Меню Услуги

Формирование инвестиционной привлекательности региона


Страница:   1   2   3


Содержание

  • Введение
  • 1.1. Понятие инвестиционной привлекательности
  • 1.2. Регион как объект приоритетного инвестирования
  • 1.3. Показатели оценки инвестиционной привлекательности регионов
  • 2.1. Социально-экономическая характеристика Кабардино-Балкарской Республики
  • 2.2. Оценка инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики
  • 2.3. Государственная поддержка инвестиционной деятельности Кабардино-Балкарской Республики
  • 3.1. Проблемы привлечения инвестиций в Кабардино-Балкарской Республике
  • 3.2. Рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Инвестиции, являясь инструментом регулирования финансово-экономических отношений как на макроуровне (социально-экономическое развитие  страны в целом), так и на микроуровне (финансово-хозяйственная деятельность предприятий), способствуют решению ряда важных задач. Инвестиции способствуют более быстрой интеграции российской экономики в мировую экономику, воспроизводству и перераспределению производительных сил в интересах более равномерного развития территорий, освоению передового инновационного и технологического опыта, достижению положительного социального эффекта. При этом в России условия для осуществления инвестиционной деятельности инвестора в настоящее время далеки от идеальных. Тем не менее, отмечается, что в стране созданы необходимые предпосылки для улучшения инвестиционного климата.

Сложность решаемых задач обуславливает важность изучения категории инвестиций, а так же изучения и применения накопленного международного и отечественного опыта привлечения инвестиций и улучшения инвестиционного климата регионов. Одной из главных причин необходимости изучения этих вопросов  является бурный рост российского инвестиционного рынка и сравнительно небольшой период масштабного изучения данной проблемы.

Вопросы инвестиций как общей экономической категории изучались в трудах   H.H. Вознесенской, В.В. Гущина, A.B. Майфата, A.A. Овчинникова, и других ученых.  Ученые и аналитики до сих пор не пришли к согласию относительно сути инвестиций, сойдясь, тем не менее, на мнении что финансово-экономическая категория «инвестиции» достаточно сложный инструмент, который требует дальнейшего изучения и научного осмысления в целях определения эффективных методов совершенствования управления инвестициями, снижения инвестиционных рисков и формирования положительного инвестиционного климата.

Актуальность исследования вопросов формирования инвестиционной привлекательности регионов заключается в необходимости определения сущности, содержания и свойств инвестиций в экономику регионов, механизмов и способов формирования инвестиционной привлекательности. Существующие недостатки системы оценки инвестиционной привлекательности регионов приводят к выводу о необходимости совершенствования  института инвестирования в целом. Цель данного исследования – рассмотрение теоретических аспектов инвестиционной привлекательности и разработка предложений по преодолению проблем привлечения инвестиций в Кабардино-Балкарской Республике.

Для достижения цели исследования потребовалось решить следующие задачи:

— определить теоретические основы инвестиционной привлекательности;

— изучить региональные аспекты инвестирования;

— рассмотреть показатели оценки инвестиционной привлекательности регионов

— на основе анализа социально-экономического состояния региона РФ оценить его инвестиционную привлекательность;

— проанализировать основные проблемы привлечения инвестиций в Республику;

— определить пути повышения уровня инвестиционной привлекательности региона.

Предметом исследования является Кабардино-Балкарская Республика   как субъект РФ и субъект инвестиционной деятельности. Объектом исследования является инвестиционная программа развития Кабардино-Балкарской Республики.

В работе над дипломным проектом применялись  методы  системного,   сравнительного, экономического анализа и статистического исследования.

Изучению проблем управления инвестиционным развитием регионов уделяется достаточно большое внимание и в России, и в других странах.  Теоретической базой данной дипломной работы послужили труды российских   учёных, внесших значительный вклад в исследование сущности инвестиционной привлекательности таких, как Б.С. Батаевой. А.Р. Бахтизина, Л.В. Безумовой, А.Е. Бондаревой, В.К. Булгакова, Ю.С. Ершова, С.В. Казанцева, Б.С. Касаева, О.Н. Максимова, И.И. Ройзмана, М.Н. Узякова, С. Филина, А.Г. Шахназарова, М.И. Шишкина и др., а так же труды зарубежных авторов, в чьих трудах нашли отражение основы формирования инвестиционной привлекательности в различных странах — Э. Брукинга, Г. Даулинга, П. Дойля, Д. Кейт, Ф. Котлера, Р. Лангера, М. Миллера, Ф. Модильяни, С.И. Майера, Г. Саймона и др.

При написании дипломной работы так же использовались нормативно-правовые документы, регламентирующие формирование инвестиционных программ  в субъекте РФ.

1.1. Понятие инвестиционной привлекательности

Решая задачи формирования в России, более сбалансированной экономики,   обеспечения  в долгосрочной перспективе ее устойчивого роста,  необходимо добиться создания условий для  производства товаров с высокой добавленной стоимостью и для предложения новых видов услуг. Согласно общепризнанной точке зрения ученых-экономистов привлечение инвестиций — это единственный инструмент, позволяющий обеспечить как решение масштабных государственных проектов, так и стабильное экономическое развитие предприятия, региона и страны  в целом.

Значение инвестиций заключается в том, что, произведенные в настоящем времени, они становятся фундаментом будущего устойчивого развития. Инвестиции являются необходимым условием и основой расширения производства, повышения уровня технической оснащенности производства и технологического обновления, структурной перестройки экономики, увеличения занятости населения и снижения безработицы, развития социальной сферы.

Определение понятия «инвестиции» приводится и в правовых актах, и в специальной литературе.  В Федеральном законе от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» приводится следующее определение этому понятию: «инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».

Несмотря на правовое определение понятия «инвестиции», приведенное в Федеральном законе,  эксперты обосновывают необходимость  его уточнения,  так как в  законодательстве оно трактуется широко и неоднозначно.

Мнение об инвестиции как об экономическом понятии, имеющем  крайне абстрактное, не имеющее конкретного правового наполнения,    подтверждено   правоприменительной практикой Высшего Арбитражного Суда РФ. В мотивировочной части Постановления N 12444/12 от 5 февраля 2013 г. указано, что «понятие «инвестиции» не имеет собственного строгого или общепризнанного юридического содержания, а потому при использовании в наименованиях договоров оно может обозначать разнообразные отношения, складывающиеся между участниками гражданского оборота».

Вопрос о вложениях, которые могут быть инвестициями,   имеет   большую практическую значимость. От его обоснованного решения зависит предоставление предусмотренных законодательством для стимулирования инвестиций льгот и преференций, поэтому   определение инвестиций следует сформулировать более определенно. В определении необходимо выделить существенные характеристики  данного экономико-правового явления, его качественные особенности как объекта правового регулирования и исключить из законодательного определения инвестиций те виды финансовых вложений, которые инвестициями не являются, отграничить инвестирование от внешне сходных с ним видов финансово-экономической деятельности: финансирования, кредитования и так далее.

Вместе с тем в определение следует включить положение о признании инвестициями вложений, осуществляемых экономическими субъектами в свою производственную и социальную инфраструктуру и обладающих присущими инвестициям свойствами. Придание этим активам статуса инвестиций станет основанием для предоставления указанным субъектам в установленных законом случаях налоговых льгот и иных преференций.

Нуждаются в уточнении и производные от инвестиций понятия: «инвестор»,»инвестиционный климат», «инвестиционная привлекательность». Данные понятия широко используются в экономико-правовой литературе, но при этом дается различное их толкование, формулируются они в абстрактной форме и в них вкладывается различный смысл. Определение понятия «инвестор» имеется во многих актах внутреннего российского законодательства и международных правовых актах, в соответствии с которыми инвесторами признаются лица, осуществляющие вложения собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. Круг инвесторов широк и многообразен, включает физических и юридических лиц, государства и муниципальные образования, международные организации. Конкретизация данного понятия имеет принципиальное значение, и решение этой задачи находится во взаимосвязи с установлением обоснованного легального определения понятия «инвестиции». Проблема определенности понятия и правового статуса инвестора является производной от понятия «инвестиции» и может быть решена после того, как будет сформулировано и законодательно закреплено научно-обоснованное понятие инвестиций, устраняющее возможность различного его толкования.

Главное действующие лицо любого вложения — это инвестор («инвестор – это лицо или организация (в том числе компания, государство и т. д.), совершающее связанные с риском вложения капитала, направленные на последующее получение прибыли»).

Именно инвестор принимает решение об осуществлении инвестиций в тот или иной заинтересовавший его актив. Все разнообразие способов инвестирования средств объясняется именно тем, что существует большое количество взглядов инвесторов на стратегию инвестирования и на само понятие инвестиций в целом.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

При этом инвестиции — это не гарантия прибыли для инвестора. Они приносят доход только в том случае, если проект оказался прибыльным. В противном случае, инвестиции могут быть частично или полностью утеряны. То есть инвестиция – это не вложение средств (капитала) для получения процентов (как, например, по вкладам), это именно вовлечение средств в оборот, непосредственно в производственный процесс.

Понятия «инвестиционный  климат» и «инвестиционная привлекательность»  употребляются в правовых  актах для обозначения целей, которые должны быть достигнуты  в ходе реализации инвестиционной политики. Так,  Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» определено: «Участие субъектов Российской Федерации в достижении целей и задач подпрограммы 1 «Формирование благоприятной инвестиционной среды» предусматривает: реализацию государственных программ субъектов Российской Федерации, включающих меры по улучшению инвестиционного климата и повышению инвестиционной привлекательности территории».

Инвестиционный климат – это совокупность политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала. То есть это такое состояние, которое с точки зрения потенциальных инвесторов (государственных и частных) является доходным, и они готовы вкладывать свои капиталы, чтобы способствовать их эффективному использованию, если государство при этом дает гарантию сохранения и свободную репатриацию прибыли.

Важным показателем комфортности условий для ведения инвестиционной деятельности инвесторов является участие государств   в международных инвестиционных соглашениях. В публикации Дорониной  Н.Г. «Инвестиционный климат: вопросы правового регулирования» отмечается: «Инвестиционный климат в рамках национального правопорядка создается действием заключаемых с инвесторами контрактов в форме концессионных соглашений и соглашений, заключаемых в рамках особых экономических зон».

Необходимое правовое обеспечение улучшения условий ведения инвестиционной деятельности частично было получено в 2005 году, когда практически одновременно были приняты Федеральные законы от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и от 22.07.2005 N 116-ФЗ  «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

В Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрено, что целью его принятия является привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации.

В Федеральном законе от 22.07.2005 N 116-ФЗ  «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» сформулированы следующие  задачи создания таких зон: «развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы».

С принятием Федеральных законов «О концессионных соглашениях» и «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» проблемы финансирования частными инвесторами инвестиционных проектов были разрешены частично. Этими Законами предусмотрено заключение гражданско-правовых договоров, выполняющих функции рамочных, или организационных договоров, действующих в течение длительного срока и направленных на привлечение частных лиц для финансирования проекта.

В процессе формирования инвестиционной привлекательности при реализации указанных Федеральных законов большое значение имеет учет международных стандартов при регулировании инвестиций, в том числе при заключении инвестиционных соглашений и договоров.  Это следует из того, что инвестиционный договор является основным способом достижения необходимого баланса публичных и частных интересов в соглашениях, а международные стандарты предусматривают ответственность сторон за действия, нарушающие баланс интересов, достигнутый при заключении договора.

Правовое обеспечение условий ведения бизнеса и улучшения инвестиционной  привлекательности в России  получило свое развитие в 2013 году с принятием распоряжений    Правительства РФ от 19.06.2013 г. № 1012-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации» и от 13.08.2013 г.  № 1414-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Целью данных правовых документов является масштабное изменение отношения к условиям ведения инвестиционной деятельности инвесторов в стране,  повышение конкурентоспособности российского финансового рынка. Указанные задачи будут решаться путем формирования   среды, стимулирующей возникновение и развитие современных финансовых продуктов и услуг для российских и иностранных участников финансового рынка, а также путем установления высокого уровня корпоративного управления, обеспечивающего защиту права собственности и интересов инвесторов.

Ожидаемыми результатами реализации Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика»  на период 2013 – 2020 годы являются: увеличение доли среднесписочной численности работников, занятых на микро — малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения с 26,3 % в 2012 году до 29,3 % в 2020 году; повышение позиции России в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» с 120 места в 2012 году до 20 места в 2018 году; повышение удельного веса организаций, осуществлявших технологические  инновации, в общем числе организаций с 9,2% в 2012 году до 20 % в 2020 году.

Рассматривая вопросы формирования инвестиционной привлекательности региона, необходимо дать определение этому понятию.

Понятие «инвестиционная привлекательность» часто используется в правовых документах, в том числе в документах, определяющих стратегические направления развития страны и регионов. Например, в федеральной целевой программе «Юг России (2014 — 2020 годы)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1297 приводится следующая характеристика условий для развития отраслей Северо-Кавказского федерального округа: «Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции.  Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными, поскольку Северо-Кавказский федеральный округ по-прежнему не обладает инвестиционной привлекательностью в силу нестабильности экономической и социально-политической обстановки».

Тем не менее, правового определения понятию «инвестиционная привлекательность» в правовых документах не приводится. В контексте настоящего исследования можно привести определение понятия «инвестиционная привлекательность», сформулированного в ходе диссертационного исследования, посвященного повышению инвестиционной привлекательности региональной хозяйственной системы: «Инвестиционная привлекательность – это совокупность различных субъективных и объективных ограничений и возможностей, обусловливающих  интенсивность привлечения и эффективность использования инвестиций в хозяйственной системе региона с целью формирования его материальных и нематериальных ресурсов».

Другими исследователями в определении этого понятия приводится возможность количественного выражения привлекательности, причем, с применением только объективных данных: «Инвестиционная привлекательность региона представляет собой объективные предпосылки для инвестирования  и количественно выражается в объеме капитальных вложений, которые могут быть привлечены в регион исходя из присущих ему инвестиционного потенциала и уровня некоммерческих инвестиционных рисков».

В отличие от данного определения, где инвестиционная привлекательность выражает собой объективные предпосылки для инвестирования,  другим автором обосновывается противоположная точка зрения о преобладании субъективного подхода потенциального инвестора: «Инвестиционная привлекательность – это интегральная характеристика среды инвестирования, формирующаяся на основании оценки инвестиционного потенциала и инвестиционного риска региона, отражающая субъективное восприятие региона потенциальным инвестором».

Несмотря на различие в подходах к определению понятия инвестиционной привлекательности, на основании их можно определить разницу в категориях «инвестиционный климат» и «инвестиционная привлекательность».

Из приведенных данных можно определить, что разница понятий заключается в том, что  инвестиционный климат – это более общее понятие по сравнению с инвестиционной привлекательностью. В случае наличия благоприятного инвестиционного климата в стране или в регионе, инвесторы начинают рассматривать инвестиционную привлекательность той или иной хозяйственной системы региона для реализации инвестиционных проектов.

Различают инвестиционную привлекательность предприятия, инвестиционную привлекательность отрасли, инвестиционную привлекательность регионов.

По данным экспертов, в сфере инвестиций наибольшей привлекательностью обладают компании, которые:

  • работают на рынке с высоким потенциалом;
  • имеют прозрачную структуру собственности;
  • имеют эффективную и современную систему менеджмента;
  • соблюдают международные стандарты управленческого и финансового учета;
  • дают возможность для инвестора выхода из инвестиций без значительных потерь.

Отраслевую инвестиционную привлекательность характеризуют показатели:

  • Объем производства;
  • Степень износа основных средств;
  • Производительность труда;
  • Структура собственности в отрасли;
  • Доля отрасли в региональной промышленности.

Исходя из содержания документов стратегического развития регионов, инвестиционная привлекательность формируется тогда, когда выполнен ряд определенных условий (требований):

  • стабильная общеэкономическая и политическая ситуация;
  • безупречная законодательная база;
  • хорошо развитая  инфраструктура, которая призвана обеспечить эффективность инвестиционного процесса.

Рассмотрев имеющиеся в настоящее время представления о содержании понятий, которые исследуются в данном исследовании  можно сделать вывод, что такое важное понятие, как «инвестиционная привлекательность» не нашло отражения в  законодательстве.  С учетом реальных условий и требований настоящего времени в создании условий для увеличения объемов инвестирования в региональную экономику значение этого понятия необходимо определить на законодательном уровне.

1.2. Регион как объект приоритетного инвестирования

Федеративное устройство Российской Федерации обуславливает крайнюю важность проводимой государством региональной политики, как составной части государственной экономической политики.   Экономическое развитие страны возможно только при условии эффективного функционирования экономик субъектов Российской Федерации.

Практически любая проблема, возникающая в процессе социально-экономического развития страны в целом или вопросов управления конкретного предприятия, расположенного на территории региона, связана с  воздействием региональных факторов. Это объясняет значимость региональной экономики в современном периоде и причины приоритетного инвестирования регионов.

Региональная экономика — это исторически сложившаяся на определённой территории система общественного воспроизводства, взаимосвязанная система отраслей и видов производств,  состоящая из ряда крупных сфер: материального и нематериального производства, непроизводственной сферы.

Основу региональной экономики как сферы материального производства составляют предприятия, фир­мы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономиче­скими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие опреде­ленные функции в общественном разделении труда, производящие товары или услуги.

Главная цель функционирования региональной экономики заключается в обеспечении экономического роста в каждом из регионов России, повышении на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций Российской Федерации в мире.

В экономической литературе регулирование территориального развития определено как специально организуемые системные действия по обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования региональных систем в направлениях, которые являются целями функционирования региональной экономики.

Цели функционирования региональной экономики требуют правового регулирования  вопросов, обусловленных различиями в экономическом развитии  субъектов Российской Федерации.

К ключевым инструментам государственного регулирования экономического развития регионов является программно-целевое планирование, позволяющее сбалансировать интересы всех заинтересованных сторон и сосредоточить ресурсы на решении региональных проблем.

Одной из задач при осуществлении региональной политики, в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года является укрепление системы стратегического управления региональным развитием, повышение комплексности и сбалансированности развития регионов и размещения производительных сил, повышение сбалансированности обязательств региональных и муниципальных властей и их финансовых возможностей.

При разработке и реализации региональной социально-экономической политики следует применять программно-целевой подход, что создает предпо­сылки для достижения намеченных целей с наименьшими затратами, концентрации усилий на решении узловых и первоочередных задач регионального значения, преодоления ведомственной разобщенности, баланса интересов различных хозяйствующих субъектов и органов управления. Именно поэтому программно-целевое планирование  следует рассматривать как инструмент эффективного решения целого ряда специфических проблем комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, дополняющий рыночные механизмы хозяйствования.

К преимуществам программно-целевого планирования можно отнести:

  • комплексный подход к решению проблем. Цели, задачи и основные мероприятия программ  учитывают различные аспекты проблемного вопроса социально-экономического развития региона;
  • распределение полномочий и ответственности. В рамках программ  проводится четкое распределение полномочий между органами исполнительной власти. Программами определены мероприятия, в осуществлении которых предлагается принять участие и разделить ответственность органам управления различного уровня, а так же предприятиям и организациям. Данный подход позволяет консолидировать усилия и повысить эффективность выполнения программных мероприятий;
  • эффективное планирование и мониторинг результатов реализации программ. В рамках программ  определяются показатели, которые позволяют ежегодно оценивать результаты реализации тех или иных мероприятий. Программно-целевой метод решения   проблем  позволит реализовать целый ряд конкретных проектов.

В целях сокращения различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации и количества субъектов Российской Федерации, социально-экономическое развитие которых ниже среднего уровня по стране, Правительство Российской Федерации постановлением от 11.10.2001 г. № 717 утвердило  Федеральную целевую программу «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 — 2010 годы и до 2015 года)».

Проблемы, оказывающие глобальное влияние на динамику развития   экономики страны и связанные с реализацией регионального разреза государственной промышленной политики являются предметом программной  проработки  на общегосударственном уровне. К ним относятся:

  • стратегические вопросы  развития  промышленности;
  • регулирование развития и освоения крупных  минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов;
  • при осуществлении структурной перестройки отраслей изменение специализации экономики  регионов;
  • формирование “полюсов”  экономического роста, имеющих принципиальное значение для создания эффективной структуры экономики страны (как отраслевой, так и территориальной);
  • осуществление необходимой санации предприятий, продукция которых направляется на удовлетворение общегосударственных нужд;
  • создание и развитие  объектов межрегиональной инфраструктуры;
  • осуществление регионального разреза государственной научно-технической политики: созданием и развитием объектов науки и научного обслуживания в  регионах , обеспечивающих реализацию стратегических направлений исследований и крупных комплексных научно-исследовательских межрегиональных программ;
  • реализация государственной социальной политики, имеющей наиболее выраженный территориальный характер, в первую очередь, в части смягчения региональных диспропорций в уровне жизни, оказания помощи населению депрессивных  регионов;
  • реализация государственной экологической политики в части охраны объектов уникальной экологической системы Российской Федерации.

На уровне регионов через систему социально-экономических программ  реализуется   социально-экономическая политика.   В их числе:

  • создание новых, развитие и поддержка существующих прогрессивных производств — “точек роста”, объектов производственной и социальной инфраструктуры, позволяющих реализовать конкурентные преимущества региона ;
  • создание благоприятных общеэкономических условий функционирования и развития предприятий в регионе  на основе: 1) развития  законодательной и нормативной базы, направленной на создание “режима наибольшего благоприятствования”, в первую очередь, для региональных производителей, работающих в приоритетных для развития   сферах экономики и отраслях производства, включая среднее и малое предпринимательство;

2) создания  инвестиционной привлекательности в регионе ;

  • развитие  рыночной инфраструктуры общерегионального и зонального (внутрирегионального) значения;
  • участие в межрегиональных программах по совместному созданию производственных и инфраструктурных объектов, решению экологических проблем.

Примером программно-целевого подхода к решению проблем инвестиционной привлекательности региона является государственная программа «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года, в составе которой предусмотрено решение вопросов повышения уровня инвестиционной привлекательности региона в рамках  подпрограммы «Развитие инвестиционной привлекательности Северо-Кавказского федерального округа».

Основной целью реализации подпрограммы является привлечение инвестиций в экономику Северо-Кавказского федерального округа. Посредством реализации программных мероприятий и в итоге достижения цели подпрограммы ожидается, что будут достигнуты следующие результаты:

  • «повышение инвестиционной привлекательности Северо-Кавказского федерального округа;
  • увеличение объема частных инвестиций в приоритетные отрасли экономики округа;
  • повышение уровня социально-экономического развития округа;
  • снижение уровня дотационности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, за счет увеличения объема налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
  • создание точек экономического роста в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, за счет строительства объектов транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры и реализации «якорных» проектов;
  • создание и развитие на территории Северо-Кавказского федерального округа региональных парков (индустриальных, агропромышленных, туристско-рекреационных, технологических);
  • снижение уровня безработицы и социальной напряженности в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа».

Мероприятиями по совершенствованию системы государственного регионального управления, предусмотренными  Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предусматривается, что в процессе стратегического планирования при разработке долгосрочных программных документов развития отраслей экономики и социальной сферы, схем территориального планирования Российской Федерации, долгосрочных  федеральных  целевых программ должна производиться их координация с направлениями развития регионов.

В связи с изменениями геополитической обстановки в мире в 2014 году и  в настоящее время,  наша страна испытывает трудности с реализацией инвестиционных программ. В 2014 году фактическое финансовое обеспечение реализации инвестиционных программ из федерального бюджета снизилось по сравнению с 2013 годом. Всего по состоянию на 01.12.2014 года по данным Минэкономразвития на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы выделено средств федерального бюджета в объеме 869,4 млрд. рублей, что на 16,0 млрд. рублей меньше, чем за аналогичный период 2013 года. В рамках Федеральной адресной инвестиционной программы  в 2014 году производилась реализация 2403 объектов, из них введено в эксплуатацию 795 объектов.

Развитие межбюджетных отношений федерального центра и субъектов Российской Федерации  так же осуществляется  по программно-целевому принципу. Программное финансирование, предусматривающее предоставление в рамках долгосрочных  федеральных  целевых программ субсидий на реализацию соответствующих региональных программ,  позволяет оценить перспективы развития соответствующей отрасли в конкретном субъекте Российской Федерации и эффективность деятельности региональных органов исполнительной власти по реализации программ, а также определить эффективность федеральных трансфертов, в том числе на реализацию инвестиционных проектов.

При разработке долгосрочных региональных целевых программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации  следует учитывать цели, определённые федеральными целевыми программами. В совокупности такие программы призваны сформировать благоприятную среду для реализации инвестиционных проектов и программ бизнеса.

Исходя из вышеизложенного, регион является объектом   приоритетного инвестирования ввиду необходимости реализации регионального разреза государственной социально-экономической   политики, а так же возможности реализации конкурентных преимуществ регионов.

1.3. Показатели оценки инвестиционной привлекательности регионов

Анализ инвестиционной привлекательности региона может быть произведен с помощью системы показателей, которые характеризуют экономические процессы, происходящие с объектом инвестирования – регионом. Многими авторами вопрос оценки инвестиционной привлекательности детально рассматривался в ходе исследований, посвященных проблеме инвестирования в Российской Федерации. Данная проблема заключается в значительных территориальных и экономических различиях субъектов РФ и поэтому – в различных условиях инвестиционной деятельности, при осуществлении которой необходимо учитывать   влияние различных факторов, условий и особенностей региональной экономики.

Давыдова Л.В. и Ильменская С.А. предлагают  систему показателей для оценки инвестиционной привлекательности.

На основании показателей с применением факторного подхода производится оценка инвестиционной привлекательности регионов с позиций инвестиционного потенциала.

Произведенные с помощью применения данных показателей расчеты оценки инвестиционной привлекательности субъектов Российской федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа,  показали, что лидером инвестиционной привлекательности по уровню производственных, финансовых и инфраструктурных ресурсов в федеральном округе является Ставропольский край, по инновационному, потребительскому и трудовому потенциалу лидирует Республика Северная Осетия–Алания по социальному рейтингу лидирует Республика Ингушетия.

По данным рейтингового агентства РА в 2013 году в целом по Российской Федерации лидерами по инвестиционной привлекательности по факторам производственного, финансового, институционального, инновационного, инфраструктурного и туристического потенциалов числились города федерального значения Москва и Санкт – Петербург и Московская область. По фактору природно-ресурсного потенциала эти субъекты РФ — одни из самых малообеспеченных.

Инвестиции по объекту инвестирования подразделяются:

Реальные инвестиции – это вложение средств (капитала) в производство, средства производства и продукты потребления какой-либо из отраслей экономики. Инвестировать можно также заемный капитал (например, кредит от банка).

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Финансовые инвестиции – это вложение капитала в ценные бумаги, кредиты, лизинг (для лизингодателя). По сути, финансовые инвестиции – это задел на будущее для последующего вложения в реальные инвестиции. То есть реального прироста капитала не происходит, более того, нет гарантии, что все финансовые инвестиции впоследствии превратятся в реальный капитал.

Спекулятивные инвестиции – это вложение в активы ради возможного изменения цены. Спекулятивными могут быть инвестиции в валюту, драгоценные металлы в виде обезличенных металлических счетов (обезличенный металлический счет – это счет, который открывается для учёта движения металла в обезличенной форме, на котором отражается вес металла в граммах без указания индивидуальных признаков и осуществления операций по их привлечению и размещению.), ценные бумаги.

Инвестиции по целям инвестирования подразделяются:

Прямые инвестиции – это «вложения (инвестиции) денежных средств в материальное производство и сбыт с целью участия в управлении предприятием, в которое вкладываются деньги, и получения дохода от участия в его деятельности (прямые инвестиции обеспечивают обладание контрольным пакетом акций)».

Портфельные инвестиции – это  инвестиции в ценные бумаги, которые формируются в виде портфеля ценных бумаг. Портфельные инвестиции – это пассивное владение ценными бумагами (например, акциями компаний) и не предусматривают со стороны инвестора участия в оперативном управлении предприятием, выпустившим ценные бумаги.

Реальные инвестиции — это вложение средств (капитала) в производство, средства производства и продукты потребления какой-либо из отраслей экономики (см. выше). Целью подобных вложений является приращение наличного капитала (товарные или материальные запасы, здания, оборудование) или образование нового капитала.

Интеллектуальные инвестиции – вложения в обучение специалистов, проведение образовательных курсов.

Инвестиции по срокам вложения могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (1-3 года), долгосрочными (3-5 лет и более).

Инвестиции по форме собственности на инвестиционные ресурсы подразделяются:

Частные инвестиции (частный капитал) — вид активов, под которым понимается доля в капитале, пай или акции компании, не размещённые на фондовой бирже (фондовая биржа – это организация, которая обеспечивает все условия для нормального обращения ценных бумаг, определяет рыночные цены на ценные бумаги, а также распространяет информацию о них). Частные капиталы делятся на:

  • Финансируемый выкуп – компания меняет состав акционеров с увеличением финансового рычага, что позволяет капитализировать экономию на источниках средств, заменяя более дорогой собственный капитал заемными средствами.
  • Венчурный капитал – вложение капитала в компании, которые находятся на начальном этапе своего развития. Подобное вложение нацелено на потенциально высокую доходность, но при этом связано с высокими рисками.
  • Капитал роста – вложение капитала в зрелые компании с тем, чтобы вывести их (компании) на новые рынки.

Государственные инвестиции – это вложения средств го­сударственных предприятий, а также средств государственного бюджета разных его уровней и государственных  внебюджетных фондов.

Смешанные инвестиции – это вложения, совместно осуществляемые отечественными и зарубежными экономическими субъектами.

Инвестиции по способу учета средств подразделяются:

Валовые инвестиции – это общий объём вкладываемых средств в новое строительство, приобретение средств и предметов труда, прирост товарно-материальных запасов и интеллектуальных ценностей

Чистые инвестиции – это вся сумма валовых инвестиций за вычетом амортизационных отчислений (амортизация – это постепенное перенесение стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического или морального износа на стоимость производимой продукции или предоставляемых услуг).

Инвестиции – необходимое условие  развития экономики региона. Но для того, чтобы привлечь инвесторов, необходимо предпринимать ряд мер и создавать условия, которые в совокупности представляют собой  инвестиционный климат.

Инвестиционный климат имеет внутреннюю структуру: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.

Инвестиционный потенциал – это совокупность макроэкономических показателей, а также наличие и соотношение факторов производства, развитость инфраструктуры. Под макроэкономическими показателями понимаются темпы экономического роста, соотношение потребления и сбережений, ставка ссудного процента, доходная норма прибыли, уровень и динамика существующей инфляции, потребительский спрос населения.

Инвестиционный риск – это уровень неопределенности теоретического прогноза относительно будущего получения прибыли от инвестиций, он включает в себя политическую, экономическую и социальную составляющие. То есть величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Выделяют закономерность: чем выше риск инвестиций, тем выше должна быть их ожидаемая доходность («средневзвешенный, наиболее ожидаемый доход финансового инструмента). Показатель ожидаемой доходности учитывает все возможные доходы и определяет весомость того дохода, получение которого имеет наибольшую вероятность».

В настоящее время для России характерно наличие ряда факторов, которые снижают инвестиционную привлекательность и уровень национальной конкурентоспособности нашей страны на мировом уровне. К числу таких факторов относится, в первую очередь,  высокие риски ведения инвестиционной деятельности.

Общепризнанным фактом является наличие коррупции и излишние административные барьеры для ведения бизнеса. При том, что предпринимаются серьезные меры по борьбе с коррупцией, приняты правовые акты о мерах противодействия коррупции, индексы восприятия коррупции российских институтов  по мнению общественности очень высок.

Указанные факторы привели к тому, что потенциальные инвесторы предпочли инвестирование капиталов в иностранные проекты. Исследователями проблем инвестиционной привлекательности в России  приводятся следующие факты неблагоприятного инвестиционного климата в стране: «По подсчетам британской исследовательской компании Tax Justice Network, с 1990 по 2010 г. из России в офшоры было переведено почти 800 млрд. долл., т.е. в среднем по 40 млрд. долл. в год».

Среди представителей бизнеса, переводящих средства в оффшоры, имеются те, которые преследуют  цель   экономии на налогах и сокрытия экономических неналоговых преступлений, но немало и тех, кто  ищет способы для защиты собственности, спасения от недружественных слияний и поглощений, средства сделать операции с активами более удобными. Например, в России нет правового регулирования наследования бизнеса, передачи прав с использованием траста, распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет бюджетных средств и т.д. Из этого следует вывод, что вывод капитала из страны можно предотвратить не только методами силового воздействия, но и  путем совершенствования законодательства в направлении защиты бизнеса и  удобства его функционирования.

Состояние  инвестиционного климата характеризуют так же  индексы финансового развития по секторам.  В настоящее время они характеризуют нашу страну в не лучшем свете.  Экономико-правовая среда, включающая в себя корпоративное управление, либерализацию финансового сектора, исполнение договорных обязательств и правовое регулирование, находится в состоянии, позволяющем находится  только на  59-м месте. 

В исследованиях отмечается так же: «Инфраструктурные ограничения остаются одним из наиболее существенных негативных факторов, оказывающих влияние на инвестиционный климат в стране».

Таким образом, состояние условий для осуществления инвестиционной деятельности  в нашей стране признается неудовлетворительным. По данным Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business)  в рейтинге стран, имеющих благоприятные условия для инвестиционной деятельности Российская Федерация занимает лишь 112 место.

По итогам исследования, проведенного в первой главе, можно сделать следующие выводы.

  1. Несмотря на то, что понятие «инвестиционная привлекательность» часто используется в правовых документах, в том числе в документах, определяющих стратегические направления развития страны и регионов, правового определения этому понятию не приводится.
  2. Федеративное устройство Российской Федерации обуславливает крайнюю важность проводимой государством региональной политики, как составной части государственной экономической политики. Экономическое развитие страны возможно только при условии эффективного функционирования экономик субъектов Российской Федерации.
  3. Регион является объектом  приоритетного инвестирования ввиду необходимости реализации регионального разреза государственной социально-экономической  политики, а так же возможности реализации конкурентных преимуществ регионов. Учитывая крайне неравномерное пространственное развитие Российской федерации, поиск решений проблем формирования инвестиционной привлекательности регионов должен быть продолжен.

Страница:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!