Заявка на расчет
Меню Услуги

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСТОРИИ СВОЕЙ СТРАНЫ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


 

Содержание

Введение

Раздел 1. Теоретические и методические основы изучения исторического материала на уроках по окружающему миру как условие формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к истории своей страны

1.1. Особенности формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к истории своей страны

1.2. Потенциал учебного предмета «Окружающий мир» для формировании у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к истории своей страны

1.3. Методы и приемы формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к истории своей страны посредством использования исторического материала на уроках по окружающему миру

Раздел 2. Опытно-исследовательская работа по формированию у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к истории своей страны на уроках по окружающему миру

2.1. Диагностика исходного уровня сформированности у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к истории своей страны

2.2. Содержание работы по совершенствованию процесса формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к истории своей страны

2.3. Динамика сформированности у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к истории своей страны средствами исторического материала на уроке по окружающему миру

Заключение

Список использованных источников


Введение

 

Актуальность исследования. Современная социально-экономическая и политическая ситуация в стране выдвигает множество проблем, в том числе и проблему воспитания ценностного отношения к истории своей страны.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в Предметных результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования в учебном предмете «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» указано, что у младших школьников необходимо формировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, культуре, природе, современной жизни нашей страны, а также к ее истории [57].

Приоритетными объектами воспитания ценностного отношения у школьников являются человечество и человек, природа и жизнь, труд и образование, родина и семья. Реализация задачи воспитания ценностного отношения к названным объектам позволяет сформировать у школьников базовые национальные ценности, обозначенные в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования [21].

Воспитание ценностного отношения к истории своей страны сегодня является одной из самых дискуссионных и актуальных тем педагогики. В отечественной педагогической науке последних десятилетий оно рассматривалось как патриотическое воспитание и являлось частью идейно-патриотического (Ю.К. Бабанский, Л.Р. Болотина, П.В. Конаныхин, О.И. Павелко, Л.Ф. Спирин и др.), нравственного (Н.И. Болдырев, Л.И. Мищенко, И.Т. Огородников, Н.Е. Щуркова и др.), гражданского воспитания (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, В.А. Сластенин и др.) или выступало как самостоятельное направление (Т.А. Ильина, Н.В. Ипполитова, В.А. Караковский, И.Ф. Харламов и др.). Традиционно патриотическое воспитание предполагало формирование таких качеств личности, как любовь к своей стране, бережное отношение к отечественной истории и культуре, готовность защищать интересы своей страны.

Таким образом, обращение к феномену «ценностное отношение» с позиции современности помогает ставить проблему воспитания современных детей, активизируя инструментальные функции развивающегося современного педагогического явления: интерес ребенка уже в младшем школьном возрасте к своему будущему; интерес его к окружающему миру, то есть к культурно-образовательному пространству, которое становится его жизненным пространством; интерес семьи; интерес социума к ребенку как участнику этого пространства. Ценностный потенциал данного педагогического явления закрепляется возрастанием сопричастности содержания образования историко-обществоведческой направленности в начальной школе с культурной, гражданской жизнью социума, в которую активно вовлекают современных младших школьников. Эмоциональная эмпатия детей к своему участию в жизни социума дополняется интеллектуальным пониманием, основанным на процессе школьного обучения, при определенном методическом актуализировании историко-обществоведческих знаний учащихся [38].

В начальной школе большее внимание формированию у младших школьников ценностного отношения к истории своей страны уделяется на уроках окружающего мира. В рамках данного предмета выделен большой раздел, посвященный истории России, где представлен исторический материал от времен Древней Руси до современности [36].

Учитель, предоставляя исторический материал на уроках по окружающему миру, должен использовать интересные методы и приемы. Этому способствует их возрастные особенности, так как дети лучше воспринимают и запоминают учебный материал, когда он преподносится в интересной, живой форме. Следовательно, целесообразней преподавать материал именно в такой форме [25].

В работах М.Т. Студеникина отмечается, что в настоящее время формированию ценностного отношения к истории своей страны не уделяется должного внимания, а именно разработке конкретных методов и приемов формирования ценностного отношения.

Автор считает, что «обучая истории в начальной школе, нужно знать, как развивается детское мышление с самых ранних стадий до достижения зрелости и в каких формах оно проявляется. Обучение в начальной школе, содержание, методы и формы организации должны быть прямо ориентированы на закономерности психического развития» [54].

Функция и миссия учителя начальной школы состоит в подготовке ученика к целостному восприятию природы историко-обществоведческих объектов, как ценностных для себя самого. Формируемое базисное ценностное основание способствует устойчивости личности в мире разнонаправленных ценностных ориентиров, более того, порождает и нравственную устойчивость, которая, как известно, выступает в современной ситуации развития человечества главным дефицитом [18].

На основе анализа психолого-педагогической литературы и педагогического опыта было выделено противоречие между необходимостью формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к истории своей страны и недостаточной разработанностью методов и приемов использования исторического материала на уроках по окружающему миру при реализации указанного процесса.

Необходимость разрешения данного противоречия определила проблему исследования: «Каковы методы и приемы использования исторического материала на уроках по окружающему миру в процессе формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к истории своей страны?».

С учетом актуальности проблемы и выявленного противоречия определена тема исследования: «Использование исторического материала на уроках по предмету «Окружающий мир» как условие формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к истории своей страны».

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании методов и приемов формирования у младших школьников ценностного отношения к истории своей страны посредством использования исторического материала на уроках по окружающему миру и разработке серии уроков по теме исследования.

Объект исследования: процесс формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к истории своей страны.

Предмет исследования: методы и приемы формирования у младших школьников ценностного отношения к истории своей страны посредством использования исторического материала на уроках по окружающему миру.

Гипотеза исследования: формирование у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к истории своей страны будет осуществляться более эффективно при реализации комплекса уроков по предмету «Окружающий мир» с использованием исторического материала.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи

  1. Раскрыть особенности процесса формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к истории своей страны.
  2. Определить потенциал уроков по предмету «Окружающий мир» для формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к истории своей страны.
  3. Выявить методы и приемы формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к истории своей страны посредством использования исторического материала на уроках по окружающему миру.
  4. Определить исходный уровень сформированности у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к истории своей страны.
  5. Разработать серию уроков по окружающему миру с использованием исторического материала при формировании у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к истории своей страны.

Методы исследования:

– теоретические положения об особенностях формирования ценностного отношения к истории своей страны И.И. Дуранова, И.Л. Гуляевой, С.В. Колотий, Н.Е. Щурковой и др.;

– концепции обучения предмету «Окружающий мир» в начальных классах А.А. Вахрушева, А.А. Плешакова, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина и др.;

 

– взгляды и положения о методах и приемах изучения исторического материала на уроках по окружающему миру в начальных классах Л.П. Борзовой, А.Т. Степанищева, М.Т. Студеникина, В.В. Шоган и др.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации материала об особенностях процесса формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к истории своей страны; охарактеризован комплекс методов и приемов использования исторического материала на уроках по окружающему миру при реализации указанного процесса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс уроков по окружающему миру, направленный на формирование у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к истории своей страны с использованием исторического материала, может быть использован студентами и учителями начальных классов в педагогической деятельности.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Серебрянская средняя общеобразовательная школа-детский сад» Раздольненского района Республики Крым.

Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух разделов, 6 параграфов, заключения, списка использованных источников (62 источника), 4 приложений. Общий объем работы – 88 страниц, из них 74 страницы основного текста.

 


Раздел 1.Теоретические и методические основы изучения исторического материала на уроках по окружающему миру как условие формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к истории своей страны

 

1.1. Особенности формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к истории своей страны

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования от 18 мая 2015 года в Предметных результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования в учебном предмете «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» отмечается, что необходимо у младших школьников формировать уважительное отношение к истории своей страны [57].

В Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России выделяются задачи, которые направлены развитие у обучающихся ценностей, способствующих духовно-нравственному воспитанию. В соответствии с данным документом, у учащихся должны быть сформированы такие ценностные ориентиры, как:

– национальные ценности, которые включают в себя такие понятия, как патриотизм, семья, гражданственность и другие ценности;

– ценности человеческой жизни и других людей;

– моральные ценности: трудолюбие, жизненный оптимизм [32]. Категория «нравственная ценность» является одним из ключевых понятий в философии, социологии, психологии, педагогики. Рассмотрим данное понятие в психолого-педагогическом контексте.

В педагогической литературе понятию «нравственные ценности» придается значение того, «что дорого человеку, как достигнутое, так и достижимое», определяют, что ценности придают человеку такие качества как, настойчивость, сопротивляемость, надежность [22].

Нравственные ценности могут приносить как пользу человеку, повышая гуманные начала, так и вред, являясь препятствием для развития общественно-значимых качеств. Данные ценности являются средством развития личности человека, методологической основой нравственного воспитания.

Н.А. Асташова пишет, что в системе нравственных ценностных ориентаций учащихся выделяют три группы: высший уровень, которые характеризуют его образ о нравственном эталоне, смысле и целях жизни; ориентации, конкретизирующие первые применительно к различным видам деятельности; ориентации на соблюдение общеизвестных норм поведения. Основу данной классификации составляет система нравственных ценностей. Ценностные установки морального сознания уточняются, раскрываются в более частных нормах и требованиях поведения, определяют их выбор.

Руководствуясь данной классификацией, мы остановимся на характеристике понятия «ценностные отношение».

Согласно позиции Г.Ф. Гаврилычевой, ценностные отношения – это предпочтительность или отклонение определенных ценностей как жизнеорганизующих истоков и стремление либо нежелание вести себя в соответствии с ними [13].

С точки зрения П.И. Пидкасистого, «ценностные отношения» – это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание», но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство», когда само отношение выступает в качестве ценности. Ученый называет ценностными отношениями как отношения к ценностям, так и отношения, которые «ценностны для жизни» [44].

Иная трактовка понятия «ценностное отношение» представлена в работах Н.Е. Щурковой: «Ценностное отношение – это устойчивая, избирательная, предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни и общества и отдельного человека» [46].

В работе «Психология отношений» (автор В.И. Мясищев) представлена характеристика понятия «ценностное отношение» «Ценностное отношение – это субъективное осознание ценностей в эмоциональной или рациональной форме. Они являются одновременно процессом восприятия, понятия мира сквозь призму ценностей и результатом этого процесса как позиции человека по отношению к ценностям как личностно-значимых. В ценностном отношении, прежде всего, считает автор, отражается общественная жизнь, социальная действительность, они культурно и исторически обусловлены» [45].

В контексте проблем нашего исследования мы будем придерживаться точки зрения И.И. Дуранова, который отмечал, что в ценностных отношениях сосредоточен весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека, определяющий его взаимоотношений с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самой себе, являющий существо образа жизни индивида. В этом определении наиболее полно отражено содержание ценностных ориентаций человека, их динамический характер, их функции и значение в жизни человека, в развитии его личности [20].

Рассмотрев понятие «ценностное отношение» считаем необходимым более подробно остановиться на базовом для нашего исследования понятии «ценностное отношение к истории своей страны».

В педагогической литературе проблеме формирования ценностных отношений к истории своей страны посвящены работы авторов Т.К. Ахаян, З.И. Васильевой, Я. Гyдeчeк, М.Е. Дyрaнoвa, М.Г. Кaзaкиной, А.В. Кирьяковой, Б.С. Круглова и др. В их исследованиях ценностные отношения к истории своей страны определяются как ценностные отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее [20].

В 50-60-е годы вопросы воспитания ценностного отношения к истории своей страны были подробно рассмотрены В.А. Сухомлинским, который считал его основным в системе всестороннего развития и называл любовь к Родине «сердцевиной человека». Он развил идею народности К.Д. Ушинского и особое внимание в воспитании любви к Родине уделял родному языку, подчеркивал необходимость патриотического воспитания с раннего детства – отсюда и особая роль семьи в формировании образа Родины: любовь к родным – «вот первая школа воспитания чувства долга перед самым дорогим и святым – Родиной».

В.А. Сухомлинский рассматривал патриотическое воспитание как процесс воспитания отношения и особо выделял в нем эмоциональную составляющую и впервые четко определил все компоненты ценностного отношения к Родине, которое он охарактеризовал: «Воспитание гражданина – патриота – это гармония разума, мысли, идей чувств, духовных убеждений, и воспитание сердца…» [56].

П.И. Пидкасистый среди прочих выделяет ценностное отношение к России (Родине) сообществу людей, среди которых человек «вырос и познал счастье жизни». Автор рассматривает ценностное отношение к России как синоним патриотического отношения [44].

Патриотическое отношение – это отношение любви к той земле, на которой человек вырос, к ее людям, с которыми он проживал события жизни, говорил на одном языке, с которыми его объединяет нечто общее в общем их отношении к жизни. Автор считает, что глубокое патриотическое чувство рождает в ходе всей жизни ребенка, очень часто существует почти не осознаваемым, но оно требует культивирования, гармонического развития, так чтобы любовь к своему Отечеству не препятствовала уважению к другим землям, нациям, странам. Культивирование строится на чувстве привязанности к месту жительства, к его людям, изучении истории отечества, гордости за ее успехи и страдания за ее неудачи, а главное – на желании споспешествовать благу Родины [44].

По мнению авторов Л.Д. Алексашкиной, В.М. Антонова, Н.Ф.Виноградовой, Н.С. Воржейкиной, Е.Е.Вяземского в основе ценностных отношений к истории своей страны лежит определенная система ценностей, в том числе духовно-нравственных, сформировавшаяся в ходе воспитания [7].

Так же данные авторы считают, что в ценностных отношениях к истории своей страны затрагиваются представления человека о добре или зле, справедливости либо несправедливости, любви и ненависти и т.д. посредством которых человек может оценить конкретные жизненные ситуации, поступки людей, а также свое поведение [7].

В воспитании ценностных отношений психологические основания выделены такими учеными, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Г. Здравомыслов, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. В отечественной психолого-педагогической науке глубоко и всесторонне разработан культурно-исторический системно-деятельностный подход, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Деятельностный подход строится на положении о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность. А ценностное отношение развивается путем последовательного получения знаний, формирования умений и навыков, осознания ценностей мира [8].

Ценностное отношение отражается в мировоззрении, убеждениях, рефлексивных чертах, действиях личности, оно является сознательным компонентом структуры личности и оказывает содействие творческому освоению мира (В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, К.К. Платонов и др.) [14].

Рассмотрев позиции разных авторов, можно заключить, что «ценностное отношение к истории своей страны – это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженные в сознании и поведении, а также является способом дифференциации человеком объектов по их значимости».

Изучив сущность понятия «ценностное отношение к истории своей страны», считаем целесообразным рассмотреть особенности формирования данного отношения у детей младшего школьного возраста.

М.В. Богомаз, считает, что младший школьный возраст – это начало важнейшего периода в становлении и развитии нравственных качеств, т.е. происходит создание основы ценностно-смысловой сферы личности [3].

В сознании младшего школьника начинает формироваться система ценностей, которым он следует в течении своей жизни. В возрасте шести-семи лет процесс формирования ценностных отношений происходит наиболее динамичен. Следует отметить, что на выбор ценностей младшими школьником, в первую очередь, влияет мнение взрослого человека, собственный нравственный опыт ребенка, а также средства массовой информации, интернет, телевидение, другие источники информации, религиозные и общественные организации, общество ребенка и т.д. В младшем школьном возрасте ребенок встречается с разными, порой противоречивыми, ценностями и мировоззренческими установками посредством участия в разных видах социальной, информационной, коммуникативной деятельности [23].

Т.Н. Османкина отмечает, что для формирования ценностного отношения к истории своей Родины как ценности в системе воспитательной работы в школе необходимо знать не только его сущность и содержание, но и внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами являются когнитивный, эмоциональный, мотивационно – поведенческий [43].

Кратко представим каждый из выделенных автором компонентов. Когнитивный компонент включает в себя осмысление сущности любви к истории Родины и способов ее проявления в различных видах деятельности: в беседах, сообщениях на патриотическую и историческую темы, проведении литературно-музыкальных гостиных и т.д.

Эмоциональный компонент формируется в образовательном процессе с помощью разнообразных форм работы, создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви, гордости, восхищения за историю своей страны. Огромное влияние в этом имеет художественная литература.

Мотивационно-поведенческий компонент – формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и сохранения исторических ценностей (разные виды трудовой, общественной, туристско-краеведческой работы, связанной с историей страны, празднование исторических дат, встречи с ветеранами). Учащиеся переживают чувство привязанности к своей Родине, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным и историческим местам родного края, страны, встречаются с героическими людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги [51].

С.В, Дармодехин считает, что одной из важнейших задач учителя и родителей является помощь ребенку при осмыслении и принятии основных общечеловеческих ценностей, возведении их в ранг собственных жизненных регуляторов, а также при применении школьниками их в собственных жизненных ситуациях. Для установления положительного отношения к данным ценностям важен опыт их эмоционального переживания и рефлексии, так как лишь знание данных норм и ценностей не является гарантией того, что человек будет им следовать в различных обстоятельствах жизни [18].

При формировании ценностных отношений к истории своей страны, а также их системы установок и убеждений не приемлемо проявление авторитарного навязывания мнения учителя.

Поэтому, для успешного формирования у детей ценностного отношения к истории своей страны важно учитывать определенные особенности. Данные особенности выделили С.В. Колотий и И.Л. Гуляева [31].

Итак, одной из особенностей в формировании ценностного отношения к истории своей страны является необходимость слитности познавательной активности с эмоциональным состоянием ребенка, то есть необходимость оказания ему эмоциональной поддержки на протяжении всего времени. Это особенно важно для этапа первоначального предъявления нового учебного материала. Эмоциональная поддержка может быть словесной, выражена наглядным материалом, проявляться при ознакомлении младших школьников с наиболее яркими, значимыми событиями из истории нашей Родины [31].

Также значимым является оживление у детей имеющегося опыта. Это необходимо для развития ценностного отношения к историческим событиям, образам. В 4-м классе опора на жизненный опыт ученика способствует развитию умений строить предположения, рассуждать, высказывать собственное мнение, выбирать рациональный путь решения учебной задачи, что способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий [31].

Важной особенностью, по мнению И.Л. Гуляевой, является учет всех компонентов структуры ценностного отношения к истории своей страны: когнитивного компонента (осмысление сущности любви к истории Родины и способов ее проявления в различных видах деятельности: в беседах, сообщениях на патриотическую и историческую темы, проведении литературно-музыкальных гостиных и т.д.); эмоционального компонента (разнообразные формы работы, создание таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви, гордости, восхищения за историю своей страны); мотивационно — поведенческого компонента – способность к волевым проявлениям в области патриотизма и сохранения исторических ценностей (разные виды трудовой, общественной спортивной, туристско-краеведческой работы, связанной с историей страны, празднование исторических дат, встречи с ветеранами) [31].

Одной из важных особенностей является формирование ценностного отношения с помощью сотрудничества учителя и учащихся, заинтересованности обоих сторон. Не рекомендуется формировать ценностного отношения к истории своей страны с помощью навязывания и использовать авторитарный стиль педагогического общения [31].

С.В. Колотий определила такую особенность как насыщение образовательного процесса различными моделями ценностного выбора, вовлечения школьников в деятельность на благо других и развития бескорыстных мотивов участия в ней; развития способности к рефлексии и осмыслению собственной системы ценностных отношений к миру. Это актуализирует такие методы воспитания ценностных отношений, как например, дискуссия, метод создания воспитательных ситуаций, а также метод вовлечения школьников в практическую деятельность (социальные проекты). Рекомендуется использовать различные методы формирования ценностного отношения (словесные, наглядные, практические) [31].

Также одной из особенностей по мнению И.Л. Гуляевой является национальная принадлежность младших школьников. При формировании ценностного отношения к истории страны необходимо сохранять толерантное отношение к другим народам и их истории, которые проживают на территории России [31].

И последней, не менее важной особенностью формирования у младшего школьника ценностного отношения к истории страны, можно считать динамичность нравственных представлений. Поэтому для принятия ценностей младшим школьником необходимо создание единого системно-деятельностного пространства для духовно-нравственного развития ребенка, важна системная организация различных видов нравственно-ориентированной деятельности в образовательном учреждении, т.е. создание воспитывающей нравственно и ценностно-ориентированной среды образовательного учреждения [31].

Процесс формирования у младших школьников ценностного отношения к истории своей страны требует особой осознанности и ответственности, владения формами деятельности и является одним из основополагающих направлений в работе современного педагога, которому дана возможность самому моделировать и реализовывать воспитательную деятельность, учитывающую возрастные особенности, национальные и культурные традиции.

Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели такие понятия, как «ценностное отношение» и «ценностное отношение к истории свое страны».

Понятие «ценностное отношение» было охарактеризовано такими авторами, как Г.Ф. Гаврилычева, П.И. Пидкасистый, Н.Е. Щуркова, В.И. Мясищев.

В нашей исследовательской работе мы придерживаемся точки зрения И.И. Дуранова, который отмечал, что в ценностных отношениях сосредоточен весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека, определяющий его взаимоотношений с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самой себе, являющий существо образа жизни индивида. В этом определении наиболее полно отражено содержание ценностных ориентаций человека, их динамический характер, их функции и значение в жизни человека, в развитии его личности.

Понятие «ценностное отношение к истории свое страны» характеризовали В.А. Сухомлинский, П.И. Пидкасистый, Л.Д. Алексашкина, В.М. Антонова, Н.Ф. Виноградова, Н.С. Воржейникина, Е.Е. Вяземский.

Рассмотрев позиции данных авторов, пришли к заключению, что «ценностное отношение к истории своей страны – это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженные в сознании и поведении, а также способ дифференциации человеком объектов по их значимости».

Также в данном параграфе мы рассмотрели особенности формирования у младших школьников ценностного отношения к истории своей страны, выделенные авторами С.В. Колотий, И.Л. Гуляевой:

– необходимость слитности познавательной активности с эмоциональным состоянием ребенка, то есть необходимость оказания ему эмоциональной поддержки на протяжении всего времени;

– оживление имеющегося у детей имеющегося опыта;

– учет всех компонентов структуры ценностного отношения к истории своей страны: когнитивного компонента; эмоционального компонента;

– мотивационно — поведенческого;

– формирование ценностного отношения с помощью сотрудничества учителя и учащихся, заинтересованности обоих сторон;

– насыщение образовательного процесса различными моделями ценностного выбора, вовлечения школьников в деятельность на благо других и развития бескорыстных мотивов участия в ней, развития способности к рефлексии и осмыслению собственной системы ценностных отношений к миру;

– учет национальной принадлежности младших школьников;

– учет динамичности нравственных представлений.

Опираясь на рассмотренное понятие и особенности формирования ценностного отношения к истории своей страны, в следующем параграфе нами будет изучен потенциал учебного предмета «Окружающий мир» для формирования исследуемого процесса. (арифметического) содержания программы.

 

1.2. Потенциал учебного предмета «Окружающий мир» для формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к истории своей страны

 

По мнению Е.Е. Вяземского, «Окружающий мир» как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника [12].

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования основными задачами изучения предмета «Окружающий мир» являются: формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме [57].

Важно отметить, что уважительное, ценностное отношение младшего школьника к истории России является одной из первостепенных задач изучения учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе.

Рассмотрим содержание данного предмета, которое обеспечивает решение одной из задач – формирование уважительного, ценностного отношения младшего школьника к истории России.

Для формирования знаний, связанных с историей России и ценностного отношения к истории России важно учитывать следующие факторы: точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, видение особенностей каждого урока; учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, классов, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях [8].

Нами были проанализированы программы предметной области «Обществознание и Естествознание (Окружающий мир)», рекомендованные Федеральными государственными образовательными стандартами для реализации в начальной школе, на предмет их потенциальных возможностей для формирования ценностного отношения к истории своей страны. В частности, мы изучили программы: А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой «Окружающий мир» УМК «Перспектива»; А.А. Вахрушева «Окружающий мир» Образовательная система «Школа 2100»; Е.В. Саплиной, А.И. Саплина «Окружающий мир» УМК «Планета Знаний»; Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова «Окружающий мир» «Развивающая система Л.В. Занкова».

Основными критериями анализа программ по предмету «Окружающий мир» являлись:

– наличие в планируемых результатах освоения программ результатов, направленных на изучение истории Российской Федерации;

– наличие в результатах освоения программ результатов, направленных на формирование уважительного и ценностного отношения к истории России;

– наличия в содержании программ тем, способствующих формированию уважительного и ценностного отношения к истории России.

– наличие в программах методов, направленных на формирование уважительного и ценностного отношения к истории России.

Результаты анализа авторских программ с позиции наличия результатов освоения программы, способствующих формированию уважительного и ценностного отношения к истории России отражены в таблице 1.

Таблица 1. – Содержательные основы формирования у младших школьников ценностного отношения к истории России

Проанализировав авторские программы по таким критериям, как наличие в результатах освоения программ результатов, направленных на изучение истории Российской Федерации; наличие в результатах освоения программ результатов, направленных на формирование уважительного и ценностного отношения к истории России, мы можем сказать, что все программы в предметной области «Обществознание и Естествознание (Окружающий мир)» направлены на формирование ценностного отношения к истории своей страны, так как была прослежена реализация двух критериев формирования ценностного отношения к истории своей страны.

Следующим шагом нашего исследования являлся анализ содержания авторских программ с позиции наличия тем уроков, способствующих формированию уважительного и ценностного отношения к истории России (См. Таблица 2).

Таблица 2 – Содержание образовательных программ, направленное на формирование у младших школьников ценностного отношения к истории России по учебному предмету «Окружающий мир»

Проанализировав авторские программы по такому критерию, как наличие в содержании программ тем, способствующих формированию уважительного и ценностного отношения к истории России, мы можем сказать, что все программы в предметной области «Обществознание и Естествознание (Окружающий мир)» направлены на формирование ценностного отношения к истории своей страны, так как была прослежена реализация данного критерия во всех учебно-методических комплексах согласно указанной в таблице тематике.

Особенностями содержания учебного предмета «Окружающий мир» являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний; особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников; наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др. [3].

Еще одним шагом нашего исследования являлся анализ содержания авторских программ с позиции наличия методов и приемов, которые рекомендуется использовать для формирования у обучающихся уважительного и ценностного отношения к истории России (См.Таблица 3).

 

Таблица 3. – Методы формирования у младших школьников ценностного отношения к истории России в программах по учебному предмету «Окружающий мир»

Проанализировав авторские образовательные программы по такому критерию, как наличие в содержании программ методов, направленных на формирование уважительного и ценностного отношения к истории России, мы можем сказать, что все программы в предметной области «Обществознание и Естествознание (Окружающий мир)» направлены на формирование ценностного отношения к истории своей страны, так как были выявлены конкретные рекомендации авторов относительно исследуемого комплекса методов и приемов.

Следует отметить, что методы, направленные на формирование ценностного отношения к истории своей страны в данных авторских программах, в основном носят традиционный характер. Нетрадиционные методы в содержании программ используются недостаточно. Кроме того, важно отметить, что использование данных методов при изучении учебного предмета «Окружающий мир» в большей степени направлены на формирование у обучающихся когнитивного компонентам. В то время как два других компонента – эмоциональный, мотивационно-поведенческий обеспечиваются указанными методами не в полной мере.

Основными методами, используемыми авторами рассматриваемых учебно-методических комплексах, являются беседа, рассказ, сочетание словесных и наглядных методов, метод иллюстраций и самостоятельная работа с книгой. Эти методы используются на каждом занятии в данных УМК при формировании ценностного отношения к истории своей страны.

Рассмотрим применение данных методов в перечисленных учебно-методических комплексах.

Беседа – это диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного [44, с. 241].

Например, в учебнике 4 класса «Окружающий мир» «Развивающая система Л.В. Занкова» данный метод реализуется при изучении темы «Великая Отечественная война», где учитель и дети беседуют о важности сохранения памяти о данных военных событиях.

Рассказ – это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний [48, с. 331].

В учебнике 4 класса «Окружающий мир» УМК «Планета Знаний» применение этого метода можно проследить при изучении темы «Монгольское завоевание», где рассказывается ученикам события захвата Руси монголо-татарским игом.

Сочетание словесных и наглядных методов – это сочетанием методов, предназначенных для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или символьном изображении с помощью все возможных рисунков, репродукций, схем и т.п. [44, с. 245]

Пример данного метода можно пронаблюдать в учебнике 4 класса «Окружающий мир» УМК «Перспектива» при изучении темы «В поисках справедливости», где рассказывается о событиях Гражданской войны 1917 – 1922 гг. и представляются изображения солдат «Белой армии» и «Красной армии».

Метод иллюстраций – это показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок, моделей и т.п. [44, с. 245]

Этот метод реализуется в учебнике 3 класса «Окружающий мир» Образовательная система «Школа 2100» при изучении темы «Петр Великий», где учащимся предоставляются картины жизни простых людей в петровское время.

Самостоятельная работа с книгой – метод, целью которой является ознакомление с структурой учебника, просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на определенные вопросы, изучение материала, реферирование отдельных отрывков текста или всей книги, решение примеров и задач, выполнение контрольных тестов, заучивание материала на память [48, С. 337–338].

Данный метод хорошо заметен в учебнике 3 класса «Окружающий мир» Образовательная система «Школа 2100» при изучении темы «Когда на Руси появилось государство?», где детям необходимо доказать появление зачатков становления государства в Древней Руси, опираясь на текст учебника и рисунки.

Проанализировав авторские программы по таким критериям, как наличие в результатах освоения программ результатов, направленных на изучение истории Российской Федерации; наличие в результатах освоения программ результатов, направленных на формирование уважительного и ценностного отношения к истории России; наличие в содержании программ тем, способствующих формированию уважительного и ценностного отношения к истории России; наличие в содержании программ методов, направленных на формирование уважительного и ценностного отношения к истории России, мы можем с уверенностью отметить, что все программы в предметной области «Обществознание и Естествознание (Окружающий мир)» направлены на формирование ценностного отношения к истории своей страны, так как была прослежена реализация всех выделенных критериев формирования ценностного отношения к истории своей страны. Данное направление работы проводится в начальной школе на протяжении всего курса обучения.

Е.Е. Вяземский, утверждает, что одним из требований к содержанию урока «Окружающий мир», целью которых является формирование у младших школьников ценностного отношения к истории своей страны является необходимость расширения арсенала выбора методов, преимущественно за счет методов активного, интенсивного обучения, использования на уроке оптимального сочетания словесных, наглядных, репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения, методов работы под непосредственным руководством учителя и самостоятельной работы школьников, методов стимулирования у учащихся познавательных интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга, уважения, ответственности, других мотивов учения; расширения арсенала применяемых методов, оказание предпочтения тем из них, которые в данных обстоятельствах способны наиболее полно и глубоко донести до школьников содержание учебной информации [11].

Этот аспект и станет основополагающим в рассмотрении следующего параграфа.

Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели потенциал учебного предмета «Окружающий мир» для формирования у младших школьников ценностного отношения к истории России.

По мнению Е.Е. Вяземского окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника [11].

Также важно отметить, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования основными задачами изучения предмета «Окружающий мир» являются: формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме [57].

Также мы рассмотрели результаты освоения программ, содержание авторских программ А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой «Окружающий мир» УМК «Перспектива»; А.А. Вахрушева «Окружающий мир» Образовательная система «Школа 2100»; Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова «Окружающий мир» «Развивающая система Л.В. Занкова»; Е.В. Саплиной, А.И. Саплина «Окружающий мир» УМК «Планета Знаний», способствующие формированию ценностного отношения к истории своей страны. Проанализировав содержание данных программ по критериям: наличие в результатах освоения программ результатов, направленных на изучение истории Российской Федерации; наличие в результатах освоения программ результатов, направленных на формирование уважительного и ценностного отношения к истории России; наличие в содержании программ тем, способствующих формированию уважительного и ценностного отношения к истории России, мы можем отметить, что все программы в области «Окружающий мир» направлены на формирование ценностного отношения к истории своей страны, так как была прослежена реализация всех критериев формирования ценностного отношения к истории своей страны.

Уделили внимание методам обучения, используемых авторами в программах, с целью формирования у младших школьников ценностного отношения к истории своей страны. Рассматривались программы таких авторов, как А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир» УМК «Перспектива»; А.А. Вахрушев «Окружающий мир» Образовательная система «Школа 2100»; Н.Я. Дмитриева, Е.В. Саплина, А.И. Саплин «Окружающий мир» УМК «Планета Знаний»; Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков «Окружающий мир» «Развивающая система Л.В. Занкова». Проанализировав методы обучения, используемые в учебно-методических комплексах для формирования ценностного отношения к истории своей страны, следует отметить, что основными методами, используемыми во всех рассматриваемых учебно-методических комплексах, являются беседа, рассказ, сочетание словесных и наглядных методов, метод иллюстраций и самостоятельная работа с книгой. Следует отметить, что практически все методы, направленные на формирование ценностного отношения к истории своей страны в данных авторских программах, являются традиционными. Нетрадиционные методы в содержании программ не используются.

 

1.3. Методы и приемы формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к истории своей страны посредством использования исторического материала на уроках по окружающему миру

 

Рассмотрев в предыдущих параграфах особенности формирования ценностного отношения к истории своей страны и потенциал уроков по предмету «Окружающий мир» при формировании данного ценностного отношения, целесообразно рассмотреть методы и приемы использования исторического материала на уроках по окружающему миру, которые способствуют формированию у младших школьников ценностного отношения к истории своей страны.

Рассмотрим сущность понятия «метод».

В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспировой понятие «метод» рассматривается как совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи [29, с. 79].

По мнению И.П. Подласого, метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное понятие. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы, формы обучения. Диалектика связи метода с другими категориями дидактики взаимная: будучи производным от целей, содержания, форм обучения, методы в то же время оказывают обратное и очень сильное на становление и развитие этих категорий. Ни цели, ни содержание, ни формы работы не могут рассматриваться сами по себе, без учета возможностей их практической реализации, которую и обеспечивают методы. Они же задают темп развития дидактической системы: обучение прогрессирует настолько быстро, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы [48, С. 321–322].

Также А.М. Новиков подчеркивал: «Без методов невозможно достичь поставленной цели, наполнить обучение необходимым содержанием. Метод связывает запроектированную цель и конечный результат. Его роль в системе «цели – содержание – методы – формы – средства обучения» является определяющей» [42, с. 137].

П.И. Пидкасистый утверждал, метод обучения характеризуется тремя признаками: он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Таким образом, понятие метода обучения отражает, во-первых, способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи; во-вторых, специфику их работы по достижению различных целей обучения. Иными словами, методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные га решение задач обучения, т.е. дидактических задач [44, с. 238].

По мнению П.И. Пидкасистого, каждый отдельно взятый метод обучения имеет определенную логическую структуру – индуктивную, дедуктивную или индуктивно-дедуктивную. Об этом свидетельствуют результаты фундаментальных исследований И.Я. Лернера в данной области. Логическая структура метода обучения зависит от построения содержания учебного материала и учебной деятельности учащихся [44, с. 238].

Методы обучения имеют первостепенное значение в процессе обучения, так как являются важнейшими инструментами учителя в формировании и развитии личностны качеств учащихся, способов их деятельности, в том числе и универсальные учебные действия, предметные знания [27, с.168].

В структуре методов обучения выделяются приемы. Рассмотрим это понятие подробнее.

И.П. Подласый определяет «прием» как это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод простой по структуре [48, с. 321].

В том же педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспировой понятие «прием» указывается как относительно законченный элемент воспитательной технологии, зафиксированный в общей или личной педагогической культуре; способ педагогических действий в определенных условиях [29, с. 118].

Приемы обучения разнообразны по своей структуре и индивидуализированы по характеру исполнения, поскольку, каждый преподаватель может внести свои особенности в реализацию одной и той же операции [44, с. 238].

По мнению М.И. Махмутова, методические приемы представляют собой совокупность приемов деятельности, то есть способов деятельности учителя и адекватных им приемов деятельности учащихся [55, с. 49].

Под приемами понимают действия с предметами, а также словесные или письменно-графические действия. Приемы – это действия, направленные на решение конкретной задачи. Это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов, и которые можно выразить в виде перечня действий. Приемы работы (учения) учащихся зависят от приемов деятельности учителя [49, с. 370].

Границы между понятиями «метод» и «прием» очень подвижны и изменчивы. Каждый метод обучения складывается из отдельных частей, приемов [40].

С помощью приема не решается полностью педагогическая или учебная задача, а лишь только этап этой задачи, какая-то ее часть. Методы обучения и методические приемы могут меняться местами, взаимозаменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях [28].

В современном «Окружающем мире» значительное место занимает изучение истории. В рамках данного учебного предмета младшим школьникам предоставляется исторический материал, связанный с историей страны от Древней Руси до настоящего времени. Исторический материал на уроке «Окружающий мир» изучается преимущественно в 4 классе, во II полугодии [9].

В.В. Шоган считает, что главный элемент исторического содержания – это знания. Они включают в себя сведения, познания в области истории, концентрируя социальный опыт человечества. Знания создают научную картину развития общества, дают представление об исторической действительности и предполагают постижение ее человеком [61].

По мнению В.В. Шогана, структура исторических знаний включает в себя познание самой исторической культуры: ее содержания, способов действия с историческим материалом, теоретических и методологических основ (учение о принципах построения, формах и способах научного познания). В процессе обучения ученики овладевают элементами исторических знаний, оперируя такими категориями, как факт, явление, событие, процесс [62].

Слово «факт» в переводе с латинского означает сделанное, совершившееся. В истории факт рассматривается как некоторый имевший место фрагмент действительности, конкретной ситуации. Например, отмена крепостного права Александром II в 1861 году [54].

Е.Е. Вяземский утверждал, что факт неповторим, его нельзя воспроизвести, наблюдать. В этом его специфика. В процессе познания истории факты ценны не только сами по себе, они необходимы для определения и сопоставления исторических связей, для их обобщения и усвоения в системе. Обобщение и систематизация фактов – это инструмент познания истории [10].

Как утверждает Л.П. Борзова, события – это значительные единичные факты. К ним относятся, например, Ледовое побоище, Куликовская битва, гражданская война в России. Эти события происходили в конкретных условиях, с участием определенного круга лиц, они строго локализованы в пространстве и времени. Изучение единичных, неповторимых фактов или событий помогает понять и усвоить типичные явления [4].

Явлениями называются общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников. Исторические явления часто отражают черты, характерные для определенного периода истории или эпохи [11].

Процесс – это последовательная смена состояний в развитии. В истории это цепи взаимосвязанных во времени фактов; связующим звеном в них бывают причины и следствия [16].

Рассмотрев сущность понятия «исторический материал», следующим важным шагом является рассмотрение методов и приемов использования исторического материала на уроках по окружающему миру, который будет способствовать формированию у детей младших школьников ценностного отношения к истории своей страны.

А.Т. Степанищев в своих трудах выделял такую классификацию методов использования исторического материала на уроках «Окружающий мир»:

– метод изображений;

– графический метод;

– предметный метод;

– метод использования подлинных предметов материальной культуры

– метод использования исторических документов;

– аудиовизуальный метод;

– проблемный метод;

– метод экскурсий [52].

М.Т. Студеникин определил следующие приемы при изучении исторического материала в начальной школе:

– письменно-графические  приемы  (составление  календарей  событий,

– таблиц, словарей новых слов, планов, выполнение рисунков, заполнение контурных карт);

– приемы работы с учебником, различными печатными текстами [54].

В.В. Шоган выделил следующие приемы изучения исторического материла:

– прием «Игра исторического соучастия»;

– прием «Интервью с историческими героями»;

– прием «Откуда это?»;

– прием «Факт» (использование исторических документов) [60].

Изучив классификации методов и приемов изучения исторического материала на уроках по окружающему миру таких авторов, как А.Т. Степанищев, М.Т. Студеникин, В.В. Шоган в нашей исследовательской работе были определены следующие методы и приемы изучения исторического материала на уроках по окружающему миру, способствующие формированию у младших школьников ценностного отношения к истории своей страны:

– метод иллюстраций;

– метод использования подлинных предметов материальной культуры;

– метод использования исторических документов;

– аудиовизуальный метод;

– метод экскурсий;

– прием «Игра исторического соучастия»;

– прием «Интервью с историческими героями»;

– прием «Откуда это?».

Рассмотрим сущность данных методов и приемов представления исторического материала.

Метод иллюстраций. Метод иллюстрации предполагает применение в педагогическом процессе наглядных материалов: картин, плакатов, портретов, а также изображение информации на учебной доске или на экране мультимедийной установки. На одном уроке рекомендуется использовать не более 2-3 иллюстраций, так как чересчур большое их количество затрудняет понимание сути, рассеивает внимание обучающихся [2].

При правильном подборе рисунки представляют собой неотъемлемую органическую часть его содержания. Они непосредственно служат наглядной иллюстрацией к тексту. Например, картина «Взятие крепости Измаил 11 декабря 1790 года» автора М.М. Иванова представляет собой наглядное изображение того, о чем повествует текст учебника по теме «Екатерина Великая». В этих случаях учитель, излагая соответствующий материал, вместе с учащимися разберет и рисунок, относящийся к этому материалу [37].

Содержание некоторых иллюстраций требует подробных объяснений или даже небольшого рассказа учителя. Как правило, необходимо стремиться к тому, чтобы сделать иллюстрацию предметом активной работы учащихся, в ходе которой учить их самостоятельно извлекать максимум знаний из каждой иллюстрации, развивать их внимание, наблюдательность, мышление и речь. Показ и объяснения по картине должны быть последовательны и логичны. При проведении беседы по иллюстрации ставятся такие вопросы:

– которые заставляют учащихся внимательно вглядываться в данное изображение;

– на которые учащиеся могу ответить на основании данной иллюстрации;

– которые помогают учащимся извлечь знания из данного наглядного изображения.

Лишь после разбора содержания иллюстрации следует ставить вопросы, требующие обобщения и выводов [33].

Метод использования подлинных предметов материальной культуры. Главным преимуществом данного метода является показ школьникам различных подлинных исторических предметов. Особенность показа объемных предметов заключается в том, что:

– с предметом можно ознакомиться визуально, изучив его со всех сторон;

– с предметом можно ознакомиться при помощи тактильных ощущений.

Данный метод дает возможность ученикам почувствовать колорит эпохи, пережить ощущение «седой старины». Например, использование таких предметов, как ордена, медали, военные билеты возможно при изучении темы «Великая Война и Великая Победа» [35].

Метод использования исторических документов. Значимость исторического документа в том, что содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого создает ощущение духа эпохи. Посредством документа у обучающихся формируется интерес к истории. Например, при изучении темы «Из книжной сокровищницы Древней Руси» можно использовать примеры документов рукописных книг [24].

Г.А. Чернова утверждает, что при работе с документами у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. У младших школьников вырабатываются умения самостоятельной работы; читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего. На уроках ученики узнают о значимости документов для исторической науки, видят в них след деятельности когда-то живших [58].

С.Г. Луткова полагает, что документ для урока должен:

– соответствовать целям и задачам обучения истории;

– отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;

– быть органически связанным с программным материалом, содействовать актуализации исторических знаний, чтобы можно было бы предложить учащимся познавательные вопросы и задания;

– быть доступным ученикам по содержанию и объему; интересным; содержать бытовые и сюжетные подробности, позволяющие дифференцировать обучение, конкретизировать представления учащихся о тех или иных событиях, явлениях, процессах; оказывать на них определенное эмоциональное воздействие;

– обладать литературными и научными достоинствами, достаточной информативностью для развития познавательной самостоятельности и заинтересованности, совершенствования приемов умственного труда [26].

Аудиовизуальный метод. И.В. Гиттис утверждает, что наряду с активизацией внимания учащихся повышением их интереса к изучаемым вопросам, созданием условий для взаимосвязи чувственного и логического моментов, обеспечения образности в познании истории, экономией времени, в современных условиях вступает в силу фактор — многократный рост объема исторической информации, не умещающийся в чистом виде в рамки учебной программы, не представляющий огромной интерес. Использование кинофрагмента и аудиофрагмента позволяет предоставить учащимся нужную часть этого материала в наиболее компактном и удобном для восприятия, экономном по времени виде [15].

Кинофрагмент – это 3-5 минутный фильм, раскрывающий содержание одного из вопросов темы. Для достижения максимального эффекта необходимо заранее выбрать в фильме нужный материал и зафиксировать время, которое необходимо для его просмотра. Интересная подача материала способствует росту усвоения материала. Просматривая видеоролики, учащиеся активнее вовлекаются в процесс обучения. Такой кинофрагмент можно использовать при изучении темы «Отечественная война 1812 года», рассматривая личность Наполеона Бонапарта либо изучая основные события Отечественной войны [39, с. 197].

Также можно использовать аудиофрагменты. Аудиофрагмент – это отрывок музыкального произведения. Целью является извлечение из музыкального произведения фактической информации по теме урока и ее анализ. На уроках могут использоваться аудиофрагменты с записью рассказов ученых, путешественников, музыкальные композиции исполнителей разных времен. Например, при изучении темы «Вставай, страна огромная!» можно использовать аудиофрагмент музыкальной композиции «Песня защитников Москвы» Бориса Мокроусова и Алексея Сурикова. При помощи материла песни, ученики проводят анализ готовности либо неготовности СССР к войне, отношения русских людей к войне и т.д. [41]

Метод экскурсий. Экскурсии вносят большой вклад в решение образовательных и воспитательных задач, способствуют всестороннему развитию младшего школьника. При обучении младших школьников можно использовать 2 вида экскурсии: традиционная и виртуальная. Традиционная экскурсия – это метод обучения, при которой обучающиеся получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью в естественных условиях. Виртуальная экскурсия – это метод обучения, вид занятий, которые позволяют проводить изучение предметов, процессов и явлений в максимально приближенных или «похожих» на естественные условия [30].

Чтобы успешно провести экскурсию, учитель должен всесторонне подготовиться: предварительно ознакомиться с объектом и маршрутом, разработать детальный план, организовать учащихся на выполнение предстоящих задач. В плане экскурсии указываются тема и цель, объект, порядок ознакомления с ним (методика), организация познавательной деятельности учащихся, средства, необходимые для выполнения заданий, подведение итогов экскурсии. Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии. Каждая экскурсия включает такие способы ознакомления учащихся с объектом, как разъяснение, беседа, наглядный показ, самостоятельная работа по плану (наблюдение, составление соответствующих схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного материала и т.д.) [48, С. 373–374]

Этот метод можно реализовать при изучении темы «Вставай, страна огромная!». Можно организовать как традиционную экскурсию в местный музей Великой Отечественной войны, так и виртуальную экскурсию.

Например, Виртуальный 3D тур в Центральный музей Великой Отечественной войны в Москве.

Прием «Игра исторического соучастия». Игра исторического соучастия – это такая организация игрового взаимодействия, с помощью которой ученики вводятся в ситуацию пребывания в историческом явлении, выступают от имени субъектов исторического процесса. У учеников есть не только роль, но и место историческом действенном акте-событии. Ученик непосредственно участвует без выдумывания и воображения, то есть испытывает в этой игре влияние модели взаимодействия субъектов истории. При этом ни в коем случае нельзя понимать, что действие как бы лишать школьника воображения и мышления, напротив, все эти компоненты присутствуют в развитии игры, однако главное здесь – действенное участие в событии [34].

Например, на уроке посвященном эпохе правления Екатерины II, ученики, получив разные роли, олицетворяли исторических героев и жителей той эпохи: Екатерина II, М.И. Кутузов, крепостной крестьянин, боярин, фрейлины и т.д.

Прием «Интервью с историческими героями». Если в основе изучаемого материала находится историческая личность, то можно предложить инсценировать интервью с историческим героем. Это могут сделать два человека, из которых один «исторический герой», а другой – «журналист», а также целый класс, если речь идет о пресс-конференции. Если участвует весь класс, то «исторический герой» заранее готовится: собирает максимум информации о том человеке, которого ему придется играть, а «корреспонденты» должны заранее подготовить интересные вопросы. Данный прием можно реализовать на уроке окружающего мира при изучении темы «Петр Великий», «Михаил Васильевич Ломоносов», «Екатерина Великая» [53].

Игра позволяет активизировать работу учащихся по изучению исторических персоналий, дает возможность отдельным учащимся глубоко познакомиться с историческим материалом и проявить свои знания в форме, отличной от традиционной (доклада, реферата и пр.) [59].

Прием «Откуда это?». Суть этого приема в том, что ученикам раздаются предметы (из прошлого или настоящего). Ребята должны рассказать, когда люди стали впервые пользоваться этими предметами, где они были изобретены. Раздаются карточки с текстом примерного содержания: «Археологи во время раскопок нашли… Какие выводы можно сделать на основании этих находок?» [5].

Данный прием может быть реализован при освоении тем «Расцвет изобразительного искусства и литературы», «Научные достижения XX века».

Таким образом, в современном учебном предмете «Окружающем мире» значительное место занимает изучение истории. В рамках данного учебного предмета младшим школьникам предоставляется исторический материал, связанный с историей страны от Древней Руси до настоящего времени.

Исторический материал на уроке «Окружающий мир» изучается преимущественно в 4 классе, во II полугодии.

Проанализировав методическую литературу по теме исследования, мы пришли к заключению того, что авторами выделяются специальные методы и приемы формирования ценностного отношения к истории своей страны посредством использования на уроках по окружающему миру исторического материала. Ведущее место занимают такие методы и приемы, как метод иллюстраций; метод использования подлинных предметов материальной культуры; метод использования исторических документов; аудиовизуальный метод; метод экскурсий; прием «Игра исторического соучастия»; прием «Интервью с историческими героями»; прием «Откуда это?» и др.

Опираясь на рассмотренные понятия и классификацию методов и приемов использования исторического материала на уроках по учебному предмету «Окружающий мир», способствующего формированию ценностного отношения к истории своей страны, во 2 разделе исследовательской работы мы представим содержание работы по совершенствованию исследуемого объекта


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф