Меню Услуги

Стратегический менеджмент в формировании организационной культуры образовательного учреждения


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
  • 1.1. Организация управленческой деятельности по функционированию и развитию образовательного учреждения
  • 1.2. Стратегическое управление образовательным учреждением
  • 1.3. Организационная культура как объект стратегического менеджмента
  • Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • 2.1. Культура управления организацией и её характеристики
  • 2.2. Реализация функций управления в формировании и развитии организационной культуры школы
  • 2.3. Прогнозирование деятельности образовательного учреждения по развитию его организационной культуры на основе SWOT- анализа
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В рыночных условиях и меняющейся социокультурной ситуации  образовательное   учреждение  должно  концентрировать  своё  внимание  не только на внутреннем состоянии дел, но и выработку  долгосрочной  стратегии поведения, которая позволяла бы педагогическому коллективу школы  формировать организационную культуру как фактор обеспечения  стабильности своего развития в будущем. Это бы позволило успевать за изменениями, происходящими во внешней среде, адекватно реагировать  на её доминирующие факторы.

В прошлом многие  образовательные  учреждения  могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования имеющихся ресурсов в текущей деятельности. Сегодня,  хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию  педагогического коллектива и всей деятельности школы к быстро меняющимся условиям рыночных отношений и социокультурного пространства. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых неожиданных возможностей для развития школы, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делают  возможным изменение роли человеческих ресурсов в совершенствовании педагогической деятельности.

Особенность повышения человеческого фактора в нынешнем состоянии системы образования заключается в том, что её реформирование происходит на фоне высокой динамики изменений в обществе, неоднородности и ограниченности ресурсов образовательных учреждений. В этих условиях число новых проблем и порожденных ими новых задач неуклонно возрастает. Многие из них принципиально новы и не могут быть решены на основе прежнего опыта,  накопленного педагогическими работниками, что усложняет процессы управления педагогическим коллективом, формирования  организационной культуры образовательного учреждения как фактора его развития.

Анализ теории и практики управления образовательными учреждениями (С. Г. Вершловский, В. Ю. Кричевский, В. С. Лазарев, А. М. Моисеев, Н. В. Немова, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, К. М. Ушаков, Л. И. Фишман, Р. X. Шакуров, Т. И. Шамова и др.) показывает, что в современных условиях, из всех типов организационных ресурсов, руководители школ наибольшее влияние способны оказать на человеческие ресурсы. Это означает, что совершенствование работы образовательных учреждений может быть достигнуто преимущественно за счет лучшего их использования и предполагает целенаправленную деятельность управленцев в этом направлении. Особое место здесь занимает мотивация трудового поведения педагогического персонала. С этих позиций для руководителей  образовательных учреждений особенно значимым становится умение переосмысливать свой управленческий опыт, вооружиться приёмами и методами стратегического управления, тем самым  преодолевать собственные стереотипные  в способах воздействия на поведение учителей.

Организационную культуру  образовательных учреждений следует рассматривать как фактор его развития в меняющихся условиях внешней среды, поскольку  данное направление управленческой деятельности выступает в триединстве цели, средства и  результата управления в целом.

Социально-экономическая ситуация и образовательные реформы приводят к тому, что в современной школе появляются новые направления деятельности, некоторые направления начинают играть более значимую роль. Так, появляется необходимость в более грамотном финансово-экономическом планировании деятельности, поскольку школы получают больше финансовой автономии. Важным становится такое нетрадиционное для школы направление, как маркетинг и связи с общественностью, что связано с введением по душевого финансирования, в условиях которого школы часто вынуждены конкурировать за ученика.  Имеет место общее  влияние школы на жизнь окружения в рамках своего района, города, страны, не только как образовательной, но и как общественной организации. Относительно образовательного учреждения начинают фигурировать такие термины, как имидж, бренд, статус. Все чаще в связи с управлением образовательным учреждением звучат понятия менеджмент качества и стратегический менеджмент. Представляет интерес в рассматриваемом аспекте и характеристика структуры персонала общеобразовательной школы.

По социально-демографическим признакам персонал школы – это преимущественно женщины (около 80%) в возрасте 30-50 лет с высшим профессиональным образованием (около 80%). По сравнению с большинством компаний  персонал школы  характеризуется повышенной однородностью по профессиональному признаку. Если в «классической» компании представлено несколько разнородных профессиональных групп (например, технологи, экономисты, специалисты по информационным технологиях, специалисты по продажам и т.д.), то абсолютное большинство персонала любой общеобразовательной школы – это представители единой профессии (педагог, учитель). Такая социально-демографическая и профессиональная однородность персонала школы с точки зрения управления персоналом имеет свои плюсы и свои минусы.

В теории и практике управления развитием образовательного учреждения возникло ряд противоречий:

— между потребностью общества  в целенаправленном и последовательном развитии образовательного учреждения и слабым представлением руководителей о процессе управления персоналом на основе теории и практики стратегического менеджмента;

— между потребностью  членов  администрации школы  иметь адекватные представления о деятельности по формированию  организационной культуры  в своей школе и стереотипными представлениями педагогических работников об этом процессе;

— между высоким уровнем теоретической разработанности вопросов стратегического управления персоналом и  недостаточным  развитием практических инструментов преодоления возникающих затруднений в работе с конкретными педагогами.

На основе противоречий была сформулирована проблема обеспечения развития организационной культуры образовательного учреждения на основе теории и практики стратегического менеджмента.

Объект исследования – управление образовательным учреждением.

Предмет исследования – процесс формирования  организационной культуры образовательного учреждения на основе теории и практики стратегического менеджмента.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Цель исследования  –  выявить и сформулировать организационно-педагогические  условия, при которых стратегическое управление выступает как фактор развития организационной культуры образовательного учреждения.

Задачи исследования:

  1. Исследовать научные теории и практический опыт стратегического управления развитием образовательного учреждения.
  2. Определить содержание управленческой деятельности по развитию организационной культуры образовательного учреждения.
  3. Выявить составляющие мотивации труда  педагогов образовательного учреждения.
  4. Сформулировать организационно-педагогические условия, при которых стратегическое управление выступает как фактор развития организационной культуры образовательного учреждения.

Методы исследования – анализ первоисточников по проблемам стратегического  управления; обобщение и систематизация сведений об организационной культуре образовательного учреждения;  исследование приёмов и методов мотивации труда педагогов.

Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа  состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ  УЧРЕЖДЕНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1. Организация управленческой деятельности по функционированию и развитию образовательного учреждения

Деятельность любой организации осуществляется в двух направления или на двух уровнях: функционирование и развитие.

Функционирование – это работа по поддержанию системы в рабочем состоянии. Для  общеобразовательной  школы  –  это условия содержания школьников  (санитарно-гигиенические условия – тепло, питание, освещение, чистота и т.п.; наличие педагогического и технического персонала; необходимые  учебно-методические принадлежности и оборудование и  пр., т.е. все то, без чего образовательное  учреждение работать не может).

Развитие – это реализация перспективных направлений деятельности, ориентированных на будущее. Уже сегодня должны нарабатываться материалы, идеи, создаваться какая-либо база для будущей работы на качественно новом уровне. Это называется работать на перспективу, работать на развитие. Сравнивая  стратегический и внутрифирменный  менеджмент,  следует отметить, что, если  внутрифирменное управление направлено на обеспечение стабильности в настоящем, то стратегическое – на обеспечение стабильности в будущем.

Исследуя организацию  управленческой деятельности общеобразовательной  школы  по  функционированию и развитию  образовательного учреждения следует иметь в виду, что  внутрифирменный  менеджмент обеспечение  его функционирование, т.е.  стабильность в настоящем, а  стратегический  менеджмент  направлен на развитие, тем самым обеспечивая стабильность в будущем.  Практическая реализация данного положения заключается в совершенствовании/изменении организационной структуры и  организационной культуры образовательного учреждения. С этих позиций важным  выступает  определение  первооснов/фундамента  организационной культуры образовательного учреждения и перспектив её развития в условиях стратегического менеджмента.

Управление образовательным учреждением осуществляется на основе соответствующей нормативно-правовой базы, которая в том числе определяет компетенцию, права, ответственность учредителей  и самого образовательного учреждения.

Управление учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются: общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, общешкольная конференция с участием родителей и учащихся, Совет школы. Непосредственное руководство учреждением осуществляет директор школы. Разграничение полномочий педагогического совета и общего собрания трудового коллектива, а также директора закреплено в Уставе образовательного учреждения.

Цели управления учреждением образования согласованы с заказом со стороны общества и соответствуют потребностям населения, учащихся, их родителей, а также педагогов. Новая образовательная ситуация предполагает отработку новой структуры и технологии управления,  изменения подходов к организации и отбору содержания деятельности образовательного учреждения. Исходя из нашего исследования, были изучены структура и функции управления образовательным учреждением,  функциональные обязанности участников управления и пр.

К настоящему времени в школах сложилась следующая структура управления:

  • уровень директора школы;
  • уровень заместителя директора;
  • уровень руководителей школьного методического объединения (ШМО);
  • уровень педагогических работников.

На каждом из уровней по горизонтали выстраивается своя структура органов, которые взаимосвязаны с субъектами по вертикали и по горизонтали. В организационной структуре представлены как профессиональные руководители (заместители директора,  руководители методических объединений), так и различные общественные субъекты управления: председатель профкома, председатель совета школы, председатель родительского комитета, что необходимо для эффективного управления школой. Система взаимосвязи организационной структурой характеризуется следующими положениями:

  1. Деятельность директора и его заместителей регламентирована функциональными обязанностями, пересмотренными и откорректированными в соответствии с современными требованиями, что позволяет конкретизировать деятельность членов управленческого звена с учетом выполнения основных управленческих функций и конкретно определить содержание деятельности каждого участника управленческой деятельности.
  2. Деятельность структурных подразделений определяется «Положением о педагогическом совете», «Положением о методическом объединении»  и другими положениями, которые отражают специфику школы.

Таким образом, в системе внутришкольного управления выделены иерархические взаимосвязанные уровни управления, определены зоны функционирования органов управления каждого уровня и связи между ними. Система управления на всех уровнях является открытой и развивающейся, что обеспечивает устойчивость координации деятельности всех звеньев учреждения образования.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Следующим аспектом организации управления образовательным учреждением выступает его информационное и документационное обеспечение. Информационное обеспечение управления школой состоит в выборе и соответствующей обработке сведений, характеризующих состояние ее образовательной системы.

Основные функции, которые выполняет система информационного обеспечения управления школой, состоят в следующем:

  • удовлетворять потребности учащихся, учителей, руководителей школы и ее структурных подразделений в сведениях, необходимых для  их деятельности и организации эффективного взаимодействия;
  • информировать о состоянии образовательного пространства школы, обеспеченности средствами образования, уровне  образованности учащихся,  профессиональной квалификации учителей и т.п.;
  • передавать учащимся,  учителям, руководителям школы сведения и документы, адресно направленные им;
  • систематически выявлять уровни развития интеллекта, эмоционально-психического и физического здоровья, образовательные потребности учащихся;
  • информировать педагогических работников о вовлеченности родителей в процесс воспитания и обучения своих детей, затруднениях, которые они испытывают при этом.

Определение  данного состава функций позволяет добиться единообразных подходов субъектов  управления к отбору и обработке сведений, которые подлежат передаче на все уровни управления. В школе имеется возможность варьировать информационное обеспечение в зависимости от индивидуальных потребностей тех или иных участников образования.

Изучение практики работы с информацией показало, что в школах сложилась стройная система документационного обеспечения управления, которая включает в себя комплекс взаимосвязанных документов:

  • организационные документы;
  • распорядительные документы;
  • информационно-справочные документы;
  • учебно-педагогическая документация.

Каждый из комплексов представлен соответствующими документами, регламентирующими структуру, задачи и функции школы; организацию ее работы; права и обязанности, ответственность руководителя и работников; распорядительную деятельность учреждения и т.д.

Одним из направлений совершенствования управления школой является развитие организационной структуры управления. В условиях демократизации управления возросла значимость перераспределения управленческих функций между всеми субъектами, задействованными в осуществлении образовательных задач. Делегирование прав и полномочий верхних уровней управления в условиях школы позволяет осуществлять качественный образовательный процесс, повышает эффективность управления на любом уровне.

Директор совместно с администрацией и руководителями подразделений определяют перспективы развития школы, этапы и содержание работы, контролируют деятельность школы в целом и отдельных его подразделений (структур), создают условия (нормативные, информационные, стимулирующие, эргономические) для осуществления профессионально-педагогической деятельности. Особенностью труда  субъектов управления функциональных служб является организация образовательного процесса, диагностика осуществления воспитательной и учебной работы, отслеживание эффективности работы педагогических работников.

В организационной структуре управления школой часть полномочий с верхних уровней управления делегируется субъектам на нижестоящие уровни управления. Например, возможен такой вариант, когда коллегиальному органу (педагогическому совету) делегированы следующие полномочия:

  • утверждение образовательной программы и учебного плана школы;
  • утверждение программ учебных дисциплин и курсов вариативного компонента учебного плана;
  • утверждение годовых графиков учебного процесса;
  • утверждение структуры управления, положений о структурных подразделениях, штатного расписания, функциональных обязанностей;
  • утверждение содержания и организационных форм дополнительного образования учащихся;
  • утверждение планов работы школы на учебный год и др.

Руководителям функциональных служб делегированы полномочия  по организации образовательного процесса в школе, осуществлению внутришкольного контроля и анализу выполнения учебных программ и программ дополнительного образования учащихся. Кроме того, в их компетенции находится планирование определенного (в рамках функционала) участия педагогов в работе творческих групп, методических объединений, в общем руководстве своим подразделением.

Планирование является первоначальной стадией процесса управления и предусматривает разумную озабоченность тем, что может произойти в будущем, подготовку мер с целью предупредить те нежелательные события, которых можно избежать  (планируемое предложение должно равнялось планируемому спросу). Субъекту планирования необходимо сознательно обеспечивать реализацию данного положения.

Планирование – это процесс принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить неопределенность. Процесс планирования в широком смысле – это принятие решений. В узком значении планирование заключается в составлении специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации в деле осуществления принятых решений.

Планирование предполагает определение главных целей деятельности организации и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.

В рыночных условиях  перед  образовательными  учреждениями  встают проблемы взаимодействия с внешней средой, а именно, – разработка и реализация дополнительных образовательных услуг, направленных на удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей.

Данную цель можно разложить на несколько составляющих:

  1. Пла­ни­ро­ва­ние маркетинговых исследований (изучение потребности социума в образовательных услугах).
  2. Изучение возможности и готовности своей школы к реализации конкретных образовательных услуг (материальная база, подготовленность педагогических кадров, правовые основания для разработки и реализации услуги и пр.).
  3. Изучение конкурентов.
  4. Интеграция деятельности по реализации образовательных услуг в общую систему образовательно-воспитательной, педагогической и методической работы общеобразовательной школы.

Важной  функцией  менеджмента  выступает организация, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определении порядка и условий  их функционирования. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач и реализуется двумя  путями:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
  • через  административно-организационное управление;
  • через оперативное управление.

Административно-организационное управление предполагает определение структуры  образовательного учреждения, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между членами администрации школы и педагогами.

Оперативное управление обеспечивает функционирование организации в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.

Существует два основных аспекта организационного процесса:

  1. Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям, что определяет её организационную структуру управления.
  2. Делегирование полномочий.

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Но ответственность по-прежнему остаётся на руководителе, который передал эти полномочия.

Под организационной структурой управления организации понимается взаимодействие ее (различных) отдельных подразделений, которые определяются поставленными перед организацией и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками, ответственными за деятельность структурных подразделений, из которых состоит организация [14, с. 123].

В ходе выполнения данной работы нами выявлены основные проблемы, возникающие при разработке структур управления в учреждениях образования:

  • уста­новление правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями, что связано с определением их целей, условий работы и стимулирования;
  • распределение ответственности между руководителями;
  • выбор конкретных схем управления и последовательности процедур при принятии решений;
  • организация информационных потоков;
  • выбор соответствующих технических средств, обеспечивающих эффективное взаимодействие.

Проблема совершенствования организационной структуры управления предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей  каждого руководителя  и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления.

Организационная структура направлена на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совер­шенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах.

Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач. Чтобы данный процесс был успешным, необходима соответствующая целям и задачам грамотно построенная организационная структура.  Организационная структура  общеобразовательной  школы соответствует ее целям и задачам,  что говорит об эффективности управления ею. Она имеет  линейно-функциональную структуру, которая характеризуется своими  положительными сторонами и своими недостатками. А именно:

  • негибкая структура организации;
  • четко определенные задачи для всех структурных подразделений;
  • власть проистекает из иерархических уровней в организации;
  • иерархическая система контроля;
  • командный тип коммуникаций, идущий сверху вниз;
  • содержанием коммуникаций являются распоряжения, инструкции и решения, принятые руководством организации.

Организационная структура школы и управление ею постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с изменяющимися условиями. Важнейшими  общими факторами (характерными для всех организаций, и не только для образовательных учреждений), вызывающими необходимость проведения структур­ной перестройки компаний, являются следующие [5, с. 87]:

— ускоренная разработка новых видов продуктов и услуг под воздействием научно-технического прогресса в условиях обостряющейся конкуренции;

— интенсивное внедрение наиболее передовых технологий;

— систематическое внедрение новых методов организации и управления производством на базе активного использования компьютерной техники.

Что же касается системы управления школой, то она более консервативна и изменения в ней происходят не так часто и не так быстро. Тем не менее,  основные положения, относящиеся  к  организации управления по её функционированию и развитию,  остаются актуальными и выступают руководством к действию.


Страницы:   1   2   3