Меню Услуги

Функционирование и развитие субъекта малого предпринимательства сферы бытового обслуживания населения на локальном потребительском рынке


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты исследования деятельности субъекта малого предпринимательства сферы бытового обслуживания населения на локальном потребительском рынке
  • 1.1. Малое предпринимательство в сфере бытового обслуживания населения: понятие, сущность, особенности
  • 1.2. Факторы развития малого предпринимательства в сфере бытового обслуживания населения на локальном потребительском рынке
  • Глава 2. Анализ и оценка тенденций развития субъекта малого предпринимательства сферы бытового обслуживания (на примере ООО «Престиж», г. Екатеринбург)
  • 2.1. Общая характеристика состояния сферы бытового обслуживания г. Екатеринбурга
  • 2.2. Тенденции и проблемы развития субъекта малого предпринимательства сферы бытового обслуживания населения на локальном рынке ООО «Престиж»
  • Глава 3. Перспективы развития субъекта малого предпринимательства сферы бытового обслуживания населения на локальном рынке (на примере ООО «Престиж», г. Екатеринбург)
  • 3.1. Рекомендации по совершенствованию деятельности ООО «Престиж»
  • 3.2. Экономическое обоснование рекомендаций по совершенствованию деятельности ООО «Престиж»
  • Заключение
  • Список использованных источников

 

ВВЕДЕНИЕ

Сфера услуг в последнее время в России, что называется, идет вперед семимильными шагами. Все большее число людей предпочитают решать какие-либо бытовые проблемы не своими силами, а обращаться за помощью к специалистам в том значительном сегменте рынка, который называется «бытовое обслуживание населения». Для наиболее полного удовлетворения спроса населения повсеместно открываются прачечные, химчистки, салоны красоты, мастерские по ремонту автомобилей и бытовой техники и другие предприятия бытового обслуживания.

Постоянно возрастающий спрос на бытовые услуги способствует развитию существующих организаций и открытию новых. Формы обслуживания населения могут быть самыми разными, но все они направлены на наиболее полное удовлетворение запросов людей, нуждающихся в обслуживании. Так специально для занятых клиентов, у которых нет времени на посещение предприятий бытового обслуживания (салон красоты, мастерские по ремонту радиоаппаратуры и других) практикуется выезд специалистов на дом. Более того, некоторые виды работ выполняются только на дому клиента (уборка квартиры, мелкий ремонт, чистка штор). Многие эксперты считают, что спрос на бытовое обслуживание населения остается стабильным и из года в год в последнее время увеличивается примерно на тридцать процентов. Это обусловлено, в первую очередь, стремлением людей, имеющих высокий уровень достатка, к улучшению качества жизни и экономии времени на том, что называется «повседневными делами».

Исследованием процессов развития и функционирования локального потребительского рынка с различной степенью детализации занимается ряд дисциплин, в частности, экономическая теория, маркетинг, логистика, экономика торговли, региональная и муниципальная экономика. Рассмотрение различных дисциплинарных подходов и трактовок позволяет более глубоко понять экономическое содержание, сущностные характеристики объекта исследования.

Проведенный нами анализ научных трудов, посвященных проблемам развития и функционирования локального потребительского рынка, показал отсутствие четкого определения, раскрывающего экономическую сущность объекта данного исследования. Для устранения терминологического пробела обратимся к содержанию таких близких понятий, как «потребительский рынок», «рынок потребительских товаров», «товарный рынок», «региональный рынок» и «региональный потребительский рынок» и др.

Анализ научной литературы показал, что методологической базой изучения процессов формирования и развития региональных рынков для большинства российских ученых служит теория воспроизводства, на основе которой выявляются экономические связи субъектов рынка, анализируется роль хозяйствующих субъектов и воспроизводственные пропорции развития региональных рынков.

Обобщая различные толкования содержания понятия «региональный рынок», можно выделить основные его характеристики, которые будут учтены нами при раскрытии содержания понятий «региональный потребительский рынок» и «локальный потребительский рынок». Большинство ученых соглашаются с тем, что для регионального рынка характерны определенные границы; общие условия самостоятельной экономической деятельности (воспроизводственная основа: производство, распределение, обмен, потребление); общность экономических интересов в рамках границ, что определяет региональные особенности; внутренняя и внешняя открытость.

Объект исследования: субъект малого предпринимательства сферы бытового обслуживания населения – ООО «Престиж», г. Екатеринбург.

Цель выпускной квалификационной работы – провести оценку и разработать рекомендации по совершенствованию деятельности субъекта малого предпринимательства на локальном потребительском рынке.

Степень внедрения – рекомендации и предложения нашли применение в практической деятельности ООО «Престиж».

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования деятельности субъекта малого предпринимательства сферы бытового обслуживания населения на локальном потребительском рынке

1.1. Малое предпринимательство в сфере бытового обслуживания населения: понятие, сущность, особенности

Рынок потребительских товаров – организованная система, в которой потребительский спрос на товары/услуги встречается с предложениями производителей. Потребительский рынок – одна из фундаментальных структур национальной экономики. Она создает оптимальные условия для воспроизводства продукции, обеспечивает эффективность товарно-рыночных отношений между экономическими агентами, удовлетворяет потребительский спрос в условиях конкурентной среды. Потребительский рынок – центральная система рыночной экономики, способствующая свободному товарообороту на локальном, региональном и национальном уровнях.

Специфика функционирования потребительского рынка заключена в проведении товарообменных операций между производителями товаров/услуг и потребителями. При этом в системе реализуются группы товаров индивидуального назначения (бытовая техника, продовольствие, одежда, хозяйственная продукция и т.д.).

Структура потребительского рынка образована различными отраслями. В каждой отрасли протекают товарно-денежные операции, а также осуществляется товарооборот.

К основным отраслям относят: рынок продовольственной продукции (в основном – продукты питания, пищевое сырье и т.д.); рынок непродовольственной продукции (включая одежду, культурно-бытовую продукцию, хозтовары и т.д.); рынок услуг с оказанием коммунальных, образовательных, медицинских, транспортных услуг и т.д.; рынок жилья с предоставлением домов, квартир, общежитий населению.

На потребительском рынке возникают свободные и динамичные товарно-рыночные отношения. Все процессы, протекающие в данной системе можно условно разделить на товарообменные операции с возникновением товарно-денежных отношений; покупку/продажу продукции и услуг; удовлетворение потребительского спроса; воспроизводство продукции в конкурентной среде.

Фактически потребительский рынок создает условия для движения продукции, в результате которого товары перемещаются из производственного сектора в сферу потребления. Функционирующий рынок подчиняется, так называемым, законам товарного производства, в их числе: закон стоимости, спроса и предложения, а также конкуренции.

Рисунок 1 – Рынок товаров и услуг

Индикаторами эффективности и развитости потребительского рынка выступают следующие условия: обеспечение свободного доступа к рынку любых экономических агентов (производителей/продавцов/потребителей); обеспечение свободного перемещения материально-вещественных, финансовых и трудовых ресурсов; наличие равных условий хозяйствования для всех предпринимателей; предупреждение монополизации рынка (проведение антимонопольной политики).

Структура рынка потребительских товаров представлена на локальном (местном), региональном и национальном уровнях. На локальном уровне потребительский рынок включает производство товаров/услуг, характерное для города или небольшого района. Региональный уровень охватывает более обширные территории, в которых осуществляются товарообменные операции с куплей/продажей потребительской продукции. От эффективности товарно-рыночных отношений в рамках локального и регионального рынков будет зависеть уровень развития общенационального потребительского рынка.

Специфика рынка потребительских товаров раскрывается через механизм его функционирования. К основным функциям потребительского рынка можно отнести:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

реализацию определенной доли совокупного продукта личного пользования;

возмещение расходов на производственные процессы изготовления продукции в результате сбыта товаров;

удовлетворение спроса население с одновременной компенсацией затрат рабочей силы (через предоставление материально-вещественных благ);

стимуляцию экономической деятельности (при наличии баланса между спросом и предложением устанавливается оптимальный механизм реализации доходов населения, растет уровень продаж, повышается товарообмен и т.д.);

регулирование производства, воздействие на ценообразование.

Эффективно функционирующий потребительский рынок автоматически выполняет ряд задач, которые влияют на состояние общенациональной экономики. К таким задачам относят: расширение производства, повышение качества выпускаемой продукции за счет развития конкуренции, преодоление монополизации, расширение спектра выпускаемых товаров для полного удовлетворения спроса населения.

Исходя из этого, рынок потребительских товаров – одна из центральных систем, которая оптимизирует производство продукции и регулирует структуру товаров внутри страны. В результате этого группы товаров соответствуют уровню платежеспособности потребителей и их целевым нуждам.

Оказание бытовых услуг – это популярное направление в сфере малого предпринимательства. Как правило, она включает мелкие услуги по бытовому обслуживанию и ремонту, которые периодически нужны в любой квартире или офисе. Зачастую требуется помощь плотника, сантехника, электрика, уборщика помещений, услуги грузоперевозок, помощь в переезде из квартиры или офиса, мелкий и глубокий ремонт, монтаж оповестительных систем, ремонт персональных компьютеров и многое другое.

Некоторые предприятия предлагают комплексное обслуживание по нескольким направлениям. Такие услуги иногда называют в Москве муж на час, в регионах России (кроме Перми) хоть и не очень развито такое название, но суть от этого не меняется. Проект с этим названием появился в Перми в 2003 году, после чего моментально распространился по всей России.

Сегодня рынок бытовых услуг сталкивается с рядом проблем:

Главная проблема – низкая рентабельность, составляющая в среднем 10-15%. И если необходимо вкладываться в основные средства, к примеру, для клининговых услуг или транспортировки, то срок окупаемости проектов оказывается очень большим. Потому что рыночная цена на бытовые услуги, как правило, невысокая. Чтобы увеличивать доход, нужно открывать новые сервисные центры, диверсифицировать компанию в другие регионы, расширять целевую аудиторию и т.д.

Развитию бизнеса препятствуют административные барьеры: налоговые проверки и особые ревизии.

Распространена нездоровая конкуренция. Мастера могут работать от своего имени, а не от лица компании. Тем самым вырученные деньги они не отдают работодателю, а полностью кладут себе в карман, не платя налогов, коммунальных и арендных платежей. Таким образом, мастера получают нигде не учитываемый сверхдоход.

Специфический персонал. Например, среди сантехников, электриков, плотников и других рабочих часто встречаются люди с алкогольной зависимостью. Управляющим приходится жестко контролировать своих мастеров, вести специальную антиалкогольную политику. Также неквалифицированный персонал часто конфликтует, грубит и не соблюдает правила.

В России фирмы, занимающиеся оказанием бытовых услуг, встречаются в виде сетевой и сопутствующей формах. Сетевая форма подразумевает создание филиалов, соответственно увеличение количества сегментов рынка, создание новых услуг. Сопутствующая форма – это наличие дополнительной организации, стимулирующей развитие основной (например, продажа и ремонт замков). В России очень распространена сетевая форма, и эксперты прогнозируют развитие рынка бытового обслуживания именно через эту модель.

Спрос на мелкий ремонт квартир и бытовые услуги растет в среднем на 30% в год. Строятся новые квартиры, открываются торговые центры, расширяются компании, увеличивается качество жизни – потребность в обслуживании и ремонте увеличивается. Рынок еще не насыщен. С открытием новых сегментов, спектр услуг также будет увеличиваться. На рынке много доступных трудовых ресурсов, профессии бытового обслуживания всегда актуальны. Банки охотно выдают инвестиционный кредит, так как именно у бизнеса в сфере бытовых услуг есть явные перспективы развития.

В современной мировой экономике наблюдается объективное явление – феноменальное расширение сферы услуг. Кто бывал в странах Западной Европы, тот видел, какое развитие получила там сфера обслуживания.

В США на эту сферу приходится около 80% рабочих мест и около 70% ВВП. По прогнозам Бюро статистики занятости США и дальше будет происходить увеличение числа рабочих мест исключительно за счет сферы обслуживания.

Россия не стоит в стороне от основных тенденций развития экономики. В последние годы в России наблюдается значительное увеличение числа предприятий и физических лиц, работающих в системе сервисных услуг. В эту систему вовлекается незанятая часть населения. И все же этот процесс идет медленно по целому ряду объективных и субъективных причин.

Бытовое обслуживание первым из всего спектра сервисных услуг начало выход из кризисного состояния, в котором оно оказалось, как и вся экономика страны, в начале 90-х годов. Похоже, она имеет тенденцию к выходу и из экономического кризиса 2008 – 2010 гг., постепенно начиная возвращаться к нормальной деятельности. Однако реструктуризация единого социального налога, приведшая к росту платежей в социальные фонды в 2 – 2,5 раза, может резко изменить эту тенденцию.

Некоторый радужный фон пока создает в основном суммарная городская сфера бытовых услуг.

На сегодняшний день сфера бытовых услуг – одна из важных социально-значимых отраслей хозяйства области. Тем не менее, вызывают беспокойство структура бизнеса и его дислокация.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Во-первых, в структуре бизнеса по оказанию бытовых услуг превалируют услуги по ремонту автотранспорта, строительству и ремонту жилых домов (по индивидуальным заказам), парикмахерские услуги. Значительно отстают от этих видов услуги химчистки, прачечных, услуги по ремонту одежды, бытовой техники и электронной аппаратуры. Особенно страдает от этого население глубинки. В области есть немало населенных пунктов, где отсутствуют бани и парикмахерские, где нет комплексных приемных пунктов по оказанию бытовых услуг, где о выездных формах бытового обслуживания давно забыли.

С одной стороны, эти явления вызваны объективными законами рынка, с другой – как быть с культурой быта основной части населения страны? Об этом шла речь на Всероссийском семинаре «Бытовое обслуживание населения: состояние, проблемы, перспективы», которое состоялось в Москве в мае 2015 г.

Понятия «бытовое обслуживание населения» как такового в социальном и экономическом лексиконе нашего времени нет. Оно ушло вместе с отраслью, так как ее разрушение в 90-х годах имело в качестве одной из целей смены одной экономической формации на другую замену заботы государства о состоянии быта народа рыночной системой оказания бытовых услуг. Как нам понятно, «бытовое обслуживание» и «бытовые услуги» — понятия неравнозначные.

Первое понятие означает целенаправленное, регулируемое создание системы удовлетворения потребностей населения в бытовых услугах, второе – создание системы бытовых услуг на условиях рыночной целесообразности. В первом случае объектом внимания является население, ради интересов которого создается система, во втором – предпринимательство как стимул развития системы.

Время показало, что либеральный рынок сам по себе развивается безотносительно к программным установкам. Те меры стимулирования рынка услуг, которые сегодня применяются на федеральном и региональном уровнях власти, не только не способствуют комплексному развитию системы качественных, полноценных, доступных всему населению бытовых услуг, но и приводят к диспропорции его развития, неконкурентоспособности в мировом экономическом пространстве, полной импортозависимости, экономической нестабильности, уязвимости со стороны несовершенного законодательства.

По-прежнему не решаются такие кардинальные вопросы, как обеспечение участников рынка современными отечественными расходными материалами, научными разработками, производительным отечественным оборудованием, современными методиками, нормативами, оптимальными системами качества и т.п.

По-прежнему бизнес в сфере бытовых услуг находится в зоне самых высоких экономических рисков. Если посмотреть на кадровый состав рынка бытовых услуг, ясно просматривается его заполнение кадрами советского прошлого. Это потому, что молодежь не готова начинать бизнес там, где нет технологических параметров, где закон нестабилен, где либо слишком слаба, либо вовсе отсутствует поддержка власти.

Главное для начала бизнеса – это наличие помещения. Сегодня это самый больной вопрос. Если бы политической установкой власти было создание качественной системы бытового обслуживания населения страны, того бы, что случилось с принадлежавшими в доперестроечный период системе БОН зданиями и сооружениями, не случилось бы. Куда они уплыли при приватизации – известно всем. Думаю, что в субъектах РФ картина идентичная.

Но вот то, что происходит сейчас, говорит о лукавстве региональных властей и незрячести федеральной власти.

Известный всем ФЗ № 159 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства…» дает возможность региональным властям интерпретировать его по-своему. Пока этот закон обсуждался в Думе (теперь уже ясно, почему он так долго обсуждался), региональные власти определились в своих интересах. За это время, арендная плата возрастала несколько раз. Многим арендаторам аренда оказалась не под силу, и они становились должниками, становясь теми, кто не попадает под приватизацию. Ряд предпринимателей власти брали на испуг, и они сами закрывали свой бизнес, освобождая помещения. Открытой войне с властью способствовало принятие региональных законов, которые определяют параметры приватизации (от площади приватизируемых помещений до срока рассрочки платежей). За это время попавшие в должники арендаторы выпали из обоймы претендентов.

Сегодня большинство бывших предприятий отрасли приватизированы теми, кто к БОН не имеет никакого отношения, эта практика продолжается и в настоящее время. Конечно, «потеряв голову, по волосам не плачут», но быть может, пора поставить этот вопрос и рассмотреть, насколько эффективно используется бывшее некогда отраслевым имущество? Та часть имущества, которая ранее была материальной основой БОН, а нынче находится в государственной или муниципальной собственности, должна быть направлена на развитие сферы услуг. Особенно внимательно нужно посмотреть на Дома быта. Ведь не секрет, что в сельской местности часто отсутствуют комплексные предприятия бытовых услуг, что не только сказывается на качестве жизни, но и является причиной оттока населения из села.

Несколько слов о субсидировании вновь образующихся предприятий малого бизнеса. Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что неразумно тратить деньги на открытие новых предприятий, понуждая уже состоявшиеся предприятия к закрытию. К сожалению, такая система вошла в практику, и статистика показывает, что ежегодно число вновь открываемых предприятий приближается к числу закрываемых. Так стоит ли при такой динамике тратить столько бюджетных средств?

Еще одним больным местом является дополнительный налоговый пресс на предприятия малого бизнеса, вызванный реструктуризацией единого социального налога (ЕСН). Январь 2015 г. уже показал, как тяжело справляться с дополнительной налоговой нагрузкой. На поле бытовых услуг образовалось затишье. Предприниматели ждут, что будет дальше, оживится ли рынок бытовых услуг, и думают, как поступить с работниками предприятий: сократить часть из них или снизить уровень зарплат. Над рынком труда в сфере услуг нависла угроза. Реальным шагом остается повышение цен на услуги. Как это отразится на населении – ясно каждому.

Практика показывает, что Россия не представляет собой исключения из мировых рыночных правил. Жесткая конкурентная борьба диктует свои условия поведения. Одним из них является укрупнение субъектов предпринимательства или объединение их в союзы, партнерства, гильдии, ассоциации и т.п. с целью взаимопомощи и защиты своих интересов.

Объединение производителей продукции и услуг на основе принципа корпоративных интересов всегда было актуально. Подтверждением тому страны Запада. Например, в Германии субъекты ремесленной деятельности объединены в ремесленные палаты. Их 55, они охватывают своей деятельностью все регионы страны. Одна из них – Ремесленная палата г. Мюнстер, расположенная в северно-западной части Германии. Это ведущая организация, в ее составе 22,5 тыс. предприятий, на которых трудится более 160 тысяч человек.

Ремесленные объединения Германии работают на основе принципа самоуправления с 1900 г. и сами решают свои вопросы. Юридический статус таких объединений подтвержден специальным законом, единогласно принятым бундестагом Германии еще в 1955 году.

Анализируя процессы развития рыночных отношений в России, мы все больше приходим к выводу о необходимости повышения степени их цивилизованности, технологичности и эффективности.

В России в конце 90-х годов производители бытовых услуг, оправившись от шока, вызванного крушением централизованной системы государственного управления, стали объединяться в Ремесленные палаты. В Москве была организована Ремесленная палата России. Следом в ряде областей появились региональные ремесленные палаты. На сегодняшний день в составе Ремесленной палаты России более 60 профессиональных региональных объединений, и их численность продолжает расти.

1.2. Факторы развития малого предпринимательства в сфере бытового обслуживания населения на локальном потребительском рынке

Современные экономические условия, сложившиеся после вступления России в ВТО, накладывают для субъектов малого предпринимательства определенные сложности в порядке построения своей предпринимательской деятельности. Комплекс как положительных, так и отрицательных факторов в связи с расширением экономического пространства получил еще больший масштаб, что является существенным сигналом для малого бизнеса в порядке построения предпринимательской деятельности в регионе. В соответствии со сложившимися международным, межрегиональным, территориальным разделением труда основные факторы, влияющие на развитие малого предпринимательства являются существенными для ведения бизнеса и получения прибыли, субъектами малого предпринимательства. Регион, как субъект Российской Федерации имеет определенные специфические экономические условия ведения предпринимательской деятельности для малого бизнеса. По своему географическому, природно-климатическому, ресурсному, положению факторы, связанные с конкретным регионом, в котором ведется предпринимательская деятельность, будут иметь определенные различия. Но в силу ст.8 Конституции РФ в нашей стране гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поэтому многие основные факторы, напрямую влияющие на характер ведения предпринимательской деятельности малым бизнесом, будут одинаковыми. Перейдя к более конкретному описанию факторов, напрямую влияющие на эффективность ведения бизнеса малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями в регионе отразим наиболее существенные из них. По степени влияния факторов на субъекты малого предпринимательства раскроем факторы, которые прямо воздействуют на экономические показатели малого предпринимательства в регионе, а именно:

— поставщики факторов производства;

— конечные потребители товаров, работ и услуг;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— конкуренты;

— органы государственной власти и самоуправления;

— средства массовой информации.

Казалось бы, что перечислен широко всем известный факторный перечень, непосредственно влияющий на ведение предпринимательской деятельности. Но если рассматривать перечисленные факторы более глубоко с точки зрения наименьшей защищенности в сфере конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства, то названные факторы более существенно влияют на них, чем на других участников рыночного оборота. Рассматривая поставщиков факторов производства в настоящий период, когда финансовый и экономический кризис достиг своего апогея, проблема получения факторных доходов в виде прибыли, заработной платы, ссудного процента на капитал и ренты становится более злободневной для собственников названных ресурсов. Поэтому для малого предпринимательства в настоящий момент остро стоят вопросы привлечения инвестиций, предоставления средств производства в лизинг, выплаты достойной заработной платы людским ресурсам, высокой арендной платы за предоставление объектов недвижимости. Учитывая спрос собственников на факторные доходы, субъектам малого предпринимательства очень сложно конкурировать с крупным бизнесом, что в свою очередь требует организации государственной поддержки в развитии малого и среднего предпринимательства в регионе. Конечные потребители товаров, работ и услуг очень внимательно оценивают качество выпущенной продукции всеми участниками рыночного оборота, поэтому конкурентоспособность рынка товаров, работ и услуг в период расширения экономического торгового пространства после вступления России в ВТО стала для участников товарно-денежных отношений особо важной, а для малого бизнеса особо значимой.

Для получения конкурентоспособной продукции малому бизнесу необходимо проводить масштабные операции по внедрению инноваций в производство своей выпускаемой продукции. Названные операции требуют больших капиталовложений, что подчас представляют для субъектов малого предпринимательства большие, а подчас не «подъемные» издержки. В целях создания благоприятной среды в регионе необходимо проводить региональную инвестиционную политику для субъектов малого предпринимательства с включением мероприятий инновационной поддержки в региональные целевые программы.

Третьим и очень серьёзным фактором, влияющим на экономику малого предпринимательства, являются конкуренты. Не секрет, что в настоящее время региональные рынки подвержены сильной монополизации, что представляет для малого бизнеса существенную угрозу. В свою очередь в регионах не всегда и в полном объеме проводится антимонопольная политика. Причин этому несколько:

— коррупция;

— не отработанные и малоэффективные целевые программы поддержки и развития малого предпринимательства в регионе;

— не эффективная антидемпинговая политика;

— слабая инновационная инфраструктура для поддержки малого бизнеса;

— неэффективная региональная законодательная база.

Органы государственной власти и местного самоуправления наделены полномочиями в законодательном порядке, на проведение в регионе определенной экономической политики в соответствии со сложившимися экономическими условиями. Инструментами влияния на создание благоприятной среды в регионе для малого предпринимательства является созданная ими законодательная база, а также разработанные ими целевые программы развития и поддержки малого и среднего бизнеса в регионе. От того, насколько жестко проводятся мероприятия по развитию и поддержке малого бизнеса в регионе, зависит в целом судьба каждого индивидуального предпринимателя или организации, поэтому названный фактор является существенным для малого предпринимательства в регионе. В связи с тем, что мы живем в настоящее время в информационном обществе, где информация, а конкретнее её полнота, своевременность имеет существенное значение для экономического оборота, роль средств массовой информации для развития предпринимательских отношений в регионе огромна.

Информационная инфраструктура развития предпринимательских отношений в регионе должна предусматривать потенциальную возможность обеспечения предпринимателям в получении информационной поддержки для развития бизнеса. При этом информационная инфраструктура должна предусматривать:

— информацию о перечне мер социальной поддержки предпринимательства в регионе;

— аналитический обзор состояния регионального рынка, об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

— о государственном и муниципальном имуществе, которое может быть передано в лизинг субъектам малого бизнеса.

Рассмотрев основные факторы прямого воздействия в регионе на ведение предпринимательской деятельности необходимо обратить внимание и на косвенные факторы. Регион, как подсистема экономической структуры экономики страны имеет свои специфические условия ведения предпринимательской деятельности, а для субъектов малого бизнеса политическая, экономическая, социальная, техническая обстановка в каждом рассматриваемом регионе важна по многим причинам. Политическая обстановка в стране и в частности в регионе имеет некоторое влияние на построение самого механизма предпринимательской деятельности малого бизнеса. Интересы государственных деятелей на уровне региона и в свою очередь являющиеся представителями партий разного толка косвенно, а в некоторых случаях косвенно отражаются на порядке ведения предпринимательской деятельности малым бизнесом. Не секрет, что развитие экономик многих стран напрямую зависело и зависит от правящих политических партий. В свою очередь, что касается экономической обстановки в стране, то сложившееся экономические условия в настоящий момент, когда экономика всех стран охвачена финансовым и экономическим кризисом, оказывают на малый бизнес в регионе существенное влияние. Многие вопросы построения экономики в субъектах Российской Федерации напрямую зависят от потенциальных возможностей каждого взятого региона в отдельности построить экономическую региональную систему с включением в неё определенных возможностей экономической поддержки малого предпринимательства, а в частности создания для них благоприятной экономической среды.

При построении экономической модели поддержки и развития бизнеса в регионе необходимо предусмотреть все варианты оказания экономической помощи малому бизнесу, в сочетании с правильно построенной бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политикой. Важным фактором, который нельзя не учитывать при оценке развития малого бизнеса в регионе — это социальный фактор. Людские ресурсы как фактор производства, конечные потребители на рынке товаров, работ и услуг и непосредственно сами предприниматели — все это представляет сложную социальную систему, определенный потенциал физического, умственного, духовного развития жителей региона, вследствие которого формируется определенный микроклимат ведения предпринимательской деятельности в регионе. При анализе социальной составляющей необходимо учитывать уровень образования, здоровья, семейное положение, демографическую ситуацию, уровень криминогенной атмосферы в регионе. На региональном уровне недооценивать социальную составляющую, непосредственно участвующую в территориальном, межрегиональном разделении труда нельзя. Не маловажным моментом в развитии малого предпринимательства является степень вовлеченности в экономические отношения всех жителей региона, при этом необходимо определить их уровень мотивации в занятии предпринимательской деятельностью, выявить негативные моменты, препятствующие включению в предпринимательскую деятельность.

Еще немаловажным фактором в развитии предпринимательских отношений, особенно для малого бизнеса, является степень развития экономики региона в техническом аспекте. Названный фактор получил еще большее влияние в связи с усилением на международном рынке конкуренции после вступления России в ВТО. Как правило, самый незащищенный участник рыночных отношений в вопросе технологического или инновационного развития является малый бизнес. Поэтому необходимо в рамках сложившихся экономических отношений в регионах, в связи с вступлением России в ВТО усилить меры государственной поддержки в сфере технического, инновационного обеспечения предпринимателей в целях создания высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции, выпускаемой на внутренний и международный рынок субъектами малого предпринимательства. Для этого необходимо уделить большее внимание в создании организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого бизнеса, в том числе технопарков, технико-внедренческих и научно-производственных зон, оказать содействие в патентовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений и других продуктов интеллектуальной собственности.

Подводя итог краткому анализу основных региональных факторов развития малого бизнеса необходимо отметить важную деталь в механизме государственной поддержки предпринимательства, что от своевременной государственной поддержки малого бизнеса в целом будет зависеть эффективность механизма развития региональной экономики в целом.


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!