Страницы: 1 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретико-методологические основы формирования функциональной грамотности младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности
1.1 Проблемы формирования функциональной грамотности младших школьников в педагогической литературе
1.2 Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования функциональной грамотности младших школьников
1.3 Методы и средства формирования функциональной грамотности младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности
2. Опытно-экспериментальное исследование формирования функциональной грамотности младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности
2.1 Выявление уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности
2.2 Формирование функциональной грамотности младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности
2.3 Анализ эффективности формирования функциональной грамотности младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
Современное общее образование ориентировано на развитие личности учащегося, достижение им образовательных результатов, необходимых для его социализации, профессионального и личностного самоопределения: обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Проведенные исследования и международная оценка качества образования, показали, что российские школьники обладают значительным объемом знаний, но не умеют грамотно пользоваться этими знаниями.
Приоритетных механизмов повышения качества общего образования становится формирование функциональной грамотности обучающихся: обновление учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками 21 века», и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в межличностном общении и социальных отношениях, готовности жить в эпоху перемен.
«Функционально грамотный человек – это человек способный использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»- такое определение дал советский и российский лингвист, психолог доктор психологических наук и доктор филологических наук А.А. Леонтьев.
Постановка проблемы формирования функциональной грамотности является относительно новой. На данный момент отсутствуют апробированные технологии функциональной грамотности. В современной школе учащимся дается большой объем информации, а умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, информации у российских школьников недостаточно.
Современной школе требуется такие методы обучения, которые: -формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; -развивали бы общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; -формировали компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; -были бы нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; -реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов.
Формирование функциональной грамотности младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности
Объектом исследования в работе выступает процесс формирования функциональной грамотности младших школьников.
Предметом исследования в работе является проектно-исследовательская деятельность как средство формирования функциональной грамотности младших школьников.
Целью исследования: теоретическое исследование и экспериментальная проверка эффективности формирования функциональной грамотности младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- Изучить педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования функциональной грамотности младших школьников.
- Подобрать диагностические методики и выявить уровень формирования функциональной грамотности младших школьников.
- Разработать методические рекомендации и провести уроки с использованием проектно-исследовательской деятельности, направленные на формирование функциональной грамотности младших школьников.
- Провести анализ эффективности формирования функциональной грамотности младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности.
Степень разработанности темы исследования. В данной работе были использованы следующие работы в области исследования методов и условий формирования функциональной грамотности у детей младшего школьного возраста: Андрафанова Н. В., Безукладников К.Э., Готлиб Д.Л., Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Ф., Кузнецова М.И., Голубева А. А., Голягин А. В., Захарова В.А., Капитонова А.А., Комарова И.В., Копачевская Л. В., Крузе Б.А., Безукладников К.Э., Вертьянова А.А., Кузнецова А.А., Лебедева Е.П., Леонтович А.В., Саввичев А.С., Леонтьев А.А., Липова Н. И., Лысова О.В., Матяш Н.В., Муштавинская И. В., Петрова А. А. и др.
Базой исследования выступает МБОО «Лицей» имени Героя Советского Союза Б.Н. Еряшева г.о. Фрязино Московской области.
Методы исследования.
Основной метод: констатирующий эксперимент.
Частные методы: теоретический (научный анализ теоретических источников), организационный, эмпирический (педагогический метод — тестирование).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Теоретико-методологические основы формирования функциональной грамотности младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности
1.1 Проблемы формирования функциональной грамотности младших школьников в педагогической литературе
Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в 70-х годах XX века как расширение понятия «грамотность» (1965 год, Всемирный конгресс министров просвещения в Тегеране). Под функциональной грамотностью стали подразумевать «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем».
В 1978 году ЮНЕСКО (специализированное учреждение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, созданное в 1945 году) дает толкование функциональной грамотности: функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития.
Необходимость расширения толкования «грамотность» связано с международной стандартизацией статистических данных в сфере образования на основе анализа многочисленных фактов. Они выявили двойственное значение грамотности в связи с переходом от индустриального общества к постиндустриальному, информационному обществу: в развивающихся странах речь идет об элементарной грамотности большинства населения, в то время как в промышленно развитых странах это уже функциональная грамотность, которая поставлена в противовес к наблюдаемой функциональной безграмотности у достаточно больших групп населения[1].
Современная трактовка функциональной грамотности представлена в декларации «Десятилетие грамотности ООН»: непосредственное достижение человеком грамотности подразумевается, как нечто большее, чем получение только основных навыков грамотности, которые являются только предпосылкой для дальнейшего развития.
Следующей целью является гарантия того, что личности должны быть способны полноценно и эффективно функционировать как члены сообщества, то есть речь идет о достижении функциональной грамотности — в противоположность элементарной (базовой) грамотности. Происходит осознание социально-экономической составляющей функциональной грамотности, она становится одним из главных результатов образования, ориентации в мире профессий, и как следствие экономического развития общества.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) оценивает функциональную грамотность 15- летних школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике как показатель полноценного функционирования в современном обществе.
Функциональная грамотность в отечественной научной литературе понимается по-разному. А.А. Леонтьев под функциональной грамотностью подразумевает способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В.С. Басюк и Г.С. Ковалева в качестве рабочего используют определение функциональной грамотности в исследовании PISA (Programme for International Student Assessment), заложенное в основном вопросе исследования: «Обладают ли выпускники основной школы (в возрасте 15–16 лет) необходимыми знаниями и умениями для полноценного функционирования в современном обществе, т. е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» (PISA-2018 в России, международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study))[2].
«Новый словарь методических терминов и понятий» определяет функциональную грамотность как «способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная 8 грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде».
По мнению российских ученых, функциональная грамотность становится одним из факторов, содействующих участию любого человека в социальной, культурной, экономической и других сферах деятельности.
Функциональная грамотность рассматривается как необходимое условие жизнедеятельности, например, в культурной среде. Проявляясь в конкретной ситуации, функциональная грамотность может быть представлена как проблема деятельности человека.
Анализ определений позволяет нам описать функциональную грамотность как способность и готовность человека использовать постоянно приобретаемые знания, навыки и умения для решения всевозможных реальных, жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Необходимость и возможность формирования функциональной грамотности младших школьников трактуются неоднозначно.
Значительная часть ученых указывает на то, что в начальной школе надо формировать элементарную грамотность (чтение, письмо, счет и т.п.), тогда как функциональная грамотность формируется в основной школе, что отражено в международном исследовании качества образования PISA, проводимом на выборке 15-летних учащихся. В то же время в современной психологической и педагогической науке признанным является положение о важной роли деятельности в умственном развитии человека, становлении базового образования личности – функциональной грамотности, представленной определенными показателями.
Например, выпускник начальной школы должен обладать способностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, создавать алгоритмы основных видов деятельности.
Анализ научной литературы и практики показал, что выделяются различные составляющие функциональной грамотности. Функциональная грамотность включает в себя коммуникативную (в том числе читательскую), математическую, естественнонаучную грамотность.
В.А. Ермоленко на основе анализа источников отечественной и зарубежной литературы (трудов П.Р. Атутова, Б.С. Гершунского, В.А. Ермоленко, А.М. Новикова, С.А. Тангяна, М. Скилдека, Г. Хинцена и др.) выделила четыре этапа развития концепции функциональной грамотности:
1) функциональная грамотность рассматривается как дополнение к традиционной (начало ХХ в.);
2) функциональная грамотность отделяется от традиционной, когда общество осознало феномен социальной изменчивости (середина ХХ в.);
3) традиционная грамотность включается в функциональную грамотность и рассматривается как основа непрерывного образования, обозначается ее двухуровневая структура, включающая глобальный и региональный компоненты (конец ХХ в.);
4) подчеркивается значение функциональной грамотности как основы личного успеха в меняющемся мире (начало ХХ в.).
Б. А. Крузе, К. Э. Безукладников, А. А. Вертьянова отмечают: овладение функциональной грамотностью близко к пониманию социальной компетентности, структура которой «развивается в контексте социальной реальности»[3].
Таким образом, изучение отечественных научных и методических источников показывает, что процесс формирования функциональной грамотности тесно связан с уровнями образования, находящимися за пределами начальной школы. В начальной школе формирование функциональной грамотности возможно при выполнении определенных условий.
1.2 Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования функциональной грамотности младших школьников
Проектно-исследовательская деятельность — метапредметная деятельность, задающая контекст для формирования у ученика таких метапредметных понятий как «задача», «план», «гипотеза», «продукт», «результат», а также метапредметных способов деятельности как «анализ», «синтез», «сравнение», «классификация», «моделирование» и т.д.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет ученику выйти в пространство личностного самоопределения; обеспечивает становление субъектной позиции ученика в поиске решения проблемной ситуации, научает его методам хранения и обработки информации, видению структуры проблемы и способов ее решения, установлению закономерных связей.
В научной литературе существует большое количество подходов к определению понятий «проектные умения» и «исследовательские умения», однако понятие «проектно-исследовательские умения» в научной литературе встречается редко.
На основе теоретического исследования была создана сравнительная таблица 1 определений понятия «проектно-исследовательская деятельность» у разных авторов.
Таблица 1 – Определение понятия «проектно-исследовательская деятельность»
Автор | Понятие |
И. В. Комарова | Образовательная технология, предполагающая решение обучающимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста[4]. |
А. В. Леонтович | Деятельность по проектированию собственного исследования, определение целей и задач, выделение принципов отбора методик; планирование хода исследования; определение ожидаемых результатов; оценку реализуемости исследования; определение необходимых ресурсов[5]. |
Н. В. Матяш | Интегрированное дидактическое средство развития, позволяющее вырабатывать и развивать у обучающихся различные умения и навыки проектирования и исследования (проблематизация, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, представление своих результатов, поиск и отбор нужной информации, практическое применение школьных знаний в различных ситуациях, выбор, освоение и использование подходящей технологии изготовления продукта проекта, проведение исследования)[6]. |
И. А. Подругина | Обучающий компонент учебного процесса, и его оценочный компонент, дающий представление о результативности учебной деятельности школьника[7]. |
На основе представленных определений проектно-исследовательская деятельность была определена нами как интегрированный вид деятельности, который затрагивает нравственный, познавательный, творческий потенциалы личности и позволяет развивать проектно-исследовательские умения.
Реализация проектно-исследовательской деятельности соответствует деятельностному подходу в обучении, так как любое исследование предполагает решение проблемы. Поиск способов решения поставленной проблемы становится главной целью, задачи же представляют собой задачи по достижению поставленной цели, которые приведут к решению проблемы. В основной школе проектно-исследовательская деятельность приобретает ценность именно тогда, когда даёт обучающимся возможность изучить разнообразные проблемы с использованием методов научных исследований ученых.
При планировании проектно-исследовательской деятельности важно обратить внимание на требования стандарта, учесть направления работы конкретного образовательного учреждения в области развития проектно-исследовательских умений. Так, например, необходимо помнить о том, что программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования предполагает несколько направлений работы, важно реализовать каждое из направлений.
На основе проанализированной литературы нами была составлена таблица 2, описывающая весь ход осуществления проекта, который определяет проектно-исследовательскую деятельность.
Таблица 2 – Этапы осуществления проектно-исследовательской деятельности для развития функциональной грамотности[8]
Этап проекта | Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Погружение в проект | Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели и задач проекта, поиск способов решения проблемы проекта. | Знакомит со смыслом проектно-исследовательской деятельности и мотивирует обучающихся. | Обсуждают предстоящий проект с учителем и проектной группой и получают необходимую информацию о специфике работы в проекте, устанавливают цели и задачи, вырабатывают план действий. |
2. Поиск и исследование | Определение источников, способов сбора и анализа информации, способов представления результатов. | Предоставляет источники информации, на основе которых будет строиться исследование, вместе с обучающимися формулирует критерии, по которым будет оцениваться продукт. | Планируют свою деятельность для достижения поставленной цели, распределяют роли в команде, распределяют обязанности в зависимости от роли и сложности задач. Выполняют поиск, исследование и анализ предоставленной учителем информации. |
3. Осуществление проекта | Разработка, изготовление проекта. Выполнение запланированных технических операций, внесение необходимых изменений. Подготовка презентации. | Контролирует ход проектной деятельности, в случае необходимости включается в процесс обсуждения или принятия решений, направляет проектную команду. | Выполняют проектную работу, действуют по большей мере самостоятельно и автономно. |
4. Презентация | Анализ проделанной работы, самооценка и оценка со стороны, демонстрация результатов. | Поддерживает проектную группу, так как обучающиеся могут не справиться с напряжением и волнением. | Представляют продукт проектно-исследовательской деятельности в форме презентации. |
5. Рефлексия | Анализ результатов и оценка качества выполнения проекта. | Оценивает усилия обучающихся по определенным в начале работы критериям | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценки. |
Все вышесказанное позволяет рассматривать проектно-исследовательскую деятельность в качестве технологического механизма, обеспечивающего формирование и развитие у современного школьника функциональной грамотности как совокупности актуализированных ключевых компетенций, овладение которыми на необходимом и достаточном уровне позволит:
— решать жизненные задачи, требующие применения предметных, меж- и надпредметных знаний и умений;
— использовать полученную в учебной деятельности информацию при планировании и реализации своей деятельности;
— успешно контактировать с социумом, соблюдая нормы и правила общения, на основе сотрудничества и партнерского взаимодействия.
При выполнении проектов необходимо предлагать учащимся задания, которые сформулированы во внеурочном контексте и не содержат никаких (явных или неявных) указаний на способ действий.
Первой с чего начинается работа над любым проектом – это проблема и актуальность. Не зависимо от того какой будет проект- исследовательским или прикладным, это самые важные параметры на первом этапе. Именно они вовлекают ребенка в мир познаний. И здесь уже от педагога зависит, как он сможет заинтересовать и увлечь ученика. Научить ребят учиться – это значит искать и решать задачи, которые нам ставит сама жизнь. Простой пример – Ребенок спросил: «Какая температура на улице?»
Есть три варианта дальнейшего развертывания ситуации:
- Мы просто ответили: «-3 оС». Итог — ребенок получил знания;
- Мы подошли вместе с ребенком к термометру и увидели, что на нем -3 оС. Итог- ребенок получил знания. Знания те же, что и в первом случае, но модель приобретения знаний поменялась. Ребенок узнал, что есть прибор, который помогает определить температуру;
- Если нет под рукой термометра, можно просто спросить у нескольких людей: «Подскажите, какая температура на улице?». Итог: получено несколько разных ответов: «-3, -4, -2 о С и т.д.» Таким образом, ребенок получил опыт того, что мнения и информация бывают разными. Но таким образом он приобрел навык проведения маркетингового исследования[9].
Общую схему проектной/исследовательской работы можно представить так:
— Постановка проблемы;
— Выбор темы;
— Актуальность темы;
— Выбор цели и задач;
— Определение методики работы и выполнения проекта;
— Непосредственное выполнение работы;
— Сбор результатов, их систематизация, анализ;
— Выводы и заключение.
— Представление полученных результатов.
Хочется отметить, что ребенку проще и интереснее изучать то, что его окружает, что он может потрогать и ощутить.
Для объяснения явлений, происходящих в природной, искусственной и социальной среде, подходят такие предметы как биология, география, физика и химия. Используя знания данных наук, юный исследователь учится наблюдать, понимать и объяснять, делать обоснованные заключения при их решении, следуя естественнонаучному методу и используя знания о биологических, физико-химических и технологических системах. Появляется ценность естественной науки как части культуры. Так формируется его естественнонаучная компетентность, которая выражается в естественнонаучной и технологической грамотности. Так формируется ответственное и бережное отношение к окружающей среде, а также экономное использование природных ресурсов[10].
Навыки, приобретенные обучающимися при выполнении работы:
1 — самостоятельный поиск источников естественнонаучной и технологической информации. Их анализ и отбор подходящего;
2 – проведение эксперимента, сбор реальных данных:
— работа с данными, обобщение полученных результатов;
— подготовка к выступлению и представление результатов своего труда перед классом.
— работа в команде.
3 — коммуникационный (Поиск и помощь консультанта);
4 — навык публичного выступления, умения выслушивать мнения других, ответов на вопросы и отстаивания своей точки зрения.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность представляет собой интегрированный вид деятельности, который затрагивает нравственный, познавательный, творческий потенциалы личности и позволяет развивать проектно-исследовательские умения. В рамках данного исследования проектно-исследовательская деятельность рассмотрена в качестве технологического механизма, обеспечивающего формирование и развитие у современного школьника функциональной грамотности как совокупности актуализированных ключевых компетенций.
1.3 Методы и средства формирования функциональной грамотности младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности
Можно применять различные современные педагогические подходы и технологии для формирования и оценки функциональной грамотности школьников:
- Игровая технология (дидактическая игра, ролевая игра, познавательный квест).
- Кейс-технология (решение ситуационной задачи, практического, научно-исследовательского, обучающего кейса).
- Коммуникативная технология (облако слов, ребус, кроссворд, кластер, кроссенс, круглый стол, дебаты).
- Технология развития критического мышления («глухая» интеллект-карта, «Представьте, что Вы…», эссе, рецензия).
- Технология проектно-исследовательской деятельности (скрайбинг, скетчноутинг, мини-проект, мини-исследование).
- Технология проблемного обучения (мозговой штурм, творческий эксперимент) и др.
Всё большее число учителей принимают во внимание ценность проектно-исследовательской деятельности в учебной деятельности для формирования функциональной грамотности. Важно понимать, что успешная организация проектно-исследовательской деятельности напрямую зависит от готовности педагогического коллектива школы. Учитель, который руководит такой многозадачной деятельностью, должен понимать специфику её организации, знать технологию её реализации.
Социальные вызовы диктуют современному образованию изменения в сторону исследовательской образовательной модели. Она, по мнению А.О. Карпова, предполагает «творческие отношения и взаимодействие обучаемых и обучающих».
Внедрение эффективных средств обучения, успешная социализация и развитие коммуникативных умений, обучающихся являются важными задачами для современного образования.
В соответствии с ФГОС ООО, программа формирования универсальных учебных действий должна быть направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования.
Развивать функциональную грамотность обучающихся можно, применяя технологию развития критического мышления. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми[11].
Функциональная грамотность и работа над проектами имеют очень много точек соприкосновения.
1)компетентностный подход (познавательных и коммуникативных )
2)развитие критического ( нестандартного мышления)
3)групповая форма работы
4) взаимообучение
5)самооценивание, взаимооценивание результатов деятельности
6) площадка для развития индивидуальных способностей учащихся.
7) формирование личности умеющей самостоятельно принимать решения, инициативных и изобретательных людях.
Таким образом, сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Все перечисленные навыки и умения, в первую очередь развивают функциональную грамотность ребенка, развивается читательская, коммуникативная грамотность, грамотность письма, компьютерная грамотность. Немаловажно и то, что в процессе всей работы развивается речевая деятельность ребенка, его умение говорить, высказывать свои точки зрения, анализировать, делать выводы и умозаключения[12].
Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учеников, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема формирования его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Выделены отличительные черты функциональной грамотности:
1) направленность на решение бытовых проблем;
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;
5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.
В связи с этим, на современном этапе развития образования широкое распространение получает проектно-исследовательская деятельность, значительно оживляя процесс восприятия нового через сознательную деятельность учащихся, через обучение в действии. Мы можем сказать, что проектно-исследовательская деятельность на самом деле является средством повышения функциональной грамотности[13].
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность является эффективным инструментом решения данных задач, так как учит обучающихся действовать самостоятельно, проявлять инициативу, анализировать данные, планировать деятельность, осуществлять рефлексию. Знания математики находят применение в любом исследовании, оно позволяет обучающимся раскрыть новые грани мира математики, справиться с математической тревожностью.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф