Заявка на расчет
Меню Услуги

Формирование инвестиционной привлекательности региона. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница:   1   2   3


2.1. Социально-экономическая характеристика Кабардино-Балкарской Республики

История развития территорий, составляющих в настоящее время территорию Кабардино-Балкарской Республики, охватывает период со времени поселения в IV веке народностей — предков современных кабардинцев и балкарцев, — ближе к горам Кавказа. Длительный период характеризовался изменением административного положения территорий в результате территориальных войн и перехода земель от одного государства к другому. Официально свой современный статус и территориальные границы Кабардино-Балкарская Республика приобрела 24 июня 1937 года  с принятием Конституции и приобретением статуса Кабардино-Балкарской автономной советской социалистический Республики.

Экономика Кабардино-Балкарии советского периода характеризовалась переходом от бурного роста и рассвета социально-экономического положения региона во всех современных тому времени отраслях вплоть до 1985 года, к функционированию и борьбе с застойными явлениями в экономике и к коренной перестройке экономики в период распада СССР.

По состоянию на 01.09.2014 г.  население Республики составляет 854,8 тыс. человек. Это один из плотно населённых регионов России. По данным Росстата средняя плотность населения в Кабардино-Балкарской Республике составляет 67 человек на один квадратный километр. Это  в 8  раз больше средней плотности в России. Вместе с тем, для Кабардино-Балкарской Республики характерно неравномерное территориальное распределение населения. Наиболее плотнонаселенными районами являются Майский и Урванский районы, где плотность населения составляет более 100 человек на кв. км.

Высокая плотность населения обуславливает потенциально высокую обеспеченность экономики трудовыми ресурсами.

Кабардино-Балкария — многонациональная Республика. Наряду с представителями титульных национальностей —  кабардинцами (55% от общей численности населения) и балкарцами (около 12%),  здесь проживают русские (25%), украинцы, осетины, таты, корейцы, турки-месхетинцы и представители других национальностей (8 %).

Столица Республики город Нальчик – крупный промышленный, научный и культурный центр, город-курорт федерального значения. По своему административному статусу он является городским округом.  В Нальчике проживает 296,1 тыс. человек.

Как субъект Российской Федерации, Кабардино-Балкарская Республика в свой состав включает:

  • 3 городских округа — Нальчик, Баксан, Прохладный;
  • 10 муниципальных районов — Баксанский, Зольский, Лескенский, Майский, Прохладненский, Терский, Урванский, Чегемский, Черекский, Эльбрусский;
  • 119 поселений, в том числе 7 городских поселений в составе муниципальных районов;
  • 169 сельских населенных пунктов.

В соответствии с экономическими словарями экономика страны – это народное хозяйство или его часть, включающая соответствующие отрасли и виды производства. Исходя из этого экономика региона – часть народного хозяйства страны.

Народное хозяйство регионов  представляет собой комплекс отраслей экономики с различным потенциалом развития. Потенциал регионов, прежде всего, определяют, их географическое положение, природно-ресурсные запасы, демографические показатели. Комплекс этих показателей относят  к блоку ресурсных потенциалов.

Уровень развития регионов так же во многом определяется потенциалами, которые относят к блоку обеспечивающих потенциалов:

  • трудовой потенциал;
  • производственный потенциал;
  • научно-инновационный потенциал;
  • социально-инфраструктурный потенциал.

Трудовой потенциал определяется  соотношением экономически активного населения в общей численности населения.

Производственный потенциал представлен промышленным, строительным, сельскохозяйственным и другими комплексами народного хозяйства.

Научно-инновационный потенциал представлен ВУЗами, обладающими собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базой, отраслевыми научно-исследовательскими институтами, рядом предприятий, обладающими научно-техническими центрами и т.д.

Социально – инфраструктурный потенциал характеризует резервы региона в сфере улучшения медицинского, бытового, культурного, досугового, торгового и жилищно-коммунального обслуживания населения. Социально-инфраструктурный потенциал является важнейшим компонентом, создающим условия для повышения качества жизни населения.

При определении инвестиционной привлекательности экономики  регионов необходимо учитывать, что перспективы развития определяются  степенью  использования  и реализации  их  потенциальных  возможностей.

Народное хозяйство Кабардино-Балкарской Республики в настоящее время  представляет собой комплекс отраслей экономики со значительным потенциалом развития. Потенциал Кабардино-Балкарской Республики определяют, прежде всего, ее географическое положение, природно-ресурсные запасы, демографические показатели.

В Республике имеются значительные запасы природного сырья. Природно-ресурсный потенциал включает в себя 21 вид полезных ископаемых, используемых, преимущественно, в промышленности строительных материалов: гипс, глины, известковый туф, мел, облицовочные камни, пески и т.д. Продукты глубокой переработки запасов полезных ископаемых востребованы на региональном и российском рынках.

Природно-климатические условия благоприятны  для создания современного сельскохозяйственного производства с глубокой переработкой его продукции, востребованного на российском и зарубежном рынках.

Существующее положение Кабардино-Балкарской Республики определяется значением макроэкономических показателей, основным из которых является валовой региональный продукт. Этот показатель характеризует взаимосвязанные аспекты экономического процесса:  производства материальных  благ и оказания услуг, распределения доходов, конечного использования материальных благ и услуг.

Современное состояние экономики Кабардино-Балкарии характеризуется как наименее конкурентоспособное в Российской Федерации. Существующий разрыв  между регионами в экономическом и производственном потенциале характеризует тот факт, что на десять регионов с наименьшим объемом ВРП   приходится только 1,1% совокупного объема по стране, на регионы с наименьшим объемом промышленного производства 0,5-0,6%, по показателю инвестиций доля последних десяти регионов составляет 1,4 процента.

Динамика показателя валового регионального продукта Кабардино-Балкарской Республики и его доли в общем объеме ВРП Российской Федерации и Северо-Кавказского федерального округа представлены в таблице.

Таблица 1 — Динамика показателя валового регионального продукта Кабардино-Балкарской Республики

Показатели 2011 г 2012 г 2013 г гр.3-2 гр.4-3 гр.3:2х100 (%) гр.4:3х100 (%)
1 2 3 4 5 6 7 8
Валовой региональный продукт
по субъектам РФ (млн.руб)
37 687 768,2 45 392 276,7 49 919 958,8 7 704 508,5 4 527 682,1 120,4 110,0
Северо-Кавказский федеральный округ 891 834,3 1 066 319,6 1 214 729,0 174 485,3 148 409,4 119,6 113,9
Кабардино-Балкарская Республика 77 086,4 90 594,5 105 992,4 13 508,1 15 397,9 117,5 117,0
Доля ВРП Кабардино — Балкарии (%) в: 0,0 0,0
ВРП РФ 0,2 0,2 0,2 0,0 0,0
ВРП Северо-Кавказского ФО 8,6 8,5 8,7 -0,1 0,2

По данным Росстата валовой региональный продукт  Кабардино-Балкарской Республики  в 2013 году составил 105992,4 млн. рублей. За два предыдущих года темп роста оставался стабильным и составлял 17,0 %. В абсолютном выражении рост ВРП составил: в 2012 году – 13508,1 млн. рублей по сравнению с 2011 годом;  в 2013 году – 15397,9 млн. рублей по сравнению с 2012 годом. Причем, следует отметить положительную тенденцию опережения темпа роста ВРП Кабардино-Балкарской Республики по сравнению с темпом роста ВРП России, где он в 2013 году снизился с 120,4 %   до 110,0 %, и по сравнению с темпом роста ВРП Северо-Кавказского федерального округа,  где он так же снизился в 2013 году с 119,6 %   до 113,9 %.

Доля валового регионального продукта  Кабардино-Балкарской Республики  в общем объеме ВРП Российской Федерации составляет 0,2 %, а в  объеме ВРП  Северо-Кавказского федерального округа в 2013 году она возросла по сравнению с 2012 годом на 0,2 % и составила 8,7 %.

Если  по показателю валового регионального продукта Кабардино-Балкарская Республика не входит в состав 10-и регионов с наименьшим удельным весом, то по показателям объема промышленного производства и объема инвестиций в основной капитал она находится в числе регионов с наименьшим удельным весом.

Таблица 2 —  Перечни 10 субъектов РФ с наименьшим удельным весом по основным макроэкономическим показателям   в 2013 — 2016 годах

По объему ВРП По объему промышленного производства По объему инвестиций в основной капитал
Республика Адыгея Республика Адыгея Республика Адыгея
Республика Алтай Республика Алтай Республика Алтай
Республика Ингушетия Республика Ингушетия Республика Ингушетия
Республика Калмыкия Республика Калмыкия Республика Калмыкия
Республика Тыва Республика Тыва Республика Тыва
Еврейская автономная область Еврейская автономная область Еврейская автономная область
Карачаево-Черкесская Республика Карачаево-Черкесская Республика Карачаево-Черкесская Республика
Чукотский автономный округ Кабардино-Балкарская Республика Кабардино-Балкарская Республика
Чеченская Республика Чеченская Республика Чукотский автономный округ
Магаданская область Республика Северная Осетия — Алания Республика Северная Осетия — Алания

Такое положение вещей объясняется недостаточно  эффективным использованием природно-ресурсного потенциала, недостаточным уровнем поддержки предпринимательской инициативы, в том числе в направлении развития инвестиционной активности,  а так же низкой финансовой устойчивостью финансовой системы Кабардино-Балкарской Республики.

Наиболее перспективной отраслью для инвестиционной деятельности является промышленность.

Если рассматривать современную экономическую ситуацию страны в целом, то можно увидеть, что специалистами отмечается  хроническая нехватка собственных инвестиций в развитие экономики. Россия попала в зависимость не только от притока иностранного капитала, но и от импорта потребительских товаров, машин и оборудования. В результате нового машинного оборудования у нас производится в 80 раз меньше, чем в Японии, в 30 раз меньше, чем в Китае. С 7,5 до 13,5 процента увеличились полностью изношенные основные фонды предприятий.

По результатам  исследований, проведенных в сфере управления основными средствами на российских промышленных предприятиях,   изношенность оборудования в некоторых отраслях достигает 70%, а затраты на ремонт оборудования и поддержание основных фондов в целом по экономике страны достигают, по экспертным оценкам, 6 — 9% валового внутреннего продукта.

Такое  состояние основных фондов снижает производительность труда, конкурентоспособность отечественной продукции, понижает  инвестиционную привлекательность предприятий, ухудшает условия труда,   ухудшает состояние окружающей среды.

Однако,  возрастающая конкуренция, широкая доступность современных технологий и  усложнение самих производственных активов поставили предприятия в положение, когда  выживаемость стала функцией системы совершенствования управления бизнес-процессами как фактора качества и себестоимости продукции, бесперебойности производства и привлечения инвестиций в основные средства.

 

Региональная политика в сфере развития промышленного потенциала определена в Стратегии развития промышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики на период до 2025 года утвержденной Постановлением Правительства КБР от 18.05.2011 N 130-ПП.

Стратегическими направлениями развития промышленного комплекса в соответствии со Стратегией является создание условий для повышения   экономической эффективности отраслей промышленного производства, экологической безопасности, ресурсосбережения и повышения конкурентоспособности продукции в требуемых экономике номенклатуре, качестве и объемах поставок.

Еще одной целью, обозначенной в Стратегии отдельно, является улучшение инвестиционной привлекательности промышленных предприятий республики, в том числе для иностранных инвестиций.

Одной из ключевых проблем, которую необходимо решить для обеспечения достижения определенных стратегией целей, является преодоление проблемы нехватки инвестиционных ресурсов для развития производственной деятельности.

Для того, чтобы обеспечить непрерывное финансирование социально-экономического развития, в том числе развитие промышленного сектора экономики республики, субъектам Российской Федерации необходимо располагать достаточным финансовым потенциалом. Для экономики регионов это – необходимое условие обеспечения ее конкурентоспособности  и ключевой фактор стратегического развития.

Источники финансирования инвестиционных проектов, планируемых к реализации в рамках Стратегии развития промышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики на период до 2025 года, представлен на схеме.

Общий объем  инвестиций в промышленность за весь срок действия Стратегии составит 38,4 млрд. рублей. В перечне инвестиционных источников  преобладают внебюджетные средства, их объем составит 34,1 млрд. рублей, что составляет 88,8 %. Средства федерального бюджета составят 3,3 млрд рублей, или 8,6 %.  Средства консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской республики составят 1 млрд рублей, 2,6 %.

 

Наибольшую долю в общем выпуске промышленной продукции занимает машиностроение и металлообработка (63% в 2013 году), и цветная металлургия (28,0 %). Наименьшую долю занимает медицинская промышленность (1,0 % в 2013 году).

 

Приведенные данные показывают, что темпы роста показателей «Объем  отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», в 2013 году снизились по сравнению с 2012 годом, а по отрасли «Добыча полезных ископаемых» объемы производства снизились по сравнению с 2012 годом на 22,0 %.

Эти показатели свидетельствуют о необходимости  разработки отдельных мероприятий для создания благоприятных инвестиционных условий в отрасли «Добыча полезных ископаемых».

Приведенные данные показывают, объемы выпущенной и отгруженной готовой продукции при реализации инвестиционных проектов возрастут  с 11,9 млрд. рублей  с 2011 году до 110,3 млрд. рублей, в том числе за счет развития действующих производств   с 11,5 млрд. рублей  с 2011 году до 43,5 млрд. рублей. Таким образом, основную долю прироста производства продукции ожидается получить за счет строительства и создания новых производств, источником финансирования создания которых должны послужить  масштабные объемы инвестиционных вложений.

В настоящее время отраслевая структура экономики характеризуется неэффективностью, сохраняет приоритеты прошлого и не соответствует конкурентным преимуществам региона.

Территориальные финансы составляют ту часть бюджетной системы, которая решает вопросы финансового обеспечения экономического и социального развития административно-территориальных образований – субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом особое внимание необходимо уделить  обеспечению  принятия и реализации финансовых решений, приоритетных для реального сектора, обеспечивающих структурное обновление экономики, ведущих к снижению зависимости производства и финансовой системы от экспорта топливно-сырьевых продуктов, повышению налоговой базы, укреплению самостоятельности регионального бюджета.

Состояние бюджета Кабардино-Балкарской Республики, как важной составляющей финансовой системы региона, является одним из показателей инвестиционной привлекательности Республики.

Данные об основных параметрах Республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики за 2011 – 2013 годов, представленного на официальном сайте Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики,  приведены  в таблице.

Таблица 3 — Показатели Республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики за 2011 – 2013 годов

(млн. рублей)

Наименование показателя 2011 год 2012 год % к
2011 году
2013 год % к 2012
году
Доходы, всего 21 853,8 23 409,6 107,1 25 130,7 107,4
Налоговые доходы 7 038,5 8 623,4 122,5 9 715,1 112,7
Неналоговые доходы 367,9 1 106,4 300,8 430,5 38,9
Безвозмездные поступления 14 447,4 13 679,7 94,7 14 985,1 109,5
Расходы, всего 22 279,3 26 030,6 116,8 26 879,1 103,3
Дефицит -425,5 -2 621,0 -1 748,4

Приведенные данные показывают, что доходная часть бюджета за период 2011 – 2013 годов возросла на 3276,9 млн. рублей. Основную долю в доходной части бюджета составляют безвозмездные поступления. Так, в 2013 году безвозмездные поступления, поступившие в рамках межбюджетных отношений, составили 14985,1 млн. рублей, или 59,6 % от общего объема доходов.

Налоговые доходы   в 2013 году составили 9715,1 млн. рублей, или 38,7 % от общего объема доходов. Неналоговые доходы в 2013 году составили 430,5 млн. рублей, или 1,7 % от общего объема доходов.

За два предыдущих года темп роста общей суммы доходов оставался стабильным. Ежегодный темп роста составлял 7%. В абсолютном выражении рост доходов составил: в 2012 году – 1555,8 млн. рублей по сравнению с 2011 годом; в 2013 году – 1721,1 млн. рублей по сравнению с 2012 годом. Необходимо отметить, что отмеченная стабильность обеспечивалась, в основном, безвозмездными источниками доходов, поступающими в рамках межбюджетных отношений.

Эти данные говорят о том, что в настоящее время, когда изменения геополитической обстановки в мире и снижение темпов роста экономики нашей страны не позволят обеспечить прежний уровень безвозмездных источников доходов, финансовая система Республики потеряет прежний уровень стабильности, что повлияет на снижение уровня инвестиционной привлекательности.

Показатели уровня дотационности консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики за период  2004 – 2013 годов показывают, что с 2004 года по 2011 год она снизилась с 65,4 % до 45,3 %, или на 20,1 %. Однако, затем, доля безвозмездных поступлений в общей сумме доходов  снова стала возрастать и в 2013 году составила 48,4%.

Экономика Кабардино-Балкарской Республики остается слабо диверсифицированной и, в силу этого, уязвимой по отношению к колебаниям товарной конъюнктуры, а в масштабе России — зависимой от колебаний цен на нефть, природные ресурсы, от мировых финансовых рынков. Характеризуется низким уровнем инноваций и эффективности использования ресурсов в промышленности и сельском хозяйстве, высокой степенью износа основного оборудования, стремительным устареванием номенклатуры выпускаемой продукции.

Решая задачи формирования более сбалансированной экономики, обеспечения в долгосрочной перспективе ее устойчивого роста, необходимо добиться создания условий для производства товаров с высокой добавленной стоимостью и для предложения новых видов услуг. Согласно общепризнанной точке зрения ученых-экономистов привлечение инвестиций — это единственный инструмент, позволяющий обеспечить как решение масштабных государственных проектов, так и стабильное экономическое развитие экономики региона в целом.

2.2. Оценка инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики

Показателю инвестиционной привлекательности в последнее время уделяется большое внимание. Так, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 10.04.2014 N 570-р (ред. от 21.06.2014) «Об утверждении перечней показателей оценки эффективности деятельности и методик определения целевых значений показателей оценки эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года)» показатель оценки инвестиционной привлекательности используется в качестве критерия для определения значения показателя, характеризующего уровень развития сферы государственно-частного партнерства в субъекте Российской Федерации.

Так же этот показатель в числе других используется при определении показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц  субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.

В частности,  в сфере инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций утверждены следующие  показатели прироста инвестиций в основной капитал в 2013 – 2018 годах для Кабардино-Балкарской Республики:

Таблица 4 — Показатели прироста инвестиций в основной капитал в 2013 – 2018 годах

Показатель Единица измерения 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Прирост инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств

 

% к предыдущему году 7,6 8,1 8,6 9,1 9,6 10,1

Приведенные данные показывают, что показателем оценки эффективности деятельности высших должностных лиц Кабардино-Балкарской Республики в системе формирования инвестиционной привлекательности региона является прирост инвестиций в основной капитал в размере 0,5 % ежегодно до 2018 года.

Инвестиционная привлекательность региона складывается из нескольких факторов. В рейтинге Национального Рейтингового Агентства рассматриваются следующие факторы региональной инвестиционной привлекательности:

  1. Обеспеченность региона природными ресурсами;
  2. Трудовые ресурсы региона;
  3. Региональная инфраструктура (транспортная, энергетическая, телекоммуникационная);
  4. Валовый региональный продукт на душу населения;
  5. Социально-политическая стабильность;
  6. Финансовая устойчивость регионального бюджета

Кабардино-Балкарская Республика  обладает немалым природным потенциалом.  Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Кабардино-Балкарской Республике утвержден совместным распоряжением Министерства природных ресурсов РФ № 3-р и Правительства Кабардино-Балкарской Республики  № 30-РП от 08.02.2006 г. В нем отражен  21 вид полезных ископаемых.  Запасы полезных ископаемых позволяют связывать стратегические планы социально – экономического развития Республики с одним из перспективных направлений – с высокотехнологичным производством строительных материалов.  Значительную территорию Кабардино-Балкарии занимают леса, которым в соответствии с Приказом Рослесхоза от 15.09.2009 N 365 присвоен статус ценных. Общая площадь территории, занятой такими лесами составляет 8267 гектар.

Наличие уникальных природно-климатических условий  имеет наибольший вес в инвестиционном потенциале (60%). К немаловажному потенциалу относится наличие мощного рекреационного потенциала и положительного опыта масштабного его использования в прошлом.

Среднегодовая численность занятых в экономике Кабардино-Балкарской Республики в 2013 году составила  308,1 тыс. человек. Это составляет 35,9 %  от общей численности населения Республики.

По показателю удельного веса  среднегодовой численности занятых в экономике субъектов РФ, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа,  Кабардино-Балкарская Республика занимает 4- место. Значение этого показателя по Республике составляет 9,1 %.

Среди слабых сторон социально-экономического положения Кабардино-Балкарской Республики неблагоприятная низкая относительная производительность труда в экономике  выходит на первое место. Объем ВРП по отношению к численности населения, занятого в экономике составляет 274,5 тыс. руб./чел. в 2013 году, тогда как в целом по Российской Федерации этот показатель составляет 771,72 тыс. руб./чел.

По уровню занятости среди субъектов Российской Федерации Кабардино-Балкарская Республика занимает 80-е место, по уровню безработицы – 75-е место.

Региональная инфраструктура (транспортная,   телекоммуникационная) характеризуется следующими показателями:

  • по удельному весу автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования Республика находится на 29-м месте среди субъектов Российской Федерации;
  • в 2013 году железнодорожным транспортом перевезено 0,8 млн. тонн грузов, что составляет 4,7% от объема железнодорожных перевозок по федеральному округу;
  • в 2013 году объем транспортных услуг населению Республики на душу населения  составил 2719 рублей, по этому показателю Республика находится на 77-м месте среди субъектов РФ.
  • по показателю объема услуг связи, оказанных населению на одного жителя, Кабардино-Балкарская Республика находится на 59-м месте среди субъектов РФ.

В целях повышения уровня инфраструктурного обеспечения проектов по повышению инвестиционной привлекательности планируется привлечение внебюджетных инвестиций в инфраструктурные проекты на основе механизмов государственно-частного партнерства от 0,1 млн. рублей в 2014 году до 6 млрд. рублей в 2018 году и 15 млрд. рублей в 2030 году; создание подготовленных инвестиционных площадок, обеспеченных необходимой инфраструктурой (особые или специализированные зоны, индустриальные (технологические) парки, бизнес-инкубаторы, межотраслевые центры развития (центр коллективного пользования, центр прототипирования, центр трансферта технологий), промышленные площадки и т.д.) на уровне не менее 1 в год.

Социальное положение Кабардино-Балкарской Республики в 2013 году характеризуется следующими  социально-значимыми показателями:

  • темп роста ввода в действие жилых домов составил 106,5 %;
  •  удельный вес объема ввода в действие жилых домов среди субъектов Российской Федерации составил 0,4%, при значении этого показателя по Северо-Кавказскому федеральному округу 0,1 %;
  • почти 100 % населенных пунктов Кабардино-Балкарской республики газифицированы;
  • по показателю ежемесячных среднедушевых доходов Республика находится на 76-м месте в РФ;
  • в 2013 году объем бытовых услуг населению Республики на душу населения  составил 2727 рублей, по этому показателю Республика находится на 62-м месте среди субъектов РФ.

Для повышения инвестиционной привлекательности необходимо развитие жилищного сектора и социальной инфраструктуры,   учитывающих потребности населенных пунктов Кабардино-Балкарской Республики в создаваемых производствах и реализуемых инвестиционных проектах, в привлечении необходимых квалифицированных трудовых ресурсов и обеспечивать комфортную сферу жизни населению Кабардино-Балкарской Республики.

Конкретным примером решения вопросов  развития инфраструктуры является включение проекта создания объектов инженерной, транспортной и энергетической инфраструктуры  строящегося завода по производству полиэтилентерефталата (ПЭФТФ) пищевого и текстильного назначения мощностью 486,0 тыс. тонн в год в Майском муниципальном районе в адресную  инвестиционную программу Кабардино-Балкарской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденную Постановлением Правительства КБР от 14.01.2013 N 15-ПП .

Это один самых крупных инвестиционных проектов в Северо-Кавказском федеральном округе,  в результате реализации которого будет создан кластер полимерной упаковки, состоящий из предприятий полного цикла производства экологичной упаковки всех существующих видов, и кластер пищевой переработки, состоящий из современных предприятий пищевой промышленности, комплекса по выращиванию плодов и овощей, научно-исследовательского центра с образовательным направлением, объектов энергетической и транспортной инфраструктуры. Согласно данному соглашению на создание объектов инженерной, транспортной и энергетической инфраструктуры за счет средств Республиканского бюджета КБР и средств Инвестиционного фонда РФ выделено 1,5 млрд. рублей. .

Реализация проекта позволит значительно поднять уровень занятости  населения, — до 2020 года общее количество  рабочих мест составит  более 10 тысяч.

Валовый региональный продукт на душу населения в Кабардино-Балкарской Республике в 2013 году составил 105459 рублей. На диаграмме представлены значения показателя валового регионального продукта на душу населения в Северо-Кавказском федеральном округе.

 

В рейтинге субъектов РФ,  входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа Кабардино-Балкарская Республика по этому показателю занимает четвертое место из семи.

Еще одной  важной категорией, формирующей оценку инвестиционной привлекательности, является система показателей, характеризующих объемы инвестиций и их источники.

Таблица 5 — Объемы инвестиций и их источники по Кабардино-Балкарской Республике в 2012 – 2014 годах

№ п/п Показатель Ед. измер. 2012 2013 Изменения Изменения
в абсолютном выражении в %  2014 в абсолютном выражении в %
1 Общий объем инвестиций  млн.

руб.

19703,5 22226,3 2522,8 112,8 25411 3184,7 114,3
в т.ч. по источникам:
1.1. федеральный бюджет млн.

руб.

1800        2010 210 111,7 2200 190,0 109,5
1.2. консолидированный бюджет  млн.

руб.

1580,5        1720 139,5 108,8 1942 222,0 112,9
1.3. частные инвестиции  млн

.руб.

16322,9   18496,3 2173,4 113,3 21269 2772,7 115,0
2 Отношение инвестиций к ВРП     % 20,8 21,1 0,3 101,4 21,7 0,6 102,8
3 Общий объем инвестиций в расчете на жителя КБР тыс. руб. 23 25,9 2,9 112,6 29,6 3,7 114,3

Приведенные в таблице данные показывают положительную динамику изменений показателей, характеризующих инвестиционную составляющую экономических показателей Кабардино-Балкарской Республики. Практически по всем показателям наблюдается  ускорение темпов роста, в том числе по ключевому из них по значению для формирования оценки инвестиционной привлекательности – отношению общего объема инвестиций к валовому региональному продукту – темп роста в 2014 году по отношению к 2013 году составил 1,4%.

Тем не менее, по данным исследования, проведенного Национальным рейтинговым агентством,  Кабардино-Балкарская Республика находится в группе регионов с умеренной инвестиционной привлекательностью.  Недостаточно высокая инвестиционная привлекательность   региона – результат  структурных социально-экономических проблем, на решение которых может потребоваться немало времени и ресурсов. В частности,   предлагается  развивать инфраструктуру, повышать квалификацию трудовых ресурсов, создавать эффективные институты и решать вопросы социального развития.

Для привлечения инвестиций, в том числе иностранных, на постоянной основе необходимо   совершенствовать инвестиционное законодательство, направленное на повышение инвестиционной привлекательности.

Преференции, которые предоставляются на территории Кабардино-Балкарской Республики при реализации инвестиционных проектов, распространяются не только на российских, но и на иностранных инвесторов.

Кабардино-Балкария в настоящее время является одним из лидеров среди регионов Северного Кавказа по темпам роста международного сотрудничества в бизнесе.

В 2013 году внешнеторговый оборот Республики составил 161,7 миллионов долларов США, превысив значение 2012 года почти в два раза. Рост внешнеторгового оборота продолжился и в 2013 году, составив в   11,2%.  Лидировала в 2013 году по доле во внешнеторговом обороте Кабардино-Балкарии Италия, затем —  Германия, далее с большим отрывом — Китай.

Технологическое перевооружение агропромышленного комплекса, проведенное с зарубежным участиемдало положительные результаты в регионе. Например, высокорентабельные технологии выращивания винограда стимулируют производителей к расширению посадок.

Если в 2012 году общая площадь земель, отведенных под виноградники, составляла в Кабардино-Балкарии 1044 гектара, то в 2013 году местные  хозяйства осуществляют почти двукратное увеличение этой площади. В целом технологическое перевооружение в 2012 году обеспечило в регионе рост производства сельского хозяйства на 25,3%.

Этот  рост стал возможен, прежде всего, за счет значительных инвестиций в техническое перевооружение агропромышленной отрасли.

В 2013 году в агропромышленном комплексе Кабардино-Балкарии реализовывалось 19 инвестиционных проектов на общую сумму 4,5 миллиарда рублей.

Инвестиционной привлекательности способствует активное развитие деловых связей Кабардино — Балкарии и Великобритании. Перспективный проект  способен оказать  серьезное влияние на развитие инфраструктуры, которая в свою очередь повлияет на развитие Юга России в целом.

Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 апреля 2013 г. № 130-пп «О сопровождении инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации в Кабардино-Балкарской Республике», создана комиссия по сопровождению инвестиционных проектов и утвержден Порядок этого сопровождения, который  устанавливает сроки и последовательность действий исполнительных органов государственной власти по сопровождению инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации в Кабардино-Балкарской Республике.

Порядок направлен на унификацию процедуры взаимодействия инициаторов инвестиционных проектов с исполнительными органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, снижение административных барьеров при реализации инвестиционных проектов в Кабардино-Балкарской Республике по принципу «одного окна».

Созданная правительством КБР комиссия, изучает инвестиционные предложения британского консорциума Flame Group. Оно включает как строительство новых рекреационных объектов в горнолыжном  Приэльбрусье, так и создание системы коммуникаций – в частности, развитие дорожной сети Северного Кавказа.

План, предложенный инвестиционным консорциумом, включает в себя строительство автодороги, соединяющей аэропорт «Минеральные воды», Приэльбрусье и Абхазию. Дорога,  создание которой британский консорциум готов соинвестировать, пройдет через Большой Кавказский хребет сократит путь от горнолыжных курортов Кавказа к Черному морю более чем в два раза, а сокращение автомобильного пути в Абхазию из Кабардино-Балкарии будет троекратным.

В соответствии со Стратегией развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года наиболее перспективными отраслями для становления экономики Республики является туризм с развитием сопутствующих видов деятельности, глубокая переработка сельскохозяйственного сырья, высокотехнологичное производство строительных материалов, а также генерация электрической энергии.

В Республике осуществляется реализация 48 Республиканских целевых программ. Основными приоритетными сферами развития Кабардино-Балкарской Республики являются развитие туристического кластера, агропромышленного комплекса с ориентацией на глубокую переработку сельскохозяйственного сырья, массовое жилищное строительство.

Туризм в Кабардино-Балкарии рассматривается, как полноценный сектор развития современной экономики, способный сформировать имидж региона, приспособленного для активного отдыха, укрепления здоровья и реабилитации.

Большое значение, как показатель инвестиционной привлекательности, имеет наличие на территории региона туристско-рекреационных Особых экономических зон. В настоящее время такие зоны существуют в Республиках Адыгея, Алтай, Бурятия, Дагестан, Северная Осетия — Алания, Карачаево-Черкесской Республике, Алтайском, Краснодарском, Приморском и Ставропольском краях, Иркутской и Калининградской областях.  На территории Кабардино-Балкарской Республики создана туристско-рекреационная  особая экономическая зона в соответствии с  Постановлением  Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея».

Создание таких зон поддерживается государством как в плане финансовой поддержки, так и посредством научного обеспечения формирования стратегических разработок в целях определения оценки  инвестиционной привлекательности регионов рекреационно-туристской специализации.

Так, в соответствии с Распоряжением  Правительства РФ от 03.12.2012 N 2237-р (ред. от 12.04.2013) «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 — 2020 годы» в плане  разработки Стратегии трансформации социально-экономического пространства  и территориального развития России предусмотрено проведение научных исследований по направлению формирования оценки  инвестиционной привлекательности регионов рекреационно-туристской специализации. На реализацию плана фундаментальных научных исследований российской академии наук предусмотрены  ассигнования из федерального бюджета

С созданием на территории Черекского, Чегемского, Эльбрурусского и Зольского районов туристско — рекреационной особой экономической зоны преследует эффективную инновационно-инвестиционную стратегию социально- экономического развития региона.

Она делится на три площадки: туристско-рекреационный комплекс «Безенги» на территории Черекского и Чегемского районов; горно-рекреационный комплекс «Джилы-Су» в Зольском районе; горно-рекреационный комплекс «Приэльбрусье» в Эльбрусском районе.

Выделены четыре зоны развития горно-рекреационного комплекса «Приэльбрусье»: сектора «Эльбрус», «Чипер-Азау», «Чегет», «Юсеньги».

Аналитические расчеты и прогнозы показывают, что продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к концу 2015 года достигнет 35,4 млрд. рублей, а в сопоставимых ценах превысит уровень текущего года на 11,8%.

Что касается массового жилищного строительства, то к концу 2015 года строительных работ прогнозируется в объеме свыше восьми миллиардов рублей. Годовой же объем жилья достигнет 450 тысяч квадратных метров общей площади. Средняя обеспеченность жителя Республики жилплощадью увеличится почти на 10%.

Важнейшими стратегическими приоритетами развития Республики являются также высокотехнологичное производство строительных материалов, генерация электрической энергии. К концу 2015 года интегральный показатель развития экономики Республики – валовой региональный продукт, увеличится более, чем на 18% по сравнению с 2013годом и составит 124 миллиарда рублей. Объем инвестиций в основной капитал приравнивается к 22 миллиардам рублей.

Численность занятых в экономике увеличивается на восемь тысяч человек, а уровень общей безработицы соответственно сокращается до 7,7%. Инновационная привлекательность Кабардино — Балкарии и переход к новому уровню экономического развития в первую очередь – это обеспечение ускоренной модернизации и промышленности, привлечение в неё передовых  технологий, диверсификация производства.

В частности, из утвержденных Корпорацией развития Северного Кавказа четырех крупных проектов общей стоимостью 23 млрд руб, госгарантии получил только завод «Севкаврентген-Д».

Таким образом, для реализации основных задач по развитию Республики в 2013 году созданы хорошие предпосылки. Объем валового регионального продукта за 2012 год составил 94,2  млрд. рублей, что превышает на 5% уровня 2011 года. Промышленность «выросла» на 18,6 проц. Объемы строительства – на 2,8 % и достигли 6,4 млрд. рублей.

Также, в развитие экономики и социальной сферы Республики вложено 25,6 млрд. руб. инвестиций в основной капитал. На поддержку малого и среднего бизнеса мобилизовано 1,2 млрд. рублей.

Выявлено активное развитие сельского хозяйства, где взяты на вооружение лучшие мировые технологии.

Уровень общей безработицы снизился с 10,8 % до 8,9 % от экономически активного населения, средняя заработная плата составила 16 тыс. 423 рубля, или на 26 % выше уровня 2012 года.

Первым прошедшим все процедуры рассмотрения и согласования стал инвестпроект ООО «Севкаврентген -Д» по созданию современной цифровой медицинской рентгеновской техники общей стоимостью около 750 миллионов рублей.

Целью проекта является создание высокотехнологичного современного производства, позволяющего выпускать новейшую цифровую медицинскую технику мирового качества с одновременным созданием собственной эффективной системы сбыта готовой продукции.

Что касается остальных проектов, то в настоящее время ведётся активная работа с кредитными учреждениями на предмет предоставления кредитных средств, а также по приведению инвестиционных заявок в соответствие с требованиями кредиторов. Следует отметить, что за счёт привлечения бюджетных ассигнований Инвестфонда Российской Федерации и средств Республиканского бюджета в объёме 1,49 миллиарда рублей осуществляется создание инженерной, транспортной и энергетической инфраструктуры завода.

В целях создания горно-металлургического комплекса по добыче сырья с применением инновационных технологий на базе Тырныаузского вольфрамо-молибденового месторождения постановлением правительства КБР в декабре 2012года создано ОАО «Кабардино-Балкарская вольфрамо- молибденовая компания».

Интенсивное садоводство развивается в рамках Республиканской целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Кабардино -Балкарской Республики» и государственной программы развития сельского хозяйства. За 2008 — 2011 годы в регионе заложено свыше тысячи гектаров садов интенсивного типа, в 2013году весенняя закладка произведена на 550 гектарах.

Таким образом, по Республике, не считая личных подсобных хозяйств, активной закладкой садов занимается свыше 50 сельхозорганизаций и индивидуальных предпринимателей.

В целом объём инвестиций в интенсивное садоводство за 2011 -2013 гг. достиг более двух миллиардов рублей, что говорит о том, что садоводство является привлекательной для инвестиций подотраслью.

В настоящее время в Кабардино — Балкарии реализуется четыре крупных инвестиционных проектов стоимостью более 1,5 миллиарда рублей, создано свыше тысячи рабочих мест, что позитивно сказывается на занятости населения Республики.

Это такие предприятия, как: ООО «Базис» (производство бетонных столбиков для сельскохозяйственных нужд), ООО «Консервпром» (консервирование зелёного горошка, огурцов и томатов), ООО «Компания ЗЖБИ -2» (производство тротуарной плитки и бордюрного камня).

ООО НПФ «Теплосервис» по производству металлопластиковых труб, выпуск чего позволит сократить стоимость закупки труб для нужд Республики.

В настоящее время на информационном портале Северо-Кавказского федерального округа «Биржа инвестиционных проектов» размещен перечень  инвестиционных проектов Кабардино-Балкарской Республики, в том числе:

  • «Создание современных агрологистических центров для очистки, калибровки, фасовки и транспортировки сельскохозяйсвтенной продукции (овощей и фруктов) в цепи поставок между сельхозпроизводителямии конечными потребителями (розничная торговля, HoReCa)в Кабардино – Балкарской ресупблике;
  • «Строительство Тырныаузской ГЭС на территории Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики.
  • «Строительство хранилищ для обработки зерна».

В Республике  проводится активная работа органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований по привлечению инвестиций в районы, городские и сельские поселения Республики.   Ведется реализация политического курса на последовательное повышение уровня инвестиционной привлекательности и поддержку предпринимательства, стимулирование развития высокотехнологичного сектора экономики и инновационной деятельности.

Определены основные направления дальнейшего развития с максимальным экономическим и социальным эффектом, реализация которых позволит повысить инвестиционную привлекательность региона. На сегодня Кабардино-Балкарской Республика является одним из самых привлекательных регионов России с точки зрения предоставляемых преференций инвесторам на территории региона.

В целях повышения инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики, а также формирования благоприятного имиджа официальные представители Республики участвуют в различных форумах, выставках и ярмарках. Органом, курирующим инвестиционную деятельность на территории Кабардино-Балкарской Республики является Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики.

Перспектива оживления инвестиционной деятельности во многом зависит от объективной оценки инвестиционной привлекательности. Инвестиционные процессы успешно протекают, в основном, в благополучных, развитых регионах. В менее развитых в экономическом отношении и высокодотационных регионах не хватает собственных инвестиционных ресурсов, а для внешних инвесторов они мало привлекательны. Поэтому без усиления роли федерального центра в регулировании инвестиционных процессов дифференциация регионов в экономическом развитии будет углубляться. Наиболее сильные в финансовом отношении субъекты Федерации  могут не только освободить инвесторов на определенных условиях от уплаты налогов в региональный бюджет, но и предоставлять им субвенции на реализацию различных инвестиционных проектов.

Важными исходным условием реализации вышеуказанных приоритетных направлений является оптимальное распределение имеющихся инвестиционных ресурсов Кабардино-Балкарской Республики по отраслям, предприятиям и другим объектам инвестирования. В инвестиционной деятельности в рамках регионального промышленного комплекса складывается стандартная ситуация: имеется достаточно большое количество инвестиционных проектов; средства, которые могут быть направлены на инвестирование, строго ограничены. Поэтому возникает проблема не только отбора наиболее эффективных проектов, но и оптимального распределения ограниченных инвестиционных средств.

Таким образом, на настоящий момент оценку инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской республики характеризуют следующие основные показатели:

Положительное влияние:

  • наибольший вес в инвестиционном потенциале Кабардино – Балкарии (60%) имеет наличие уникальных природно-климатических условий;
  • положительная динамика показателей объема поступления инвестиций в экономику;
  • реализация политического курса на последовательное создание благоприятной инвестиционной привлекательности.

Отрицательное влияние:

  • первое место среди  неблагоприятных показателей  Кабардино-Балкарской Республики занимает низкая относительная производительность труда в экономике.   Она в 2,8 раза ниже, чем в среднем по России;
  • низкая финансовая устойчивость  финансовой системы Кабардино-Балкарской Республики ввиду преобладающей доли безвозмездных поступлений в республиканский бюджет в рамках межбюджетных отношений  над собственными доходами и дефицит бюджета;
  • большая зависимость инвестиций от бюджетных источников. Доля бюджетных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал   на 10,3 процента больше среднероссийского показателя;
  •  высокий уровень инвестиционных рисков;
  • Кабардино-Балкарскую Республику относят к группе регионов с умеренной инвестиционной привлекательностью.

При достаточном перечне показателей, оказывающих отрицательное влияние на оценку инвестиционной привлекательности,  их можно отнести к неиспользованным резервам в повышении этой оценки.

Поэтому  можно сделать вывод о достаточно высоком потенциале повышения инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики как за счет положительных факторов, так  и за счет достижения положительных результатов по имеющимся в настоящее время показателям с отрицательным влиянием.

2.3. Государственная поддержка инвестиционной деятельности Кабардино-Балкарской Республики

В рыночной экономике инвестиционные ресурсы направляются в те регионы, которые располагают условиями для производства конкурентоспособной продукции, и при прочих равных условиях более развитую производственную, социальную и рыночную инфраструктуру.

Вместе с тем, рассматривая показатели развития инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации, можно заметить, что в субъектах со сходными условиями для ведения инвестиционной деятельности, расположенных по соседству друг от друга, и в непосредственной близости от центральных регионов, интенсивность такой деятельности разная.

Например, в таких субъектах РФ, как Воронежская и Волгоградская области показатель удельного веса  объема инвестиций в основной капитал  в общероссийском объеме  в 2013 г. составил 1,4 % в Воронежской области и 1 % в Волгоградской области. По показателю инвестиций   в основной капитал на душу населения  эти регионы занимают 30-е и 61 –е место соответственно. Объем инвестиций в 2013 году в Воронежской области составил 180000,0 млн. рублей,  в Волгоградской —  126120,0   млн. рублей, или на 30,0 % меньше.  Такое соотношение в этих регионах сложилось при том, что при приблизительно равной численности населения, по площади Воронежская область более чем в 2 раза меньше Волгоградской области.

Такое положение вещей складывается в основном, по двум причинам. Одна из причин — действующим региональным законодательством не определены четкие ориентиры стратегического развития, где, кроме того, установлены недостаточно благоприятные условия для инвесторов. Другая причина – в регионах сложился различный уровень инвестиционных рисков.

Рассматривая значение стратегического планирования регионов, следует отметить, что  необходимость принятия документов долгосрочного стратегического развития  Кабардино-Балкарской Республики обусловлена   следующими причинами.

В свете политических, социальных и экономических преобразований, произошедших в нашей стране, перед Кабардино-Балкарской Республикой, как и перед всеми другими субъектами Российской Федерации, встали задачи по переориентации направлений своего развития, поиску новых, отвечающих современным требованиям времени функций: организационно-хозяйственных, образовательных, туристических, рекреационных, транспортных, социально-культурных и иных, в условиях ограниченной экономической базы, невыгодных конкурентных позиций в привлечении квалифицированных кадров и инвестиций, технической и технологической отсталости большинства промышленных предприятий, высокого уровня износа основных фондов, недостатка мест приложения труда.

Необходимость решения вышеперечисленных проблем явилась основанием для принятия Стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики. Перспективы развития Кабардино-Балкарской Республики обозначены в Стратегии  развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года и в Программе социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 2012-2015 годы, утвержденной Законом Кабардино-Балкарской Республики от 16 мая 2012 года N 29-РЗ.

В соответствии с данными программными документами перспективы развития Кабардино-Балкарской Республики связаны с развитием  промышленного комплекса,   промышленности производства строительных материалов, энергетики и туристско-рекреационного комплекса.

При разработке Стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики было учтено, что условием успешного функционирования региональной экономики  является максимальное приспособление структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам.

На уровень конкурентоспособности экономики Кабардино-Балкарской Республики ощутимое воздействие оказывает комплекс внешних факторов, связанных с характером структурной и региональной политики Правительства РФ, темпами инфляции, валютным курсом рубля, ставкой рефинансирования ЦБ РФ, размерами и стабильностью тарифов на услуги естественных монополий, общим уровнем либерализации экономики и т.д.

Внутренними факторами являются конкурентные преимущества и неблагоприятные факторы Кабардино-Балкарской Республики. Неоспоримыми конкурентными преимуществами безоговорочно является   туристско-рекреационный комплекс, курорты и наличие широкого ресурсного потенциала развития.

К числу неблагоприятных факторов следует отнести: низкий уровень доходов населения в сравнении со среднероссийскими показателями; потребность в улучшении жилищных условий, низкие объемы жилищного строительства по сравнению с другими регионами; высокий износ основных фондов в промышленности (40 — 60 процентов), высокий износ оборудования и сетей в электроэнергетике (около 70 процентов); неконкурентоспособность части промышленной продукции на мировых рынках .

С учетом внешних и внутренних факторов функционирования экономики Кабардино-Балкарской Республики, преимуществ и неблагоприятных факторов ее развития  в документах стратегического развития выделены приоритетные направления развития республики, которые позволят перейти от сырьевого типа экономики к инновационной экономике. Основным источником финансирования такого перехода являются инвестиционные вложения.

В Кабардино-Балкарской республике функционирует цельная и последовательная система законодательных актов в сфере регулирования инвестиционной деятельности, определяющей региональную инвестиционную политику, направления развития сферы инвестиционной деятельности на территории региона, меры государственной поддержки и государственные гарантии субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность.

Задачи и пути повышения инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики определены так же в  других правовых документах, регулирующих инвестиционную политику Республики.  В перечень этих документов входят:

  • Постановление Правительства КБР от 11.02.2013 N 36-ПП (ред. от 05.08.2013) «Об Инвестиционной стратегии Кабардино-Балкарской Республики на период до 2030 года». Стратегией определены следующие задачи по обеспечению достижения цели  повышения инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики: «расширение источников инвестирования для бизнеса и проектов, инициируемых органами власти Кабардино-Балкарской Республики, формирование условий для мобилизации внутренних и увеличения притока иностранных инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику Кабардино-Балкарской Республики,  развитие региональной инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства, повышение эффективности инвестиций».
  • Указ Главы Кабардино-Балкарской Республики от 7 марта 2013 г. N 27-УГ «Об Инвестиционной декларации Кабардино-Балкарской Республики». Инвестиционная декларация является документом, определяющим принципы, условия осуществления инвестиционной деятельности и гарантирующем защиту инвестиций и защиту прав и свобод субъектов инвестиционной деятельности.
  • Постановление Правительства КБР от 08.11.2011 N 326-ПП (ред. от 29.04.2013) «О Республиканской целевой программе «Повышение инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики» на 2012 — 2015 годы. Целью данной программы является улучшение инвестиционного климата в Кабардино-Балкарской Республике, создание имиджа Кабардино-Балкарской Республики  как региона, благоприятного для ведения инвестиционной деятельности, обеспечение на этой основе опережающее создание новых рабочих мест с производительностью труда, соответствующей производительности, сложившейся в странах с развитой экономикой, рост производства товаров  (работ, услуг), достижение на этой основе устойчивого социально-экономического развития.

В Кабардино-Балкарской Республике разработан целый комплекс мер по стимулированию инвестиционной деятельности и формированию инвестиционной привлекательности путем предоставления гарантий и мер государственной поддержки.

 

Для координации деятельности по реализации инвестиционной политики и содействию инвестиционной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике создан коллегиальный совещательный орган — Совет при Президенте Кабардино-Балкарской Республики по инвестициям.

Основными задачами Совета являются:

  • выработка предложений по привлечению в Кабардино-Балкарскую Республику российских и зарубежных инвесторов;
  • проведение анализа инвестиционных проектов и подготовка рекомендаций по включению их в перечень приоритетных инвестиционных проектов Кабардино-Балкарской Республики;
  • осуществление контроля за ходом реализации инвестиционных проектов в Кабардино-Балкарской Республике;
  • обобщение и анализ отечественного и зарубежного опыта по привлечению инвестиций;
  • рассмотрение проектов нормативных правовых актов по вопросам инвестиций, защиты прав и законных интересов, подготовка соответствующих предложений.

Также, учреждено ОАО «Агентство инвестиций и развития Кабардино-Балкарской Республики». Основной задачей агентства является обеспечение эффективного взаимодействия бизнеса органов государственной власти Республики для привлечения инвестиций. Форма собственности данной организации (ОАО) позволяет использовать различные рыночные механизмы и системы кредитования для осуществления эффективной поддержки инвестиционной деятельности в регионе.

Приняты документы стратегического развития, а именно: «Стратегия развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года» и «Программа социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 2007-2011 годы». Завершается работа над Схемой территориального планирования Кабардино-Балкарской Республики.

В соответствии с указанными документами определены основные направления дальнейшего развития с максимальным экономическим и социальным эффектом, реализация которых позволит повысить инвестиционную привлекательность региона.

На сегодня Кабардино-Балкарской Республика является одним из самых привлекательных регионов России с точки зрения предоставляемых преференций инвесторам на территории региона.

В целях повышения инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики, а также формирования благоприятного имиджа официальные представители Республики участвуют в различных форумах, выставках и ярмарках.

С 2006 года делегация Республики принимает активное участие в работе ведущих российских и международных экономических форумов. Это, прежде всего такие выставки как: Международная выставка-ярмарка инвестиционных проектов в сфере коммерческой недвижности в Каннах (Франция) МIPIM; Санкт-Петербургский Международный экономический форум; Международный инвестиционный форум «Сочи», Агропромышленная выставка «Зеленая неделя» в г. Берлине и др.

В целях оказания содействия российским и зарубежным инвесторам в реализации инвестиционных проектов на территории Кабардино-Балкарской Республики создано открытое акционерное общество «Агентство инвестиций и развития Кабардино-Балкарской Республики».

На основании приведенных во второй главе данных можно сделать следующее заключение об оценке  инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики.

  1. Народное хозяйство Кабардино-Балкарской Республики в настоящее время представляет собой комплекс отраслей экономики со значительным потенциалом развития. Потенциал Кабардино-Балкарской Республики определяют, прежде всего, ее географическое положение, природно-ресурсные запасы, демографические показатели.
  2. Географическое положение и природно-ресурсные запасы позволяют оценить перспективы развития туристско-рекреационного комплекса как высокие.
  3. Кабардино-Балкарская Республика — это один из плотно населённых регионов России. Средняя плотность населения здесь составляет 67 человек на один квадратный километр. Это в 8  раз больше средней плотности в России.
  4. Современное состояние экономики Кабардино-Балкарии характеризуется как наименее конкурентоспособное в Российской Федерации. Это объясняется недостаточно эффективным использованием природно – ресурсного потенциала, недостаточным уровнем поддержки предпринимательской инициативы, в том числе в направлении развития инвестиционной активности,  а так же низкой финансовой устойчивостью финансовой системы Кабардино-Балкарской Республики.
  5. Исходя из состояния экономики Республики, недостаточно высокая инвестиционная привлекательность региона – результат структурных социально-экономических проблем.
  6. По данным исследования Национального рейтингового агентства Кабардино-Балкарская Республика находится в группе регионов с умеренной инвестиционной привлекательностью, однако, в 2012 – 2014 годах наблюдается положительная динамика изменений показателей, характеризующих инвестиционную составляющую экономических показателей Кабардино-Балкарской Республики, в том числе по ключевому из них по значению для формирования оценки инвестиционной привлекательности – отношению общего объема инвестиций к валовому региональному продукту – темп роста в 2014 году по отношению к 2013 году составил 1,4%.
  7. Привлекательными направлениями для инвестирования в Кабардино-Балкарской Республике в настоящее время являются:
  • развитие туристско-рекреационного комплекса;
  • высокотехнологичное производство строительных материалов;
  •  развитие агропромышленной отрасли;
  • развитие перерабатывающих производств и производств готовой продукции;
  • генерация электрической энергии.
  1. Из изложенного сделан вывод о достаточно высоком потенциале повышения инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики.

Страница:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф