Скоро защита?
Меню Услуги

Формирования интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


 

Глава 3. Практические пути формирования интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста

 

В рамках представления практических путей формирования интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста было проведено экспериментальное исследование.

Задачи экспериментального исследования:

  1. Подобрать необходимый диагностический материал с учетом предмета исследования и возраста;
  2. Провести диагностическое исследование, направленное на изучение уровня сформированности интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста, проанализировать полученные результаты;
  3. Разработать и апробировать систему работы, направленной на формирование интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста;
  4. Провести повторное диагностическое исследование по изучению уровня сформированности интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста после применения в практической деятельности разработанной системы работы, проанализировать полученные результаты;
  5. Осуществить сравнительный анализ результатов экспериментального исследования.

Базой для проведения эмпирического исследования было определено: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Слаутнинская средняя школа» Пенжинского района, с. Слаутное, 1 разновозрастная группа «Колокольчик», в исследовании приняли участие 5 детей, возраст от 3 – 4 года.

В начале исследования было осуществлено знакомство с условиями организации работы с детьми дошкольного возраста в образовательном учреждении, с детьми младшего дошкольного возраста, которые приняли участие в исследовании; также было получено разрешение родителей о проведение исследования.

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа:

  1. Констатирующий эксперимент, целью которого являлось изучение исходного уровня сформированности интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста.
  2. Формирующий эксперимент, цель данного этапа заключалась в организации систематической и целенаправленной работы с детьми младшего дошкольного возраста, направленной на развитие интереса к лепке.
  3. Контрольный эксперимент, цель данного этапа исследования – изучение уровня сформированности интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста после проведения систематической и целенаправленной работы в формирующем эксперименте, анализ полученных результатов исследования.

 

 

3.1. Диагностика уровня сформированности интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста

 

Цель: выявить уровень сформированности интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста, до начала формирующего этапа.

Задачи:

  1. Подобрать диагностический материал.
  2. Провести диагностику сформированности интереса к лепке.
  3. Проанализировать данные обследования детей на начальном эксперименте.
  4. Провести математико-статистическую обработку данных по подтверждению полученных выводов.

 

Характеристика детей младшего дошкольного возраста, принявших участие в экспериментальном исследовании, представлена в таблице 1.

 

Таблица 1

Характеристика исследуемой группы детей младшего дошкольного возраста

№ п\п ФИО ребенка Возраст
1 Кирилл Г. 3 года 11 мес.
2 Анна Е. 3 года 9 мес.
3 Глеб И. 3 года 9 мес.
4 Евгения С. 3 года 7 мес.
5 Елизавета Т. 3 года 10 мес.

 

Для проведения констатирующего этапа исследования были определены методы исследования:

  • наблюдение за ребенком;
  • рефлексивные методы (парные сравнения, свободный выбор деятельности).

Подробнее остановимся на описании методов, используемых в процессе проведения диагностики детей младшего дошкольного возраста.

  1. Наблюдение.

Цель: изучение основных проявлений, характеризующих интерес к лепке у детей младшего дошкольного возраста.

Проведение исследования: наблюдение за детьми проводилось на занятиях по лепке, организованных воспитателем в соответствии с основной общеобразовательной программой. Основными параметрами, отслеживаемыми в процессе наблюдения, являлись:

  • эмоциональные проявления (отношение ребенка к лепке, увлеченность, эмоции, испытываемые ребенком, выразительность мимики);
  • проявления, характеризующие познавательную активность (активность, интерес к выполняемой работе).

Оценка результатов: предполагалась балльная оценка результатов наблюдения:

2 балла – показатель присутствует, ярко выражен;

1 балл – показатель присутствует, но его выраженность зависит от ситуации;

0 баллов – показатель не выражен или отсутствует.

  1. Метод парных сравнений

Цель: конкретизация выбора ребенком того или иного вида занятия, установление степени устойчивости интереса ребенка.

Проведение исследования: ребенку предлагалось выбрать из двух видов деятельности, что бы он хотел делать:

  • рисовать или лепить;
  • конструировать или лепить;
  • выполнять аппликацию или лепить.

Оценка результатов: каждый выбор лепки в качестве предпочитаемого вида деятельности оценивался 1 баллом, при выборе другого вида деятельности ребенок получал 0 баллов. Максимальное количество баллов – 3 балла.

  1. Метод «свободного выбора»

Цель: определение предпочтения детей к определенному виду изобразительной деятельности.

Проведение исследования: в группе одновременно обустраивались занятия по рисованию, лепке, аппликации. На столах размещались все необходимые материалы. Детям предполагалось выбрать по желанию вид деятельности, тему и материал. Экспериментатор регистрировал этот выбор.

Оценка результатов: осуществлялась балльная оценка результатов – 1 балл присваивался ребенку при выборе в качестве предпочитаемого вида деятельности лепки.

Оценка общего уровня сформированности интереса детей младшего дошкольного возраста оценивалась по сумме баллов, полученных за выполнение всех заданий.

Максимальный балл за выполнение всех заданий – 8 баллов, минимальный балл – 0 баллов.

В соответствии с полученными баллами дети были разделены на три группы – с высоким, средним и низким уровнями сформированности интереса к лепке.

К высокому уровню (7-8 баллов) отнесены дети, у которых на фоне обширного интереса к лепке, проявляется в ярких эмоциональных реакциях, значительной увлеченностью. Для этих детей свойственна высокая познавательная активность, умение длительного сосредоточения в деятельности, дети выражают интерес к лепке, к работам других детей.

К среднему уровню (4-6 баллов) были отнесены дети, которые проявляют неустойчивый интерес к лепке. Они выражают эмоционально-познавательное отношение к определенным темам, материалу. Лепка протекает на фоне эмоциональной оживленности, нуждается в стимулировании со стороны воспитателя. В процессе деятельности внимательны, бывают единичные отвлечения. Интерес к работам других детей выражается чаще всего по инициативе воспитателя.

К низкому уровню (0-3 балла) отнесены дети, пассивно выполняющими задания по лепке, без особого желания и только по наставлению воспитателя. Они часто безразличны к предстоящей деятельности, во время занятий отвлекаются, действуют, подражая товарищам, воспитателю, безразличны к результату своей работы и работам других.

Результаты, полученные в ходе проведения диагностики, отражены в таблице 2.

 

Таблица 2

Результаты изучения уровня сформированности интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста

Ф.И. ребенка Наблюдение Парные сравнения Свободный выбор Общее кол-во баллов Уровень интереса к лепке
1 Кирилл Г 4 3 1 8 высокий
2 Анна Е. 3 2 0 5 средний
3 Глеб И. 2 1 0 3 низкий
4 Женя С. 1 0 0 1 низкий
5 Лиза Т. 2 1 0 3 низкий
        Высокий – 1 чел. (20%)

Средний – 1 чел. (20%)

Низкий – 3 чел. (60%)

 

Таким образом, большинство детей младшего дошкольного возраста – 3 ребёнка (60%) имеют низкий уровень сформированности интереса к лепке. Дети не выбирали лепку при парных сравнениях, при свободном выборе деятельности ими выбиралось в основном рисование. В ходе наблюдения была отмечена пассивность, безразличие в ходе выполнения заданий воспитателя по лепке, в процессе лепки часто отвлекались. 1 ребёнок (20 %) имеют средний уровень сформированности интереса к лепке. Дети иногда выбирали лепку в ходе парных сравнений и при свободном выборе деятельности, в ходе наблюдения проявляли неустойчивый интерес к лепке. Эмоциональное отношение к лепке проявлялось только при организации работы по определенной теме, интересной ребенку, либо при действиях с определенным материалом. 1 ребёнок (20%) имеет высокий уровень сформированности интереса к лепке. Дети часто выбирали лепку в качестве наиболее предпочитаемого вида деятельности при парных сравнениях и в ситуации свободного выбора, во время занятия по лепке проявлял яркие эмоциональные реакции, увлеченность; дети могли длительно сосредоточиться на лепке, выражали интерес к своей работе и работам других детей.

Результаты исследования были представлены графически на диаграмме (рисунок 1). «Результаты изучения уровня сформированности интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования».

Рис. 1. Результаты изучения уровня сформированности интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования

 

Таким образом, в результате проведения констатирующего этапа исследования было отмечено, что большинство детей младшего дошкольного возраста имеют низкий уровень сформированности интереса к лепке, только несколько детей показали высокий и средний уровни интереса к лепке. Достаточно низкие результаты по изучаемому параметру привели к необходимости разработки системы работы, направленной на формирование интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста.

Поэтому необходима специальная работа, направленная на формирование интереса у детей младшего дошкольного возраста. На формирующий эксперимент нами было отведено 5 месяцев.

 

 

3.2. Разработка и апробация системы работы, направленной на формирование интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста

 

После проведения диагностического этапа исследования был сделан вывод о необходимости проведения работы с детьми младшего дошкольного возраста по повышению уровня сформированности интереса к лепке, что было осуществлено на формирующем этапе исследования.

Сопутствующими формами образовательной деятельности по образовательному компоненту «Лепка» образовательной области «Художественно–эстетическое развитие» для второй младшей группы общеразвивающей направленности являются:

  • игра;
  • наблюдения;
  • чтение художественной литературы;
  • беседы;
  • рассказ воспитателя;
  • продуктивная деятельность;
  • отгадывание загадок;
  • чтение авторских сказок;
  • настольно-печатные игры и упражнения.

Целями образовательной деятельности по образовательному компоненту «Лепка» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» являются:

  1. Развитие интереса детей к лепке; совершенствование умения лепить из глины (из пластилина, пластической массы).
  2. Закрепление приемов лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
  3. Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.
  4. Закреплять приемы аккуратной лепки.

Задачи по основной программе:

  1. Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства.
  2. Вызывать у детей интерес к лепке, знакомить с пластическими материалами (глиной, тестом, пластилином).
  3. Учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички).
  4. Формировать умение создавать коллективные произведения;
  5. Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы.
  6. Приучать к аккуратности в работе
  7. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

В части, формируемой участниками образовательных отношений: содержание образовательного компонента «Лепка» дополнена парциальной программой «Цветные ладошки» под редакцией И.А. Лыковой и направлена на решение задач [35, с. 102]:

  • заинтересовывать детей лепкой объёмных (будто настоящих) фигурок и простых композиций из глины, пластилина, солёного теста, снега; показать взаимосвязь характера движений руки с получаемой формой; обучать приёмам зрительного и тактильного обследования формы; показывать способы
  • соединения частей; поощрять стремление к более точному изображению (моделировать форму кончиками пальчиков, сглаживать места их соединения); учить расписывать вылепленные из глины игрушки.

Задачи по национально-региональному компоненту:

  • развивать интерес к родного края, формировать бережное отношение к ней, расширять представления об особенностях родного края, его животных и птицах;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость, формировать эстетические чувства;
  • познакомить с элементами декоративно-прикладного творчества народов, проживающих в нашем регионе.
  • Задачи по обновлению содержания образования:
  • воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии;
  • оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства;
  • учить ориентироваться по словесному описанию предмета.

Новизна данной методической системы заключается в использовании нетрадиционных методов и способов детского творчества.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, интеграцией образовательных областей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Обоснование внесений изменений связаны с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей младшего дошкольного возраста. Данная методическая система предусматривает использование методов и приемов обучения воспитанников в рамках национально регионального компонента (НРК), реализуется как часть непрерывной образовательной деятельности в темах: «Цыплята гуляют», «Красивая птичка», «Космический корабль», «Витамины», «Колобки», «Колбаски на тарелочках», «Украшение тарелки», «Лепка сушек», «Играем в магазин», «Угощение для дня рождения».

Отличительной особенностью методической системы является система работы, включающая комплекс заданий, упражнений, различных методов и приемов работы, помогающих овладеть техникой изобразительной деятельности, способствующих формированию изобразительных умений и навыков, развитием руки ребенка – координированностью, точностью, плавностью, свободой движений.

Опишем особенности организации образовательного процесса.  Особенности организации образовательного процесса образовательного компонента «Лепка» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для второй младшей группы является комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Особенность организации образовательного процесса заключается в использовании личностно-ориентированных, здоровьесберегающих, социоигровых технологий.

Предложенная система работы, включающая комплекс заданий, упражнений, различных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые, словесные), помогают детям овладеть техникой лепки, которая способствует формированию у них изобразительных умений и навыков. В процессе работы с использованием нетрадиционных методов и способов детского творчества создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Каждое образовательная деятельность в методической системе заканчивается коллективным просмотром всех созданных ребятами работ и создании коллективных композиций. Очень важно, чтобы дети научились оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью. Методическая система предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.  Предпочтительными формами организации образовательного процесса с детьми младшего дошкольного возраста является непрерывная образовательная деятельность, проводимая в форме игры.

В тематическом плане представлена последовательность изучения разделов рабочей программы, непрерывная образовательная деятельность распределена по разделам и темам из расчёта максимальной учебной нагрузки. Тематический план составлен на весь срок освоения образовательного компонента «Лепка»» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для второй младшей группы общеразвивающей направленности. Тематический план представлен в табл. 3.

Таблица 3

Перспективное планирование занятий по лепке во второй младшей группе

Тема Цель
1 Цыплята гуляют формировать умение лепить предметы, состоящие из двух частей знакомой формы; учить изображать детали (клюв) приёмом прищипывания.
2 Красивая птичка
  1. Развивать в умении лепить предмет, состоящий из нескольких частей.
  2. Формировать прием прищипывания, умение прочно скреплять части, плотно прижимая их друг к другу. Учить лепить по образцу народной (дымковской) игрушки.
  3. Воспитывать умение радоваться общему результату занятия.
3 Космический корабль вызвать у детей интерес к солёному тесту как художественному материалу; учить правильно работать с нею; познакомить со свойствами солёного теста: мягкая, можно отрывать куски от большого кома, соединять их в одно целое, лепить; поддерживать стремление к образному обозначению вылепленных изделий и учить придумывать названия для предметов и персонажей
4 Витамины продолжать вызывать у детей интерес к лепке; продолжать учить скатывать комки солёного теста (пластилина) между ладонями круговыми движениями
5 Колобки продолжать воспитывать у детей доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помогать: учить лепить колобок; продолжать развивать интерес к лепке; упражнять в скатывании комка солёного теста между ладонями круговыми движениями; учить детей использовать в работе стеку
6 Колбаски на тарелочках продолжать воспитывать у детей доброжелательное отношение к игровым персонажам; вызывать сочувствие к ним и желание помочь; учить скатывать ком солёного теста между ладонями прямыми круговыми движениями обеих рук и лепить колбаски и тарелочки
7 Украшение тарелки закрепить умение детей скатывать кусочки пластилина между ладоней в круглые комочки и колбаски; познакомить с новым способом работы с пластилином — размазывание его по поверхности; закрепит знание цветов
8 Лепка сушек учить детей лепить сушки: делить солёное тесто  на небольшие части, раскатывать кусочки прямыми движениями рук. соединять концы солёного теста  цилиндра, накладывая их друг на друга и прижимая; воспитывать самостоятельность в выполнении задания
9 Играем в магазин закрепить умение детей скатывать кусочки солёного теста  круговыми движениями, а так же лепить столбики и колбаски; умение соединять концы колбасок в виде кольца; использовать в работе стеки; развивать творческую фантазию детей
10 Угощение для дня рождения продолжать воспитывать у детей интерес к лепке; упражнять в скатывании солёного теста (пластилина) прямыми движениями между ладонями; совершенствовать умение соединить концы полученного столбика в виде кольца: побуждать к лепке пирожных по представлению, продолжать воспитывать умение защипывать пальцами края полученной формы и, используя стеку, украшать вылепленное изделие бисером

 

Автором представлены для примера несколько приемов, использованных на занятиях лепкой детей младшего дошкольного возраста на этапе формирующего эксперимента:

Методический прием: «Волшебный комочек».

Цель: Воспитывать интерес к лепке из глины: осуществляя взаимосвязь с потешками.

Виды деятельности:

«Кто спрятался в комочек».

Цель: Знакомить детей со свойствами глины играя с ней; показать глиняные игрушки.

«Домик с заборчиком для котят» (потешка Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом!).

Цель: Закрепить умение лепить бруски разных размеров, соединяя их между собой.

Методический прием: «Осенние дары».

Цель: Вызвать у детей радость от работы, объединив поделки одним сюжетом.

Виды деятельности:

«Ветка рябины» (Ты, рябинушка Рас- кудрявая,..).

Цель – развитие интереса к лепке.

Предложить детям слепить ягоды рябины отщипывая кусочек глины, раскатывать его круговыми движениями и нанизывать на проволоку; создавать коллективную композицию: нанизывать грозди на ветку.

«Осенний листок» (Т. Погорелова У меня букет осенний).

Цель – развитие интереса к лепке.

Предложить лепить листок двумя способами, раскатывая кусок глины скалкой в пласт или сплющивать шар между ладонями, прорисовывать палочками прожилки.

Методический прием: «Новогодние игрушки».

Цель – соотносить образ игрушки с художественным образом через стихи, потешки.

Виды деятельности:

«Бусы на ёлку» (Елка Елена Благинина).

Цель: продолжать вызывать у детей интерес к созданию украшения собственными руками, предоставлять возможность проявлять инициативу и самостоятельность. Упражнять в использовании известных приемах вдавливания или процарапывания.

«Снеговик» (использовать природный материал) (Снежная баба А. Бродский).

Цель: создавать образ снеговика, закреплять знакомые приёмы, украшать их вспомогательными материалами.

Такие и подобные методические приемы применялись на занятиях лепкой с детьми младшего дошкольного возраста.

Таким образом, автор описал систему методических приемов, которые были использованы с детьми младшего дошкольного возраста на занятиях лепкой, что явилось реализацией основных задач формирующего этапа опытно-педагогической работы.

 

 

3.3. Анализ результатов исследования

 

С целью проверки эффективности проведенной работы был организован и проведен контрольный этап исследования.

Цель: изучение уровня сформированности интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста на конечном этапе исследования, проведение сравнительного анализа результатов начальной и конечной диагностики.

На данном этапе исследования использовались те же методы исследования, что и при проведении констатирующего этапа исследования. Результаты представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

Результаты изучения уровня сформированности интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста

Ф.И. ребенка Наблюдение Парные сравнения Свободный выбор Общее кол-во баллов Уровень интереса к лепке
1 Кирилл г. 4 3 1 8 высокий
2 Анна Е. 4 2 1 7 высокий
3 Глеб И. 2 1 0 3 низкий
4 Женя С. 3 1 0 4 средний
5 Лиза Т. 3 3 0 6 средний
        Высокий – 2 чел. (40%)

Средний – 2 чел. (40%)

Низкий – 1 чел. (20%)

 

Таким образом, 1 ребёнок (20%) имеет низкий уровень сформированности интереса к лепке. Он не выбирал лепку при парных сравнениях, при свободном выборе деятельности им выбиралось в основном рисование. В ходе наблюдения была отмечена пассивность, безразличие в ходе выполнения заданий воспитателя по лепке, в процессе лепки часто отвлекались. 2 ребёнка (40%) имеют средний уровень сформированности интереса к лепке. Эти дети иногда выбирали лепку в ходе парных сравнений и при свободном выборе деятельности, в ходе наблюдения проявляли неустойчивый интерес к лепке. Эмоциональное отношение к лепке проявлялось только при организации работы по определенной теме, интересной ребенку, либо при действиях с определенным материалом. Остальные дети – 2 ребёнка (40%) имеют высокий уровень сформированности интереса к лепке. Дети часто выбирали лепку в качестве наиболее предпочитаемого вида деятельности при парных сравнениях и в ситуации свободного выбора, во время занятия по лепке проявлялись яркие эмоциональные реакции, увлеченность; дети могли длительно сосредоточиться на лепке, выражали интерес к своей работе и работам других детей.

Результаты исследования были представлены графически на диаграмме (рис. 2). «Результаты изучения уровня сформированности интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе исследования»

 

Рис. 2. Результаты изучения уровня сформированности интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе исследования

 

Таким образом, большинство детей младшего дошкольного возраста имеют высокий и средний уровень сформированности интереса к лепке.

Таким образом, в результате сравнительного анализа пришли к выводу о росте уровня сформированности интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста. На 20% увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности интереса к лепке, на 20% увеличилось число детей со средним уровнем сформированности интереса к лепке, соответственно уменьшилось на 40% количество детей, имеющих низкий уровень сформированности интереса к лепке.

Подводя итоги можно сказать что, на контрольном этапе опытно-педагогической работы наблюдается положительная динамика в сформированности у младших дошкольников интереса к лепке по всем изучаемым параметрам. Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена. Отметим, что, занимаясь лепкой, ребенок не только раскрывает в образах и композициях свой внутренний мир, но и учится видеть прекрасное в обычных вещах и создавать своими руками.

 

 


Выводы по 3 главе

 

В рамках рассмотрения практических путей формирования интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста было проведено экспериментальное исследование, которое проводилось поэтапно.

На первом этапе исследования был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого при использовании комплекса методов был изучен уровень сформированности интереса детей младшего дошкольного возраста к лепке. Было отмечено, что большинство детей имеют средний и низкий уровень сформированности интереса к лепке.

На формирующем этапе исследования была разработана и апробирована на практике система работы, направленная на повышение интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста. Были разработаны и проведены 10 занятий, носящие игровой характер. На данном этапе исследования были использованы различные методы и приемы в работе с детьми – словесные, наглядные, практические.

Далее был проведен контрольный этап исследования, в ходе которого был исследован уровень сформированности интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста. В ходе сравнительного анализа пришли к выводу о росте уровня сформированности интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста.

Рост уровня сформированности интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста позволяет говорить об эффективности проведенной нами работы на формирующем этапе исследования.


Заключение

 

Развитие интереса у дошкольников к лепке – это целенаправленный и педагогически организованный процесс перехода от любопытства к любознательности, а затем – к элементарному интересу как устойчивой познавательной направленности на предмет и процесс лепки. Развить интерес старших дошкольников к лепке возможно только при руководящей роли взрослого, в совместной деятельности детей и взрослых. Техника лепки так проста, что доступна детям даже раннего возраста.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста. Необходимо целенаправленно развивать интерес к лепке, так как она благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для ребёнка. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности формирует, эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

При проведении занятий по лепке с детьми младшего дошкольного возраста учитывается сочетание цветов в изготовление фигуры. На протяжении одного – двух занятий дети осваивают один яркий цвет, затем вводится сочетание двух контрастных цветов. В группе одновременно лепят разными парами цветов, так что после занятия дети осваивают сочетание желтого и красного, синего и зеленого. На занятии по лепке систематически воспитывается умение воспринимать и испытывать эстетическое удовольствие от красивых цветосочетаний, развивается вкус в отношении различных, все более богатых и тонких цветосочетаний. Цель развития данного умения заключается в наслаждение красотой цвета в окружающих вещах.

При планировании начала занятия объяснения или показа образца поделки, воспитатель также продумывает его эстетическое значение. Так, например, при объяснении воспитатель использует сравнительные обороты, метафоры и тропы. Также заранее воспитатель подготавливает образец подделки с учетом эстетической направленности, то есть подделка должна быть выполнена аккуратно, с соблюдением правильности черт «мини‐скульптуры», гармоничности цвета.

С целью определения педагогических условий для развития у младших дошкольников интереса к лепке нами была организована и проведена опытно-педагогическая работа. После анализа результатов констатирующего эксперимента нами была разработана и апробирована методическая система, направленная на формирование у детей экспериментальной группы интереса к лепке.

Предпочтительными формами организации образовательного процесса с детьми младшего дошкольного возраста для нас явилось непрерывная образовательная деятельность, проводимая в форме игры.

В ходе сравнительного анализа виден рост уровня сформированности интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста. На 20% увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности интереса к лепке, на 20% увеличилось число детей с средним уровнем сформированности интереса к лепке, соответственно на 40% уменьшилось количество детей, имеющих низкий уровень сформированности интереса к лепке.

Лепка является важным занятием, развивающим фантазию, мышление, мелкую моторику. Создание детьми даже самых простых поделок из глины или пластилина является интересным творческим процессом. Из бесформенного комка получается миниатюрный образ, картина или скульптурная группа. Это почти волшебство!

Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале исследования подтвердилась, поставленные задачи работы осуществлены, цель достигнута.

Библиография

 

  1. Акинфиева Н.В. Структурное содержание технологий обучения: опыт исследования // Школьные технологии. – 1998.– №5.– С. 76 – 82.
  2. Алексахин Н. Учимся лепить и расписывать // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 9. – С. 23 – 27.
  3. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] / Э.А. Баранова. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с, с.24
  4. Бельтюкова Н., Петров С., Кард В. Учимся лепить: Папье-маше. Пластилин. – М.:Эксмо, 2003. –224с.
  5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Владос, 2007. – 347 с, с.43
  6. Бувалец Л.Н. Выбор материала при планировании занятий по обучению детей лепке // Молодой ученый. – 2016. – №3. – С. 798 – 802.
  7. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 563 с.
  8. Веракса Н.Е. Диагностика и развитие дошкольника. – М.: Рид Групп, 2011. – 80 с.
  9. Волкова А.А. Лепка во второй младшей группе // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 8. – С. 15 – 24.
  10. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6 т. – Т. 3. – М.: Академия, 2010. – 874 с, с. 163
  11. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. – Т. 4. Детская психология. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
  12. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 1. – С. 28 – 32.
  13. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие. – М.: Академия, 1999. С 48 – 51 – 344 с.
  14. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. – М.: Скрипторий, 2003.
  15. Доронова, Т.Н. Обучение дошкольников рисованию, лепке, аппликации в игре [Текст] / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 203 с, с.6
  16. Дошкольная педагогика [Текст]; под ред. В.И. Логиновой и П.Г.Саморуковой. – М.: Владос, 2003. – 359 с, с.226
  17. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1997. – 273 с.
  18. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
  19. Лобашев В.Д. Формирование познавательного интереса в процессах обучения // Школьные технологии. – 2010. – № 2. – С. 118 – 130.
  20. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. – М.: Карапуз, 2004.
  21. Лыкова И. А. Пластилиновый ёжик. Азбука лепки. – М.: Карапуз, 2005.
  22. Прядехо А.Н. К вопросу о развитии интереса // Вопросы психологии. – 2011. – № 4. – С. 25 – 35.
  23. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Академия, 2013. –С 37 –  359.
  24. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 140 с.
  25. Шаповалов В.В. Активизация профессионально-образовательного интереса студентов // Начальная школа плюс. До и После. – 2010. –№ 5. – С.19 – 23.
  26. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Титул, 2003.
  27. Шницкая И. О. Аппликация из пластилина. – М.: Феникс, 2008.
  28. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971. – 352с.
  29. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие. – М.: Академия, 2007. – 384 с.
  30. Энциклопедия поделок. 100 идей на каждый день /Перевод с итальянского Ю. А. Гавриловой. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2008. – 220 с.
  31. Юрчик Р.О. Методика обучения дошкольников декоративной лепке // Детский сад от А до Я. – 2011. – № 4. – С. 52 – 56.
  32. Лепка в детском саду. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// https://yandex.ru/turbo/fb.ru/s/article/384886/vidyi-lepki-osnovnyie-metodyi-i-priemyi
  33. Виды лепки, основные методы и приемы// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/fb.ru
  34. Лепка из пластилина Виды, способы и техника лепки в детском саду // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/lepka-iz-plastilina-vidy-sposoby-i-tehnika-lepki-v-detskom-sadu.html.
  35. Лепка в ДОУ. Материалы и оборудование. Виды и способы лепки. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/lepka-v-dou-materiali-i-oborudovanie-vidi-i-sposobi-lepki-3418310.html
  36. Лепка в системе образовательной деятельности детского сада. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/lepka-v-detskom-sadu.html

1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф