Заявка на расчет
Меню Услуги

Формирование нравственных качеств личности младших школьников в рамках внеурочной деятельности социального педагога

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Глава 1 Теоретико – методологические основы формирования нравственных
качеств личности младших школьников во внеурочное время
1.1 Исследование вопросов формирования нравственных качеств младших школьников
во внеурочное время в трудах зарубежных и отечественных ученых
1.2 Формирование нравственных качеств младших школьников во внеурочное врем как
социально-педагогическая проблема
1.3 Технологии социально-педагогической деятельности, реализуемые социальным
педагогом с младшими школьниками во внеурочное время
Глава 2 Опытно-экспериментальная проверка уровня сформированности
нравственных качеств у младших школьников
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств личности младших
школьников во внеурочное время
2.2 Разработка и внедрение комплекса внеурочных занятий по формированию
нравственных качеств личности младших школьников
2.3 Рекомендации социальным педагогам и родителям по совершенствованию процесса
формирования нравственных качеств личности младших школьников во внеурочное
время
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. С появлением новых неоднозначных явлений в обществе усложняется и процесс формирования нравственных качеств, ценностей у детей. Поэтому поиск новых путей в развитии нравственных качеств личности является актуальным на сегодняшний день. И неслучайно можно заметить в современной системе образования тенденцию акцентировать нравственный аспект в воспитании школьников. Именно школа является тем местом, где дети осваивают нравственные нормы и учатся применять их на практике.

Нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей новой образовательной системы (ФГОС) и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

ФГОС предусматривает программу духовно-нравственного и социально-культурного развития и воспитания учащихся. Воспитательная система новой школы направлена на формирование человека патриота, на развитие личности ребенка.

Нравственное воспитание, если оно правильно организовано, способствует развитию самопознания личности, а также гармоничным отношениям с социумом. Нравственно-ориентированный человек будет проявлять такие качества, как гуманизм, терпимость, уважение, чувство ответственности, независимость и другие. Такой человек не противоречит своим внутренним потребностям, убеждениям, может сам себя контролировать.  Именно такой образ личности необходимо заложить в сознание школьников, чтобы воспитать достойных членов нашего общества.

Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, владение культурой своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить духовно-нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим духовно-нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Нельзя забывать, что ребенок, посещая школу, изучает не только основные предметы образовательной программы, но также учится оценивать самого себя, других людей, учится взаимодействию с ними. Поэтому, несомненно, важно создать такие условия для деятельности ребенка, которые бы позволили ему глубже понимать себя и окружающий мир, так как именно через такое познание и формируются нравственные качества и ценности. Мы видим наибольший потенциал в организации таких условий именно во внеурочной деятельности.

Формирование нравственных качеств личности в образовательном учреждении происходит в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Здесь прописано, что образование должно включать в себя развитие личности учащегося, которое содержит  создание  образа  мира,  ценностно-смысловых направлений и основы для морального выбора, соответствующего нравственным ценностям. Важная роль в формировании и развитии нравственных качеств младших школьников принадлежит социальному педагогу образовательного учреждения. Как показывает практика, чаще всего эта обязанность возлагается именно на социального педагога, как наиболее компетентного специалиста в вопросах социализации личности, имеющего доступ к информации об обучающихся, тем самым лучше других знающего их индивидуальные особенности.

Педагогический смысл работы социального педагога по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности социального педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Исследование нравственности, ее места в духовной культуре человека началось еще задолго до нашей эры и истоки решения проблем нравственно-духовного становления личности были отражены в трудах Платона, Сократа и Аристотеля, в трудах римских стоиков Сенеки, Марка Аврелия, мыслителей Средневековья Т. Кампанеллы, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо и др.

Различные аспекты данной проблемы находят свое отражение в многочисленных исследованиях С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского, А.А. Бодалева, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, В.Н. Мясищева, Л.И. Анцыферовой, А.Г. Асмолова, В.С. Мухиной, К.А. Дуйсебаева, Ж.И. Намазбаевой и др.

Возрастные особенности развития младшего школьника раскрываются в работах П. П. Блонского, Л. В. Выготского, Р. М. Грановской, Л. Р. Гребенникова, Б. В. Зейгарник, А. Н. Леонтьева, В. Г. Маралова, И. М. Никольской, Л. А. Петровской, Е. С. Романовой, В. В. Столина, З. Фрейда, Д. Б. Эльконина и др.

Теоретические основы организации внеурочной деятельности и воспитания личностных качеств у детей младшего школьного возраста обосновываются в трудах Н.Н. Абаевой, Л.В. Байбородовой, Д.В. Григорьева, Н.Ф. Дика, В.О. Кутьева, Н.Е. Щурковой и др.

Принимая во внимание безусловную значимость перечисленных научных работ, необходимо отметить, что проблема формирования нравственных качеств у младших школьников в рамках внеурочной деятельности социального педагога не получила целостного освещения в педагогической науке. Потребность восполнить указанный пробел в научном знании определяет актуальность нашего исследования.

Это также позволяет нам выделить противоречие между существующей потребностью в формировании нравственных качеств личности младших школьников в рамках внеурочной деятельности социального педагога и недостаточной разработанностью данного вопроса.

Из установленного противоречия вытекает научная проблема исследования, которая заключается в поиске ответа на вопрос: «В чем заключается влияние внеурочной деятельности социального педагога на процесс формирования нравственных  качеств личности младших школьников?»

Объект исследования: процесс формирования нравственных качеств личности младших школьников в рамках внеурочной деятельности социального педагога.

Предмет исследования: формирование нравственных качеств личности младших школьников в рамках внеурочной деятельности социального педагога.

Цель исследования: изучить влияние внеурочной деятельности социального педагога на процесс формирования нравственных  качеств личности младших школьников.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:

  1. Выявить социально-педагогическую сущность духовно-нравственного воспитания младших школьников.
  2. Определить особенности духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
  3. Проанализировать социально-педагогический опыт нравственного воспитания детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
  4. Провести диагностику уровня нравственного воспитания младших школьников.
  5. Определить и экспериментально доказать эффективность социально-педагогических условий нравственного воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности социального педагога.

Методы исследования: теоретические (изучение социально-педагогической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование, формирующий эксперимент); методы статистической обработки результатов экспериментального исследования.

Практическая значимость исследования:  данные могут быть использованы в профессиональной деятельности социальных педагогов и психологов образовательных учреждений при формировании нравственных понятий. Полученные результаты и выводы нашего исследования могут быть интересны  родителям младших школьников.

База исследования: МОУ СОШ №26 города Орехово-Зуево.

Структура работы: работа состоит из  введения, двух глав, включающих по три параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

 

1.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В ТРУДАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ

 

В теории педагогики мы можем встретить различные формулировки «внеурочной деятельности», а также связанные с ней понятия «внеклассная работа», «внеучебная деятельность», «внешкольная работа», которые бывают употреблены в контексте учебной деятельности и порой зависят от личной готовности и желания учителя, классного руководителя, социального педагога проводить ее, привлекая к ней обучающихся. Такая категория, как «деятельность» здесь подразумевает под собой рассмотрение учащегося, как ее (деятельности) субъекта. Понятие же «внеурочная деятельность» означает деятельность субъекта воспитания [31], имеющую конкретную цель; в некоторых источниках оно интерпретируется как комплекс различных воспитательно-образовательных мероприятий [20], что так же верно.

Важный момент, который необходимо рассмотреть в рамках данной темы, это различие таких понятий, как «внеклассная работа» и «внеурочная деятельность», есть ли вообще оно. Изучив теоретический материал по данному вопросу, можно прийти к выводу о том, что в современной педагогической литературе данные понятия отождествляются, то есть, другими словами, они равны. Далее мы будем рассматривать данные понятия исходя из этого. Единственное выделяемое отличие будет в классификации данных понятий: внеклассная работа – классификация по месту (в классе, вне класса); внеурочная деятельность – по времени (во время урока, после уроков).

Уже из самого словосочетания «внеурочная деятельность» вытекает, что это работа, проводимая во внеурочное время, то есть вне уроков. Из этого следует, что она существенно отличается в целях, функциях и задачах от той работы, которая проделывается на уроках. Кроме того содержание, формы и принципы также будут отличаться. Для определения основной сути рассматриваемого понятия, следует обратиться к основным тенденциям в данном вопросе современной педагогической науки. Одна из них, например, говорит нам о том, что внеурочная деятельность неотделима от учебного процесса и как бы продолжает его, только во внеурочное время, а также говорит о том, что организация такой работы схожа с организацией учебной деятельности. В процессе данной деятельности расширяются и углубляются знания, полученные учащимися во время уроков. Определение «внеурочной деятельности» В.О.Кутьева шире и рассматривается как организуемая педагогом совместно с учащимися система занятий и общения после уроков, цель которых – нравственное становление личности, формирование внутренних стимулов и общественно значимых мотивов. Эти стимулы проявляются детьми самыми разными способами в повседневной жизни и в их отношении к различным делам и обязанностям [28]. Главной целью внеурочной деятельности, по мнению В.О.Кутьева, должно стать гармоничное развитие учащихся.

Не так давно направления в теории педагогики относили к внеурочной деятельности воспитание в семье, а также в общественных и внешкольных организациях. Сейчас же это понятие приобрело более широкий характер. Были выделены два основных вида такой работы: 1) занятия, которые проводятся после уроков, но в школе классным руководителем или социальным педагогом; 2) внеклассные занятия, проходящие в учреждениях дополнительного образования, в клубах, в семье [21]. Такое разделение показывает, что внеурочная деятельность может проводиться не только за стенами школы, но и в ней самой. Здесь необходимо отметить, что в контексте нашего исследования организация внеурочной деятельности будет рассматриваться нами неразрывно от учебно-воспитательного процесса школы.

Характер мероприятий внеклассной, внеурочной деятельности определяется общеобразовательными программами. Согласно Письму Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 09-1672, такая деятельность должна осуществляться в формах, отличных от урочной, и должна быть направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования [35].

Цель внеурочной деятельности Н.Е. Щуркова определяет как некую проекцию педагога вместе с учащимися на жизненные проблемы во всех их проявлениях [50]. Учащиеся таким образом совершенствуют свои способности к постановке и самостоятельному решению проблем, некогда уже решенных человечеством, но заново возникших перед начинающей развиваться личностью в новом ракурсе, в свете событий, происходящих в экономической, политической и социальной  жизни  страны. Отсюда вытекают две первоочередные функции внеурочной деятельности – это, во-первых, определение жизненной проблемы, а во-вторых, передача детям умений, необходимых для ее решения. Обе эти функции связаны друг с другом, так как если не определить жизненную проблему, то значимость бесцельных практических действий будет равна нулю. Да и будут ли эти действия вообще, ведь если нет проблемы, то и действия никакие не нужны… Н.Е. Щуркова также отмечает такую функцию внеурочной деятельности, как организация переживания детьми ценностного отношения к жизни. И как раз эта функция способствует развитию у детей способности радоваться жизни. Педагог, показывая значимость явлений жизни для человека, делает ценностное пространство ученика более широким и тем самым умножает причины быть счастливым. Такой подход Н.Е. Щурковой показывает всю значимость, а также взаимосвязь таких функций внеурочной деятельности, как рекреативная, досуговая и социальная. Следует, однако, заметить, что типичную чрезмерную развлекательность и неуместную соревновательность, нередкий формализм и приравнивание к учебной деятельности этот подход исключает. Содержание внеурочной работы может быть раскрыто в тех видах деятельности, которые совершает педагог, и, кроме того, в классификации тех сфер, которые являются для человека значимыми. Таким образом, во внеурочной деятельности с учащимися начальных классов выделяют [10]: познавательную деятельность (познавательно-развивающую), трудовую деятельность (социально-значимую) и игровую деятельность [12].

Чтобы определить задачи внеурочной деятельности, необходимо определить те ценности, которые педагог хочет сформировать у учащихся. В.П. Созонов разработал специальный подход к определению задач организации такой работы. Главной необходимостью в данном подходе является необходимость учета потребностей учащихся [40], а также систему их нравственных ценностей [22].

При организации внеурочной деятельности социальный педагог должен опираться на ряд принципов, которые являются актуальными в педагогике на сегодняшний день; далее рассмотрим их подробнее. Принцип субъектности  рассматривает именно процессуальную сторону воспитания. Имеется в виду, что только если учащиеся имеют субъективную позицию в ориентационном процессе, они действительно смогут обмениваться значимыми ценностями [23]. Этот принцип подразумевает существование некоторых частных требований.

Следующий принцип, это принцип добровольности, он является одним из главных во внеурочной работе. Он дает учащимся возможность выбирать различные формы и виды деятельности, а также степень вовлеченности в эту деятельность, т.е. насколько он хочет принимать в ней участие. Когда становится задействованным принцип добровольности, это позволяет ребенку научиться лучше понимать себя, свои желания, ценности, делать собственный выбор, и, кроме того, научиться оценивать и принимать желания и ценности других людей. Для появления и развития ценностных взаимоотношений в детском коллективе необходимо для начала сформировать у школьников общие интересы.

Не менее актуальным является принцип самодеятельности школьников или по-другому их самостоятельности и активности, особенно совместно с  педагогическим руководством этой деятельности. Благодаря данному принципу происходит гармоничное развитие личности, а также принимается во внимание высокая активность детей младшего школьного возраста и их личное стремление действовать, несмотря на не слишком большой жизненный опыт. Безусловно, такой принцип будет более успешно реализован с профессиональной помощью педагога. Реализация данного принципа заключается в том, что учащиеся самостоятельно выбирают содержание предполагаемой деятельности, что обуславливает тесную взаимосвязь с принципом добровольности.

Немаловажным также выступает принцип сотрудничества [26]. Данный принцип в первую очередь относится к педагогу, так как сначала он должен научиться прислушиваться к мнению учеников, сотрудничать с их коллективом, научиться принимать их решения, выбор. Только научившись этому самому, педагог своим примером, не наставляя, а помогая, сможет приобщить к такому сотрудничеству во внеурочной работе и учеников. Организуя внеурочную деятельность, педагог должен опираться на коллективный вид деятельности, так как именно тогда дети смогут проявить свою готовность помочь, научатся чуткости, дружбе, сотрудничеству.

Рассмотрим подробнее следующий принцип – принцип организации деятельности ребенка как формы самовыражения его отношения к жизни и всем ее явлениям. Каждый участник детского коллектива выбирает для себя наиболее приемлемую форму общения исходя из своего типа личности. Для кого-то такой формой является групповое общение, а кто-то другой предпочитает межличностное. Для организации соответствующих форм взаимодействия используются актуальные средства воспитания, но самое главное, это следует принимать во внимание потенциал личности. Принцип организации деятельности является как бы дополнением к существующему принципу системности, имеющему в своей основе тесную взаимосвязь различных видов, форм, способов и методов организации внеурочной работы, обеспечивающую их согласованность и преемственность.

Еще одним основным принципом внеурочной деятельности выступает принцип принятия ребенка как данности. Его суть состоит в том, что при организации внеурочной деятельности, несомненно, важно принимать во внимание ту систему отношений ребенка к самому себе и к миру, которая у него сложилась, его жизненный опыт. И организовывать деятельность нужно так, чтобы  новые ценности, которые мы стремимся сформировать, не противоречили ценностям, обретенным ранее. Не следует, однако, путать данный принцип с принципом личностной ориентированности, который предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, таких, как уровень интеллектуального развития ребенка, уровень здоровья, различные потребности. Следуя обоим этим принципам, педагог тем самым создает такую атмосферу в классе, в которой дети чувствуют себя психологически комфортно и не боятся открыто выражать себя.

Кроме основных общих принципов организации внеурочной деятельности В.П. Созонов в рамках гуманистического подхода к детям выделил ряд частных принципов, а именно: акцентирование внимания на успехах учащихся, на их добрых делах, а также принцип «педагогического анонсирования» [40]. Н.А. Горлова, однако, полагает, что все эти частные принципы можно объединить в один основной принцип педагогической поддержки [31]. Это обуславливается потребностью ребенка в такой поддержке, которая заключается в принятии, понимании, признании проблемы учащегося, помощь в ее решении, но ни в коем случае не в игнорировании данных проблем. При организации внеурочной деятельности педагог в первую очередь должен опираться на внутренние способности и силы школьника, на его внутренние процессы, раскрывающиеся в действии, а именно: самопознание, умение трезво оценивать себя, свои действия, умение организовать себя, саморазвитие, самореализация и другие.

Вернемся к нашим основным принципам и рассмотрим принцип ориентации на личностные ценности учащегося. Данный принцип определяет содержание воспитательного процесса и раскрывается следующим образом. Ребенок,  взаимодействуя с  природой, искусством, людьми, которых он уважает, познает их и тем самым у него зарождается представление о собственном «Я»: что мне нравится, а что нет, каким я хотел бы быть, а каким я точно не буду. Таким образом, задача учителя, социального педагога заключается в том, чтобы показать учащимся как можно больше прекрасного в этом мире, показать все разнообразие нашего мира, его социальных явлений, чтобы побудить ребенка к анализу и оценке этих явлений, примерке их на себя, и в итоге привести его к определению самого себя в этом мире.

Как нами уже было сказано, внеурочная деятельность должна по своим формам отличаться от урочной, учебной деятельности. Однако, хочется отметить, что несмотря на это, следует придерживаться принципа взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности. Эта взаимосвязь заключается в непротиворечивости внеурочной деятельности учебному процессу. Другими словами, одной из задач внеурочной деятельности является расширение взгляда учащихся на учебные предметы; как то, что они изучили на уроках, может проявиться в жизни. И с другой стороны, ведь присвоение каких-то нравственных ценностей происходит и во время уроков, поэтому еще одна задача внеурочной деятельности, это акцентирование внимания на развитии общечеловеческих ценностей, индивидуальности ребенка, а также обеспечение его необходимыми условиями для самовыражения.

Большинство отечественных и зарубежных ученых сходятся во мнении, что в основе нравственности лежит гуманизм, а формирование нравственных качеств личности рассматривается как процесс, требующий индивидуального подхода; процесс, затрагивающий эмоциональную, сознательную, потребностную и мотивационную сферы личности. В случае, когда желания, интересы и потребности детей младшего школьного возраста игнорируются, теряется весь смысл нравственности. Сформировать нравственные качества и ценности у детей это не простая задача. Это не правила, которые можно вызубрить и потом использовать при выполнении учебных задач. В основе их формирования лежит выявление актуальных проблем развивающейся личности, а также решение реально существующих жизненных задач.

Как мы видим, цели, задачи, функции и принципы организации внеурочной деятельности тесно связаны с принципами формирования нравственных качеств личности. Наиболее близкой к жизни деятельностью в школе будет, безусловно, являться внеурочная деятельность. Это обуславливается тем, что она основывается на, пусть небольшом, жизненном опыте детей, а также на выявлении и решении постоянно возникающих, в связи с их возрастными особенностями, вопросов и проблем.

Кроме того, следует отметить, что в распоряжении внеурочной деятельности находятся большие возможности по части результативного формирования нравственных качеств личности. Это проявляется в многообразии форм организации данной деятельности в соответствии с задачами и принципами. Среди этого многообразия можно выделить: секции, кружки, студии, клубы и множество других форм, отчасти схожих с формами дополнительного образования детей. В настоящее время большой популярностью пользуются такие формы внеурочной деятельности, как личностно-ориентированные занятия и личностно-ориентированные коллективно-творческие дела. Каждая форма несет в себе нестандартный подход к организации деятельности школьников, имеет свои особенности в подготовке и проведении.

Говоря о внеурочной деятельности, нельзя не сказать и о методах, используемых при ее организации. Если рассматривать взаимоотношения между детьми, включая нравственное отношение, то их виды, можно рассмотреть через призму таких сфер личности, как сознание, эмоционально-чувственная сфера, потребностно-мотивационная сфера, а также через поведение. В соответствии с этими сферами, а также учитывая влияние на них,  была разработана классификация методов воспитания. Она представлена в работах Л.И. Маленковой и разделяется на три основные группы методов [31]:

— методы формирования представлений, понятий воспитанников;

— методы организации деятельности школьников и стимулирования позитивных ее мотивов;

— методы  стимулирования  рефлексии,  самооценки  и  саморегуляции воспитанников (возвратно-оценочные).

Исходя из темы нашей выпускной квалификационной работы и представленной классификации, выделим те методы, которые чаще других используются при формировании нравственных качеств личности во внеурочной деятельности. К первой группе методов представленной классификации будут относиться методы убеждения, направленные на осознанное усвоение нравственных норм, такие, как пример, разъяснение, диалог. К следующей группе методов можно отнести упражнение, игру и перспективу. При формировании нравственных качеств личности младших школьников такие методы, как игра и упражнение, наиболее актуальны, так как они способствуют практическому освоению нравственных норм, отношений, и, тем самым, накапливанию опыта осознаваемых переживаний. И, наконец, к последней группе методов мы можем отнести методы поощрения, которые включают в себя метод естественных последствий, похвалу, одобрение, награждение и ролевую игру. Эти методы направленны непосредственно на развитие у школьников рефлексии, саморегуляции, самооценки.

Как мы видим, внеурочная деятельность – это неразрывная часть образовательного процесса, которая благоприятствует гармоничному развитию личности школьника. Эта деятельность имеет свои цели, задачи, функции и принципы. Она может реализовываться в различных формах и имеет в своем распоряжении все многообразие существующих методов формирования нравственных качеств личности. Изучив работы зарубежных и отечественных ученых по вопросу формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочное время, мы можем отметить достаточную изученность данной темы. Однако не так радужно обстоят дела с социально-педагогическим аспектом данного вопроса. Именно его мы и постараемся рассмотреть в следующих пунктах.

1.2. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

Проблема формирования нравственных качеств личности школьников, организации их свободного времени остро стоит перед педагогами и родителями. В настоящее время подрастающее поколение всё чаще сидят дома перед компьютером, увлеченные сетью интернет или просто гуляют на улице, без интереса, иногда даже портя чужое имущество. Воспитание детей происходит постоянно, даже когда они находятся дома одни, в любой момент их деятельности. Поэтому одной из главных задач социального педагога является организация внеурочной деятельности детей.

Внеурочная деятельность является важной и неотъемлемой частью процесса образования детей младшего школьного возраста. При вовлечении детей во внеурочную деятельность, необходимо учитывать их индивидуальные особенности и потребности. Это действительно важно, так как в процессе физического и психического развития, вхождения в общество, освоения новых социальных ролей, норм ребенок получает различные социальные установки и ценностные ориентации. Он активно начинает сознавать себя, пытается творчески реализовать себя и при этом перед ним открывается его собственный индивидуальный жизненный путь. Такое индивидуальное развитие, через которое проходит каждый ребенок, это сложный процесс накопления опыта социальных действий, это есть процесс его социального развития.

Однако следует учитывать, что детям нелегко оценить и проконтролировать те нормы поведения, которые предлагает им общество. Они их могут только усвоить. Именно поэтому на социализацию детей большое влияние оказывает их ближайшее окружение, включающее в себя как семью, так и педагогический коллектив. Именно они способны помочь детям освоить и научиться применять на практике необходимые знания и умения, которые помогут им в жизни в обществе.

Особое внимание необходимо уделять нравственному воспитанию младшего школьника. Данный возраст характеризуется восприимчивостью к усвоению знаний, в том числе и моральных. Данные знания являются регуляторами духовно-нравственного поведения. От успешного формирования личности в нравственном отношении зависит успешное обучение в школе и формирование четкой жизненной позиции.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к окружающему влиянию, ребенок искренне верит в то, чему его учат и что ему говорят, является непосредственным в нормах поведения и в нравственных требованиях к другим людям.

Нормы поведения, критерии нравственности младший школьник получает, как уже было сказано, из практики общения с окружающими его взрослыми – родителями, педагогами, знакомыми, а также от сверстников и детей других возрастов. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственности, он учится давать оценку действиям окружающих и собственным поступкам [7, с.114-116].

Профессор педагогических наук Н. Е. Щуркова определяет нравственное воспитание как процесс целенаправленного воздействия на учащегося для формирования целостной системы моральных отношений к окружающему миру, людям, Отечеству, к своей личности, к труду и т.д. [11, c.13-16].

В процессе своего развития младший школьник формирует понятие о «добре и зле», «дурных и великодушных поступках», «сердечности и эгоизме». Ученые сформулировали несколько теорий относительно того, каким образом происходит усвоение данных понятий. Одной из концепций уровней нравственного развития является теория американского социолога и психолога Лоуренса Кольберга, разработанная в 1980-е гг.

Выделяют три уровня нравственности:

1) Преднравственный (возраст около 10 лет). На данном уровне выделяют две стадии: на первой ребенок стремится избежать наказания и быть послушным, подчиняется правилам и судит исходя из дальнейших последствий. На второй стадии ребенок уже ориентируется на полезность своих действий, стремится получить от действия личную выгоду. Применительно к начальной школе должен быть достигнут уровень, когда ребенок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. Педагог должен на данном уровне приучать анализировать свои поступки с точки зрения категорий «хорошо-плохо».

2) Конвенциональный (возраст около 10-13 лет) уровень основание на поддержание определенной роли и ориентацию на поведение других людей. На данном уровне так же выделяют две стадии: на первой прослеживается ориентация на одобрение со стороны окружающих, на второй стадии – ориентация на авторитет другого человека, законы и общепринятые нормы в обществе.

3) Постконвенциональный (возраст от 13 лет и старше) уровень характеризуется опорой на собственные принципы, действия по собственным убеждениям и критериям. Данный уровень говорит о высоком уровне нравственности и реализуется на высоком уровне способности к рассуждениям.  На данном уровне так же выделяют две стадии: на первой происходит ориентация на общественный договор в данном обществе, соблюдение законов; на второй происходит ориентация на общечеловеческие нравственные нормы, законы свободной совести каждого человека [49, с. 78-82].

Каждая следующая стадия по теории Л. Кольберга основывается на предшествующей. Младший школьник на начальном этапе формирования духовно-нравственного развития находится на первом уровне и в течение небольшого периода проходит все стадии.

Диагностировать какой именно уровень нравственного воспитания преобладает в той или иной группе младших школьников достаточно сложно. Личность учащегося многогранна, поэтому изучить ее можно только комплексными мероприятиями и не изолированно друг от друга, в связи друг с другом. Результат диагностики сложно зафиксировать, представления о нравственном воспитании учащегося формируются с течением продолжительного времени, охватывая несколько этапов жизни человека. В противном случае данные могут представлять неоконченный и не полный результат.

Результат нравственного воспитания проявляется в отношении учащихся к своим обязанностям, самостоятельности, к другим людям, к своей Родине, труду – физическому и духовному.

Стоит отметить, что ФГОС НОО выдвигает свои требования к оценке воспитанности: оценивать результаты воспитания следует, не вторгаясь во внутренний мир учащегося; выявлять уровень воспитанности следует с точки зрения класса в целом, а не каждого учащегося; принятие духовных ценностей на словах поддается проверке в письменных диагностических работах. Исходя из условий ФГОС, ниже будет проведена диагностика уровня нравственной воспитанности учащихся, каждого отдельно, но вывод будет следовать по воспитанности всего класса [1].

Рассматривать формирование нравственных качеств младших школьников во внеурочное время как социально-педагогическую проблему позволяет нам тот факт, что в процессе школьного обучения дети, как правило, получают академические знания, а также умения, необходимые для их успешного усвоения и использования. В то время как не менее важно в этот период формировать у них определенные социальные знания, умения и навыки, которые бы дополняли социальный опыт, полученный детьми стихийно, а кроме того обеспечили бы более эффективное освоение нравственных и социальных норм, ролей, ценностей и установок. В данном случае мы говорим о таком понятии как социальное обучение (образование), которое М.А. Галагузова определяла, как «целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации ребенка» [42]. В этом понятии на наш взгляд и заключен социально-педагогический аспект формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочное время.

Отсюда следует, что одной из основных составляющих формирования нравственных качеств личности младших школьников в рамках внеурочной деятельности социального педагога является развитие социальной компетенции учащихся. Как уже было сказано выше, дети с самого раннего возраста начинают усваивать нравственные и социальные нормы, различные модели поведения в обществе, которые раскрываются в их дальнейшей самостоятельной жизни. Но этот опыт получается ими стихийно, можно даже сказать хаотично, отчего не всегда он ведет к их успешной социализации. Именно поэтому данный процесс нельзя оставлять без внимания и необходимо организовать целенаправленную помощь в овладении детьми полезными для жизни знаниями, умениями и навыками.

Как нельзя лучше для этого подходит внеурочная деятельность, так как она позволяет раскрыть творческий потенциал детей, создает комфортные условия без внешнего оценивания, также позволяет создать ситуацию успеха для ребенка, располагает разнообразными формами и средствами организации воспитательного процесса. Безусловно, заниматься развитием социальной компетенции у школьников, на наш взгляд, должен социальный педагог. Так как в основе социально-педагогической деятельности лежит  «оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и создание условий для его самореализации в обществе» [42].

Невольно складывается вопрос, почему именно социальная компетентность? Чтобы ответить на него, давайте подробнее рассмотрим это понятие и его составляющие. Итак, социальная компетентность – это система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях [8]. На самом деле, существует много разных определений социальной компетентности. Если их проанализировать, то можно прийти к следующим выводам: в первую очередь, социальная компетентность имеет в своей основе взаимодействие человека и социума; во-вторых, ее развитость находится в прямой зависимости от сформированности у человека нравственных качеств, навыков межличностного общения, взаимодействия, основанных на жизненном опыте, традициях, общественных установках, полученных знаниях.

В современном обществе социальная компетентность приобретает все большую значимость во многих сферах жизнедеятельности человека и, как считает Белицкая Г.Э. [6], именно высокий уровень развития социальной компетентности говорит нам о хорошо социализированном человеке, который способен успешно адаптироваться и самореализоваться в условиях современного мира.

Как и в случае определения понятия «социальная компетентность», не существует единого подхода и к определению структурных компонентов данного явления. Однако, проанализировав работы ряда исследователей, в частности работы Белицкой Г.Э. [6], Лукьяновой М.И. [29], Антонова Т.Е. [3], Масленникова В.Ш. [34], можно выделить следующие составляющие социальной компетентности:

  1. Индивидуально-личностный компонент, связанный с духовной жизнью человека и включающий в себя умение самостоятельно строить иерархию ценностей, на основе которых осуществлять осознанный выбор поведения, логично мыслить, владеть языковой грамотностью, саморегулировать свои действия.
  2. Социологический компонент связан с функционированием личности в системе социальных норм, общественных отношений и социальных институтов. Данный компонент ориентирует человека на понимание и усвоение ценностно-нравственных основ, на проявление этих основ в реальной действительности.
  3. Мотивационный – присутствие у человека потребности взаимодействовать и общаться с другими людьми, проявлять себя в социально одобряемой деятельности, готовность быть положительно настроенным к собеседнику.

Разобрав понятие социальной компетентности и ее составляющие, мы видим насколько важно ее развитие в формировании нравственных качеств личности младших школьников, и насколько важен этот аспект именно как социально-педагогическая проблема. Если мы посмотрим на должностную инструкцию социального педагога, разработанную по профессиональным стандартам, то мы можем увидеть, что к его должностным обязанностям относятся [17]:

— проектирование и реализация культурно-просветительских программ и мероприятий по формированию у учащихся социальной компетентности и позитивного социального опыта;

— обеспечение досуговой занятости учащихся школы;

— проведение обсуждения с учащимися актуальных событий современности;

— выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций;

— организация совместной деятельности с социальными институтами в целях позитивной социализации обучающихся;

— осуществление планирования и организации мероприятий по повышению профессиональной подготовки классных руководителей и воспитателей групп продленного дня в вопросах социальной адаптации учащихся.

Вышеперечисленные должностные обязанности социального педагога, безусловно, находят свое отражение в формировании нравственных качеств личности младших школьников и, на наш взгляд, именно в этих обязанностях и заключена роль социального педагога в организации внеурочной деятельности.

Личностное развитие индивида в первую очередь связано с открытием им многообразия социальных взаимоотношений. Взаимодействуя с обществом, личность начинает применять к себе различные принципы жизнедеятельности, а также групповые или общественные идеалы. На основе интериоризации этих принципов и норм формируются нравственные качества и ценности человека. Нравственные качества становятся категорией социальной педагогики по причине существования таких факторов, которые влияют на процесс нравственного воспитания. К ним относятся: семья, общественные организации, учебные заведения, средства массовой информации и ряд других.

Так, например, сильным влиянием на формирование нравственных качеств младших школьников пользуется культура досуга и общения, совместное семейно-бытовое взаимодействие в семье, создание семейной субкультуры. От равноправности всех членов семьи, индивидуальных потребностей, удовлетворяемых ею в целом, зависит стабилизация эмоциональных отношений.

В социальной педагогике формирование нравственных качеств выступает как нравственный принцип воспитания, как условие для формирования нравственных отношений между педагогом и обучающимся, как средство развития интеллектуальной культуры — мыслей, чувств, переживаний. Главная социально-педагогическая функция здесь реализуется в ее ориентирующей, направляющей роли в жизнедеятельности человека, выступающей в качестве «оси сознания», регулировании его поведения в настоящем и будущем.

Опытная работа показывает, что работа над формированием нравственных качеств личности с младшими школьниками должна проводиться основательно. Теоретические знания учащихся должны войти в зону практической реализации: недостаточно знать правила морального поведения, уметь отвечать на вопросы с точки зрения этических норм, но еще необходимо применять их в жизни без указания на то окружающих людей. Необходимо воспитывать такую личность, которая будет поступать по совести не потому что так требует общество, а потому что внутренние качества поступить по-другому не позволяют.

Таким образом, следует отметить, что формирование нравственных качеств личности младших школьников происходит на протяжении не одного года, и система нравственных ценностей личности изменяется постепенно под влиянием внешнего воздействия социума и внутренних потребностей человека. Важную роль в процессе формирования нравственных качеств обучающихся играет внеурочная деятельность в образовательной организации.

Воспитание и развитие у младших школьников нравственности и высокой культуры является одной из важнейших социально-педагогических задач в процессе социализации личности. Социально-педагогический аспект в организации внеурочной деятельности по формированию нравственных качеств младших школьников также заключается  по большей части в развитии социальной компетентности у учащихся.

Сформированные нравственные качества обучающихся являются важными элементами внутренней структуры личности, необходимым компонентом их жизненного самоопределения, который выражается в решении актуальных жизненных задач, во взаимодействии с окружающими, в определении своего места в обществе.

Необходимо также отметить, что при подготовке и реализации социально-педагогического процесса формирования определенных нравственных качеств у младших школьников, следует учитывать социально-психолого-педагогический портрет обучающихся. К тому же, воспитание нравственной культуры младших школьников возможно только в случае, когда педагог являет собой достойный пример.

 

 

1.3 ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ СОЦИАЛЬНЫМ ПЕДАГОГОМ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

 

Нравственное формирование личности младших школьников – это нелегкий процесс, который требует ежедневной, целенаправленной, индивидуальной работы. Суть социально-педагогической деятельности в данном случае будет заключаться в том, чтобы помочь детям раскрыть в себе нравственные качества и достичь высокого уровня социализации в обществе. Воспитание нравственности в молодом поколении должно быть и является одним из обязательных элементов образовательного процесса. Основная задача социального педагога, как и других педагогов образовательного учреждения, состоит в воспитании у младших школьников самостоятельности в принятии решений, ответственности за совершаемые действия и поступки, а также в формировании у них способностей к самовоспитанию и в развитии устойчивых позитивных нравственных качеств и ценностей.

Под системой формирования нравственных качеств обучающихся следует понимать упорядоченную совокупность и единство элементов учебно-воспитательного процесса, которые направлены на формирование нравственной культуры младшего школьника, а также знаний и умений, позволяющих успешно решать задачи социализации.

Проанализировав ряд научно-педагогических источников, мы хотели бы обратить внимание на структуру нравственных качеств, выделенную И.Ф. Харламовым. «Любое качество как динамическое личностное образование,–  писал он,– в психологическом отношении включает в себя следующие структурные компоненты:

— сформировавшиеся и ставшие устойчивыми потребности в той или иной деятельности или сфере поведения;

— понимание нравственного значения той или иной деятельности или поведения (сознание, мотивы, убеждения);

— закрепленные навыки, умения и привычки поведения;

— волевую стойкость, помогающую преодолевать встречающиеся препятствия и обеспечивающую постоянство поведения в различных условиях» [48, с. 335].

Эффективность деятельности по формированию системы нравственных качеств младших школьников зависит в первую очередь от правильного выбора приемов, методов, средств, технологий и техник обучения и воспитания и использования их в работе с обучающимися начальных классов.

В научной литературе понятие «технология» определяется как совокупность методов и средств преобразования материалов с целью получения продукта с заданными количественно-качественными показателями. В социальной работе под технологиями понимается совокупность приемов и методов воздействий, применяемых государственными, общественными и частными организациями, социальными работниками и волонтерами при решении социальных проблем, планировании и реализации помощи объектам социальной работы. Выбор той или иной конкретной технологии зависит от целей и задач выбранной стратегии, особенностей объектов социальной помощи и имеющихся ресурсов. Социально-педагогическая технология – это интегрированное понятие, включающее в себя содержательный и структурный уровни таких категорий, как «педагогическая технология» и «социальная технология». Учитывая личностные особенности субъектов педагогического процесса, а также практическую значимость методов взаимодействия и взаимовлияния системы «педагог-обучающийся», Кудинова Н.Н. отмечает, что наиболее точно определение «педагогическая технология» дал Б.Т. Лихачёв, как «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» [27; с. 24].

В последние десятилетия в связи с усилением роли семьи и иного социального окружения учащегося, а также с актуализацией социальной работы в воспитательно-образовательной деятельности учебных заведений, научно-педагогическое сообщество начало рассматривать содержание понятия «социально-педагогическая технология» и аспекты его применения. Различные исследователи, занимающиеся изучением технологических составляющих социально-педагогической деятельности образовательных учреждений, предложили несколько определений изучаемого понятия, которые подчеркивают его разносторонность. Так, «технологии социально-педагогической деятельности – это:

  1. Повседневные действия специалиста, фрагменты регулярной работы, операции;
  2. Концепция позитивного изменения состояния отдельных лиц или социальных групп в процессе получения образования и воспитания;
  3. Использование достижений социальных наук в образовательном пространстве с учетом возрастных и социальных особенностей обучающихся и его микроокружения (родственного и делового)» [43; с. 9].

В центре социально-педагогических технологий, в отличие от педагогических (где воздействие ведется в отношении человека или группы лиц), стоит учащийся, его микросоциум и макросоциум. Причем состав социального окружения может изменяться в зависимости от стадии педагогического процесса и степени эффективности уже апробированных социально-педагогических технологий. При выборе типа используемых социально-педагогических технологий следует учитывать особенности целевой группы, ее потребности, уровень профессионального мастерства специалиста и условия среды реализации.

По мнению О.С. Рыжовой, система социально-педагогических технологий включает диагностику, профилактику, социальную экспертизу, прогнозирование, коррекцию, социальную терапию, адаптацию, реабилитацию, консультирование, что свидетельствует о наличии последовательности и иерархии [38; с. 1-9].

Л.В. Мардахаев классифицирует социально-педагогические технологии по типам (общие и частные), назначению (целевое, комплексное), характеристике субъекта (направлению и уровню профессионализма), особенностям объекта (социально-ориентированные, возрастные, групповые, индивидуальные), по месту реализации (центры, место жительства, образовательное учреждение, специальные классы), по способу реализации (ведущий метод, совокупность методов, авторская методика) [32; с. 40].

При этом, безусловно, нельзя забывать, что «применение всех социально-педагогических технологий должно основываться на соблюдении следующих принципов:

— включение в социально-педагогическую деятельность всех заинтересованных членов семьи, сохранение позитивных установок на семью, партнерская позиция специалиста по отношению к ближайшему социальному окружению;

— адресность работы — опора на интересы учащегося и особенности его личности;

— доступность образования, соответствия форм и методов обучения индивидуальным психофизиологическим особенностям учащегося, учет его возможностей и ограничений;

— гуманный подход, предполагающий корректное (безоценочное) взаимодействие с учеником, осознание его проблемы и нацеленность на удовлетворении его персональных потребностей;

— интеграция деятельности всех заинтересованных в успешности процесса социально-педагогического процесса лиц – специалистов и родителей» [27; с. 28].

Социально-педагогический процесс формирования системы нравственных качеств личности младших школьников в условиях образовательной организации должен реализовываться на основе чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирования социально одобряемых взглядов и отношений с социальным окружением, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. Однако для успешности нравственного воспитания требуется организовать такие педагогические условия, в рамках которых эти качества можно сформировать. Одним из самых значимым условий организации воспитательного процесса, по мнению В.И. Андреева, является «системность духовно-нравственного воспитания» [2; с. 365].

Формирование нравственных качеств идет за счет расширения представлений детей об окружающем мире и их упорядочения путем усвоения основных понятий и закономерностей, нравственных категорий, факторов, а также восприятия художественных образов.

Правовой основой духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития образования являются Конституция Российской Федерации, закон Российской Федерации «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями), а также закон «О свободе совести и религиозных объединениях» и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Требованиями этих нормативно-правовых документов, а также содержанием Федеральных стандартов определено, что нравственное воспитание в учреждениях образования может осуществляться по основным направлениям:

  • урочная деятельность;
  • внешкольная деятельность,
  • семейное воспитание;
  • внеурочная деятельность.

Для педагога, работающего с младшими школьниками, важными направлениями нравственного воспитания является урочная и внеурочная деятельность, которые связаны друг с другом и при этом взаимодополняются.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечено, что при организации внеурочной деятельности по нравственному воспитанию «базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., – а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика – организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре» [25].

Внеурочная деятельность школьников – это понятие, которое объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это обязательная и неотъемлемая часть всего образовательного процесса в школе. Именно этому виду деятельности в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования уделено особое внимание, определено значимое пространство и во всем образовательном процессе.

Всю работу, проводимую в рамках нравственного воспитания в процессе внеурочной деятельности, можно условно разделить на два направления:

  • первое направление – это работа, осуществляемая в рамках деятельности школы и класса;
  • второе направление – дополнительное образование нравственного содержания.

С учетом этих требований каждый социальный педагог, работающий с младшими школьниками, может выстроить свою систему работы в данном направлении, кроме этого важно помнить, что вся эта работа должна носить обязательно системный характер и являться составной частью всего воспитательного процесса как в классе, так и в образовательном учреждении. В системе организации современного молодёжного досуга, развивающего личность, многие исследователи отмечают, что возможно использование как традиционных формы работы, так и своих авторские наработок.

В связи с тем, что Россия – это многонациональное государство, в процессе нравственного воспитания личности применимы технологии, связанные с познанием культурно-исторических, духовно-нравственных ценностей родного народа и народов, с которыми этот народ связан. Этнопедагогические и социокультурные технологии помогают расширить знания младших школьников и углубить их при изучении культуры и истории Отечества, родного края, особенно опираясь на духовно-нравственные ценности народов, входящих в состав России.

К таким технологиям можно, например, отнести воспитательный курс, предложенный педагогами Ленинградской области и Санкт-Петербурга и направленный на реализацию принципов нравственного воспитания, — это курс внеклассных занятий «Духовно-нравственные беседы». Главной особенностью их, как отмечено в обосновании выбора данной формы внеурочной деятельности, является реализация духовно-нравственного содержания предмета с использованием религиозно-этических и религиозно-культурологических элементов в соответствии с неконфессиональной моделью духовно-нравственного образования, то есть без разделения учащихся на группы на основе выбора ими одной из религиозных традиций.

Воспитательный курс ориентирован на развитие у школьников, и прежде всего у младших школьников, внутренней мотивации и готовности к диалогу на религиозные и мировоззренческие темы, нравственному самосовершенствованию и духовному саморазвитию на основе понимания роли и значения веры и нравственности в жизни человека и общества.

Данный курс позволяет решать ряд следующих педагогических задач:

  • обогащение понятийного аппарата и соответственно расширение кругозора учащегося за счет освоения религиозных понятий и прояснения этимологии общеупотребительных слов и выражений, имеющих происхождение в религиозных традициях и культурах;
  • эстетическое развитие учащегося посредством образов и сюжетов, литературных и изобразительных форм, принадлежащих духовной сокровищнице человечества и служивших источником вдохновения для представителей высокого искусства;
  • развитие навыков смыслообразования в процессе разгадки значений и смыслов, изучаемых образцов древней мудрости и поступков выдающихся людей;
  • развитие исторического мышления через поиск и сравнительный анализ конкретно-исторических примеров и аналогий, соответствующих разным историческим эпохам и духовно-нравственным традициям;
  • духовное развитие школьника посредством активизации индивидуальной восприимчивости к глубинным измерениям жизни.

В основу этого воспитательного курса положена концепция гуманитарного религиозного образования.

Также этнопедагогические и социокультурные технологии, используемые во внеурочной работе по нравственному воспитанию, включают в себя такую интересную и познавательную форму, как экскурсионная работа. Организация экскурсионной деятельности способствует приобщению детей к культурному наследию и своей Родины, и всего мира. Особое внимание должно уделяться национальной культуре, так как она формирует менталитет, именно через нее человек воспринимает значимые национальные ценности. В процессе экскурсий дети знакомятся наглядно с историей и культурой своего народа, своей страны. Для более чувственного эмоционального восприятия ученикам очень важно не только увидеть на картинках, услышать на уроках, но самим побывать на полях боевой славы, увидеть главные святыни русского народа, выдающиеся шедевры искусства, достижения отечественной науки и техники. Это способствует формированию чувства патриотизма, любви к Родине, заботе об окружающей среде.

О.Ю. Колосова [24] выделяла следующие основные свойства, присущие социально-педагогическим технологиям формирования нравственных качеств обучающихся и формирования нравственности личности в целом:

  1. Общность педагогических и социально-педагогических технологий, в связи с тем, что они все, в сущности, ориентированы на воспитание и развитие духовных и нравственных сторон личности.
  2. Социально-педагогические технологии направлены не только на «социализацию личности», но и на педагогизацию общества, «социализацию социума». Другими словами, общественные отношения в окружающей человека социальной среде должны развиваться в соответствии с морально-нравственными, гуманистическими, духовными принципами.
  3. Социально-педагогические технологии нравственного воспитания личности обеспечивают ее взаимодействие с социумом, энергичное включение в него с целью позитивного преобразования на основе духовно-нравственных критериев деятельности человека. Не разрушение социальной среды, не безотчетное потребление социальных благ, а творческое переустройство, бережное развитие, обеспечение безопасности человека при его развитии.

Существенное место в социально-педагогической практике занимают социально-педагогические технологии духовно-нравственного воспитания и развития личности.

Важную роль в нравственном воспитании школьников сегодня играет группа проектных технологий. Она включает в себя такое понятие, как социальное творчество, которое стало новым видом воспитательной работы для современной школы в нравственном воспитании. Важно помнить, что социальное творчество школьников – это, прежде всего, добровольное, а также обязательно посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Социально-творческая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им определенных порой даже нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

Результатом социально-преобразующей деятельности становится приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневности. Это становится возможным через социальную пробу — инициативное участие детей в социально-значимых делах, организованных взрослыми. Это может быть организация благотворительного концерта, спектакля, оказание помощи пожилым или больным людям, а также своим больным сверстникам или детям-инвалидам. Педагог ни в коем случае не может принудить ребенка к участию в таких делах. Задача педагога – умело только мотивировать ребенка на участие в таких мероприятиях, причем это мотивирование может быть только моральным. Основными видами социального творчества школьников в условиях общего образования может стать театрализованная деятельность, благотворительные концерты, организация выставок и ярмарок, праздничные акции и др.

Участие в социально-творческих проектах способствует нравственному воспитанию школьников, помогает им адаптироваться в социуме, формирует у детей активную жизненную позицию, способствует раскрытию творческих способностей, воспитывает ответственность за свои слова и поступки.

Необходимость творчества в преобразовательном процессе обусловлена сущностью социальных отношений, которые отражают специфику организации взаимодействия социальных субъектов, порождающих в каждой конкретной ситуации социальной работы новизну социальных отношений.

М.И. Рожков выделяет следующие этапы типовой технологии решения социально-педагогической проблемы:

1) определение социально-педагогической проблемы;

2) ситуационный анализ, общее описание социально-педагогической ситуации;

3) определение социально-педагогической стратегии — подготовка программы и рабочего плана деятельности;

4) разработка рекомендаций по реализации практической деятельности;

5) описание хода и результатов социально-педагогической деятельности;

6) разработка социально-педагогической технологии;

7) реализация социально-педагогического проекта [37; с. 131].

Сущность деятельности социального педагога в начальных классах, при организации работы по нравственному воспитанию, состоит в управлении внешних влияний, оказываемых на личность школьника, на весь коллектив класса. Кроме этого учитель, в задачу которого входит не только обучение, но и воспитание и который определяет выбор основных педагогических технологий при организации работы по нравственному воспитанию, одновременно является связующим звеном между урочной и внеурочной деятельностью каждого школьника. Поэтому для каждого социального педагога важной задачей является подчинение всех сторон урочной и внеурочной воспитательной деятельности нравственному развитию школьников.

Предпочтение той или другой социально-педагогической технологии зависит от типов и видов, форм и средств, типичных приемов ее реализации. Однако, в действительности сложно предусмотреть в разработках все обстоятельства, поэтому необходимо уметь применять в комплексе известные поисковые способы, методы, средства и техники. При этом гибкая реакция, предусматривающая возможность использования разных вариантов, является гораздо более значимой, чем жестко заданный механистический подход. Кроме того, необходимо учитывать регулярные изменения условий, а следовательно и средств социально-педагогической работы, быть готовым не только к применению других методов, отличных от выбранных ранее, но даже к отказу от принятой технологии. Основное условие — это соответствие выбранной технологии целям и задачам проекта или программы, компетентность и профессионализм в нравственном формировании личности.

Поиск новых форм, методов и средств воспитания в деятельности социального педагога, его воспитанников должен быть непрерывным, так как высокая степень активности свидетельствует об успешности воспитательной работы классного коллектива.

Инновационные воспитательные и педагогические социальные технологии, по мнению О.Ю. Колосовой, «могут оказать человеку неоценимую помощь в процессе саморазвития, формирования целостного мышления, интеллектуальных способностей, творческого воображения, то есть жизненного потенциала личности» [24; с. 35].

Подводя итог сказанному, социально-педагогическая технология – это интегрированное понятие, которое включает в себя содержательный и структурный уровни таких категорий, как «педагогическая технология» и «социальная технология». В настоящее время наибольшее применение получают такие технологии формирования нравственных ценностей, как интерактивные технологии, общая характеристика которых включает взаимодействие, содействие, взаимообогащение, взаимодополнение и коллективное сотворчество всех участников образовательно-воспитательного процесса. Выбор вида используемых социально-педагогических технологий зависит от особенностей целевой группы, ее потребностей, уровня профессионального мастерства специалиста и условий среды реализации.

Изучив теоретические аспекты формирования нравственных  качеств личности младших школьников в рамках внеурочной деятельности социального педагога, можно сделать следующие выводы.

  1. Воспитание нравственной личности – одно из приоритетных направлений развития общества и государства XXI века. Проблема нравственного воспитания определена как задача первостепенной важности и чрезвычайной значимости и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и в Концепции нравственного развития и воспитания личности гражданина в сфере общего образования.Воспитанию духовности было уделено немало внимания.

Внеурочная деятельность школьников – это понятие, которое объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это обязательная и неотъемлемая часть всего образовательного процесса в школе. Именно этому виду деятельности в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования уделено особое внимание, определено значимое пространство и во всем образовательном процессе. Эта деятельность имеет свои цели, задачи, функции и принципы. Она может реализовываться в различных формах и имеет в своем распоряжении все многообразие существующих методов формирования нравственных качеств личности. Внеурочная деятельность несет в себе возможность для проведения эффективной целенаправленной работы по формированию нравственных качеств личности младшего школьника в работе социального педагога.

  1. Формирование нравственных качеств личности младших школьников происходит на протяжении не одного года, и система нравственных ценностей личности изменяется постепенно под влиянием внешнего воздействия социума и внутренних потребностей человека. Важную роль в процессе формирования нравственных качеств обучающихся играет внеурочная деятельность в образовательной организации.

Воспитание и развитие у младших школьников нравственности и высокой культуры является одной из важнейших социально-педагогических задач в процессе социализации личности. Социально-педагогический аспект в организации внеурочной деятельности по формированию нравственных качеств младших школьников также заключается  по большей части в развитии социальной компетентности у учащихся.

  1. Сущность духовно – нравственного воспитания заключается в ориентации на высокие нравственные ценности.Исходя из этого, содержание духовно — нравственного воспитания заключается в формировании чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, а также в формировании социально одобряемых взглядов и отношений в семейнойжизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.

Социально-педагогические технологии формирования нравственных качеств личности младших школьников обеспечивают взаимодействие личности с социумом, энергичное включение в него с целью позитивного преобразования на основе духовно-нравственных критериев деятельности человека, творческого переустройства, бережного развития, обеспечения безопасности человека при его развитии. Технология работы социального педагога с обучающимися по формированию нравственных качеств состоит из различных социально-педагогических аспектов, включающих углубленную диагностику обучающихся до начала работы с ними, проведение консультаций, бесед для сбора дополнительных данных, составление и проведение программы социально-педагогической работы, осуществление итоговой диагностики студентов, позволяющей оценить эффективность проведенной работы.

Рассмотренные теоретико-методологические основы формирования нравственных качеств личности младших школьников во внеурочное время помогут в экспериментальном исследовании по формированию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф