Вид работы: Курсовая работа
Тема: Формирование у обучающихся безопасного поведения при ЧС природного и техногенного характера
ВУЗ: Сургутский государственный педагогический университет
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена остро стоящей проблемой формирования бехопасного поведения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в ее социальном аспекте. Среди лиц, пострадавших при чрезвычайных ситуациях, 20% составляют дети и подростки[41].
В основе большинства случаев травм или летального исхода причиной является человеческий фактор, то есть незнание, как правильно вести себя при чрезвычайной ситуации. А их последствия негативно сказываются как на здоровье и благополучии отдельных людей, так и на социальной ситуации в стране.
Потребностью социума является способность каждого человека помочь себе и окружающим в случае чрезвычайной ситуации. Предотвращение пожаров имеет очень важное значение — повышает уровень благосостояния населения и социальной стабильности микросоциума.
Необходимо минимизировать травматизм несовершеннолетних при чрезвычайных ситуациях (сокращенно ЧС) природного и техногенного характера через обучение правилам безопасного поведения методами педагогики.
Необходимость усиления функций социального воспитания в работе общеобразовательных учреждений отмечается в ряде нормативно-правовых и научно-методических документах, например в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в Национальной доктрине образования РФ и др. [2]. Принимая во внимание заинтересованность в решении данной проблемы, можно говорить о наличии социального заказа на повышение эффективности формирования у подростков навыков пожарной безопасности.
В результате проведенного анализа научной литературы и педагогического опыта формирования у обучающихся навыков безопасного поведения выделена проблема теоретического осмысления сущности процесса формирования данных навыков и разработки форм и методов данного процесса в системе образования.
Объект исследования: процесс обучения Основам безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: особенности процесса формирования навыков безопасного поведения при ЧС природного и техногенного характера у обучающихся на уроках ОБЖ на примере МБОУ СОШ №7 г. Сургут
Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей формирования навыков безопасного поведения при ЧС на уроках ОБЖ у обучающихся.
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:
- Изучить литературу по проблеме исследования.
- Дать общую характеристику школьного курса ОБЖ.
- Раскрыть сущность понятия формирование навыков безопасного поведения в школе.
- Рассмотреть методы формирования навыков безопасного поведения при ЧС у обучающихся
- Разработать план проведения урока по формированию навыков безопасного поведения в случае ЧС у обучающихся.
Теоретико-методологическую базу исследования составили: работы по исследованию роли курса ОБЖ в формировании культуры безопасности обучающихся (Казимиров Ю. Б., Лутаенко В. Ф., Шипачева А. Д., Казин Э. М., Абаскалова Н. П.), исследования по теме формирование навыков безопасного поведения у подростков и учащихся школ (Неимышев А. В., Черный С. П., Скрипник Л. Ю., Козловская Е.А).
На каждом этапе, в зависимости от задач, применялись следующие методы исследования: анализ и изучение источников и литературы по теме исследования, теоретическое моделирование, сравнительный анализ, наблюдение, анкетирование, опрос.
Теоретическая значимость исследования: материалы курсовой работы могут быть полезны учителям ОБЖ при подготовке и проведении уроков, а также для организации внеклассных мероприятий.
Особенности преподавания дисциплины основы безопасности жизнедеятельности в школе
Порядок изучения содержания и методика преподавания ОБЖ отвечают возрастным особенностям обучающихся, общим дидактическим принципам, «от частного к общему, «от простого к сложному» и материально-техническим возможностям сферы образования [32].
Начальное общее образование в области ОБЖ содержит решение определенного круга задач, таких как: освоение основных навыков здорового образа жизни; овладение правилами безопасного поведения в школьных заведениях, дома, на улице, а также способы оказания или поиска помощи в опасных ситуациях; усвоение на близких примерах принципов и значения взаимодействия, безопасного для окружающих (неживой природы, растений, животных, людей); развитие способности находится и жить в коллективе и любви к природе и окружающей среде.
Основное и общее образование в области ОБЖ направлено на ознакомление обучающихся со следующими аспектами жизнедеятельности: усвоение и изучение основ здорового образа жизни, целью которого является обеспечение полноценного существования и реализация способностей и запросов индивида; освоение индивидуальных мер безопасности в чрезвычайных и опасных ситуациях техногенного, социального и природного явления, а также в повседневной жизни; ознакомление с мероприятиями приводимыми государством по защите населения; изучение навыков и правил взаимопомощи и защиты, целью которых является минимизация ущерба обществу, личности, техногенной и окружающей среде в типовых чрезвычайных и опасных ситуациях (в том числе оказание первой медицинской помощи в наиболее распространенных случаях); рассмотрение основных причин возникновения и масштабами новых опасностей для общества от собственной жизнедеятельности человека; знакомство с совокупностью мер безопасности мирового сообщества, государства, общества и личности в наступившей эпохе постиндустриального развития цивилизации; изучение основ теории безопасности [24].
В старшей школе (полное общее образование) содержание образования в области ОБЖ соответствует следующим задачам: изучение особенностей рационального поведения и здорового образа жизни присущим юношеству; освоение правил и изучение навыков оказания первой медицинской помощи при внезапной необходимости в сложных ситуациях; знакомство с особенностями обеспечения глобальной и национальной безопасности при постиндустриальном развитии цивилизации; изучение деятельности, структуры и задач государственных организаций в области защиты населения при чрезвычайных ситуациях (в том числе военная защита Отечества); развитие гражданской ответственности, осмысления необходимости личного участия в обеспечении безопасности на национальном и глобальном уровнях и роли общественных организаций в данном вопросе; освоение правовых аспектов организации подготовки граждан к военной службе и воинской обязанности.
Формирование безопасного поведения в школе осуществляется при помощи специального учебного предмета ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности). В его задачи входит обобщение подготовки и формирование компетентности в области. Основы содержания общеобразовательной области основ безопасности жизнедеятельности утверждено стандартами федерального компонента общего образования. В дополнение к нему в региональном компоненте целесообразно представить вопросы безопасности жизнедеятельности, характерные для местных условий [24].
Бесспорен редкий потенциал предмета ОБЖ системно связывать, объединять и интегрировать, в сознании обучающихся ранее полученнынакопленные теоретические знания по другим предметам, показывать их значимость для обеспечения главных потребностей человека и комплексного решения повседневных практических задач. Ведь знания иных школьных предметов важны не сами по себе, а как средства для удовлетворения, в том числе и таких потребностей как обеспечение безопасности жизнедеятельности, среды обитания, жизни и здоровья. Связанные в единую систему, отдельные знания, умения и навыки смогут формировать новую компетентность обучающихся, важнейшую для сохранения жизни в XXI веке [13].
Через программы и содержание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» возможна реализация федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья воспитанников и обучающихся. В соответствии с федеральным законодательством есть восемь групп требований к программам и содержанию предмета ОБЖ:
— целостность системы формирования культуры безопасного и здорового образа жизни воспитанников, обучающихся;
— соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям сбережения здоровья воспитанников, обучающихся;
— рациональная организация образовательного процесса;
— организация спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении;
— организация системы методической и просветительской работы с участниками образовательного процесса по вопросам безопасного и здорового и образа жизни;
— профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;
— комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
— мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников. [27].
Специфика формирования психологически стабильного и безопасного поведения обучающихся связана с уровнем социализации, обеспечивающим связь с психофизиологическим состояния организма и окружающей действительностью. Важным является развитие коммуникативных навыков и информационной культуры, понимание обучающимися жизненной ситуации
- эмоциональное реагирование на нее, уровень их тревожности. Социальная адаптивность у подростков проявляется в стремлении быть сопричастным к изменениям в жизни школы, в обществе в целом, осмыслении обучающихся повседневного своего опыта в социуме (общение с случайными знакомыми, педагогами, сверстниками, друзьями, родителями). В этом плане важно определение содержания процесса формирования культуры безопасности для общества, личности, с учетом личностного восприятия информации обучающихся [27].
Согласно ФГОС в планируемые результаты освоения основной образовательной программы определены личностные, метапредметные и предметные.
Метапредметные результаты определяют универсальные учебные действия (УУД). Это формирования навыка умения учиться, овладение ключевыми компетенциями, развитие эмоциональной и познавательной сфер личности, владение метапредметными понятиями. «Основы безопасности жизнедеятельности» как учебный предмет способствует развитию УУД через различные приемы, методы, технологии, типологию учебных ситуаций, построенных на основе предметного содержания и носящих метапредметный характер:
— в области регулятивных действий развитию умений оценивать, контролировать, регулировать и планировать свои действия в чрезвычайных ситуациях разного характера;
— в области коммуникативных действий развитию взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничеству и кооперации (формированию умений планировать общую цель и пути её достижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата).
Компетентность выпускников школы в области безопасности жизнедеятельности будет служить фундаментом дальнейшей подготовки специалистов в профессиональных учебных заведениях всех профилей, и в особенности профилей, связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства.
Методы формирования навыков безопасного поведения при ЧС у обучающихся
При рассмотрении нормативно-правовой базы несомненным стал тот факт, что одним из важных аспектов формирования навыков безопасности жизнедеятельности являются правила безопасного поведения при ЧС. Формами обучения правилам безопасности в школе могут быть комплексные учения, объективные тренировки, командно-штабные учения, специальные учения, классные занятия [32].
Основы обучения обучающихся мерам пожарной безопасности были заложены в период советской власти развития отечественной системы. Так, приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 04.07.1989 № 541 «О введении в действие Правил поведения при ЧС» были введены в действие правила поведения для внешкольных, дошкольных учебно-воспитательных учреждений, детских домов, школ-интернатов, профессионально-технических училищ, общеобразовательных школ. Программа обучения обучающихся и воспитанников правилам пожарной безопасности стала приложением №4 к Правилам безопасного поведения при ЧС.
Ее суть заключалась в том, что обучение воспитанников детских учреждений и обучающихся школ проводится с целью: воспитания навыков по правильному поведению в случае ЧС, предотвращению пожаров, приобретению ими навыков первой помощи пострадавшим, оказания практической помощи в сохранении имущества граждан от пожаров, разрушений, собственного здоровья и жизни.
В Программе было отмечено, что занятия проводятся мастерами производственного обучения, преподавателями, воспитателями, учителями и классными руководителями, а также, что к проведению занятий целесообразно привлекать работников пожарной охраны. При этом темы и порядок проведения урока должны были определяться руководителем учреждения.
Занятия по изучению правил безопасного поведения при ЧС, согласно рекомендациям Программы, необходимо было проводить с учетом возраста воспитанников и обучающихся. С детьми старшего дошкольного возраста и обучающимися 1-4 классов проводились беседы по действиям в случае ЧС дома и в школе. С обучающимися 5-8 классов материалы программы изучались в сокращенном объеме [36].
На современном этапе развития школьного образования появилось достаточно много новых технологий и подходов к изучению правил безопасного поведения в школе с учетом возрастных особенностей детей. Начнем с рассмотрения обучения правилам безопасного поведения при ЧС обучающихся[18].
Возраст 7- 10 лет — так называемый кризисный возраст. Причиной этого является изменение социального статуса ребенка и интенсивное биологическое созревание. Но в то же время данный возраст очень благоприятен для обучения и формирования основных представлений о правильном поведении в случае ЧС природного и техногенного характера. В этом возрасте у детей нет достаточного понимания, как действовать в случае техногенной катасрофы, землетрясения, других природных катаклизмов, что в свою очередь может привести к печальным последствиям.
Цель педагога при помощи доверительного общения с обучающимися добиться того, чтобы они освоили и могли применить на практике в случае необходимости знания о правильном поведении в случае ЧС. Так же одной из главных задач педагога является воспитание понимания о том, что безопасное поведение — это жизненно необходимое знание.
- обучающихся 7-10 лет изначально очень высока мотивация к учебной деятельности, но в дальнейшем она может легко угаснуть. Вначале при изучении правил безопасности дети реагируют на новую информацию с большим энтузиазмом, так как образ действия природных сил заинтересовывает учащихся. Но в дальнейшем, когда появляется необходимость в заучивании информации, которая связанна с большим количеством запретов интерес к данной теме падает. Главной задачей каждого педагога является поддержание интереса к занятию и с данной возрастной группой в этом может помочь использование игр.
Использование игровой деятельности в учебном процессе намного повышает эффективность урока и создает условия для освоения нового материала. В данном случае, игры «в спасателей», «в пожарных», при условии, что они педагогически грамотно организованы, могут нести серьезную воспитательную и дидактическую функцию. С их помощью можно отработать алгоритмы правильных действий по эвакуации и вызову пожарных, правильному поведению в случае разных чрезвычайных ситуаций и сформировать позитивный имидж пожарных и спасателей [18].
Обучающиеся среднего школьного возраста не могут долго сосредотачиваться на одном материале. Они обладают специфической избирательностью: их увлекают только интересные для них дела или уроки. Поэтому роль педагога на данном этапе заинтересовать обучающихся и быть не столько источником знаний, сколько организовать такой процесс обучения, при котором дети сами бы стремились познать новое. Поэтому для этой возрастной группы для усвоения материала о правилах безопасного поведения подойдут уроки, связанные с экспериментами и практическими занятиями.
В старшем школьном возрасте обучающиеся в силу своих психолого-возрастных особенностей склонны к возражениям и дискуссиям, стремятся к высказыванию своего мнения и стараются проникнуть в сущность явлений природы, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. При этом они всегда вырабатывают свою точку зрения на изучаемый предмет и дают ему определенную оценке. На данном этапе материал по правилам безопасности может включать в себя как практическую, так и теоретическую базу (особенно в сфере законодательства). В данной группе быть лектором можно предложить одному учащемуся (или нескольким). Такой метод создает большое пространство для активного творчества – создание интересной лекции и наглядного материала, поиск, собственные выводы и предложения для обеспечения более эффективной безопасности людей [14].
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что суть уроков о правилах безопасности при ЧС будет зависеть от возрастной группы. Но несомненным остается тот факт, что на любом этапе обучения это остается значимой темой, что закреплено как государственных законодательных актах, так и в образовательных программах различного уровня.
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


