в детском саду не задумывался об остроте этой проблемы.

Анализируя предметно-развивающую среду дошкольного образовательного учреждения, мы выяснили, что в каждой группе имеется экологический центр. В эти центры входят: комнатные растения, инструменты по уходу за ними, набор «Юный садовод», который позволяет детям прочувствовать особенности профессии садовода.

Во время работы в уголке природы у детей дошкольного возраста развиваются не только психические процессы — восприятие, мышление, воображение, внимание и память, но и формируются определенные чувства. Дети мыслят (устанавливают причинно–следственные связи, запоминают названия обитателей уголка природы, придумывают игры с использованием объектов уголка природы. Во время ухода за обитателями природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Проведение педагогической работы в уголке природы позволит увидеть: неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой; многофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания; появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; специфику живого организма (растительного, животного, его отличие от предметов; многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой, и многое другое.

Так же на территории детского сада имеется свой огород, в котором дети трудятся почти круглый год. Весной это посадка, прополка, рыхление грядок с посадками, летом поливка и уход за растениями, осенью это сбор урожая и подготовка огорода к зиме.

Воспитатель использует эффективные методы экологического воспитания. Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, использует несложные опыты. Они способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Таким образом, мы определили, что в данном детском саду есть хорошая база для исследования и здесь является целесообразным проведение работы по воспитанию эмоционально положительного отношения к природе.

Для того чтобы ребенок мог осознанно и правильно относиться к объектам природы, он должен обладать элементарными экологическими знаниями, характерными для данного возраста. Для осуществления исследовательской работы были поставлены следующие задачи:

— выявить уровень знаний детей о мире животных, о растительном мире, о неживой природе, о временах года, отношение к миру природы;

— определить морально-ценностное отношение к природе у детей;

— выявить у детей практические навыки бережного отношения к объектам природы.

Приступая к констатирующему этапу исследования, следует отметить, что экологическое воспитание имеет отчётливые внешние проявления, а именно: гуманное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения.

Бережное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников, и является обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры в целом.

В качестве основных методик были применены задания, предложенные О.М. Масленниковой и А.А. Филиппенко:

1 Методик«Выявление наиболее значимых для ребенка понятий о природе и обществе»

Цель — определить уровень значимости экологических понятий для ребенка.

2 Методика «Альтернатива»

Цель — определение типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического.

3 Методика «Скажи, как ты думаешь?»

Цель — определить уровень развития личностного отношения к природе.

Итак, в результате диагностики по методике «Выявление наиболее значимых для ребенка понятий о природе и обществе» были получены следующие результаты. Сводные данные представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 — Результаты диагностики детей по методике «Выявление наиболее значимых для ребенка понятий о природе и обществе» на начало эксперимента

Результаты показали, что у семи детей выявлен средний уровень знаний значимости экологических понятий, что составляет 28% от числа участников исследования. Эти дети картинки с изображением природы ставили в середину выложенной линии, проявляли интерес к природе, но больше интересовались игрушками, самими собой.  Два ребенка (8%) показали высокий уровень. Они осознанно на первое место клали картинки с изображением природных явлений, отвечали полными предложениями на поставленные вопросы, проявляли интерес к изображению растений и животных. 16 детей (64%) показали низкий уровень сформированности представлений значимых понятий о природе и обществе. Эти дети затруднялись отвечать на поставленные вопросы, карточки выкладывали, не объясняя причину такой последовательности. Из общения с ними стало ясно, что им не интересны изображения природы и животных.

Сводные данные диагностики детей по методике «Альтернатива» представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 — Результаты диагностики детей по методике «Альтернатива» на начало эксперимента

Итак, в результате высокий уровень осознанного мотивированного взаимодействия с природой показали три ребенка (12%). Они на первое место ставят интересы природы, интересуются охраной природы и бережным отношением к ней. Средний уровень показали 13 детей (52%). Эти дети вполне четко отвечали на поставленные вопросы, но не проявляли особого интереса к бережному отношению. Видно было, что природой больше интересуются с эстетической точки зрения. Низкий уровень мотивированного взаимодействия с природой показали девять детей (36%). Эти дети затруднялись отвечать на поставленные вопросы. Их больше занимают свои интересы, а не вопросы охраны природы. Интересуются красотой природы, а не чистотой.

Сводные данные диагностики по методике «Скажи, как ты думаешь?» представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Результаты диагностики детей по методике «Скажи, как ты думаешь?» на начало эксперимента

Итак, высокий уровень личностного отношений к природе показали три ребенка (12%). Эти дети осознанно отвечали на поставленные вопросы, на большинство из них отвечали положительно. Отношение к природе у этих детей исключительно положительное, объекты природы вызывают познавательную потребность. У них выявлено стремление к взаимодействию с природой. Средний уровень показали семь детей (28%). Эти дети не проявляли особого интереса к природе, восприимчивы к чувственно-выразительным элементам природы. У них не обнаружена потребность в действиях, связанных с уходом за природными объектами, они не испытывают особой «любви» к животным и растениям. Низкий уровень показали 15 детей (60%). Детей мало интересуют происходящие перемены в природе, их больше занимает игровая, самостоятельная деятельность. Предпочтение отдается бытовой деятельности, а не природоохранной. На большинство вопросов ответили отрицательно.

Таким образом, дошкольники показали средний либо низкий уровень сформированности экологической воспитанности. Результаты проведенной диагностики свидетельствуют о необходимости осуществления дополнительной работы по развитию у детей гуманного отношения к природе.

2.2. Содержание работы на формирующем этапе исследования

Цель формирующего этапа — разработать и провести комплекс мероприятий для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Эффективным приемом также можно считать заслушивание устных описаний рассматриваемого предмета. Например, в группе дети рассматривали кормушку для птиц, из чего состоит, для чего она нужна, а затем все вместе пошли ее устанавливать на детской площадке). Анализ рисунков детей после того как мы повесили кормушку на куст, показал, что дети стали четко понимать, для чего они это сделали и как птичкам будет хорошо оттого, что у них появилась «природная столовая». При наблюдении полезно проводить повторные наблюдения по истечении какого-то срока. Через некоторое время мы наблюдали за тем, как птички прилетали к кормушке и клевали там пшено и семечки.

В качестве закрепления образа наблюдаемого предмета мы использовали раскрашивание черно-белых рисунков — по памяти или с натуры. При этом старались, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу. Например, после наблюдения за первым снегом из окна группы и прогулкой на площадке дети разукрашивали черно-белые рисунки леса, в котором только что выпал первый снег. В ходе рисования дети рассуждали, что произошло с листьями, травой, деревьями и о роли сезонных изменений в природе.

Успешнее всего это получается, если взрослый регулярно проводит вместе с ребенком наблюдения один раз в неделю. Недельный интервал позволяет обнаружить очевидные изменения луковицы. Каждый раз следует не только наблюдать, но и зарисовывать луковицу такой, какой она есть в данный момент. Рисунки дают возможность сравнить предыдущее состояние растения с настоящим и тем самым установить, что и как изменилось. Важно, чтобы взрослый, разговаривая с ребенком, заставил бы его думать.

Любое наблюдение начиналось с постановки цели («Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с муравьями и муравьиным домиком и узнаем, как нужно себя вести рядом с муравейником»), сообщения задания («Сейчас мы пойдем на прогулку, но не простую, а исследовательскую. Мы посмотрим, как растут грибы и как правильно их собирать») и определения объекта («А сейчас мы с вами посмотрим, как себя чувствуют наши цветочки на клумбе после дождя»). Задания нацеливались на конкретные предметы и их части, на то, что непосредственно окружало ребенка в момент наблюдения.

При выборе объекта наблюдения дети проявляли интерес и любознательность, что свойственно для детей этого возраста. Сам процесс наблюдения начинали с того, что предлагали детям осмотреть предмет или явление в целом, чтобы у них сложилось общее представление о его форме, преобладающей окраске, характере движений и т.п. Затем организовывали рассмотрение объекта по частям, приучая дошкольника концентрировать внимание на конкретной детали.

Перед детьми мы ставили цель наблюдения, чтобы полнее запечатлеть образ предмета или явления, предлагали ребенку после однократного рассматривания божьей коровки закрыть глаза и представить себе то, что он увидел. Затем предлагали открыть глаза и проверить, что не удалось рассмотреть в первый раз. Сначала дети видели, что божья коровка маленькая, с бордовой спинкой с пятнышками. Затем, после повторного рассмотрения дети увидели глазки и усики жучка, его лапки. Рассуждали, почему божьи коровки находятся там, где рядом есть тля. Этот прием мы повторяли несколько раз, он положительно сказывался на эмоциональном состоянии детей.

В наблюдении за ветром мы с дошкольниками использовали прием имитации ребенком движений, звуков, явления природы. Такие имитации позволяли ребенку внимательнее всматриваться, вслушиваться в предмет или явление, улавливать такие тонкости, которые при первом наблюдении «прошли мимо». Дети, наблюдая за деревьями при появлении первого ветерка, затем его усилении, слушали, как свистит ветер в трубе и старались повторить эти движения.

Эффективность наблюдений значительно повышалась, если ребенок фиксировал их результаты в «календаре природы» (Приложение З). Его сделали сами своими руками, используя технику «квиллинг». Для занесения определенных данных в такой календарь пользовались теми условными знаками, которые применимы в начальной школе.

Также использовался прием, заставляющий внимательно смотреть на предмет. Например, наблюдая за гусеницами, мы использовали лупу для того, чтобы подробнее увидеть ножки, глазки, усики. Предлагали ребенку самому исследовать и получать нужные результаты, т.е., самому «сделать открытие».

Интерес к наблюдениям поддерживали и тогда, когда не только фиксировали то, что дети услышали или увидели, а пытались помочь ребенку объяснить наблюдаемое, вскрыть его причину, установить связь явлений. Например, осенью дети наблюдали образование льда. Одновременно мы наблюдали за температурой воздуха, сопоставляли эти два явления и устанавливали причинно-следственную связь.

Ребята рассматривали сосульки в морозный день и в день оттепели. Воспитатель обратил внимание детей на ее форму (сосулька конусообразная), цвет (прозрачная). Детям дали попробовать сосульку на ощупь: для определения характера поверхности (гладкая, скользкая), температурных ощущений (холодная). Обязательно попросили каждого ребенка выразить словами, что он испытывает в тот момент, когда держит в руках сосульку, смотрит через нее на зимнее или осеннее солнце. Мы отметили, что сосульки появляются и растут в дни оттепели, когда на крышах начинает подтаивать снег. После выделения важных признаков сосулек детям задавались вопросы проблемного характера. Такие вопросы способствовали формированию у ребят умения делать самостоятельные выводы (например, «Как получается сосулька?», «Чем отличаются сосульки в морозный день и в день оттепели?»).

Одним из структурных компонентов прогулки являются дидактические игры и упражнения, которые стимулируют детскую активность. Их использовали как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников. «Какой цветок?», «Найди дерево», «Угадай по описанию птичку», «Угадай по описанию животное» и др. В процессе дидактических игр у детей происходило активное накопление чувственного опыта, развиваются наблюдательность. Игры переплетались с трудовыми поручениями: собрать семена растений, засушить природный материал для поделок, опрыскать цветы, убрать сухую траву, покормить животных и птиц, посадить цветочки. Подобные трудовые поручения так же являются средством воспитания гуманного отношения дошкольников к природе.

Структурным компонентом каждой прогулки были организованные подвижные игры и игровые упражнения, которые решают несколько задач: повышение эмоционального тонуса каждого ребенка, уточнение знаний о различных объектах (птички летают, зайчик прыгает), соответствие поставленной воспитателем цели. Ребята с удовольствием участвуют в таких играх, как:

— «Садовник и цветы»;

— «Жуки»;

— «Собачка и воробьи»;

— «Птички, раз! Птички, два!»;

— «Цыплята»;

— «Козлята и волк»;

— «Листопад».

Для того чтобы работа по наблюдению за природными объектами была эффективной, мы обязательно к ней готовились заранее. При организации наблюдения за растением, продумывали место и время проведения занятия, способ оптимального размещения детей вокруг объекта. Необходимо было сделать так, чтобы каждый ребенок увидел, из чего состоит растение, смог потрогать его. Рассматривая, дети узнали, для чего нужна каждая часть растения и что будет, если чего-то в нем не будет. Во время наблюдения выбирался один цветок, а все остальные растения со стола убирались. Стол поставили в наиболее освещенном месте в группе. В результате можно было рассмотреть цвета и фактуру стебля, корней, листьев, цветка растения.

Видовой состав растений выращенный совместно с детьми разнообразный: амариллис, аспарагус Шпренгери, бальзамин (огонёк), бегония крапчатая, сансевьера (щучий хвост), узамбарская фиалка (разного цвета), кактусы (в круглом аквариуме, чтобы не поранились дети), молочай, алоэ, фикус, герань и др. Дети с удовольствием ухаживают за ними: протирают от пыли, опрыскивают, рыхлят, участвуют в размножении и пересадках. Важны не количество, а ухоженность растений, их благополучное состояние, правильное размещение, красивое оформление. Воспитатель рассказывал, что комнатные растения — это не учебные пособия, а живые существа, которых надо любить и о которых следует заботиться — их существование с человеком взаимовыгодно. Растения хорошо себя чувствуют, развиваются, когда в группе между детьми и взрослыми складываются благоприятные взаимоотношения, в помещении спокойная обстановка, с растениями общаются — часто подходят и смотрят на них, любуются, говорят им приятные слова. С детьми проводилась акция ко Дню матери: «Вырастим подарок для мамы к празднику». Большую радость, удовлетворение получают не только дети, но и взрослые.

Интересным в работе с детьми стал такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей леса, сада, огорода. Дети задумывались над содержанием писем, обговаривали различные экологические ситуации, решали, как можно помочь тому, или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу — своего края, и всей планеты. Например, такое письмо «Здравствуйте, дети! Нам очень нравится жить в этой комнате, радовать вас своими листьями и цветами, очищать воздух. Но многие из нас страдают от неправильного ухода. Поэтому мы обращаемся к вам за помощью — узнайте, как за каждым из нас правильно ухаживать, и мы всегда будем вашими лучшими друзьями. Комнатные растения». Дети анализировали, что они сделали не так и как можно исправить ситуацию.

Наблюдения позволили активизировать исследовательскую деятельность детей, побудили их к самостоятельному экспериментированию. Очень занимательным делом для дошкольника является выращивание растений. Мы вырастили то, что растет быстро, «прямо на глазах» у детей: лук. Луковица, посаженная в банку с водой, быстро дает корни, а затем и зелень. Дети зарисовывали изменения, происходящие с луком на листах бумаги, разделенных на шесть частей (шесть этапов роста лука). В результате получилось наблюдение за растением с итоговым результатом – рисунками детей.

Большое значение мы придавали исследовательской деятельности детей проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения мы обращали внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты.

Для повышения уровня сформированности наблюдательных способностей детей необходимым компонентом является общение дошкольников с живой природой дома. Для этого воспитателями детского сада была проведена консультация для родителей «С нами комнатные растения» (Приложение И), на которой рассказывалось о возможных наблюдениях за комнатными растениями дома, о роли наблюдения в воспитательном процессе.

На занятиях по физической культуре обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводилось в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т.д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д.

В нашей группе много комнатных растений. Мы оформили небольшой уголок уединения из этих растений, где ребёнок может отдохнуть, остаться наедине. Почти круглый год у нас цветут цветы: осенью вносим с цветника шафраны, астры, анютины глазки, бархатцы. В декабре, а уже к весне расцветают все цветущие комнатные растения. Летом мы высаживаем бегонию, бальзамин. Они хороши тем, что быстро адаптируются и цветут до самых заморозков. Разнообразен и красив наш цветник летом.

В уголке природы, на экскурсиях и прогулках мы раскрываем перед детьми многообразие и красоту окружающего мира, знакомим с различными свойствами и качествами растений, формируем элементарные понятия о растительном и животном мире. Для этого была сделана картотека наблюдений, куда вносится и постоянно добавляется все то, что отличается необычностью, но доступно и понятно детям.

Например,

— Воробьям холодно — к вечеру морозно.

— Паук сеть плетет — значит, на улице солнце печет.

— Муравьи прячутся в дома, не ходи гулять без зонта.

— Когда роса, потрясти веточку кустарника, чтобы с неё слетели сверкающие брызги.

Работа проводилась с целью понимания детьми того, что так поступать с природой нельзя, что она живая, и любое вмешательство со стороны человека может губительно на ней сказаться.

Свою любовь к родным местам, знания того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, мы передаем детям. В каждое время года совместно с родителями мы проводим экскурсию в одно и тоже место на опушку леса. Весной с детьми наблюдаем, когда на берёзках появляются первые клейкие листочки. Как смотрится красиво на фоне нежной зелени берёз цветущий багульник.

Глядя на лужок из цветущих одуванчиков определяем время, когда они открываются и закрываются. Затем одуванчики отцветают, и начинается летнее разнообразие цветущих цветов, настоящее буйство красок и оттенков. Постепенно краски начинают терять своё разнообразие и преобладают жёлто- коричневые тона, это наступает осень. Бываем мы и в период «золотой осени», слушаем, как тихо падают листья, а если подует ветерок, то начинается жёлтая метель. В это время разнообразен и красив гербарий, собранный и оформленный родителями вместе с детьми, из ярких осенних листьев для уголка природы.

Как тихо в лесу, не слышно пения птиц, жёлтые листья берёз, только одна ель зеленеет. Любят в это время дети собирать грибы. Знают они съедобные и ядовиты, ведь даже у нас на участке растут маслята, опята, подберёзовики и подосиновики. Нашли даже белый гриб, который прятался от нас в траве.

Ведём наблюдения как в естественной среде ведут себя те или иные живые существа, так и в искусственно созданных.

Вместе с родителями организовали лыжный поход. Дети учились находить путь по плану, несложной карте. Наблюдали, как весёлой стайкой летали свиристели, а спустя некоторое время папа с Лидой принесли к нам в группу свиристель, которая ударилась во время полёта о провода. Мы посадили её в клетку, рассмотрели её оперение, отметили, что птица боится шума и дети вели себя тихо. Предложили птице разнообразный корм, больше всего ей понравилась сушеная рябина и кисель. Совсем неожиданно убедились, что птица реагирует на свист: дети решили, так вот почему её зовут свиристель. Спустя некоторое время мы выпустили её вначале на холодную веранду и, убедившись, что эта птичка вольная и если её не выпустить она погибнет. Как не жаль было детям птицу, но мы её отпустили, пожелав на прощанье всего хорошего. Лида украдкой вытирала слёзы.

Мы оформили уголок природы в виде березки. Вот наступает осень: на берёзке желтые листочки, внизу желтая трава и выглядывает грибок, зимой на берёзовых ветках комочки снега (ваты), сидят зимующие у нас птицы — это воробей, синица, снегирь, сорока, а внизу сугроб снега, весной — зелёные листочки на веточках и подснежник с проталинкой, летом — много зелени и цветущие цветы. Так я знакомила малышей с временами года. В старшей группе уже знают и пользуются календарём, ухаживают за живыми объектами — это рыбки — гуппи, черепаха, волнистые попугайчики, хомячки. Так же дети при помощи опытов видят и понимают, как свет, тепло и т.д. влияют на рост растений. Например, поставили одну луковицу на свет, другую, где свет слабый, а третью в шкаф. Через некоторое время сравнили все луковицы. Все этапы опыта зарисованы в альбоме наблюдений.

Для формирования умения видеть мы поддерживали интерес к наблюдениям. Это способствовало более быстрому запечатлению образов наблюдаемых объектов, стимулировало активную творческую деятельность. В качестве одного из важнейших путей поддержания интереса мы использовали образы наблюдаемых объектов на занятиях по развитию речи, труду, изобразительному искусству и даже счету.

В результате наблюдений за природой у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности, сформировалось осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, сформировались начала экологической культуры детей. Они получили практические знания по охране природы, развились речевые навыки детей, научились экспериментировать, анализировать, делать выводы.

2.3. Анализ полученных результатов

Целью контрольного этапа исследования стало определение динамики уровня экологической воспитанности у старших дошкольников. Для проведения этого этапа нами организована повторная диагностика. Для диагностики детей мы использовали те же методики, что и в начале эксперимента.

Результаты диагностики детей по методике «Выявление наиболее значимых для ребенка понятий природы и общества» представлены в Приложении Л. Сводные данные представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 – Сравнительные результаты диагностики детей
по методике «Выявление наиболее значимых для ребенка понятий
природы и общества», в %

Итак, мы видим, что увеличилось количество детей, показавших средний уровень отношения к природе – 13 детей (52%). Также выросли показатели высокого уровня с 8% до 20%. Низкий уровень показали семь детей (28%), а в начале эксперимента их было 16 (64%).

Результаты диагностики детей по методике «Альтернатива» представлены в Приложении М. Сводные данные представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 – Сравнительные результаты диагностики детей по методике «Альтернатива», в %

Итак, мы видим, что на конец эксперимента увеличилось количество детей, показавших высокий уровень – с 12% до 24%. Средний уровень показали 14 детей (56%). На начало эксперимента на среднем уровне были 13 детей (52%). Низкий уровень показали пять детей (20%), что на четыре ребенка меньше, чем в начале эксперимента.

Результаты диагностики детей по методике «Скажи, как ты думаешь?» представлены на рисунке 6.

Рисунок 6 – Сравнительные результаты диагностики по методике «Скажи, как ты думаешь?», в %

Итак, мы видим, что высокий уровень личностного отношения к природе показали восемь детей (32%), что на пять детей больше, чем в начале эксперимента. Средний уровень личностного отношения к природе показали также восемь детей (32%), что на одного ребенка больше, чем в начале эксперимента. Низкий уровень отношения к природе выявлен у девять детей (36%), что на шесть детей меньше, чем в начале эксперимента.

Выводы по второй главе

Подводя итог выполненной работы, можно сделать следующие выводы:

расширились знания детей о природе, изменилось их отношении к природе, к

окружающему миру. В группе произошли, существенные изменения по всем изучаемым показателям. Выше сказанное говорит об эффективности использования произведений художественной литературы в проведенных нами мероприятиях и природоведческих экскурсиях, труде, играх по повышению экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Дети стали добрее, научились сопереживать, радоваться, волноваться, овладели навыками ухода за животными и растениями.

Экологические знания в воспитательно-образовательной работе дети получали как на занятиях, так и в процессе комплексного использования разных видов деятельности (труде в природе, наблюдениях, играх и т.д.).

Хотелось бы предложить несколько рекомендаций для воспитателей детского сада по формированию экологической воспитанности.

Организовывать различные по видам наблюдения:

— эпизодические, продолжающиеся всего несколько минут (за снежинкой на ладони; за поведением птиц у кормушки; полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду);

— длительные, которые ведутся в течении многих дней, а иногда и недель (за поведением рыб в аквариуме; за изменением окраски листьев; за пробуждением и ростом растений). Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь, что доступно зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Наблюдения проводятся в непосредственной образовательной деятельности, на экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на участке, в уголке природы.

— опосредованные наблюдения — это восприятие какого-либо объекта через его художественное изображение — игрушку или картинку.

В формировании экологической воспитанности поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп. Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных.

 

Заключение

Итак, в заключении мне хотелось бы отметить, что, привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, воспитатель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе в последующем обучении в школе.  Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Вопросами экологического воспитания и   образования дошкольников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному.  Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании.

В практической части исследования была проведена работа по формированию экологического сознания детей старшего дошкольного возраста. Для оценки уровня сформированности экологической воспитанности детей была проведена диагностика. Мы выяснили, что дети имеют представления о роли природы в жизни человека, но их недостаточно. Был разработан комплекс мероприятий по формированию экологической воспитанности. По окончании проведена повторная диагностика и анализ полученных результатов. Была выявлена положительная динамика в формировании экологических знаний дошкольников, а, следовательно, гипотеза, поставленная нами в начале исследования, подтвердилась. Использование в работе современных методов и форм работы с детьми, педагогическое просвещение, совместная работа с родителями положительно влияют на формирование экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

 

Список использованных источников

  1. Ашиков, В. Семицветик — программа культурно-экологического образования дошкольников / В. Ашиков // Дошкольное воспитание. — 2008. — №2. -С. 34-39.
  2. Ашиков, В. Природа, Творчество и Красота / В. Ашиков, С. Ашикова // Дошкольное воспитание. — 2012. — №7. — С. 2-5; №11. — С. 51-54.
  3. Балаценко, Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей / Л. Балаценко // Ребенок в детском саду. — 2012. — №5. — С. 80-82.
  4. Бобылева, Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание. — 2008. — №7. — С. 36-42.
  5. Бобылева, Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание. — 2010. — №7. — С. 38-46.
  6. Большакова, М. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе / М. Большакова, Н. Морева // Дошкольное воспитание. — 2010. — №7. — С. 12-20.
  7. Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой / А.П. Букин. — М.: Просвещение. -2011. – 245 с.
  8. Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. — Мн.: Нар. света. -2012. – 74 с.
  9. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. — 2008. — №7. -С. 45-49.
  10. Зенина, Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. — 2000. — №7. — С.58-63.
  11. Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. — 2003. — №7. — С. 31-34.
  12. Зенина, Т. Неживая природа: конспекты занятий для подготовительной к школе группы / Т. Зенина, А. Туркина // Дошкольное воспитание. — 2005. — №7. — С. 27-35.
  13. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. — 2005. — №7. — С. 3-9.
  14. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. — М.: ТЦ Сфера. — 2003. — 56 с.
  15. Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. — 2012. — №7. — С. 10-12.
  16. Йозова, О. Наглядные пособия в экологическом воспитании / О. Йозова // Дошкольное воспитание. — 2005. — №7. — С. 70-73.
  17. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: Издательский центр «Академия». — 2011. – 218 с.
  18. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий / Н.В. Коломина. — М.: ТЦ Сфера. — 2004. — 144 с.
  19. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Изд-во педагогического общества России, 2011. _ С.79.
  20. Левина, Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и творчество / Р. Левина // Дошкольное воспитание. — 2008. — №7. — С. 49-53.
  21. «Мы» — Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. — СПб: Детство-пресс. — 2013. — 240 с.
  22. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду / М.М. Марковская / Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение. -2004. — 160 с.
  23. Маханева, М.Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие / М. Д. Маханева. — М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 171.
  24. Николаева, С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду / С.Н. Николаева. — М.: Мозаика-Синтез. -2009. – 266 с.
  25. Николаева, С. Ознакомление дошкольников с неживой природой / С. Николаева // Воспитание дошкольников. — 2010. — №7. — С. 31-38.
  26. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н.Николаева. — М.: Издат. центр «Академия». — 2012. — 336 с.
  27. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М., 2009. – 257 с.
  28. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. — 2012. — №10. — С. 40-49.
  29. Павлова, Л. О значении туристической деятельности в экологическом воспитании / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. — 2014. — №7. — С. 74-77.
  30. Парамонова, Л. Конструирование из природного материала / Л. Парамонова // Дошкольное воспитание. — 2005. — №7. — С. 90-96.
  31. Рыжова, Н. «Наш дом — природа». Программа экологического воспитания дошкольников / Н. Рыжова // Дошкольное воспитание. — 2008. — №7. — С. 26-34.
  32. Рыжова, Н. О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» / Н. Рыжова // Дошкольное воспитание. — 2008. — №7. — С. 18-20.
  33. Рыжова, Н. Экологический проект «Здравствуй, дерево» / Н. Рыжова // Дошкольное воспитание. — 2012. — №3. — С. 38-47.
  34. Соломенникова, О. Диагностика экологических знаний дошкольников / О. Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2014. -№7. — С. 21-27.
  35. Целищева, И. Дикие животные: интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитию элементарных математических представлений / И. Целищева, М. Большакова // Дошкольное воспитание. – 2009. — №7. — С. 53-64.

Страницы:   1   2


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф