Меню Услуги

Формы и методы государственного управления инновационными процессами. Часть 3.

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

2.2. Основные проблемы организации технологического трансфера в России

 

Все проблемы, которые указаны в предыдущем параграфе, связаны прямо или косвенно именно с трансфером технологий. Для упращенного понимания давайте рассмотрим деятельность одного из самых известных инновационных центров нашей страны – «Сколково». Это одна из основных площадок новой экономической политики на сегодняшний день в России. На базе данного проекта было создано 5 инновационных кластеров: информационных, энергоэффективных, биомедицинских, ядерных, и космических технологий [16, c.33].

К февралю 2015 года кол-во участников исчислялось 355 компаниями, в том числе: 90 из них вошли в состав энергоэффективных; 119 – в состав кластера IT технологий; 105 находились в биомедицинском кластере; 15 – коммуникаций и космических технологий. Бюджет «Сколково» составил 19 168 млн. руб. на 2014 год. В то время как на все наукограды было выделено 576 млн. руб. в этом же году, что составляет всего 3% от бюджета «Сколково».

Таким образом, для 70 проектов общая сумма финансирования на их поддержку была установлена на уровне порядка 5 млрд. руб., также было запланировано выдать 120 грантов на общую сумму 6 млдр. руб., в основном на условиях софинансирования. Были заключены договоры с 13 российскими и зарубежными компаниями, с условием, что в иннограде откроются их исследовательские центры. Совокупный бюджет данных центров планировался около 12 млрд. руб. и общим числом сотрудников более 1000 человек.

В некоторых странах, таких как Италии, Франции, Германии, Австрии, Испании, Великобритании проведены роуд-шоу и ряд других мероприятий. Более того, разработана программа развития науки и технологий Сколковского института до 2018 года и представлена в Бостоне на конференции.

Представленные данные говорят нам о высоком старте и высоких ставках на этот проект. Основные преимущества основываются на активном финансировании со стороны государства и льготных условий налогообложения. Однако, по мнению многих экспертов существует ряд рисков [16, c.33].

Достаточно важным аспектом успеха является поддержка проекта со стороны общества. По данным опроса, проведенного ВЦИОМ, всего 32% россиян старше 18 лет знают о «Сколково», 24% из опрошенных считают, что « «Сколково» — это заведомо провальный проект, инновационные технологии не будут созданы, все бюджетные средства будут разворованы или потрачены совершенно напрасно. Этот показатель говорит о высоком уровне недоверия со стороны общества к этому проекту и не информированности общества в целом, все это может негативно сказаться на успехе «Сколково».

Привлечение к сотрудничеству иностранных компаний обусловлено рядом факторов: плачевное состояние российской экономики, высокий уровень коррупции, защищенность инвестиций и др.

Многие западные партнеры не понимает непрозрачность схем закупок оборудования, их высокую стоимость, принципов выбора компаний для проведения тендеров. Все эти показатели отталкивает иностранные компании инвестировать и сотрудничать с отечественными организациями, в том числе «Сколково».

Таким образом, к 2015 году у «Сколково» единственным партнёром стал Массачусетский технологический институт. Но важно отметить, что на данный момент финансирование поступало только со стороны фонда «Сколково» и составило порядка 20 млн. долларов для создания лаборатории. Появляется ещё одни риск – это отсутствие иностранных партнеров, которые являются потенцальными инвесторами.

Также, одним из рисков считается ожидание моментального получения результатов от иннограда, а при неполучении таковых «охлаждения» государства к этим проектам, а как следствие — уменьшение финансирования. Данный вывод делается на примере государственного финансирования в ТВЗ, наукограды, академгородки и др.

Следующий риск связан с финансированием стартапов, и запуском научно-исследовательских проектов. В этом смысле важно правильно оценить и выбрать наиболее эффективный проект.

Большая проблема русских разработчиков это отсутствие культуры привлечения иного финансирования в свои проекты, не со стороны государства. Главной целью они считают получение грантов и других форм бюджетного финансирования, в то время как полностью отсутствует система привлечения к финансированию зарубежных и отечественных инвесторов, как это происходит в Японии, США и других развитых странах.

Теперь мы видим на данном примере, что проблема организации трансфера технологий имеет 2 стороны. Первая сторона — это разработчики или собственники разных инноваций (научные организации, малые инновационные фирмы и др.), которым с трудом удается найти покупателей или хотя бы партнёров для создания производства на базе инновации (новой технологии).

Чаще всего разработки могут не выйти за пределы создания первичных образцов или более того, вообще не получить практического применения, и остаться на уровне теории. И в этом нет ничего странного, так как ученые, являющиеся основными разработчиками инноваций, не обладают навыками необходимыми для ведения бизнеса на основе собственных разработок.[21, c.101]

Вторая сторона — уже существующие или начинающие свою деятельность компании, которые желают достичь конкурентах преимуществ путём совершенствования используемых технологий. И неизбежно возникает вопрос – а где же получить информацию о технологиях, которые позволили бы сделать бизнес более эффективным.[9, c.21]

Можно сделать вывод, что основные проблемы, связанные с организацией трансфера технологий, имеют либо финансовый, либо организационный характер.

Финансовый недостаток это желание использовать только государственные финансы, а не искать поддержку в лице иностранных инвесторов. Более того, для инвесторов неочевидно выгодным могут быть инвестирования в технологический трансфер, потому что нет определенных правил оценки эффективности такого процесса. Организационный недостаток заключается в разграничении научной и бизнес сферы.

Именно из-за того, что трансфер технологий заключается в применение знаний и их дальнейшем использовании, в своей основе является процессом сложного вида коммуникации, поскольку требует четкой схемы взаимодействия двух или более индивидуумов (предприятия и фирмы) или функциональных ячеек, которые в свою очередь, разделены организационными, структурными, культурными барьерами.

 

2.3. Формирование инновационной инфраструктуры

 

Чтобы решить вышеупомянутых проблем во всём мире есть огромное количество организаций, выступающих в роли посредников на рынке инноваций: центры трансфера технологий, агентства развития, бизнес-инновационные центры и другие.

Основная цель этих посредников – это осуществление взаимосвязи между источником, разработчиком и пользователем инновации (новшества) посредствам различных услуг, реализующих их потенциал и развитие инновационных возможностей.

Для качественного развития и функционирования инновационной деятельности, в том числе ТТ, как основной составляющей данного процесса, необходим высокий уровень развитости инновационной инфраструктуры, которая бы отвечала всем требованиям как текущих, так и будущих потребностей инновационной экономики.

Для данных целей, на наш взгляд, инновационная инфраструктура должна обладать следующими свойствами:

  • отсутствием концентрации производства, то есть распределением инновационной деятельности по всей территории;
  • способностью создавать конкурентоспособную среду для инновационных проектов во всех отраслях экономики;
  • способностью доводить любой инновационной проект до определенных экономических результатов вне зависимости от уровня завершенности;
  • наличием качественного персонала и возможности, в случае необходимости, свободной переквалификации специалистов до необходимого уровня;
  • финансовой обеспеченностью, где на первом месте стоит оборотный капитал;
  • высокотехнологичностью, которая позволила бы ускорить процесс создания, развития и апробации результатов инноваций;
  • гибкостью, дающей возможность с лёгкостью принимать изменения как внутреннего, так и внешнего рынков.[9, c.21]

Но на сегодняшний день, не существует единой концепции развития эффективной инновационной инфраструктуры. Опираясь на богатый опыт зарубежных специалистов по созданию эффективной инновационной инфраструктуры, можно выделить основные элементы, способствующие трансферу технологий. К данным элементам относят отделы по передачи технологий, технологические парки, инновационно-технологические центры и фирмы венчурного капитала.

По функциям их можно разделить на несколько групп, таких как:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

1.информационные

2.организационные

3.кадровые

4.финансовые

К информационным относят агентства (центры или ЦТТ) по передачи технологий; ко второй группе в основе, которой заложены организационные функции, относятся бизнес-инкубаторы (ИТЦ); технологические парки зачастую выполняют роль кадрового восполнения инновационного процесса; фирмы венчурного капитала берут на себя финансовую нагрузку. Данная дифференциация не привязывает данные функции к указанным элементам, просто встречается наиболее часто в реальности. На практике может происходить смещение данных функций в любом направлении.

Рассмотрим основные условия функционирования и возможности развития одного из возможных участников (наиболее перспективный на наш взгляд) инфраструктуры технологического трансфера.

Центры трансфера технологий (ЦТТ). Данные центры представляют целую сеть организаций, продуктом которых являются различные услуги, предоставляемые участникам инновационного процесса, выступающих в роли клиентов ЦТТ. Основной целью данных центров является активное привлечение инноваций в местную индустрию, что впоследствии ведет к повышению конкурентоспособности. Так, по подобию данной структуры в России функционирует электронная выставочная площадка наукоёмких продуктов – RTTN.

Основные результаты функционирования выражаются на двух уровнях: на уровне предприятия – стимулирование развития инноваций на предприятиях за счет активной конкуренции производств; на уровне региона – в стимулировании достижения планируемых структурных изменений экономики, роста объёма ВРП и увеличения налоговых поступлений вовсе уровни бюджета.

Рассматривая систему строения центров трансфера технологий, возможно, выделить основные группы учредителей и клиентов ЦТТ. К клиентам относятся: юридические лица; крупные предприятия; предприятия малого и среднего бизнеса; органы государственной власти местного или регионального самоуправления, физические лица и научно-исследовательские организации.

В роли учредителей выступают: исследовательские организации (ВУЗы, НИИ); органы власти и управления (региональные или местные); частные компании. Каждый из учредителей имеет определенные цели. Для исследовательских организаций – это коммерциализация различных исследований, технологий или разработок в соответствующих организациях. Для органов самоуправления – это создание проводника между создателем и потребителем технологий в соответствующем регионе; для частных компаний – это создание различных старт-апов и создание интерфейса с исследовательскими организациями.

Выделяются несколько уровней рыночного фокуса центра трансфера технологий: международный, региональный, тематический.

Международная направленность развития (на данный период нечасто используемая в России) предполагает долгосрочное развитие исследовательских и инновационных проектов на базе сотрудничества международных партнёров с целью ускорения темпов коммерциализации.

Создание и ведение высокотехнологичного бизнеса основывается на поиске новых технологий с дальнейшим созданием и ведением бизнеса на этой основе, или же нахождение и усовершенствование технологий на существующем бизнесе.

Таким образом, ЦТТ можно рассматривать, как проект по созданию нового ли модернизации уже существующего бизнеса.

Можно отметить, что ЦТТ выполняют целый спектр важнейших функций, таких как: оперативное предоставление информации участникам трансфера технологий; анализ содержания и хода осуществления договоров о проведении научных исследований, где основной цель является оценка коммерческой значимости и охраноспособности получаемых результатов; продвижение, то есть реклама технологических разработок; проведение различных переговоров, посвященных проработке наиболее эффективной тактики использования, а впоследствии развития интеллектуальной собственности и т.д.[21, c.107]

Мы получаем, что на сегодняшний день не существует единой концепции функционирования ЦТТ. Однако опыт зарубежных стран, использующих ЦТТ и России (опыт России возможно не позволит допустить новые ошибки) свидетельствует о наличии определенных компонентов инфраструктуры ЦТТ: законодательная база, регулирующая всю основную деятельность ЦТТ; финансовая база, в большей степени финансирование государства, особенно на первоначальных стадиях, но в дальнейшем привлечение иностранных инвестиций; квалифицированного, способного к обучению персонала.

Развивая современную экономику в России, возможно, использовать практику уже развитых стран, использующих на практике ЦТТ.

Во-первых, необходимо создать четкую и гибкую цепочку, позволяющую доводить инновацию от идеи до практики с перспективами роста и получением ряда конкурентных преимуществ.

Во-вторых, проводимая государственная инновационная политика и формируемая инновационная инфраструктура должны обладать единой концепцией развития, что позволит объединить участников инновационного процесса и стимулировать трансфер технологий.

В-третьих, трансфер технологий должен быть обеспечен таким образом, чтобы не только коммерческие организации и промышленность, использующие технологии, но и сами разработчики, выступающие в лице научно-исследовательских университетов, различные научные центры, получали выгоды от проделываемой работы.

Данные процессы способны активизировать процессы трансфера технологий и коммерциализации технологий в России, что позволит убрать барьеры, возникающие между бизнесом и наукой, тем самым, дав своеобразный толчок развитию всей экономики страны, так как именно уровень инновационного развития в большей степени определяет место страны на мировой «арене».

Первый этап (2015-2017), включающий проектирование, модернизацию и освоение новых процессов. Второй этап (2018-2027) – функционирование предприятия на проектных производственных мощностях.

При расчете NPV ставка дисконтирования бралась на уровне 13%. Помимо модернизации перерабатывающих мощностей, были учтены ежегодные инвестиционные затраты, за опции, связанные с заменой оборудования, предусмотренные в размере 32,0 млн. руб. Полученные денежные остатки были положительны за все годы запланированного периода.[22, c.103]

Проведя анализ чувствительности проекта к изменению рыночным ценам продукта за рассматриваемый период с 2015 по 2017, IRR составляет 20% от цены никеля (табл. 5).

Таблица 4 — Полученные индексы, млн.руб.

Описание Млн. руб.
Капиталовложения 1,557.6
Инвестиционные затраты 1,520.5
NPV 1,646.9
IRR 33.1%

 

Таким образом, требуемые капиталовложения для модернизации НПЗ и переходу к новому процессу составили 1,557.6 млн.руб.

Инвестиции за период 2015-2027 , учитывая инвестиции на замену изношенного оборудования и изменения оборотных активов, составляют 1,520.5 млн. руб.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

В отчетном 2017 году чистая прибыль составляет 1,646.9 млн. рублей в текущих и прогнозных ценах.

В общем, переход на новый процесс переработки имеет положительные экономические показатели жизнеспособности, как для NVP, так и для IRR.

Результаты оценки экономической эффективности по трансферу сульфатного процесса (переход на данный тип производства) доказывают экономическую целесообразность перехода, а также возможность использо-вания дисконтированного метода анализа для оценки эффективности технологического трансфера.
Глава 3. Исследование инновационных процессов в России

 

3.1. Статистический анализ инновационных процессов в России

 

Современная инновационная инфраструктура промышленной сферы представляет собой совокупность различных организаций, фирм, объединений, выполняющих функции обслуживания и содействия инновационным процессам, благодаря которым обеспечивается практическая реализация инновационных проектов. Инфраструктуру инновационной деятельности можно представить в следующем виде (табл. 1).

Основные блоки инновационной инфраструктуры

Номер Наименование блока Структуры, входящие в блок
1 Нормативно-правовой Федеральные и региональные законы, нормативно-правовые акты
2 Финансово-кредитный Фонды стартового и венчурного финансирования, бюджетные, вне-

бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные фонды

3 Производственно-

технологический

Технополисы, технопарки, наукограды, территории высоких техноло-

гий, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, тер-

риториальные кластеры, центры коллективного доступа

4 Информационно-

консалтинговый

Центры трансфера инновационных технологий, консалтинговые фирмы, ин-

формационные центры, организации по предоставлению услуг по вопро-

сам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации,

5 Кадровый Образовательные учреждения по подготовке, переподготовке ка-

дров и повышению квалификации в области инноваций

6 Сбытовой Внешнеторговые и специализированные посреднические фирмы, интернет, выставки

 

Такая инфраструктура нацелена на ускорение трансфера знаний и технологий и призвана решать следующие задачи:

  • отбор инновационных проектов на основе тщательной экспертизы;
  • создание соответствующих стартовых условий для развития малого предпринимательства;
  • поддержка венчурных проектов;
  • производственно-технологическая поддержка инновационной деятельности;
  • сертификация наукоёмкой продукции;
  • содействие продвижению эффективных разработок и реализации инновационных проектов;
  • оказание высококвалифицированного консалтинга, экспертных услуг, инжиниринга и аудита;
  • информационное обеспечение;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, участвующих в инновационном процессе.

Инновационная инфраструктура по своему содержанию призвана быть связующим звеном между наукой и рынком инновационной продукции, государством и предпринимательским сектором экономики. При этом инновационная инфраструктура отдельно взятой отрасли и любого предпри-ятия имеет свои особенности, что является вполне закономерным, учитывая различия в уровнях ихразвития.

Процесс создания инновационной инфраструктуры во многих странах занимал относительно продолжительный период времени. В США, Германии, Японии этот период составил около 10–15 лет, а в Китае, использовавшем опыт развитых стран, несколько меньше.

При этом разные страны имели различный подход к развитию своей инновационной инфраструктуры.

Так, организация инновационной инфраструктуры в экономике промышленного сектора США, начавшаяся в 50-е гг. ХХ века, принципиальным образом предопределила развитие промышленного произ- водства, и изменялась под влиянием различных факторов, в том числе, от отраслевых особенностей, роли науки, подходов руководства, традиций и особенностей компании [6]. Все усилия по созданию инновационной инфраструктуры были сконцентрированы на увеличении эффективности применения научных и технологических результатов. Характерной особенностью действующей в настоящее время инновационной инфраструктуры промышленного сектора США является гибкость и оперативное изменение в зависимости от потребностей рынка.

Как правило, в состав инновационной инфраструктуры большинства американских компаний входит один или несколько исследовательских центров, осуществляющих долгосрочные фундаментальные исследования, интегрированных с исследовательскими лабораториями или технологическими отделами компании, специализирующихся, в свою оче- редь, на краткосрочных прикладных исследованиях.

Промышленные предприятия осуществляют опытно-конструкторские разработки и практическое внедрение результатов исследований.

В Германии, являющейся одной из ведущих мировых экспортеров наукоемкой продукции, исследовательская работа в основном сосредоточена в университетах и исследовательских центрах при тесном взаимодействии с промышленностью.

Для укрепления и развития взаимодействия между наукой и промышленностью правительство инициировало создание кластеров, позволивших резко активизировать процесс по продвижению новых технологий. В состав указанных кластеров входят промышленные предприятия, научно-исследовательские центры и университеты. Ведущие автомобилестроительные компании страны входят в состав кластеров по мехатронике, микроэлектронике, конструированию, обрабатывающему про-изводству, материаловедению. Дополнительный импульс активизации инновационной деятельности внесла принятая в 2006 году в Германии Стратегия инновационного и технологического развития, в которой были определены семнадцать ключевых секторов, имеющих приоритетное значение для национального хозяйства, и для которых, в свою очередь, была разработана программа долгосрочного развития.

Одним из важных результатов Стратегии стало формирование инновационных альянсов и стратегических партнерств, представляющих объ-единение фирм с одинаковой технологической платформой. В настоящее время сформировано шесть инновационных альянсов в таких сферах, как энергетика, электроника, оптика, биомедицина.

В Китае реализовано многоуровневое управление инновационной системой. На государственном уровне это Госсовет КНР в лице Госкомиссии по науке и технологиям и Министерства науки и технологий, Академия инженерных наук Китая, Научно-техническое общество Китая. Все они участвуют в пропаганде научных знаний, отвечают за разработку инновационной политики и руководят ее реализацией, осуществляют выработку стратегических направлений развития науки и технологий и кадровую политику, реализуют государственные программы инновационного развития в области фундаментальных и прикладных исследований и проч. На корпоративном уровне функционируют акционерные государственные предприятия, имеющие собственные научно-внедренческие центры, крупные отечественные и иностранные компании частной собственности вместе с центрами НИОКР, малые инновационные предприятия, а также вузовская и академическая наука. Инновационное развитие в основном стимулируется за счет грамотно выстроенной бюджетно-финансовой политики, предусматривающей создание преференций для фирм, внедряющих инновации (налоговые льготы, льготные кредиты, бюджетные дотации и субсидии), а также государственной поддержки инновационного процесса (бесплатные информационные услуги, гарантирование сбыта путем госзакупок).

Безусловно, сильной стороной инновационной системы Китая является концентрация на важнейших приоритетах с учетом проблем и целей развития экономики страны.

Общей основой инновационного развития промышленности в большинстве зарубежных стран становились различные механизмы государственного стимулирования инновационной деятельности. Рост инновационной активности промышленных предприятий, первую очередь, обеспечивается за счет усиленной поддержки со стороны органов власти и управления.

Поддержка инновационных проектов производится через механизмы прямого финансирования, выделения грантов и прочих дотаций (Япония, Китай), государственных заказов или закупок (США).

Для предприятий, внедряющих инновационные технологии и выпускающих высокотехнологичную продукцию, государством предоставляются различные льготы, в том числе налоговые (США, Индия), что обеспечивает привлечение на территорию новый бизнес и, соответственно, дополнительные инвестиции.

Для большинства стран характерно тесное взаимодействие бизнеса и науки, позволяющее в кратчайшие сроки реализовывать имеющиеся исследовательские наработки и, соответственно, значительно повысить эффективность промышленного производства. И, что особенно важно заметить, повышение инновационной активности во многом достигается за счет создания территориальных производственных кластеров, технопарков и технополисов. Эти структуры, встроенные в единую инновационную инфраструктуру, позволяют достичь необходимого уровня взаимодействия между всеми участниками промышленного производства, и в первую очередь между наукой и производством.

К сожалению, в России нет даже законодательного определения понятия инновационной инфраструктуры.

Вернее, такая попытка была сделана в «Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года», в которых инфраструктура инновационной системы определяется как совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. Но, во-первых, указанный документ уже устарел, а во-вторых, такое определение не позволяет точно сказать, что же именно к инновационной инфраструктуре относится. Отсутствие законодательной трактовки инновационной инфраструктуры далеко не второстепенное дело, как это может показаться на первый взгляд.

На практике вольное толкование понятия инновационной инфраструктуры довольно часто приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств, выделяемых под ее развитие.

Инновационная инфраструктура в России, в виде научно-технологических парков и бизнес-инкубаторов, начала зарождаться в Томске, Москве и Зеленограде в начале 90-х годов в условиях тяжелейшего структурного кризиса, резкого падения производства и острейшей нехватки ресурсов.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Примерно в середине 90-х годов появились технопарки, организованные на базе крупных государственных научных центров, а спустя некоторое время региональные технопарки, главной целью которых было развитие наукоёмкого производства.

Эти технопарки имели собственные помещения, государственную финансовую поддержку, и достаточно успешно развивали на своей территории малые инновационные предприятия.

Эффективное функционирование технопарков зависит от ряда специфичных факторов, в числе которых уровень интеграции с университетом, вовлеченность преподавателей, аспирантов в исследовательский процесс, увеличение количества малых инновационных предприятий, связанных с технопарком, а также различные виды финансовой поддержки.

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.

На стадии инновационной деятельности осуществляется непосредственная трансформация идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты, услуги либо процессы. Научные исследования и разработки являются источником новых идей, могут осуществляться на различных этапах инновационного процесса, будучи средством решения проблем, возникновение которых потенциально возможно на любой его стадии

В составе инновационной деятельности обычно выделяются следующие основные ее виды:

— приобретение овеществленных технологий — машин и оборудования, прочих основных фондов, по своему технологическому назначению необходимых для внедрения инноваций;

— приобретение неовеществленных технологий со стороны в форме патентов, патентных (прав на патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов и полезных моделей) и беспатентных лицензий, ноу-хау, новых технологий в разукомплектованном виде, не защищенных охранными документами, а также товарных знаков, других услуг технологического содержания (инжиниринговых, консультационных и т.п.);

— приобретение программных средств, связанных с осуществлением инноваций;

— производственное проектирование, с подготовкой планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов, процессов, услуг;

— технологическая подготовка и организация производства, охватывающие приобретение средств технологической оснастки, дополняющей производственное оборудование для выполнения определенной части технологического процесса (инструмента, приспособлений, калибров, пресс-форм и т.п.). Осуществление изменений в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, связанном с этим программном обеспечении, необходимых для изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи) либо их совершенствования; пробное производство или испытания, если предполагается дальнейшая доработка конструкции;

— обучение, подготовка и переподготовка персонала, обусловленные внедрением технологических инноваций;

— маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском на рынок технологически новых или усовершенствованных продуктов и услуг, включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта или услуги к различным рынкам и рекламную компанию.

Есть значительное число различных показателей в мировой практике, которые оценивают уровень развития инноваций: от оценки человеческого капитала, показателей, которые измеряют знания, НТП, до отдельных показателей фондового рынка. Разные международные организации разрабатывают свои системы показателей, которые отражают уровень инновационного потенциала страны или региона.

Как пример можно привести следующие системы показателей:

1) Индекс научно-технического потенциала (Всемирный экономический форум) как составляющая интегрального показателя оценки уровня конкурентоспособности страны. По методике экспертов Всемирного экономического фонда, возможность достижения устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе в равной степени зависит от трех категорий переменных: макроэкономической среды, государственных институтов и технологии. В долгосрочном периоде рост экономики невозможен без НТП. Индекс научно-технического потенциала рассчитывается на основе таких даны, как число патентов на 1 млн. населения; позиция страны по уровню технологического развития; вклад зарубежных инвестиций в инновационную деятельность местных фирм.

2) Система показателей оценки инновационной деятельности Комиссии европейских сообществ (КЕС), предназначенная для сравнительного анализа оценки развития инновационной деятельности в странах Евросоюза и для сопоставление их с показателям США и Японии. Предложенная Директоратом по предпринимательству КЕС система инновационных показателей включает в себя шестнадцать индикаторов, которые разделенны на четыре группы:

— человеческие ресурсы;

— генерация новых знаний;

— трансфер, использование знаний;

— финансирование инноваций, результаты инновационной деятельности. Оценка инновационной деятельности по предложенной методике позволяет сопоставить успехи различных стран и определить области, требующие дополнительных усилий со стороны частных организаций и государства. Однако, эти параметры не охватывают такие показатели, как инвестиции в человеческий капитал, возможности и качество образовательных систем, приобретение нового оборудования.

3) Ежегодно показатели, которые характеризуют уровень и динамику развития инновационной деятельности по развитым и отдельным развивающимся странам.

В составе системы индикаторов Организации экономического сотрудничества и развития представлены такие показатели: удельный вес высокотехнологичного сектора экономики в продукции обрабатывающей промышленности и услугах; инновационная активность; объем инвестиций в сектор знаний; разработка и выпуск информационного и коммуникационного оборудования, программного продукта и услуг; численность занятых в сфере науки и высоких технологий.

Вышепредставленные системы показателей направлены на оценку достаточно развитого инновационного потенциала развитых стран и поэтому не учитывают ряда факторов, характерных для развивающихся рынков и накладывающих ограничения на стимулирование инновационной деятельности (например, уровень развитости инновационного законодательства, приоритеты государственных властей по вопросам инновационного развития и др.).

В России в составе системы показателей инновационного потенциала выделяются характеристики ресурсов и результатов инновационной деятельности: показатели инноваций, показатели источников информации об инновациях, численность и состав персонала, занятого инновационной деятельностью, показатели объема и структуры производственных фондов, используемых в инновационной деятельности, показатели затрат на инновации, показатели объема и структуры затрат на инновации, показатели динамики затрат на инновации, показатели технологического обмена, показатели приобретения технологий, показатели передачи технологий, показатели результатов инновационной деятельности, показатели объема, структуры и динамики производства и реализации инновационной продукции, показатели влияния инноваций на результаты деятельности предприятий, показатели экономии затрат производственных ресурсов в результате внедрения инноваций, показатели прибыли от реализации инновационной продукции, показатели инновационной активности предприятий, показатели, характеризующие влияние инноваций на экономику и общество, показатели технологической структуры экономики, показатели экспорта и импорта технологий, оценка влияния инноваций на рост производительности труда и занятость, интегрированная оценка вклада научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта, индикаторы влияния науки на развитие общества, индикаторы общественного понимания роли науки и инноваций, индикаторы социального статуса науки, индикаторы научной грамотности населения.

Вышеуказанные группы показателей в своей совокупности обеспечивают комплексную оценку масштабов, состава и динамики инновационного потенциала.

В российской практике оценка инновационного процесса регионов приводится в ежегодных исследованиях национального рейтингового агентства «Эксперт РА». Но в данном случае такая оценка не может дать полного картины инновационного развития, поскольку представляет собой лишь ранги регионов по инновационному потенциалу и выступает составляющей частью инвестиционного потенциала субъектов. С учетом сказанного, комплексная оценка инновационного потенциала предполагает: во-первых, существование обоснованной и научно выверенной системы показателей; во-вторых, наличие статистической базы; в-третьих, оценки совокупного инновационного потенциала страны должны учитывать показатели составляющих ее регионов.

Формирование и развитие инновационного потенциала России предполагает учет и анализ специфики инновационного развития отдельно взятых регионов. В условиях становления принципиально новых федеративных отношений целесообразно в каждом регионе, учитывая его специфические условия развития, исходя из наличия ресурсов, кадров, инфраструктуры, разработать свою инновационную среду. Совокупность региональных инновационных систем, объединенных единой целью (устойчивое развитие страны) и действующих в рамках государственной экономической политики и законодательства, будет формировать инновационный потенциал страны в целом.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4