Заявка на расчет
Меню Услуги

Формирование игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2

Глава II. Психолого-педагогическое изучение особенностей игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

2.1 Организация, методы и содержание экспериментального исследования

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

В рамках данного исследования было проведено экспериментальное исследование с целью выявления игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Также мы сравнили полученные результаты с результатами детей с сохранным зрением.

Гипотеза исследования: коррекционно-педагогической работы по формированию игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения будет способствовать формированию навыков игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, а так же своевременному преодолению и коррекции выявленных проблем психосенсомоторного развития, препятствующих этому процессу.

Целью данной работы является исследование особенностей игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

В исследовании принимали участие 8 детей с нарушенным зрением и 8 детей с нормотипичным развитием в возрасте 5-6 лет.

Для проведения педагогического эксперимента нами были подобраны и использованы следующие методики:

1) беседа «Изучение игровых предпочтений» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной;

2) методика «Исследование способностей к проведению сюжетноролевой игры детей дошкольного возраста» Д.Б. Эльконина;

3) методика «Определение умения дошкольников взятия на себя игровой роли» Д.Б. Эльконина.

Рассмотрим методики более подробно.

«Изучение игровых предпочтений» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной.

Цель диагностики: Изучить индивидуальные особенности игровых предпочтений ребенка старшего дошкольного возраста.

Подготовка исследования. Выучить наизусть вопросы для беседы.

Проведение исследования. Индивидуально беседуют с детьми 5-7 лет по вопросам:

  1. Любишь ли ты играть? Где тебе больше всего нравится играть: дома, в группе, на прогулке? Почему?
  2. В какие игры ты играешь? В какие игры ты любишь больше всего играть и почему? В какие игры ты бы хотел играть?
  3. Что ты делаешь в играх? Что ты больше всего любишь делать в играх и почему? Что бы ты хотел делать в играх?
  4. Кем ты бываешь в играх? Кем ты чаще всего бываешь в играх и почему?
  5. Кем ты любишь быть в играх и почему? Кем бы ты хотел быть?
  6. Какие у тебя есть игрушки? Какие из них любимые и почему? Как ты с ними играешь? В какие игры? Какие игрушки ты бы хотел иметь и почему? Как бы ты с ними играл?
  7. С кем ты чаще всего играешь и почему? В беседе необходимо добиваться развернутых ответов и их объяснений. Эти вопросы несколько изменяют, а затем задают воспитателям и родителям (например: «В какие игры любит играть ваш ребенок?» и т.д.).

Обработка результатов. Ответы детей, воспитателей и родителей сопоставляют с наблюдением за игрой ребенка. Делают вывод о предполагаемых и реально предпочитаемых ролях, сюжетах, действиях с игрушками.

Методика «Исследование способностей к проведению сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста» Д.Б. Эльконина.

В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина именно в рамках игровой деятельности происходит наиболее активное развитие личностной и познавательной сферы дошкольника.

Дошкольники, которые имеют достаточно высокий уровень развития игровой деятельности соответственно имеют высокий уровень развития познавательных процессов. В рамках диагностики с использованием данной программы учету подлежат основные параметры игровой деятельности в соответствии с концепцией Д.Б. Эльконина.

Процесс изучения игровой деятельности дошкольника предполагает организацию ролевой игры в группе дошкольников одного возраста. Тема игры – произвольна, вместе с тем, она должна предполагать наличие ролей для всех детей.

Анализ игровой деятельности дошкольника осуществляется по следующим семи критериям:

  1. распределение ролей;
  2. основное содержание игры;
  3. ролевое поведение;
  4. игровые действия;
  5. использование атрибутики и предметов-заместителей;
  6. использование ролевой речи;
  7. выполнение правил.
  8. Методика «Определение умения дошкольников взятия на себя игровой роли» Д.Б. Эльконина.

Цель: изучение умения детей старшего дошкольного возраста взятия на себя игровой роли.

Оборудование: игровой уголок групповой комнаты.

Процедура и инструкция. Экспериментатор предложил детям поиграть и наблюдал за их игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе.

Обработка результатов. Ответы детей анализируют, проставляют уровень развития. Делают вывод о предполагаемых и реально предпочитаемых ролях, сюжетах, действиях с игрушками.

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента

 

В ходе педагогического эксперимента по каждой методике были проанализированы полученные данные. Результаты представлены в диаграммах.

Результаты диагностики по методике «Изучение игровых предпочтений» представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты диагностики по методике «Изучение игровых предпочтений»

Уровень Дети с нарушениями зрения Дети с сохранным зрением
чел % чел %
Высокий уровень 2 25% 6 75%
Средний уровень 4 50% 2 25%
Низкий уровень 2 25% 0

 

Представим результаты графически (см. рисунок 1).

При проведении беседы «Изучение игровых предпочтений» в группе детей с нарушениями зрения дети проявляли стеснительность, и много времени тратилось на то, чтобы заинтересовать ребенка, наладить контакт и получить достаточно полные ответы на вопросы.

Часто проявлялись трудности в обоснованности своих ответов (например, ответ на вопрос «Какая твоя самая любимая игрушка? Почему она самая любимая?» не могли объяснить или же просто отвечали «Потому что» или «Не знаю»).

 

Рис. 1 Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Беседа «Изучение игровых предпочтений» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и детьми старшего дошкольного возраста с сохранным зрением

 

Большая часть вопросов была недопонята. Часто терялась логика ответов на вопросы. В результате исследования в группе детей с нарушениями зрения 25% детей (2 ребенка) показали высокий уровень самостоятельности и инициативности, 50% детей (4 ребенка) – средний уровень, 25% детей (2 ребенка) – низкий уровень.

В группе детей с сохранным зрением нами был отмечен достаточно высокий уровень контактности в группе детей с сохранным зрением. Ответы были полные, в процессе беседы дети эмоционально рассказывали про свои увлечения, любимые игры и игрушки, друзей, с которыми они любят играть. В группе детей с сохранным зрением 75% детей (6 детей) показали высокий уровень, 25% (2 ребенка) – средний уровень.

Ответы на вопросы детей обоих групп были сопоставлены с наблюдением за реальной игрой.

Результаты диагностики по методике «Исследование способностей к проведению сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста» представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.

Результаты диагностики по методике «Исследование способностей к проведению сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста»

Уровень Дети с нарушениями зрения Дети с сохранным зрением
чел % чел %
Высокий уровень 0 4 50%
Средний уровень 4 50% 3 37
Низкий уровень 4 50% 1 13%

 

Представим результаты графически (см. рисунок 2).

Рис. 2. Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Исследование способностей к проведению сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и детьми старшего дошкольного возраста с сохранным зрением

 

Дети с выраженными дефектами зрения зачастую предпочитали играть уединенно, их игра отличалась однообразными действиями с игрушкой, тихой включенной речью. При проявлении интереса со стороны взрослых часто смущались и прекращали игру. Репертуар игр разнообразием не отличался. Дети не использовали предметы-заместители в качестве атрибутов для сюжетных игр. Иногда дети организовывали сюжетно-ролевую игру, но часто быстро теряли интерес к ней. В результате исследования в группе детей с нарушениями зрения 50% детей (4 ребенка) показали средний уровень, 50% детей (4 ребенка) – низкий уровень.

При наблюдении за спонтанной игрой старших дошкольников с сохранным зрением нами было отмечено, что сюжеты игры достаточно разнообразны. На ходу дети придумывали правила, распределяли роли. Дети применяли различные варианты использования игрушек, часто использовали предметы-заместители. Игры сопровождались эмоциональной речью в пределах роли, которые играли дети. В группе детей с сохранным зрением 50% детей (4 ребенка) показали высокий уровень, 50% (4 ребенка) – средний уровень.

Результаты диагностики по методике «Определение умения дошкольников взятия на себя игровой роли» представлены в таблице 2.3.

Таблица 3.

Результаты диагностики по методике «Определение умения дошкольников взятия на себя игровой роли»

Уровень Дети с нарушениями зрения Дети с сохранным зрением
чел % чел %
Высокий уровень 2 25% 6 75%
Средний уровень 4 50% 2 25%
Низкий уровень 2 25%

 

Представим результаты графически (см. рисунок 3).

Нами была организована сюжетно-ролевая игра «Магазин». Дети с нарушениями зрения достаточно быстро включились в игровой процесс, но быстро утомились от совершения игровых действий. Даже после того, как дети поменялись ролями, и игра началась заново, она была непродолжительна.
Некоторые дети не поняли игровую задачу и совершали неадекватные действия. В результате исследования в группе детей с нарушениями зрения 25% детей (2 ребенка) показали высокий уровень умения дошкольников взятия на себя игровой роли, 50% детей (4 ребенка) – средний уровень, 25% детей (2 ребенка) – низкий уровень.
Дети с сохранным зрением сразу догадались по игровым атрибутам, в какую игру они будут играть, помогли организовать правильно игровую обстановку, быстро включились в игру, придерживались правил. Игру повторили несколько раз. В группе детей с сохранным зрением 75% детей (6 детей) показали высокий уровень, 25% (2 ребенка) – средний уровень.

Выводы по главе II

В рамках данного исследования было проведено экспериментальное исследование с целью выявления игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Также мы сравнили полученные результаты с результатами детей с сохранным зрением.
Проведя экспериментальное сравнительное исследование особенностей сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с нарушенным и старших дошкольников с сохранным зрением, мы выявили некоторые особенности игры детей первой группы.
1. У детей с нарушенным зрением структура сюжетно-ролевой игры нарушена: содержание игры упрощено и значительно менее содержательное, чем у нормально видящих детей; наблюдается выход из роли или несоблюдение ролевого поведения; сюжет обеднен или вовсе отсутствует; снижен уровень предметно-игровых действий; правила игры неясно выделены или выделены, но часто нарушаются.
2. Дети с нарушениями зрения часто не используют предметы-заместители и выходят из роли, требуя конкретный предмет для игры.
3. Уровень совместных действий детей с нарушениями зрения в игре снижен, роли часто не согласованы.
4. Сюжеты самостоятельных спонтанных игр детей с нарушенным зрением часто ограничены бытовой тематикой. Нарушение зрительного восприятия и осознание собственного дефекта определяет личностные особенности дошкольников (застенчивость, тревожность и даже агрессивность), влияющие на развитие сюжетно-ролевой игры.
Учитывая все вышесказанное, становится понятно, что весьма важным для дошкольников с нарушениями зрения является наличие в работе с ними специального этапа, направленного на формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, формирование предметно-игровых действий с игрушками и формирование умения самостоятельно строить сюжет игры.

Глава III. Коррекционно-педагогическая работа по формированию игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

3.1. Принципы и методы коррекционно-педагогической работы по формированию игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

В процессе разработки плана коррекционно-педагогической работы по формированию игровой деятельности для детей с различными нарушениями зрения мы опираемся на современные отечественные и зарубежные концепции и анализируем существующие практические разработки для дошкольников с особыми образовательными потребностями.
В результате критического и креативного осмысления проблемы появилась обобщенная идея создания коррекционно-педагогической программы «SMAST KIDS».
Особенность работы над данной программой заключается в том, что в ее создании приняли участие еще и родители. Родители, участвуя в этом процессе, оказывают не только огромную помощь и поддержку ребенку с особыми образовательными потребностями и специалисту в процессе работы над ним, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса. И как следствие, они обогащают свой педагогический и родительский опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения.
Основная идея данной практической разработки заключается в оптимизации процесса игровой деятельности дошкольников с нарушением зрения посредством решения задач, связанных с преодолением одного из основных дефицитов развития этой группы детей — пространственного освоения окружающей действительности. Мы полагаем, что развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики и зрительно-моторной координации может способствовать повышению качества жизни детей с нарушением зрения.
Цель программы «SMAST KIDS» — сформировать навыки игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и своевременное преодоление и коррекция выявленных проблем психосенсомоторного развития, препятствующих этому процессу.
При конкретизации задач заявленной цели мы опирались на следующие положения отечественных и зарубежных ученых:
— Единство психологических закономерностей развития ребенка в норме и патологии; обучение ведет за собой развитие, физическое развитие ведет за собой психическое (Л.С. Выготский).
— Двигательное, сенсомоторное и пространственное развитие становится основой для социального, когнитивного и эмоционального развития дошкольника (А.В. Семенович).
— Пространственное мышление является основой развития абстрактного мышления, которое, в свою очередь, способствует усвоению общих правил коммуникации и стратегий (Б. Тверски).
— Нарушения зрения у дошкольников часто сочетаются с нарушениями сенсорной интеграции; коррекционно-развивающие упражнения, направленные на сенсомоторное развитие, и пространственное восприятие способствуют преодолению этих дефицитов развития, а также формируют базу для теоретического обучения и социального поведения (Дж. Айрес).
Теоретическое изучение вышеизложенных концепций позволило сформулировать следующие задачи. Основные задачи данного пособия:
— развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве;
— развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации для эффективного обеспечения развития ребенка с нарушением зрения.
Далее мы более подробно опишем варианты использования представленной программы в практической работе с дошкольниками с нарушениями зрения.
Программа «SMAST KIDS» реализуется при помощи различного вспомогательного материала, который будет описан ниже.
Итак, основное материальное обеспечение для игровых занятий в рамках программы составляет мольберт как основание для 3-х съемных поверхностей из дерева размером 65 см на 65 см.
Данное пособие можно использовать как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе с детьми с особыми образовательными потребностями (возраст 5-7 лет).
Игра № 1 «Шнуровка». Планшет состоит из двухсторонней деревянной панели. Панель пронизана множеством круглых сквозных отверстий одинакового размера. Прилагаются деревянные разноцветные толстые иглы и нитки. Перед ребенком ставится задача: необходимо, продевая через отверстия, попытаться вышить по образцу или по собственному замыслу какой-нибудь узор либо, к примеру, геометрическую форму.
Игра по этой программе предусматривает возможность вышивания двумя воспитанниками одновременно. Дети могут вышивать, находясь с разных сторон планшета (слева и справа). Или один находится с противоположной стороны панели и, принимая иглу, вытягивает нитку.
Задачи:
 Развитие зрительного и слухового восприятия.
 Развитие сенсомоторной координации.
 Развитие пространственной ориентировки.
 Развитие творческих способностей.
 Развитие глазомера, укрепление пальцев и всей кисти руки.
 Совершенствование навыков счета.
 Подготовка руки к письму.
 Развитие пространственное мышление.
 Развитие логического мышления, внимания и усидчивости.
Варианты игры «Шнуровка»:
— «Графический диктант «Путешествие иголочки». Педагог может давать детям задания, направленные на ориентировку в пространстве, подсчет и направление проколов (например, 5 вверх, затем 2 вправо и 3 вниз и т.п.), с целью создания какого-либо узора, буквы, цифры, геометрической формы и пр.
— «Рисуем крышечками». Используя разноцветные крышечки разного размера, дети могут, пронизывая шнурком сначала крышечки, потом отверстия в планшете, также создавать какой-либо узор или вышивать буквы, цифры, геометрические формы и т.д.
— «Фантазеры». Дети по своему замыслу вышивают узоры. Они могут вышивать по одному или в паре. Например, один ребенок вышивает домик справа, а другой – вышивает слева солнце, облака и т.д.
— «Думай, выбирай и вышивай». С левой стороны планшета расположены картинки с геометрическими фигурами; с правой стороны — картинки с изображением различных предметов. Детям дается задание: посмотреть сначала на первую геометрическую фигуру и выбрать с правой стороны картинку с предметом, похожим на эту геометрическую фигуру. Далее с помощью цветного шнурка дети должны вышить путь от геометрической фигуры до верной картинки. В данной игре можно менять картинки. К примеру, слева картинка зайца, волка…, а справа их хвостики. И детям надо вышить путь для каждого животного к своему хвостику.
Игра № 2 «Паутинка». Для игры необходимо квадратное поле из дерева с цветными гвоздиками и цветными резиночками для рисования. Игра заключается в том, чтобы с помощью резиночек, которые натягиваются на разноцветные шляпки гвоздиков, составлять на доске разнообразные узоры, фигуры, буквы, цифры и т.д. Поле можно использовать как на горизонтальной поверхности – для детей с расходящимся косоглазием, так и на вертикальной поверхности – для детей со сходящимся косоглазием.
Задачи:
 Развитие мелкой моторики кисти и пальцев.
 Развитие навыка ориентировки, понимания смысла пространственных отношений (вверху-внизу, слева-справа).
 Совершенствование навыков счета.
 Закрепление названий геометрических фигур, а также цвета и величины. 
Прививание навыков построения симметричных и несимметричных фигур и узоров.
 Развитие навыков конструирования фигур по схеме, картинке, словесному алгоритму или собственному замыслу.
 Развитие воображения.
 Развитие логического мышления.
 Развитие ассоциативного мышления, внимания, памяти.
Вариантов игр «Паутинка» много, вот некоторые из них:
— «Разбери узор». При первом знакомстве очень важно показать детям с особыми образовательными потребностями, как необходимо разбирать, чтобы резинки не хлопали по пальцам и не улетали. Данный вариант игры вызывает не меньший интерес, чем «рисование резиночками».
— «Создай узор». Необходимо объяснить детям с нарушениями зрения, что в первую очередь цепляем резиночку за гвоздик и только потом тянем снизу вверх или справа налево. Также необходимо обратить их внимание, на то, что это можно делать не только по прямой, но и наискосок, что резинок может быть несколько и разных цветов. Таким образом, дети, проявляя фантазию, могут рисовать различные узоры.
— «Рисунок по схеме». Ребенку дается схема, на которой изображены различные предметы, которые составлены из геометрических фигур. Ребенок должен по схеме составить такой же рисунок на поверхности.
— «Волшебные превращения». На поле изображается, к примеру, геометрическая фигура. С помощью резиночек картина «дорисовывается», например, к треугольнику добавляются квадратная стена, прямоугольные окна, прямоугольный забор и получается домик. Дети рассказывают, во что превратилась фигура, какие геометрические фигуры они использовали и в каком количестве.
— «Ориентировка в пространстве». Педагог «рисует» на поле геометрические фигуры (или просит детей «нарисовать») и задает вопросы:
— Какого цвета треугольник сверху?
Сколько треугольников снизу?
Какая фигура слева от квадрата?
Какие фигуры и какого цвета расположены справа на планшете?
Также можно давать детям с нарушениями зрения следующие задания:
— расположи слева ромб, треугольник и трапецию, а справа — три квадрата;
— расположи снизу маленький зеленый треугольник, а сверху — два больших: желтый и синий и т.д.
— Графический диктант «Выполни команду!». 6 гвоздиков вверх, 7 влево, 5 вниз и т.д. Роль командира может играть либо педагог, либо ребенок.
— «Выше, ниже, длиннее, короче». Педагог «рисует» линию определенной высоты, и предлагает ребенку с особыми образовательными потребностями рядом изобразить линию ниже и выше. Необходимо задать ребенку вопрос: какой столбик выше: желтый или красный? и т. д. Также педагог может «нарисовать» линию определенной длины и предложить ребенку рядом изобразить линию короче и длиннее. Далее задать ребенку вопрос: какая линия короче: зеленая или синяя? и т.д.
— «Угадай, что спряталось». Педагог детям задает вопрос, какие цифры или буквы они знают. Предлагает задумать любую из цифр или букв и выложить ее на планшете черной резиночкой, а затем «спрятать», превратить с помощью разноцветных резиночек во чтолибо. Ребенок снимает по одной резиночке и представляет другим детям спрятанную цифру или букву. Задача остальных детей разгадать, какая цифра или буква «спрятана».
— «Большой-маленький». Педагог «рисует» маленький/большой домик или какую-нибудь геометрическую фигуру и предлагает ребенку рядом изобразить большой/маленький домик или большую/маленькую геометрическую фигуру.
— «Увлекательный счет». В процессе игры также можно практиковать счёт. Например, сколько гвоздиков внутри фигуры. Или педагог предлагает детям отсчитать 5 резиночек, проверить и положить их перед собой. Затем он спрашивает: «Сколько потребуется резиночек, чтобы составить квадрат? Для одной стороны используем одну резиночку. Сколько потребуется резиночек для составления двух таких квадратов? Сколько лишних резиночек или сколько не хватает?
Игра № 3 «Зеркало». Представляет собой квадратное поле из дерева, поделенное пополам, с отверстиями одинакового размера и с разноцветной мозаикой. Слева в отверстия вставляем мозаику и создаем тем самым различные узоры, линии, геометрические фигуры и т.д. Ребенок должен слева выложить такие же узоры, линии, геометрические фигуры, но только в зеркальном отражении. Образец слева может выложить педагог, а ребенок — отражение справа. Дети могут самостоятельно выкладывать фигурки, как слева, так и справа. Можно игру усложнить. Предложить несколько фигур слева, ребенок их запоминает, затем фигуры убираем, а ребенок по памяти восстанавливает фигуры слева, затем справа их зеркальное отражение. Это поле можно использовать как на горизонтальной поверхности – для детей с расходящимся косоглазием, так и на вертикальной поверхности – для детей со сходящимся косоглазием.
Задачи:
 Развитие мелкой моторики кисти и пальцев.
 Развитие высших психических функций: мышления, внимания, памяти, воображения и речи.
 Развитие зрительно-пространственного восприятия.
 Закрепление названий геометрических фигур, цвета, величины.
 Развитие навыков пространственной ориентировки, понимания смысла пространственных отношений (вверху-внизу, слевасправа).
 Развитие воображения.
 Развитие логического мышления.
 Совершенствование навыков счета.
Оригинальность коррекционно-развивающей программы «SMAST KIDS» в его мобильности. Его могут использовать как воспитатели как на занятиях в группах, так и специалисты детского сада. Разработанные поля из дерева можно использовать на вертикальной и горизонтальной поверхностях в зависимости от диагноза ребенка с нарушением зрения.
Данная программа в дальнейшем планируется пополнить дополнительными поверхностями из дерева, направленными на решение других коррекционных задач.
Программа является формой психолого-педагогической поддержки дошкольников с особыми образовательными потребностями, а также является формой позитивной социализации и средством всестороннего развития их личности.

3.2. Анализ результатов апробации коррекционно-педагогической работы по формированию игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

В целях оценки эффективности коррекционно-педагогической работы по формированию игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения будут применяться те же методики, что и на констатирующем этапе. Рассмотрим полученные результаты. При этом результаты будут сравниваться между результатами констатирующего и контрольного этапов в группе детей с нарушением зрения.

Таблица 4.

Результаты повторной диагностики по методике «Изучение игровых предпочтений»

Уровень Констатирующий этап Контрольный этап
чел % чел %
Высокий уровень 2 25% 6 50%
Средний уровень 4 50% 2 50%
Низкий уровень 2 25% 0

 

Представим сравнительные результаты на рисунке 4.

Рис. 4. Результаты контрольного этапа по методике «Изучение игровых предпочтений»

 

Данные таблицы 4 и рисунка 4 показывают, что количество детей с высоким уровнем заинтересованности в игровой деятельности: с 25% (или 2 человек) до 50% (4 человек) группы. Так же положительным фактором является отсутствие в ходе контрольной диагностике детей с нарушением зрения, у которых был выявлен низкий уровень заинтересованности в игровой деятельности и игровых предпочтений.

Далее рассмотрим результаты контрольного исследования по методике «Исследование способностей к проведению сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста» (см. таблицу 5).

Таблица 5.

Результаты повторной диагностики по методике «Исследование способностей к проведению сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста»

Уровень Констатирующий этап Контрольный

 этап

чел % чел %
Высокий уровень 0 2 25%
Средний уровень 4 50% 4 50
Низкий уровень 4 50% 2 25%

 

Представим сравнительные результаты на рисунке 5.

Рис. 2.5 Результаты контрольного этапа по методике «Исследование способностей к проведению сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста»

 

Обращаясь к полученным результатам повторного исследования следует отметить, что количество детей с низким уровнем способностей к игровой деятельности в группе детей с нарушениями зрения снизилось с 50% (4 человека) до 25% (2 человека). Количество детей со средним уровнем осталось неизменным – 50% или 4 человека.  Положительным моментом является выявление детей с высоким уровнем способностей к игровой деятельности, на констатирующем этапе высокий уровень ни у кого из детей с нарушениями зрения выявлен не был.

Далее рассмотрим результаты контрольного исследования по методике «Определение умения дошкольников взятия на себя игровой роли» (см. таблицу 6).

Таблица 6.

Результаты повторной диагностики по методике «Определение умения дошкольников взятия на себя игровой роли»

Уровень Констатирующий этап Контрольный этап
чел % чел %
Высокий уровень 2 25% 4 50%
Средний уровень 4 50% 4 50%
Низкий уровень 2 25%

 

Представим сравнительные результаты на рисунке 6.

Рис. 6 Результаты контрольного этапа по методике «Определение умения дошкольников взятия на себя игровой роли»

 

Исходя из полученных результатов обследования по методике «Определение умения дошкольников взятия на себя игровой роли» следует вывод, что в результате реализации коррекционного-педагогической работы с детьми, имеющими различные нарушения зрения, количество детей с низким уровнем умения дошкольников взятия на себя игровой роли не выявлено.

При этом выросло количество детей с высоким уровнем умения дошкольников взятия на себя игровой роли, что указывает на эффективность разработанной программы коррекционного-педагогической работы.

Выводы по главе III

По результатам констатирующего этапа исследования в работе представлена разработка коррекционно-педагогической программы под названием «SMAST KIDS».
Основная идея данной практической разработки заключается в оптимизации процесса игровой деятельности дошкольников с нарушением зрения посредством решения задач, связанных с преодолением одного из основных дефицитов развития этой группы детей — пространственного освоения окружающей действительности. Цель программы «SMAST KIDS» — сформировать навыки игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и своевременное преодоление и коррекция выявленных проблем психо-сенсомоторного развития, препятствующих этому процессу.
Разработанная программа включает несколько вариантов игр: «Шнуровка», «Паутинка», «Зеркало». Каждую из игр можно представить в нескольких форматах с различными заданиями, каждое из которых направлено на решение поставленных в ходе исследования задач.
В целях оценки эффективности коррекционно-педагогической работы по формированию игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения будут применяться те же методики, что и на констатирующем этапе. Рассмотрим полученные результаты.
Контрольная диагностика по всем трем выбранным методикам показала, что количество детей из группы с нарушениями зрения с низким уровнем формирования игровой деятельности снизилось, либо не выявлено вовсе, что указывает на эффективность разработанной программы.
Так, в результате диагностики по методике «Изучение игровых предпочтений» детей с нарушением зрения, у которых был выявлен низкий уровень заинтересованности в игровой деятельности и игровых предпочтений не было выявлено.
По результатам контрольного исследования по методике «Исследование способностей к проведению сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста» количество детей с низким уровнем способностей к игровой деятельности в группе детей с нарушениями зрения снизилось с 50% (4 человека) до 25% (2 человека).
Полученные результаты по методике «Определение умения дошкольников взятия на себя игровой роли» показали, что дети с низким уровнем умения дошкольников взятия на себя игровой роли не выявлены.

Заключение

Изучение теоретических подходов к проблеме формирования игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения позволило прийти к выводу, что игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, которая в свою очередь оказывает большое влияние на процессы развития детей.
Дефицит игры или преобладание ее имитации либо просто игровых форм приводит к появлению целого ряда проблем в жизни ребенка, в его развитии: несамостоятельность, ситуативность поведения, невозможность самоорганизации, дефицит воображения, недоразвитие воли и произвольности, неразвитость мотивации, менее выраженные когнитивные и социальные способности.
Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста, является в большей степени самостоятельной деятельностью, в процессе которой, дошкольники развивают все свои способности (речевые, коммуникативные, творческие и умственные).
Дети старшего дошкольного возраста самостоятельно определяют тему и обстановку игры, распределяют роли и назначают руководителей процессом. Игровая деятельность подготавливает детей к самостоятельности и обдуманности, которые так необходимы в предстоящем этапе развития – школы.
Дети с нарушением зрения – это дети с особыми образовательными потребностями, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации специальных условий для их воспитания.
Так как в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности – это наиболее эффективный способ развития социальной адаптации детей. В игре дошкольник познает мир, осваивает социальные роли, тренирует различные навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.
В рамках данного исследования было проведено экспериментальное исследование с целью выявления игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
В исследовании принимали участие 8 детей с нарушенным зрением и 8 детей с нормотипичным развитием в возрасте 5-6 лет.
Для проведения педагогического эксперимента нами были подобраны и использованы следующие методики: беседа «Изучение игровых предпочтений» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной; методика «Исследование способностей к проведению сюжетноролевой игры детей дошкольного возраста» Д.Б. Эльконина; методика «Определение умения дошкольников взятия на себя игровой роли» Д.Б. Эльконина.
Проведя экспериментальное сравнительное исследование особенностей сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с нарушенным и старших дошкольников с сохранным зрением, мы выявили некоторые особенности игры детей первой группы.
1. У детей с нарушенным зрением структура сюжетно-ролевой игры нарушена: содержание игры упрощено и значительно менее содержательное, чем у нормально видящих детей; наблюдается выход из роли или несоблюдение ролевого поведения; сюжет обеднен или вовсе отсутствует; снижен уровень предметно-игровых действий; правила игры неясно выделены или выделены, но часто нарушаются.
2. Дети с нарушениями зрения часто не используют предметы-заместители и выходят из роли, требуя конкретный предмет для игры.
3. Уровень совместных действий детей с нарушениями зрения в игре снижен, роли часто не согласованы.
4. Сюжеты самостоятельных спонтанных игр детей с нарушенным зрением часто ограничены бытовой тематикой. Нарушение зрительного восприятия и осознание собственного дефекта определяет личностные особенности дошкольников (застенчивость, тревожность и даже агрессивность), влияющие на развитие сюжетно-ролевой игры.
Учитывая все вышесказанное, становится понятно, что весьма важным для дошкольников с нарушениями зрения является наличие в работе с ними специального этапа, направленного на формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, формирование предметно-игровых действий с игрушками и формирование умения самостоятельно строить сюжет игры.
По результатам констатирующего этапа исследования в работе представлена разработка коррекционно-педагогической программы под названием «SMAST KIDS». Основная идея данной практической разработки заключается в оптимизации процесса игровой деятельности дошкольников с нарушением зрения посредством решения задач, связанных с преодолением одного из основных дефицитов развития этой группы детей — пространственного освоения окружающей действительности. Цель программы «SMAST KIDS» — сформировать навыки игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и своевременное преодоление и коррекция выявленных проблем психо-сенсомоторного развития, препятствующих этому процессу.
Разработанная программа включает несколько вариантов игр: «Шнуровка», «Паутинка», «Зеркало». Каждую из игр можно представить в нескольких форматах с различными заданиями, каждое из которых направлено на решение поставленных в ходе исследования задач.
В целях оценки эффективности коррекционно-педагогической работы по формированию игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения будут применяться те же методики, что и на констатирующем этапе. Рассмотрим полученные результаты.
Контрольная диагностика по всем трем выбранным методикам показала, что количество детей из группы с нарушениями зрения с низким уровнем формирования игровой деятельности снизилось, либо не выявлено вовсе, что указывает на эффективность разработанной программы.
Так, в результате диагностики по методике «Изучение игровых предпочтений» детей с нарушением зрения, у которых был выявлен низкий уровень заинтересованности в игровой деятельности и игровых предпочтений не было выявлено.
По результатам контрольного исследования по методике «Исследование способностей к проведению сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста» количество детей с низким уровнем способностей к игровой деятельности в группе детей с нарушениями зрения снизилось с 50% (4 человека) до 25% (2 человека).
Полученные результаты по методике «Определение умения дошкольников взятия на себя игровой роли» показали, что дети с низким уровнем умения дошкольников взятия на себя игровой роли не выявлены.

Список использованных источников

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // СПС «КонсультантПлюс»
2. Айрес Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития /Дж. Айрес. — М.: Теревинф, 2019. — 272 с.
3. Бахтина, С. В. Значение игры для детей дошкольного возраста / С. В. Бахтина, О. В. Антонова, А. В. Розинова // Наукосфера. – 2022. – № 9-1. – С. 118-120.
4. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
5. Бодимер, А. А. Результаты исследования зрительного восприятия у старших дошкольников с нарушением зрения / А. А. Бодимер // Человек и природа : Сборник материалов студенческой научно-практической конференции, Омск, 14 апреля 2022 года. – Омск: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет», 2022. – С. 58-60.
6. Болдинова, Г. Современные тенденции социализации дошкольников с нарушениями зрения в инклюзивных группах / Г. Болдинова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2021. – Т. 15. – № 2. – С. 22-26.
7. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.
8. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт. 2019. 477 c.
9. Бузарова Е.А. Психолого-педагогическая характеристика детей сташего дошкольного и младшего школьного возраст / Е.А. Бузарова, Т.Н. Четыз // Вестник Адыгейского университета. 2019. №3. С.149-159
10. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. — М.: ЭКСМО, 2006. — 512 с.
11. Габова М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений. — М.: Юрайт, 2020. — 152 с.
12. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 254 с.
13. Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 292 с.
14. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика / Л.А. Головчиц. — М.: КДУ , 2018. — 320 c.
15. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы. М.: Юнити. 2017. 80 c.
16. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы. М.: Юнити. 2017. 80 c.
17. Гусейнова А.С. Психология и педагогика воспитания: Как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка. М.: Ленанд. 2018. 320 c.
18. Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения. Верхняя Пышма, 1997. — 22 с.
19. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учебное пос. для вузов / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. — М.: Владос, 2019. — 240 c.
20. Ермолаева, Г. З. Основы игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста / Г. З. Ермолаева // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. – 2022. – № 39. – С. 102-106.
21. Загвязинский В.И. Педагогика: учебник. — М.: Academia. 2019. 160 c.
22. Иванова, А. Ю. Работа в детском саду / А. Ю. Иванова. – М.: Слово, 2022. — 123 с.
23. Иванова, Д. В. Теоретические и практические аспекты изучения игры, как средства социальной адаптации детей дошкольного возраста с нарушениями зрения / Д. В. Иванова // Вопросы педагогики. – 2022. – № 12-2. – С. 27-31.
24. Илюшина Н.Н. Педагогика детского оздор. лагеря: практ.: учебное пособие. М.: Инфра-М. 2018. 480 c.
25. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С.А. Козлова. — М.: Academia, 2022. — 288 c.
26. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник. М.: Academia, 2018. 288 c.
27. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. М., 1988. 182 с.
28. Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. — М.: Юрайт, 2020. — 97 с.
29. Корчак Я. Несерьезная педагогика. М.: Самокат. 2019. 256 c.
30. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учебное пособие. М.: Риор. 2018. 112 c.
31. Кроль В.М. Педагогика: учебное пособие. М.: Риор. 2018. 290 c.
32. Крысько В.Г. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт. 2018. 471 c.
33. Кудряшева Л.А. Педагогика и психология. М.: Вузовский учебник. 2019. 136 c.
34. Леонтьева, А. В. Организация условий для развития знаний детей о языках / А.Л. Леонтьева. – Омск: Лига, 2020. — 210 с.
35. Мандель Б.Р Педагогика: учебное пособие. М.: Флинта. 2018. 288 c.
36. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт. 2019. 817 c.
37. Меньшиков В.М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства: Педагогическая система Хуана Луиса Вивеса: учебное пособие. М.: Нар. обр., 2019. 136 c.
38. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: учебное пособие . М.: Academia. 2018. 320 c.
39. Михайлова, Н. В. Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения / Н. В. Михайлова // ЛУЧШАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ СТАТЬЯ 2022 : Сборник статей III Международного учебно-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 19 октября 2022 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 46-52.
40. Мишин, А.М. Педагогика и психология / А.М. Мишин. – СПб.: Заря, 2020. — 123 с.
41. Назарова Н.М. Сравнительная специальная педагогика: учебное пособие. М.: Академия, 2018. 304 c.
42. Околелов О.П. Педагогика высшей школы: учебник. М.: Инфра-М. 2018. 219 c.
43. Островский Э.В. Психология и педагогика: учебное пособие. М.: Вузовский учебник. 2019. 192 c.
44. Павелко Н.Н. Психология и педагогика (для бакалавров). М.: КноРус. 2019. 48 c.
45. Пирогова, А.И. Активизация игровой деятельности дошкольников / А.И. Пирогова. – Тверь: Знание, 2020. — 300 с.
46. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. — М.: Юрайт, 2019. — 222 с.
47. Пушкарская О.В. Игровая деятельность как форма психической активности дошкольника // Педагогика: история, перспективы. 2022. Том 5. № 4. С. 71-92.
48. Решитова, Э. А. Коррекционно-развивающие упражнения и игры для развития творческих способностей дошкольников 5-6 лет с нарушением зрения / Э. А. Решитова // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. – 2022. – № 5. – С. 140-150.
49. Руденко А.М. Педагогика в схемах и таблицах. РнД: Феникс. 2019. 172 c.
50. Саматова А.В. Дети с глубокими нарушениями зрения / А.В. Саматова. — М.: Феникс, 2019. — 563 c.
51. Смирнова Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания. — М.: Юрайт, 2020. — 122 с.
52. Тверски Б. Ум в движении: как действие формирует ум / Б. Тверски. — М.: Альпина нон-фикшн, 2020. — 456 с.
53. Титов, В.А. ВПС: Дошкольная педагогика. Конспект лекций / В.А. Титов. — М.: Приор, 2022. — 192 c.
54. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. — М.: Флинта, МПСУ, 2021. — 256 c.
55. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. М.: Слово, 2018. 312 с.
56. Фуряева Т. В. Сравнительная педагогика. Дошкольное образование. — М.: Юрайт, 2020. — 336 с.
57. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под ред. О. В. Хухлаевой. — М.: Юрайт, 2019. — 367 с.
58. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 575 с.
59. Шорыгина, Т.А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. Москва : ТЦ Сфера, 2018. 70 с.
60. Эльконин Д.Б. Психология игры /Д.Б. Эльконин. М.: Просвещение, 1978. 226 с.

Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф