1 2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Основы орфографии
Сущность орфографии в формировании орфографической зоркости
1.1 Принципы орфографии
1.2 Типы орфограмм
Глава 2 Орфографическая зоркость как орфографическое умение
2.1 Понятие орфографической зоркости
2.2 Факторы, способствующие формированию грамотного письма
2.3 Орфографическая работа в период обучения грамоте
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Одна из основных сложнейших задач начального обучения – это формирование грамотного письма на уроках русского языка. И для того, чтобы добиться результатов в этом вопросе, необходима постоянная систематическая работа с первого года обучения ребенка в школе. Поскольку именно в начальных классах закладываются все основы грамотного письма. От того, насколько будут в полной мере сформированы за этот промежуток времени все навыки грамотного письма, будет зависеть дальнейшее обучение ребенка, его способность усваивать программу по русскому языку.
Актуальность данной работы обуславливается тем, что одной из самых главных задач обучения русскому языку в начальной школе является задача формирования орфографической грамотности, которая, в свою очередь, является одной из составных частей языковой культуры, при этом обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Ведь стопроцентная грамотность невозможна без орфографической зоркости. Сформированная орфографическая зоркость помогает уже при чтении слова обратить внимание на те моменты, которые вызывают трудности во время написания. Таким образом, во время чтения ребенок заранее запоминает правильное написание многих слов. Плюс ко всему этому орфографическая зоркость позволяет находить ошибки, которые были уже допущены при письме.
А еще избежать ошибок помогает фонематический слух.
Объект данной работы – процесс формирования орфографической зоркости как условие развития орфографического навыка.
Предмет – орфографическая зоркость как условие развития орфографического навыка.
Цель-определение влияния процесса формирования орфографической зоркости как условия развития орфографического навыка.
Согласно цели исследования были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические основы орфографии.
- Изучить орфографическую зоркость как условие формирования орфографического навыка.
- Изучить факторы орфографического письма.
- Проанализировать приемы, которые необходимы для того, чтобы развивать орфографическую зоркость.
В данной работе применялся метод анализа литературы.
Среди авторов, исследовавших фонематический слух, можно выделить Алгазина Н.Н., Белоус Е.Н., Бельдина Е.В., Галунчикову Е.Н., Косторомина Н.И. и других. Гвоздев А.Н., Шаповалова Н.С., Ломакович С.В., Тимченко Л.И. – все эти авторы, а также многие другие, занимались исследованием русской орфографии.
Структура данной курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. основы орфографии
1.1 Сущность орфографии
Проблемой современного преподавания русского языка считается поиск новых способов обучения школьников письму. Обучение, грамотность, способность усваивать родной язык на письме зависит от того, насколько правильно сформированы навыки орфографии.
Орфография — это правописание, а также общепринятая система правил написания слов в данном языке.
Более полное определение орфографии утверждает В.Ф. Иванова, которая под ней подразумевает следующее:
- Это исторически сложившаяся система написания, принимающаяся и пользующаяся обществом.
- Правила, которые в свою очередь обеспечивают единообразие написаний в том случае, где можно применить различные варианты.
- Соблюдение всех правил.
- Часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая и устанавливающая единообразие написаний (а иногда и официально разрешающая их вариативность).
Под сферой орфографии подразумевается такое написание, которое обозначает, что перед человеком, который пишет, стоит задача выбора буквы для обозначения того или иного звука, соответствующая принятой в обществе норме правописания [11:258].
В свою очередь, русская орфография — это система правил написания слов, состоящая из таких основных разделов:
- передача буквами фонемного состава слов;
- слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей;
- употребление прописных и строчных букв;
- перенос части слова с одной строки на другую;
- графические сокращения слов.
Разделы орфографии — это огромные группы орфографических правил, связанные с различными видами трудностей передачи слов на письме, где каждый раздел характеризуется определенными принципами – закономерностями и лежат в основе орфографической системы.
Для каждого класса предусмотрена своя программа по изучению орфографии во время уроков. В УМК «Школа России» орфографические навыки рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики и синтеза.
По данной программе на базе Азбуки учащиеся обучаются грамоте на основе формирования универсальных учебных действий. В процессе овладения навыками чтения и письма первоклассники осуществляют действия анализа и синтеза, сравнения и классификации, что позволяет заложить базу для дальнейшего формирования познавательных учебных действий с различными языковыми единицами. Курс позволяет заложить основы успешной учебной деятельности при изучении систематических курсов русского языка и литературного чтения.
В учебниках 1-4 класса по программе «Школа России» реализованы коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно-ориентированный подходы и всему курсу придана деятельностная основа. Такие особенности курса как пошаговая подача учебного материала, использование схем, алгоритмических предписаний, комплексный характер заданий к упражнениям способствуют системному формированию у младших школьников универсальных учебных действий. Задания в учебниках и рабочих тетрадях представлены как учебные задачи (лексические, фонетические, фонетико-графические и т.д.), решение которых связано с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задание, ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы. Деятельностному характеру курса также отвечает включение в учебники заданий для работы в парах, группах, проектных заданий.
Основополагающим свойством в системе орфографического опыта являются умение обнаруживать и распознавать орфограммы. Поэтому одной из главных причин высокой безграмотности школьников является их неумение «видеть» орфограммы.
Рассмотрим важнейшие орфограммы, которые изучаются в начальной школе:
- Безударные гласные в корне – как проверяемые, так и не проверяемые.
- Звонкие и глухие согласные.
- Непроизносимые согласные.
- Разделительный мягкий знак.
- Разделительный твердый знак.
- Раздельное написание предлогов, а также слитное написание приставок.
- Заглавная буква в именах собственных.
- Заглавная буква в начале предложения.
- Сочетание таких букв, как жи, ши, ча, ща, чу, щу.
- Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных.
- Безударные окончания имен существительных.
- Правописание окончаний имен прилагательных — ого, — его.
- Правописание безударных личных окончаний глаголов.
1.2 Принципы орфографии
Для того чтобы понять все принципы орфографии, необходимо увидеть всю ее систему и воспринять каждое ее отдельное правило как часть системы, понять орфографическое правило и каждую орфограмму во взаимосвязях грамматики, этимологии, истории языка.
Под принципами орфографии подразумеваются общие основания для написания слов и морфем при наличии выбора, который предоставляется графикой. Каждый принцип орфографии содержит в себе определенную группу орфографических правил, которые в свою очередь являются приложением этого принципа к определенным языковым фактам.
А вот под орфографическими принципами понимаются все руководящие идеи выбора букв носителем языка там, где звук может быть обозначен вариативно.
Среди лингвистов нет единогласного мнения о количестве принципов русской орфографии и их наименовании [4:341].
Но, как утверждают Гвоздев, Зингер, Иванов и Иванова, вся орфография русского языка основана на таких принципах, как:
- Морфологический – является основным, ведь благодаря ему строится правописание большинства слов в языке. В его основе лежит самое простое правило, но по причине того, что данный принцип, хоть и является главным, не является единственным. Учитывая этот принцип все значимые части слова (то есть не только корень, но также флексии, приставки и суффиксы), которые повторяются в различных словах, должны писаться единообразно, не учитывая того, как они произносятся.
Таким образом, на этом принципе основано самое простое правило русской орфографии – это правописание безударных гласных и правописание глухих и звонких согласных в корне слова, которое не зависит от их позиции.
- Фонетический – согласно этому принципу все слова пишутся, учитывая их произношение или когда цепочки звуков, следующие друг за другом, находятся в прямой зависимости, какие-либо другие критерии при этом не учитываются. На этом принципе основано правописание приставок на з или с, роз и раз, написание ы после ц (лисицын, синицын, сестрицын).
- Традиционный – это словарные слова, правописание которых необходимо запоминать. Так же этот принцип некоторые называют историческим, так как большинство слов, которые в основном написаны по такому принципу, основываются не на современном состоянии русского языка, а на том, каким он был до того, как стали действовать нынешние языковые нормы.
Следовательно, в целом система правильного письма в начальных классах характеризуется постоянным переходом от изображения звуков речи точно соответствующим им буквам – к соотнесению буквенного состава со звуковым составом и выявление несоответствий – к нахождению орфограмм, определению их типов, к запоминанию слов, к простейшим способам проверки, к решению орфографических задач по грамматической и словообразовательной основе.
1.3.Типы орфограмм
В орфографии можно выделить такие основные типы орфограмм, как:
- написание значимых частей слова;
- слитные, раздельные и полуслитные (дефисные) написания слов и их частей;
- употребление прописных букв;
- способы переноса слов.
Но, однако, внутри каждого типа находятся частные виды орфограмм, которые в свою очередь и составляют все правила написания слов.
Центральный тип – считается самым важным, поскольку все виды данного типа орфограмм связаны в первую очередь с той частью слова, к которой относится орфограмма: правописание приставок, правописание корней и т. д.
Как уже давно известно, все суффиксы и окончания принадлежат различным частям речи, именно поэтому можно различать правописание суффиксов существительных, суффиксов прилагательных, суффиксов глаголов и т. д., а также правописание окончаний существительных, правописание окончаний прилагательных, правописание окончаний числительных и т. д. [9:16-20]
Правила, которые устанавливают слитные и раздельные написания слов и их частей, в первую очередь, основываются на таком принципе, что все слова, как самостоятельные, так и служебные, пишутся раздельно друг от друга, а все части слов — слитно, например,
- два дня, без письма;
- двухдневный;
- бесписьменный.
А вот полуслитные (дефисные) написания зачастую наблюдаются в сложных словах и в наречиях:
- юго-восток, бледно-красный;
- во-вторых, по-товарищески.
Но порой бывают такие случаи, что нормы правописания отстают от живых процессов, которые непосредственно происходят в языке. Вот именно поэтому такое наречие, как под мышками, в настоящее время понимается не как сочетание двух слов, а как единое слово, но пока оно пишется раздельными словами.
Поэтому при появлении некоторых затруднений, которые связаны со слитными, раздельными и полуслитными написаниями наречий, а также с правописанием сложных слов, необходимо всегда прибегать к орфографическому словарю.
Любое употребление прописных букв связано, в первую очередь, с обозначением на письме имен собственных, например, Татьяна Ларина, Антарктический океан, Великая Отечественная война.
Некую затрудненность представляют для пишущего составные наименования организаций, учреждений, названия праздников, где с прописной буквы пишется первое слово, а также все имена собственные существительные. Например, Брянский Губернаторский Дворец им. Гагарина, День учителя.
А вот способ переноса слова в первую очередь зависит от его деления на слоги, а также от морфемного состава. Необходимо всегда помнить о том, что:
- при переносе слов не нужно разрывать слог;
- нельзя переносить именно ту часть, которая в свою очередь, не образует слог;
- по возможности необходимо учитывать строение слова: Ма-ши-на, ка-ре-та, во- йна.
Также не переносится и не оставляется на строке одна буква слова. Одинаковые согласные в корне слова при переносе разделяются, например, ван-на.
Выводы первой главы: Все орфографические способности и умения – это основная составная часть речевых знаний и умений, языкового процесса, в общем. Важнейшее значение имеют разработки орфографической наблюдательности, которые в свою очередь базируются на сознательном употреблении грамматического опыта, применении орфографических правил, предполагают активную мыслительную способность школьников [12:178].
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф