1.3. Характеристика форм сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи
Семья и детский сад не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога. В основу таких отношений ложатся формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителями.
Выделим формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей в образовательном пространстве ДОУ.
Т.Н. Доронова предлагает структурно-функциональную модель взаимодействия ДОУ с родителями [14]:
Первый блок, информационно — аналитический, предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, опыта воспитания, их трудностей и запросов, а так же выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.
Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания. Методами этого блока являются:
- наблюдение (за детьми во время игры и взаимоотношений родителей и детей в различной деятельности),
- написание родителями мини — сочинений «Мой ребенок»,
- «Почтовый ящик вопросов», размещенный на входной двери группы,
- презентация, составленная родителями, «Моя семья» — позволяющая выделить близких взрослых, определить интересы семьи.
- составление семейного альбома «Мой сыночек (Моя дочка)».
Анализ информации, полученный при проведении данных методов, будет использован в выборе дальнейших форм и методов по вовлечению родителей в педагогический процесс ДОО.
Изучение семьи, как и любого социального феномена, требует, во- первых, совокупности методов, во-вторых, эти методы должны быть адекватны существу изучаемого предмета и конкретному продукту, который прогнозируется исследователем [32] .
Практический блок, являющийся вторым, содержит информацию, направленную на решение конкретных задач, связанную со здоровьем детей и их развитием. В нем происходит организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, то есть это обмен мыслями, чувствами, идеями.
Методы, используемые в данном направлении: игротеки, выставки выходного дня, традиции, театральная пятница, встречи с интересным человеком, праздники, издание семейных газет и журналов, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников, семейные клубы, консультирование, деловая игра.
Основная задача — создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунка, поделки, роли в спектакле, книги, игры, подготовки к празднику, походу, разработке общего проекта).
По мнению Евдокимовой Е.С., приведенные ниже формы вовлечения будут способствовать ситуативно — деловому и личностно — ориентированному подходу в общении [ 15].
Выставки совместных поделок, коллажей и рисунков родителей и детей, приурочены к праздникам и проектам, проводимым в ДОО. Тематика выставок может быть разнообразна: «Осень — художник и скульптор», «Подарок Деду Морозу», «Мы не забудем!» (посвященная празднику Победы). Целью тематических выставок является дополнение словесной информации для родителей различными плакатами, коллажами, пособиями, игрушками, натуральными предметами, изготовленными детьми, педагогами и родителями. К их оформлению нужно привлекать самих родителей: поручить подбор материала по определённой теме, сделать тематические плакаты с детьми, какие — либо пособия, игры. Они могут быть приурочены к родительскому собранию, конференции, праздничным мероприятиям. Выставка совместных с родителями поделок, может являться дополнительным украшением при оформлении музыкального зала к досугу или праздничному мероприятию, или группы к круглому столу или родительскому собранию. Родителям лестно видеть, что их совместный с ребенком труд, высоко оценен педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации.
Выпуск журнала, газеты. Цель газеты или журнала — сделать интересный опыт воспитания достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным родителям захотелось принять участие в жизни группы, обсудить волнующие их темы. Газета может быть приурочена к семинару или круглому столу, а так же родительскому собранию, проводимому в нетрадиционной форме. Она будет являться первым шагом в вовлечении родителей в педагогический процесс ДОО. В создании газеты принимают участие педагоги, специалисты, родители и дети. Для систематизации материала в газете можно выделить постоянные рубрики («Уроки для родителей», «Домашняя игротека», «Вредные» советы», «Спрашивали — отвечаем», «Большое спасибо» и т.д.), а так же сменные рубрики, подбираемые в соответствии с интересами родителей. В каждом номере газеты можно размещать задания и игры, которые дети могут выполнять вместе с родителями. Очень интересны родителям будут фотографии детей, иллюстрирующие материал газеты. Совместная деятельность детей и воспитывающих взрослых имеет особый смысл — показать возможные варианты положительного сотрудничества ребенка и взрослого, приемы общения с ребенком.
Родительские собрания — целесообразная и действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, предполагающая организованное ознакомление их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи, а так же совместное решение вопросов организационного характера. При планировании родительского собрания педагог должен выяснить запросы родителей и потребность в необходимых им педагогических знаниях.
При подготовке к собранию педагогу требуется использовать интересные методы вовлечения:
— подобрать высказывания известных авторитетных педагогов, которое можно разместить на видном месте в группе, где родители имеют доступ. Дополнить плакат двумя конвертами с надписями «согласен» и «не согласен» на них и рядом разместить фишки, нарисованные детьми. Родители кладут фишку в соответствующий конверт с надписью, происходит деление на две группы оппонентов, с которыми происходит диалог в процессе проведения собрания, при обсуждении двух различных точек зрения.
— Изготовление атрибутики, используемой на собрании руками детей (микрофон, фишки, куклы, игрушки, пригласительные билеты)
— Возможно предложение написания мини сочинения на тему « Мой ребенок», по предложенному плану. Такой метод настроит родителей на дальнейший разговор.
— Использовать показательные примеры из жизни группы в виде плаката с фотографиями различных ситуаций.
— Указать в объявлении о проведении собрания, что на встрече будет присутствовать специалист ДОО.
— Попросить принести на выставку в группе любимые игрушки детей, что будет связано с последующей тематикой собрания.
— Сделать проблемной формулировку темы собрания.
— Указать ситуации для анализа, которые будут приведены.
— Заявить форму проведения собрания и дать некоторые представления о ней.
В процессе собрания возможно:
— Использовать метод дискуссионных вопросов, так как родители должны быть не только пассивными слушателями.
— Рекомендуется приводить примеры из практики воспитания детей педагогом в ДОО и родителями в семье.
— Предлагать фото и видео материалы из жизни группы. Возможна запись дисков, для родителей или флешкарты для передачи родителям.
— Проводить анализ педагогических ситуаций.
— Использовать атрибуты на собрании, изготовленные детьми.
— Использование тренингов.
— Включение «домашнего задания» для родителей с детьми.
— Участия воспитанников в ходе проведения собрания.
При вовлечении родителей в педагогический процесс ДОО, использовании различных нетрадиционных активных форм и методов проведения родительского собрания, родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем, могут чувствовать себя комфортнее в отношениях друг с другом и педагогами ДОО, получая друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.
Целесообразно проводить родительские собрания в новых нетипичных формах, представленных ниже.
«Круглый стол» — предполагает обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания острых сложных тем на текущий момент в нетрадиционной обстановке с обязательным участием нескольких специалистов. В ходе обсуждения той или иной проблемы воспитатели и профильные специалисты вместе с родителями могут моделировать жизненные и педагогические ситуации, что даёт возможность последним не только накапливать знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами ДОУ. Особенность такой формы вовлечения заключается в том, что родители и педагоги имеют возможность свободно общаются на заданную тему друг с другом. Тема круглых столов была различной «Развитие любознательности дошкольника», «Развитие речи», «Роль дидактических игр в познавательном развитии». При этом круглые столы с единой тематикой проводились в любой возрастной группе с опорой на задачи основной образовательной программы. В процессе круглых столов педагоги использовали такие методы, как дискуссионные вопросы, анализ педагогических ситуаций, сообщения специалистов по теме, показывали видеозаписи непосредственной образовательной деятельности, проводили мастер — классы. По окончанию мероприятия, возможно проведения чаепития, выпечка на котором будет приготовлена родителями дома совместно с детьми.
Семинар-практикум — это вид вовлечения родителей в педагогический процесс, основная цель которого состоит в том, чтобы обеспечить практическое использование теоретических знаний. Данная форма работы предполагает интенсивную самостоятельную работу участников и ведущего по поводу заданной темы. Участие специалиста, приглашенного исходя из тематики семинара, повышает эффективность вовлечения, так как в ходе деятельности происходит ненавязчивое информирование по тематике встречи. Для повышения заинтересованности возможно, до начала встречи, проведение в группе выставки любимых игрушек детей, совместных поделок с родителями. А по окончании семинара, возможно изготовление родителями альбомов с фотографиями детей в процессе домашней деятельности, сборников игр, развивающих лабиринтов, а так же изготовленных совместно с детьми игр, для пополнения образовательной среды группы. Участие детей в данном мероприятии, создает неформальную и живую обстановку. В ходе семинара-практикума происходит непосредственный обмен опытом.
Тренировочное занятие (тренинг) — форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления посредством коллективной творческой деятельности.
Методика предусматривает определение темы, цели, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры, при этом важно проиграть несколько вариантов (положительных или отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации вариант действий.
Переписка между педагогами и родителями — это своеобразный письменный метод информирования как родителей об успехах их детей, так и педагогов об уникальности того или иного ребенка. На данный период возможна с использованием таких средств общения, как WhatsApp, Viber, социальных сетей ВКонтакте и Instagram.
Еще один вид вовлечения — открытые просмотры. Проведение открытых просмотров различных видов детской деятельности для родителей должно носить не только показательный, но и учебный характер. Поэтому при подготовке к открытому занятию педагогам необходимо продумать вопросы для последующего обсуждения, чтобы родители были не только пассивными наблюдателями, но и активно участвовали в беседе, анализировали поведение своего ребёнка.
Наряду с организованными просмотрами родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу и понаблюдать за ребёнком, при этом они обязаны заранее ставить в известность воспитателя о своём посещении. Родители могут быть привлечены к проведению образовательной деятельности, в качестве педагога под контролем воспитателя.
Семейный клуб. Работа клуба строится на принципах добровольности и личной заинтересованности родителей. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребёнку, а так же решаются вопросы овладения практическими умениями, необходимыми родителям в воспитании детей. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.
Организация совместных мероприятий может выражаться в разных видах вовлечения: совместные проекты с родителями, семинары — практикумы, круглые столы, поездки выходного дня, празднование дней рождений детей, организацией общей группы по переписке между педагогом и родителями в различных средствах общения.
Досуговые формы. Родители принимают непосредственное участие в подготовке и проведении развлечений, праздников для детей, а также участвуют в мероприятиях игрового и соревновательного характера. Непосредственное, живое общение с родителями приносит детям особое удовольствие, а взрослые, погружаясь в мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы.
Подготавливая праздники, педагоги определяют цели и задачи, составляют план мероприятия, распределяют роли для детей и взрослых, изготавливают атрибуты совместно с родителями, родители могут подготовить отдельные номера — сценки для показа детям, а также принять участие в украшении зала.
Рассказы детям о своих профессиях. Участие в проведении образовательной деятельности и бесед с детьми на различные темы (встречи с родителями определённой профессии, любимое хобби моей мамы, бабушка умеет…). Вовлечение родителей возможно сообщением о проведении конкурса в группе общения, организованной в WhatsApp.
Например « Конкурс на удивительную прическу», причем исполнены прически будут не на своем ребенке. «Моя интересная профессия». Педагог может принести в группу поделки, исполненные его мамой и бабушкой, устроить мини выставку, с сообщением о том, что это было их хобби, а затем попросить родителей поделиться с детьми их интересами. Пригласить родителей к участию в проведении педагогически организованной деятельности в рабочем костюме (форме полицейского).
Участие в улучшении материально-технической базы ДОУ и благоустройстве его территории. Возможно изготовление декоративных подушек для мягкой мебели группы; украшение оконных проемов фигурками из бумаги, выполненных в различных техниках; украшение спортивных, художественных и природных уголков различными рисунками и наклейками; изготовление родителями дидактических игр и участие всей семьи в субботниках, проводимых на территории ДОУ.
Поездки выходного дня. Совместное участие семей и воспитателей в экскурсиях, совместных прогулках, поездках на природу, посещении выставок, музеев, достопримечательностей. Педагогами и родителями предлагаются информационные листовки «Куда пойти с ребенком», оформляются уголки с информацией или газета «Где мы побывали». Затем происходит обсуждение и выбор места посещения.
Совместное празднование дня рождения детей. Родители и старшие дети участвуют в праздновании, переодеваясь в различных героев, ведущих праздничное мероприятие. С детьми проводятся различные игры и конкурсы, затем раздаются подарки и проводится совместное чаепитие. Совместная деятельность детей и воспитывающих взрослых имеет особый смысл — показать возможные варианты положительного сотрудничества ребенка и взрослого, приемы общения с ребенком.
После проведения различных мероприятий необходимо проводить анализ эффективности (количественный и качественный), который проводятся специалистами детского сада.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.
От воспитателя и установок детского сада зависит эффективность совместной работы с родителями, продуктивность их участия в жизни ребёнка в детском саду, наконец, результативность развития всех взаимодействующих субъектов — педагогов, родителей, детей.
Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, побуждая к поиску новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому вопросу [34]. Задача ДОУ:
- «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
- при взаимодействии работы двух структур необходимо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
- создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Цель педагогов ДОО:
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.
- Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Прежде чем педагогический коллектив детского сада приступит к работе, важно коллегиально обсудить, а затем принять, предлагаемые Т.Н.Дороновой, основные принципы взаимодействия сотрудников дошкольного образовательного учреждения с родителями: [13]
- Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться к родителям.
- Помнить о том, что ребенок — уникальная личность. В силу этого недопустимо его сравнивать с другими детьми. Такого, как он, нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. В педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
- Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы.
- Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.
- Изменить свое отношение к принципам воспитания и развития детей и рассматривать их не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении.
Необходимо проникнуться чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песня, постройка из песка или другого строительного материала, самоделка из бумаги, лепка, рисунок и т. п.). Восхищаться вместе с родителями его инициативой и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей — уважения к воспитателям их детей.
- Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.
- Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.
Согласно этим рекомендациям, педагогам не придется воспитывать родителей с помощью авторитарных методов. Мы предлагаем заинтересованно и с любовью к ребенку взаимодействовать с ними.
Зверевой О.Л. выявлены типичные недостатки в организации общения педагогов с родителями в ДОУ, которыми являются: недооценка педагогами роли семьи в воспитании детей; отсутствие установки на сотрудничество со стороны родителей; различие ценностных ориентаций и взаимных ожиданий; стихийность построения общения с родителями, раздробленность и случайность; а также неумение педагогов планировать и выстраивать процесс общения с родителями [16].
Так же хотелось бы упомянуть о трудностях в организации общения между педагогами и родителями воспитанников:
Первая: заключается в особенности коммуникативного воздействия.
Родители не умеют или не хотят слушать и понимать позицию другой стороны, в силу своей низкой заинтересованности или индивидуальных характерологических особенностей, пытаясь навязать свою позицию, точку зрения, а также заставить другого изменить установки взамен организации конструктивного диалога. Незнание родителей специфики труда воспитателя и отсутствие установки на сотрудничество могут порождать конфликтные ситуации во взаимодействии.
Вторая: личные особенности педагогов. Несформированная профессиональная позиция, непонимание собственной значимости, в силу низкого социального статуса профессии воспитателя, ценности, как профессионала, неадекватная самооценка, сниженная или напротив завышенная самокритика, приводят к неумению наладить контакт с родителями. Подчас педагоги просто не готовы к деловому взаимодействию с семьями воспитанников.
Третья: избыток теоретических знаний у педагогов и отсутствие опыта их применения на практике. Педагоги знают, что сказать родителям, но не знают как, поэтому возникают трудности коммуникативного воздействия. В результате вместо эффективного взаимодействия возникает молчаливое противоборство сторон.
Четвертая: Педагоги не знают основных правил взаимодействия. Не умеют планировать и выстраивать процесс общения с родителями, выстраивают его стихийно, раздроблено и случайно.
Недостатками взаимодействия педагогов с родителями являются: установка педагогов на проведение количества мероприятий, а не на их качество и результативность; направление усилий не на совершенствование содержания знаний, а на их распространение и акцент на привлечение родителей к участию в различных мероприятиях.
О.Л. Зверева предлагает рассмотреть несколько видов причин, которые препятствуют установлению контактов педагогов с родителями:
— социально-экономические причины, которые детерминированы социальной политикой в области образования и не зависит от личностных и профессиональных качеств педагога;
— организационные причины связаны с недостатком времени у родителей для общения, их профессиональной занятостью;
— профессионально-личностные — группа причин, которая является наиболее обширной и связана с недостаточным профессионализмом педагогов, неумением выстроить грамотное общение с родителями [23].
Только целенаправленная, систематическая работа с педагогами позволит достичь определенных результатов в деятельности по укреплению партнерства с родителями воспитанников. Формирование готовности педагогов к взаимодействию с родителями воспитанников является важным направлением деятельности ДОО по установлению сотрудничества. Крайне значимым в этом процессе является пересмотр содержания и форм работы с педагогами с учетом их личностных особенностей, конкретных причин трудностей в общении, а также введением новых активных форм взаимодействия с коллективом.
По мнению С.В. Глебовой для того чтобы у воспитателей и родителей при общей занятости нашлось время для такого взаимодействия, его надо специально организовывать. Каждое направление развития ребенка предполагает особую организацию, содержание и формы общения воспитателей с родителями, в процессе которого и будет повышаться их психолого-педагогическая культура [10].
Традиционные формы при вовлечении родителей в педагогический процесс ДОО станут более эффективными, если изменить отношение к их реализации, соблюдая следующие условия:
- информация должна быть актуальной для родителей, отвечать их потребностям и интересам, не быть формальной;
- желательно использовать практические формы работы с участием детей, что повышает интерес родителей: просмотр открытых занятий с детьми, видеозаписи прогулок, игр детей, которые озвучиваются специалистами, совместные игры родителей с детьми, аудиозаписи детских рассказов, диалогов и т.д.
- необходимо подбирать такие способы взаимодействия с родителями, которые создадут заинтересованность в изучении проблемы и ненавязчиво помогут родителям стать активными участниками; консультации, родительские собрания, беседы можно оживить, проводя их в форме дискуссий, деловых игр, «круглого стола», КВНа, используя видео и аудиоинформацию, а также детское творчество.
Таким образом, только профессионально грамотный педагог, учитывающий все правила взаимодействия, стоящий не над собеседником, а рядом с ним, умеющий выстраивать процесс взаимодействия и обладающий знаниями о практических формах будет успешен в работе по вовлечению в педагогический процесс родителей воспитанников.
Выводы по первой главе
Единое образовательное пространство ДОО и семьи для воспитания ребенка как полноценной личности может быть создано только при условии вовлечения родителей воспитанников в деятельность дошкольной образовательной организации, которая будет основана на сотрудничестве и взаимодействии, при условии открытости образовательной организации внутрь и наружу.
Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи предполагает информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, приобщение к жизни ДОО, организацию совместной деятельности, общение, а так же обмен мыслями и чувствами. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» описывает обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников дошкольной образовательной организации как участников взаимодействия в сфере образовательных отношений.
В соответствии с ФГОС ДО дошкольная образовательная организация обязана обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Активными формами взаимодействия ДОУ и родителей будут являться: выставки совместных поделок, коллажей и рисунков родителей и детей, приурочены к праздникам и проектам, проводимым в ДОО; выпуск журнала, газеты совместно с родителями и детьми; родительские собрания, проводимые в нетрадиционной форме; «круглый стол» с участием специалистов ДОО; семинар-практикум, обеспечивающий практическое использование теоретических знаний, включающий родительские тренинги; активная переписка между педагогами ДОО и родителями, с использованием таких средств общения, как WhatsApp, Viber, социальных сетей ВКонтакте и Instagram; открытые просмотры; семейный клуб, объединенный общей проблемой и совместными поисками оптимальных форм помощи ребёнку, а так же решением вопросов овладения практическими умениями, необходимыми родителям в воспитании детей; досуговые формы, в которых родители принимают непосредственное участие в подготовке и проведении развлечений, праздников для детей, а также участвуют в мероприятиях игрового и соревновательного характера; участие в улучшении материально-технической базы ДОУ и благоустройстве его территории; поездки выходного дня; совместное празднование дней рождений детей, с родителями, принимающими участие в украшении группы, и проведении праздника.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
2.1. Диагностика уровня организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Логикой нашей работы обусловлено проведение экспериментального исследования, основной целью которого стало определение педагогических условий вовлечения родителей в процесс взаимодействия педагогов и семьи.
Экспериментальная работа:
Констатирующий этап.
Цель констатирующего этапа исследования: выявить состояние вовлечения родителей в педагогический процесс дошкольной образовательной организации.
Исходя из цели, нами были сформулированы задачи:
Выявить используемые педагогами ДОО формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, изучив документацию.
Выявить отношение родителей к проводимым в ДОО формам вовлечения.
Разработать презентацию по ознакомлению родителей воспитанников с различными формами вовлечения в педагогический процесс ДОО.
Сроки проведения: 1.09.2018 г. — 30.09.2019 г.
Исследование проводилось нами на базе Лангепасского городского муниципального автономного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №9 «Солнышко».
Мы использовали следующие методы исследования: изучение и анализ документации педагогов дошкольной образовательной организации (календарный план), анкетирование педагогов на тему «Результативность взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей для вовлечения родителей в педагогический процесс», а так же анкетирование и интервьюирование родителей на тему «Удовлетворенности деятельностью ДОО».
Рассмотрим подробнее ход и результаты первого этапа констатирующего исследования.
Нами был изучен и проанализирован календарный план педагогов дошкольной образовательной организации. Критерии анализа при изучении были следующими:
- отмечают ли педагоги в плане воспитательно-образовательной работы вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО
- какие формы используются для вовлечения
- с какой регулярностью используются различные формы вовлечения родителей детей, посещающих ДОО
- соответствие планируемых и проводимых в ДОО мероприятий «Детский сад комбинированного вида №9 «Солнышко» укомплектовано 9 группами. Были изучены и проанализированы 9 календарных планов групп.
На основе анализа планов мы выяснили, что все педагоги отмечают вовлечение родителей воспитанников в своих возрастных группах, но информация, указанная в журналах по вовлечению не отражена в достаточном объеме. На заданный вопрос, почему возможна данная ситуация, некоторые педагоги говорили, что места для указания полной информации, отведенного в журнале воспитателя детского сада, недостаточно для полноценного оформления информации по вовлечению родителей. 6 человек воспитателей указывают очень ограниченный объем информации в связи с недостаточностью проводимой работы, преимущественно используя родительские собрания традиционных форм, групповые и индивидуальные беседы. А 12 педагогов, проводя более полный объём работы (родительские собрания, беседы, театрализованную деятельность и досуги, проводимые с участием родителей), не считают нужным вносить его в план, считая, что работа проводится, а в журнал вносится только необходимый объем — родительские собрания и тематика бесед с родителями. 2 педагога только одной старшей возрастной группы указывают информацию наиболее полно, так как используют большее количество различных форм работы с родителями (родительские собрания, беседы, семейный клуб, проектная деятельность, открытые занятия, театрализованную деятельность, совместные семейные поездки выходного дня, а также досуги с участием родителей).
Было произведено анкетирование 24 педагогов дошкольной образовательной организации на тему «Результативность взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей для вовлечения родителей в педагогический процесс». Разработанная нами анкета включала 10 открытых вопросов на тему взаимодействия педагога с родителями. (Приложение 1) Анкетирование было раздаточным. Раздаточное анкетирование — исследователь, объяснив правила заполнения анкеты, оставляет анкеты респондентам, не присутствуя при их заполнении.
Целью анкетирования являлось выявление общего объема знаний о формах вовлечения семьей воспитанников в образовательный процесс ДОО, использования данных форм в непосредственной работе, уровня владения информационно-компьютерными технологиями, а так же характера причин возможных трудностей.
Результаты исследования педагогического анкетирования.
Анализ анкет 24 педагогов ДОО показал, что на первый вопрос анкеты все педагоги без исключения дали положительный ответ. Второй вопрос вызвал затруднения, так как воспитатели не могли четко выделить понятия формы и методы, но при этом были указаны: праздники, досуги, театрализованная деятельность, открытые занятия, выставки совместных с родителями поделок, собрания и беседы, а так же информационной папки для родителей. 6 педагогов указали проектный метод, используемый в работе. Третий вопрос не вызвал затруднений, так как практически все указанное во втором вопросе было указано и в третьем. Четвертый вопрос вызвал затруднения, так как 12 педагогов поставили в своих анкетах прочерк, те же 7 человек указали проектный метод, как нетрадиционный, а 5 педагога экскурсии выходного дня. В ответе на пятый вопрос, о самом продуктивном методе, 5 человек выделили праздники, 9 человек родительские собрания, 4 педагога консультации, 4 воспитателя проектный метод и 2 совместные семейные поездки выходного дня. На шестой вопрос, о средствах ИКТ, педагоги отвечали, что 14 человек знают о существовании информационных групп общения (WhatsApp, Viber) у родителей, при этом 10 педагогов подключены к данным группам. 4 педагога указали, что родители не включили их в группу, так как считают ее закрытым от воспитателя средством для общения родителей, а 2 воспитателям родители, создав группу, не предложили в нее вступить, а они не сочли нужным попросить об этом. 6 человека сообщили, что их модель телефона не поддерживает данный контент, 5 воспитателя имеют низкую компьютерную грамотность. 1 человек предпочитает общение по электронной почте, так как может себе это позволить только во вне рабочее время. На вопрос о трудностях при общении с родителями указали все педагоги. Были указаны причины: у родителей не достаточно времени на общение с ребенком, его воспитывает бабушка, а родителей видим только на праздниках; некоторые родители считают, что обладают более обширными педагогическими знаниями, сформированными интернетом, по сравнению с воспитателем; низкое желание участия в воспитательном процессе. Все указали положительный и отрицательный опыт взаимодействия с родителями в ДОО и готовностью им поделиться на педагогических собраниях, но только в случаях полноценного присутствия в группе помощников воспитателей.
Полученные нами результаты анализа рабочих журналов и анкетирования педагогов показали, что педагоги выбирают преимущественно традиционные формы вовлечения, причем в недостаточном для полноценного взаимодействия объеме. На основе результатов анкеты можно сделать вывод, что педагоги дошкольной образовательной организации недостаточно знакомы с новыми формами вовлечения родителей воспитанников.
Педагог должен обладать более высокой культурой знаний о различных формах вовлечения и использовать их в своей деятельности, так как это приведет к повышению уровня сотрудничества с родителями.
Мы провели анкетирование родителей с целью выявления удовлетворенности деятельностью ДОО и определения исходного состояния вовлечения родителей воспитанников педагогический процесс.
Нами было произведено анкетирование 30 родителей дошкольной образовательной организации на тему «Удовлетворенности деятельностью ДОО». Анкета смешанного типа включала 10 открытых и закрытых вопросов на тему взаимодействия педагогов с родителями и удовлетворенности работой дошкольной образовательной организацией. (Приложение 2)
Анкетирование было раздаточным, произведен учет практического опыта опрашиваемой аудитории и подчеркнута практическая значимость. Вопросы были поставлены в структуре: об уровне удовлетворенности деятельностью и ее условиями; затем шли вопросы на оценку частных особенностей деятельности; в конце обобщающий вопрос.
Целью мониторинга являлось выявление исходного состояния включенности родителей в педагогический процесс дошкольной образовательной организации.
В данном случае, мы использовали следующие методы исследования: изучение и анализ анкет родителей, опрос.
Далее рассмотрим подробнее ход и результаты второго этапа констатирующего исследования.
Проанализировав ответы на вопросы, мы выявили, что систематически и в достаточном объеме получают информацию о:
- целях и задачах детского сада в области развития и воспитания ребенка. «Да» ответили только 12 опрошенных родителей, 7 ответили «нет» и 11 «затруднились ответить».
- о содержании деятельности педагогов ДОУ в области развития и воспитания ребенка.
«Да» ответили 13 опрошенных родителя, 7 человек ответили — «нет» и 10 «затруднились ответить».
- особенностях развития ребенка (адаптация, дисциплина, другое)
«Да» ответили 25 опрошенных родителя, 3 ответили — «нет» и 2 «затруднились ответить».
- режиме работы дошкольного учреждения «Да» ответили 30 человек опрошенных.
Видно, что родители получают недостаточное количество информации по данному вопросу. Скорее всего, это связано с недостаточностью методической информации на стендах в группах дошкольного учреждения или недостаточности внимания родителей к информации, а так же недостаточностью информированности, по данным вопросам, родителей на общем собрании, проводимом в начале учебного года.
По вопросу информации об особенностях развития ребенка в детском саду на основе:
- индивидуальных бесед с воспитателем
«Да» ответили 27 опрошенных родителей, 1 ответил — «нет» и 2 «затруднились ответить».
- индивидуальных бесед со специалистами
«Да» ответили 15 опрошенных родителей, 10 ответило — «нет» и 5 «затруднились ответить».
- индивидуальных бесед с методистом отделения
«Да» ответили 5 опрошенных родителя, 0 ответило — «нет» и 25 «затруднились ответить».
- других форм работы с родителями
«Да» ответили 10 опрошенных родителей, 15 ответили — «нет» и 5 «затруднились ответить».
Большинство родителей отмечают, что получают информацию из индивидуальных бесед с воспитателем, что является нормой для выяснения личной информации по развитию конкретного ребенка. Также большое количество респондентов указывает, что получает информацию в общении с логопедом дошкольного отделения, психолог будет востребован большим количеством родителей при переходе детей в подготовительную к школе группу. Общение с физкультурным работником, происходит при посещении родителями спортивных праздников. Музыкальный работник не был отмечен родителями в анкетах, но в интервьюировании родители отмечали, что видят позитивные изменения своих детей в досуговых формах, проводимых в ДОО (праздники, досуги, театрализованная деятельность). В связи с этим отсутствует необходимость в индивидуальных беседах с педагогом по музыкальному развитию.
Методист отделения консультирует и оказывает помощь родителям при решении проблемных случаев, возникающих достаточно редко. Большое число родителей указало родительские собрания в качестве других эффективных форм работы для получения информации, но при интервьюировании высказывались пожелания поиска новых интересных форм проведения, а также последующего чаепития с домашней выпечкой вместе с детьми.
- На вопрос об учете индивидуальных особенностей детей педагогом большинство респондентов ответили «Да», 24 человека из опрошенных, «затруднились ответить» 6 человек. Нужно будет проанализировать причины затруднений у родителей.
- Как наиболее эффективные формы воспитания детей в ДОО родители отмечают организованную педагогом образовательную деятельность, 25 человек опрошенных ответило «Да», так же хотят увидеть новые формы работы с участием родителей 20 человек из опрошенных. При интервьюировании многие родители говорили, что не против принимать участие в данной деятельности лично (роль в спектакле, интересные подвижные конкурсы на досуговых мероприятиях и праздниках). В связи с данными результатами мы предполагаем, что у родителей можно сформировать достаточно активную позицию по взаимодействию с педагогами ДОО.
- Эффективными формами вовлечения родителей в педагогический процесс ДОО были отмечены посещение воспитателем ребенка на дому — 2 человека; родительские собрания отметило — 23 человека; посещение открытых занятий — 10 человек; специальные занятия, семинары, тренинги для родителей — 5 человек (из за нехватки информации по вопросу) и не проведения ранее таких форм работы; совместные праздники и развлечения — 28 человек; индивидуальные беседы и консультации 30 человек; проектную деятельность отметило 15 человек; групповые экскурсии выходного дня — 10 человек опрошенных.
- Родители удовлетворены отношениями своего ребенка со сверстниками 20 человек ответило «Да», 10 «затруднились ответить»; с педагогами 27 человек «Да», 3 человека «затруднились ответить». Ответ на вопрос удовлетворенности отношением родителей с педагогами 15 человек из опрошенных ответило «Да», 3 человека «нет», 12 человек «затруднились ответить». На данный период времени многие педагоги фокусируют больше внимания на ребенка и значительно меньше на родителя, но мы хотели бы напомнить, что только в тандеме «ребенок — воспитатель — родитель» можно добиться больших успехов в воспитательно-образовательной деятельности, чем исключив хотя бы одно из звеньев этой цепочки.
- Дополнительными услугами в ДОО родители удовлетворены частично (в полной мере 5 человек, частично 10 человек, 15 человек не посещают дополнительные услуги в дошкольном учреждении).
- Также большинство родителей довольны территорией и помещением ДОУ (в полной мере 19 человек, частично 11 человек).
- С проблемами респонденты связывают такие пункты анкеты, как недостаточная профессиональная компетентность педагогов — 2 человека; недостаточное внимание к детям — 6 человек; недостаточное уважение к родителям — отметили 3 опрошенных родителя; недостаточное качество воспитательно-образовательной работы — 2 человека ответили «Да».
Отсутствие интересных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи отмечают 17 человек из опрошенных.
- Открытый вопрос «Что может, на Ваш взгляд, способствовать вовлечению семьи в педагогический процесс детского сада?» вызвал затруднения, так как не все родители дали на него ответ. Ответило 13 человек, которые отмечали, совместные мероприятия с родителями в группе, а так же хотели большей открытости детского сада, повышения профессиональной компетентности педагогов.
Результаты ответов респондентов можно оценить, как открытость и желание сотрудничать с педагогами с последующей возможностью конструктивного сотрудничества, однако есть затруднения: низок уровень мотивации некоторых родителей к расширению форм взаимодействия с ДОО, а также стереотипы в представлении о наиболее эффективных формах вовлечения в педагогический процесс дошкольной образовательной организации.
Анализ результатов проведенных бесед с родителями, после обработки анкет, показал, что родители хотели бы видеть такие формы взаимодействия, где они принимали бы непосредственное участие наравне со своими детьми. То есть, просят использовать нетрадиционные формы сотрудничества. Экспресс опрос родителей «Оценка работы по взаимодействию с родителями в ДОО», проведенный в рамках исследования, содержал трехбалльную шкалу (1 балл — не удовлетворены, 2 балла — удовлетворены частично, 3 балла — удовлетворены полностью), позволил наглядно проиллюстрировать отношение родителей к процессу сотрудничества.
Родителям была показана презентация, которая познакомила их с различными формами и методами взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. В последующей беседе с родителями были выбраны формы вовлечения, которые они хотели бы увидеть во взаимодействии с ДОО в 2018-2019 году. Мы выявили запросы родителей, на основе которых был составлен план работы, в котором основной акцент был сделан на организацию и проведение таких форм работы как:
— семинары практикумы, круглый стол, мастер-классы.
— тренинги
— семейный клуб
— проектная деятельность
— совместные поездки выходного дня
— переписка между педагогами и родителями
— организация досуговой деятельности с участием родителей.
Наше исследование показало, что состояние взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи находится на низком уровне. Следует организовать системную работу для полноценного вовлечения родителей в воспитательно — образовательный процесс, разработать рекомендации и отобрать эффективное содержание, а так же организовать просветительскую работу с педагогами и родителями с целью внедрения новых форм вовлечения родителей дошкольников в образовательный процесс ДОО.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф