Меню Услуги

Основные принципы формирования и управления холдинговой компанией


Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Научно-методические подходы к созданию и функционированию холдингов
  • 1.1. Основные понятия и виды холдингов
  • 1.2. Формирование и структура холдинговых компаний
  • 1.3. Преимущества и недостатки холдингов
  • Глава 2. Анализ опыта развития холдинговых структур в России
  • 2.1. Предпосылки развития холдингов в России
  • 2.2. Роль управляющей компании в российских холдингах
  • 2.3. Правовое регулирование деятельности холдинговых компаний в РФ
  • Глава 3. Развитие системы управления холдингом ОАО «Лукойл»
  • 3.1. Холдинговая компания «Лукойл»: текущее состояние и перспективы развития
  • 3.2. Система корпоративного управления в холдинговой компании «Лукойл»: проблемы и задачи
  • 3.3. Система управления закупками как эффективный механизм системы управления холдингом
  • 3.4. Особенности правовых механизмов корпоративного управления в компании «Лукойл» и пути их развития
  • Заключение
  • Список используемой литературы

 

Введение

Актуальность темы исследования

Какой из самых важных вопросов задает себе руководство любого предприятия? По какому же пути пойти: приобрести уже имеющееся производство или же создать новое? создать личную систему продвижения или же приобрести у конкурентов? Грядущим вопросом, который стоит перед управлением, считается состав участников бизнес – проекта и величина денежных средств, которая необходима для действенного управления и становления бизнеса. Вслед за этим задается вопрос о возможности вхождения в уже существующий бизнес.

Покупка уже функционирующего предприятия, во–первых, сберегает время, поскольку там уже установлено все необходимое для производства оборудование, существуют связи с поставщиками и клиентами, работает персонал, который имеет опыт в изготовлении предоставленной ему продукции — таким образом, возможно выиграть от приобретения подобной компании, в отличие от варианта, где необходимо начинать все «с нуля».

Также, все компании стараются прибегнуть к таким инструментам, как слияния, поглощения и реструктуризация, для того чтобы приспособиться к довольно быстро меняющейся среде в условиях глобальной экономии страны.

Одной из самых популярных форм предпринимательских объединений в современной России считаются холдинги, которые формируются буквально во всех наиглавнейших секторах экономики.

Холдинговая компания — это система коммерческих организаций, включающая в себя «управляющую компанию», которая обладает контрольными пакетами акций дочерних фирм. При этом холдинги являются эффективной формой организации предпринимательской деятельности, так как они дают возможность соединять гибкость и мобильность небольших формально самостоятельных организаций и масштаб деятельности крупных корпораций.

Изучение закономерностей возникновения такого явления демонстрирует, что первые холдинги в мире стали создаваться в качестве механизма управления денежным капиталом, то есть холдинг играл роль финансового центра, который управлял денежным состоянием членов рынка, а также в качестве метода восстановления и обновления кооперационных связей между участниками хозяйственного оборота.

В России первые холдинговые компании появились после принятия 3 июля 1991 года Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».

Холдинговые компании рассматривались как адекватная форма разгосударствления крупных предприятий, объединений, концернов с задачей сохранения при этом технологических и кооперационных связей между входящими в них структурными единицами.

Основная масса холдингов в России создавалось в период быстрого накопления капитала без единой стратегии по принципу покупки большого числа активов из самых различных секторов экономики. Первыми навели порядок в управлении активами крупные холдинговые структуры, но до сих пор на рынке большое количество средних компаний, в которых производство пищевых продуктов уживается с торговлей электротехникой и импортом автомобилей.
В любом случае, общая тенденция такова, что численность холдингов в России увеличивается, существующие структуры разрастаются, а их значимость в экономике страны повышается. Этот процесс неминуем. Чтобы на равных соперничать с западными компаниями, влиять на рынок и государственные органы, бизнес укрупняется.

Актуальность темы дипломной работы, также подтверждается тем, что государство содействует созданию на каждом привлекательном для страны рынке крупного холдинга, который был создан в результате реформирования целых отраслей экономики, и деятельность которых, имеет значение для населения страны в целом. Вследствие этого в России целесообразно создание холдингов в технологических сферах, сопряженных между собой.

Создание холдинга – это не единовременное мероприятие, а перманентная работа, в ходе которой приобретаются высокорентабельные предприятия и освобождаются от убыточных.

В итоге темой дипломной работы явилось изучение холдинга как всеохватывающего явления и обоснование необходимости формирования холдинговых компаний.

В рамках данной дипломной работы ставиться несколько задач:
• Исследование основных этапов построения холдингов;
• Обобщение всевозможных методик создания холдинговых структур;
• Выделение сильных и слабых сторон холдингов;
• Выявление экономических условий возникновения и функционирования первых российских холдингов;
• Выработка предложений по совершенствованию управления холдинговыми компаниями;

Предмет и объект исследования

Объектом данного исследования являются холдинговые компании.

Предметом исследования являются основные принципы формирования и управления холдинговой компанией.

Методологической и теоретической основами исследования послужили труды экономистов и юристов по вопросам сути холдинговых структур и особенностей функционирования, в особенности работы В.В. Данникова, И.С Шиткиной, В.В. Лаптева, М.П. Голубева.

Объем и структура дипломной работы

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Глава 1. Научно — методические подходы к созданию и функционированию холдингов

1.1. Основные понятия и виды холдингов

Возникновение холдингов

В ходе изучения вопроса возникновения холдингов можно отметить две главные позиции, которые были обоснованы в работах ученых, изучавших холдинги.

1. Первая позиция основывается на том, что первым местом возникновения холдинговых объединений считаются Соединенные Штаты 1870 — 1890-х гг.

Становление экономики США в этап, совпадающий с основанием холдинговых компаний, происходило в годы общей высокой конъюнктуры (1850 — 1873 гг.). В качестве меры против разрушительной конкуренции в области цен железнодорожные компании Америки условились о создании картелей. Поскольку все данные объединения, базирующиеся на договорных началах, всякий раз разваливались вследствие противоречий в интересах, то появлялось значительное стремление соединить капитал, создав единое головное общество, которое необходимо держать под контролем отдельные юридически самостоятельные железнодорожные компании. По подобной схеме объединения предприятий была, например, создана в 1870 г. «Pensylvania Railroad Company».

Такие же структуры формировались еще в табачной, сахарной, сталелитейной и нефтеперерабатывающей индустрии. В отличие от объединений в системе железных дорог эти объединения создавались не как «кризисный картель» против разорительных конкурентных отношений, а с целью установления более сильного господства на рынке. Формой объединения, в данных секторах экономики, был избран трест, который был в первый раз официально использован в 1882 г. «Standard Oil Company», как форма слияния.

В этап воздействия антимонопольного законодательства, которое стремилось к ограничению монополизации, которая наносила урон конкуренции, образование трестов было оглашено нелегальным. Это привело к тому, что сталелитейная и нефтеперерабатывающая индустрия начала создавать компании, целью которых было исключительно владение долями участия и единое руководство зависимыми хозяйственными обществами, объединенными раньше в такую форму организации как трест.

Правовая база организации холдинговых компаний была создана в 1889 г., когда в штате Нью-Джерси, одном из более свободных для предпринимательства, с целью расширения корпоративной системы были разрешены к созданию холдинговые объединения. Вследствие этого после 1889 г. почти все тресты в США были преобразованы в холдинговые компании. Бурное становление холдингов на тот момент было вызвано еще и стратегией присоединений, поглощений независимых компаний, покупки финансовыми компаниями контрольных пакетов акций промышленно-транспортных компаний. Такая новая форма объединения корпоративных компаний (акционерных обществ) оказалась довольно жизнестойкой и стала вырастать достаточно быстрыми темпами. Уже к 1928 г. из 513 самых крупных корпораций США, акции которых котировались на Нью-Йоркской фондовой бирже, 487 имели холдинговую организацию, при этом 92 компании считались чистыми холдингами и 395 смешанными холдингами.

2. В работах других ученых деятелей так называемой родиной холдинга является континентальная Европа или же Англия. Даты основания первых холдинговых компаний приходятся на этап между 1822 и 1890 годами. К примеру, в 1822 г. была основана компания «Societe Generalede Belgique», в 1886 г. в Лондоне была создана «The Nobel Dynamit Trust Company», а в 1879 и 1890 гг. в Швейцарии были основаны холдинговые компании «Банк восточных железных дорог» и «Швейцарский железнодорожный банк».

Стоит отметить, что европейские холдинги развивались немного иначе, нежели холдинги в Америке. Происхождение холдинговых компаний в Европе было нацелено исключительно на вложение капитала и совпадает с исходной фазой европейских процессов индустриализации.

В середине XIX в. были учреждены общества, задача работы которых состояла в том, чтобы аккумулировать средства для последующего их инвестирования. Типичными представителями были так называемые общества принятия ценных бумаг, которые аккумулировали неспособные к эмиссии доли небольших предприятий, а вслед за тем выпускали личные акции и облигации.

В конце девятнадцатого столетия была замечена новая конфигурация холдинговых обществ. Капитал, накопленный во время фазы индустриального строительства и развития, инвестировался в новые, более выгодные области. Появились общества, к примеру, «Банк восточных железных дорог», целью которого было вложение капитала в виде долевого участия в хозяйственные общества, которые находятся за пределами Европы.

Начиная с 1920-х гг., холдинговые компании стали обширно применятся как средство привлечения внешнего капитала и понижения налогов, и с 1960-х гг. они обширно применяются как одно из составных звеньев при решении задач налогового планирования, в том числе, и за счет регистрации компаний в государствах с льготным налогообложением.

Понятие холдинга в экономической и правовой сферах

Итак, что же такое холдинг и холдинговая компания? Не все имеют возможность четко дать определения этим понятиям и, прежде всего, здесь находится пробел в законодательном регулировании таких предпринимательских структур, каковыми считаются холдинги. Данным понятиям в российском законодательстве уделено не достаточно внимания. До сих пор не принят закон «О холдингах», проект которого был отклонен президентом РФ в июле 2002 года.

Определение холдинговой компании можно найти только во Временном положении о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества утв. Указом Президента РФ от 16.11.1993г. №1392. «Холдинговой компанией, признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, где в состав активов которого входят контрольные пакеты акций/долей участия других предприятий. На основании этих контрольных пакетов холдинговая компания влияет на решения, принимаемые этими предприятиями» . В качестве «контрольного пакета акций» говорится о любой форме участия в капитале хозяйственного общества, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в других органах управления». Но поскольку акции имеют все шансы заполнять уставные капиталы лишь только акционерных обществ, формулировка несколько некорректная. Недостатки Положения можно объяснить тем, что с этапа его принятия (1992 г.) российская экономика и право оживленно развивались и поменялись в ряде случаев самым существенным образом. Больше о каком-либо механизме создания холдингов и разъяснении этого термина нигде не говорилось.

Отсутствие четкого определения в законодательстве понятий холдинга и холдинговой компании объясняет то, что и в юридической литературе существуют разные взгляды на данные понятия.

Взгляды специалистов можно условно разделить на несколько групп. Первая группа специалистов определяет понятия «холдинг» и «холдинговая компания» как группировка юридических лиц, не проводя различия между ними.

Вторая группа специалистов предлагает различать понятия «холдинг» и «холдинговая компания»: по их мнению, понятие «холдинг» в широком значении необходимо понимать как группировку юридических лиц, включая основное общество (головную организацию), и дочерние общества. «Холдинговая компания» понимается, в узком смысле, как юридическое лицо в форме хозяйственного общества, которое держит под контролем других членов объединения.

Третья группа оценивает холдинг или же холдинговую компанию как предприятие, создаваемое для управления другими организациями.

Например, В.В. Лаптев говорит о холдинге как совокупность взаимосвязанных участников (хозяйствующих субъектов), осуществляющих общую деятельность. При этом В.В. Лаптев буквально разграничивает понятия «холдинг» и «холдинговая компания», когда говорит о том, что «в холдингах… функции по приобретению прав и обязанностей от имени холдинга (участников холдинга) осуществляет холдинговая компания, действующая в интересах участников холдинга на основании договора о создании холдинга».

В.В. Данников под холдинговой компанией понимает управляющую компанию концерна, который в свою очередь состоит из системы юридически самостоятельных фирм и филиалов.

Довольно интересно дает определение Т.В. Кашанина, что холдинг – это «не столько добровольное, сколько вынужденное объединение корпораций для того, чтобы не пропасть, а выжить и, может быть, даже повысить свою конкурентоспособность».

В трактовке М.П. Голубева «холдинг — это совокупность структур, объединенных едиными долгосрочными интересами и устойчивыми бизнес-процессами, собственники которых обеспечили контроль за ключевыми активами и бизнес-процессами».

Достаточно серьезный анализ понятия холдинга предлагает Шиткина И.С. Она оценивает понятия «холдинг» и «холдинговая компания» как равнозначные. «Холдинг представляет собой форму предпринимательского объединения, т. е. группу организаций (участников), основанную на отношениях экономической зависимости и контроля, участники которой, сохраняя формальную юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы — холдинговой компании (головной организации), которая оказывает определяющее влияние на принятие решений другими участниками группы».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Определение, данное в Российском энциклопедическом словаре: «Холдинг-компания (англ. holding — владеющий) — акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью установления контроля над ними». То есть в данном определении раскрывается традиционное понимание холдинга (с экономической точки зрения) – есть акционеры, владеющие акциями, которые сами управляют холдинговой структурой или же доверяют управление общим бизнесом управляющей организации.

В мировой практике также не существует единого определения понятия холдинга. Под холдингом или холдинговой компанией обычно понимают определенный тип компании, которая формируется для владения контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью.

В этой работе холдинг рассматривается, как совокупность главного общества (головной организации) и дочерних компаний.

Значение холдингов в экономике значительно глубже и заключается не только в фактическом удержании головной компанией большого пакета акций дочерних компаний, а по большей части в осуществлении управления и контроля над другими компаниями. Вследствие этого, как в российской, так например и в западной литературе можно повстречать всевозможные определения понятия холдингов, которые отображают либо оба аспекта, по которым компании можно относить к холдингам, либо только один из них. Отсюда, прежде всего нужно обозначить, что понятие «холдинг» содержит больше экономическое содержание, нежели юридический смысл, что также воздействует на юридическое определение понятия холдинга.

Помимо этого, развитие холдинговых отношений, требует уточнения понятия субъекта гражданских правоотношений и его расширения. В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ «участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования». Поэтому холдинг не является юридическим лицом, так как не содержит в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества, потому не отвечает признакам юридического лица, закрепленным в п. 1 ст. 48 ГК РФ. Как раз вследствие этого, холдинговая компания не имеет возможность считаться участником гражданских правоотношений, т.е. не является их субъектом.

Холдинг является предпринимательским объединением, обладающим признаком организационного единства. Его присутствие в гражданском обороте в качестве целостного образования выражается в том, что он, через головную компанию, проводит единую технологическую, инвестиционную, производственно-хозяйственную, финансовую политику. При наличии данного признака как организационное единство, говорит о том, что появляется один единый бизнес, посредством совокупности юридических лиц, образующих холдинг. Члены холдинговой компании проводят согласованную друг с другом деятельность и выступают как один субъект рынка.

Создание и ликвидация холдинга как такового, не сопровождается актов государственной регистрации. Так как холдинги согласно российскому законодательству не подлежат процедуре регистрации, поэтому и ликвидация холдинговой компании также не регламентировано. При этом холдинги не являются организационно-правовой формой предпринимательской деятельности, которую можно считать самостоятельной, предусмотренной гражданским законодательством, что не может опровергнуть факт присутствия таких объединений в реальной жизни, и их воздействия на экономику. Холдинги, как предпринимательские объединения являются, по мнению И.С. Шиткиной, обладают отдельными элементами правосубъектности. Таких участников гражданского оборота, как холдинги, не являющиеся субъектами гражданско-правовых отношений в требованиях ГК РФ, однако участвующих в гражданском обороте как единое образование, хозяйствующий субъект, обладая при этом частичной правосубъектностью, можно было бы назвать квазисубъектами правовых отношений.

Холдинги являются субъектами предпринимательства. Они осуществляют предпринимательскую деятельность, т.е. самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, нацеленную на постоянное получение прибыли от пользования имуществом, реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг. Таким образом, холдинг считается полноправным предпринимательским объединением — субъектом предпринимательского права.

Для наилучшего уяснения понятия холдинга необходимо рассмотреть его характеристики. Исходя из опыта множества авторов, изучающих данные вопросы холдинговых структур, возможно сконструировать следующие существенные черты холдингов:

  • это предпринимательское объединение, обладающее признаками организационной целостности, как правило, выступающее на рынке целостности, как правило, выступающее на рынке консолидированно;
  • холдинг является объединением вертикального типа или неравноправным объединением, базирующимся на контроле одного участника над другими;
  • холдинг осуществляет согласованную политику в сфере интересов своих участников;
  • состоит из формально самостоятельных юридических лиц, волю которых формирует и решения определяет головная организация как центр интегрированной системы;
  • холдинг как предпринимательское объединение может выступать субъектом отдельных правоотношений;
  • создание холдинга не влечет за собой регистрационных процедур.

Головные организации холдинговых структур в результате владения преобладающими долями участия в уставном капитале или договора осуществляют контроль над работой дочерних обществ.

Говоря о контроле понимается не надзор, а синоним слова господство. Наличие контроля одного участника над другим считается главным составляющим в построении холдинга. Держать под контролем работу компании – это означает предопределять ее стратегию, политику, выбор долгосрочных целей и программ.
Управляемые компании в свою очередь могут иметь свои дочерние общества, «внучки» основного, а те — своих «дочек» и т.д. Таким образом, холдинговая система похожа на пирамиду, где наверху располагается головная компания.

Холдинг не является юридическим лицом, так как не имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества, а потому не отвечает признакам юридического лица, закрепленном в п.1 ст. 48 ГК РФ.

Единая инвестиционная, технологическая, производственно-хозяйственная, финансовая и научно-техническая политика, говорит о том, что холдинговая компания выступает в хозяйственном обороте как единое целое. Дочерние компании, будучи экономически зависимы от головной компании, обладают в то же время имущественной обособленностью и юридической самостоятельностью.

При определении экономической зависимости могут быть выделены следующие степени контроля:

  • 100% участие основного общества в уставном капитале дочернего гарантирует абсолютный контроль. Это «компания одного лица», руководство деятельностью которой во многом реализуется через органы управления основного общества.
  • от 75% участия в уставном капитале в АО также гарантирует абсолютный контроль, так как считается квалифицированным большинством голосов, необходимых на общем собрании при решении вопросов о внесении изменений и дополнений в устав общества, о его реорганизации и ликвидации. В ООО владение 75% долей в уставном капитале обеспечивает гарантированный, однако не полный контроль, так как согласно ряду вопросов уставом общества может быть предусмотрено единогласие (внесение изменений в учредительный договор, реорганизация, ликвидация общества и др.).
  • от 51% участия обеспечивают гарантированный контроль по всем вопросам повестки дня общего собрания, за исключением требующих квалифицированного большинства голосов и/или единогласия в ООО. Поскольку итог голосования на общем собрании подсчитывается от совместного числа акционеров с правом голоса, находящихся на собрании, при «распыленности» пакета акций (долей участия) 51% голосов может гарантировать абсолютный контроль и при решении вопросов, требующих квалифицированного большинства.
  • от 33% до 25% — это «блокирующий» пакет акций или долей участия, позволяющий отклонять выносимые на общее собрание вопросы. В ООО блокирующим может быть минимальное участие, к примеру, владение одной долей уставного капитала.
  • 20% участие в уставном капитале свидетельствует о наличии отношений зависимости.
  • 10% в уставном капитале влечет за собой важнейшее право требовать созыва общего собрания акционеров (участников).
  • 2% акций или долей участия предполагают возможность участия в формировании повестки дня общего собрания, выдвижения претендентов органы управления и контроля общества.

Законодательство не содержит каких либо требований к основному или дочернему хозяйственному обществу о необходимости указывать в уставе свою принадлежность к холдингу. Члены холдинга имеют возможность указать свою принадлежность к холдингу по своему собственному усмотрению, исходя из диспозитивным норм о возможности включения в устав любых положений, не противоречащих федеральным законам.

Виды холдингов

В экономической литературе встречаются попытки подразделить холдинги на отдельные виды:

1. Исходя изуправленческих особенностей форм управления / контроля над активами (предприятиями), выделяют:

• Контрактный холдинг – группа компаний, которые соединены устойчивым бизнесом, формальными связями, которые выражены в системе контрактных отношений;
• Имущественный холдинг – стойкая холдинговая система с четкой структурой собственности, формальные связи определены федеральными законами об акционерных обществах и об обществах с ограниченной ответственностью и внутрихолдинговыми контрактными отношениями.

В управленческом значении эти формы близки. В первой форме распределение «операционной» ответственности основывается на базе бизнес-модели, взаимовыгодных и добровольных договоренностей собственников / генеральных менеджеров и формализуется в договорах. Все общества подобной формы, как правило, считаются центрами инвестиций, в случае если не существует особых договоренностей. Во второй форме дополнительная ответственность записывается в уставы обществ, корпоративные документы (стратегия, долгосрочные планы и т.д.). Ведущий собственник имеет возможность перераспределять прибыль, формируя центры затрат, сосредотачивая на верхних уровнях управления все полномочия или делегируя их в дочерние общества. Но сами эти функции и управленческие задачи не исчезают, так как они являются обязательной частью всякого бизнеса. Но следует сказать, что на практике не бывает чистых имущественных или же контрактных холдингов. Как правило, часть обществ связана через контрольные пакеты, часть имеет контрактные отношения (аренда активов или покупка услуг).

2. В зависимости от того, является ли головная компания холдинга только держателем акций дочерних обществ или же она занимается также и какой-либо коммерческой деятельностью, выделяют два вида холдингов:

• Чистый холдинг, где головная компания не проводит никакую коммерческую деятельность, а владея контрольными пакетами акций (преобладающим долевым участием) иных участников холдинга, осуществляет только контрольные и управляющие функции по руководству и координации деятельности других участников холдинга. В данном случае холдинговая компания ведет коммерческую деятельность опосредованно, т.е. через дочерние компании, которые считаются производственными компаниями.
• Смешанный холдинг. Головная компания, помимо контрольных и управленческих функций по отношению к другим участникам холдинга, осуществляет также самостоятельную коммерческую, предпринимательскую деятельность. В данном холдинге головная компания играет своего рода двоякую роль: с одной стороны, это управляющая компания, с другой — промышленное предприятие, банк, торговое предприятие и т.п.

3. В зависимости от характеристики собственников можно выделить следующие разновидности холдингов:

• Государственный холдинг. Участие государства (муниципального образования) в уставном капитале основного общества позволяет государству (муниципальному образованию) контролировать такое объединение (далее — государственный холдинг).
• Частный холдинг. Уставный капитал основного общества сформирован из вкладов частных лиц — коммерческих организаций и граждан. Разновидностью частных холдингов являются семейные холдинги.

4. В зависимости от характера производственных и экономических отношений между участниками холдинга и способа организации холдингового объединения:

• Горизонтальный холдинг — объединение обществ, действующих на одном рынке (энергетические компании, сбытовые, телекоммуникационные и проч.). Они представляют собой объединение однородных бизнесов в филиальные, например территориальные, структуры, которыми управляет головное хозяйственное общество. Ключевой целью такого объединения является создание единой системы поставщиков и много дочерних обществ, выполняющих функции сбыта. В случае если таких дочерних обществ много, то важны единые правила регулирования их деятельности. Специфика горизонтального холдинга состоит в том, что дочерние общества, входящие в холдинг, рассредоточены. В данном случае централизация управления играет важную роль в выработке общей политики.
• Вертикальный холдинг (холдинг концернового типа или производственные холдинги) — объединение предприятий в одной производственной цепочке (добыча сырья, переработка, выпуск продукции, сбыт).
• Диверсифицированный холдинг в отличие от горизонтальных и вертикальных представляет собой форму объединения различных бизнесов, действующих на разных рынках. Их создание связано с распространением хозяйственной деятельности холдинговой компании на новые сферы (с расширением номенклатуры продукции, видов предоставляемых услуг и т.д.). При этом нередко компании не идут на полное слияние, а создают тот или иной механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими предприятиями. Международные холдинги широко используют форму диверсифицированной холдинговой компании с целью контроля и руководства дочерними АО, выделяемыми по какому-либо признаку (национальному, отраслевому и т.д.).

6. С точки зрения наличия «системы участия» структурной сложности выделяют:

• Промежуточный холдинг. Существует в многоуровневых холдинговых объединениях, когда дочерние общества основного холдинга составляют промежуточный холдинг, являясь материнскими обществами в отношении своих дочерних обществ, выступающих по отношению к основному холдингу как «внучатые».
• Субхолдинг как юридическое лицо – это участник холдинга, который находится под непосредственным или опосредованным (субхолдинги последующих уровней) контролем основной компании и создан над множеством дочерних фирм для сосредоточения усилий основной компании на стратегических задачах развития холдинга в целом. Часто созданием разветвленной системы участия обеспечивается стабильность холдингового объединения, поскольку в этом случае существенно снижаются предпринимательские риски.

7. В зависимости от дислокации деятельности предприятий холдинга можно выделить:

• Транснациональный холдинг – это холдинг, хозяйственные общества которого дислоцируются в различных государствах. Вследствие, как правило, широкого географического рассеивания его обществ, транснациональные головные компании часто регистрируются в государствах, которые наряду с особыми налоговыми преимуществами (в виде особенно выгодного налогообложения иностранных доходов от участия и прибыли) облегчают доступ к международным финансовым рынкам и особым инструментам финансирования.

Если дочерние компании холдинга действуют только в одной стране, то такой холдинг называется национальным.

8. С позиции отраслевой принадлежности различают:
• Отраслевой холдинг. Такими, например, являются вертикально интегрированные нефтяные компании. Можно назвать промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, энергетические и другие холдинги. Не каждый из этих видов холдингов имеет специфическое правовое регулирование, отдельные даже не упомянуты в законах и иных правовых актах. Сказанное не относится к банковскому холдингу, в отношении которого действующим законодательством установлен особый правовой режим. Банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).

9. По характеру выполняемых задач:

• Финансовый холдинг. Это холдинговые компании, более 50% капитала которых составляют ценные бумаги других эмитентов и иные финансовые активы. Финансовые холдинговые компании могут вести исключительно инвестиционную деятельность. Финансовая холдинговая компания не имеет права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность дочерних предприятий. Представители финансовой холдинговой компании могут принимать участие только в собраниях акционеров дочерних предприятий. Финансовая холдинговая компания имеет право отчуждения принадлежащих ей акций только на организованном рынке ценных бумаг — фондовой бирже.
• Управляющий холдинг. Это холдинги, в которых основное общество осуществляет единое экономическое руководство дочерними.
Управляющий холдинг подразделяют на два подвида — стратегический управляющий холдинг, в задачи которого входят долгосрочное управление финансами и инвестирование, а также организация движения финансовых потоков внутри холдинга, и оперативный управляющий холдинг, задачи которого краткосрочное управление финансовыми потоками.

1.2. Формирование и структура холдинга

Существует пять ведущих моделей образования холдингов.

1) Образование холдинга и дальнейшее приобретение долей участия (модель основания).
2) Внесение в холдинг уже имеющихся долей участия в действующих предприятиях (модель слияния).
3) Абсолютное деление структурных единиц фирмы или же ведущей компании(модель разделения).
4) Отделение части из самостоятельного предприятия или материнского предприятия (модель выделения дочернего общества).
5) Образование квазихолдинга методом перенесения функций управления на управляющую компанию или оперативные общества, руководство которыми исполняется по доверенности (модель делегирования функций управления по договору).

Модель основания

Модель основания считается наиболее простым организационно-правовой методикой формирования холдинга. Созданный холдинг на средства, приобретенные от владельцев (акционеров), или на заемные средства приобретает доли (акции) в действующих компаниях. Такой холдинг, как правило, является финансовым. При его создании применяется «портфельный» метод. Аналогично тому, как это делают инвестиционные компании на рынке ценных бумаг. При этом «портфель» холдинга формируется для длительного периода владения.

Бизнес-портфель представляет собой набор компаний, объединенных в группу, имеющих единую согласованную стратегию и координирующих свои действия таким образом, чтобы они представляли собой не изолированные элементы, а единую систему, интегрированную для достижения общих целей группы.

Модель слияния

В модели слияния собственники (акционеры) передают свои доли участия (акции) действующих компаний создаваемому холдингу, становясь при этом владельцами (акционерами) холдинга. Вполне вероятно воплощение всевозможных разновидностей; как с изменением, так и без изменения долей участия.

Модель слияния часто встречается при реорганизации и реструктуризации компаний, при организации совместных предприятий для:

1) создания конкурентных преимуществ;
2) вертикальной и горизонтальной интеграции;
3) диверсификации;
4) выхода на новые рынки.

Модель разделения

Модель разделения обычно применяется при реорганизации и реструктуризации с последующей специализацией отдельных бизнес-единиц по функциональному, продуктовому или региональному (географическому) признаку, а также для улучшения управляемости дочерними компаниями.

В результате разделения происходит децентрализация управления — дочерние компании получают больше самостоятельности, превращаясь в стратегические хозяйственные центры. Однако это не означает ослабления к ним внимания со стороны головной компании, отсутствия их координации и контроля с его стороны. Прежний круг владельцев долей в модели разделения остается таким же и не изменяется.


Страницы:   1   2   3   4   5


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!