Вид работы: Проект
Тема: Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни человека, направленный на укрепление и сохранение здоровья, и профилактику заболеваний.
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) написано, что здоровье подразумевает не только отсутствие физических дефектов и болезней, но и состояние полного духовного, морального и социального благополучия. По данным экспертов ВОЗ, состояние здоровья людей лишь на 10% определяется состоянием медицинской помощи, на 20% – чистотой окружающей среды, на 20% – наследственностью и на 50% – образом жизни.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм школьника в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Негативные факторы, влияющие на состояние здоровья детей, проявляются в снижении уровня жизни, в целом, по стране, ухудшением экологической обстановки, изменением материального положения и недостатком воспитания в семье.
Часть вины за здоровье детей возлагают на школу, не отвечающую современным требованиям гигиены и возрастной физиологии, дезадаптирует детей, вызывает хроническое переутомление учебными нагрузками и провоцирует рост заболеваний. В этой связи, особый интерес для педагогической науки и школьной практики, представляет проблема формирования и сохранения представлений и навыков о ЗОЖ у младших школьников, что обуславливает актуальность выбранной темы.
Целью данной работы выступает исследование процесса формирования навыков здорового образа жизни у младших школьников.
Исходя из поставленной цели в рамках данной работы предлагается решение следующих задач:
— изучение понятия здорового образа жизни в педагогическом аспекте;
— выявление возрастных особенностей физического развития младших школьников;
— рассмотрение основ формирования у младших школьников представлений и понятий о здоровом образе жизни;
— мониторинг возрастных особенностей и знаний младших школьников о здоровом образе жизни;
— разработка содержания внеурочной деятельности младших школьников в области здорового образа жизни;
— анализ результатов формирования умений, навыков ведения здорового образа жизни у младших школьников.
Объектом исследования в работе выступает процесс воспитания младших школьников.
Предметом исследования в работе является процесс формирования навыков здорового образа жизни у младших школьников.
Бала исследования — МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2» (г. Всеволожск).
В данной работе были использованы следующие работы в области исследования формирования навыков здорового образа жизни и его составляющих у младших школьников: Бабаяна А.В., Басовой Т.Н., Брехмана И.И., Виленского М.Я., Ереминой Ю.С., Зайцева Г.К., Кокаевой И.Ю., Лисицына Ю.П., Полетаевой Н.М., Смирнова Н. К., Соловьева Г.М., Соловьевой Н.И. и др.
Теоретической и методологической основой данного исследования стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие возрастные особенности физического развития младших школьников и содержание внеурочной деятельности младших школьников в области здорового образа жизни.
В работе использовались материалы научных конференций и семинаров по изучаемой тематике, материалы периодических изданий, а также ресурсы сети Интернет.
Научная новизна полученных результатов заключается в комплексном исследовании понятия здорового образа жизни и его составляющих в педагогическом аспекте.
Практическая значимость данного исследования состоит в разработке содержания внеурочной деятельности младших школьников в области здорового образа жизни.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы. Первая глава посвящена анализу теоретических основ понятия и структуры здорового образа жизни с позиций различных авторов, а так же рассмотрению возрастных особенностей физического развития младших школьников. Вторая глава содержит исследование возрастных особенностей и представлений младших школьников о здоровом образе жизни, а так же разработку содержания внеурочной деятельности младших школьников в области здорового образа жизни и анализ результатов формирования умений, навыков ведения здорового образа жизни у младших школьников после применения данной разработки.
Характеристика здорового образа жизни в младшем школьном возрасте
Анализ научной и методической литературы, затрагивающей и раскрывающей проблемы формирования представлений и культуры здорового образа жизни, показывает многообразие подходов и неоднозначность в определении сущности и компонентного состава понятия здорового образа жизни.
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». В педагогике понятия «здоровье» включает в себя духовное, физическое, психическое и социальное здоровье. Одна из задач воспитания подрастающего поколения – формирование и обучение навыкам здорового образа.
На основе представленных подходов представляется возможным выработать собственный авторский подход к определению здорового образа жизни, как: форма активной деятельности человека, направленная на укрепление здоровья и удовлетворение социокультурных потребностей организма человека.
На основе анализа работ Л.Н. Волошиной, Г.К. Зайцева, В.В. Колбанова, А.А. Коробейникова, Т.В. Соловьевой, Б.Н. Чумакова и иных, посвященных исследованию феномена «здоровый образ жизни» с позиций педагогики, психологии и культурологии, изучения ряда технологий его формирования, выявлено:
— у всех определений понятия «здоровый образ жизни» есть одно общее — необходимость активных действий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, которые выражены медицинским, физическим, экологическим или каким-либо другим видом активности человека [18, c. 76];
— в основе активности человека, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья, лежат его потребности (наиболее эффективно активность индивида формируется тогда, когда она соответствует его потребностям);
— индивидуализация здоровьесберегающей активности человека зависит от состояния его психического здоровья и потребности в этом виде активности [23, c. 11];
— для эффективной реализации своей здоровой жизнедеятельности человек должен обладать валеологическими знаниями и возможностью свободного выбора своего здорового образа жизни;
— наличие у данного понятия «цементирующей» основы, объединяющей все здоровьесберегающие подкомпоненты, которая характеризуется как культура здоровья, принадлежит конкретному субъекту и проявляется в социуме через различные виды активности в его здоровый стиль жизни.
На основе этих заключений определена единая структура здорового образа жизни для всех изученных нами понятий этого феномена. Данная структура включает следующие компоненты:
— культура здоровья;
— здоровьесберегающие виды активности;
— здоровый стиль жизни [38, c. 10].
Указанные компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. Структура и компоненты здорового образа жизни дают возможность продуктивно их использовать при разработке идеальной модели здорового образа жизни.
Сегодня сущность понятия «здоровый образ жизни» в различных научных школах и практика его реализации, как показал проведенный нами анализ, представляет множество хаотично выстроенных рассуждений и действий, нацеленных на сохранение и укрепление здоровья людей.
Процесс формирования здорового образа жизни индивида является открытой и нелинейной микросистемой. Этот процесс принимается индивидом тоже хаотично в зависимости от внешних (хаотичной информации о здоровом образе жизни) и внутренних факторов (от собственных неустойчивых потребностей в здоровом образе жизни). Установка на здоровье, а соответственно и на здоровый образ жизни человека формируется в ходе педагогического воздействия [40, c. 15].
Отношение ребенка к своему здоровью – это фундамент, на котором впоследствии можно выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. В ходе осознания ребенком себя как человека и личности, происходит зарождение и развитие этого отношения. От сформированности в его сознании данного понятия зависит отношение ребенка к здоровью. Поэтому главным приоритетным направлением нынешней школы является формирование ценностного отношения к здоровью.
При формировании ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни необходимо:
− установить сотрудничество между образовательными учреждениями и семьей;
− пропагандировать ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Педагогический коллектив должен служить эталоном здорового образа жизни.
− внедрять в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающие технологии;
− противодействовать распространению пагубных зависимостей;
− систематически проводить занятия физической культурой, спортом.
При этом нельзя забывать и о возрастных особенностях школьников.
Для обучающихся на начальной ступени общего образования выдвигаются следующие задачи:
− формирование представлений о методах и способах укрепления и сохранения здоровья;
− организация занятий в спортивных секциях;
− участие в различных спортивных мероприятиях;
− формирование культуры здорового питания [18, c. 11].
Рассмотрим составляющие ЗОЖ для младшего школьника.
Основополагающим элементом ЗОЖ младшего школьника является гигиена, которую должны осуществлять все дети. В гигиену входят элементарные правила гигиены:
— Умываться утром и вечером, использование средства личной гигиены предназначенные именно для ребенка.
— Чистить зубы (не менее 3 минут).
— Всегда мыть руки перед едой, после прогулки и туалета.
— Имейте всегда чистый носовой платок или одноразовые салфетки.
— Для еды использовать только свою посуду, не брать грязных тарелок, ложек, чашек.
Одним из ранних средств ЗОЖ является закаливание, которое лучше всего начинать еще с малых лет. Прогулки на свежем воздухе укрепляют здоровье, приспосабливают организм к изменениям температуры, тогда меньше болеют простудой. Есть различные виды закаливания: воздушные, солнечные ванны, обливание, обтирание. Закаливание должно быть постепенным, температура воды постепенно снижается, продолжительность воздействия увеличивается.
Так же для ЗОЖ очень важно соблюдать режим питания. Пища покрывает расходуемую энергию ребенка, обеспечивает рост и развитие всех органов и систем организма. В пище должны содержаться белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода.
Обязательным в питании являются витамины, которые способствуют обмену веществ, повышают иммунитет организма к болезням. Правильный режим питания укрепляет нервную систему, повышает аппетит.
Двигательная активность — это деятельность, основным компонентом которой является движение и которая направлена на физическое развитие младшего школьника, это средство всестороннего развития детей [20, c. 54].
Двигательная активность – основа здорового образа жизни. В основном своем, всю свою жизнь мы проводим в движении. А для ребенка двигательная активность это составляющая ЗОЖ.
Помимо ежедневных естественных движений, дети включают в свой режим дня: гимнастику, физические упражнения, физкультминутки, общественные мероприятия, такие как туризм, поход, различный физкультурные занятия. Благодаря физическим упражнениям развиваются психика, интеллектуальные способности, улучшается сон, повышается умственная и физическая работоспособность, а так же улучшается работа сердца. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Исходя из этого следует сделать вывод, что необходимым в процессе приобщения младшего школьника к ЗОЖ является ознакомление с необходимостью ЗОЖ и его составляющих, которое осуществляется в рамках формирования ценностного отношения и высокого уровня знаний обучающихся.
Выделим подходы к организации работы в начальной школе по формированию ценностного отношения обучающихся к здоровью и здоровому образу жизни:
− включение в содержание учебных предметов оздоровительных компонентов. Организационная работа должна охватывать все предметы учебного цикла. Наиболее широкие возможности представляют уроки естествознания, на которых ученики могут ознакомиться со своим организмом, режимом дня и личной гигиеной;
− проведение внеклассной и внешкольной работы (викторины, олимпиады, праздники здоровья, тематические вечера, экскурсии) [39, c. 22].
Суть основной задачи, стоящей перед учителем – это дать конкретные рекомендации детям по сохранению здоровья и ценностному отношению к нему.
Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально — психологических ситуаций.
Прикрепленные файлы:
34832d4bd8197792_20180217_112639
Formirovanie_navykov_zdorovogo_obraza_zhizni_u_mladshix_shkolnikov
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


