Сессия под ключ!
Меню Услуги

Формирование речевого творчества с помощью сказки

Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Перезвоним вам для уточнения деталей
Перезвоним вам для уточнения деталей

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

1 2


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
ГЛАВА 1: Теоретическое обоснование влияния сказки на формирование способности к речевому творчеству у старших дошкольников
1.1: Речевое творчество как продуктивный вид деятельности
1.1.1: Особенности развития речевого творчества в дошкольном возрасте
1.2: Значение сказки при формировании способности к речевому творчеству старших дошкольников
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2: Организация работы по формированию речевого творчества с помощью сказки
2.1: Значение сказки для развития словесного творчества дошкольников исследование способности к речевому творчеству на материале сказок у старших дошкольников
2.2: «СОЧИНИ СКАЗКУ»: развитие творческих способностей в художественно-речевой деятельности старших дошкольников
Драматизация как один из видов театрализованной (театрально-игровой) деятельности старших дошкольников
2.3.1: Примерный план создание сказки для игры-драматизации
2.3.2:Развитие речи дошкольников в сказке-театрализации «В гостях у королевы Сказки»
Выводы по главе 2
Список использованной литературы

Введение

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совер-шенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования декларирует необходимость развития творческих способностей у детей [1, с.6]. В связи с этим задача формирования способности к сочинению сказок как одной из форм речевого творчества старших дошкольников приобретает особую значимость. Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве и, в частности, в области сочинительства сказок, небылиц.

Однако для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала в каждом ребенке как личности. Разумное внедрение в быт, различные виды деятельности элементов народности, знакомство с разнообразными жанрами народного словесного искусства (сказки, былины, небылицы и прочее) – все это прочно входит в общий педагогический процесс, что, несомненно, важно. На это в свое время обращали внимание видные ученые деятели прошлого: К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Д. В. Мёнджерицкая и многие другие.

Анализ научно-педагогической и методической литературы по проблеме речевого творчества (речетворчества) или словесных сочинений свидетельствует о том, что оно не возникает само по себе. В его основе лежит восприятие художественных произведений литературы, фольклора (Н. С. Карпинская, Н. А. Орланова, Н. М. Пьянкова, О. С. Ушакова и другие). Особое место в словотворческом процессе занимает по праву русский фольклор, а точнее, – один из самых замечательных его жанров – сказка.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов у детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивали К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский. Особое место сказка занимает в творчестве А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова и других поэтов и писателей прошлого и настоящего.

Сказка проникает во все виды деятельности ребенка-дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности (Т. С. Комарова, Н. В. Савушкина, Н. М. Сокольникова и другие), музыкально-ритмической деятельности (С. И. Букатина, М. А. Ветлугина и другие), игровой (Т. В. Антонова, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин и другие). Особым вниманием сказка пользуется в художественно-речевой деятельности. Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в разнообразных его формах (Л. В. Ворошнина, Н. В. Гавриш, О. М. Дьяченко, Л. А. Колунова, М. М. Рыбакова, О. С. Ушакова, А. Е. Шибицкая и другие).

Дети проявляют способности в области придумывания собственных сочинений, и часто такие сочинения (сказки, стихи) не лишены своей оригинальности. Однако в педагогической науке и практике вопросы формирования способности к речевому творчеству (придумыванию) у дошкольников мало изучены. Не уточнено понятие самой способности в этом возрасте, ее сущность и структура. До конца неизученным остается вопрос о приемлемом возрасте раскрытия этой способности, хотя содержательной стороне обучения рассказыванию по воображению уделяется сейчас очень много внимания.

Анализ состояния проблемы в практике работы современных дошкольных образовательных учреждений по организации условий для проявления способности к придумыванию сказок и формированию речевого творчества позволили сформулировать цель исследованияопределить влияние сказки на формирование  способностей к речевому творчеству старших дошкольников.

Объект исследования: формирование способностей к речевому творчеству у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние сказки на формирование  способностей к речевому творчеству старших дошкольников.

Гипотеза: предполагаем, что формирование  способностей к речевому творчеству старших дошкольников будет более эффективно при использовании сказки как педагогического средства, если:

  • работа по формированию  способностей к речевому творчеству старших дошкольников на материале сказок осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом;
  • будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей;
  • используется методика работы с картами Я. Проппа, развивающая внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащающая эмоциональную сферу дошкольника, активизирующая устную связную речь;
  • осуществляется интеграция воображения и речи – обогащение фантазии, развитие памяти на образы сказок, работа над связностью и выразительностью речи, использование элементов театрализации и арттерапии (по Е. С. Шевченко, А. В. Крепица).

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучить  литературу по проблеме исследования;
  2. Раскрыть возможности формирования  способностей к речевому творчеству старших дошкольников на материалах сказки;
  3. Определить влияние, сказки на формирование речевых способностей старших дошкольников;

Методы:

  • анализ, обобщение и синтез методической, психолого-педагогической и другой специальной литературы по теме исследования;
  • наблюдения за детьми на занятиях по развитию речи, в самостоятельной деятельности.

Полученные в ходе исследования педагогические выводы и обобщения могут явиться основой для дальнейшей экспериментальной работы в исследуемой области, а выявленные показатели и критерии оценки способности и условия ее становления открывают новые возможности в области обучения детей сочинительству сказок, историй, их театрализации. Практическая значимость исследования определяется тем, что указанные методы речевого развития разработаны и апробированы в практике работы дошкольного учреждения.

Базой исследования является  МБДОУ «Детский сад № 108 ‟Сказка”» г. Чебоксары

 

ГЛАВА 1: Теоретическое обоснование влияния сказки на формирование способности к речевому творчеству у старших дошкольников

1.1: Речевое творчество как продуктивный вид деятельности

Проблема развития речевого творчества у детей не теряет своей актуальности в педагогике и психологии на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

Важными источниками развития речевого творчества являются художественная литература и фольклорные произведения. Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» отмечал: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка».

Изучению речевой активности посвящён ряд исследований Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Гвоздева, М. И. Лисиной, М. Р. Львова и др. В качестве компонентов речевой активности, доступных детям, авторы выделяют активный словарь, связную монологическую и диалогическую речь ребёнка. Ряд учёных уделяет особое внимание расширению словаря, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи в становлении речевого творчества детей.

Анализ литературы показал отличительные особенности и взаимосвязь содержательных трактовок понятий «словесное творчество» и «речевое творчество» дошкольников. По мнению Т. Н. Ушаковой, понятие «словесное творчество» относится к двум связанным, но принципиально разным областям: творчеству в языке и творчеству в речи. С языковым творчеством связаны процессы, которые ведут к преобразованию в самой языковой системе у отдельной личности [2, с. 91]. Творчество в речи предполагает создание устного связного повествовательного текста. По словам О. С. Ушаковой, «под словесным творчеством дошкольников понимается продуктивная деятельность детей, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений – рассказов, стихов, сказок»

В исследованиях конца 80-х годов XX века, наряду с термином «словесное творчество», стало широко использоваться словосочетание «речевое творчество», которое представляется более точным и научно более строгим, а его использование – более оправданным, так как оно непосредственно связано с ведущими понятиями в педагогике детей дошкольного возраста – понятиями «речь», «речевая деятельность», «речевое общение». В связи с этим целесообразнее говорить о речевом творчестве, творческой речевой деятельности детей.

Речевое творчество – это продуктивный вид деятельности, конечным результатом которой должен быть связный, логически выстроенный текст. В этом случае «словесное творчество» можно рассматривать как часть речетворчества вообще: способность «творить слова», создавать детские неологизмы. Наряду со словесным творчеством, педагоги-исследователи выделяют и другие формы речевого творчества дошкольников: творческие пересказы, сочинение рассказов и сказок, историй, приключений, стихов, потешек, небылиц, загадок, описание произведений искусства [6, с.214].

Таким образом, понятие «речевое творчество» является базовым в проблемном поле педагогических исследований по отношению к разным формам речевого творчества дошкольников. При этом в специальных текстах и практике психолого-педагогической работы над речевой активностью ребёнка применяется термин «способности к речевому творчеству».

Способности к речевому творчеству представляют собой один из видов художественно-творческих способностей детей, они универсальны по отношению к её производным формам способностей: сочинению загадок, стихов, сказок и т. д. Однако понятие и структура способностей к речевому творчеству до сих пор не раскрыты в полной мере и требуют дальнейшего рассмотрения.

В нашем понимании «речевое творчество дошкольника» – это речевая деятельность ребенка, связанная с восприятием литературного образа (объекта), с внутренней и внешней интерпретацией (рефлексией) его свойств (качеств), c созданием нового словесного образа (объекта, сюжета). В структуре речевого творчества выделяется когнитивный (познавательный), рефлексивный (аналитический) и продуктивный (преобразующий) компоненты, связанные, прежде всего с творческой мотивацией ребенка и вниманием педагога к его индивидуальным особенностям.

Наиболее известны и исследованы такие виды речевого творчества: словотворчество, творческое рассказывание, сочинение сказок, поэтическое творчество.

Словотворчество – придумывание ребенком новых слов. Т. Н. Ушакова выделяет три принципа словотворчества, на основе которых дети образуют новые слова: 1) часть нескольких слов используется как целое новое слово; 2) к корню слова добавляется новое окончание; 3) из двух слов составляется одно новое [46, с.82]. Словотворчество свидетельствует об активном усвоении ребенком грамматического строя речи, и он смело идет по пути экспериментирования с новыми словами.

Творческое  рассказывание – это вид речевого творчества, построенный на преобразовании знакомого (известного) литературного сюжета, образов, ситуаций, действий и соответствующих основному содержанию.

Именно в старшем дошкольном возрасте творческое рассказывание является результатом освоения ребенком грамматических форм речи, поэтому он так быстро и легко по-своему пересказывает любые литературные произведения. Отметим, что внимание к творческому рассказыванию детей со стороны ученых оживилось в 1990‐е годы. К сожалению, проблема творческого рассказывания как вид речевого творчества не заняла достойного места в ряду актуальных проблем дошкольного образования.

Сочинение сказок – вид речевого творчества, основанный на придумывании детьми собственной сказки с присущими ей элементами (сказочные герои, волшебные предметы, превращения, победа добра над злом и др.). Сочинение сказок детьми могут развивать и родители, и воспитатели. Предпочтительнее, если это будут воспитатели, так как данный процесс может осуществляться при соблюдении определенных условий, с которыми знакомы не все родители. Сочинение сказок, несомненно, способствует развитию детского творчества, воображения, а, следовательно, и мышления. Сам процесс сочинения активизирует речь дошкольника, учит общению с окружающими. Ребенок может ассоциировать себя со сказочным персонажем, с его героическими и добрыми поступками, а сочинение сказки развивает воображение, помогает решать жизненные проблемы в позитивном ключе.

А. Н. Афанасьев выделяет три вида сказок: бытовые, волшебные и сказки о животных, а В. Я. Пропп – четыре: кумулятивные сказки, сказки о животных, бытовые и волшебные [35, с.65]. Сочинение сказок для ребенка – не просто развитие фантазии, это активная фаза мыследеятельности, приобретение жизненного опыта, так необходимого ему в дальнейшем при решении более сложных учебных задач.

Поэтическое творчество выражается в стихотворной рифме (форме). Источником развития поэтического творчества является детский фольклор (или фольклор для детей): потешки, небылицы, загадки, детские стихи. Это один из самых сложных видов речевого творчества, его трудно формировать извне в заранее заданных рамках. Данный процесс требует выявления поэтической одаренности детей и дальнейшего ее развития. Это сложно, но, если работу выполнять поэтапно и систематически, экспериментируя с поэтическими текстами, можно решить и другие задачи: углубить знание родного языка, развить слуховое внимание и речь, воспитать смекалку, находчивость, быстроту мышления и чувство юмора.

 

1.1.1: Особенности развития речевого творчества в дошкольном возрасте

Большинство педагогических исследований доказывает, что старшие дошкольники обладают уникальными возможностями в области речевого творчества, они способны придумать оригинальные сюжеты в устной форме под влиянием и в результате специального обучения. Вопросы, связанные с понятием и структурой способности к речевому творчеству у старших дошкольников, рассматриваются, в частности, в диссертации В. А. Красновой на тему «Формирование способности к речевому творчеству у старших дошкольников: на материале сказок» [27, с.76], где она справедливо заметила: «В педагогической науке и практике вопросы формирования способности к сочинению сказок мало изучены. Не уточнено понятие самой способности, её структура применительно к дошкольному возрасту, хотя содержательной стороне этого вопроса (обучение сочинению) уделяется сегодня много внимания».

Некоторые исследователи включают в структуру художественно-творческих способностей дошкольников личностные качества.

Дошкольный возраст – начальный этап образования личности ребёнка, становления его личностных качеств. В исследованиях учёных, посвященных развитию художественно-творческих способностей дошкольников, отмечается, что у ребёнка при создании мотивации к творчеству появляются качества личности, характеризующие его как творца. Среди них авторы выделяют: любознательность, творческую инициативу, художественно-творческую активность, самостоятельность, увлечённость процессом творческой деятельности, целенаправленность, эмпатию, потребность к сотрудничеству в творческой деятельности.

При этом исследователи утверждают, что определённого уровня развития они достигают только к концу старшего дошкольного возраста. В связи с этим, личностные качества не входят в структуру способности к речевому творчеству у старших дошкольников, а развиваются вместе с ней.

На основе анализа компонентного состава художественно-творческих способностей детей необходимо выделить в структуре способности к речевому творчеству у старших дошкольников два компонента: главный – ядро (общий и специфический блоки) и надстраивающийся над ним, исполнительный (операциональный) – операции и умения в художественно-речевой деятельности.

Ядром способности к речевому творчеству у старших дошкольников является совокупность психических познавательных процессов, которая структурируются в психологический и психолингвистический блоки.

Психологический (общий) блок представлен следующими психическими познавательными процессами: восприятием, творческим воображением, мышлением, входящими в состав всех видов художественно-творческих способностей, их развитие необходимо для осуществления всех видов художественной деятельности.

По утверждениям Л. С. Выготского, в деятельности необходимо участие многих психических процессов (функций) [6, с. 27]. Исследования   Н. В. Гавриш, Л. В. Ворошниной, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца и др. подчёркивают, что в основе речевого творчества лежит восприятие произведений художественной литературы и фольклора, картин, предметов, явлений.

Учёные пришли к выводу, что дети 5-7 лет способны воспринимать композицию произведений, улавливать их сюжетную линию, динамику событий, отношения героев друг к другу. О. С. Ушаковой была обнаружена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха. В это понятие она включает способность чувствовать выразительные средства художественной речи и в какой-то мере осознавать их. Сюда же она относит и способность к различению жанров, понимание их особенностей, осознание связи компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения [46, с.102].

Развитие речевого творчества дошкольников является важной задачей, которую ставит перед педагогами Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [1. с.11]. Современная система развития речевого творчества дошкольников располагает богатым теоретическим и практическим материалом – собственной базой психолого-педагогических данных.

Понятие «детское творчество», имея свои характерные особенности, применимо к любому виду творческой деятельности дошкольников, в том числе и речевой, и рассматривается в науке с тех же позиций.

Гносео-аксиологический подход в психологии и педагогике трактует «творчество» в трёх значениях 1) Деятельность, направленная на поиск способов решения нестандартной задачи в условиях неопределенности, в результате которой формируется нечто новое: знания, умения, продукты на основе реорганизации имеющегося опыта.

2) Деятельность, которая предоставляет человеку возможность для активации себя и нацелена на создание материальных и духовных ценностей.

В первых двух значениях творчество понимается как создание человеком объективно и субъективно нового – ценного как для отдельного субъекта, так и для общества в целом.

3) Система взаимоотношений и взаимодействий личностей («учитель-ученик») и мира по поводу и в процессе творческой деятельности. В этом значении необходимо обозначить вопросы источников возникновения и развития творчества, проблему обучения и творчества.

Существуют различные мнения по поводу источников возникновения и развития творчества детей. Исследователи К. Н. Вентцель, А. В. Бакушинский и другие считают творчество результатом внутренних самозарождающихся сил ребенка, они рассматривают творческие способности как возникшие спонтанно. Следовательно, они неуправляемы, педагогически направленное формирование их невозможно. Г. В. Лабунская, В. А. Левин и другие источниками творчества видят окружающую жизнь и искусство. В. В. Давыдов и А. Н. Поддьяков полагают, что источниками творчества, развития творческой деятельности у дошкольников являются игра и экспериментирование. В исследовании Е. Е. Кравцовой в качестве источника развития воображения рассматриваются игровая, художественная, музыкальная, конструктивная виды деятельности. В связи с этим для развития детского творчества необходимы создание соответствующих условий, усвоение детьми художественного опыта, обучение приемам творческой работы.

В отечественной психологии и педагогике существуют разные точки зрения на проблему обучения и творчества. Первая позиция характеризуется предоставлением ребенку свободы в проявлении творчества, исключается всякое обучение. Так, с точки зрения С. Д. Смирнова, достаточно для развития и воспитания творческой личности создать необходимые условия. Вторая позиция определяется существующей взаимосвязью между процессом творчества и обучением, обеспечивающей не только создание новых образов, но и формирование личностных качеств ребенка.

Процесс формирования творчества предполагает участие взрослого, роль которого меняется на разных этапах его проявления (О. С. Ушакова и другие).

Некоторые педагоги-исследователи утверждают, что из-за отсутствия обучения или плохого обучения наступает спад творчества у ребёнка. Они видят ключевым моментом развития творчества ребенка-дошкольника определенным образом организованную педагогом деятельность детей в форме поисковой деятельности. Психолого-педагогические исследования доказали, что творчество ребенка не может осуществляться без участия взрослого, который помогает ребенку творить.

Дошкольный возраст – это начальный этап становления основ творческой индивидуальности ребёнка в разных видах художественной деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной, художественно-речевой.

Следует отметить, наряду со словесным творчеством, педагоги-исследователи выделяют и другие формы речевого творчества дошкольников: творческие пересказы, сочинение рассказов и сказок, историй, приключений, стихов, потешек, небылиц, загадок, описание произведений искусства. Н. Н. Поддьяков одновременно с познавательным творческим экспериментированием, направленным на получение новых сведений, новых знаний, выделил продуктивное творческое экспериментирование, продуктом которого являются не только постройки и рисунки, но и сказки.

Сочинение сказок старшими дошкольниками – процесс, в результате которого ребёнок создаёт оригинальные и неординарные произведения, несмотря на то, многие психологи и педагоги свидетельствуют о том, что, как правило, сказки, сочинённые детьми, являются комбинированием и преобразованием сюжетов знакомых сказок или героев на основе реорганизации имеющегося у них художественноречевого опыта.

По мнению многих исследователей, ценность процесса сочинительства сказки ребёнком – в его субъективной новизне. Для педагогов оно ценно тем, что продукты – сказки детей являются важным показателем их речевого развития, необходимого для дальнейшего обучения в школе. Для психологов сказка, в том числе и сочинённая ребёнком, необходимое и важное средство коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Источниками речевого творчества старших дошкольников являются произведения искусства, события из жизни, разнообразные виды художественнотворческой деятельности, общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, мультфильмы, детские телепередачи. Речевое творчество не может возникнуть спонтанно

– детские сказочные сюжеты наполнены впечатлениями от предметов и объектов окружающие мира, в их основе – мир людей и их взаимоотношения.

1.2: Значение сказки при формировании способности к речевому творчеству старших дошкольников

В педагогических исследованиях О. С. Ушаковой [46, с.35], Е. А. Флериной и других, доказывается, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте под влиянием обучения, важным условием которого становится выбор средства. В результате обучения дети способны придумывать оригинальные сказки в устной форме, владея элементарными (доступными) для их возраста и понимания приемами сочинения.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию.

Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки. Сказка – это способ общения с ребёнком на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни.

Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир, копируют их характер. Так вживаются в образ, что с помощью воображения становятся участниками событий, например судьбу зайчика, изгнанного из его избушки лисой, дети примеряют к собственной и, сопереживая, мыслят примерно так: «Чтобы я делал, если бы меня кто-то выгнал из дома?».

Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка.  По словам В. Г. Белинского, в детях с самых ранних лет должно воспитываться чувство прекрасного, как один из первейших элементов. Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном, все действия сказки происходят на фоне природы. В сказке нет больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белую берёзоньку», «травушку-муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое. Сказка может нарисовать разные картины природы:

—  красоту летнего сада, где растёт чудесная яблонька: «яблочки на ней висят наливные, листики шумят золотые… » («Хаврошечка»);

— картину зимнего вечера на речке, где сидит волк с опущенным в прорубь хвостом: «Ясни, ясни на небе, мёрзни, мёрзни волчий хвост…» (Лисичка-сестричка и серый волк).

Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, лиса, волк, медведь, как наиболее знакомые детям животные, из жизни перешли в сказку. Всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью, и не уводит детей от неё, а, наоборот, служит раскрытию жизненной правды. Своим содержанием сказки дают детям знания о природе.  Дети узнают об образе жизни животных, об их повадках, о том, какие черты присущи тому или иному зверю. Детям старшего дошкольного возраста можно рассказать об особенностях жизни животных в природных условиях, о том, как они устраивают свои жилища, заботятся о своих детёнышах, добывают пищу. Также можно объяснить значение животного в природе. Результаты исследований детей дошкольного возраста показывают, что первичные представления о многих животных, особенностях их поведения, формируются именно под влиянием сказки. Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни каждого человека.  Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей.

Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен, он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней. Сказка для ребенка – это не что иное, как средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества. Сказка является универсальным развивающее – образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую речевую среду. Как справедливо отмечала Ю. А. Лебедева, «любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: «она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит».  Другие исследователи  отмечали и такую особенность, как наивность детского восприятия. Дети не любят плохого конца – герой должен быть удачлив, так как ребенок, как правило, ставит себя на его место, мысленно действует, борется с его врагами. Можно смело говорить о том, что сказкам принадлежит большая роль в развитии личности ребенка. Дети рано приучаются правильно оценивать размеры явлений, дел и поступков, понимать смешную сторону жизненных несоответствий. В каждой сказке ест мораль, которая необходима ребенку, ведь он должен определить свое место в жизни, усвоить морально – этические нормы поведения в обществе. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении сказок и указывали на необходимость их широкого использования в педагогической теории. Великий русский педагог К. Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, – писал он, – великое и исполненное поэзии дитя – народ рассказывает детям свои детские грезы и, крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».

Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение «слушать» формируется у дошкольников в процессе воспитания, при активном воздействии взрослого и достигает все более высокого уровня, по мере того, как развивается и совершенствуется мышление детей, обогащается их словарь, развивается воображение. Поэтому педагогика рассматривает воспитание детей средствами художественной литературы и устного народного творчества в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка, формированию у него речевого творчества.

У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. В дошкольном возрасте происходит формирование способностей ребенка к восприятию и пониманию художественной литературы, и именно сказка готовит его к этому. Для того чтобы правильно понять художественное произведение, ребенок должен отнестись к нему, как к изображению реальных предметов и явлений. В сказке многие действующие лица попадают в самые необычайные положения, но все эти обстоятельства нужны лишь для того, чтобы показать истинные ,характерные свойства. Можно сказать, что сказка – это важное средство развития личности ребенка, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Она влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.

Общеизвестно воздействие сказки на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи детей. На важность приобщения детей к красоте родного языка, родного слова, развитие культуры речи указывали многие психологи, педагоги и лингвисты (К. Д. Ушинский, О. С. Ушакова и др.). Сказка, также как и другие произведения устного народного творчества, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы родного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм языка.

Через народное творчество ребенок общается с многомиллионным автором – народом, воспринимает его мысли и чувства. Значение сказки для усвоения детьми словаря в единстве с грамматическим строем языка трудно переоценить. Сказка дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок, важно лишь правильно понять их и правильно ими пользоваться.

А. М. Леушина справедливо утверждает: «Наглядное представление о ситуации рассказа или сказки создается через понимание контекста, смыслового содержания слов и тех речевых конструкций, с помощью которых оформляет свою мысль автор или рассказчик. Так ребенок привыкает контекстную речь переводить на язык наглядных образов, и, обратно, наглядные образы своих собственных представлений и переживаний он тоже мало – помалу приучается выражать с помощью развернутой, структурно – оформленной контекстной речи». Таким образом, сказка создает у ребенка потребность в новой структуре речи, а ее форма дает необходимые для этого образцы, которые в ходе своего развития он осваивает. Е. А. Флерина также говорит о целесообразности использования сказок для развития связной монологической речи дошкольников. Она считает, что «лучшим образцом формы рассказывания являются русские народные сказки, на которых следует учиться как технике рассказывания, так и построению рассказа: четкая линия развития действия, ясная, простая структура, динамика в развертывании действия, небольшое количество действующих лиц, яркие, экономные и контрастные образы, ритмичность и звучность языка». Если сравнить сказку с другими литературными произведениями, то станут видны ее несомненные преимущества.

В сказке ясна причина, по которой следует руководствоваться тем или иным принципом. Если же сравнить сказку с реалистическим рассказом, то становится ясно, что он психологически неправдоподобен для ребенка, так как его мышление еще неподготовлено для восприятия реальности в чистом виде. Литературное произведение должно привлечь внимание ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, а также выразить все это словами. Всем этим требованиям удовлетворяет только сказка. Дети, воспитанные на сказках, имеют больший словарный запас, более тонко чувствуют язык и лучше владеют им.

 

Выводы к главе 1

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте? Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия – это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Но мало прочитать сказку, важно её прожить! А как это сделать? Форм, через которые ребёнок проживает сказку – множество. Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить. И тогда сказки помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, помогут найти точки опоры в жизни и во многом другом сослужат ему добрую службу. Самое главное, что сказки совершают важную работу во внутреннем пространстве ребёнка, способствую формированию его речи.

Во-вторых, у дошкольников сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем, обязательно рассказывает о нём.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, – всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования личности ребенка, его способности к речевому творчеству.

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир, формируют речь. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Следует отметить, что в настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки, иногда упрощает речь главных героев.

Одновременно с этим в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков.

А между тем, учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь. Поэтому вырастает роль дошкольных учреждений в содействии формированию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития, обогащению словаря и навыков связной речи.

Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве, именно тогда формируется его способность к речевому творчеству, самовыражению. Уроки, которые дает сказка – это уроки на всю жизнь.


1 2

Помощь с обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Перезвоним вам для уточнения деталей
Перезвоним вам для уточнения деталей

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф