Меню Услуги

Особенности формирования этнической идентичности в подростковом возрасте. Часть 2.

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Глава 2. Практическое исследование взаимосвязи между предпочитаемыми стилями идентичности и этнической идентичностью

2.1. Диагностика особенностей этнической идентичности в подростковой среде

В исследовании приняли участие 25 подростков в возрасте 13-17 лет.

Теоретический анализ, произведённый в нашей работе показал, что существует несколько подходов, по изучению идентичности, но и на сегодняшний день не выработаны четкие критерии ее оценки и понимания, возможной причиной чему является проекция конкретного исторического периода на это понятие. Анализ литературных источников, показал, что наиболее часто исследователи ссылаются на работы К. Левина, и труды М. Берзонски.

Так как проведение исследований в широком объеме сдерживается отсутствием достаточного количества апробированных методик, то одной из основных задач нашего исследования был поиск оптимальных методик, дающих наиболее достоверные результаты.

С целью диагностики особенностей этнической идентичности в подростковой среде мы применили модель измерения ингрупповой идентификации Агадуллиной, Е. Р., Ловакова.

Согласно ключу, для последующей математической и стилистической обработки, мы зашифровали стили этнической идентичности в числовом выражении, где:

  1. Сплоченность/единение (Solidarity): вопросы — 1, 6, 11
  2. Удовлетворённость (Satisfaction): вопросы 2, 7, 12, 14
  3. Выраженность (Centrality): вопросы 3, 8, 13
  4. Самостереотипизация (Individual Self-Stereotyping): вопросы 4, 9,
  5. Ингрупповая гомогенность (In-group Homogeneity): вопросы 5, 10,

Представим полученные результаты в виде таблицы 1.

Таблица 1. Результаты подростков, полученные с помощью модели измерения ингрупповой идентификации Агадуллиной, Е. Р., Ловаковой

№ п.п. Стиль этнической идентичности
1. 1
2. 1
3. 2
4. 2
5. 2
6. 4
7. 1
8. 1
9. 2
10. 2
11. 1
12. 2
13. 2
14. 3
15. 4
16. 5
17. 5
18. 5
19. 5
20. 4
21. 3
22. 4
23. 3
24. 3
25. 1

 

2.2. Диагностика предпочитаемых стилей идентичности в подростковой среде

Теоретический анализ, произведённый в нашей работе показал, что существует несколько подходов, по изучению идентичности, но и на сегодняшний день не выработаны четкие критерии ее оценки и понимания, возможной причиной чему является проекция конкретного исторического периода на это понятие. Анализ литературных источников, показал, что наиболее часто исследователи ссылаются на работы К. Левина, и труды М. Берзонски.

Так как проведение исследований в широком объеме сдерживается отсутствием достаточного количества апробированных методик, то одной из основных задач нашего исследования был поиск оптимальных методик, дающих наиболее достоверные результаты.

С целью диагностики идентичности подростков мы применили. Материалы к опроснику стилей идентичности М. Берзонски (Michael Berzonski) (Identity Style Inventory) ISI4.

Инструкция к опроснику представлена нами в приложении №2.

Подсчет баллов осуществлялся нами следующим образом:

Информационный стиль идентичности: 3 + 14 + 15 + 19 + 21 + 23

Нормативный стиль идентичности: 6 + 12 + 21 + 20

Диффузный стиль идентичности: 2 + 9 + 13 + 17 + 18 + 22 + 24

Шкала приверженности: 1 + 4 + 5* + 7* + 8* + 10* + 11 + 25

Интегральный балл по шкале высчитывался как сумма оценок утверждений, указанных респондентом. Для вопросов, отмеченных символом «*», оценка инвертируется: 5 = 1 балл, 4 = 2 балла, 3 = 3 балла, 2 = 4 балла, 1 = 5 баллов и только после этого производится суммирование баллов по шкалам.

На каждого подростка нами заполнялась Матрица факторных нагрузок трехфакторного решения для модифицированной четвертой версии опросника (ISI4)

Представим полученные результаты в виде таблицы 2.

Таблица 2. Матрица факторных нагрузок трёхфакторного решения для модифицированной четвертой версии опросника (ISI4)

№ вопроса Компонента 1 (диффузный стиль) Компонента 2 (информационный стиль) Компонента 3 (нормативный стиль)
  0,54    
    0,54  
     

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

С целью числового выражения полученных результатов и последующей количественной и качественной обработки результатов, мы представили каждый тип идентичности зашифровав его следующим образом:

  • диффузный стиль -1
  • информационный стиль -2
  • нормативный стиль – 3.

Напомним, что по мнению М. Берзонски, процесс развития идентичности базируется на трёх основных стилях решения человеком повседневных проблем:

1) информационный, который заключается в поиске информации для преодоления затруднений и проблемно-ориентированной стратегии решения проблемы;

2) нормативный, который включает в себя имитационные и конформные стратегии в разрешении проблем;

3) размыто-уклоняющийся, который проявляется в нежелании субъекта активно и последовательно преодолевать жизненные трудности.

Представим полученные результаты по выборке подростков в виде таблицы 3.

Таблица 3. Результаты, полученные по опроснику стилей идентичности М. Берзонски (Michael Berzonski) (Identity Style Inventory) ISI4

№ учащегося Стиль идентичности
1. 1
2. 1
3. 1
4. 2
5. 2
6. 3
7. 2
8. 2
9. 1
10. 1
11. 1
12. 1
13. 1
14. 2
15. 2
16. 2
17. 2
18. 1
19. 1
20. 1
21. 2
22. 2
23. 3
24. 3
25. 3

 

Если мы проанализируем результаты, представленные нами в таблице 3, то:

1) информационный стиль, который заключается в поиске информации для преодоления затруднений и проблемно-ориентированной стратегии решения проблемы оказался свойствен — 11 подросткам, что составило 46% от всей выборки;

2) нормативный стиль, который включает в себя имитационные и конформные стратегии в разрешении проблем оказался свойственен – 10 подросткам, что составило 42% от всей выборки;

3) размыто-уклоняющийся стиль, который проявляется в нежелании субъекта активно и последовательно преодолевать жизненные трудности оказался свойственен – трём подросткам, что составило 12% от всей выборки испытуемых.

Представим полученные результаты виде диаграммы.

Для доказательства или опровержения выше выдвинутой гипотезы, мы применили статистический критерий Спирмена.

Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.

Для подсчета ранговой корреляции Спирмена мы проранжировали два ряда значений, а именно6 социальной идентичности и этнической идентичности.

Далее нами было выполнено:

1) Ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;

2) Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);

3) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);

4) Подсчитана сумма квадратов;

5) Произведен расчёт коэффициента ранговой корреляции rs по формуле.

6) Определены критические значения.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Представим полученные результаты в виде таблицы 4.

Таблица 4.

N Значения А Ранг А Значения В Ранг B d (ранг А — ранг В) d2
1 1 3.5 1 6 -2.5 6.25
2 1 3.5 1 6 -2.5 6.25
3 2 10 1 6 4 16
4 2 10 2 16.5 -6.5 42.25
5 2 10 2 16.5 -6.5 42.25
6 4 19.5 3 23.5 -4 16
7 1 3.5 2 16.5 -13 169
8 1 3.5 2 16.5 -13 169
9 2 10 1 6 4 16
10 2 10 1 6 4 16
11 1 3.5 1 6 -2.5 6.25
12 2 10 1 6 4 16
13 2 10 1 6 4 16
14 3 15.5 2 16.5 -1 1
15 4 19.5 2 16.5 3 9
16 5 23.5 2 16.5 7 49
17 5 23.5 2 16.5 7 49
18 5 23.5 1 6 17.5 306.25
19 5 23.5 1 6 17.5 306.25
20 4 19.5 1 6 13.5 182.25
21 3 15.5 2 16.5 -1 1
22 4 19.5 2 16.5 3 9
23 3 15.5 3 23.5 -8 64
24 3 15.5 3 23.5 -8 64
25 1 3.5 3 23.5 -20 400
Суммы   325   325 0 1978

 

Результат: rs = 0.239

Критические значения для N = 25

N p
0.05 0.01
25 0.39 0.51

Корреляция между идентичностью по Берзонскому и этнической идентичностью не достигает уровня статистической значимости, следовательно, гипотеза существует существовании взаимосвязи между предпочитаемыми стилями идентичности и этнической идентичностью опровергнута.

 

Рекомендации

Представляется, что для решения проблемы создания педагогических условий для воспитания толерантности подростков в процессе учебно-воспитательной деятельности учителю требуется обладать высокими научными профессиональными психолого- педагогическими, методологическими знаниями и психологическими качествами, воображением, рефлексией предшествующего педагогического опыта.

Проектировочная деятельность учителя непосредственно связана с проблемой моделирования.

Конструируемые им модели учебной деятельности, направленной на формирование толерантного сознания, могут использоваться для построения ориентировочной основы действия, для изучения сложных понятий, материализации деятельности подростков.

Своеобразным учебным средством является моделирование учебного материала. При этом целесообразно, чтобы эти модели служили основой для проектирования подростками своего дальнейшего поведения при общении с представителями иной этногруппы.

Знание предметов начальных и средних классов, а также методики их преподавания, умение работать с содержанием учебного материала, сформированное предыдущим опытом; умение планировать формирование у школьников общеучебных и социальных умений и навыков; способность к педагогической интерпретации разнообразной информации; умение готовить предполагаемый демонстрационный материал с учетом межпредметных связей; умение изучать у подростков состояние отдельных психических функций воспитанности и обученности подростков, предвидеть возможные и учитывать типичные затруднения у учащихся; умение определять их реальные учебные возможности, исходить из мотивации самих учащихся при организации и планировании учебного процесса; умение отбирать и применять формы и приемы обучения с учетом затраты сил и времени учащихся.

Преподавательский состав должен иметь такие личностные качества, как уравновешенность, чувство справедливости, терпимость к представителям разных этносов и умение правильно подавать пример своим поведением.

Всё вышеперечисленное является результатом правильно организованной деятельности подростков. В деятельности формируются толерантные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на формирование и развитие толерантности и ценностных ориентаций, которые являются основой терпимости.

Совместная деятельность и общение между подросткми, являющимися представителями различных этногрупп, выступают критериями их толерантного развития.

Смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовностью к этому.

Для этого в педагогике создаются специальные педагогические условия.

Педагогика как наука изучает целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях её воспитания, обучения и образования.

В качестве объекта педагогики выступает воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Данный процесс включает в себя специальные педагогические условия, связанные с развитием личности школьника.

В философском словаре под условием понимается «отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может существовать». Более того, условия составляют ту среду, обстановку, в которой явления возникают, существуют и развиваются.

Например, в Словаре русского языка С.И. Ожегов трактует «условие» как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит».

Под педагогическими условиями мы понимаем создаваемые учителем обстоятельства, от которых зависит процесс формирования толерантности у школьников.

Характерными признаками образовательного пространства являются структурность, взаимосвязь и взаимозависимость элементов. Как правило, в качестве системообразующего элемента воспитательных систем выступает цель. Целью воспитательной работы школы является формирование человека культуры, человека, освоившего и осваивающего базовые культурные формы мышления, деятельности, социального взаимодействия и экологосообразной организации жизни, человека, способного выстраивать свою личную перспективу, связывая ее с перспективой своей страны. Учитель имеет значимую возможность влияния на воспитание ребенка. Именно поэтому школа должна решать задачи воспитания, опираясь на родительскую поддержку.

Развитие толерантного сознания подростков происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают от родителей, педагогов, окружающих их людей. Эти воздействия пере-осмысливаются подростками, что способствует формированию в их сознании определенных взглядов и ценностных ориентаций, а также норм поведения.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Вот почему представляется важным, чтобы взрослые (педагоги, родители), окружающие подростков, демонстрировали толерантное отношение к другим этносам.

Только совместными действиями можно помочь ребенку определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.

Этому поможет воспитание толерантности, органически вплетенное в учебно- воспитательный процесс.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное состояние мирового общественного развития характеризуется наличием множественных идентичностей.

Однако надо признать, что у граждан России процесс признания возможности множественных идентичностей делает только первые шаги.

В этом контексте возникает проблема теоретической рефлексии национальной идентичности, которую, по нашему мнению, следует понимать как надэтническую гражданскую идентичность.

Необходимость удовлетворения потребностей в поддержании позитивной этнической идентичности при условии её актуализированности и формировании национальной, то есть гражданской, идентичности является очевидной.

Понятие этнической идентичности в научных исследованиях является одной из наиболее сложных и дискуссионных тем, что обусловлено разнообразием теоретических и методологических подходов к исследованию данного вопроса. Изучением этнической идентичности занимаются различные дисциплины: этнология, социология, психология, политология, социальная философия.

С целью практического исследования теоретических положений нашей дипломной работы, мы провели эксперимент, в котором приняли участие 25 подростков в возрасте 13-17 лет.

Теоретический анализ, произведённый в нашей работе показал, что существует несколько подходов, по изучению идентичности, но и на сегодняшний день не выработаны четкие критерии ее оценки и понимания, возможной причиной чему является проекция конкретного исторического периода на это понятие. Анализ литературных источников, показал, что наиболее часто исследователи ссылаются на работы К. Левина, и труды М. Берзонски.

С целью диагностики особенностей этнической идентичности в подростковой среде мы применили модель измерения ингрупповой идентификации Агадуллиной, Е. Р., Ловакова.

Результаты подростков, полученные с помощью модели измерения ингрупповой идентификации Агадуллиной, Е. Р., Ловаковой представили в таблице 1.

С целью диагностики идентичности подростков мы применили. Материалы к опроснику стилей идентичности М. Берзонски (Michael Berzonski) (Identity Style Inventory) ISI4.

На каждого подростка нами заполнялась Матрица факторных нагрузок трехфакторного решения для модифицированной четвертой версии опросника (ISI4)

Результаты, полученные по опроснику стилей идентичности М. Берзонски (Michael Berzonski) (Identity Style Inventory) ISI4 мы представили в виде таблицы 3.

Далее проанализировали результаты, представленные нами в таблице 3, и обнаружили, что 1) информационный стиль, который заключается в поиске информации для преодоления затруднений и проблемно-ориентированной стратегии решения проблемы оказался свойствен — 11 подросткам, что составило 46% от всей выборки; 2) нормативный стиль, который включает в себя имитационные и конформные стратегии в разрешении проблем оказался свойственен – 10 подросткам, что составило 42% от всей выборки; 3) размыто-уклоняющийся стиль, который проявляется в нежелании субъекта активно и последовательно преодолевать жизненные трудности оказался свойственен – трём подросткам, что составило 12% от всей выборки испытуемых.

Для доказательства или опровержения выше выдвинутой гипотезы, мы применили статистический критерий Спирмена.

Корреляция между идентичностью по Берзонскому и этнической идентичностью не достигла уровня статистической значимости, следовательно, гипотеза о существовании взаимосвязи между предпочитаемыми стилями идентичности и этнической идентичностью опровергнута.

На следующем этапе нами были разработаны рекомендации по становлению этнотолерантности которые могут быть успешно применены педагогами в образовательных учреждениях нашей страны.

Данное исследование может и должно быть продолжено в будущем.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агадуллина, Е. Р., & Ловаков, А. В. (2013). Модель измерения ингрупповой идентификации: проверка на российской выборке. Психология. Журнал Высшей Школы Экономики, 10(4), 143–157.
  2. Асланова Д.Т. Концепт «этническая идентичность в психологических исследованиях// В сборнике: Время перемен: проблемы общества — ответы социологии материалы Международной научно-практической конференции «III Северо-Кавказские социологические чтения». ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет». 2015. С. 14-17.
  3. Белинская Е.П., Бронин И.Д. Адаптация русскоязычной версии опросника стилей идентичности М.Берзонски // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 34. с. 12.
  4. Бердяев И. Судьбы России. Опыты по психологии войны и национальности.- М.: Мысль, 1990. – 87с.
  5. Бронин И.Д. Психометрические показатели четвёртой версии опросника стилей идентичности М.Берзонски// Вестник Кемеровского государственного университета . 2015;1(3):86-92.
  6. Буровихша ИА., Леонтьев ДА., Осин Е.Н. Силы характера как ресурсы личности подростка: опыт применения опросника «Профиль личных достоинств» // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 107-127.
  7. Быстрицкая Е.В., Григорьева Е.Л. Социально-педагогические условия реализации концепции полиэтнического консультативного центра// Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 74-77.
  8. Васькова О.В. Применение опросника социальной идентичности для диагностики социальнопсихологических особенностей ученической группы старших подростков // Психологическая наука и образование. № 2. С. 87–96.
  9. Вершинина М.В., Константинов В.В. Значение исследования этнической идентичности и возможности её формирования у подростков// Интеграция образования. 2010. № 3. С. 79-81.
  10. Гуцунаева С.В. Тип этнической идентичности и стратегии взаимодействия// Научные проблемы гуманитарных исследований. 2008. № 9. С. 15-19.
  11. История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон // Энциклопедический словарь: в 6 т. / под ред. Л.А. Карпенко. М.: Пер Сэ, 2006.
  12. История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6-ти томах / Под. ред. Л. А. Карпенко [Текст]. — М., 2000.
  13. Кожинов В.В. Победы и беды России. Русская культура как порождение истории. — М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 93 с .
  14. Коялович М.О. История русского самосознания. — СПб.: Питер, 2014. — 603 с.
  15. Леви-Строс К.Л Структурная антропология / К.Л. Леви-Строс; пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. -512 с. (Серия «Психология без границ»).
  16. Леви-Стросс К.Л. Структурная антропология / К.Л. Леви-Стросс; Пер. с фр. Вяч.Вс. Ива¬нова [Текст]. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 512 с. (Серия «Психология без границ»).
  17. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Осин Е.Н. и др. Опыт структурной диагностики личностного потенциала // Психологическая диагностика. 2007. №1. С. 8-31.
  18. Литаврин Г.Г. Флоря Б.Н. Общее и особенное в этническом самосознании славян в XV веке //Этническое самосознание славян в XV веке.- М.: Наука, 1995. — 240с.
  19. Макарова Е.А., Нетребина А.В. Учет психологических особенностей подросткового возраста при формировании межкультурной и межэтнической толерантности // Развитие личности в образовательных системах: материалы докладов XXXII международных психолого-педагогических чтений. Ростов н/Д: ИПО ЮФУ, 2013. С. 163-168.
  20. Мид Дж. Аз и Я / Дж. Мид // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 227-237.
  21. Мид Дж. Аз и Я // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова [Текст]. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — С. 227-237.
  22. Мид Дж. Интернализованные другие и самость / Дж. Мид // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 224-227.
  23. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова [Текст]. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — С. 224-227.
  24. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 3-е изд., стереотип. – СПб.: Речь, 2008. – 392 с.
  25. Нетребина А.В. Педагогические условия формирования толерантного поведения в условиях межэтнического общения// Вестник Таганрогского института управления и экономики: научно- теоретический и информационный журнал. 2013. №1. С. 61-62.
  26. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Изд-во «Русский язык», 1989. 750 с.
  27. Осознают ли себя русские единой этнической общностью? Существует ли «русская проблема?» // Фонд «Либеральная миссия». URL: htt://liberal.ru.
  28. Сайфутдиярова Е.Ф., Ахматханова Л.А. Взаимосвязь этнической идентичности с толерантными установками в межличностных отношениях студенческой молодёжи// Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 53-56.
  29. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. — Спб., 1996. – 103 с.
  30. Степанова Г.С. Интегративный подход к исследованию этнической идентичности// Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2013. Т. 261. № 2. С. 109-114.
  31. Степанова Г.С. Исследование этнической идентичности русских в современном историко –психологическом контексте// Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 3-4 (45). С. 75-77.
  32. Степанова Г.С. Проблема этнокультурного самоопределения личности в современной России (на примере студентов педагогического вуза) // Личность в изменяющихся социальных условиях. — Красноярск. 21-23 апреля 2010г. /Гордиенко Е.В (отв. ред). КГПУ им.В.П. Астафьева. — Красноярск, 2010. — С.270-273.
  33. Теленков А.В. О соотношении наименований «русские» и «россияне»: история, современность и перспективы //Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. — Екатеринбург, 2008. — Вып. 8. -С. 326-340.
  34. Тернер Дж., Оукс П., Хэслем С., Дэвид В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа // Иностранная психология. 1994. № 4. С.39
  35. Узакова С.А., Шергалиева М.Т. Теоретическое осмысление этнической идентичности как вида социальной идентичности// Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2015. № 9-2. С. 87-92.
  36. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологи-ческое благополучие личности: автореф. дис. … канд. пех наук. М., 2005.
  37. Философский энциклопедический словарь/ ред- сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А Лутчен- ко. М: ИНФРА-М, 2003. – 1320 с.
  38. Фрейд З. Групповая психология и анализ Эго / З. Фрейд [Текст]. — М.: Изд-во «Современные проблемы», 1926. — 287 с.
  39. Фрейд З. Групповая психология и анализ Эго / З. Фрейд. М.: Современные проблемы, Н А. Столляр, М.: , 1926.
  40. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм; Перевод Г.Ф. Швейника [Текст]. — М.: Аст, 2011. — 288 с.
  41. Фромм Э. Бегство от свободы = DieFurchtvorderFreiheit (1941) / пер. Г.Ф. Швейника. М.: Аст, 2011.- 288 с. (Philosophy).
  42. Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность / В.Ю. Хотинец. Екатеринбург, 2002. — 124 с.
  43. Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность / В.Ю. Хотинец [Текст]. — Екатеринбург, 2002. — 124 с.
  44. Чешко С.В. Человек и этничность //Этнографическое обозрение.- 1994.- №6. — С.35-49.
  45. Шергалиева М.Т. Этническая идентичность как вид социальной идентичности// Вестник Саратовского государственного технического университета. 2014. Т. 3. № 1 (76). С. 207-211.
  46. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 2006. – 390 с.
  47. Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис / Э.Г. Эриксон [Текст]. — М.: Прогресс, 1996. – 329 с.
  48. Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис / Э.Г. Эриксон. М.: Прогресс, 1996. С. 58-59.
  49. Marcia J.E. Development and validation of ego-identity status // J. of Personality and Social Psychology. 1966. Vol. 3. P. 551–558.
  50. Berzonsky M.D. Identity style and coping style. Journal of Personality. 1992. 60, P. 771–788.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2