1 2
2.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПАМЯТИ
2.1.Роль высших психических функций в процессах запоминания и воспроизведения
Осмысленность в восприятии явлений происходит при привлечении их опознания, т.е. узнавания. Мы узнаём не только то, опознали, и происходит отождествление определенного единичного предмета как того же самого, что ранее прошел акт нашего восприятия. Но и происходит обобщенное узнавание в случае, если нами опознается воспринятый в данный момент объект – улица, дом и пр. Вне этих актов обобщенности в узнавании объектов, которые имеют отношение к одному роду, нельзя указывать на осмысленность восприятия [2].
Поскольку существует единство функций восприятия и мышления, то процесс воспроизведения имеет внутри себя и восприятие объекта, и возникновение мыслей о нём. Поскольку заучивая ряд тех или иных данных, данные при запоминании проходят процесс отвлечения, абстракции от того частного условия, от тех ситуаций, в которых они закрепились уже. И ряд этих представлений, воспроизведенных образов памяти в непосредственном режиме переходит в абстракции, обобщения, процесс мышления [18].
Тот материал, ряд объектов, один объект, что мы сможем выражать словом, нами будет запомнен более легко и более тщательнее, чем тот, что сможет быть воспринят исключительно зрительным или слуховым анализатором без опосредования словом. И при условии, когда слова не только являются вербальной заменой воспринятых предметов, но и выступают как результат осмысленности, когда слова не только выполняют назывательную функцию, а слова являются понятием, содержащим в себе в единое целое связанные предмет и мысли о нем. Этот тип запоминания выступает как самое продуктивное явление. Обдумывание материала и эффективность материала прямо и тесно коррелируют: увеличение интенсивности обдумывания материала, активное старание представлять в своём зрительном информационном багаже и выражать посредством слова, тем эффективнее процесс запоминания, процесс облегчается, и продукт этого процесса упрочняется. Когда предмет – текст, который надо запомнить, то выработка ряда ранее поставленных четких по формулировке вопросов по тексту, ответ на них содержится в тексте и этот ответ надо найти во время его чтения, то этот процесс делает эффективным запоминание текста. При использовании такого приёма текст в памяти сохраняется подольше и хранится в более точном виде, то есть при воспроизведении выглядит более точно, чем, если ряд вопросов к нему ставится уже после того, как его прочитали.
Процесс внимания также влияет на эффективность процесса запоминания [16]. Здесь используется ряд приёмов, позволяющих организовывать процесс управления вниманием, все они оказываются необходимыми при запоминании. Как частный случай, можно привести пример одного способа улучшить запоминание дошкольников и младших школьников учебного материала: материал нужно делать так, чтоб он вызвал непроизвольность интереса детей по отношению к себе, привлек их внимание.
На эффективность процесса вспоминания материала влияет и связанная с ним эмоция, которая подбирает ряд ассоциаций из памяти человека, связанных с предметом рассмотрения [24]. И такое влияние проявляется в разных вариантах. Если ситуация, оставившая у нас в памяти яркую, эмоциональную добрую память, помнить дольше, потому что нам нравится о ней часто думать, а эмоционально нейтральное событие быстро забывается – ведь мы его не обдумываем. Здесь надо понимать, что связанное с положительными радостными эмоциями объекты, то есть впечатление от них, нами и лучше организуется в хранилище своей памяти, мы их много и часто ассоциируем с рядом других объектов. Позитивные эмоции способны активизировать припоминание, а негативные выдвигают на пути этого процесса препятствия.
Эмоциональное состояние, которое сопровождает запоминание, является элементом запечатленных в памяти ситуаций. В связи с этим при условии воспроизведения данных ситуаций, ассоциация эмоционального состояния восстанавливает и всю ситуацию в нашем представлении, тем самым процесс припоминания идёт легче. Опыты показали, что при условии, когда у субъекта было сильно выраженное эмоциональное состояние — приподнятое или подавленное настроение, и если искусственно восстановить у него соответствующее эмоциональное состояние, то процесс припоминания этого состояния улучшит процессы памяти.
Доказано, что привлечение воображения эффективность процессов памяти [1]. Воображение поддаётся процессу управления: если применять продуманные и систематические упражнения у субъекта облегчается процесс представления видимого в сфере своего воображения. И исходя из того, что возможности зрительных представлений позитивно влияют на процесс запоминания, то ряд приемов, направленных на процесс развития воображения у человека, так же и являются эффективными в улучшении образной памяти. И они способствуют процессу ускорения перехода информационного потока в долговременное хранилище из кратковременного и оперативного хранилища. Для быстрого и длительного запоминания, предлагается с материалом выполнять следующие последовательные действия:
- Вообразив оба объекта, нужно произвести их соединение при помощи какого-то причудливого образа — единого, фантастического.
- В мыслях создать представление образа этого нового объекта.
Этой цепочки операций хватает для улучшения эффективности сохранения и воспроизведения нужного объекта – человек вспомнит то, что надо было запомнить, за счёт этой цепочки операций материал сразу же переходит в долговременное хранилище из кратковременного и оперативного хранилища.
Необходимо активнее использовать ассоциации для более эффективного функционирования процессов памяти. В связи с этим нужно опираться на специальный метод, который основан на развитии ассоциативного ряда. При условии, когда стоит задача повысить эффективность запоминания текста, либо доказательств теорем, либо повысить объем словаря иностранных слов, то нужно сделать следующее. Сначала произвести постановку дополнительной задачи – найти ответ на вопрос: «С чем это схоже?». Работая над материалом, нам надо последовательно отвечать наряд следующих конкретных вопросов: «Какие другие тексты, жизненные эпизоды мне напоминают этот материал? Какие другие доказательства напоминают способы доказательств данных теорем?» При знакомстве с новыми словами, нам нужно ответить на такие, к примеру, вопросы: «Какие иные слова или события напоминают мне это слово?»
Основным принципом, лежащим в ряду мнемотехнического метода, является использование образа, который связывает запоминаемое и знак, а так же развитие специфического вида внутренней связи в самом запоминаемом материале [2; 5].
2.2.Формирование специальных мнемических действий
Важное средство повышения эффективности процессов памяти, на что указывает ряд исследований, выполненных отечественными психологами, является развитие специального мнемического действия [22]. Его результатом является то, что субъект становится способен улучшить процесс запоминания предлагаемого ему материала за счет применения особого, сознательного организационного подхода в самом процессе познания материала, для того, чтобы его запомнить. Формирование подобного действия у субъекта, на что указывает ряд специальных исследований, включает три фазы. На первой фазе ряд мнемических познавательных действий субъекта организуют извне посредством объяснения всех важных опорных деталей. На второй фазе субъект уже способен к процессу самостоятельного распределения предметов, основываясь на их общих признаках в группы (принцип классификации), и это соответствующее действие выполняется пока в сфере внешней развернутости. На третьей фазе субъект уже способен к процессу полного овладения этим приёмом выполнения его в уме именно на данном материале. К примеру, овладение бухгалтерскими операциями и действиями.
Есть и ограничения по времени в повышении эффективности процессов памяти. Чтобы лучше запомнить материал, рекомендовано повторить его перед сном, это примерно – 20-21 час. Это даёт возможность запоминаемому материалу не быть смешанным с рядом других впечатлений, накладывающихся друг на друга за день и тем самым мешающих их запомнить, что сделает процесс запечатления его более эффективным. Но надо знать, что из всего ряда предлагаемых субъекту приёмов – как улучшить память — любой прием хорош в том случае, если он подходит для данного человека, когда человек сам отобрал из всего списка приёмов, модернизировал, или сам изобрёл, опираясь на собственные вкусы и жизненный опыт [2].
Результат эффективности запоминания может быть снижен за счёт интерференции, т.е. смешиваясь, одна информация и другая, одна схема припоминания и другая, наплывание их друг на друга парализуют весь процесс актуализации материала в рамках воспроизводства. Наиболее часто возникновение интерференции бывает в случае, если одно и то же воспоминание ассоциируется в памяти с одинаковым событием и его возникновение в сфере сознания вызывает одновременность припоминания конкурирующего (интерферирующего) события. Процесс интерференции часто возникает и в том случае, если на месте одних материалов заучиваются иные, в особенности на той фазе запоминания, когда ранее усвоенная информация ещё не забыта, а вторая пока слабо усвоена. К примеру, в случае процесса запоминания иностранных слов, которые еще слабо пока запечатлелись в долговременном хранилище, а ряд других в тот же момент уже начал субъект изучать.
ВЫВОДЫ
1.Организация и сохранение опыта, которые позволяют повторно его использовать в деятельности или возвращают в сознание – называется памятью.
- При изучении проблемы филогенеза были выдвинуты несколько теорий, и они взаимодополняют друг друга: свою концепцию развития памяти первым в этом вопросе предложил П.П. Блонский, свои взгляды в концепцию культурной и исторической направленности в развитии памяти оформил Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьевым разработано учение о развитии в запоминании непосредственных и опосредствованных видов.
3.В изучении проблемы онтогенеза памяти показано следующее. Усвоение нового знания активизирует виды развития памяти и более всего произвольного вида. Школьнику, по сравнению с дошкольником, нужно запомнить и воспроизвести не то, что вызвало у него интерес, а то, что есть в школьной программе. Воздействие школьного требования к запоминанию и воспроизведению вырабатывает их произвольность, память становится более активной, в связи с тем, что процесс обучения является комплексной системой тренировки памяти субъекта. Обучаясь, субъект научается постановке дифференцированной задачи — заучить учебный материал, тем самым им определяется его способ в заучивании и в воспроизведении материала.
- Память имеет несколько уровней по времени сохранения информации, ей свойственно иметь свои процессы – запечатление, сохранение, воспроизведение, она имеет свои виды, которые разнообразны по своим различным классификациям.
- Практические разработки для повышения эффективности процессов памяти опираются связь памяти со всеми высшими психическими функциями. Так, осмысленность ставится во главу списка предлагаемых способов улучшения памяти. Тот материал, ряд объектов, один объект, что мы сможем выражать словом, нами будет запомнен более легко и более тщательнее, чем тот, что сможет быть воспринят исключительно зрительным или слуховым анализатором без опосредования словом. И при условии, когда слова не только являются вербальной заменой воспринятых предметов, но и выступают как результат осмысленности, когда слова не только выполняют назывательную функцию, а слова являются понятием, содержащим в себе в единое целое связанные предмет и мысли о нем. Но, избирая свой способ улучшения функции памяти, человек должен опираться и на индивидуальные особенности своих анализаторов и всего ряда психических функций, а так же проявлять активность в изобретении личных способов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на то, что проблемы памяти начали изучаться самыми первыми в истории психологии и исследовались и до сих пор изучаются широко и активно, однако проблема памяти для её окончательного понимания остаётся до сих пор открытой.
Интенсивно память и её процессы, виды изучались Эббингаузом Г., Блонскиим П.П., Выготским Л.С., Леонтьевым А.Н., Лурией А.Р., Зинченко Т.П., Смирновым А.А., Клацки Р., П. Фрессом, Ж. Пиаже, Херманном Д., Хофманом И. и мн. др.
Мы наметили и достигли цель нашей работы — теоретически изучили вопросы формирования и развития памяти.
Нами были поставлены и выполнены следующие задачи:
1) теоретически изучили вопросы памяти как психического процесса;
2) проанализировали вопросы развития памяти в филогенезе и в онтогенезе;
3) дали анализ психологическим основам совершенствования памяти.
Предметом исследования являлась память, а объектом – её формирование и развитие.
Таким образом, цель и задачи теоретического исследования выполнены, и подводя итог проделанной работе, можно сделать следующие общие выводы.
- Психологическая наука располагает множеством теоретических концепций, которые объясняют её суть, природные особенности, ряд механизмов и её функционирование как структуры. Вместе с тем, много вопросов на настоящий момент не разрешено, несмотря на самый большой вклад психологии в разработку этой функции и длительность периода изучения её в истории психологии. Вопросы и проблемы памяти — спорные и актуальные. Им требуются дальнейшее изучение и в сфере психологического знания, и в сфере смежных научных исследований.
- Память отвечает за накопление, сохранение и последующее использование опыта личности, и опыта общества, это хранение знаний, умений и навыков. Весь спектр психических процессов может быть осуществлён в сопряжении непосредственного участия памяти. Каждой психической функции свойственно иметь свою мнемическую часть.
- Развитие памяти связано с наличием необходимой целой воспитательной системы. Воспитываются положительные свойства памяти. Они-то и значительно содействуют процессу рационализации её процессов. Это достигается планированием, самоконтролем, использованием индивидуальных и общих мнемических средств повышения эффективности процессов памяти. Усвоение нового знания активизирует виды развития памяти и более всего произвольного вида.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов// Учебно-методическое пособие / А.Г. Асмолов. М., 1985. – 188 с.
- Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон. М., 1980.- 320 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П.П. Блонский. Т.1, 2. М., 1979. – 542 с.
- Большой психологический словарь //Под. Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2007. — 632 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. Ростов н./Д.: Феникс, 2014. — 342с.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник . М., 2002. – 120 с.
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание / П.И. Зинченко. — М., 1996.- 210 c.
- Зинченко В.П. Живое знание / В.П. Зинченко. Самара, 1998.- 216 с.
- Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии/ Т.П. Зинченко.- М., 2002. — 608 с.
- Истомина З.М. Развитие памяти// Учебно-методическое пособие / З.М. Истомина. М., 1978. – 214 с.
- Клацки Р. Память человека. Структура и процессы / Р. Клацки. — М., 1978.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. М., 1983. – 320 с. http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=jnzv&from=yandex.ru
- Линдсей П. Переработка информации у человека / П. Линдсей, Д. Норман. — М., 1974. – 216 с.
- Лурия А.Р. Нейропсихология памяти / А.Р. Лурия. — М.: Педагогика, 1974. – 264 с.
- Лурия А.Р. Внимание и память / А.Р. Лурия. — М.,1975. -320 с.
- Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р. Лурия. — М., МГУ, 1968. http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=7adi&from=yandex.ru
- Ляудис В.Я. Память в процессе развития / В.Я. Ляудис. — М.: МГУ, 1976. – 320 с.
- Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т.Общая психология: Учебник / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, 2012. — 2472 c.
- Психология памяти: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. — М.: ЧеРо, 2000. — 814 с.
- Роговин М.С. Проблемы теории памяти / М.С. Роговин. — М.: Высшая школа, 1977. – 284 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: «Питер», 2015. — 720с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. — Ростов н./Д.: Феникс, 2014. — 672с.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов. М., 1966. – 220 с.
- Солсо Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. — М., 1996. – 366 с.
- Соколов Е.Н. Механизмы памяти / Е.Н. Соколов . — М.МГУ, 1969. – 268 с.
- Фресс П.Экспериментальная психология. Научение и память / П. Фресс, Ж. Пиаже. Вып 4.. — М.: Прогресс, 1973. – 286 с.
- Херманн Д. Язык памяти / Д. Херманн. — М.: Эксмо-Пресс, 2002. — 256 с.
- Хофман И. Активность памяти / И. Хофман. — М.: Прогресс, 1986- 308 с.
Черемошкина Л.В. Психология памяти// Учеб. пособие для вузов / Л.В. Черемошкина. — М.: Академия, 2002. — 368 с.
1 2
