Заявка на расчет
Меню Услуги

Формирование нравственных качеств личности младших школьников в рамках внеурочной деятельности социального педагога. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

2.1 ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ  КАЧЕСТВ  ЛИЧНОСТИ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

 

На основе изученной и проанализированной в первой главе выпускной квалификационной работы научной литературы нами было проведено опытно-экспериментальное исследование, которое было направлено на формирование нравственных качеств у младших школьников во внеурочной деятельности.

Данное исследование проходило в 3 этапа:

1) констатирующий этап — диагностика уровня сформированности нравственных  качеств  личности  младших школьников во внеурочное время;

2) разработка    и    внедрение   комплекса   внеурочных   занятий   по   формированию нравственных качеств личности младших школьников на основе полученных данных;

3) контрольный этап – оценка эффективности данного комплекса и разработка рекомендаций социальным педагогам и родителям по совершенствованию процесса формирования нравственных качеств личности младших школьников во внеурочное время.

Экспериментальная работа проводилась с октября 2019 года по апрель 2020 года на базе Муниципального образовательного учреждения Средней общеобразовательной школы №26 г. Орехово-Зуево. В исследовании приняли участие учащиеся 3 «А» и «Б» классов, в каждом по 25 человек.

Чтобы получить информацию об особенностях развития нравственных качеств у младших школьников, следует для начала определить критерии, по которым оно будет оцениваться и затем выяснить, на каком уровне они сформированы. На наш взгляд, лучшим в вопросе определения этих критериев сформированности нравственных показателей подходит интегративно-аналитический подход. Он одновременно предоставляет возможность функционального, поэлементного рассмотрения знаний основных нравственных понятий, качеств, отношения к ним, реальных поступков и мотивов поведения. А также позволяет выделить основной критерий.

Уровень сформированности нравственных качеств личности у младших школьников мы определяли с помощью диагностики таких основных критериев, как когнитивный, мотивационный и поведенческий. Для этого в нашем исследовании были использованы следующие методики: Колмогорова Л.С. «Определение нравственных понятий», Витковская И.М. «Цветик-семицветик», Гаврилычева Г.Ф. «Конвейер».

  1. Методика Колмогоровой Л.С. «Определение нравственных понятий»

В настоящее время научно-педагогические теории выделяют три уровня освоения учащимися нравственных качеств и ценностей: достаточный, удовлетворительный и неудовлетворительный [4]. Так методика Колмогоровой Л.С. «Определение нравственных понятий» позволяет нам определить уровень сформированности когнитивного компонента, и характеристика этих уровней представлена следующим образом:

Достаточный – представления о нравственных качествах и их проявлениях на практике сформированы, как и способность выделить их существенный признак.

Удовлетворительный – имеются недостаточно устойчивые представления о нравственных качествах, их проявлениях, но в целом они сформированы.

Неудовлетворительный – отрывочные представления о нравственных качествах, при их характеристике ребенок опирается на несущественные признаки.

Целью данной методики является изучение представлений младших школьников о чертах характера, а также личного ценностного отношения к ним. Методика включает ряд вопросов, имеющих отношение к проявлениям нравственных качеств в поведении людей. Участникам эксперимента требуется ответить письменно на эти вопросы. Таким образом, школьники показывают знание основных нравственных понятий, свое отношение к ним, а также сформировано ли у них желание (нежелание) владеть этими качествами. Например,  «Вопрос №3. а) Что значит быть честным? б) Это хорошее качество? в) Ты бы хотел быть таким?».

Результаты обрабатываются следующим образом: за каждое правильное определение нравственного качества и положительное отношение к нему ставится 1 балл. Максимальное количество баллов (9-10) характеризует достаточный уровень сформированности когнитивного компонента, 6-8 баллов – удовлетворительный уровень, и, наконец, 5 и меньшее количество баллов являют собой неудовлетворительный результат.

Проанализировав полученные результаты, мы можем говорить о том, что для учащихся третьего класса такие качества, как щедрость, честность, самостоятельность, трудолюбие оказались наиболее знакомыми. Практически все ученики дали верное определение этим категориям. Однако следует отметить, что ответы детей были довольно простыми и обобщенными.

Чаще всего на вопрос «Что значит быть самостоятельным?» дети давали ответ «все делать самому». А «быть трудолюбивым», на их взгляд, значит «любить трудиться». Некоторые ответы детей показывали ошибочное представление о понятиях, например, «быть трудолюбивым, стирать с доски после урока», а быть самостоятельным, значит «слушаться учителя». Мы можем предполагать, что положительная и отрицательная оценка действий ребенка педагогом или родителями повлияла на формирование его представлений об этих качествах. Интересными нам показались также ответы на вопрос о честности, наиболее распространенным ответом было «быть честным – значит никогда не обманывать». Также звучали ответы «быть честным» значит «выполнять обещания», «не сваливать вину на другого», «делиться» и, как ни странно, «не ябедничать». Другие понятия, такие, как «доброта» и «дружелюбие», набрали меньше всего правильных ответов. Одновременно с правильными определениями данных понятий, можно было встретить и не совсем точные, порой совсем неверные ответы или упоминались несущественные признаки. Например, «быть добрым» — значит «относиться ко всем с уважением», «давать что-нибудь кому-нибудь»,  и самый популярный и обобщенный вариант ответа – «быть хорошим». На основе полученных ответов мы можем сделать вывод о том, что одно из самых основных нравственных понятий — «доброта» — понятна младшим школьникам только в форме неясных представлений, в общих чертах. Такую же картину мы видим в отношении понятий «находчивость» и «организованность»; практически никто не дал им верного определения. Следует также сказать о том, что большинство опрошенных детей выразили положительную реакцию на предложенные категории и проявили желание быть такими. (Таблица 1)

Таблица 1.

Уровни сформированности когнитивного компонента нравственных качеств младших школьников (% учащихся)

Уровни 3 «А» класс (25 чел.) 3 «Б» класс (25 чел.)
Достаточный 16 (4 чел.) 0
Удовлетворительный 60 (15 чел.) 52 (13 чел.)
Неудовлетворительный 24 (6 чел.) 48 (12 чел.)

 

Результаты проведенной методики представлены на диаграмме 1, которая наглядно отражает уровень сформированности когнитивного компонента.

Диаграмма 1

Уровни сформированности когнитивного компонента нравственных качеств младших школьников (% учащихся)

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что большое количество детей не имеет сформированных представлений о таких нравственных понятиях, как «доброта» и «дружелюбие», либо они недостаточно устойчивые. Такую же картину мы наблюдаем в отношении понятий «находчивость» и «организованность».  В целом мы видим, что по уровням развития когнитивного компонента на данном этапе формирующего эксперимента младшие школьники параллельных классов распределены неравномерно – в 3 «Б» классе показатели почти в два раза хуже, чем в 3 «А» классе.

  1. 2. Методика И.М. Витковской «Цветик-семицветик»

С помощью методики И.М. Витковской «Цветик-семицветик» мы выявляли уровень сформированности еще одного компонента – мотивационного. Характеристика выделенных уровней выглядит следующим образом:

Достаточный – ярко выраженные нравственные потребности и мотивы, развито сочувствие, свидетельствующее об альтруистической направленности.

Удовлетворительный – нечетко выраженные нравственные потребности и мотивы, помощь другому человеку представляется как социальная необходимость.

Неудовлетворительный – очень слабо выражены или отсутствуют нравственные потребности и мотивы, сочувствие не проявляется, эгоцентрическая направленность.

Целью данной методики является выявление направленности желаний и интересов младших школьников. Процедура исследования имела следующий вид: каждому участнику эксперимента выдавался цветок из семи лепестков, на каждом из которых дети должны были написать по одному желанию, пронумеровав их при этом. Желания могли быть загаданы для себя, для дома, для класса или школы, для людей всего мира. Баллы подсчитывались по убывающей: за первое желание 7 баллов, за второе – 6 баллов и т.д. Далее желания были сгруппированы по материальному (вещи, игрушки и т.п.), нравственному (иметь животных и ухаживать за ними) или познавательному (научиться чему-либо) признакам. Подсчитывалась сумма баллов по каждому признаку. Группа, набравшая большее количество баллов отражает ведущее желание ребенка, его содержание и направленность.

Анализ полученных результатов показал, что в среде школьников, принимающих участие в исследовании, преобладают желания, связанные с собственным благополучием. Содержательная сторона желаний довольно разнообразна, однако можно отметить, что большинство из них носит материальный характер. К ним можно отнести, например, игры, домашних питомцев, предметы одежды или обуви, новые смартфоны, другими словами, материальные блага. Здесь также прослеживается влияние средств массовой информации, особенно явно оно проявляется в таких желаниях, как: «хочу быть известным блогером», «мечтаю быть такой, как принцессы Дисней» и другие. Встречались также желания, отражающие неспокойную психологическую ситуацию в семье, например, «хочу, чтобы дома никто не ругался», «хочу, чтобы родители любили не только моего младшего брата, но и меня» и т.п. Анализ таких желаний детей позволяет нам отчасти получить представление об их переживаниях. Среди ответов мальчиков и девочек присутствуют свои различия, так, если мальчики хотят быть сильными, то девочки – красивыми, модными. Однако и те и другие мечтают учиться на «отлично», быть умными. Результаты методики для удобства представлены в таблице 2, отражающей уровень сформированности мотивационного компонента.

Таблица 2.

Уровни сформированности мотивационного компонента нравственности  (% учащихся)

Уровни 3 «А» класс (25 чел.) 3 «Б» класс (25 чел.)
Достаточный 24 (6 чел.) 12 (3 чел.)
Удовлетворительный 68 (17 чел.) 68 (17 чел.)
Неудовлетворительный 8 (2 чел.) 20 (5 чел.)

 

Для наглядности мы также представили полученные данные в виде диаграммы 2.

 

Диаграмма 2

Уровни сформированности мотивационного компонента нравственности

(% учащихся)

Просмотрев результаты, можно сказать, что уровень сформированности мотивационного компонента у учащихся третьего класса в целом удовлетворительный (сфера отношений, желание помогать ближнему носят положительный или нейтральный характер). Но также присутствует определенный процент учащихся, имеющих неудовлетворительный уровень и в 3 «Б» классе этот процент выше. Это подтверждает необходимость проведения дополнительной работы по формированию нравственных качеств и мотивов.

  1. Методика Гаврилычевой Г.Ф. «Конвейер»

Последний критерий, который мы рассматривали в своем исследовании – поведенческий. Уровень его сформированности можно выявить с помощью методики Г.Ф.Гаврилычевой «Конвейер», так как ее целью как раз и является выявление поведенческих навыков детей в ситуации взаимодействия.

Перед проведением диагностики мы разделили учащихся на группы по 5 человек. Задание заключалось в следующем: каждой группе третьеклассников необходимо было выполнить во время внеурочной деятельности определенную операцию, из которых в итоге складывалась общая работа класса – гирлянда из флажков. Таким образом, одной группе надо было обводить флажки по трафарету, другой — вырезать флажки, третьей — приклеивать украшения на обе стороны флажков, четвертой группе — делать загиб на флажках, а пятой — вдевать нитку.

Результаты наблюдения за работой учеников интерпретировались так:

Достаточный уровень (3 балла) – ребенок общителен, заинтересован в совместной  деятельности,  проявляет  вежливость, терпимость, уважение к товарищам,

готовность прийти на помощь.

Удовлетворительный уровень (2 балла) – есть признаки общительности и контактности, частично заинтересован в совместной деятельности, не всегда проявляет вежливость, терпимость, уважение к товарищам по работе, слабо выражено желание помочь.

Неудовлетворительный уровень (1 балл) – ребенок необщителен, не заинтересован в совместной деятельности, проявляет нетерпимость, грубость, презрение к одноклассникам, готовность помочь отсутствует.

Результаты проведенной методики по выявлению уровня сформированности поведенческого компонента представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Уровни сформированности поведенческого компонента нравственности (% учащихся)

Уровни 3 «А» класс (25 чел.) 3 «Б» класс (25 чел.)
Достаточный 24 (6 чел.) 12 (3 чел.)
Удовлетворительный 60 (15 чел.) 52 (13 чел.)
Неудовлетворительный 16 (4 чел.) 36 (9 чел.)

Для наглядности полученные данные представлены в виде диаграммы 3.

Диаграмма 3

Уровни сформированности поведенческого компонента нравственности (% учащихся)

Анализируя поведение детей, мы выявили, что 36% учащихся 3 «Б» класса имеют неудовлетворительный уровень сформированности поведенческого компонента.  Большинство из этих детей проявляют неуважительное отношение друг к другу. Например, один из учеников из этого класса постоянно оскорблял и критиковал товарища по работе, несмотря на имеющиеся у них дружеские отношения. Другими словами, произошел конфликт, который был урегулирован с помощью социального педагога. Эксперимент проводился в привычной для детей среде, им не задавалась установка на соревновательность, однако и в одном и в другом классах часто дети проявляли нетерпение в отношении недостаточно быстро выполняющих свою работу одноклассников. Многие из участников не выразили желания помочь своим товарищам даже при условии, что от этого зависит общий результат.

Достаточный уровень продемонстрировали 12% учащихся 3 «Б» класса и 24% учащихся 3 «А» класса. Во время совместной деятельности эти дети проявили такие качества, как общительность, дружелюбие, заинтересованность в совместной деятельности, уважение к товарищам. Например, одна девочка из 3 «Б» класса вступилась за свою одноклассницу, когда ее стали поторапливать и критиковать ее работу; в 3 «А» классе мальчик случайно задел рукой другого и тот неровно разрезал деталь, первый сразу же попросил прощения, а второй не разозлился, а только сказал: «Ничего, такое с каждым могло произойти».

В целом об учащихся третьих классов можно сказать, что у них есть стремление к проявлению отзывчивости, доброты. Встречаются и такие дети, у которых очень развиты высокие моральные качества, например такие, как умение прощать, понимание, забота о сверстниках и т.п. Но также есть ученики, у которых присутствуют отрицательные качества такие, как нетерпение, бестактность, грубость по отношению к сверстникам. И опять же можно заметить, что показатели в 3 «Б» классе хуже, чем в 3 «А» классе.

По результатам всех проведенных методик, мы определили индивидуальный средний результат уровня сформированности нравственных качеств у каждого из школьников, принявших участие в эксперименте. На основе этих данных мы составили таблицу 4, отражающую результаты констатирующего этапа исследования.

Таблица 4

Обобщающие результаты констатирующей диагностики (%учащихся)

Уровни 3 «А» класс (25 чел.) 3 «Б» класс (25 чел.)
Достаточный 20 (5 чел.) 8 (2 чел.)
Удовлетворительный 64 (16 чел.) 56 (14 чел.)
Неудовлетворительный 16 (4 чел.) 36 (9 чел.)

 

Выводы по констатирующему этапу исследования:

Результаты констатирующей диагностики говорят о том, что среди учащихся третьего класса преобладает удовлетворительный уровень сформированности нравственных качеств (64% в 3 «А» классе и 56% в 3 «Б» классе). Процент детей, имеющих достаточный уровень сформированности нравственных качеств, составляет 20% в 3 «А» классе и 8% в 3 «Б». Значительная часть младших школьников в 3 «Б» классе (36% учащихся) имеет неудовлетворительный уровень, тогда как в 3 «А» классе их число составляет 16%.

Таким образом, полученные данные позволяют нам назвать 3 «Б» класс экспериментальной группой, так как показатели в этом классе довольно низкие, ниже, чем в 3 «А» классе, и требуют проведения определенной работы по формированию нравственных качеств личности.

Опираясь на результаты констатирующего этапа исследования, нами были выявлены следующие нравственные проблемы в экспериментальном классе:

1) у детей не сформированы общие представления о таких понятиях, как «доброта», «дружелюбие», «находчивость», «организованность»;

2) внешние качества детьми ценятся больше, чем внутренние;

3) для детей по большей части мотивами деятельности выступают материальные желания, а не духовные и чаще всего они носят эгоцентричный характер;

4) в поведении детей слабо выражено проявление таких личностных качеств, как взаимопомощь, вежливость, терпеливость.

Таким образом, проведенное нами исследование на констатирующем этапе показало недостаточную сформированность нравственных качеств и ценностей у учеников третьего «Б» класса. Полученные результаты послужили основанием для разработки программы по формированию нравственных качеств личности у младших школьников.

 

 

 

 

2.2 РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ КОМПЛЕКСА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ   ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Исходя из результатов констатирующего этапа эксперимента, мы разработали комплекс внеурочных занятий, направленный на формирование нравственных качеств личности младших школьников.

Комплекс включает в себя занятия, направленные на формирование: нравственных чувств и этического сознания; коммуникативных навыков; толерантности и уважения к другим людям, культурам других народов; уважительного отношения к родителям и семье; трудолюбия и интереса к социально значимой деятельности; представлений об основных нравственных понятиях.

Комплекс состоит из 20 занятий, длительностью от 45 до 50 минут. Частота проведения занятий – 1 раз в неделю.

Целевая аудитория: учащиеся третьих классов общеобразовательной школы (9-10 лет).

Цель комплекса: проверить эффективность условий формирования нравственных  ценностей  у  младших  школьников  во внеурочной  деятельности.

Задачи комплекса:

— определить основные направления, формы, методы социально-педагогической работы с обучающимися по формированию нравственных качеств;

— своевременно выявить учеников с низким уровнем нравственного воспитания;

— формировать нравственные ориентиры обучающихся на основе традиционных общечеловеческих ценностей;

— воспитывать нравственные чувства и этическое сознание школьников;

— формировать толерантность и основы культуры межэтнического общения, уважение к культурным и религиозным традициям;

— развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

— формировать у обучающихся уважительное отношение к родителям и семье, семейным ценностям и традициям; осознанное, заботливое отношения к старшим и младшим;

— способствовать развитию трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности, настойчивости в достижении результата;

— способствовать формированию устойчивого интереса и потребностей обучающихся к общественно значимому поведению и деятельности;

— способствовать повышению уровня воспитанности обучающихся;

— организовать досуговую деятельность обучающихся: вовлечение в кружки и спортивные секции, привлечение к социально значимой деятельности;

— формировать у школьников способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

— развивать коммуникативные способности, творческую инициативу и самостоятельность обучающихся;

— способствовать развитию самоконтроля, сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности младших школьников, способности формулировать собственные нравственные обязательства, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

Для достижения поставленных задач использовались следующие методы: беседы, обсуждения, разъяснение, пример, упражнения, рефлексия, ситуационный метод, воспитывающие ситуации, КТД, элементы тренинга, демонстрация слайдов и видеофильмов.

Этапы реализации программы:

  1. Организационный – направлен на обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на формирование нравственных качествмладших школьников; определение стратегии и тактики деятельности; определение основных направлений, форм, методов и способов работы с обучающимися; разработку и утверждение мероприятий комплекса, определение цели и задач её выполнения.
  2. Диагностический – включает в себя проведение исследований среди обучающихся для определения уровнясформированности нравственных качеств младших школьников.
  3. Формирующий – предполагает организацию внеурочной деятельности в третьих классах школы на основе внедрения комплекса занятий по формированию системы нравственных качеств обучающихся с использованием личностно-ориентированных технологий, приемов, методов и способов работы, социально-педагогической и психолого-педагогической поддержки личности школьника в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
  4. Оценочный – предусматривает проведение повторного мониторинга и анализ диагностических данных сформированностинравственных качеств и младших школьников; соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами; определение перспектив и путей дальнейшего развития эксперимента.

Календарно-тематический план занятий программы представлен в таблице 5.

Таблица 5.

Тематический план комплекса внеурочных занятий

Дата Тема занятия Цели Время
1 17.10.2019 Ознакомительное занятие Создание доверительной, позитивной атмосферы в классе, способствующей наибольшей эффективности работы. Формирование сплоченности класса, раскрепощение участников. Активизация участников, формирование интереса и мотивации к посещению занятий. Знакомство обучающихся с правилами работы по программе, раскрытие плана работы. 45 минут
2 24.10.2019 Интерактивная беседа «Что такое доброта?» Формирование у учащихся устойчивых представлений об основных нравственных понятиях, качествах. Формирование отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям. 45 минут
3 31.10.2019 Квест «Дорога добра» Закрепление знаний детей об основных нравственных понятиях. Формирование навыков взаимодействия в группе, а также таких качеств, как взаимопомощь, терпеливость, уважение к сверстникам. 50 минут
4 07.11.2019 Занятие «Пока мы едины, мы непобедимы!», посвященное Дню народного единства Развитие у младших школьников патриотических чувств, уважительного отношения к государственным символам, праздникам и традициям, чувства единения многонациональной страны. 45 минут
5 14.11.2019 Занятие «16 ноября – Международный день толерантности»

Просмотр и обсуждение видеоролика.

Расширение знаний обучающихся о толерантности и ее месте в системе нравственных ценностей. Воспитание культуры толерантности в детской среде, связанной с признанием и уважением разной этно-национальной, религиозной и иной принадлежности людей. 45 минут
6 21.11.2019 Занятие «Лучшее во мне» с элементами тренинга Формирование у учеников ощущения ценности, значимости их личности, уверенности в себе. Содействие школьникам в познании себя, выявлении сильных сторон, развитии чувства собственного достоинства, смещение акцента с внешнего на внутреннее. Формирование способности учащихся адекватно оценивать себя и свои поступки на основе внутренней системы ценностей, взглядов. 45 минут
7 28.11.2019 Мастерская «Поделись частичкой счастья»

Мастерим поделки и пишем письма пожилым людям из домов престарелых

Знакомство обучающихся с понятием «волонтерское движение». Продвижение ценностей добровольческой деятельности. Формирование активной жизненной позиции учеников через вовлечение их в социально-значимую деятельность. Ответ на вопрос: «А что можем сделать мы (дети)?»

 

50 минут
8 05.12.2019 Занятие «Моя семья» Воспитание у обучающихся ценностного отношения к родителям и семье, формирование чувства гордости за свою семью, чувства долга и ответственности перед своей семьей. Составление списка добрых дел по отношению к семье. 45 минут
9 12.12.2019 Игровое занятие «Дружба крепкая не сломается» Формирование представления

о дружбе как нравственной

ценности. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.

50 минут
10 19.12.2019 Занятие «Вежливость открывает все двери» Формировать представление о вежливости как нравственном качестве человека; развивать

гуманистические чувства детей. Развитие коммуникативных способностей обучающихся.

45 минут
11 16.01.2020 Занятие «Труд красит человека» Расширение представлений учеников о значении труда в жизни общества. Воспитание положительного отношения и уважения к трудовой деятельности и людям труда. Формирование у обучающихся мотивации к трудовой деятельности, потребности в труде. Развитие трудолюбия, целеустремленности, настойчивости в достижении результата. 45 минут
12 23.01.2020 Интерактивное занятие «Этикет – для всех» Дать представление о вежливом общении. Научить основным правилам этикета для девочек и мальчиков. Способствовать формированию умения выделять нравственную сторону поступков. Рассмотреть разные ситуации, выработать навыки правильного поведения. Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу. 45 минут
13 30.01.2020 Занятие «Не следуй за толпой» с элементами тренинга Развитие способности у младших школьников делать самостоятельно свой выбор и умения поступать в соответствии с собственным решением. Формирование у обучающихся умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами. Отработка навыков уверенного поведения, способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию. 45 минут
14 06.02.2020 Занятие с элементами тренинга «Психологическое здоровье» Формирование у обучающихся убеждения о значении настроения в психическом здоровье человека, стремления контролировать и произвольно регулировать свои эмоции. Формирование у учеников умений и навыков сохранения и укрепления психологического здоровья через овладение способами саморегуляции, приемами снятия напряжения и активизацию личностных ресурсов. 45 минут
15 13.02.2020 Круглый стол «Как прекрасен этот мир!»

Слушаем рассказы обучающихся о красивых уголках планеты.

Формировать представление о природе как нравственной ценности; воспитывать чувство красоты природы, бережное отношение к окружающей среде. Развитие навыков выступления перед группой, уважительного отношения к выступающему. 50 минут
16 20.02.2020 Беседа «В мире искусства» с презентацией Обогащение знаний обучающихся об эстетических и художественных ценностях. Формирование понимания обучающимися значимости искусства в жизни каждого человека. Развитие у школьников чувства прекрасного, эстетических вкусов, идеалов. 45 минут
17 27.02.2020 Занятие «Самовоспитание личности» Расширение представлений детей о роли самовоспитания во всестороннем развитии личности. Формирование у обучающихся потребности в нравственном самосовершенствовании

Объяснение значимости волевых качеств личности, их развитие.

45 минут
18 05.03.2020 Занятие с элементами тренинга «Два шага до конфликта» Выяснить сущность конфликта.

Обучать детей умению благополучно выходить из конфликтных ситуаций.

Учить заботиться о своем душевном здоровье. Развивать навыки эффективного общения.

45 минут
19 12.03.2020 КТД «Беда может случиться с каждым»  Развитие положительной установки на другого человека. Закрепление навыков уважительного отношения к другим, взаимопомощи, отзывчивости, взаимовыручки. Закрепление знаний о поведении в конфликтной ситуации и других жизненных ситуациях. 45 минут
20 19.03.2020 Заключительное занятие «Перемены к лучшему» Закрепление у младших школьников полученных знаний и навыков. Обобщение полученного опыта. Осознание обучающимися своих личностных ресурсов, рефлексия изменений. Подведение итогов занятий. 45 минут

 

Эффективность реализации данного комплекса внеурочных занятий оценивается по сформированности у детей личностно значимых качеств, коммуникативных умений и культуры поведения, способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию.

Ожидаемые количественные результаты: после проведения комплекса внеурочных занятий должен наблюдаться рост уровней сформированности каждого компонента, исследованного на констатирующем этапе, а также сформированности нравственных качеств личности младших школьников в целом.

Ожидаемые качественные результаты реализации комплекса внеурочных занятий отражают решение выявленных нравственных проблем класса и представляют собой нравственный портрет ученика:

— сформированность общих представлений о таких основных нравственных понятиях, как «доброта», «дружелюбие», «находчивость», «организованность»;

— сформированность нравственных ориентиров, нравственных ценностей и нравственных личностных качеств, проявляющихся в действиях, деятельности, поступках;

— развитие навыков поведения в конфликтных ситуациях, навыков эффективного общения;

— изменение мотивов деятельности с материальных на духовные, носящие альтруистический характер;

— развитие трудолюбия, готовности к добросовестному труду, способности и интереса к позитивно направленной, социально значимой деятельности;

— достижение оптимального эмоционального состояния через повышение социальной активности и психологической комфортности.

Возможные риски при реализации комплекса занятий: непонимание обучающимися важности формирования нравственных качеств для жизни; могут возникнуть трудности с установлением контакта с младшими школьниками, они могут неохотно отвечать на вопросы, выполнять задания; без энтузиазма участвовать в мероприятиях и упражнениях; усталость детей в связи с тем, что занятия по программе проводятся после основных учебных занятий.

В соответствии с особенностями работы социального педагога и возрастными особенностями детей нами был составлен комплекс внеурочных занятий, который способствует формированию нравственных качеств личности у младших школьников.

В основе комплекса по формированию нравственных качеств личности младших школьников лежит принцип целостности учебно-воспитательного процесса в рамках личностно-деятельного подхода. Кроме того, разрабатывая данный комплекс, мы опирались и на такие принципы его организации, как принцип природосообразности, гуманизма, комплексности и системности, диалогичности, субъектности, добровольности, сотрудничества, а также аксиологический и научный принципы.

При реализации комплекса мы столкнулись со следующими трудностями: на первых занятиях не удавалось заинтересовать детей, создать комфортную доверительную атмосферу; некоторые ученики с большой неохотой принимали участие в беседе, разных упражнениях.

Разработанный нами комплекс состоит из 20 внеурочных занятий. Каждое занятие длилось в зависимости от формы его проведения от 45 до 50 минут, имело свою логику проведения и цель, и представляло собой комплекс последовательных частей, объединенных общей темой: нравственное развитие личности учеников.

Внедрение данного комплекса началось с проведения ознакомительного занятия, в котором мы постарались создать доверительную, позитивную атмосферу в классе, способствующую раскрепощению участников; заинтересовать и мотивировать их к посещению занятий; ознакомить их с правилами работы по программе, раскрыть план работы.

Основная работа при реализации комплекса велась по 8 направлениям:

  1. Формирование патриотических чувств.
  2. Формирование нравственных чувств и этического сознания.
  3. Формирование толерантности и такихкачеств, как взаимопомощь, терпеливость, уважение к сверстникам.
  4. Формирование уважительного отношения к родителям и семье.
  5. Формирование трудолюбия и интереса к социально-значимой деятельности.
  6. Формирование навыков бесконфликтного общения, волевых качеств.
  7. Формирование ответственного отношения к природе и окружающей среде.
  8. Формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Заключительным моментом в комплексе стало заключительное занятие «Перемены к лучшему», где дети закрепили полученные знаний и навыки; обобщили полученный опыт; подвели итог всех занятий.

Реализация комплекса завершилась контрольной диагностикой обучающихся, с целью проверки результативности и эффективности проведенной работы.

Таким образом, в представленном параграфе мы обосновали и дали содержание комплекса внеурочных занятий по формированию нравственных качеств личности у младших школьников.

 

 

2.3 РЕКОМЕНДАЦИИ СОЦИАЛЬНЫМ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

 

Последний этап нашей исследовательской работы – контрольный. Он заключался в оценке эффективности апробированного комплекса, на основе которой разрабатывались рекомендации социальным педагогам и родителям по совершенствованию процесса формирования нравственных качеств личности младших школьников во внеурочное время. На данном этапе были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе.

  1. Методика Колмогоровой Л.С. «Определение нравственных понятий»

Проведя повторную диагностику, мы получили следующие данные, представленные в таблице 6.

Таблица 6.

Результаты диагностики уровня сформированности когнитивного компонента нравственных качеств младших школьников до и после эксперимента (% учащихся)

Уровни Экспериментальная группа (3 «Б») Контрольная группа

(3 «А»)

До После До После
Достаточный 0 32 (8 чел.) 16 (4 чел.) 16 (4 чел.)
Удовлетворительный 52 (13 чел.) 60 (15 чел.) 60 (15 чел.) 68 (17 чел.)
Неудовлетворительный 48 (12 чел.) 8 (2 чел.) 24 (6 чел.) 16 (4 чел.)

По результатам повторного проведения методики была выявлена положительная динамика в формировании когнитивного компонента нравственных качеств. Так, мы можем наблюдать, что достаточного уровня достигли 32% учащихся из экспериментальной группы, в то время как в контрольной группе показатель не изменился – 16 %. Дети правильно объясняли суть основных нравственных категорий и назвали их главные признаки. Кроме прочих, дети давали верные определения и тем понятиям, которые на констатирующем этапе вызвали у них особенное затруднение, например, «доброта», «дружелюбие», «находчивость», «организованность».

Удовлетворительный уровень сформированности когнитивного компонента на контрольном этапе был выявлен у 60% учащихся из экспериментальной группы и у 68% из контрольной группы. В обоих случаях можно проследить незначительную динамику с разницей в 8%.

Количество детей с неудовлетворительным уровнем сформированности когнитивного компонента в экспериментальной группе уменьшилось с 48% до 8%, в контрольной – с 24% до 16%. Школьники с этим уровнем не смогли правильно объяснить суть нравственных понятий ни на констатирующем, ни на контрольном этапе. Основываясь на этих данных, можно говорить о том, что этим детям требуется дальнейшая работа по формированию представлений об основных нравственных качествах.

Результаты констатирующего и контрольного этапов представлены на диаграмме 4, которая наглядно отражает динамику уровня сформированности когнитивного компонента у школьников.

Диаграмма  4

Результаты диагностики уровня сформированности когнитивного компонента нравственных качеств младших школьников до и после эксперимента (% учащихся)

Проведя сравнительный анализ приведенных процентных отношений, мы можем увидеть значительное повышение уровня сформированности когнитивного компонента нравственных качеств в экспериментальном классе после проведения формирующего этапа эксперимента.

Таким образом, мы делаем вывод, что проведенный нами комплекс внеурочных занятий существенно влияет на формирование нравственных качеств личности младших школьников.

 

  1. 2. Методика И.М. Витковской «Цветик-семицветик»

Проведя повторную диагностику по данной методике, мы получили следующие данные, представленные в таблице 7.

Таблица 7.

Результаты диагностики уровня сформированности мотивационного компонента нравственных качеств младших школьников до и после эксперимента (% учащихся)

Уровни Экспериментальная группа (3 «Б») Контрольная группа

(3 «А»)

До После До После
Достаточный 12 (3 чел.) 36 (9 чел.) 24 (6 чел.) 28 (7 чел.)
Удовлетворительный 68 (17 чел.) 64 (16 чел.) 68 (17 чел.) 68 (17 чел.)
Неудовлетворительный 20 (5 чел.) 0 8 (2 чел.) 4 (1 чел.)

 

Среди результатов контрольного тестирования особенно следует отметить факт снижения количества учащихся из экспериментальной группы с  неудовлетворительным уровнем сформированности мотивационного компонента с 20% до 0%. Это говорит о том, что все большее количество школьников испытывает направленность на другого человека в сочетании с личностным мотивом, другими словами, альтруистическую направленность. У учащихся же из контрольной группы можно наблюдать незначительные изменения, практически тот же результат, что и на констатирующем этапе, а именно присутствие такой направленности только в сочетании с общественными мотивами.

Очень высок процент учащихся с удовлетворительным уровнем сформированности мотивационного компонента. Здесь можно отметить, что этот процент не изменился в контрольной группе (до и после: 68%). В экспериментальной группе количество уменьшилось на 4% (с 68% до 64%) за счет повышения процента детей с достаточным уровнем. Другими словами, мы можем наблюдать положительную динамику изменений.

Для наглядности результаты диагностики уровня сформированности мотивационного компонента нравственных качеств личности младших школьников представлены на диаграмме 5.

Диаграмма 5

Результаты диагностики уровня сформированности мотивационного компонента нравственных качеств младших школьников до и после эксперимента (% учащихся)

Сравнив данные, полученные на констатирующем и контрольном этапах, мы видим, что результаты повторного проведения методики значительно изменились в лучшую сторону в экспериментальной группе. Это так же указывает на положительное влияние формирующего этапа на уровень сформированности нравственных качеств личности младших школьников в целом и мотивационного компонента в частности.

  1. 3. Методика Гаврилычевой Г.Ф. «Конвейер»

Анализируя результаты повторной диагностики поведенческого компонента по данной методике, мы так же можем наблюдать положительную динамику. Сравнительные данные представлены в таблице 8.

Таблица 8.

Результаты диагностики уровня сформированности поведенческого компонента нравственных качеств младших школьников до и после эксперимента (% учащихся)

Уровни Экспериментальная группа

(3 «Б»)

Контрольная группа

(3 «А»)

До После До После
Достаточный 12 (3 чел.) 24 (6 чел.) 24 (6 чел.) 24 (6 чел.)
Удовлетворительный 52 (13 чел.) 64 (16 чел.) 60 (15 чел.) 64 (16 чел.)
Неудовлетворительный 36 (9 чел.) 12 (3 чел.) 16 (4 чел.) 12 (3 чел.)

 

Количество детей с неудовлетворительным уровнем сформированности поведенческого компонента в экспериментальной группе уменьшилось на 24% и составляет 12%. В контрольной группе этот показатель по сравнению с констатирующим этапом уменьшился незначительно (на 4%) и составляет тоже 12%.

Удовлетворительный уровень был констатирован у 64% учащихся из экспериментальной группы и у 64% учащихся из контрольной, что показывает повышение количества таких детей на 12% и 4% соответственно. В процессе совместной деятельности эти школьники проявляли признаки общительности и контактности, были частично заинтересованы в совместной деятельности, не всегда проявляет вежливость, терпимость, уважение к товарищам по работе.

Процент детей, показавших высокий уровень сформированности поведенческого компонента, в экспериментальной группе увеличился в 2 раза и сравнялся с показателем контрольной группы, который, следует заметить, остался прежним и составляет 24%.

На диаграмме 6 мы наглядно можем увидеть результаты и динамику диагностики уровня сформированности поведенческого компонента нравственных качеств личности младших школьников.

 

Диаграмма 6

Результаты диагностики уровня сформированности поведенческого компонента нравственных качеств младших школьников до и после эксперимента (% учащихся)

Сравнив результаты, полученные перед и после проведения формирующего этапа, мы можем увидеть положительную динамику в процентных отношениях 3 «Б» класса. Это еще раз показывает эффективность разработанного нами комплекса внеурочных занятий в формировании нравственных качеств у младших школьников.

После повторного проведения всех вышеперечисленных методик, мы определили индивидуальный средний результат уровня сформированности нравственных качеств у каждого из школьников, принявших участие в эксперименте. На основе этих данных мы составили таблицу 9, отражающую результаты контрольного этапа исследования.

Таблица 9.

Обобщающие результаты контрольной диагностики (%учащихся)

Уровни Экспериментальная группа

(3 «Б»)

Контрольная группа

(3 «А»)

Достаточный 28 20
Удовлетворительный 60 64
Неудовлетворительный 12 16

 

Сравнительный анализ полученных результатов наглядно показан на  диаграмме 7.

 

Диаграмма 7

Сравнительный анализ полученных результатов (% учащихся)

Несмотря на все еще большой процент детей с удовлетворительным (средним) уровнем сформированности нравственных качеств, мы можем наблюдать положительную динамику на неудовлетворительном и достаточном уровнях. Так, мы можем отметить, что процент детей из экспериментальной группы с достаточным уровнем увеличился почти в 4 раза – с 8% до 28%. Процент детей с удовлетворительным уровнем изменился незначительно – с 56% до 60%.

В свою очередь в контрольной группе уровень сформированности нравственных качеств личности младших школьников остался без изменений.

На основе анализа проведенного исследования, можно сделать вывод, что разработанный нами комплекс внеурочных занятий может стать эффективным средством в формировании нравственных качеств личности у младших школьников в рамках деятельности социального педагога. В связи с этим мы составили ряд рекомендаций социальным педагогам и родителям по совершенствованию процесса формирования нравственных качеств у младших школьников во внеурочное время:

  1. Организованная деятельность должна способствовать формированию у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к жизни и различным ее явлениям, а также пониманию значения нравственных ценностей лично для них и для общества в целом.
  2. Следует организовывать коллективную творческую деятельность, в которой младшие школьники смогут проявлять себя с лучшей стороны и развивать тем самым свои нравственные качества.
  3. Следует создавать такие условия, которые бы расширяли ценностное пространство учеников в  деятельности, которая является для них значимой.
  4. В процессе формирования нравственных качеств у детей социальным педагогам следует сделать акцент на развитие социальной компетентности у учащихся.
  5. Процесс формирования нравственных качеств личности младших школьников должен осуществляться систематически, а не от случая к случаю.
  6. Следует вовлекать родителей в участие во внеурочной деятельности, чтобы воздействие на формирование нравственных качеств происходило с разных сторон.

Таким образом, изучение нравственных качеств личности младших школьников проходило в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Констатирующий этап предполагал организацию экспериментального исследования, подбор диагностических методик, знакомство с участниками исследования – учащимися третьих классов. На этом же этапе проводилась социально-педагогическая диагностика с целью выявления уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников. Этот уровень мы определяли с помощью диагностики таких основных критериев, как когнитивный, , мотивационный и поведенческий. В результате было выявлено, что в 3 «Б» показатели ниже, чем в 3 «А» классе, поэтому мы выбрали его в качестве экспериментальной группы. Кроме того в этом классе был обнаружен ряд нравственных проблем, на решение которых и был направлен следующий этап.

Формирующий этап имел в своей основе разработку и реализацию комплекса внеурочных занятий, направленных на формирование нравственных качеств личности младших школьников. Разработанный комплекс был выстроен на основе диагностических результатов констатирующего этапа, а также с учетом возрастных особенностей детей и особенностью внеурочной деятельности социального педагога.

На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика уровня сформированности нравственных качеств и анализ этих данных после проведения комплекса внеурочных занятий. Полученные результаты демонстрируют положительную динамику в изменениях поведения и личностных качествах младших школьников, что свидетельствует об эффективности разработанного и апробированного социально-педагогического комплекса внеурочных занятий по формированию нравственных качеств личности у младших школьников.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В представленной выпускной квалификационной работе нами был рассмотрен процесс формирования нравственных качеств личности младших школьников в рамках внеурочной деятельности социального педагога.

Воспитание нравственной личности – одно из приоритетных направлений развития общества и государства XXI века. Проблема нравственного воспитания определена как задача первостепенной важности и чрезвычайной значимости и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и в Концепции нравственного развития и воспитания личности гражданина в сфере общего образования.

В рамках данного исследования была проанализирована научная литература по исследуемой проблеме. Нравственное воспитание лежит в основе воспитательно-образовательного процесса. Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение.

Изучив и проанализировав научную литературу по теме формирования нравственных качеств личности младших школьников во внеурочной деятельности, мы пришли к выводу, что система образования в целом и внеурочная деятельность в частности обладают большим потенциалом для целенаправленной работы по данному направлению. Однако, не смотря на это, совсем не так хорошо изученной остается роль социального педагога в организации внеурочной деятельности по формированию нравственных качеств. Таким образом, изучение данной проблемы является теоретически и практически значимым.

Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности рассматривается неотрывно от учебно-воспитательного процесса школы. Правильная организация такой деятельности приводит не только к сформированности у детей основных нравственных ценностей и качеств личности, но и к успешной их социализации. Более эффективному достижению этих целей способствует использование в рамках внеурочной деятельности социально-педагогических технологий. Главной задачей социального педагога при организации внеурочной работы, таким образом, является помощь учащимся в том, чтобы их теоретические знания о нравственных качествах, нормах перешли в зону практической реализации.

На основе теоретических положений, представленных в первой главе выпускной квалификационной работы, а также исходя из того, что одной из характеристик младшего школьного возраста является повышенная восприимчивость к окружающему влиянию, и что ребенок этого возраста еще довольно непосредственен в нормах поведения и в нравственных требованиях к другим людям, мы определили цели и задачи опытно-экспериментальной части исследования.

Основываясь на принципах социально-педагогической работы и основных направлениях социально-педагогической деятельности с обучающимися по развитию нравственных качеств, мы разработали комплекс внеурочных занятий, направленный на формирование системы нравственных качеств личности младших школьников. Прежде чем составить и реализовать данный комплекс мы провели констатирующий этап исследования, на котором диагностировали в одном из классов необходимость формирования у обучающихся представлений об основных нравственных понятиях и качествах и выработке потребности в их развитии, обеспечении условий для формирования этих качеств у младших школьников, а также навыков эффективного взаимодействия с социумом.

По результатам констатирующего этапа эксперимента, с учетом особенностей данного возраста, а также особенностей социально-педагогической деятельности, мы разработали комплекс внеурочных занятий по формированию нравственных качеств личности младших школьников.

Комплекс включал в себя работу по восьми основным направлениям формирования: патриотических чувств; нравственных чувств и этического сознания; толерантности и таких качеств, как взаимопомощь, терпеливость, уважение к сверстникам; уважительного отношения к родителям и семье; трудолюбия и интереса к социально-значимой деятельности; навыков бесконфликтного общения, волевых качеств; ответственного отношения к природе и окружающей среде; ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Разработанный нами комплекс состоит из 20 внеурочных занятий продолжительностью от 45 до 50 минут в зависимости от выбранной формы работы. Основными из них стали интерактивные и тематические беседы, занятия с элементами тренинга, квесты.

После апробации нашего комплекса мы провели контрольный этап эксперимента, повторно диагностировав уровень сформированности нравственных качеств у младших школьников по тем же критериям. Сравнив количественные и качественные показатели контрольных срезов, мы убедились, что разработанный нами комплекс способствует достижению достаточно высоких результатов в процессе формирования нравственных качеств личности в условиях внеурочной деятельности. Описанные во второй главе результаты наглядно демонстрируют успешность реализации мероприятий комплекса и целесообразность подобранных нами методов. По нашим собственным наблюдениям, обучающиеся были заинтересованы в проводимых с ними занятиях.

Уровень сформированности когнитивного компонента нравственности значительно вырос, положительная динамика прослеживалась и в изменениях поведения и личностных качествах обучающихся, все это в целом говорит о повышении уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников.

Опытно-экспериментальное исследование показало, что работа с младшими школьниками по формированию нравственных качеств личности носит системный и комплексный характер; развитие нравственных взаимоотношений – это длительный процесс, который требует постоянного внимания со стороны педагогов; формирование нравственности необходимо связывать с самосовершенствованием, самосознанием, которое достигается только через собственную внутреннюю активность школьника; духовно-нравственное развитие выражается в изменении внутреннего мира современной личности; при осуществлении нравственного воспитания, образовательное учреждение должно учитывать влияние окружающей среды; создание благоприятной психологической атмосферы, качества социально-педагогических условий – важнейший воспитательный результат, необходимое условие успешности любого вида деятельности с младшими школьниками.

В заключение можно сделать вывод, что разработанный и апробированный нами комплекс способствует эффективному формированию нравственных качеств обучающихся в рамках внеурочной деятельности.

Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абдрашитова М.О. Загадка как жанр современного фольклорного дискурса// Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 6-9.
  2. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие.– Казань: Центр инновационных технологий, 2018. – 500 с.
  3. Антонова Т. В. Как помочь ребенку войти в современный мир? М.: Московский департамент образования, 1995. 168 с.
  4. Асмолов А.Г. Воспитание: социально-педагогические и психологические аспекты [Текст]. – М.: ИД ООО «ВИТЯЗЬ-М», 2015. – 48 с.
  5. Баргаева Г.А. Особенности формирования нравственных качеств личности школьника на современном этапе развития общества / Г.А. Баргаева. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва: Буки-Веди, 2014. — С. 1-3.
  6. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 42-57.
  7. Богданова О.С. Этические беседы со школьниками / О.С. Богданова, О.Д. Калинина. – Москва: Изд-во Просвещение, 2007. -310 с.
  8. Бодалева А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь. М. КогитоЦентр, 2011.
  9. Бозорова Х.Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 458-460
  10. Болотина Л.Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах / Л.Р. Болотина, Д.И. Латышина — М.: Просвещение, 2012. -128 с.
  11. Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст]. – СПб: Детство-Пресс, 2014. – 304 с.
  12. Внеурочная деятельность  в  продуктивно  ориентированной  открытой школе / Т.Н.Ивочкина, Т.И.Григус, Л.А.Спирина и др. — Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2014. -51 с.
  13. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования / Науч. редактор Б.С. Волков: Учебное пособие для вузов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2015. – 352 с.
  14. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2013. – 1136 с.
  15. Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение [Текст]: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2006. – 208 с.
  16. Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А. Проблема духовно-нравственного воспитания в современных условиях // Сборник статей Международной научно-практической конференции, 2017. — С. 87-89.
  17. Должностная инструкция социального педагога: проф. стандарт 2020 года
  18. Жданова Л.У., Будаева Е.В., Филиппова В. В. Нравственное воспитание младших школьников как актуальная педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 471-473.
  19. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ // Российская газета. 2012. — №5976. – С. 5
  20. Иванов  A.B.  Воспитательный  потенциал  внеурочной  деятельности учащихся в условиях школьной среды // Научные труды государственного НИИ семьи и воспитания / А.В. Иванов – М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2014. -Т.1.-С.83-87.
  21. Казаренков В.И.  Основы  педагогики:  интеграция  урочных  и внеурочных занятий школьников: Учебное пособие / В.И. Казаренков — М.: Логос, 2009. -96 с.
  22. Караковский В.А.  История  воспитательной  системы  обычной школы//Школа воспитания: 825-й маршрут / В.А.Караковского, Д.В.Григорьева, Е.И.Соколовой. — М.: Педагогическое общество России, 2014. — С. 7-30.
  23. Кирьякова A.B.  Педагогическая  аксиология и  инновационные процессы в обучении: Учебное пособие / А.В. Кирьякова, Г.А. Мелекесов — М.: Компания Спутник +, 2014. -103 с.
  24. Колосова О. Ю. Использование социально-педагогических технологий в духовно-нравственном воспитании и развитии личности // Фундаментальные исследования, 2011. – № 8-1. – С. 32-35.
  25. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. – М.: Изд-во Просвещение, 2009. – 212 с.
  26. Крушельницкая О.И.  Все  вместе:  Программа  обучения  младших школьников  взаимодействию  и  сотрудничеству:  Учеб.-метод.  Пособие  /  О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова -М.: ТЦ Сфера, 2014. -80 с.
  27. Кудинова Н.Н. Социально-педагогические технологии: суть, классификация и принципы применения // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. № 11(15). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 24-28.
  28. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников / В.О. Кутьев — М.: Просвещение, 2013.-223 с.
  29. Лукьянова М.И. Социальная компетентность как компонент управленческой культуры руководителя // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. Кострома, 2001. С. 240-242
  30. Максакова Л.В., Айрумян Г.С., Баширова Р.Р., Кочина Л. П. Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — СПб.: Свое издательство, 2018. — С. 35-38.
  31. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие / Л.И. Маленкова — М.: Педагогическое общество России, 2012. -480 с.
  32. Мардахаев Л.В. Основы социально-педагогической технологии. – М.: Перспектива, 2011. – 89 с.
  33. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров. — Люберцы: Юрайт, 2016. – 817 c.
  34. Масленникова В.Ш. Личностная композиция социального отношения // Современные концепции воспитания. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000. С. 84-89.
  35. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельности. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 09-1672
  36. Нравственное воспитание [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://lib.nspu.ru/umk/e0d810b1ec3704a0/t5/ch1.html, свободный. – Загл. с экрана.
  37. Рожков М.И. Социальная педагогика: учебник для академического бакалавриата / М. И. Рожков, Т. В. Макеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 287 с.
  38. Рыжова О.С. Мир науки: Выпуск 4 – 2014, УДК 37.013.42, Ростов-на-Дону, 2014. – 9 с.
  39. Савандеева Л.Н., Селезнёва Н. Ю., Ульянова Е. М. Нравственное воспитание младших школьников как составляющая учебно-воспитательного процесса // Молодой ученый. — 2017. — №34. — С. 115-116.
  40. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе / В.П. Созонов — М.: Центр «Педагогический поиск», 2012. -160 с.
  41. Социальная педагогика / Галагузова М.А., Беляева М.А., Галагузова Ю.Н., Дорохова Т.С., Ларионова И.А., Молчанова Н.В;Под общ.ред. М.А.Галагузовой — 2-е изд. — Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 320 с.
  42. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / под общ. Ред. М. А. Галагузовой. М. : гуманит. Изд. Центр владос, 2001. 416 с.
  43. Социально-педагогические технологии в деятельности образовательного учреждения: Учебное пособие для студентов вузов по специальности «Социальная педагогика», «Социальная работа» / Под ред. Торохтин В.С., доктор пед. наук, профессор, — М.: АНО «СПО «СОТИС», — 2007. – 384 с.
  44. Способы организации нравственного воспитания младших школьников [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.edubrilliant.ru/brigens-567-1.html, свободный. – Загл. с экрана.
  45. Теория воспитания [Электронный ресурс].  Электрон. дан. – Режим доступа: http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/Tema_5.htm, свободный.
  46. Тихонова Э.В., Барчева А.А. Вклад отечественных ученых в развитие проблемы духовно-нравственного воспитания личности ребенка // Молодой ученый. 2017. –№13. – С.607-609
  47. Формы воспитания [Электронный ресурс].  Электрон. дан. – Режим доступа: https://lib.nspu.ru/umk/e0d810b1ec3704a0/t7/ch2.html, свободный.
  48. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников./ И. Ф. Харламов // — М.: ЮРИСТЪ, 1983. — С. 334–335.
  49. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания: уч. пособие / М.И. Шилов. – Москва: Изд-во Просвещение 2001.- 329 с.

Щуркова Н.Е.  За  гранью  урока  /  Н.Е.  Щуркова — М.:  Центр гуманитарной литературы, 2014. -192 с.


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф