ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Принципы и направления работы по развитию словообразовательных умений у детей с общим недоразвитием речи
Методика работы по развитию словообразовательных умений дошкольников с ОНР освещена в ряде научных научно-методических трудов по логопедии.(С.Н.Шаховская [29, 56], Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. [22, 23], Т.Б. Филичева [48], Т.В. Туманова [41, 42, 43, 44], Р.Е. Левина [26] и др.)
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В [22] рекомендуют логопедическую работу вести в направлении формирования словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно и параллельно.
Туманова Т.В. [44] высказывает необходимость разработки специального направления логопедической работы по «модельному» формированию словообразовательных операций у детей с общим недоразвитием речи. Суть подобных моделей заключается в наглядной материализованной демонстрации детям словообразовательной системы языка как наиболее общих правил конструирования и употребления производных единиц.
Рекомендуемая форма организации занятий:
— Занятия проводятся 2- 3 раза в неделю.
— Продолжительность занятия 20 минут.
— Среднее количество детей в группе 5 человек.
В структуру каждого занятия входят:
- организационный момент;
- создание игровой ситуации на самостоятельное определение темы занятия;
- закрепление полученных знаний на фронтальном наглядном материале;
- динамическая пауза, связанная с темой занятия;
- закрепление полученных знаний на индивидуальном наглядном материале.
Наличие на занятии индивидуального наглядного материала позволяет обеспечить: высокую активность детей; повысить контроль над усвоением знаний и навыков; более экономно использовать учебное время.
Можно выделить 3 этапа логопедической работы по формированию словообразования:
I этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей. [22]
В процессе формирования словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи основное внимание следует уделять организации, прежде всего системе продуктивных словообразовательных моделей.
Выделим основные направления работы по формированию словообразовательных умений у детей на каждом этапе.
Этапы работы по формированию словообразования у детей с ОНР
| № | Этапы | Содержание работы |
| Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей. | ||
| 1. | I этап | Существительные Образование уменьшительно-ласкательныхсуществительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-. |
| Глаголы Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида; возвратных и невозвратных глаголов. | ||
| Прилагательные Образование притяжательных прилагательных с суффиксом-ин-. | ||
| Работа над словообразованием менее продуктивных моделей. | ||
| 2. | II этап | Существительные а) Уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами -онк-, -еньк-, -ышек-, -ышк-. б) Образование существительных с суффиксом -ниц- (сахарница). в) Образование существительных с суффиксом -инк- (пылинка), с суффиксом -ин- (виноградина). |
| Глаголы а) Глаголы с приставками в- — вы-, на ——- вы-; б) Глаголы пространственного значения с приставкой при-. | ||
| Прилагательные а) Притяжательные прилагательные с суффиксом -и- без чередования (лисий); б) относительные прилагательные с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -енн-; в) качественные прилагательные с суффиксами -н-, -ив-, -ив-,-лив-. | ||
| Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей. | ||
| 3. | III этап | Существительные Образование названий профессий |
| Глаголы Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, под-, пере-, до-. | ||
| Прилагательные а) Притяжательные прилагательные с суффиксом — и- с чередованием (волчий); б) относительные прилагательные с суффиксами — ан-, -ян-, -енн-; в) качественные прилагательные с суффиксом — оват-,-енък-. | ||
Работу над словообразовательными аффиксами следует осуществлять следующим образом:
- Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом)по значению (косичка, лисичка). При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения.
- Выделение общего значения, вносимого аффиксом.
- Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).
- Закрепление связи значения и звучания аффикса (например, -ик- вносит значение уменьшительности, -ниц значение вместилища).
- Анализ звукового состава выделенной морфемы.
- Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы (если дети знают буквы).
- Самостоятельное образование слов с данным аффиксом.
При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:
а) сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и звучанию;
б) сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное), определяются, чем сходны и чем отличаются эти слова. Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов используется графические схемы слов.
При этом вначале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.
На занятиях рекомендуется использовать логопедические задания и дидактические игры, что делает занятия более живыми, интересными, результативными, это не только повышает эффективность логопедической работы и улучшает качество усвоения знаний, но и повышает работоспособность детей.
Занятия следует проводить в игровой форме. Инновационным в проведении занятий является то, что детям не сообщается то, чем они будут заниматься, что делать, а предлагается выполнить то или иное задание, которое поможет самостоятельно определить содержание, тему занятия. Игровая ситуация, которая создается в начале занятия, позволяет детям самостоятельно определить и назвать тему, с которой они познакомятся. Дидактические игры позволяют детям без излишнего напряжения овладеть наиболее сложным программным материалом, закрепить его усвоение. Каждая игра имеет четко определенные учебные и коррекционные задачи. За основу взяты игры из сборников Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой [21, 22].
Эффективная реализация данных рекомендаций возможна только при создании соответствующей развивающей среды, которая будет включать необходимые дидактические пособия, игр и игровых материалов для работы с детьми с ОНР, а также необходима спокойная доброжелательная атмосфера, в которой будут появляться задатки и способности детей, а также условия, которая способствует развитию речевой деятельности и коррекции нарушений словообразовательных умений и всей речи в целом.
3.2. Система упражнений по формированию навыков словообразования у дошкольников с ОНР
Полученные данные в ходе проведения констатирующего эксперимента показали необходимость повышения уровня сформированности словообразовательных операций у дошкольников с нарушением речи. Мы отобрали и систематизировали дидактические игры и игровые приёмы, направленные на развитие словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, которые целесообразно использовать на логопедических занятиях в ходе коррекционного процесса.
Задания и игровые упражнения по формированию словообразования существительных.
- Игра «Назови ласково». Кукла маленькая, ее можно назвать куколка. Все предметы у куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.
- Игра «Что для чего?» На столе — хлеб, сахар, конфеты и т. д. — Где хранятся эти предметы? (Хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, конфеты — в конфетнице и т.д.)
- Игра «Кто у кого?» Логопед показывает картинку и задает вопрос типа: «Кто у лисы?» Дети отвечают: — У лисы — лисенок и т.д.
- Игра «Назвать животных парами».
- Игра «Как зовут маму, папу, детеныша?» (по картинкам)
- Игра «Два брата ИК и ИЩ». Жили два брата. ИК — маленький и худенький, ИЩ — высокий и толстый. У каждого брата было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ -большой домище. У ИКА — носик, а у ИЩА….?
- Измени слово по аналогии: а) виноград — виноградинка горох-… лед-…. б) бусы — бусинка пыль — ….
- Назвать профессии (по картинкам) Кто носит багаж? Носильщик Кто вставляет стекло? Стекольщик.
- Игра «Как назвать того, кто…?» Кто на паровозе ездит? Машинист Кто песни сочиняет? Композитор. Кто водит самолет? Летчик, пилот.
- Игра «И я тоже». Образование с помощью суффиксов существительные женского рода.Он летчик – я тоже (летчица). Он плясун – я тоже (плясунья). Он умник – я тоже (умница). И т.д.
- Игра «Кто он такой?» Образование существительных от глагола.Образец: если он за всех заступается, он заступник. Он много работает. Он… (работник). А когда часто дерется. Он (драчун). Много-много говорит. Он… (говорун). И т.д.
- Игра «Назови машину одним словом». Машина, которая чистит картофель – картофелечистка, машина, которая сажает картофель – картофелесажалка. (кофеварка, кофемолка, мясорубка, овощечистка, соковыжималка, глиномешалка, полотёр, пылесос).
- «Фокусник». Задача: употреблять наименования, образованные за счет словосложения.Оборудование: пара карточек с изображением предмета и словом (глагол, прилагательное) для образования слова. Ребенок должен назвать картинку и соединить ее со словом (читает логопед). Например: картинка — книга, слово — любит, получилось — книголюб; картинка пчела, слово — водит, получилось — пчеловод и т.д.
Задания и игровые упражнения по формированию словообразования прилагательных.
- Игра «Чьи хвосты?» Серенький, пушистый хвост белки (Чей это хвост?) — беличий и т. д. Картинки с изображением животных разрезаны на три части. Детям раздаются части разрезанных картинок. Дети должны составить животных.
- «Диковинный зверь» (на фланелеграфе) Составляется животное из различных частей разных животных. Дети рассказывают: чья голова, лапы, хвост, туловище и т.д.
- Игра в лото «Что из чего сделано?» У детей карточки лото с изображением разных предметов (мяч, стакан, стол,…). Логопед говорит: — Стакан из стекла. Дети находят этот предмет на карточках. Тот, у кого на карточке есть этот предмет говорит: — Стакан стеклянный и закрывает фишкой картинку.
- Сравнить предметы и закончить предложения. Апельсин большой, а арбуз еще больше. Клубника маленькая, а смородина еще…. Дыня сладкая, а арбуз еще….
- Ответить на вопрос «Как?» Утром светло, а днем (как?) еще светлее. Вечером темно, а ночью (как?) еще…. В пальто тепло, а в шубе (как?) еще….
- «Правильно назови вещи». Лист дуба — дубовый лист. Лист березы… Лист липы… Лист рябины-…
- Игра «Найди ошибки Незнайки». Логопед говорит ребенку: «Незнайка составил предложения, но допустил ошибки. Послушай внимательно и исправь ошибки Незнайки». Например: На улице льет сила дождь. Наступит холодная дождь осень. На опушку выскочил трус заяц. По лесу бродит голод волк. Сегодня чудесный мороз день. Мальчик вернулся с улицы весь грязь.»
- «Игра со словами».
У зайца короткий хвост. Какой заяц? (короткохвостый)
У зайца длинные уши. Какой заяц? (длинноухий)
У зайца быстрые ножки. Какой заяц? (быстроногий)
У девочки черные волосы. Какая она? (черноволосая)
У девочки голубые глаза? Какая она? (голубоглазая)
Задания и игровые упражнения по формированию словообразования глаголов.
Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершенно, а где оно совершается: Мыла — вымыла Умывается — умывалась
Игра «Чем отличаются слова?» Логопед просит детей показать на картинках, кто… Умывает — умывается, Причесывает — причесывается и т. д.
Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам) а) в импрессивной речи Логопед называет слова, обозначающие действия, дети показывают соответствующую картинку. Входит — выходит, подходит — отходит, подлетает — отлетает б) в экспрессивной речи Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумывать предложения с этими словами. — Добавить слово, обозначающее действие, по картинкам: В клетку ….(влетает), из клетки….(вылетает) и т. д. — Найти общую часть слова (по картинкам) Переходит — перебегает Наливает — переливает и т. д.
Игра «Договори похожие слова». Формирование умения находить родственные слова и общую морфему.Логопед начинает предложение и предлагает детям продолжить его, используя похожие слова. Примерный речевой материал:
Скоро сказка… (сказывается), да не скоро дело… (делается).
Хватит тебе, молодцу, горе… (горевать).
Не впервой волку зиму… (зимовать).
Молодое растет, а старое… (старится).
Все живое хочет… (жить).
Игра «Оркестр». Воспитатель читает стихотворение про зайку, сопровождая речь действиями с игрушками. Зайка привёз детям много музыкальных инструментов, и просит отгадать как они называются. Барабан – барабанит, дудка – дудит, звоночки – звенят и т.д.
Игра «Гараж».Задача: учить образовывать глаголы с приставками на-, по-, вы-.Оборудование: игрушки (гараж, машинка, дорожки, светофор и т.п.). Ребенок выполняет игровые действия с машинкой и комментирует их. Например: машинка выехала из гаража, поехала по дорожке и т.д.
Образование глаголов от звукоподражательных слов.
Кря-кря-кря! Кто это? (Уточка) Что она делает? (Крякает)
Ква-ква-ква! Кто это? (Лягушка) Что она делает? (Квакает)
Хрю-хрю-хрю! Кто это? (Свинка) Что она делает? (Хрюкает)
Заключение
В данной работе представлено экспериментальное исследование, касающееся формирования словообразовательных умений у детей с общим недоразвитием речи.
Вопросы изучения особенностей формирования словообразовательных умений у детей с общим недоразвитием речи представлены в работах таких исследователей, как Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.В.Туманова Т.Б. Филичева и др.Проблема изучения особенностей формирования словообразовательных операций у детей с ОНР не потеряла своей актуальности и в настоящее время.
В представленной работе экспериментальное исследование было проведено в три этапа.
На первом этапе был произведен анализ медицинской и логопедической документации детей дошкольного возраста с целью отбора детей с ОНР, а также детей с нормативным речевым развитием.
На втором этапе был проведен констатирующий эксперимент, включающий в себя логопедическое обследование словообразовательных умений у детей с общим недоразвитием речи.
На третьем этапе экспериментального исследования были разработаны рекомендации по формированию словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Анализ данных по результатам экспериментального исследования позволил сформулировать следующие основные выводы:
- Анализ и обобщение данных литературы, посвященных изучению формирования словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи показал, что освоение словообразования в онтогенезе имеет деятельностную основу: оно осуществляется в условиях предметной деятельности и общения ребёнка со взрослыми. У дошкольников с ОНР развитие навыка словообразования значительно отличается от нормы и происходит с большими трудностями,отмечается своеобразие в более медленном темпе усвоения морфологической системы языка.
- Проведенное нами исследование особенностей словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи, показало низкий и ниже среднего уровень их развития, в то время как их сверстники с нормативным развитием речи показали высокие результаты.Дошкольники с ОНР допускали многочисленные ошибки, среди которых неспособность образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, трудности при назывании детенышей животных, при образовании имен существительных со значением женскости, страдает словообразование названий профессий мужского рода, а также сложности при образовании относительных и притяжательных прилагательных, глаголов со значением приближения к чему-либо, удаления от чего-либо, ошибки при образовании глаголов от других частей речи.
- С целью преодоления выявленных нарушений словообразования у дошкольников с ОНР, были разработаны практические рекомендации, направленные на развитие словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи, в процессе коррекционной работы.При составлении коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи основное внимание необходимо направить, в первую очередь, на употребление и понимание детьми существующих продуктивных словообразовательных моделей, затем менее продуктивных моделей и далее непродуктивных словообразовательных моделей.
Список литературы
- Айдарова Л.И. Формирование и лингвистического отношения к слову у младших школьников // ВП. — 1964.- №5.- с.55-72.
- Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
- Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М.: АСТ: Астрель, 2007. – 190 с.
- Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004. — № 1. — с.34-40.
- Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностика. — СПб., 2003.
- ГараеваЛ.И., Шахнарович A.M. Словообразовательная деривация в аспекте онтогенеза речевой деятельности // Детская речь как предмет лингвистического изучения. — Л., 1997.
- Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011.
- Гвоздев А.Н.Вопросы изучения детской речи. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». — Санкт-Петербург, 2007.
- Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии / Учебное пособие для пед. и гуманит. вузов. — М.: Коррекционная педагогика, 2009.
- Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Автореф. канд. дис. М.: Астрель, 2011.
- Глухов В.П. Формирование связной детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Москва, АРКТИ, 2004.
- Детская логопсихология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология» / [Денисова О.А. и др.] : под редакцией В.И. Селиверстова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 175 с.
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Основы теории и практики. М., 2011.
- Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи – М.: Астрель, 2014. –457с.
- Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М.: Наука, 1992. -221с.
- Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. — М., 2003.
- Зюзгина Л.А. Дидактические игры в коррекции словообразования у дошкольников// Воспитатель.2012. — №11.
- Каше Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе) // Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
- Кубрякова Е.С. Что такое словообразование. — М., 1965.
- Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. – СПб., 2006.
- Лалаева Р.И. Формирование правильной речи у дошкольников. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). —— СПб., 2010. — 160 с.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.
- Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей / Р.Е. Левина. – М.: Издательство «Аркти», 2005. – 222 с.
- Левина Р. Е. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л.Ф. Спирова; под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 2007. – 165с.
- ЛевинаР.Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М.: АльнС,
- Леонтьев А.Л. Язык,речь,речевая деятельность/ А.А.Леонтьев.Издательство: Красанд, 2010. – 216 с.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: Авторский сборник. – М.: Смысл, 2009. – 426 с.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов./ Под ред. Волковой С.Н., Шаховской Л.С. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.
- Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи. — М., Аквариум, 1995.
- Мастюкова Е.М., Жукова Н.С, Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Высшая школа, 2014.
- Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 240 с.
- Микляева Н. В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология, 2011. № 2.
- Поваляева М. А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. — Ростов н/Д : Феникс, 2012.
- Серебрякова Н.В., Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.
- Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма / Л.Ф. Спирова // Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. — 303 с.
- Тамбовцева А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1983.
- Тенкачева Т. Р. Особенности грамматического строя речи у различных категорий детей старшего дошкольного возраста // Специальное образование.- 2014. -№1.- С.68-78.
- Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф.Основы специальной педагогики и психологии. — СПб.: Питер, 2005. — 304 с.
- Туманова Т.В. Методы изучения процессов словообразования у дошкольников с речевой патологией// Дети с проблемами в развитии. – 2005. – № 2. – С. 4-7.
- Туманова Т.В. Нарушениясловообразования в устной и письменной речи. М. — 2005.
- Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи: моногр. — М., 2002.
- Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию // Дефектология.- №4.- 2001.
- Туманова Т. В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.03 / Т. В. Туманова ; Москов. гос. пед. ун-т. им. М. А. Шолохова. — М., 2005. — 46 с.
- УшаковаТ.Н. Речь: истоки и принципы развития. — М., 2004.
- Ушакова Т. Н. Рождение слова. Проблемы психологии речи и психолингвистики / Т. Н. Ушакова. — М. : Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2011.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. — М.: Просвещение, 2009.
- Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б.Филичева,О.С. Орлова, Т.В.Туманова. – М.: ЭКСМО, 2015.
- Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Изд. 3-е. М.: Айрис-пресс; Айрис-дидактика, 2015.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. — М., 2010.
- Филичева Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.В. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 128 с.
- ЦейтлинС.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. — М., 2000.
- Черемухина Г.А., Шахнарович А.М. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку / Под ред. А.А. Леонтьева. – М., 1976. – С. 92-104.
- Шахнарович A.M., Юрьева Н.М. Особенности образования производных слов в детской речи // Теоретические аспекты деривации. — Пермь, 1982.
- Шахнарович А.Н. Словообразовательная деривация в свете экспериментальных исследований // Вопросы филологии М., 2001. -№ 1. – С. 68-73.
- Шаховская С.Н. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред. С.Н. Шаховской, Р.И. Лалаевой: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. — Москва, 2011.
- Шашкина Р.Г. Логопедическая работа с дошкольниками. – 2-е изд / Р.Г. Шашкина. — М.: Изд-во «Академия», 2014. – 256 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Владос, 2009. – 272с.
- ЮрьеваН.М. Деятельностное направление и экспериментально-генетический метод в изучении онтогенеза речи // Проблемы экспериментальной лингвистики и онтогенеза речи. М, 2004.
- Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке. – М., «Индрик», 2001.
