Заявка на расчет
Меню Услуги

Формирование исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

1.1. Понятие «исследовательские умения» в психологии и педагогике

1.2. Особенности организации проектной деятельности младших школьников

1.3. Стимулирование исследовательских умений младших школьников через проектную деятельность

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВСРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Организация и методика экспериментального исследования

2.2. Содержание деятельности по формированию исследовательских умений у учащихся и оценка эффективности реализации проектной деятельности младших школьников

2.3. Анализ результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Введение

Новые федеральные образовательные стандарты  (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. Получение знаний–теоретических, по сути, и энциклопедических по широте–долгое время считалось главной целью образования. Теперь получение знаний рассматривается скорее как средство для решения задач, связанных с развитием личности, ее социальной адаптацией, при общением к ценностям культуры и пр.   Иными словами, ориентация незнания, присущая отечественной школе, сменяется компетентностно-ориентированным подходом образования. Одной из инновационных образовательных технологий, поддерживающих такой подход, является метод проектов, который имеет место в новом ФГОС.

Главным в новом стандарте является личностный результат обучения, воспитания ребенка. Одна из приоритетных  задач–сформировать у младшего школьника способность к обучению и самообучению на протяжении всей жизни. Очень важно, что в новом стандарте меняется оценка качества образования. Кроме того, новый ФГОС предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Предусматривается качественно новое ресурсное обеспечение исполнения ФГОС.

Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная 

 

деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.[6,с.142.]

В систему работы входят:

Организация проектной деятельности, направленной на получение результата (продукта), входе которой идет усвоение новых знаний и действий;

Оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм урочной и внеурочной деятельности для развития творческого мышления учащихся методом проектов.

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр.

Проблема проектной деятельности школьников является новой для современного отечественного психолого-педагогического знания. В то время как в практике обучения и воспитания метод проектов известен уже достаточно давно, теоретический анализ проектной деятельности как средства обучения и воспитания не был реализован.

В работах классиков педагогической науки С.Т.Шацкого, М.В. Крупениной, В.В.Игнатьева, Е.Г.Каганова и др., были заложены основы эмпирического анализа проектного метода обучения. Фундамент исследований психологических основ проектного обучения заложен в работах выдающихся отечественных психологов (П.Ф.Каптерев, П.П.Блонский и др.). Запросы педагогической практики на современном этапе вновь возвращают к проблематике проектного метода обучения, но 

 

на иной теоретической базе (П.Р.Атутов, М.В.Ретивых, В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев и др.). Современные исследования показывают, что метод творческих проектов наиболее полно проявляет свои позитивные характеристики в рамках технологически обогащенной образовательной среды.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Развитие исследовательских умений у учащихся младшего школьного возраста через проектную деятельность».

Объект исследования: процесс развития исследовательских умений младших школьников.

Предмет исследования: проектная деятельность как средство развития исследовательских умений младших школьников.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что развитие исследовательских умений младших школьников будет проходить более успешно, если на уроках и во внеурочное время применять метод проектов.

Цель исследования: теоретически определить возможность проектной деятельности как средства развития исследовательских умений младших школьников.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме.
  2. Рассмотреть понятие «исследовательские умения» и определить особенности развития исследовательских умений у детей младшего школьного возраста.
  3. Выявить возможности проектной деятельности как средства развития исследовательских умений младших школьников.

 

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, эксперимент.

 

ГЛАВАI. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ средствами проектной деятельности

1.1.Понятие «исследовательские умения» в психологии и педагогике

Согласно национальной доктрине образования в Российской Федерации, которая определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года, важными задачами образования являются:

Разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;

Систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

Развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании.

Серьезные социально-культурные преобразования в стране коснулись целей и содержания образования, воспитательной работы, организации школьной жизни. Современная школа должна обеспечить личностное развитие ученика, поддержать его индивидуальность, способность к саморазвитию, к творчеству, к первичному профессиональному самоопределению. Наличие исследовательских умений характеризует личностное отношение школьника к процессу познания, поэтому является объектом воспитания. Направленность умений 

 

на определенную сферу деятельности совершается под влиянием всей системы условий, в которой развивается подросток.

Вопросами умений в обучении занимались лучшие отечественные и зарубежные педагоги. Значительный вклад вразработку этой проблемы внесли Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, которые главной функцией умения считали желание ученика учиться.

Возрастные особенности мотивации, соотношение возрастных индивидуальных особенностей мотивации школьников раскрыты в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович, А.К.Марковой, Т.А.Матис, Н.Г.Морозовой, Г.И. Щукиной, Г.А.Цукерман.

Большой вклад в развитие теории мотивации внесли Ш.А.Амонашвили, Л.И.Божович, В.В.Давыдов, Е.П.Ильин, В.И.Ковалев, А.Н.Леонтьев, А.К. Маркова, Т.А.Матис, А.М.Матюшкин, Н.Г.Морозова, А.Б.Орлов, С.Л. Рубинштейн, Л.М.Фридман, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина, Д.Б.Эльконин, И.С. Якиманская, П.М.Якобсон и др., показавшие многообразие значений понятий «мотивация», «учебная мотивация», разработавшие классификации мотивов, раскрывшие содержательные и динамические характеристики мотивов.

Динамику развития умений и исследовательских умений в их единстве рассматривали Л.И.Божович, В.С.Ильин, Н.Г.Морозова, А.Н. Прядехо, Ю.В.Шаров, ЩукинаГ.И. и др.

Пути формирования мотивации входе учебной деятельности излагали А.К.Маркова, А.Б.Орлов, Л.М.Фридман, Т.А.Матис, И.И.Ильясов, В.В.Богословский.

Анализ и понятия «интерес», «познавательный интерес», «интерес к учению», мы приходим к заключению о том, что все эти понятия имеют различную трактовку в психолого-педагогической литературе. Несмотря на это, мнения исследователей сходятся при выделении его параметров и характеристик. Интерес–это единство интеллектуальных, эмоциональных, 

 

волевых проявлений личности, основу которого составляют мыслительные процессы.

Интерес–это, прежде всего мотив, побуждение к познанию. Познавательный интерес представляет собой избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. К развитию интереса относят случаи преобразования исследовательских умений в учебный интерес.

 

Таблица1– Определение и характеристики понятий: «Интерес», «Познавательный интерес», «Интерес к учению»

 

Категория Определение Характеристики
Интерес Единство интеллектуальных, эмоциональных, волевых проявлений личности, основу которого составляют мыслительные процессы; мотив, побуждение к познанию.

потребность, отношение, любопытство, любознатель

Непосредственный, опосредованный.

Устойчивый, неустойчивый, мелкий.

Широкий, узкий. Процессуальный, процессуально-целевой.

В широком  смысле В узком смысле ность, внимание направленность, желание, польза

познавательная потребность

Содержание, цель, разновидность и устойчивость.

Предметность и осознанность

Познавательный Избирательная направленность Психологическая природа,
интерес

В широком смысле

личности, обращенная к области познания, к её предметной стороне и самом у процессу овладения знаниями. уровни, причины возникновения (внешние и внутренние.)
В педагогике                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Средство и мотив обучения, мотив к учению. Избирательная обращенность                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      учащегося к разным сторонам учения стремлении                             е к самостоятельному поиску,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              волевой компонент проявления мыслительной активности.
Учебный интерес Частный случай исследовательских умений. Учебные                                                                                                                                                                     мотивы: Познавательные (внутренние), социальные (внешние).

Уровни:–широкий, планирующий, результативный, процессуально-содержательный, учебно-познавательный, преобразующий.

 

Интерес к учению (учебный интерес), трактуется нами (по Марковой А.К.) как разновидность, частный случай исследовательских умений. Познавательный интерес является также мотивом учения. Становление учебных мотивов зависит от структуры учебной деятельности, в которую вовлечен ученик. Изменяя ее формы и содержание, можно влиять на учебную мотивацию, перестраивать ее. Можно выстроить логическую понятийную цепочку от интереса в широком смысле через познавательный интерес к учебному интересу в узком смысле: «Интерес – побуждение к познанию (познавательная потребность) – познавательный интерес – мотив к учению – учебный интерес».

Многие исследователи и стоки проблемы интереса к учению находят в обращении к педагогическим теориям прошлого. Прежде всего, это великие системы зарубежных педагогов Я.А.Коменского, Д.Локка, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарта, А.Дистервега. Чешский педагог Я.А.Коменский, впервые обратившись к интерес у как к педагогическому понятию, считал, что «всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению. Интерес к знаниям выступает не только в центре гоноваторской дидактики, но и составляется дровоспитательной концепции великого гуманиста.

Исследовались разные стороны и подходы к решению проблемы исследовательских умений. Б.Г.Ананьев познавательный интерес связывает с  удовлетворением потребности в знаниях.                                                                                                                                                                                                                                                  По их мнению, интерес возникает на основе потребностей, но не   сводится                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              к ним[2,С.248].

A.И.Божович, В.А.Крутецкий указывают, что под влиянием исследовательских умений деятельность сознания становится наиболее продуктивной.

 

B.В.Давыдов доказал, что познавательные интересы не могут возникнуть иначе, как только в деятельности. В свою очередь познавательный интерес является стимулом умственной деятельности.

И.П.Подласый отводит познавательным интересам огромную роль в развитии самостоятельной познавательной деятельности.

Интерес–это особая форма проявления познавательной потребности. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. Интересы бывают различными по содержанию (например, интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, др), по глубине, по деятельности. Устойчивые интересы делают жизнь человека яркой, насыщенной. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развиваются в склонности[6,С.89].

Н.Р.Морозова характеризует интерес, по крайней мере, тремя обязательными моментами:

1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;

2) наличием познавательной стороны этой эмоции, то есть тем, что мы называем радостью познавания и познания;

3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, то есть деятельность сама по себе привлекает и побуждает его заниматься, независимо от других мотивов[9,С.138].

М.Н.Скаткин считает, что интерес– это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание не удачи волевые устремления к их преодолению).

Современная педагогика рассматривает «познавательный интерес» не только как интерес учащихся к учебным предметам, но и понимает его более широко: как интерес к жизни, к истории, к культуре, к другому 

 

человеку–интерес как основу новых достижений на протяжении всей жизни человека, насыщенной умственной деятельностью. В настоящее время феномен исследовательских умений объявляется не только областью изучения дидактики, но и провозглашается важным предметом исследования теории воспитания[3,С.105].

Предметом исследовательских умений является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру– в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно следственные связи, закономерности, противоречивость. Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности.

Как считает Н.Ф.Талызина, познавательный интерес– это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер деятельности, выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению; к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизни деятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и является имманентно присущим человеку от рождения[8,С.139].

Большинство великих ученых, писателей, композиторов, художников–уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но 

 

этот интерес возникает не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание, образование.

Современные педагоги уделяли большое внимание воспитанию интересов у ребенка как фактору формирования всестороннего развития Личности. Сухомлинский отмечал, что у каждого ученика должен быть любимый предмет. Именно учитель пробуждает интерес к знаниям, раскрывает таланты.

По мнению Е.Г.Кайдаш, интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами:

Положительная эмоция по отношению к деятельности;

Наличие познавательной стороны этой эмоции, то есть радости познания;

Наличие не посредственного мотива, идущего от самой деятельности, то есть деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо от других мотивов[5,С.15].

Познавательный интерес, будучи, включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен сформированием много образных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе–познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам–формируется миропонимание, мировоззрение мироощущение, активному, пристрастному характеру, которому способствует познавательный интерес. Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон 

 

для их реализации, отыскания иных не обходимых способов, привнесения в них творческого начала).

В.Б.Бондаревский считает, что особенностью исследовательских умений является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно[7,С.153].

Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся её объективно- субъективная сущность (характер, процесс, результат). Интерес– это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, в познавательную деятельность, переживание не удачи волевые устремления к их преодолению).

Познавательный интерес выражен в своём развитии и различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

Познавательный интерес является завершающей стадией развития конкретного интереса школьника. На этой стадии наиболее полно проявляется свойство интереса– быть побудительной силой деятельности.

Установлено, что уже в младшем школьном возрасте формируется интерес к учебным предметам, выявляются наклонности к различным областям знаний, к видам практической деятельности, развиваются 

 

познавательные стремления. Кроме того, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к знаниям, деятельности. Вышесказанное позволяет говорить о достаточной многосторонности интересов детей 7-10лет.

Развитие исследовательских умений во многом зависит от мастерства учителя, от его методической подготовленности. В соответствии со спецификой предмета методические приемы, возбуждающие интерес, активную познавательную деятельность, специфичны. Но вместе с тем, есть и общие педагогические условия.

Познавательный интерес является динамичным комплексом психических свойств и состояний личности. Он может расти, усиливаться или гаснуть. Для того что бы формирование исследовательских умений у учащихся шло в нужном направлении, необходимо научиться выделять уровни его развития. Сложность в определении уровней изучаемого явления связана с многообразием взглядов на динамику его развития. Имеются разные подходы к выделению уровней исследовательских умений[8,С.75].

Так, Н.Г.Морозова выделяет два уровня интереса, исходя из формы проявления их устойчивости. Один из них– ситуативный (эпизодический)–характеризуется отдельными вспышками интереса на эмоционально привлекательные ситуации обучения. Он требует постоянного стимулирования из вне и не оставляет особого следа в структуре личности. другой–личностный, или инициативный. Этот интерес достаточно устойчив и проявляется в том, что учащийся учится сохатой, даже вопреки неблагоприятным внешним факторам. Он характеризуется положительным отношением учащегося к познавательной учебной деятельности и регулирует познавательную направленность личности школьника.

Многие исследования позволили выделить признаки интереса, его критерии, которые можно разделить на три группы:

 

Специфические для интереса особенности поведения и деятельности учащихся, проявляющиеся в процессе учебной деятельности на уроке;

Особенности поведения и деятельности учащихся, проявляющиеся вне уроков;

Особенности всего образа жизни учащихся, возникающие под влиянием интереса к той или иной деятельности[31,С.65].

Значение исследовательских умений в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Особую значимость познавательной интерес имеет школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни, когда к система образующему познанию ребёнка, подростка, юноши привлечены специальные учреждения и педагогически подготовленные кадры.

Познавательный интерес играет важное значение в обучении:

Познавательный интерес–это один из самых значимых мотивов учения, формируя который, мы создаём прочную и надёжную основу личности школьника;

При наличии исследовательских умений учение становится близкой жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник кровно заинтересован;

Познавательный интерес учащихся в обучении является источником энергетических ресурсов деятельности учащихся[27,С.62].

Учение, как основная для школьников деятельность, представляет собой главный источник возникновения и развития исследовательских умений.

При этом следует иметь ввиду как содержание учения–овладение материалом учебного материала, на который направлен интерес ученика, так и сам процесс учебной деятельности, привлекающий школьника возможностью совершенствовать свои познавательные силы.

 

1.2. Особенности организации проектной деятельности младших школьников

 

Формирование у детей младшего школьного возраста исследовательских умений становится одной из приоритетных проблем, стоящих перед современной школой, так как возникающий у учащихся интерес порождает тягу к получению новых знаний и желание овладеть новыми умениями и навыками.

Так, А.К.Маркова рассматривает интерес к исследовательским умениям как «сложное личностное образование, представляющее собой многообразие процессов мотивационной сферы» [7,с.17-18].

Одним из основных видов интереса к исследовательским умениям является познавательный интерес, охарактеризованный Г.И.Щукиной как «мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все  психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной» [9,с.96].

Изучением исследовательских умений занимались различные ученые, такие как Ю.К.Бабанский, Л.И.Божович, В.И.Загвязинский, А.А.Кивилёва, Д. Локк, А.С.Макаренко, П.И.Пидкасистый, Ф.К.Савина, И.Н.Соколовская, К.Д.Ушинский, И.Ф.Харламов, Г.И.Щукина, Ф.И.Янкович и многие другие.

И.Ф.Харламов трактует исследовательские умения через «эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации придающую деятельности человека увлекательный характер» [8,с.93].

По утверждению Г.И.Щукиной, исследовательские умения есть не что иное, как «избирательная направленность личности, обращенная к 

 

области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [11,с.32].

Исследовательские умения были охарактеризованы Ф.К.Савиной как «интегративное качество личности», указывающее на его продуктивные свойства, а именно:

Социальную и личностную обусловленность;

Предметную направленность;

Полифункциональность;

Динамичность;

Осознанность;

Избирательность;

Наличие волевого напряжения;

Эмоциональную окрашенность;

Уровневый характер[5,с.297].

В науке существует более широкий смысл толкования понятия «исследовательские умения». Так, Н.Г.Морозова данное понятие определяет как «эмоционально-познавательное отношение к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности» [3,с.22].

Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно выделить множество классификаций исследовательских умений. Представим одну из таких классификаций, предложенную П.Ф.Каптеревым. Ученый выделяет пять основных видов исследовательских умений, подразделяя их:

1) на физические (спорт, охота, путешествие, игры и т.д.);

2) умственные (факты и их понимания);

3) волевые (интересы навыков и поступков, личного и общественного самоуправления);

4) эстетические (искусство в различных видах и проявлениях);

 

5) социальные (семейные, товарищеские, общественно-национальные, школьные, общечеловеческие и другие)[1,с.278].

Г.И.Щукина в своих исследованиях предлагала выделять содержательные компоненты исследовательских умений, подразделяя их на 4, а именно:

1) эмоциональный компонент, характеризуемый положительным отношением к деятельности, к процессу деятельности и наиболее ярко проявляющийся вовремя взаимодействия с другим человеком (например, проявление заинтересованности, положительных эмоций входе совместной деятельности, оказание помощи и т.д.);

2) интеллектуальный компонент, связанный с развитием операций мышления (анализом, синтезом, обобщением, сравнением, классификацией). Данные операции, по мнению Г.И.Щукиной, являются «ядром познавательного процесса» и связаны с направленностью детских вопросов на свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач;

3) регулятивный компонент, раскрывающий целенаправленность, устремление, принятие решений, преодоление трудностей, сосредоточенность внимания, отношение к результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей, связанных с самооценкой и самоконтролем входе деятельности;

4) творческий компонент, выражающийся в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию с помощью комбинирования ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Творчество входе совместной деятельности взрослых и детей способствует проявлению креативности и фантазии, отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта, определению перспектив решения поставленных задач[10,с.62].

 

Рассмотрим 4 основных особенности исследовательских умений, выделенные И.Н.Соколовской и А.А.Кивилёвой:

1) стремление человека узнать новое, неизвестное и непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, желание понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи;

2) существование определенной взаимно связи между уровнем развития исследовательских умений и приобретением человеком знаний об окружающем мире;

3) активизация познавательным интересом различных психических процессов, таких как восприятие, внимание, память, воображение. Это отражается на способах приобретения, хранения, использования ребенком знаний об окружающем мире;

4) влияние на развитие исследовательских умений кругозора учащихся, так как условием его возникновения является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений[16,с.90].

Уровни формирования у учащихся исследовательских умений изучала А.В.Лебедева, выделив три, а именно:

1) уровень фактов и репродуктивной деятельности (элементарный уровень), на котором интерес лежит на поверхности отдельных фактов;

2) уровень выделения существенных связей и стремлений к поисковой деятельности, требующий поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными навыками (на этой стадии учащиеся не имеют достаточного теоретического багажа, но уже оторвались от элементарных конкретных действий и становятся способными к самостоятельному дедуктивному подходу в обучении);

3) уровень выявления существенных закономерностей и глубоких причинно-следственных связей, сопряженный с элементами 

 

следовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения[22,с.63].

Этапы формирования исследовательских умений, по мнению Н.К. Постниковой, заключаются:

1) возникновении эпизодических и кратко временных интересов, которые основываются на восприятии школьниками яркого в предметах и явлениях;

2) расширении исследовательских умений за счет увеличения внимания детей младшего школьного возраста к наибольшему количеству  внешних признаков, единичных фактов;

3) углублении исследовательских умений в результате стремления учащихся к обучению и систематизации фактов, явлений, к проникновению в глубь их содержания и установлению причинных связей;

4) устойчивом проявлении интереса в познавательной деятельности[4,с.16].

По мнению Н.Г.Морозовой, существует 3 этапа формирования у учащихся исследовательских умений:

ситуативное (или эпизодическое) переживание интереса;

2-й– устойчивое эмоционально познавательное отношение к предмету, объекту или определенной деятельности;

3-й– эмоционально- познавательная направленность личности–стойкий личностный интерес[33,с.23].

Г.И. Щукина считает, что «формирование исследовательских умений проходит 4 основных стадии:

1-я–любопытство;

2-я–любознательность;

3-я–познавательный интерес;

4-я–теоретический интерес» [10,с.54].

Рассмотрим подробно данные стадии.

 

Первая стадия–любопытство, характеризуется как элементарный этап избирательного отношения, вызванный внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими к себе внимание. На данном этапе учащиеся довольствуются только ориентиром на интерес к тому или иному предмету, ситуации. Эта стадия не находит подлинного стремления к получению знаний, но заинтересованность как фактор идентификации исследовательских умений может служить его начальным                  толчком.

Любознательностью называется второй этап формирования исследовательских умений, который представляет собой ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека выйти за пределы увиденного. Этот этап определяется проявлением сильных эмоций удивления, радости получения  новых знаний, удовлетворенностью от деятельности. Сущность стадии любознательности заключается в развитии ее не только на уроках, но также и в работе, когда ученик освобожден от банального исполнительства и пассивного запоминания, и состоит в появлении загадок и в их расшифровке.

Исследовательские умения –третья стадия, охарактеризованная познавательной активностью, определенной мотивацией, вкоторой главное место занимают когнитивные мотивы. Познавательный интерес способствует интеграции личности в главенствующие связи и закономерности знания. Данная стадия характеризуется прогрессом познавательной деятельности учащегося образовательного учреждения, поиском информации, интересной для него. Любознательные школьники посвящают свободное время любимому предмету, которому они испытывают познавательный интерес, и имеют отличительные успехи в учебе.

Заключительный этап–теоретический интерес, связанный со стремлением к изучению трудных теоретических и практических вопросов 

 

определенной наук и с применением их в качестве инструмента обучения. Это является шагом к активному воздействию личности на окружающий мир, его изменению, что непосредственно влияет на мировоззрение школьников. Данный шаг характеризуется не только когнитивным началом в структуре личности, но проявлением ученика в роли создателя, субъекта, индивидуальности[10,с.54-55].

Таким образом, формирование исследовательских умений играет огромную роль в жизни детей младшего школьного возраста, так как именно интерес к ним способствует активизации мыслительных операций у учащихся, содействует успешному приобретению умений и навыков, а так же позволяет сделать процесс обучения наиболее продуктивным.

 

1.3.Стимулирование исследовательских умений младших школьников через проектную деятельность

 

Основной частью интереса является исследовательские умения, предметом которых является познание реальности окружающего его человека с разных точек зрения: отношение человека к миру, биологическая и социальная реальность.

Степень исследовательских умений может быть найдена в эмоциональном отношении студента к предмету. Итак, Л.С. Выготский пишет: «Интерес, как если бы он был естественным двигателем поведения детей, это реальное проявление инстинктивного желания, свидетельство того, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Следовательно, основное правило требует построения всей системы образования на основе точно учитываемых интересов детей. «[2]

Существует такой этап, как исследовательские умения. Это происходит, когда любопытный школьник посвящает все свое свободное время теме, которая его интересует. Сегодня этот этап является результатом деятельности, сосредоточения внимания на академических 

 

дисциплинах и, что наиболее важно, мотивации, где когнитивные мотивы играют важную роль. Интерес к знаниям помогает проникать в личность ребенка во все важные с ним отношения. Специфика этого этапа может быть охарактеризована как постепенно увеличивающийся уровень активности ребенка в ознакомлении и поиске новой информации.

Существует также так называемая «Последняя стадия исследовательских умений», которую можно назвать теоретическим интересом. Эта форма интереса к исследовательским умениям тесно связана с желанием изучать и изучать самые сложные теоретические вопросы о предмете, который изучает ребенок, а также использует их в качестве важного способа обучения. Фаза активного познания, которую мы изучаем, напрямую влияет на изменение взглядов на окружающий мир. Это зависит от мировоззрения самого человека и его веры в то, что имеет наука об энергии. В результате теоретический интерес может быть определен как когнитивный принцип в структуре индивида, а также индивида, как активиста, субъекта и удерживаемой личности.

В жизни ребенка, упомянутые нами стадии исследовательских умений представляют собой сложные отношения и комбинации. Важно понимать, что в такой деятельности также возможен определенный рецидив, который может быть вызван изменениями и изменениями в субъекте, даже если любопытство возрастает до любопытства.

В условиях современной реальности интерес к знаниям рождается в стремлении студента изучить любой предмет образовательной деятельности.

Многим исследователям, таким как Т.А. Куликовой, И.Г. Морозовой, Г.И. Щукину удалось доказать, что исследовательские умения ребенка реализуются только в обществе, развивается в процессе жизни и не возникает с рождения. Однако его развитие у младшего школьника происходит в несколько этапов — от интереса к внешним свойствам, 

 

свойствам предметов и явлениям окружающей действительности до проникновения в их сущность, до открытия связей и отношений, которые существуют между ними. [4]

Для того чтобы ребенок с особыми интересами учился, важно развивать исследовательские умения в начальной школе. Проблема реализации исследовательских умений у детей, которые сейчас учатся на базовом уровне образования, является самой актуальной темой для размышлений. Этот вопрос также поднимается в психолого-педагогической литературе. Следует отметить, что в настоящее время произошли огромные изменения в учебных мотивах. Это можно объяснить тем, что как учебные заведения, так и студенты полностью изменились. Кроме того, в современной педагогической науке существует большое количество методов реализации познавательной деятельности детей, которые отличаются от тех, которые существовали 10 лет назад. Это также видно с точки зрения других способов и методов создания и развития того же исследовательских умений, более того, новые технологии являются преимуществом сегодня, что значительно помогает педагогике [21].

Сейчас наука в области педагогики немалым запасом приемов, с использованием которых можно решить множество проблем в обучении и воспитания младших школьников.

В педагогике выделены некоторые методы реализации и формирования исследовательских умений. Например:

Использование не традиционных методов обучения;

Создание благоприятной обстановки в классе;

Тактичность учителя и его мастерство;

Отношение учителя к предмету, который он преподает  своим воспитанникам;

соревнование, соперничество;

использование игровых методов;

 

проблемное обучение и другие.

Анализ психолого-педагогической литературы дает возможность определить интерес как разностороннее психическое образование с присущими ему чертами – это взаимно связь эмоционального, интеллектуального и волевого компонентов. Исследовательским умениям присуща наиболее усложненная структура.

Развитость исследовательских умений у детей заметно выстраивается в форме любопытства, любознательности с внедрением функций внимания, поэтому многие исследователи считают внимание тем же, что и интерес.

Процесс формирования исследовательских умений к содержанию учебной деятельности, приобретение новых знаний непосредственно связан с переживанием ребенком чувства удовлетворения от своих достижений – это те самые цели, которые преследует образование в России на протяжении многих лет.

В современной действительности выделяют разные определения понятию «исследовательские умения». Различные ученые, например, Б.И. Додонови, Л.И. Божович, которые посвятил и отдельные главы в своих работах этому определению, пишут о том, что исследовательские умения –психологический феномен. Б.И.Додонов в своих трудах отмечает, что многие психологи по — разному относятся к данной проблеме. Одни отводят умения к осознанной потребности, а другие, наоборот–к направленности внимания, но все же, подавляющее большинство исследователей понимают умения, как отношение человека к действительности[13, с. 87].

Самым эффективным методом для установления прочных исследовательских умений у школьников в каком-либо учебном предмете, выступает грамотное применение современных игровых технологий. Это связано с тем, что ведущая деятельность у детей младшего школьно 

 

возраста  остается игра, с помощью которой ребенок познает то, что его окружает и получает новые знания, умения и навыки.

Игра – такая форма обучения, которая не теряет своей актуальности. Игра помогает лучше усвоить новый учебный материал детям, она  в силах превратить урок из скучного и однообразного в интересный и увлекательный процесс получения знаний.

Формирование исследовательских умений у младших школьников происходит в форме любопытства, любознательности с включением механизмов внимания. Но нужно учитывать тот факт, что внимание–это всего лишь механизм, выступающий как ситуационный интерес.

Исследовательские умения возникают у детей с первых дней обучения в школе. Лишь после проявления интереса к собственным учебным результатам определяется и их интерес к самой учебной деятельности. В начале обучения общие умения школьника представлены достаточно заметно, особенно умение познавательное – это желание узнать больше, чем на уроке. Сначала появляются умения к отдельным фактам, изолированным явлениям (1-2классы), после можем наблюдать у детей умения к раскрытию причин тех или иных проблем. Так, если в первом и втором классе дети чаще всего задают вопрос «что это такое?», то, становясь немного старше, у них возникают вопросы «почему?» и «как?».

Важнее всего то, что с приобретением навыка чтения возникает умения у детей в литературе, так же у мальчиков развивается умения в технике. Примерно с третьего класса у детей начинают появляться умения в плане учебы. В процессе создания исследовательских умений детей младшего школьного возраста, в частности, при выполнении заданий разного типа, необходимо  помнить про их внешние и внутренние особенности. Но в связи с тем, что педагог не в состоянии полностью оказывать воздействие на мотивы или же на потребности личности, следует более интенсивно работать в совершенствовании средств 

 

обучения, большое внимание уделять условия, в которых происходит учебный процесс [18, с. 116].

При работе над развитием исследовательских умений у детей необходимо учитывать несколько функций. Главное, чтобы дети были интенсивными и увлекательными, а общение как стиль деятельности — мягким и дружелюбным. Потому что задержание детей во время занятий в школе в смысле радости и интереса играет важную роль. Такие уроки, на которых учитель проводит различные презентации, гораздо интереснее обычных и не позволяют детям быстро устать.

Когнитивный интерес способствует общей направленности деятельности младших школьников и может играть важную роль в структуре их личности. Мы должны понимать, что влияние исследовательских умений на структуру формирования личности в следующих условиях:

степень реализации интереса;

характер познавательного процесса;

место исследовательских умений среди других мотивов и их взаимодействия;

многообразие интересов в процессе познания;

его связь с жизненными планами и перспективами [25, с. 190].

Когнитивный интерес, который является мотивом для обучения в школе, в значительной степени способствует этому. И при наличии интереса процесс приобретения знаний приобретает наиболее активный и творческий характер. Развитие исследовательских умений учащихся начальных классов должно проходить в доступной для них форме.

Создание и развитие исследовательских умений является одной из актуальных задач обучения детей в начальной школе, поскольку именно в этот период закладываются основы мировоззрения и предоставляется широкий спектр возможностей для экологического образования. Самыми 

 

важными чертами поведения детей традиционно считаются незаменимое стремление к новым впечатлениям, любопытство, постоянное желание наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию о мире. В настоящее время развитие исследовательских умений к детям в начальной школе особенно важно, поскольку любопытство детей является стабильной познавательной деятельностью, поддерживает исследовательскую деятельность, мотивирует исследовательскую деятельность, способствует усвоению новых вещей и обеспечивает основу для успешного образования.

Детская среда обладает особыми способностями в формировании и развитии исследовательских умений, в процессе взаимодействия с которым развивается восприятие, контролируются методы познания. Развитие исследовательских умений обеспечивает энтузиазм детей, и это является одним из условий продуктивности приобретения знаний. Под влиянием интереса ребенок старается не только осваивать новые вещи, дополнять и углублять свои знания о предмете интереса, явлении, но и активно применять их в различных видах деятельности.

При наличии исследовательских умений все психические процессы, вовлеченные в познание, активизируются, прогрессируют более интенсивно и осознанно, полученные в результате знания являются сильными, глубокими и систематическими.

Как доказывают современные исследователи (А.М.Дыбин, Т.Л. Луткевич, В.С.Кузьменко, А.А.Кульчицкая, С.И.Кулачковская, Н.М. Лейтес, А.В. Леонтович, А.Б.Матюшкин, А.А.Подьяков, А.К.Проскура, А.И.Савенков), основы развития исследовательских умений закладываются в дошкольном и активно развиваются  в младшем школьном возрасте, который характеризуется особой чувствительностью к познанию окружающей действительнoсти и активностью. Исследователи единодушны в том, что развитие исследовательских умений младших

 

школьников к природе является одной из актуальных проблем педагогики, которая призвана воспитать современную личность, способную к пониманию законов действительности, к созданию безопасных условия для существования всего живого на планете.

Проектная деятельность, как никакая иная специфична:

Возможностью использовать различные дидактические подходы;

Наличием видимого и наглядного результата деятельности ученика, что приносит ребенку удовлетворение от выполненной работы;

Возможностью повысить мотивацию ребенка для дальнейшего изучения предмета, благодаря наличию  проблемы;

Большой степенью активности и самостоятельности в поиске решений, что дает ощущение свободы творчества и ощущение своей значимости [23, с.327].

Достатoчное кoличество ученных и педагогов занималось проблемой применения проектного метода. Наиболее известные: С.Т.Шацкий, Л.В. Знанков, П.П.Блонский и Е.С.Полатицелый ряд других. Каждый из них рассматривал проблему под своим углом, но все они пришли к тому, что проектная деятельность должна занимать весомое место в процессе обучения. Несмотря на все перечисленные преимущества, проектная деятельность требует:

Большей затраты времени на подготовку и реализацию;

Имеет недостаточную эффективность для детей немеющих осуществлять поиск информации самостоятельно и требует умения работать в команде, а не достаточное применение проблемных методов обучения лишает проектную деятельность сути превращая в комплекс  задний и мероприятий.

В рамках обучения младших школьников в начальной школе, например, курса «Окружающий мир» учащимся предлагается более детально углубиться в изучение природы и человека, понять проблемы 

 

экологии, и роли человека в сохранении окружающей среды. Педагог в праве самостоятельно выбирать метод подачи материала: взять ведущую роль на себя и транслировать информацию детям, либо предложить учащимся самостоятельно постараться найти взаимосвязи и закономерности в процессах и явлениях природы.

Главным дoстoинством использования проектной деятельности является возможность решить одну из волнующих проблем в современной педагогике, а именно:

Научить ребенка самостоятельно учиться;

Обеспечить мотивацию;

Индивидуализацию учебного процесса;

И в то же время научить общаться между собой, договариваться;

Распределять роли и обязанности;

Видеть проблемы;

Формулировать их и искать пути решения.

Это важные качества не только для познавательного развития, но и для саморазвития в целом[25, с.5].

Для эффективной организации проектной деятельности, выступающей средством развития исследовательских умений к обучению, важно:

Применение исследовательских методов;

Возможность свободного выбора;

Атмосфера сотрудничества и доброжелательности.

При выполнении выше изложенных условий повышается эффективность самой проектной деятельности и ее результат–развитие исследовательских умений к обучению у младших школьников. Если большая часть учеников будет вовлечена в данную деятельность, это существенно облегчит и формирование навыков учебной деятельности и 

 

повысит мотивацию к обучению, сделает этот процесс творческим и интересным.

Выводы  по главе 1

Таким образом, проанализировав литературу по теме исследования, мы уточнили понятие «исследовательские умения». Это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер деятельности, выраженный в той или иной предметной области знаний. Исследовательские умения представляют собой важный фактор учения, являясь в то же время жизненно необходимым фактором становления личности.

Учение, как основная для школьников деятельность, представляет собой главный источник возникновения и развития исследовательских умений.

При этом следует иметь ввиду как содержание учения–овладение материалом учебного материала, на которые направлены умения ученика, так и сам процесс учебной деятельности, привлекающий школьника возможностью совершенствовать свои познавательные силы.


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф