Меню Услуги

Формирование экологической воспитанности у детей дошкольного возраста


Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИ-ЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…
  • 1.1. Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ
  • 1.2. Особенности формирования экологического сознания в дошкольном возрасте
  • 1.3. Роль системных знаний о предметах и явлениях природы в формировании экологической воспитанности
  • Глава II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • 2.1. Исследование уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста
  • 2.2. Содержание работы на формирующем этапе исследования
  • 2.3. Анализ полученных результатов
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек — это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Современное содержание воспитательно-образовательной части ФГОС ДО работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса и подготовку детей к следующему образовательному этапу в их жизни. Огромная роль в процессе гуманизации образования детей отводится их экологическому образованию. На сегодняшний день соблюдение экологической культуры, трепетное отношение к природе являются неотъемлемымкритерием существования человека на Земле. Кроме того, экологическое образование является основой для всестороннего развития ребенка.

В проекте федерального закона «Об экологической культуре», концепции дошкольного воспитания подчеркнуто, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью экологического воспитания дошкольников, является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания — важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относится к природе они погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Актуальность темы в том, что вопросы экологического воспитания должны вставать уже в раннем детском возрасте. Понимание всей важности и ответственности детьми за будущее состояние нашей природы – важный аспект развития и становления будущей личности ребенка. Мы глубоко убеждены, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Привитие любви к окружающей среде, живой и неживой природе – цель экологического воспитания подрастающего поколения.

Цель исследования – изучить особенности формирования экологической воспитанности у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: экологическая воспитанность дошкольников.

Предмет исследования: формирование экологической воспитанности у детей дошкольного возраста.

Исходя из поставленной цели, перед нами ставятся следующие задачи:

  1. Изучить методическую, педагогическую и учебную литературу по данной проблеме.
  2. Определить сущность экологического воспитания.
  3. Рассмотреть особенности формирования экологического сознания детей дошкольного возраста
  4. Провести исследование уровня экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: воспитание экологической воспитанности детей дошкольного возраста будет наиболее эффективным при выполнении следующих условий:

— использование в работе современных методов и форм работы с детьми;

— педагогическое просвещение;

— совместная работа с родителями.

Для решения поставленных задач исследования использовались следующие методы:

  • изучение педагогической, методической и учебной литературы;
  • беседа с родителями, детьми, педагогами ДОУ;
  • эксперимент;
  • наблюдение за детьми в процессе деятельности;
  • анализ педагогической документации.

База исследования: МДОКУ «Детский сад «Амурчонок» с. Иннокентьевка

Выборка исследования: 20 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет, родители детей.

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ

Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н.Н. Кондратьева и др.).

Экологическое воспитание, согласно Г.М. Коджаспировой, — это целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности [17, с. 24].

В процессе дошкольного образования ведется целенаправленное педагогическое воздействие на детей, в ходе которого закладываются основы экологического воспитания – осознанного и правильного отношения к явлениям и объектам живой и неживой природы, которые являются их непосредственным окружением в данный период жизни. Знакомство с объектами неживой природы, установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями происходит как в ходе наблюдений, так и при экспериментировании с ними. Эксперименты – это реальные опыты с реальными объектами и их свойствами. Проводя опыты, дети узнают о свойствах этих объектов, получают представления о значении и использовании этих объектов в жизни человека.

По мнению Н.Н. Подъякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий на окружающие его предмет и явления с целью более полного их познания и освоения. В такой экспериментальной деятельности ребенок решает задачи, проводит опыт и делает выводы, самостоятельно приходит к ответу.Основная задача дошкольной организации поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого процесса условия.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.

Экологическое образование дошкольников — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

— формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

— развитие познавательного интереса к миру природы;

— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

— формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде[23, c. 43].

Рассмотрим принципы отбора содержания экологического образования дошкольников:

  • Научность. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
  • Доступность. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста.
  • Гуманистичность. Данный принцип связан прежде всего с понятием экологической культуры. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.
  • Прогностичность. Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях. Достаточно того, что ребенок будет заботиться о морской свинке, кормить птиц и выращивать растения [17, c. 26].
  • Деятельностность. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. Принцип деятельностности лежит в основе различных экологических проектов, участие в которых могут принимать дети среднего и старшего дошкольного возраста.
  • Целостность. Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию. Он отражает прежде всего целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода. Целостное восприятие ребенком окружающего мира проявляется, на наш взгляд, в его нежелании делить природу на живую и неживую.
  • Конструктивизм. Данный принцип особо важен при отборе содержания экологического образования именно дошкольников, однако не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.
  • Регионализм. В работе с дошкольниками предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализма. С глобальными проблемами должны быть знакомы сами педагоги и родители. Формирование же экологических представлений (в том числе и о различных экологических проблемах) ребенка, навыков экологически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде происходит на основе его знакомства с помещением дошкольного учреждения и его территорией, собственной квартирой, дачей, ближайшим парком, сквером, лесом, озером. Для целей экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности.
  • Системность.  Наиболее эффективным представляется формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности. При этом важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего».
  • Преемственность. Проблема преемственности в содержании экологического образования дошкольников и учеников начальной школы заключается в упорядоченности, отборе основных компонентов этого содержания, соответствии их друг другу, реализации принципа системности на обеих ступенях, отработке системы усложнения знаний по нарастающей, в зависимости от возраста ребенка [17, c.26].
  • Интеграция. В настоящее время данный принцип все более активно реализуется в дошкольном экологическом образовании. Важность его применения обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении. Последнее делает реализацию принципа интеграции в дошкольных учреждениях более реальной задачей, чем в школе. На дошкольном уровне это отражается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка (о чем мы еще поговорим).

Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? — Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности?

Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГТ. Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

Разработчики ФГТ, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:

Таблица 1 – Формы работы с детьми

Вид деятельности Формы работы
Двигательная ·Подвижные дидактические игры

·Подвижные игры с правилами

·Игровые упражнения

·Соревнования

Игровая ·Сюжетные игры

·Игры с правилами

Продуктивная ·Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

·Реализация проектов

Коммуникативная ·Беседа ситуативный разговор

·Речевая ситуация

·Составление отгадывание загадок

·Сюжетные игры

·Игры с правилами

Трудовая ·Совместные действия

·Дежурство

·Поручение

·Реализация проекта

Познавательно-исследовательская ·Наблюдение

·Экскурсии

·Решение проблемных ситуаций

·Экспериментирование

·Коллекционирование

·Моделирование

·Реализация проекта

·Игры с правилами

Музыкально-художественная ·Слушание

·Исполнение

·Импровизация

·Экспериментирование

·Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы ·Чтение

·Обсуждение

·Разучивание

 

Специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в других вида деятельности. Схема развития любого вида деятельности такова:

— совместной деятельности ребенка со взрослым (в ходе режимных моментов;

— в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности

— в самостоятельной деятельности детей.

Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).Одно из требований программы -построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Таким образом, уровень экологической культуры во многом определяется качеством экологического образования и воспитания.

1.2. Особенности формирования экологического сознания в дошкольном возрасте

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.

Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности дошкольных педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную работу.

Экологическое образование и воспитание, которые формируют экологическое сознание человека, осуществляются в нашей стране в системе государственных и общественных форм, охватывая все группы населения. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании. Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников требует разработки системы экологического воспитания. Эта система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами[24, c.54].

В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой.

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Педагоги дошкольных образовательных учреждений закладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности.

Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно — это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходит под целенаправленным руководством взрослых. Экологическое мировоззрение — это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой [34, c.38].

Экологическое воспитание дошкольников — это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. Из всех организмов только растения и фотосинтезирующие бактерии способны аккумулировать энергию Солнца. Растения — основное, определяющее звено в сложной цепи питания всех гетеротрофных организмов, включая человека. Наземные растения образуют степи, луга, леса и другие растительные группировки, создавая ландшафтное разнообразие Земли и бесконечное разнообразие экологических ниш для жизни организмов. Наконец, при непосредственном участии растений возникла и образуется почва.

В повседневной жизни дети окружены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами. Комнатные растения и растительность на улице (возле дома, на участке детского сада), домашние и декоративные животные, птицы и насекомые, обитающие повсеместно, могут быть представлены ребенку с экологических позиций — в их непосредственном взаимодействии со средой обитания. Взрослый ставит цель показать это взаимодействие и прослеживает с дошкольниками: что составляет условия жизни растений и животных, как они взаимодействуют с этими условиями. Любой живой организм обладает потребностями, которые не могут быть удовлетворены его внутренними ресурсами. Потребности живого организма удовлетворяются факторами внешней среды. Это, прежде всего потребности в питательных веществах, воде, кислороде, которые посредством обмена веществ создают жизненную энергию и позволяют особи реализовать себя во всех сферах жизни.

Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Дошкольное детство — ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой.

Итак, в основе экологического воспитания — адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.

Цель экологического воспитания детей — формирование начал экологической культуры. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного.

В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:

— сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;

— практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);

— детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;

— общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира — комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);

— экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;

— речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;

— наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;

— просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе [27, c.78].

И еще для детей старшего дошкольного возраста – это, прежде всего, действия по построению и использованию наглядных моделей различных типов и содержаний, которые в максимальной степени развивают их умственные, творческие и художественные способности. Для детей старшего дошкольного возраста – это, прежде всего, действия по построению и использованию наглядных моделей различных типов и содержаний. Под наглядными моделями понимаются такие виды изображения различных предметов, явлений, событий, в которых выделены и представлены в более или менее обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов, причем сами эти компоненты обозначены при помощи условных заместителей.

Наглядное моделирование позволяет ребенку с помощью таких средств, как схемы, модели, планы, выявить объективные связи между предметами или частями предмета, обобщить свой познавательный опыт. Выражать же свое отношение к деятельности ребенку позволяет использование символических средств.

В старших группах работа по экологии проходит на материале экологических систем – лес, луг, водоем, город и различных природных зон. Модель, отражающая влияние условий жизни на строение растений, помогает ребенку понять, почему именно данные растения могут обитать в тех или иных условиях, как они приспособлены к ним. Модели экосистем дают представление о неразрывной взаимосвязи всего живого и неживого на Земле, роли человека в сохранении экологического равновесия на планете.

Для усвоения принципа моделирования определенное значение имеет использование модели для описания нового объекта. В этом случае можно дать детям задание: «Расскажите о новом растении (или животном) подробно, какое оно. А чтобы ни о чем не забыть, смотрите на эту модель».

Полезно также использовать демонстрацию моделей в процессе сравнения объектов и нахождения признаков их отличия и сходства. Следующим этапом в демонстрации моделей является абстрагирование существенных признаков природных объектов, значимых для деятельности. Например, для установления потребностей растений в воде можно организовать с детьми опыт с проращиванием семян фасоли, помещая их в два блюдца. В одном из них семена замачиваются, в другом остаются сухими. В схематической модели вычленяется взаимосвязь состояния семян от наличия или отсутствия влаги. Можно предложить детям изобразить два блюдца с семенами, а над ними — два знака: голубой кружок, означающий наличие влаги в одном из блюдец, и пустой кружок — ее отсутствие. Через несколько дней, когда в одном из блюдец семена дадут ростки, в схеме отразить их новое состояние: к изображению семян подрисовывать ростки. Данная схема-модель поможет наглядно связать появление ростков с голубым кружком, означающим наличие влаги [36, c.21].

Демонстрация моделей используется и для обобщений, а на этой основе — для систематизации знаний детей. Так, при формировании понятия «птицы» модель помогает вычленить и осознать общие для этого класса животных признаки; среда обитания, форма тела, покров, наличие конечностей для передвижения по земле и воздуху, способ передвижения. Демонстрируя модель во время беседы о птицах, сначала можно рассмотреть птиц по картинам и сравнить их, а также обсудить вопросы об образе жизни некоторых из них. Далее можно найти общие для всех птиц признаки и продемонстрировать их в модели, а затем — обобщить. С этой целью можно показать детям картины с изображением неизвестных им птиц и некоторых насекомых и попросить доказать, опираясь на модель, принадлежность животного к определенному классу.

Демонстрация моделей позволяет научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а, следовательно, обеспечить более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности.

Таким образом, формирование экологического сознания в дошкольном возрасте позволяет сформировать правильные понятия, направленные на положительное отношение к живой и неживой природе, позволит подрастающему поколению понимать роль ее сохранения и использования.

1.3. Роль системных знаний о предметах и явлениях природы в формировании экологической воспитанности

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятие экологии.

Дошкольный возраст – это важный этап формирования экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.

Экологические представления – это сведения взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; о ценностях природы; об использовании природных богатств.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:

— формирование первичных представлений о живой и неживой природе;

— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.

Прежде всего, необходимо создать условия для получения экологических знаний и последующего их применения.

В группе должен быть оборудован экологический центр, где будут представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений и другие материалы.

На территории дошкольного учреждения желательно создать опытный участок, метеостанцию, «экологическую тропу», чтобы воспитанники могли проводить опытно-исследовательскую деятельность, наблюдать за ростом различных растений и кустарников, организовывать наблюдения за погодой, делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.

Различные экологические акции и проекты помогут сформировать экологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора, охране деревьев на участке. Проекты могут быть направлены на благоустройство участка, помощь зимующим птицам, разработку Красной книги природы родного края, создание игрушек из бросовых материалов и др.

Названия акций и проектов могут быть следующие:

— «Зеленый город»;

— «Мы в ответе за тех, кого приручили»;

— «Братья наши меньшие»;

— «Покормите птиц зимой»;

— «Полезные ископаемые нашего края»;

— «Водоемы нашего края».

Результатом практических мероприятий по экологическому образованию дошкольников можно считать:

— создание стенгазет с рассказами о любимых питомцах;

— написание рассказов о животных и растениях, рекомендаций по уходу за животными и растениями;

— разработку презентаций, фоторепортажей и др.

В дошкольном возрасте представления детей о природных явлениях в неживой и живой природе расширяются и уточняются, формируется реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними.

Представления, полученные в процессе познания окружающего мира путем его чувственного отражения, закладывают образный фундамент интеллекта дошкольника. Сформированные представления могут быть использованы для анализа новых конкретных явлений [18, c.28].

Знания у дошкольника не существуют ради знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение — организация и регулирование практической деятельности.

Они могут значительно обогнать уровень существующих потребностей ребенка, прокладывая путь будущей практической деятельности, раскрывают возможности воздействия человека на природу и общество.

Термин «знание» имеет несколько значений. В общечеловеческом, философском значении под ним подразумевается отражение человечеством объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки (то есть это коллективный опыт человечества, результат познания людьми объективной действительности).

В педагогике знание рассматривается в значении дидактического объекта, подлежащего усвоению детьми в процессе обучения. Это отобранная и дидактически обработанная часть из целостной совокупности научных понятий о закономерностях действительности.

Освоение знаний осуществляется на уровне представлений, которые включают чувственный образ предмета, знание внешнего признака предмета. В зависимости от возраста представления могут быть конкретными и обобщенными. По мере развития познавательных действий развиваются и представления.

Освоение знаний на уровне понятий предполагает обобщение предметов и явлений по их отличительным существенным признакам. В понятии содержатся скрытые связи и отношения предмета, дающие возможность получить истинно научные знания о предмете, раскрываются такие стороны, которые невозможно познать чувственным путем. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется формированием у него знаний экологического содержания.

В нее в качестве подсистем, по мнению Н.Н. Кондратьевой, могут быть включены:

— система знаний о живом организме как носителе жизни, его существенных признаках (целостности, системе потребностей и приспособлений к среде и др.);

— система элементарных знаний о человеке как о живом существе, живущем в условиях природной среды и взаимосвязанного с ней теснейшими узами;

— система знаний о значении природы в жизни людей, раскрывающая ребенку многообразие ценностей природы — не только материальных, но и познавательных, эстетических и т.п.;

— система элементарных знаний о взаимодействии людей и природы, включающая как содержательный, так и нормативный аспект этого взаимодействия [20, c.50].

Содержание экологических знаний дошкольников охватывает следующий круг вопросов:

— связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;

— многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;

— человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;

— использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств [12, c.31].

Предлагаемые системы знаний в их взаимосвязи представят ребенку-дошкольнику тот пласт социального общественно-исторического опыта, который составит основу формирования систем ориентировок ребенка в экологической культуре общества.

В.И. Логинова выделила следующие характеристические признаки знаний:

  1. Многообразие сторон познаваемого объекта (чем больше знаний о сущностных особенностях объекта, тем более адекватны знания);
  2. Существенность знания (выделение главного, существенного в объекте);
  3. Обобщенность знаний (выделение сущности не только единичного объекта, но и сущности целого класса объектов, познание объективных связей внутри класса);
  4. Системность знаний, познание и отражение совокупности объективных существенных связей действительности, целостное рассмотрение объектов, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них.

По мнению В.И. Логиновой, все эти характеристики идут в строгой последовательности друг за другом. Ведь знание может возникнуть только на основе определенной полноты информации.

В.И. Логинова подчеркивает, что имеющиеся у ребенка знания постоянно меняются, перестраиваются, дополняются. С каждой новой ступенью познания, когда ребенок узнает новое для себя, знания обогащаются: увеличивается их объем, содержательность, появляется системность.

Знания детей дошкольного возраста имеют свою специфику. А.П. Усова определила в содержании социального опыта детей две категории знаний:

1) наиболее простые знания, которые дети осваивают в повседневной жизни;

2) более сложные знания, осваиваемые при условиях специального обучения.

Они должны быть построены в виде четкой системы. Сама система знаний должна быть такой, чтобы дети на основании конкретных представлений о предметах окружающей действительности постепенно переходили от более простых к более сложным знаниям, научились устанавливать связи и зависимости [29, c.35].

Необходимыми качествами подлинных знаний являются их осознанность, осмысленность, насыщенность конкретным содержанием, четким представлением и пониманием изучаемых предметов, явлений и их закономерностей.

В исследовании И.А. Хайдуровой была предпринята попытка построения программы знаний о растениях, которая позволила бы представить детям эту область природы как целостное образование с системой связей и зависимостей. Принципы, которые были положены в основу экспериментальной программы, обеспечивали с одной стороны — ее научность, с другой — доступность детям пяти-шести лет.

В основу программы положены знания об основной связи в области растительного мира. Основной, объективно существенной зависимостью данной области является зависимость растения от условий среды. Общая зависимость растений от условий среды проявляется через конкретные изменения состояния растений в зависимости от каждого из условий (света, влаги, почвенного питания и т.д.).

В исследованиях Н.Н. Кондратьевой показывается возможность освоения знаний детей дошкольного возраста о живом организме и его взаимосвязях с окружающей средой. Осуществляя отбор знаний о живом организме и построение их в систему, Н.Н. Кондратьева руководствовалась основными положениями современной дошкольной дидактики, разработанными в исследованиях А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, A.M. Леушиной, В.И. Логиновой, А.П. Усовой и др. В соответствии с ними знания, отбираемые для усвоения дошкольниками, должны быть научными, т.е. содержащими знания достоверных фактов, существенных связей и понятий в их иерархии, отражающих ведущие идеи науки, характеризующие те или иные области деятельности. Максимальный учет познавательных возможностей детей дошкольного возраста, как указывает Н.Н. Кондратьева, позволяет обеспечить доступность содержания и структуры отобранных научных знаний для их освоения. В исследовании был осуществлен теоретический и логико-дидактический анализ научного понятия «живое». Он позволил определить основное содержание понятия «живое», установить ведущую, центральную связь в этом понятии, вычленить основные компоненты и системообразующие связи, раскрывающие сущность и свойства живого организма как целостного образования.

Анализ исследований В.Г. Афанасьева, К. Гесслера, Р.С. Карпинской, Г.А. Югая, А.С. Мамзина, А.А. Ляпунова и др. показал, что содержательными компонентами системы знаний о живом для дошкольников должны стать представления, отражающие:

  • Целостность живого;
  • Системные свойства целостного живого организма;
  • Детерминированность живого неживым, их тесную взаимосвязь и взаимообусловленность;
  • Системную организованность живого [5, c.36].

Исследования Т.А. Ивченко показали возможность освоения дошкольниками знаний о человеке как биосоциальном существе и их развивающее значение.

Таким образом, знания ребенка о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. Освоение знаний осуществляется на уровне представлений, которые включают чувственный образ предмета, знание внешнего признака предмета. Анализ психолого-педагогических исследований, раскрывающих особенности усвоения детьми системных знаний о природе, показал их доступность познавательным возможностям дошкольников. Система знаний об объектах и явлениях природы, их существенных сторонах и связях успешно осваивается, если они имеют достаточно выраженные сенсорные признаки или могут быть обнаружены детьми в доступных им видах деятельности.

Формирование системных знаний у дошкольников возможно на уровне конкретных и обобщенных представлений, элементарных понятий, данных в системе в определенных иерархических отношениях (А.В. Запорожец, Н.М. Крылова, В.И. Логинова, С.Н. Николаева, П.Г. Саморукова, Е.Ф. Терентьева, И.А. Хайдурова).

Выводы по первой главе

Таким образом, в соответствии с ФГОС экологическое образование становится неотъемлемой частью образовательного процесса детей дошкольного возраста. Нами рассмотрены теоретические основы формирования экологической воспитанности детей дошкольного возраста. Использование различных форм и методов в работе воспитателей должно опираться на новые требования образовательного стандарта. Использование в работе экскурсий, наблюдений, проектной деятельности, опытов и экспериментов положительно влияет на формирование гуманного отношения детей дошкольного возраста к природе.


Страницы:   1   2