Меню Услуги

Формирование инвестиционной стратегии компании


Страница:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • 1.1. Понятие инвестиционной стратегии и ее значение в развитии компании
  • 1.2. Необходимость разработки инвестиционно-инновационной стратегии компании
  • 1.3. Процесс и методы разработки инвестиционной стратегии
  • 2.1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Тяжпромарматура»
  • 2.2. Инвестиционно-инновационная деятельность компании
  • 2.3. Формирование инвестиционной стратегии компании
  • 3.1. Определение основных направлений разработки стратегии развития ЗАО «Тяжпромарматура»
  • 3.2. Расчет эффективности основных мероприятий стратегии развития компании
  • Заключение
  • Список использованных источников

Введение

В современных условиях хозяйствования, характеризующихся изменчивостью, жесткой конкуренцией и высоким уровнем риска ведения хозяйственной деятельности главной задачей любой компании является не только адаптация к изменениям в факторах окружающей макросреды, а прежде всего их опережение, что требует осуществления капиталовложений в дальнейшее развитие компании. Это также обусловливает необходимость совершенствования системы управления инвестиционной деятельностью на основе прогнозирования ее направлений и форм с целью реализации системы целей развития компании и его адаптации к изменяющимся условиям ведения деятельности.

Таким образом, важным инструментом перспективного управления развитием предприятий на основе осуществления инвестиционной деятельности, становится обоснование и внедрение инвестиционной стратегии.

Инвестиционная стратегия – это система долгосрочных целей инвестиционной деятельности компании, определяемых общими задачами ее развития и выбором наиболее эффективных путей их достижения.

Основой инвестиционной стратегии компании является общая стратегия экономического развития компании. По отношению к ней инвестиционная стратегия носит подчиненный характер и должна согласовываться с ней по целям и этапам реализации. Инвестиционная стратегия при этом рассматривается как один из главных факторов обеспечения эффективного развития компании в соответствии с избранной ею общей экономической стратегией.

Разработка инвестиционной стратегии компании призвана обеспечить стабильную инвестиционную деятельность в предусмотренных объемах и наиболее эффективное использование собственных средств, направляемых на эти цели, а также финансовую устойчивость компании в долгосрочной перспективе.

Теоретические, методические и прикладные аспекты формирования и реализации инвестиционной стратегии компании, нашли свое отражение в трудах известных отечественных и зарубежных экономистов И.Ансоффа, И.Бланка, С.Бригхема, В.Бочарова, И.Липсица, В.Коссова,Б.Карлоф, У.Кинга,Д.Клиланда, Н.Непогодинои, А.Пересады, В.Хобты, Д.Черваньова, У. Шарпа и мн.др. Исследование существующих подходов к обоснованию инвестиционной стратегии компании показало, что среди ученых нет единого мнения по поводу состава и последовательности этапов планирования и реализации стратегии инвестирования, что вызвано расхождением трактовки сущности инвестиционной стратегии и ее места в системе обеспечения развития компании. Поэтому обоснование и обобщение существующих в современных условиях подходов является актуальным вопросом, что позволит создать предпосылки для более широкого внедрения комплекса разработок для компании в направлении обоснования и внедрения инвестиционной стратегии.

Поэтому целью дипломной работы выступает исследование теоретических и практических аспектов разработки и реализации инвестиционной стратегии  компании ЗАО «Тяжпромарматура».

В ходе работы решаются следующие задачи:

  • анализ инвестиционной деятельности предприятия и деятельности, связанной с разработкой соответствующих управленческих решений;
  • отражение основных теоретических основ инвестиционной стратегии компании;
  • анализ организационной и экономической деятельности предприятия, выбранного в качестве объекта практического исследования;
  • изучение практических аспектов реализации инвестиционной стратегии компании;
  • формирование инвестиционной стратегии для ЗАО «Тяжпромарматура»;
  • разработка пути совершенствования инвестиционной деятельности в целом в данной компании.

Объектом исследования дипломной работы является инвестиционная деятельность компании ЗАО «Тяжпромарматура».

Предметом исследования в дипломе является инвестиционная стратегия компании как совокупность целей и задач по повышению экономической эффективности инвестиций.

Методика исследования — теоретической и методологической основой дипломной работы послужили работы классиков теории финансов, статистики, теории управления и анализа.

Работа состоит из трех глав, заключения, и списка используемой литературы.

1.1. Понятие инвестиционной стратегии и ее значение в развитии компании

На сегодняшний день руководители отечественных компаний сталкиваются с необходимостью принимать управленческие решения, в частности в отношении инвестиций, в условиях высокой степени неопределенности последствий этих решений.

Процесс принятия инвестиционных решений основывается на принципах стратегического инвестиционного планирования, который должен обеспечить согласование долгосрочных целей компании с необходимыми для их достижения ресурсами.

Термин инвестиции происходит от латинского слова «invest», что означает «вкладывать».
В более широкой трактовке они выражают вложение капитала с целью его последующего увеличения. При этом прирост капитала, полученный в результате инвестирования, должен быть достаточным, чтобы компенсировать инвестору отказ от имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск и возместить потери от инфляции в будущем периоде.

Инвестиции выражают все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект.

Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий для получения прибыли или иного полезного эффекта.

Инвестиционная деятельность характеризует процесс обоснования и реализации наиболее эффективных форм вложения капитала, направленных на расширение экономического потенциала компании.
Инвестиционная стратегия компании представляет собой комплекс мер для достижения долгосрочных целей при ведении предпринимательской деятельности. Разработка инвестиционной стратегии является одним из важнейших этапов планирования деятельности как небольшого, так и крупного предприятия, благодаря которому можно произвести планирование затрат на деятельность предприятия и рассчитать приблизительные объемы прибыли компании.

Разработка инвестиционной стратегии предприятия предусматривает следующие этапы:

  • определение периода формирования инвестиционной стратегии;
  • выбор стратегических целей инвестиционной деятельности;
  • определение направлений инвестирования и источников финансирования;
  • конкретизацию инвестиционных программ и сроков;
  • оценку разработанной инвестиционной стратегии;
  • пересмотр стратегии в зависимости от изменения внешних условий и состояния предприятия.

Продолжительность первого этапа зависит от общего состояния экономики и развития рынка. В условиях нестабильной экономики прогнозы развития компаний не превышают 3—5 лет. В странах с развитой экономикой крупнейшие компании прогнозируют свою деятельность на 10—15 лет. Сроки разработки инвестиционной стратегии не должны выходить за рамки периода общей стратегии. Отраслевая принадлежность также влияет на период инвестиционной стратегии: наибольший срок характерен для институциональных инвесторов (5—10 лет), наименьший — для предприятий сферы производства потребительских товаров, розничной торговли и услуг (3— 5 лет). Крупные компании прогнозируют результаты своей деятельности на более длительный срок, чем небольшие.

В самом общем виде определение инвестиционных целей предприятия (второй этап процесса) направлено на увеличение капитала, повышение текущего дохода, обеспечение ликвидности и сохранности капитала, возможный контроль над предприятием-эмитентом. Увеличение капитала в долгосрочной перспективе осуществляется путем инвестирования в реальные проекты и финансовые инструменты, стоимость которых в будущем возрастет, в результате чего инвестор получит дополнительные средства.

Важнейшим инструментом разработки и реализации управленческих решений по инвестиционной деятельности компании является инвестиционная стратегия.

Исследование точек зрения различных ученых, приведенных в табл.1. 1, позволило сделать вывод, что большинство ученых понимает инвестиционную стратегию как систему долгосрочных целей инвестиционной деятельности компании и путей (средств) их достижения.

Некоторые экономисты, в частности КолмыковаТ.С. , Когут А.Е. определяют инвестиционную стратегию как процесс формирования системы долгосрочных целей инвестиционной деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижения.

Мы считаем что, разработка действенной инвестиционной стратегии имеет большое значение для эффективного развития компании. Поскольку инвестиционная стратегия конкретизирует цели инвестиционной деятельности, пути их достижения посредством выбора конкретных методов, средств, организационных механизмов и инструментов эффективного управления процессами формирования, распределения и использования инвестиционных ресурсов.

Таблица 1.1. Подходы к определению инвестиционной стратегии

Авторы Определение инвестиционной стратегии
Бланк И.А.

 

Генеральный  план действий (совокупность стратегических решений) по обеспечению необходимыми финансовыми ресурсами и их эффективному использованию.
Калмыкова Т.С. Процесс  формирования системы долгосрочных целей инвестиционной  деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижения.
Клейнер Г. Совокупность стратегических решений, охватывающих выбор, приоритеты и размеры использования возможных источников привлечения и расходования финансовых средств.
Когут А.Е. Процесс  формирования системы долгосрочных целей инвестиционной  деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижения.

И.А. Бланк, Бочаров В.В под инвестиционной стратегией понимают генеральный план действий (совокупность стратегических решений) по обеспечению необходимыми финансовыми ресурсами и их эффективному использованию.

При этом Г. Клейнер выделяет понятие «финансово-инвестиционная стратегия».

В. Бочаров подчеркивает взаимосвязь инвестиционной политики и инвестиционной стратегии и определяет последнюю как долговременный курс инвестиционной политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач развития компании.

И. А. Бланк дает более полное определение инвестиционной стратегии, выделяя ее основные элементы:

  • долгосрочные инвестиционные цели;
  • пути их достижения;
  • иностранный капитал;
  • условия внешней среды;
  • инвестиционные отношения.

Обобщая исследованные теоретические подходы к определению понятия «инвестиционная стратегия», можно сделать вывод, что инвестиционная стратегия компании является системной концепцией, которая отражает сущность инвестиционной деятельности компании и направляет его развитие.

Необходимо конкретизировать определение инвестиционной стратегии, учитывая следующие аспекты:

  • взаимосвязь инвестиционной стратегии и инвестиционной политики страны, так как инвестиционная политика определяет ключевые направления инвестиционной деятельности и является основой для разработки инвестиционной стратегии;
  • ориентация инвестиционной стратегии на решение стратегических задач страны, поскольку инвестиционная стратегия как одна из функциональных стратегий носит подчиненный характер по отношению к принятой операционной стратегии и призвана обеспечить эффективную ее реализацию;
  • объекты инвестиционного менеджмента, в качестве которых выделяют иностранный капитал и инвестиционные отношения государства;
  • нестабильность факторов внешней среды и учет их воздействия на объекты инвестиционного менеджмента и выбор методов эффективного управления ими.

Следовательно, для применения инвестиционной стратегии, являющейся немаловажным в повышении инвестиционной привлекательности, важно обладание инвестиционным потенциалом, позволяющим создавать более высокую конкурентную позицию, которое становится необходимым условием функционирования хозяйствующего субъекта. Кроме того, в современных экономических условиях инвестиции напрямую связаны с такой категорией, как эффективность. Развивая инвестиционные стратегии и повышая инвестиционный потенциал, можно утверждать, что и стратегическое планирование инвестиционной деятельности является качественной мерой для повышения эффективности инвестиций.
Также инвестиционная стратегия является одной из функциональных стратегий компании, наряду с товарно-рыночной, ресурсно-рыночной, технологической, интеграционной, социальной. Важной характеристикой и актуальностью стратегического решения является его масштабность, которая в большинстве случаев тесно коррелирует с необратимостью последствий принятого решения, что и делает его стратегическим, важным для современных предприятий.

Следовательно, инвестиционная стратегия компании является системной концепцией, которая связывает и направляет развитие компании.

В условиях рыночной экономики существуют различные возможности для инвестирования. Вместе с тем любое предприятие может иметь ограниченные финансовые ресурсы, доступные для финансирования. Поэтому нужно действовать, следуя собственной инвестиционной стратегии в целом, а также учитывать позиции инвестиционной политики.

Существует два вида инвестиционной стратегии. Активная инвестиционная стратегия обеспечивает рост доходности до средне-отраслевого уровня вложений и предусматривает отбор и реализацию различных инновационных проектов. При такой стратегии инвестор оценивает альтернативные инвестиционные проекты, проводит их технико-экономическое обоснование, селекционирует их, отбирает наиболее перспективные и формирует соответствующий инвестиционный портфель.

Пассивная инвестиционная стратегия предусматривает поддержку неизменного уровня развития компании. Реализуя эту стратегию, инвестор стремится сохранить уже достигнутый им уровень показателей своей хозяйственной деятельности за счет инвестиций.

Корчагин Ю.А. выделяет следующие виды инвестиционных стратегий предприятия (таблица 1.2)

Таблица 1.2. Сущностная характеристика видов инвестиционных стратегий предприятия

Вид инвестиционной стратегии Смысловая характеристика инвестиционной
Инвестиционная стратегия оптимизации инвестирование дополнительных средств в оптимизацию уже существующих товаров (услуг)
Инвестиционная стратегия инновации инвестирование в приобретение новых технологий, разработку новых товаров (услуг)
Инвестиционная стратегия сегментации инвестирование финансовых ресурсов с целью захвата новых рынков
Инвестиционная стратегия диверсификации инвестирование значительных объёмов ресурсов в расширение объектов деятельности и т.п.

На выбор инвестиционной стратегии компании влияет множество факторов внутренней и внешней среды деятельности компании.

Инвестиционная стратегия — формирование системы финансовых мер для достижения долгосрочных стратегических целей бизнеса через комбинирование неизменных параметров инвестиционного проекта или бизнеса, в том числе подготовкой документов по проекту, подтверждающих документов, обеспечения по проекту, оценка эффективности каждой стратегии и выбор стратегии, максимально совпадающей с долгосрочными стратегическими целями бизнеса в показателях повышенной приоритетности.

Систематизировав теоретические подходы к определению факторов, влияющих на выбор инвестиционной стратегии компании, можем отметить, что среди ученых нет однозначного мнения по этому вопросу, однако можно отделить факторы, которые являются наиболее значимыми при обосновании и выборе инвестиционной стратегии развития, поскольку они охватывают все аспекты деятельности компании, а их анализ позволяет наиболее полно оценить состояние развития компании, изучить специфику его деятельности и на основе этого выбрать наиболее эффективную инвестиционную стратегию развития.

К ключевым факторам, которые влияют на выбор инвестиционной стратегии компании, относятся:

  • существующая общая стратегия развития компании и система его целей;
  • стадия жизненного цикла компании;
  • состояние внешнего и внутреннего рынков инвестиционных ресурсов;
  • уровень инвестиционных рисков;
  • инвестиционная привлекательность компании как объекта инвестирования средств.

Не могут не отразиться на этом и процессы глобализации, которые, по мнению многих исследователей, ведут к формированию «новой целостности мирового пространства».

Также существенную роль в формировании инвестиционной стратегии играет инвестиционное законодательство.

Систему инвестиционного законодательства традиционно можно разделить на две группы: общее и специальное законодательство.

Общее законодательство, обеспечивающее инвестиционные процессы, достаточно обширно, оно включает в себя нормы и акты, содержащие основополагающие правила, регулирующие инвестиционную деятельность в Российской Федерации.

К основным нормативным актам следует отнести Гражданский кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним федеральные законы, определяющие требования по созданию отдельных субъектов, участвующих в экономических и, в том числе, инвестиционных правоотношениях; федеральное законодательство, регулирующее отдельные сферы экономики (например, банковскую сферу и соответствующее ей банковское законодательство), федеральное законодательство, устанавливающее правила перемещения финансовых средств, в том числе иностранного капитала, и тем самым создающее почву для вовлечения иностранных инвестиций (например, валютное законодательство) и ряд других федеральных законов общего характера.

Однако основное место в системе инвестиционного законодательства занимают специальные нормативные акты. Они определяют основные институты инвестиционной деятельности, закрепляют общие принципы инвестирования в российскую экономическую и предпринимательскую сферы, а также регулируют отдельные виды инвестиционных отношений, возникающих в процессе инвестирования.

Итак, инвестиционная стратегия — это не только инструмент, используемый компанией для закрепления или улучшения своей позиции на рынке, а также один из основных элементов инвестиционной политики компании — составляющей инвестиционной деятельности, которая, в свою очередь, является одним из рычагов регулирования субъектов хозяйствования.

1.2. Необходимость разработки инвестиционно-инновационной стратегии компании

Одним из определяющих факторов развития экономики в целом и в промышленности в частности является научно-технический прогресс в виде сложившейся системы «наука — техника — производство». Данная система представляет собой цикл общественной деятельности по генерации новых знаний, научных исследований и конструкторских разработок по созданию новой техники, технологии производства продукции. На уровне отдельного предприятия научно-технический прогресс реализуется в виде инноваций.
Необходимо отметить, что термины «инновационная деятельность» и «инновационный процесс» не тождественны.

Инновационная деятельность – это труд (определенное занятие), направленный на создание инноваций, который является составной частью инновационного процесса. Инновационный процесс – это развитие инновационной деятельности как последовательная смена ее состояний, т.е. это циклическая последовательность этапов реализации продукта интеллектуальной деятельности.

На основе принципов эволюции можно выделить три фазовых состояния инновационного процесса:

  • инвенциальную фазу, то есть использование результатов научных исследований;
  • имитационную, то есть диффузию инноваций в новые рынки;
  • адаптивную, то есть трансформацию имеющихся продуктов и оптимизацию возможностей производства .

Исходя из вышесказанного, можно представить эволюционную схему через совокупность интегрированных процессов, как последовательность сменяющихся фазовых состояний.

В проекте закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации» и в Отраслевой целевой программе (ОЦП) «Инновация» дано следующее определение инновации (нововведению) как «…конечному результату инновационной деятельности, получившему воплощение (в ОЦП – реализацию) в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (инновация – продукт, результат), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (инновация – процесс)».

Технологические инновации – это инновации, направленные на получение и применение новых знаний для решения технологических и инженерных задач в области обеспечения функционирования техники и производства в организации как единой системе.

К ним относят все изменения, определяющие научно-технический прогресс и затрагивающие средства и методы организации производства, технологии производства. Технологические инновации делятся на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают разработку и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт – продукт, технологические характеристики, функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции которого, а также состав применяемых материалов и компонентов существенно отличаются от аналогичных показателей ранее произведенных продуктов, т.к. создание его основывается на принципиально новых технологиях, на сочетании существующих технологий.

Если у существующего продукта, улучшаются качественные характеристики, повышается экономическая эффективность производства путем использования более эффективных компонентов и материалов, то такой продукт называется технологически усовершенствованным продуктом.

Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного оборудования или на совокупности двух названных способов, а также на использовании результатов исследований и разработок.

К нетехнологическим инновациям относят разработки организационного, управленческого, правового, социального и экологического характера.

Финансово-экономические инновации – это инновации, направленные на изменение экономического механизма управления, в том числе и на изменения ценообразования, системы материальных стимулов, системы оплаты труда и т. п.

К организационно-управленческим инновациям относятся инновации, направленные на изменения в системе управления организации для достижения целей ее функционирования и развития.

Вопрос о том, какие инновации первичны (технологические или организационно-управленческие), не имеет однозначного ответа. В одних компаниях, особенно длительно (и монопольно) работающих на рынке, сама система управления не способна произвести своевременные изменения в области своего технологического развития; лишь реформирование подходов к управлению и реструктуризация бизнеса способны повысить их инновационную восприимчивость и активность в технологической области. В других компаниях организационно-управленческие инновации стимулируются потребностями инновационного развития в производственно-технологической сфере: новыми высокотехнологичными процессами нельзя управлять старыми методами.

Основные характеристики организационно-управленческих инноваций, отличающие их от технологических инноваций:

  • осуществляются в области организации и управления;
  • не имеют прямого экономического эффекта, а количественные оценки косвенного эффекта либо сложны и трудоемки, либо приблизительны и неточны.

Отличие технологических и организационно-управленческих инноваций заключается в подходах к расчетам и обоснованию их результатов. Специфика организационно-управленческих инноваций состоит в том, что часто невозможно оценить их эффективность традиционными способами, поскольку эффект от их реализации оказывает косвенное влияние на результаты бизнеса и не всегда поддается выделению.

По уровню новизны инновации различают:

  • базовые (радикальные) инновации, открывающие принципиально новые практические средства для новых потребностей (появление колеса, письменности, автомобиля, самолета, конвейера, телевизора, компьютера, мобильных телефонов);
  • совершенствующие (модифицирующие) инновации, которые видоизменяют существующие практические средства для лучшего удовлетворения имеющихся потребностей (различные марки автомобилей, компьютеров).

Таким образом, в современных условиях инновации становятся ключевым стратегическим параметром развития любого предприятия, банка и экономики в целом.

Под инновационной деятельностью понимают все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия, которые реально приводят к осуществлению инноваций или задуманные с этой целью.

В современной экономической теории выделяют пять основных типов инноваций:

  • Производство нового вида продукции (товарная инновация);
  • Разработка нового метода производства (технологическая инновация);
  • Создание нового рынка товаров или услуг (рыночная инновация);
  • Освоение нового источника поставки сырья и полуфабрикатов
    (маркетинговая инновация);
  •  Реорганизация структуры управления (управленческая инновация).

Очевидно, что комплексный подход к инновационной деятельности в практическом хозяйствовании предприятий должен охватывать все указанные направления.

Таким образом, мы видим, что раскрывать инвестиционную стратегию обособленно от внедрения инноваций нецелесообразно, возможно следует говорить об инвестиционно-инновационных планах, стратегиях определения долгосрочных целей, мероприятиях, связанных с инвестированием во что-то новое, в новое оборудование, иными словами в инновационное. Ведь внедрение инноваций позволяет получить доступ к меньшему рынку конкурентов, получить большую прибыль.

1.3. Процесс и методы разработки инвестиционной стратегии

Прежде чем перейти к вопросам формирования инвестиционной стратегии, необходимо определить основные правила — принципы, по которым она должна формироваться.

Исходя из того, что инвестиционная стратегия является инструментом стратегического планирования, в основе ее разработки должны лежать принципы, характерные для процесса планирования.

Проанализируем эти принципы, которые приведены в работе Ляско А.К. , и перенесем их в практическую сферу формирования и реализации инвестиционной стратегии.

1. Принцип системности.

На наш взгляд, этот принцип требует, чтобы при разработке инвестиционной стратегии поддерживался системный характер: следует планировать достижение не только стратегических целей, но и решение текущих и оперативных задач инвестиционной деятельности. Кроме того, необходимо помнить, что инвестиционная стратегия является частью общей стратегии предприятия и подчиняется ей, в этом тоже есть проявление системности.

2. Принцип оптимальности. Этот принцип заключается в том, что разрабатывая инвестиционную стратегию необходимо учитывать относительную ограниченность и взаимозаменяемость ресурсов, что требует разработки альтернативных вариантов инвестиционных проектов, выбора из них оптимального и определение возможных источников финансирования инвестиционных проектов, которые в данном случае будут наиболее эффективными.

3. Принцип экономичности.

Согласно этому принципу, величина инвестированных ресурсов не должна превышать эффект от инвестирования.

4. Принцип ситуативности.

Сущность данного принципа заключается в обеспечении адаптивности инвестиционной стратегии к изменениям факторов внешней инвестиционной среды. Это означает, что все будущие стратегические изменения в инвестиционной деятельности предприятия — ее направлениях, формах, методах планирования и контроля, организационной структуре управления, инвестиционной культуре и т.п. является прогнозируемой или оперативной его реакцией на соответствующие изменения различных факторов внешней инвестиционной среды. Кроме того, в соответствии с этим принципом, один из факторов, который обязательно следует учитывать в процессе принятия стратегических инвестиционных решений, — это уровень инвестиционного риска. Инвестиционная стратегия также должна решать вопрос его минимизации.

5. Принцип участия.

Этот принцип означает, что руководители всех подразделений предприятия должны принимать участие в процессе планирования инвестиционной деятельности. Но, которые бы специалисты не привлекались к разработке отдельных параметров инвестиционной стратегии организации, ее реализацию должны обеспечивать подготовленные специалисты — инвестиционные менеджеры.

6. Принцип непрерывности.

В соответствии с этим принципом процесс разработки и реализации стратегии должен осуществляться непрерывно, т.е. цели и мероприятия по их реализации должны осуществляться циклически. Выбрав цели и пути их реализации, достигнув их, относятся новые инвестиционные цели и избираются пути их реализации и др.

7. Принцип обратной связи.

При разработке инвестиционной стратегии цели ставятся от достигнутого.

Принципы формирования инвестиционной стратегии представлены в таблице 1.3.

Таблица 1.3. Принципы формирования инвестиционной стратегии

Основные принципы формирования инвестиционной стратегии Характеристика принципов
1. Принцип системности. Следует планировать достижение не только стратегических целей, но и решение текущих и оперативных задач ᅟинвестиционной деятельности.
2. Принцип оптимальности. Необходимо учитывать относительную ограниченность и взаимозаменяемость ресурсов
3. Принцип экономичности. Величина инвестированных ресурсов не должна превышать эффект от инвестирования
4. Принцип ситуативности. Сущность заключается в обеспечении адаптивности инвестиционной стратегии к изменений факторов ᅟвнешней инвестиционной среды
5. Принцип участия. Руководители всех подразделений предприятия должны принимать участие в процессе планирования инвестиционной деятельности.
6. Принцип непрерывности. Процесс разработки и реализации ᅟстратегии должен осуществляться ᅟнепрерывно
7. Принцип обратной связи При разработке инвестиционной ᅟстратегии цели ставятся от достигнутого.

Определившись с правилами (принципами) формирования инвестиционной стратегии, перейдем к процессу формирования инвестиционной стратегии.

Формирование и реализация инвестиционной стратегии заключается в том, что экономическая сущность капиталовложений содержится в ряде альтернативных инвестиционных проектов, которые предусматривают достижение установленных результатов на определенных промежутках жизненного цикла предприятия. Это требует учета ряда факторов макроэкономического характера, а также особенностей осуществления хозяйственной деятельности определенного предприятия.

Кроме указанных факторов инвестиционная стратегия формируется, исходя из таких факторов, как направленность общей стратегии развития предприятия, стадия жизненного цикла организации, инвестиционная привлекательность предприятия, характеристики рынка инвестиционных и финансовых ресурсов.

Разработка инвестиционной стратегии является творческим процессом, включающим постановку целей инвестиционной деятельности, определения ее приоритетных направлений и форм, оптимизацию структуры инвестиционных ресурсов и их распределения, выработки инвестиционной деятельности.

Исходным моментом формирования инвестиционной стратегии должно быть обоснование целей инвестирования, которое должно согласовываться с общими целями развития предприятия. Согласно выявленных проблем и достижения, установленных на данном этапе целей необходимо осуществить анализ факторов макро-и микроокружения предприятия. Обоснование набора факторов представляется начальной процедурой среди указанных действий, поскольку необходимо также определить силу и направление влияния отобранных факторов на результативность инвестиционной стратегии применительно к определенным условиям предприятия.

Процессы принятия решений при формировании инвестиционной стратегии происходят, как правило, в условиях влияния в той или иной степени неопределенности, который определяется следующими факторами:

  • неполным знанием всех параметров, условий, ситуации для выбора оптимального решения, а также невозможностью адекватного и точного учета всей, даже доступной, информации и присутствием вероятностных характеристик поведения среды;
  • наличием фактора случайности, то есть реализацией факторов, которые невозможно предусмотреть и спрогнозировать даже при вероятностной реализации;
  • наличием субъективных факторов противодействия, когда принятие решений осуществляется в ситуации игры с партнером с противоположными или не совпадающими интересами.

Проблема риска и прибыли — одна из ключевых при формировании каких — либо хозяйственных решений, а тем более стратегических. При формировании инвестиционных портфелей, предприятие, может столкнуться с различными видами рисков, и они стремятся их минимизировать.

После детального анализа факторов, оказывающих наибольшее влияние на результативность выбранного направления инвестирования, необходимо сформировать альтернативные проекты, реализация которых направлена на достижение поставленных целей в установленные сроки. Альтернативные проекты определяют направления капиталовложений, обусловленные потребностями развития предприятия в целом или отдельными его подразделениями или сферами деятельности.

Следующим этапом должен быть выбор, основанный на количественной оценке альтернативных проектов, которые составляют инвестиционную стратегию по традиционным критериям — рискованности и экономической эффективности (чистая дисконтированная стоимость, внутренняя норма доходности, индекс доходности, дисконтированный период окупаемости, финансовый план). Именно всесторонний анализ альтернативных проектов и прогнозирования их влияния на общее развитие предприятия позволит выбрать оптимальную структуру инвестиционной стратегии. При этом для каждого объекта инвестирования необходимо использовать конкретный методический подход с учетом особенностей его реализации. По результатам оценки необходимо провести ранжирование отдельных инвестиционных проектов по уровню их влияния на результативность стратегии в целом. При прочих равных условиях целесообразно отбирать для реализации те инвестиционные объекты, обеспечивающих наибольшую эффективность по неэкономическими критериям. Наряду с обеспечением высокой доходности инвестиционной стратегии предприятия важным аспектом является минимизации инвестиционных рисков. В процессе реализации этого направления инвестиционной политики должны быть в первую очередь оценены риски, присущие каждому конкретному объекту инвестирования. По результатам такой оценки необходимо провести ранжирование объектов инвестирования по уровню их рисков и доходности, и отбирать те из них, которые обеспечивают соблюдение оптимального соотношения между указанными параметрами.

По результатам ранжирования экономических индикаторов инвестиционных проектов необходимо оценить неэкономический эффект от внедрения инвестиционной стратегии. По мнению многих ученых необходимо разграничение экономического и социального эффекта инвестиций, поскольку в процессе своей деятельности, инвестор не должен ориентироваться только на одну цель — получение прибыли, поскольку сочетание данных эффектов обеспечит максимальный результат и может привести к положительному эффекту синергии.

В современных условиях, когда основой концепции дальнейшего развития становится устойчивое его обеспечения, важными критериями отбора инвестиционных проектов и стратегий должны быть рядом с экономическими и социальными рычагами также экологические показатели, поскольку они также определяют результат осуществления инвестиционной деятельности в соответствии терминологии инвестирования, определенной в Законе . При этом экологический эффект от внедрения инвестиционной стратегии целесообразно определять в соответствии с предупрежденного, а не вызванного ущерба, полностью отвечать целям и целям развития предприятия по обеспечению устойчивого состояния, не вызывая вреда компонентам окружающей среды. Для решения этой задачи в рамках стратегического планирования инвестиций необходимо воспользоваться соответствующими приказами Министерства Природных Ресурсов и экологии Российской Федерации. Такой методический подход в полной мере позволяет ранжировать инвестиционные проекты, составляющие инвестиционную стратегию, не только по показателю суммы предупрежденного или вызванного ущерба, но и по уровню негативного влияния выбросов и сбросов отдельных веществ на финансово-экономическое состояние предприятия через систему экологических издержек, штрафов и налогов.

Выбор инвестиционных проектов по определенным выше критериям, будет составлять инвестиционную стратегию и потребует на последующих этапах инвестиционного планирования соответствующих методов контроля. Этот вопрос является актуальным, поскольку фактические условия реализации и внедрения инвестиционной стратегии могут ощутимо отличаться от запланированных, учитывая циклическую природу экономических условий осуществления капиталовложений и достижения цели экономического развития в соответствии этапов жизненного цикла предприятия.

Такой подход позволяет субъекта инвестиционной стратегии не только сформировать альтернативные направления ее реализации, но и обосновать критерии выбора с учетом требований конкретного реципиента.

Оценка разработанной инвестиционной стратегии происходит по следующим критериям:

  • согласованность инвестиционной стратегии с общей стратегией экономического развития предприятия;
  • внутренняя сбалансированность инвестиционной стратегии — то есть согласованность между собой отдельных стратегических целей и направлений деятельности, а также последовательность их выполнения;
  • согласованность инвестиционной стратегии с внешней средой – соответствие прогнозируемым изменениям экономического развития и инвестиционного климата страны и конъюнктуреинвестиционного рынка;
  • возможность реализации инвестиционной стратегии с учетом имеющегося ресурсного потенциала — возможность формирования инвестиционных ресурсов за счет собственных источников квалификации персонала и техническая вооруженность предприятия; приемлемость уровню риска связанного с реализацией стратегии;
  • результативность инвестиционной стратегии.

Приоритетным заданием разработки инвестиционной стратегии целесообразно считать не столько максимизацию прибыли от инвестиционной деятельности, сколько обеспечение высоких темпов экономического развития предприятия при условии достаточной его финансовой стойкости. Особенного значение приобретает соблюдение оптимальной структуры инвестиционных ресурсов с позиций эффективности инвестиционной деятельности. Оптимальная структура инвестиционных ресурсовобеспечивает финансовое равновесие развития предприятия в процессе осуществления инвестиционной деятельности, в то время как неоптимальный ее вариант генерирует риски нарушения финансовой стойкости и неплатежеспособности предприятия.

Таким образом, в современных условиях хозяйствования инвестиционная стратегия является одним из ключевых факторов, обусловливает успешность предприятия и обеспечивает его дальнейшее развитие. Процесс разработки, обоснования и внедрения инвестиционной стратегии является важной составляющей общей системы стратегического управления предприятием. Формирование инвестиционной стратегии должно осуществляться на основе всестороннего анализа особенностей внешнего экономико-правовой среды, специфики отрасли и внутренних особенностей предприятия. Для определения оптимального состава инвестиционных проектов, формирующих инвестиционную стратегию, необходимо опираться на прогноз экономического и неэкономического эффектов ее внедрения. Рассмотренный методический подход относительно механизма формирования инвестиционной стратегии опирается на последовательность определения инвестиционной стратегии и взаимосвязь ее этапов.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что успешное развитие любой компании неразрывно связано с грамотной инвестиционной стратегией.

Инвестиционная стратегия – это система долгосрочных целей инвестиционной деятельности компании, определяемых общими задачами ее развития и выбором наиболее эффективных путей их достижения.
Любой, самый прибыльный проект без должного финансирования не сможет воплотиться в жизнь и принести пользу компании. Поэтому деятельность по привлечению инвесторов и изысканию возможных средств финансирования инвестиционных проектов – одна из важнейших задач управления инвестиционной деятельностью в компании. В основе такого управления лежит инвестиционная стратегия.


Страница:   1   2   3