Заявка на расчет
Меню Услуги

Формирование исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ГлаваII. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ у младших школьников средствами проектной детельности

2.1.Организация и методика экспериментального исследования

Изучив литературу по интересующей нас проблеме, мы приступили к выполнению практической части нашей работы, которая проводилась на базе МОБУ «Люльпанской средней общеобразовательной школы». Для исследования нами было взято 14 детей в возрасте от 9 до 10 лет, обучающихся в 3А классе (см. таблицу 2):

 

Таблица 2 – Участники практической работы

 

Имя Возраст Имя Возраст
1. Л. Юлия 9 лет 8. Д. Алена 10 лет
2. А. Полина 9,5 лет 9. Ч. Владимир 9 лет
3. А. Олег 9,5 лет 10. Ж. Кирилл 9 лет
4. Б. Виктория 9,5 лет 11. Ж. Римма 10 лет
5. И. Оксана 9 лет 12. Л. Эльмира 10 лет
6. В. Денис 10 лет 13. З. Валерия 9,5 лет
7. В. Виктория 9 лет 14. Т. Никита 9,5 лет

 

Таким образом, в эксперименте приняло участие 14 человек, из которых 9 девочек и 5 мальчиков.

Базовое обучение в школе осуществляется по методике развития, основанной на государственных стандартах и ​​прогрессивных материалах. Целью школы является создание условий для формирования собственной жизненной позиции каждого учащегося по отношению к делу, людям, самому себе.

Программа внеклассных мероприятий была подготовлена ​​для организации проектных мероприятий для младших школьников и формирования их исследовательских умений. Программа рекомендуется для осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в контексте реализации ФГОС в начальной школе.

Для достижения поставленных целей, гипотез и целей исследования нами была проведена экспериментально-исследовательская работа.

Цель этапа обследования экспериментальной исследовательской работы: диагностировать уровень развития исследовательских умений у 

 

младших школьников, дополнительно разработать программу повышения уровня исследовательских умений на основе метода проектов.

Задачи экспериментальной исследовательской работы:

  1. Анализ литературы по заданной теме.
  2. Создание групп участников исследования.
  3. Выбор методов диагностики.
  4. Организация диагностических исследований.
  5. Анализ и интерпретация данных, полученных в ходе исследования.
  6. Разработка и апробация экспериментальной исследовательской работы по развитию исследовательских умений у младших школьников посредством проектной деятельности.
  7. Оценка эффективности работы.

Основные критерии и показатели развития исследовательских умений у учеников начальных классов были определены в таблице 3:

 

Таблица 3 – Содержательная характеристика критериев и показателей уровня развития исследовательских умений у младших школьников

 

Критерии Показатели
Познавательная

Активность

Интенсивность вопросов; концентрация внимания; сосредоточенность на вопросе; позитивные эмоциональные переживания и чувства; потребность в интеллектуальных достижениях; делится мнением с одноклассниками, учителем

Продолжение таблицы 3

 

Познавательная

Самостоятельность

Умение в выполнении деятельности; проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного; концентрация внимания; обращение к дополнительной литературе.
Интерес к учебной деятельности Умения в данной деятельности; заинтересованность в процессе действий; привлекательность фактов и явлений; знакомится с дополнительной литературой; делится новыми впечатлениями с одноклассниками, товарищами.

 

На основе выбранных критериев, а также обработки результатов обучения и получения количественных показателей у младших школьников были определены 3 уровня формирования исследовательских умений: 

низкая;

средняя;

высокая.

Низкий уровень – они не проявляют самостоятельности в процессе выполнения заданий, теряют к ним интерес в случае затруднений и демонстрируют отрицательные эмоции (грусть, раздражение), не задают когнитивных вопросов. Они нуждаются в пошаговом объяснении условий для выполнения задачи и покажут, как использовать ту или иную законченную модель с помощью взрослого.

Средний уровень – это высокая степень независимости в принятии задачи и поиске пути ее выполнения. Дети с трудом решают проблему и не теряют своего эмоционального отношения к ним, но они обращаются к учителю за помощью, задают вопросы, уточняют условия его выполнения 

 

и получают подсказку, завершают задание до конца, что свидетельствует о заинтересованности ребенка в этой деятельности и желании найти способы решение проблем, но вместе со взрослым.

Высокий уровень – это проявление инициативы, независимости, заинтересованности и воли к решению познавательных задач. В случае трудностей дети не отвлекаются, они проявляют настойчивость и настойчивость в достижении результата, который приносит им удовлетворение, радость и гордость за успех.

Для определения формирования исследовательских умений нами были предложены следующие методики:

  1. Методика «Познавательная деятельность учащегося начальной школы» А.А. Горчинская (см. Приложение 1)

Цель методики: оценить степень выраженности познавательной активности учащихся начальных классов.

Для выполнения этой техники младшие школьники получили формы с пятью вопросами и тремя возможными ответами. Школьникам был предоставлен стандартизированный опросник, в котором нужно было выбрать один из возможных ответов.

Результаты показаны на рисунке 1:

Рисунок 1 – Уровень сформированности познавательной активности у младших школьников

 

Анализ исследования показал следующие результаты:

Учащиеся ответили от 3 до 5 вопросов буквой «а» 3 балла: 21 %. Это свидетельствует о том, что у учащихся высокая познавательная активность.

Средний уровень: верные ответы лишь, только если ученик ответил от 3 до 5 вопросов буквой «б» 2 балла: 36 %.

Низкий уровень: если школьник ответил от 3 до 5 вопросов буквой «в» 1 балл: 43 %.

  1. Методика «Познавательная самостоятельность младшего школьника» А.А. Горчинской (см. Приложение 2) 

Цель методики: выявить степень выраженности познавательной самостоятельности младших школьников.

Для проведения данной методики каждому участнику была роздана заранее подготовленная анкета с 5 вопросами, имеющими следующие варианты ответов: 

а) да – 3 балла;

б) иногда – 2 балла;

в) нет – 1 балл. 

Ученикам было предложено выбрать один из вариантов ответа, с которым он согласен.

Полученные результаты представлены на рисунке 2:

 

Рисунок 2 – Уровень выраженности познавательной самостоятельности младших школьников

 

Анализ результатов исследования показал следующие результаты:

Высокий уровень: школьник ответил от 3 до 5 вопросов буквой «а»: 21 %. Средний уровень: школьник ответил от 3 до 5 вопросов буквой «б»: 50 %. Низкий уровень: школьник ответил от 3 до 5 вопросов буквой «в»: 29 %.

  1. «Методика с конвертами» Г.И. Щукиной (см. Приложение 3)

Цель методики: выявить уровень исследовательских умений младших школьников через учебную деятельность.

Методика была выполнена с каждым школьником индивидуально. Эта методика была объединена с ответами школьников, интервью и наблюдением. Школьникам был предложен на выбор 5 конвертов, каждый из которых имеет свое название, направление деятельности и определенный цвет. В конвертах было 3 вопроса, школьнику было предложено выбрать любой вопрос, на который он хотел бы ответить.

Квалифицированный, соответствующий, расширенный и четкий ответ был оценен как высокий уровень.

 

Ответ на второй промежуточный вопрос также требовал компетентного и четкого ответа, но в этом вопросе содержался один конкретный вопрос, на который можно было ответить без обоснования, но который сразу был назван конкретным ответом.

Ответ на вопрос, который не требовал особых усилий ученика, был оценен как низкий.

Результаты показаны на рисунке 3:

Рисунок 3 – Уровень исследовательских умений младших школьников через учебную деятельность

 

Анализ диагностики показывает, что:

высокий уровень в классе составляет 36%;

средний уровень: 43%;

низкий уровень: 21%.

Проанализировав ответы обучающихся, можно сделать вывод, что большая часть младших школьников производила выбор конвертов направленно и обдуманно. В то же время не все выбирали решение более сложных вопросов, требующих усилий, поэтому несколько школьников показали низкий уровень.

Младшие школьники увлеченно выбирали конверт, вопрос в конверте, с удовольствием отвечали на вопросы, задавали встречные 

 

вопросы, приводили личные примеры, некоторые ученики, не скрывая своих эмоций, живо и эмоционально давали ответы на вопросы, и именно это свидетельствовало о наличии у ученика исследовательских умений.

Исходя из приведённых данных, можно определить, на каком уровне находятся развитие исследовательских умений у обучающихся. Все данные представлены на рисунке 4:

Рисунок 4 – Показатели уровня сформированности исследовательских умений у учащихся 3 «А» класса

 

Анализ данных, представленных на рисунке 4, показывает, что большинство детей характеризуются низкими и средними показателями сформированности исследовательских умений.

Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком и формирования индивидуального образовательного маршрута. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным, дать рекомендации по развитию исследовательских умений, что является залогом успешности обучения.

Таким образом, анализ результатов диагностики сформированности исследовательских умений у учащихся 3 «А» класса показал, что высокий 

 

уровень сформированности исследовательских умений имеют крайне мало учеников, большинство характеризуются наличием среднего и низкого уровня сформированности исследовательских умений. Более того, отмечается снижение заинтересованности учащихся в школьном обучении. Кроме того, в ходе опытно-экспериментальной работы мы столкнулись с рядом проблем:

низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и определить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;

отсутствие навыков переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации – в жизненную.

Многие из этих проблем являются следствием низкого уровня сформированности исследовательских умений младших школьников, и, как результат, отсутствием мотивации к учёбе. Все это говорит о необходимости организации опытно-поисковой работы по развитию исследовательских умений у младших школьников средствами проектной деятельности, описание, которого представлено в следующем параграфе.

 

2.2.Содержание деятельности по формированию исследовательских умений у учащихся и оценка эффективности реализации проектной деятельности младших школьников

В ходе опытно-поисковой работы мы исходили из того, что проектные работы детей представляют собой один из способов проверки, 

 

успешного самостоятельного творческого поиска обучающегося, который показывает глубину усвоения знаний и творческого развития личности.

Знания проявляются в нестандартной, новой ситуации и требуют от детей использования умений из разных образовательных областей.

Раскрывается уровень личностного отношения учащихся к учебному процессу. Проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы. 

У обучающихся проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личности, способной активно действовать в современной жизни.

Организация проектной деятельности в рамках опытно-поисковой работы по развитию исследовательских умений у младших школьников была направлена на формирование следующих компонентов исследовательских умений:

  1. Эмоциональный – который осуществляется во взаимодействии обучающегося с другими людьми в процессе оказания помощи.
  2. Интеллектуальный – проявляется в анализе, сравнении и обобщении полученной информации.
  3. Творческий компонент – это умение комбинировать различные виды деятельности.

По итогам проведённых нами диагностик, мы выявили первоначальный уровень развития исследовательских умений у обучающихся. На основе этих данных нами был осуществлен подбор специальных методов и приемов для формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности.

В соответствии с выдвинутой гипотезой нами была предложена образовательная программа курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей «Эрудит» по формирования исследовательских умений у младших школьников.

 

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей «Эрудит» составлена на основе ФГОС НОО, примерной программы факультативного курса «36 занятий для будущих отличников».

На изучение курса по внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей «Эрудит» отводится:

количество часов в год – 34 (+ 1 час резервный) в год;

количество часов в неделю – 1.

Курс «Развитие познавательных способностей» нацелен на формирование у учащихся вышеуказанных качеств выпускника начальной школы.

Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка через систему коррекционно-развивающих упражнений.

В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса: 

развитие познавательных способностей младших школьников;

развитие творческих способностей младших школьников;

расширение кругозора учащихся;

развитие эмоционально-волевой сферы детей;

формирование стремления учащихся к личностному росту.

Курс «Развитие познавательных способностей» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Что в совокупности обеспечивает, как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, 

 

исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

Содержание курса: интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира, проектная деятельность. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринужденному развитию умственных качеств учащихся, формированию обще интеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей, и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.

Рекомендуемые способы стимулирования творческой активности школьников на занятиях курса «Развитие познавательных способностей»:

обеспечение благоприятной атмосферы доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребенка;

без отметочная система обучения;

обогащение окружающей ребенка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности;

поощрение высказывания оригинальных идей;

широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа;

использование педагогом личного примера – творческого подхода к решению проблемы;

предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Ожидаемые результаты:

увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; 

воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, чувства гордости за свою страну; 

воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; 

формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры; 

 

развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей (см. Приложение 4).

Работа над проектом предполагает сотрудничество ученика и учителя. Только коллективная деятельность с учителем над проектом, даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки, усовершенствовать уже имеющиеся.

Таким образом, мы делаем вывод, что проект это цель, принятая и усвоенная детьми, заинтересовавшая их. Использование проектной деятельности позволяет:

формировать и активизировать исследовательские умения младших школьников; 

дает им возможность экспериментировать, анализировать полученные знания, развивать коммуникативные навыки.

Вся деятельность в течение года велась с опорой на основное тематическое содержание программы курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей «Эрудит».

Прежде всего, была проведена подготовка к внедрению проектной деятельностью в практику работы с учащимися 3 «А» класса, в рамках которой проведен классный час, на котором было проведено объяснение сути метода проектов на доступном для детей языке.

В рамках реализации программы по внеурочной деятельности, были предложены темы для проектной деятельности по развитию исследовательских умений у младших школьников:

  1. «Расскажи о себе», 
  2. «Я и моя семья», 
  3. «Город, мой родной город», 

 

4 «Смешное имя у цветка», 

5, «Новая жизнь старого велосипедного колеса», 

  1. «Победа деда – моя победа!». 

Именно данные проекты и были реализованы в рамках опытно-поисковой работы.

  1. Проект «Расскажи о себе».

Опыт работы с мини-проектами позволил приступить к реализации более долгосрочных проектов. Яркими и интересными получились индивидуальные проекты «Расскажи о себе», которые вылились в один продукт – электронный альбом о ребятах 3 «А» класса.

Цель: Выявление интересов детей, их творческих и познавательных способностей.

Задачи проекта: формирование у учащихся коммуникативной компетенции; внимательного, бережного и доброжелательного отношения ксвоим одноклассникам; необходимость понимания того, что каждый человек в нашем классе интересен, важен и достоин внимания.

Работа над проектом:

1-й этап: выбор темы. Учащимся было предложено продумать, как можно представить свои увлечения, интересы. Обсудили форму презентации.

2-й этап: выход на родителей (более глубокое понимание темы проекта).

3-й этап: презентация проекта. Проект «Расскажи о себе» позволил ребятам раскрыться самим и лучше узнать других. Одни ребята приготовили устный рассказ с показом своих талантов и увлечений. Ребята играли на музыкальных инструментах, показывали физические упражнения, танцевали. Другие сопровождали рассказ электронной презентацией. Некоторые родители, используя компьютерные технологии, помогли создать видеофильм.

 

  1. Проект «Я и моя семья».

Данный проект проходил в рамках уроков окружающего мира. Продолжительность (планируемая по проекту в целом): 2-3 занятия. Цель проекта: повысить интерес учащихся к истории своей семьи. Ресурсы: семья, семейные фотографии. План проведения представлен в таблице 4:

 

Таблица 4 – План реализации проекта «Я и моя семья»

№ п\п Что выполнено Домашнее задание
1 занятие Составление рассказа о своей семье.

Дети рисуют своих близких.

подобрать фотографии о своих родных и оформить в альбоме. Подготовка устной презентации. Также можно было проявить творчество:

Вставить рисунок семьи или снимок коллажа из фотографий.

Подписать всех членов семьи.

Записать звуковой рассказ о семье.

2 занятие презентация продукта Нет

 

В результате дети познакомили друг друга со своей семьей, научились общаться, созданы странички портфолио семьи ребенка. Данный проект можно назвать – семейный. Он расширил кругозор детей и взрослых, наполнил их творческой энергией, способствовал позитивным изменениям в семье, помог выстроить взаимодействие и сотрудничество семье.

  1. Проект «Город, мой родной город»

Цель проекта: 

изучить историю города; 

 

обогатиться знаниями о выходцах из города; 

изучить растительный мир городской местности; 

воспитывать на обычаях и традициях города настоящих патриотов страны.

Задачи проекта: изучить историческое прошлое родного города; обогатиться знаниями о выходцах из города; заботиться об экологической культуре учащихся; прививать любовь к городу, желание следовать примеру старшего поколения.

Ожидаемые результаты:

обогащение знаний учащихся об историческом прошлом города; 

побуждение учеников к краеведческо-поисковой работы; 

знакомство учащихся с людьми, которые являются гордостью города; 

создание экологической тропы в школе; 

изготовление альбома «Тропами родного города».

Работа над проектом осуществлялась в сотрудничестве с городским музеем, с центрами национальных культур.

Мероприятия:

  1. «Тропами родного города» – экскурсия по экологической тропе.
  2. «Гордость нашего города» – встреча за «круглым столом» с почётными жителями Москвы.
  3. «Растем вместе с деревцами» – высадка аллеи в одном из парков Москвы.
  4. «Из бабушкиного сундука» – экскурсия в музей.
  5. «Москва моя – неповторимая» – выпуск стенгазеты (запись собственных стихов, размышлений о городе).

 

2.3. Анализ результатов исследования

Итогом реализации проекта «Город, мой родной город» стала презентация на общешкольном родительском собрании.

  1. «Смешное имя у цветка»

Странные названия бывают у растений. Интересно узнать: а почему этот цветок так называют в народе?

Цель: узнать, почему цветок носит такое смешное название?

Задачи:

  1. Найти информацию о цветке. 2.Провести опыт. 3Подготовить презентацию

Вид проекта: исследовательский.

Предмет исследования: комнатное растение: традесканция.

Выводы по итогам проекта: Традесканция интересное комнатное растение из тропических болот. Своё смешное название получила за сходство со сплетнями, так как стебли переплетены между собою, и их трудно отделить друг от друга.

  1. «Новая жизнь старого велосипедного колеса»

Бытовые отходы загрязняют окружающую среду. Основная часть их не разлагается или имеет длительный срок разложения. Так родилась идея проекта – дать вторую жизнь отслужившим свой срок предметам, чтобы сократить объем выброса в отходы.

Цель проекта: создать предмет интерьера из старого велосипедного колеса.

Задачи: 1. Изучить проблему утилизации бытовых отходов. 2.

Провести опрос в классе о применении ненужных вещей в быту. 3. Показать на примере, как можно использовать отслужившие свой срок в быту вещи в целях сохранения окружающей среды.

 

В ходе реализации проекта был вделан вывод, что из ненужного бытового мусора можно сделать уникальные предметы интерьера, потратив на это минимум усилий и денежных средств.

  1. «Победа деда – моя победа!».

Актуальность: В классе было проведено анкетирование на предмет знаний о Великой Отечественной Войны (ВОВ).

По результатам выяснилось, что некоторые дети не знают, когда началась война, с кем сражались наши прадеды, когда война закончилась, кто из их семей был участником ВОВ. Но все они хотели бы узнать как можно больше.

Цель: Сохранить в памяти подвиг русского народа в победе над фашизмом.

Задачи

1) Найти информацию о родных учеников, прошедших все ужасы ВОВ;

2) Вызвать интерес у учащихся к изучению истории своей семьи и истории страны;

3) Расширить знания подрастающего поколения о событиях ВОВ;

4) Создать книгу памяти участников Великой Отечественной войны, родственников учеников нашего класса.

5) Смонтировать слайд – презентацию, посвященную нашим прадедам – фронтовикам.

Методы:

1) Исследовательские: сбор и анализ информации, изучение архива (фото, документы, личные дела, награды)

2) Практические: дискуссии и беседы с членами семьи о родственниках, принимающих участие в ВОВ, анкетирование одноклассников, разработка и проведение классного часа, посещение музея.

 

Этапы проекта

  1. В классе провели первый классный час, на котором ребята рассказали о своих родственниках, и дали задание остальным ученикам класса.
  2. Работа с семейным архивом.

На этом этапе учащиеся собирали сведения о своих родственниках, участниках ВОВ. Проводились беседы с родителями, записывались воспоминания старших представителей семьи, просматривались фотографии, награды и документы, сохранившиеся в семейном архиве.

  1. Вот что узнали ребята нашего класса: Собрав информацию, на классном часе мы рассказали своим одноклассникам о прадедах – фронтовиках.
  2. Создали Книгу Памяти.
  3. На этом наш проект не завершился. Мы решили создать видеофильм, посвящённый нашим прадедам – героям.
  4. Отсканировав редкие фотографии, подобрав музыку, мы приступили к созданию фильма в программе WindowsMovieMaker.

Работая над проектом обучающиеся:

получили е знания о ходе ВОВ, посредством отслеживания боевого пути своих родственников и родственников одноклассников

познакомились с удивительными судьбами людей

научились сопереживать, уважать, ценить людей старшего поколения.

Работа вошла в сердца детей, у них возросло чувство гордости за свою Родину. А как были рады люди старшего поколения, столько внимания со стороны внуков, с какой гордостью велись эти рассказы.

Проект реализован, издана Книга Памяти, смонтирован фильм.

Как показала практика, использование проектной как развития исследовательских умений, помогает активно привлекать учеников к 

 

обсуждению различных тем программы. Высказать свое мнение, точку зрения, наблюдения в ходе общения с другими людьми.

Главное условие это придание проектной деятельности проблемного характера. Включение новых, более сложных заданий было заложено в каждом из последующих этапов проекта.

Важный принцип, применяющийся в методике организации проектной деятельности детей является системно проработанный список заданий.

Организация проектной деятельности младших школьников включала стадий, в которых осуществлялись виды педагогической учителя. На дети знакомились с организации проектной методами и средствами поиска её обработки.

В ходе выполнения проектов были пройдены все этапы и под этапы деятельности:

  1. Определение темы, проблемного вопроса. Работа над проектом всегда была направлена на разрешение конкретной проблемы, проблемной ситуации.
  2. Составление плана действий или подготовка проекта. В процессе выбора и дискуссии проекта определялся план общих дел участников. В ходе всех действий педагог был помощником в определении цели, координировал действия. На данном под этапе перед каждым участником проекта ставилась своя подзадача. При распределении обязанностей, учитывались наклонности детей к устным высказываниям, аналитически мыслить, к оформлению проектного результата.
  3. Реализация проекта. Важным помощником на этом этапе были, Интернет-ресурсы. Вся полученная информация обрабатывалась коллективно, в проектах, где ребенок работал индивидуально, обсуждение проходило в формате «участник-педагог». Участники выбирали, уточняли, анализировали собранную информацию, формулировали выводы. Педагог 

 

выступал в роли консультанта. Проекты школьников в себя рисунки или изготовление альбомов, мини-музея, макета и т.д.

  1. Представление результатов. Дети устные сообщения, выступать перед всем классом, другими учениками школы, родителями, учителями. Во время защиты, объясняли актуальность, значимость полученного результата.
  2. Оценка результатов. Каждый проект оценивался не только внешними судьями, но и непосредственно всеми участниками занятий. Ребята с удовольствием анализировали действия и результаты других, учились их оценивать.
  3. Заключительный этап – рефлексия. Предлагались к обсуждению такие вопросы как: 
  4. Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? 
  5. Вам было интересно работать над проектом Что было наиболее интересным? 
  6. Были ли у вас трудности в работе? Как вы справлялись с ними? 
  7. Есть ли у вас какие-нибудь замечания по работе и предложения к будущим проектам?

Можно сделать вывод, что после прохождения программы уровень сформированности исследовательских умений повысится. Применение проектной деятельности во внеурочной деятельности повышает уровень развития исследовательских умений у младших школьников.

Выводы по главе 2

Проведя ряд диагностических методик по вопросу развития исследовательских умений у младших школьников, был сделан вывод, что большинство обучающихся имеют средний уровень развития исследовательских умений, так же среди учеников преобладает низкий 

 

уровень, высоким уровнем развития исследовательских умений обладает малое количество обучающихся.

Для повышения данного уровня нами было предложно три темы для проектной деятельности в рамках реализации программы по внеурочной деятельности «Эрудит», которые послужили повышению уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников.

Анализ результатов опытно-поисковой работы позволил говорить об эффективности проведенной опытно-поисковой работы по развитию исследовательских умений у младших школьников средствами проектной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие исследовательских умений обусловлено социальным окружением, активностью самой личности, ее позицией, содержанием и характером деятельности ребенка и окружающих людей, процессами обучения и воспитания, стимулирующими умения, характеристиками объекта умений.

 

Заключение

ФГОС НОО рекoмендует учителям развивать у младших школьников универсальных учебных действий, которые можно формировать как на уроке, так и во внеурочное время, занимаясь с детьми исследовательской деятельностью, которая будет им интересна

Таким образом, исследовательские умения являются также мотивом учения. Станoвление учебных мотивов зависит от структуры учебной деятельности, в которую вовлечен ученик. Изменяя ее формы и содержание, можно влиять на учебную мотивацию, перестраивать ее. 

Проблема формирования исследовательских умений у младших школьников является одной из актуальных для современной школы, так как интерес является необходимым условием формирования личностных качеств школьника. Он выступает как условие развития у обучающихся 

 

потребности в знаниях, обеспечения глубины и прочности этих знаний, овладения умениями и навыками, появления самостоятельности и инициативности.

Входе первой задачи исследования были исследованы теоретические основы воспитания исследовательских умений младших школьников при помощи проектной деятельности.

Входе первой задачи исследования была проанализирована организация воспитания исследовательских  умений младших школьников.

В практической части исследования дано описание результатов опытно-экспериментальной работы по формированию исследовательских умений. Наше исследование проходило МОБУ «Люльпанской средней   общеобразовательной школе». Целью нашего исследования является изучение развития исследовательских умений младших школьников.

Анализ результатов диагностики сформированности исследовательских умений у учащихся 3 «А» класса показал, что высокий уровень сформированности исследовательских умений имеют крайне мало учеников, большинство характеризуются наличием среднего и низкого уровня сформированности исследовательских умений. Более того, отмечается снижение заинтересованности учащихся в школьном обучении. Кроме того, в ходе опытно-экспериментальной работы мы столкнулись с рядом проблем:

низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и определить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;

 

отсутствие навыков переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации – в жизненную.

Многие из этих проблем являются следствием низкого уровня сформированности исследовательских умений младших школьников, и, как результат, отсутствием мотивации к учебе. Все это говорит о необходимости организации опытно-поисковой работы по развитию исследовательских умений у младших школьников средствами проектной деятельности.

Отмеченo, что совместно с учащимися была выбрана направленность проектных работ в рамках реализуемой программы, которая включала следующие темы:

  1. «Расскажи о себе», 
  2. «Я и моя семья», 
  3. «Город, мой родной город», 

4 «Смешное имя у цветка», 

  1. «Новая жизнь старого велосипедного колеса», 

6 «Победа деда – моя победа!». 

По кaждой из тем был реализован отдельный проект. Ученики принимали активное участие и демонстрировали большую заинтересованность.

Aнaлиз результатов опытно-поисковой работы позволил говорить об эффективности проведенной опытно-поисковой работы по развитию исследовательских умений у младших школьников средствами проектной деятельности.

Входе прoведеннoго исследования была выполнена цель выпускной квaлификационной работы, а именно про анализированы возможности проектной деятельности как средства воспитания исследовательских умений младших школьников на уроках. Таким oбразом, цель исследования выполнена, а зaдaчи решены.

 

Список использованной литературы

  1. ФГОС Начального общего образования (1-4Кл) приказ Минобр науки России от 06 октября 2009г.N373(вред.от31.12.2018)//Министерство образования и науки РФ. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922(03.06.2019)
  2. Алеева, Ю.В. Использование дидактической игры в процессе формирования учебно-познавательной деятельности младших школьников [Текст]/Ю.В.Алеева//Теория и практика современной науки.–2016.–№.9.–С.407.
  3. Ананьев, Б.Г. Развитие исследовательских умений младших школьников посредством использования игровых приемов на уроках русского языка [Текст]/Б.Г.Ананьев//ББК74.200Т65.–2018.–С.55.
  4. Борзова, Л.П. Игры на уроке истории [Текст]/Л.П.Борзова//Методическое пособие для учителя.–М.,2016. – 160с.
  5. Воронкова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры, программы, беседы в кругу детей [Текст]/Н.В.Воронковаю – М.:Педагогическое общество России,2015.–134с.
  6. Галиева, В.Г. Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС [Текст]/В.Н.Галиева//ББК. – №72.–2016.–С.51-60.
  7. Геронимус, Ю.В. Игра, модель, экономика [Текст]/Ю.В.Геронимус. – М.:Знание,2015.–134с.
  8. Голованова, А.М. Лингвистические игры на уроках русского языка как средство развития исследовательских умений младших школьников: дис.–Сибирский федеральный университет; Лесосибирский педагогический институт-филиалСФУ,2017.
  9. Еремина, Ю.С. Теоретические аспекты организации игры как средства социализации младших школьников//Наука и образование: новое время [Текст]/Ю.С.Еремина.–2016.–№.5.–С.549-555.
  10. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе[Текст]/М.Г.Ермолаева. – СПб.:АППО,2015.–134с.
  11. Жораева, С.А. Пути формирования исследовательских умений младших школьников [Текст]/С.А,Жораева//Международный  журнал экспериментального образования. – №3-4.–2015.–С.12-20.
  12. Заркенова, Л.С. Использование инновационных технологий при обучении детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках «Познание мира» [Текст]/Л.С.Заркенова//Научное обозрение. Педагогические науки.–2017.–№.3.–С.18-24.
  13. Зацепина, М.Б. Учителю о социо культурной деятельности младших школьников [Текст]/М.Б.Зацепина//Педагогика и психология образования.–2016.–№.3.–С.12-20.
  14. Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения[Текст]/Д.Н.Кавтарадзе. – М.:Просвещение,2015.–134с.
  15. Касьянова, Н.С. Деловая игра как форма проведения семинарских и практических занятий по дисциплине» Безопасность жизни деятельности» высшей школе [Текст]/Н.С.Касьянова//ВестникШадринскогогосударственногопедагогическогоуниверситета.–2017.–№.4(36).–С.12-20.
  16. Климова, Ю.В. Нетрадиционные формы проведения уроков музыкального искусства в начальной школе как средство развития исследовательских умений к предмету[Текст]/Ю.В.Климова//Перспективы развития науки в современном мире.–2020.–№12. – С.464-468.
  17. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических заведений [Текст]/Г.М.Коджаспирова.–М.:Академия. – 2019.–134с.
  18. Коняева Н.А. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития [Текст]/Н.А.Коняева.–М.:Litres,2018.–134с.
  19. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения [Текст]/В.С.Кукушин. – Ростовн/Д.:Феникс,2016.–134с.
  20. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребёнка [Текст]/А.Г.Рузская. – М.:Воронеж,2016.–384с.
  21. Лихачев, Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей [Текст]/Б.Т.Лихачев. – Самара,2015.–123с.
  22. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей [Текст]/А.С.Мкаренко//Избр.пед.соч. – 2019. – №12.–С.12-20.
  23. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход воспитании [Текст]/Ю.С.Мануйлов.–М.:Педагогика,2017.–16с.
  24. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]/Н.Я.Михайленко. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2009.–134с.
  25. Новикова Е.Н. Формирование коммуникативных навыков у  младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством сказко терапии: дис.–2016.–134с.
  26. Поздеева, С.И. Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников [Текст]/С.И.Поздеева//Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. – №2. – С.62-70.
  27. Популо, Г.М. Социальная значимость и роль подвижных игр на занятиях физической культурой в начальной школе [Текст]/Г.М.Популо//Азимут научных исследований: педагогика и психология.–2017.–Т.6.–№.3(20).–С.12-20.
  28. Салехова,А.Р. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника [Текст]/А.Р.Салехова//Современные тенденции развития науки.–2020.–№12. – С.129-136.
  29. Сластенин, В.А Педагогика: инновационная деятельности [Текст]/В.А.Сластенин.–М.:Магистр,2016.–123с.
  30. Сопельняк, Г.В. Развитие игровых умений у дошкольников посредством театрализованной деятельности, игр-драматизаций(из опыта 

работы) [Текст]/Г.В.Сопельняк//Главный редактор.–2017.–№13. – С.131-140.

  1. Сопельняк, Г.В. Развитие игровых умений у дошкольников посредством театрализованной деятельности, игр-драматизаций (из опыта работы)[Текст]/Г.В.Сопельняк//Главный редактор.–2019. – №12.–С.131-140.
  2. Ушинский, К.Д. Психологические и логические основы обучения[Текст]/К.Д.Ушинский//Избр,пед.соч.В2т. – М.,2004.–245с.
  3. Фролов ,Е.Е. Педагогические условия развития у младших школьников интереса  к народным традициям в процессе игровой деятельности: дис.–Южно-Уральский государственный университет,2017.–134с.
  4. Чернявская, Н.М. Формирование исследовательских умений школьников к изучению предмета» основы безопасности жизнедеятельности» [Текст]/Н.М.Чернявская//Современныепроблемынаукииобразования.–2018.–№.4.–С.108-108.
  5. Шейко, Л.А. Эффективность применения подвижных игр в воде на этапах начального обучения плаванию детей младшего школьного возраста [Текст]/Л.А.Шейко//Слобожанський науково-спортивнийвісник.–2020.–№.2(64).–С.88-93.
  6. Щукина,Г.И. Проблема исследовательских умений в психологии[Текст]/Г.И.Щукина.–М.:Просвещение,2017.–382с.
  7. Юркевич,В.С.Одаренныйребенок:иллюзиииреальность[Текст]/В.С.Юркевич. – М.:Просвещение,2017.–134с.

1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф