1 2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Одной из важнейших целей образования в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования является формирование универсальных учебных действий на уроках. Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов и ведёт к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться. Процесс обучения определяет содержание и характеристики учебной деятельности школьника и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий — уровень их сформированности.
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет новые требования к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования: предметным, метапредметным и личностным. Достижение метапредметных результатов возможно при формировании у учеников универсальных учебных действий (УУД), так как они обеспечивают школьников умением учиться, позволят в полной мере подготовить учащихся к решению различных жизненных задач.
Также в ФГОС НОО говорится, что формирование общеучебных универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. [14].
На наш взгляд, актуальность выбранной темы заключается в том, что в последние десятилетия в обществе произошел переход к пониманию обучения, как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни; готовности к тому, чтобы занять активную позицию; успешно решать жизненные задачи; уметь сотрудничать и работать в группе; быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Проблему развития универсальных учебных действий изучали такие советские психологи, как Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин. На важность формирования у младших школьников общеучебных универсальных действий обращают внимание – А.Г.Асмолов – доктор психологических наук, также Н.М.Осмоловская, В.А., А.А.Столяр – доктора педагогических наук. По мнению представленных авторов, особая роль в формировании общеучебных универсальных действий должна принадлежать урокам математики и внеурочной деятельности. Справедливо считать, что в системе школьного образования математика является не только предметов изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении многими смежными школьными пердметами. Успешное и осознанное владение математикой наряду с другими предметами составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции , знания, умения, навыки, а значит, развивают лгическое мышление, обеспечиваюют воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной личности, способной адаптировать в сложном современом мире. Так, например, А.А.Столяр – доктор педагогических наук, известный работами по проблема рахвития логического мышления школьников, в своей статье писал, что главная задача обучения математике, причем с самого начала , с перовго класса это – учить рассуждать, учить мыслить. [15, с. 17]. Сложно не согласится с ним, ведь и вправду, в развитии логического мышления исключительно велика роль математики. Так как, ожним из эффеткивных способов развития логического мышления в начальной школе является использование на внеурочных занятиях математики различных задач, в первую очередь и занимательных заданий.
Изложенные выше факты определили выбранную тему: Формирование общеучебных УУД младших школьников на уроках математики и внеурочной деятельности.
Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать комплекс заданий, упражнений по математике для 3 класса, направленного на формирование и развитие УДД.
Объект исследования – процесс формирования общеучебных универсальных действий.
Предмет исследования – комплекс заданий для 3 класса на основе формирования общеучебных универсальных действий.
Гипотеза исследования состоит в том, что комплекс заданий, направленный на формирование общеучебных универсальных действий, будет эффективным.
Основываясь на поставленной цели, поставлены следующие задачи:
— изучить теоретические основы формирование общеучебных универсальных действий младших школьников в процессе обучения математике,
— проанализировать передового педагогического опыта по формированию универсальных учебных действий у младших школьников,
— обозначить средства и методы формирования общеучебных универсальных действий,
— изучить особенности содержания и методики преподавания математики по УМК «Перспектива»,
— создать комплекс заданий по математике для 3 класса, направленного на формирование и развитие общеучебных универсальных действий.
— провести диагностику уровня сформированности общеучебных универсальных учебных действий у учеников 3 класса,
— проанализировать результаты эксперимента.
Для реализации цели и задач исследования использовались следующие методы:
— анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
— проведение опытной работы, включающей констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
— разработка заданий для организации формирующей части опытной работы;
— анализ диагностических работ учащихся, сравнение.
Практическая значимость исследования заключается в подборе диагностического инструментария на определение уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников, а также разработке системы упражнений на уроках математики. Полученные результаты будут полезны учителям математики младших классов и могут быть применены в практике работы образовательного учреждения.
Структура выпускной квалификационной работы определена темой, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка, содержащего 15 источников, 3 приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования общеучебных универсальных действий младших школьников в процессе обучения математике
1.1.Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования
По мнению Асмолова А. Г., доктора психологических наук, термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком — этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса». [1, стр 22]
Виды универсальных действий | |||
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Самоопределение | Целеполагание | Общеучебные | Планирование сотрудничества |
Смыслообразование | Планирование | Логические | Постановка вопросов |
Нравственно — этическая ориентация | Прогнозирование | Постановка и решение проблемы | Разрешение конфликтов |
Контроль | Управление поведением партнера | ||
Коррекция | Умение выражать свои мысли
| ||
Оценка |
| ||
Саморегуляция |
Структура включает в себя:
Личностные УУД – они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные УУД — они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные УУД — они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные УУД — они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Выделяют функции универсальных учебных действий:
— обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
— создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Рассмотрим виды универсальных учебных действий по
В ФГОС начального общего образования содержится характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
— смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
— нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
— планирование— определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция— внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата;
— оценка— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные (общеучебные универсальные действия):
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
— построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
— доказательство;
Постановка и решение проблемы:
— формулирование проблемы;
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
— определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Наряду с общеучебными также выделяют универсальные логические учебные действия:
— умение анализировать и синтезировать новые знания,
— устанавливать причинно- следственные связи,
— доказывать свои суждения,
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Для современного школьника крайне важно умение ориентироваться в потоке информации, которую он получает в ходе обучения. Для эффективного приобретения знаний необходимо переработать и усвоить материал, выполнить поиск недостающих сведений, осмыслить тексты. Школьник должен ориентироваться в современных источниках информации, уметь извлекать необходимую информацию, структурировать ее и применять для решения практических задач
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно – возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся выступают:
— соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
— соответствие свойств универсальных учебных действий заранее заданным требованиям.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
— формирование универсальных учебных действий, как цель образовательного процесса, определяет его содержание и организацию;
— формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин;
— универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.
Формирование любых умений, в том числе и общеучебных познавательных универсальных учебных действий, проходит через следующие этапы:
1.Первичный опыт выполнения универсальных учебных действий и мотивация.
- Освоение того, как это универсальных учебных действий надо выполнять.
- Тренинг, самоконтроль и коррекция.
- Контроль.
Анализируя педагогическую и психологическую литературу, было установлено, что доктора педагогических наук, такие как, З.А. Скрипко, Н.Д. Артёмова и В. Г. Тютерев. рассматривали понятие следующим образом: «Общеучебные универсальные действия – это обобщённые действия, позволяющие учащимся достаточно свободно ориентироваться, как в различных предметных областях, так и в смысле и структуре учебной деятельности, её целевой направленности». [14].
В словаре терминов Т.В. Василенко, доцент кафедры гуманитарных дисциплин педагогического Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, дает следующее определение понятию УУД — «Универсальные учебные действия — инвариантная основа образовательного и воспитательного процесса». По её мнению, овладение учащимися УУД создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая и самостоятельную организацию, т.е. умения учиться. Вместе с определением понятия «универсальные учебные действия» Т. В. Василенко даёт обоснование понятию «умение учиться», которое входит в определение смысла термина «УУД». «Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора». [2, с. 32].
Рассмотрим статью заслуженного учителя математики Ростовской области — Павловой Н.А. Автор пишет, что общеучебные умения и навыки – это подготовленность учащихся к практическим и теоретическим действиям самостоятельного приобретения знаний, выполняемые на основе приобретенных знаний и жизненного опыта. [12].
И вправду, умения и навыки, по нашему мнению, это знания в действии, то есть, быть готовым к практическим действиям, выполняемым сознательно на основе приобретенных знаний.
1.2. Анализ передового педагогического опыта по формированию общеучебных универсальных действий младших школьников в процессе обучения математике
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений.
Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни. В начальной школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий. Для успешного обучения математике в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: обще-учебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Анализируя литературу передового педагогического опыта по формированию общеучебных универсальных действий младших школьников в процессе обучения математике, отметим, что сегодня важнейшей задачей образования является именно формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают школьникам умение учиться, то есть способность к самостоятельному развитию и совершенствованию каждого учащегося в учебной деятельности. Младший школьник теперь не просто овладевает системой знаний, умений и навыков, но и учится самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, учится её контролировать, совершенствовать свои коммуникативные способности, что в целом способствует личностному развитию ребёнка. Современный младший школьник не должен осваивать новые знания при помощи только учителя, теперь ему необходимо самостоятельно приобретать и усваивать новые знания, формировать компетентности и умения. При этом учащийся должен самостоятельно управлять своей учебной деятельностью, то есть самому организовывать свою познавательную деятельность. Согласно новым стандартам, младший школьник должен самостоятельно ставить перед собой учебную цель, находить способы её достижения, формулируя конкретные задачи и составляя план деятельности. Ученик должен ориентироваться в потоке учебной информации, грамотно осуществлять поиск недостающей информации, уметь её анализировать и систематизировать, что является необходимым для её качественного усвоения. Младший школьник должен не просто читать тексты, но и осмыслять их, понимать их суть, также уметь находить самый подходящий способ для решения задач. Кроме того, ученику начальной школы необходимо уметь формулировать проблему, самостоятельно находить её решение, выбирая наиболее эффективные способы, осуществлять рефлексию и контроль своей деятельности и полученных результатов. Это делает актуальным формирование общеучебных познавательных учебных действий в начальной школе, так как они обеспечивают формирование вышеперечисленных умений. Предмет «Математика» является основой развития у учащихся познавательных УУД, так как у младших школьников активно развиваются мыслительные операции, осуществляется планирование собственной деятельности, в том числе при решении проблем, перевод из знаковой формы текстовой информации в графическую модель (моделирование), развитие вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия. Именно на уроках математики в начальной школе активно формируется действие моделирования. Следовательно, на сегодняшний день необходимым является формирование общеучебных познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе, что определяет актуальность настоящей работы.
Асмолов А.Г., доктор психологических наук, пишет, что общий приём решения задач включает: знания этапов решения, методов решения, типов задач, оснований выбора способа решения, а также владение предметными знаниями. К этапам решения задач можно отнести следующие компоненты общего приёма:
— Анализ текста задачи (его прочтение, анализ компонентов и связей между ними).
— Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств (составление краткой записи или модели).
— Установление отношений между данными и вопросом.
— Составление плана решения. Осуществление плана решения.
— Проверка и оценка решения задачи.
Так как данное умение развивать в начальной школе непросто, автор подчёркивает, что данное умение необходимо осваивать поэтапно, с отработкой каждого составляющего компонента. А овладение этим приёмом позволит школьникам самостоятельно анализировать текст задачи и осуществлять поиск её решения. [1, с. 41]
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений.
Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться.
Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.
В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.
Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.
В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования общеучебных универсальных действий. [16].
Итак, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
1.3. Средства и методы формирования общеучебных универсальных действий младших школьников на уроках математики
Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов учебных универсальных действий. Реализация этих возможностей зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.
Проанализировав методическую литературу по проблеме, исследования выяснилось, что владение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Рассмотрим статью Поповой Н.С. «Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами проектной технологии». Автор пишет, что для успешного формирования общеучебных универсальных действий на уроках математики необходимо обеспечить переход от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, то есть саморегулиции. Также она считает, что для формирования у учащихся общеучебных универсальных действий необходимо спроектировать на уроке следующие этапы:
— Формирование первичного опыта выполнения действия и мотивацию.
— Основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД.
— Сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения, организовывать самоконтроль его выполнения и при необходимости – коррекцию.
— Организовать контроль уровня сформированности данного УУД. [13].
Также в статье Денисовой Т.А. говориться, что для развития общеучебных умений на каждом уроке необходимо, прежде всего, вовлечь каждого учащегося в работу, обеспечить заинтересованность в изучении нового. Сочетание различных видов познавательной деятельности может быть достигнуто в результате организации исследовательских и проектных работ школьников. При этом речь идёт не о глобальных исследовательских работах по математике, а об исследованиях, проводимых на каждом уроке, при изучении каждой новой темы. Для этого можно использовать постановки проблемных задач, проблемные диалоги или работу с текстом. В итоге, по мнению Денисовой Т.А., формируются следующие умения:
— видеть проблемы, выдвигать гипотезы;
— ставить вопросы, давать определения понятиям;
— высказывать суждения и делать умозаключения;
— классифицировать и наблюдать.
Автор считает, что необходимо использование творческих заданий, имеющих целью тренировку умения перерабатывать математическую информацию, так как они способствует повышению интереса, мотивации к учёбе. Для развития познавательного интереса к изучению математики и понимания значимости математических знаний можно проводить уроки, связывающие предметную направленность и реальную жизнь. Например, создать на уроке ситуацию, схожую с жизненной: совершение покупок в магазине, расчёт скидок, ремонт в квартире, строительство дома и др. Учащимся можно предложить решить практическую задачу, связанную с расчётом количества материала, времени и т. д. Для повышения эффективности обучения автор считает обязательным использование на уроках информационно-коммуникационных технологий, а именно учебников, методических материалов, справочников и др. Учитель должен добиться того, чтобы каждый ребёнок умел пользоваться учебной литературой самостоятельно. [ 5, с. 67–72.]
Таким образом, повышается мотивация к учению, стимулируется познавательный интерес и возрастает результативность самостоятельной работы. Если проводится урок изучения новой темы, не нужно зачитывать материал из учебника хором или поручать чтение кому-то одному – это должен делать каждый самостоятельно про себя на уроке либо дома, чтобы научиться выделять из большого объёма информации то необходимое, что может понадобиться для дальнейшего закрепления материала. Если проводится урок закрепления пройденного материала, можно предложить каждому учащемуся самостоятельно выбрать список заданий, по которым он будет работать.
На уроках математики для учащихся продуктивно высказывать свои предположения, стараться отвечать на вопрос, а потом проверять или уточнять ответ. На уроке предъявления нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формирования нового знания. При этом постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством побуждающего или подводящего диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, то есть сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым учитель вызывает у школьников интерес к новому материалу, формирует познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками нового материала. Технология проблемного диалога даёт развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. Следовательно, именно такая технология способствует развитию общеучебных универсальных действий.
Таким образом, для наиболее успешного формирования общеучебных универсальных действий у младших школьников необходимо включать их в исследовательскую деятельность, создавать проблемные ситуации на уроках математики, где учащиеся, совершая самостоятельный поиск решения задачи, будут прочно усваивать новые знания.
Вывод по первой главе
Анализ ключевых понятий исследования, также передового педагогического опыта по формированию общеучебных универсальных действий младших школьников в процессе обучения математике позволила нам сделать следующие выводы.
Общеучебные универсальные действия — это подготовленность учащихся к практическим и теоретическим действиям самостоятельного приобретения знаний, выполняемые на основе приобретенных знаний и жизненного опыта.
Общеучебные универсальные действия создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность. Также обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности обучающегося к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития общеуниверсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы «учить ученика учиться в общении».
Проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод, что для успешного формирования общеучебных универасальных действий необходимо создавать следующие условия на уроках математики:
— включение в работу каждого учащегося,
— создание благоприятной атмосферы на уроках,
— применение в обучении технологий деятельностного типа, где учащиеся могут самостоятельно добывать знания;
— организация самостоятельной работы учащихся;
— активное включение учеников в проектную деятельность, способствующую самостоятельному поиску.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф