Вид работы: Курсовая работа
Тема: Формирование у обучающихся знаний по обеспечению антитеррористической безопасности
ВУЗ: «Сургутский государственный педагогический университет»
Введение
В современном мире, в том числе, и в России одним из самых опасных дестабилизирующих факторов стал терроризм — серьезный вызов безопасности мира в целом, источник угроз для общества и для каждого отдельного человека. Его жертвами становятся люди разной социальной принадлежности, национальности, вероисповедания. Особую группу риска представляет молодеж.
В связи с этим формирование антитеррористического мировоззрения у школьников — важнейшая задача, решением которой озабочено наше государство, политики, деятели культуры.
Формирование антитеррористического мировоззрения связано с процессами социализации личности, в которой играют роль многие факторы: семья, школа, «ближайшее окружение» (группы сверстников), аудиовизуальный мир (телевидение, реклама, игровые технологии, современные СМИ, общение в социальных сетях).
В настоящее время мировое сообщество рассматривает терроризм как одну из опаснейших глобальных проблем современности. В Российской получили распространение различные проявления экстремизма и терроризма, которые провоцируют состояние нестабильности в обществе. Сегодня терроризм является вызовом национальной безопасности, источником рисков и угроз для общества в целом и для каждого отдельного человека. По материалам последних опросов ВЦИОМ более 60% россиян опасаются, что они и их близкие могут стать жертвами терактов. В этой связи формирование антитеррористической идеологии, антитеррористических знаний и навыков, необходимых для обеспечения личной и общественной безопасности, является важнейшей задачей, стоящей перед современным российским обществом.
На современном этапе приобретает актуальность формирование и развитие антитеррористического мировоззрения и знаний обучающихся посредством информирования об угрозах и рисках безопасности каждого человека, которые несет терроризм, воспитания уважительного отношения к различным культурам и религиям, гражданственности и патриотизма. Немалую роль здесь играет выработка умения вести диалог, взаимодействовать в поликультурном межконфессиональном обществе.
Таким образом, актуальность проблемы обеспечения антитеррористической безопасности при проведении массовых мероприятий во внеурочной деятельности школы обусловлена, с одной стороны, растущей динамикой опасных ситуаций в образовательных учреждениях, травматизмом и смертностью в России, а, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью в методической литературе.
Осмысление названных противоречий позволило сформулировать проблему — поиск путей и способов обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий, и обосновать выбор темы исследования — «Формирование у обучающихся знаний по обеспечению антитеррористической безопасности посредством внеурочных мероприятий».
Цель исследования: исследовать особенности формирования у обучающихся знаний по обеспечению антитеррористической безопасности посредством внеурочных мероприятий.
Объект исследования: обеспечение антитеррористической безопасности школы.
Предмет исследования: процесс формирования знаний у обучающихся по обеспечению антитеррористической безопасности во внеурочной деятельности школы.
Задачи исследования:
1) рассмотреть особенности обучения и воспитания в контексте формирования антитеррористического мировоззрения;
2) проанализировать понятие и виды мероприятий во внеурочной деятельности школы;
3) изучить общие требования к обеспечению антитеррористической безопасности при проведении внеурочных занятий в школе;
4) разработать план проведения внеурочных мероприятий с целью формирования знаний по обеспечению антитеррористической безопасности в школе.
— разработать план мероприятий;
— разработать рекомендации по проведению мероприятий.
Обширный комплекс исследовательской литературы посвящен проблеме формирования и развития антитеррористического мировоззрения. Так, В. В. Маркин, А. Н. Чумиков, А. В. Роговая в своей статье «Практика информационной деятельности по нейтрализации распространения идеологии терроризма» [27]. считают, что «в идеологическом противостоянии терроризму важно через систему образования, культурно-просветительские учреждения, общественные и религиозные организации, средства массовой информации и коммуникации, во-первых, распространять и повышать конфликтологическую культуру общества в целом и, прежде всего, целевых, проблемных, с точки зрения угрозы распространения террористической идеологии, групп населения, во-вторых, убедительно раскрывать ограниченный, тупиковый характер насильственных действий как с одной, так и с другой стороны конфликта».
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников, разных видов официальных документов; изучение отчетов, документов совещаний, конференций, публикаций в периодической печати; методы системно-структурного подхода, анализа, синтеза, прогностики, наблюдения, изучения результатов деятельности.
Структура работы состоит из введения, двух разделов, заключения и списка используемой работы.
Обучение и воспитание в контексте формирования антитеррористического мировоззрения
Социализация личности предполагает приспособление индивида к определенным социально-правовым условиям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности, к ролевым функциям и социальным нормам (адаптация), осознание своей принадлежности к данной общности. На этой основе происходит личностное усвоение социальных норм и ценностей, включение их во внутренний мир ребенка, в результате чего формируется система внутренних регуляторов поведения личности.
Основой при этом выступают гражданская и правовая социализация, предполагающие формирование гражданской идентичности и усвоение учащимися системы правовых знаний, ценностей и норм, а также практических навыков, способствующих его успешной позитивной интеграции в современном обществе.
Эти общие цели социально-гражданского образования конкретизируются и реализуются в образовательной организации через учебный процесс, организацию внеурочной деятельности, самостоятельную деятельность учащихся по освоению соответствующего материала, развитие сотрудничества с семьей.
Потенциал содержания образования и воспитания в контексте профилактики проявлений терроризма и экстремизма.
Обучение и воспитание в контексте формирования антитеррористического мировоззрения взаимосвязаны. Обучение предполагает накопление теоретических и практических правовых, историко-культурных, социальных знаний, умений и навыков, воспитание связано с эмоционально-волевой сферой личности ребенка, развитием его духовно-нравственных позиций.
Весь образовательный процесс, включающий и учебные курсы, и внеурочные мероприятия в контексте антитеррористического воспитания должен способствовать приобретению учащимися знаний и умений по обеспечению личной и общественной безопасности, выработке устойчивого неприятия насилия, экстремизма, что, в конечном счете, выступает профилактикой экстремистских настроений. В младших классах актуализируются компетенции в области нравственноэтических основ взаимоотношений в обществе, закладываются основы правовой культуры, учащиеся знакомятся с «азбукой безопасного поведения», позитивными моделями поведения.
На ступени основного общего образования продолжается формирование уважительного отношения к праву как важнейшей социальной ценности; учащиеся осваивают ценностные и поведенческие ориентиры, у них формируется установка на правомерное поведение и безопасность в условиях социальной угрозы.
В старших классах у школьников формируется личностное отношение к социальным и политическим событиям, развиваются навыки безопасности в контексте влияния различных негативных организаций, способности к критическому осмыслению информации, ситуации[20].
Содержание учебных предметов представляет возможности для формирования основ антитеррористического мировоззрения. Социально-гуманитарный цикл дисциплин представляет учащимся возможность через литературные произведения рассматривать вопросы ценности жизни, нравственно-этические аспекты бытия человека, русский язык — государственный язык Российской Федерации, рассматривается как средство межнационального общения, консолидации и единения народов России, как основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Иностранный язык через страноведческий материал позволяет постигать другие культуры, способствует формированию толерантности. Особая роль при этом принадлежит предметам историкообществоведческого цикла. Изучение истории Отечества, ее прошлого, осмысление места и роли России в мире выступает основой формирования чувства гордости и сопричастности к героическим событиям прошлого, осознания исторической ответственности за судьбу страны[17].
Понимание особенностей исторического развития, традиций и культуры наших народов способствует формированию толерантности и патриотической позиции личности.
Обществоведческие дисциплины (обществознание, право, экономика, элективные курсы по данному циклу) закладывают основы ориентации учащихся в социально-политических и экономических событиях, понимания внутренней и внешней политики государства в контексте безопасности страны.
Потенциал данных предметов в противодействии терроризму и экстремизму реализуется через акцентуацию содержательных позиций, способствующих профилактике этих явлений. И все же, для более глубоко изучения такого направления как антитеррористическая безопасность, лучше всего подходит внеурочная деятельность.
Современные учебники в сфере безопасности должны обеспечивать использование обучающимися информации из открытых источников, использование современных средств работы с информацией и её презентацию, формировать метапредметные умения и навыки, необходимые для жизни.
Анализ ранее используемой учебной литературы в этой области школьного образования показывает, что было накоплено немало проблем[22].
Первая проблема – высокий уровень теоретизации материала в ряде изданий несоответствие языка учебника возрасту обучающихся.
Второй проблемой можно считать небольшое количество реально рассматриваемых ситуаций, которые могут формировать базовые модели безопасного поведения.
Третья проблема – низкий уровень наглядности и иллюстративного материала, что существенно снижает использование обучающимися зрительной памяти.
Четвёртая проблема – слабая структурная организованность материала, отсутствие удобной навигации по материалам учебника.
Пятая проблема – очень ограничено количество схем, которые могли бы помочь обучающимся запоминать и верные алгоритмы действий, и морфологию различных опасностей, а также принципы взаимодействия в различных ситуациях.
Шестая проблема – небольшое количество практических заданий, способных сформировать наряду с базой полезных знаний реальные навыки и модели безопасного поведения.
Для решения этих проблем при создании новых учебников были использованы принципиально иные подходы. Язык современных учебников в сфере безопасности существенно адаптирован к возрастным особенностям обучающихся, особенно для 5, 6 и 7 классов. В тексте предлагаются не только наиболее типичные ситуации, но и предлагаются возможные версии их развития и варианты правильных действий[22].
Одновременно, чтобы не сформировать поведенческий стереотип, в заданиях к параграфам предлагается творческое использование таких моделей поведения с учётом особенностей ситуаций. Существенно повысился уровень наглядности. Цветные фотографии и рисунки в сочетании с увеличением «свободного пространства» делают восприятие более комфортным, а образы более запоминающимися. Повторяемость элементов содержания и методического аппарата позволяет легко ориентироваться, а использование специальных значков и пиктограмм приучает обучающихся эффективно использовать символы не только для навигации в учебнике, но и в повседневной жизни.
Существенно увеличено количество схем, отражающих алгоритмы безопасного поведения и природу возникновения различных опасных ситуаций. Это позволяет сформировать устойчивые зрительные образы, которые обучающиеся могут использовать в реальных жизненных ситуациях. Для большинства параграфов предлагаются практические задания, выполняя которые обучающиеся могут накапливать необходимый опыт в проигрывании как реальных, так и мысленных ситуаций, связанных с безопасностью.
Поддерживая новые дидактические требования в части поддержки формирования метапредметных умений и навыков, современные учебные комплекты по безопасности используют новую методику в системе заданий. Основой концепции построения методики является организация деятельностных форм обучения, ориентированных на создание конкретных продуктов и активно использующих ИКТ на всех этапах выполнения задания — от сбора данных и информации до обработки и создания конечного результата. Конструкция заданий предполагает организацию разноуровневого обучения[25].
Для этого задания имеют различный уровень сложности и позволяют учителю совместно с учеником отбирать задания для индивидуальной работы, а также использовать данные возможности в системе формирующего оценивания. Кроме этого методический аппарат содержит задания для организации систематической групповой работы на уроке, что позволяет учителю организованно формировать различные коммуникативные и социальные компетенции в ходе обсуждения предметных проблем.
Учитывая требования Федеральных государственных образовательных стандартов, большое внимание уделяется работе с информацией. Материалы учебников и система заданий рассчитаны на всё многообразие форм работы с
текстом: найти конкретные сведения, выделить информацию, представленную в явном и неявном виде, формулировать выводы на основе фактов, имеющихся в тексте, определять связи между событиями, понимать назначение информации, выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов, интерпретировать и обобщать информацию, описывать отношения между причинами и следствиями событий, сравнивать и противопоставлять информацию текста учебника, находить практическое применение информации текста учебника, анализировать и оценивать содержание и структуру учебного текста, оценивать полноту и ясность информации, представленной в тексте.
Сами задания ориентируют обучающихся на самостоятельный поиск дополнительной информации в открытых источниках (как организованных, так и не организованных), её отбор и использование для обработки и отображения современных средств ИКТ. Задания для групповой работы на уроке предполагают деятельность в малых группах (до 5 человек), ориентированы на 10-15 работы и презентацию результатов. Эти задания строятся как на материалах параграфа, так и на дополнительных раздаточных материалах[28].
Использование учебно-методических комплектов (УМК) в сфере обучения безопасности должно рассматриваться в комплексе использования целого спектра ресурсов. Это и использование ресурсных Центров по преподаванию БЖ (комплексных и специализированных (например, по ОВС или ПБ или ДоврПом) для повышения практической составляющей в системе подготовки обучающихся.
Важным элементом комплекса использования различных современных УМК в области безопасности может стать стандартизация требований к кабинетам ОБЖ, регламента использования ИКТ и медиа-средств в учебном процессе преподавания ОБЖ, систематизация оценки качества теоретической подготовки по ОБЖ, для чего возможно ввести фронтальную проверку теоретической подготовки в 7 и 10 классах, для чего разработать КИМы и процедуру. Ещё одним условием для дальнейшего совершенствования учебной литературы может стать улучшение условий проведения олимпиады по ОБЖ (определение и нормативное закрепление «конвертируемости» и значимости результатов данной олимпиады в оценке достижений обучающегося и школы в целом).
Важным направлением развития учебной литературы в сфере безопасности может быть освоение новых направлений и подходов. Новыми направлениями могут быть: экономическая безопасность, правовая безопасность, безопасность при обращении с гражданским оружием, защита информации, подготовка омбудсменов, ориентирование с использованием спутниковых и цифровых технологий.
С точки зрения новых подходов возможно повышение практической составляющей в преподавании курса ОБЖ, связанного с отработкой и закреплением навыков безопасной деятельности и поведения (до 50% учебного времени). Для этого необходимы разработка комплекта методических рекомендаций по материально-техническому обеспечению (на уровне технического задания для симуляторов, макетов и полигонно-тренажерного оборудования), организации и проведению практических занятий в рамках курса ОБЖ. Ещё одним направлением развития учебной литературы в сфере безопасности может быть создание комплектов для поддержки системы военных сборов и допризывной подготовки в целом, стажировок на площадках военной техники или военных институтов для получения основ ВУС, смещение подготовки в область «наукоёмких» военных специальностей.
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


