Меню Услуги

Гарантии социальной поддержки безработных в Российской Федерации. Часть 2.

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

2.2. Условия и сроки выплаты пособия по безработице

 

Пособие по безработице призвано компенсировать гражданину утрату постоянного источника дохода вследствие потери работы. Таким образом, только после получения официального статуса безработного гражданин получает право на назначение ему пособия по безработице, а потеря данного статуса автоматически влечет прекращение выплаты пособия по безработице. При этом приостановка выплаты пособия по безработице допускается в ряде случаев и в отношении граждан, обладающих статусом безработных.

Гражданин обязан сообщить о возникновении обстоятельств, которые влекут за собой прекращение статуса безработного (например, о трудоустройстве). Пособие по безработице, полученное гражданином, который хотя и имел статус безработного, но фактически был трудоустроен, подлежит возврату в бюджет как неосновательное обогащение.

Законодательством устанавливаются сроки принятия решения о назначении пособия по безработице — такое решение принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Законодатель не разделяет по времени принятие решений, наоборот, в тексте статьи содержится слово «одновременно». Однако при анализе указанной нормы можно заметить некоторое противоречие формулировки. Принять решение о назначении пособия одновременно с признанием гражданина безработным нельзя, т.к. назначение пособия допускается только лицам, получившим официальный статус безработного, т.е. назначение пособия возможно только как следствие положительного решения об установлении особого статуса гражданину. Законодатель в данном случае желал подчеркнуть неразрывность двух событий по времени, необходимость оперативного принятия мер социальной поддержки безработного гражданина; слово «одновременно» в таком смысловом контексте говорит о последовательном принятии решений без разрыва во времени.

По общему правилу пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными, т.е. со дня принятия соответствующего решения.

Изъятие из данного правила касается граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии со ст. 178 ТК РФ устанавливается гарантия в виде выплаты выходного пособия в размере среднего месячного заработка.

При этом согласно ч. 2 ст. 178 ТК РФ в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Сохранение среднего заработка за третий месяц возможно только в исключительных случаях, кроме того, решение органа службы занятости работодатель может обжаловать в суде.

За работником, уволенным по вышеуказанным основаниям, закрепляются дополнительные гарантии, направленные на компенсацию неблагоприятных последствий в связи с утратой заработка и работы. В связи с этим гражданам пособие начинает начисляться только по истечении указанного в ст. 178 ТК РФ периода времени, то есть, по истечении двух-трех месяцев, начиная со дня, следующего за днем окончания указанного периода времени.

Так же существует максимально допустимый период (продолжительность) выплаты пособия по безработице: каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев. Исключение составляют:

— впервые ищущих работу (ранее не работавших);

— стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

— уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

— уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель;

— направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия.

Для них период выплаты пособия уменьшен и составляет в суммарном исчислении не более 6 месяцев в течение 12 месяцев. Истечение установленных сроков влечет за собой прекращение выплаты пособия по безработице.

Ограничение периода выплаты пособия по безработице, прерывистый характер назначения пособия с учетом максимального предела служат повышению мотивации гражданина к поиску работы, профилактике социального иждивенчества и препятствуют злоупотреблению предоставляемыми безработным гражданам правами.

Принцип социальной справедливости побудил законодателя с целью максимальной защиты граждан от негативных последствий безработицы установить дополнительные меры защиты безработного гражданина, а именно возможность повторного получения пособия по безработице после истечения первого периода. Если по истечении положенного периода гражданин не был трудоустроен по уважительным причинам, пособие может быть назначено ему повторно.

Одновременно законодатель устанавливает максимальную предельную продолжительность выплаты пособия по безработице гражданину, а именно 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев. Более названного срока пособие не может быть назначено ни по каким основаниям. Это значит, что назначение пособия по безработице «третьей волной» не допускается.

Стоит отметить, что ограничения по срокам выплаты пособия по безработице не направлены на нарушение конституционных прав граждан, призваны обеспечить соблюдение баланса публичных и частных интересов, установлены с учетом того, что целевое назначение данной меры социальной поддержки безработных граждан состоит в предоставлении им временного источника средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы, в сокращении периода безработицы, в стимулировании безработного к активному поиску работы и предотвращении необоснованных отказов от нее.

Пособие выплачивается ежемесячно, то есть гражданин получает пособие однократно каждый месяц в течение всего периода. Установление иной периодичности выплаты пособия по безработице не допускается.

Между тем само по себе назначение пособия по безработице и выплата пособия не являются безусловными, от гражданина требуется соблюдение определенных требований, направленных на повышение мотивации к поиску работы, трудоустройству. Законодатель устанавливает правило о том, что пособие по безработице может выплачиваться только при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Установление максимального предела кратности перерегистрации призвано устранить злоупотребления со стороны служащих органов занятости, а также снизить необоснованную нагрузку на безработных граждан.

За нарушение условия (требования) по выплате пособия предусмотрены санкции в виде прекращения или приостановления выплаты пособия. Так, при нарушении гражданином без уважительной причины условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного производится приостановка выплаты пособия со дня, следующего за днем последней явки на перерегистрацию. При злостном уклонении безработного гражданина от исполнения обязанности по перерегистрации выплата пособия может быть прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного, если гражданин длительно (более месяца) не является в органы службы занятости без уважительной причины.

Выплата пособия зависит не только от формального выполнения безработным требования о явке на перерегистрацию, им также должны быть соблюдены иные требования органа службы занятости, например, по пакету документов, предъявляемых при перерегистрации.

Так, было признано законным приостановление выплаты пособия по безработице на том основании, что безработный гражданин явился на перерегистрацию вопреки требованиям органа службы занятости без трудовой книжки.

Зависимость выплаты пособия по безработице от указанного выше условия направлена на обеспечение баланса между публичными и частными интересами, прекращение или приостановление выплаты пособия всегда может быть обжаловано в судебном порядке, поэтому не влечет за собой нарушение конституционных прав граждан, — на что неоднократно указывал Конституционный Суд РФ.

Законодатель делегирует полномочия по разработке и принятию нормативно-правового акта, регулирующего порядок и условия назначения и выплаты пособия по безработице, уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти. Таким уполномоченным органом является Министерство труда и социальной защиты РФ.

Условия назначения и выплаты пособия по безработице довольно подробно урегулированы в смежных подзаконных актах:

— Приказ Минтруда России от 29.06.2012 № 10н «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными»;

— Постановление Минтруда России от 12.08.2003 № 62 «Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Закон содержит дополнительную гарантию для безработных граждан, имеющих значительный страховой стаж, в виде увеличения продолжительности периода выплаты пособия по безработице.

В настоящее время определена категория лиц, которые имеют право на увеличение продолжительности периода выплаты пособия по безработице и составляющего по общему правилу 12 месяцев. К ним относятся граждане, отвечающие следующим условиям:

1) не достигшие возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин;

2) имеющие страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно;

3) имеющие необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Страховой стаж рассчитывается согласно правилам, установленным в ФЗ «О страховых пенсиях», и включает в себя периоды работы и иной деятельности.

Согласно ст. 11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, осуществляемой гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории России и за ее пределами в случаях, предусмотренных российским законодательством или международными договорами, а также в случае уплаты за них страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

К иным периодам, засчитываемым в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности, указанные в ст. 11 ФЗ «О страховых пенсиях», относятся:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.021993 № 4468-1;

2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, но не более пяти лет в общей сложности;

9) период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Продолжительность периода выплаты пособия по безработице для граждан (не достигших возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) увеличивается на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности.

Решение об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице принимается на основании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, подтверждающей наличие соответствующего стажа. Гражданин может представить заявление с просьбой о содействии в получении сведений о наличии страхового стажа, в этом случае сотрудник центра занятости населения самостоятельно направляет запрос в территориальный орган ПФР о получении выписки о страховом стаже в рамках межведомственного обмена.

Размер пособия по безработице и период, на который увеличивается продолжительность периода выплаты пособия по безработице, определяется работником центра занятости и отражается в приказе об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице, размере и сроках выплаты пособия по безработице. Далее работник центра занятости осуществляет начисление пособия по безработице за фактическое количество дней безработицы со дня последней перерегистрации гражданина в качестве безработного.

В России предусмотрена возможность назначения определенным категориям безработных граждан пенсии до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно. Указанная пенсия может быть оформлена не ранее чем за 2 года до предусмотренного законодательством срока выхода на пенсию (мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет).

Досрочная пенсия безработным гражданам назначается при одновременном наличии следующих условий:

1) они относятся к категории лиц, имеющих право на увеличение продолжительности периода выплаты пособия по безработице;

2) они отвечают условиям для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренным ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях»;

3) они уволены в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности ИП, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

4) отсутствует возможность для их трудоустройства;

5) им поступило предложение органов службы занятости;

6) они выразили согласие на установление соответствующей досрочной пенсии.

В случае наличия всех указанных обстоятельств безработным гражданам может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

 

2.3. Прекращение и приостановка выплаты пособия по безработице

 

Законом устанавливается возможность прекращения, приостановления выплаты пособия по безработице или сокращения размера выплаты пособия. Связано это с необходимостью мотивации безработных граждан к активному поиску новой работы.

Под прекращением выплаты пособия понимается отмена выплаты пособия, которая сопровождается снятием гражданина с учета в качестве безработного.

Приостановление выплаты — временная отмена выплаты пособия на определенный срок с возможностью возобновления и без снятия гражданина с учета в качестве безработного.

Сокращение размера — уменьшение величины пособия по безработице на определенный срок.

Прекращение, приостановление выплаты пособия, сокращение размера пособия допускаются строго в установленных законом случаях и только по решению органов службы занятости населения. Решение об этом принимается и оформляется в письменном виде, как правило, в форме приказа.

Такие меры, неоднократно оценивались на соответствие Конституции РФ и признавались соответствующими ей, т.к. направлены на стимулирование безработного гражданина к активному поиску работы и предотвращение необоснованных отказов от нее.

Кроме того устанавливается перечень оснований, в соответствии с которыми может быть принято решение о прекращении выплаты пособия по безработице. При этом обязательным условием прекращения выплаты пособия является снятие гражданина с учета в качестве безработного. Возобновление выплаты пособия возможно только при повторном прохождении процедуры признания безработным с установлением соответствующего статуса.

Перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию и дополнению иными отличными нормативно-правовыми актами.

Выплата пособия по безработице прекращается в случаях:

— признания гражданина занятым.

Занятыми считаются граждане, зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке в качестве индивидуальных предпринимателей. Следовательно, регистрация безработного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя является основанием для прекращения выплаты пособия по безработице и снятия его с учета в качестве безработного. При этом не имеет значения, будет ли гражданин реально осуществлять предпринимательскую деятельность и получать доход.

На практике нередко возникают ошибки, особенно если гражданин получает доход в результате заключения договора. В таких случаях надо обращаться к буквальному трактованию закона и соответствующих положений ТК РФ, ГК РФ и иных нормативно-правовых актов, чтобы не допустить ошибки.

Так, суд посчитал, что не может считаться выполнением оплачиваемой работы и служить основанием для прекращения выплаты пособия то, что гражданин осуществляет обязанности приемного родителя на возмездной основе и заключил договор о приемной семье, т.к. такие отношения не подпадают под критерии трудовых, а гражданин не считается занятым.

Гражданско-правовой договор, который приносит доход гражданину, должен быть связан с выполнением работ, оказанием услуг или относиться к авторским договорам, т.е. лежать в плоскости гражданско-правовых отношений и при этом подпадать под установленные законом критерии.

Так, суд указал, что работа истца по гражданско-правовым договорам на выполнение работ является реализацией права на труд, лишающим его статуса безработного;

— прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии.

Такие граждане считаются занятыми, т.е. утрачивают статус безработного, кроме того, вместо пособия по безработице обучающиеся лица получают стипендию. Существует указание на направление органами службы занятости на обучение, однако само по себе поступление в образовательную организацию на очную форму обучения также будет являться основанием для прекращения выплаты пособия, т.к. такие граждане считаются занятыми;

— длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц. Таким образом, уклонение гражданина от явки (перерегистрации) в органы службы занятости будет являться нарушением требований закона, если на то не было уважительных причин. Перечень уважительных причин законом не установлен, следовательно, под ними следует понимать объективные обстоятельства, препятствующие гражданину явиться в органы службы занятости, например, болезнь;

— переезда или переселения безработного в другую местность.

Признание гражданина безработным и регистрация его в данном качестве осуществляются по месту жительства, в связи с чем переезд или переселение в другую местность являются основаниями для снятия с учета гражданина в качестве безработного и прекращения выплаты пособия по безработице. В данном случае речь идет о смене гражданином территориальной подведомственности, т.е. переезде в такую местность, которая находится в ведении иного органа службы занятости населения. Так, если гражданин переехал в иной населенный пункт, который относится к ведению того же самого органа, выплата ему пособия не прекращается;

— попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.

В данном случае речь идет о намеренном введении гражданином в заблуждение сотрудников органа службы занятости в целях получения пособия по безработице. К таким попыткам, как показывает анализ судебной практики, относится чаще всего скрытие факта получения пенсии (досрочно назначенной) или фактической занятости.

Например, скрытие факта трудоустройства и получения заработной платы суд расценил как обстоятельства, свидетельствующие о получении пособия по безработице обманным путем, в связи с намеренным скрытием этих фактов гражданином.

В данном случае речь идет только о скрытии тех фактов, которые имеют значение для назначения пособия по безработице и признания гражданина безработным, сведения о которых гражданин обязан предоставлять. Если обязанность предоставлять сведения отсутствует, нельзя обвинить гражданина в получении пособия обманным путем;

— осуждения лица, получающего пособие по безработице, к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Связано это с тем, что осужденные к данным видам наказания лица не признаются безработными, кроме того, как правило, осужденные к наказанию в виде лишения свободы покидают обычное место жительство и отправляются отбывать наказание в иной местности (другом регионе);

— назначения страховой пенсии по старости (в том числе досрочно), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

Пенсионеры относятся к занятым гражданам, потому назначение пенсии и получение статуса пенсионера приводит к прекращению выплаты пособия;

— отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);

— смерти безработного.

Смерть безработного гражданина является юридическим фактом, влекущим за собой последствия в виде снятия гражданина с регистрации в качестве безработного и прекращения выплаты пособия. Основанием для принятия решения является получение сведений из органов загса о регистрации смерти гражданина либо предоставление соответствующих сведений с подтверждающими документами от иных лиц (например, родственников.

В соответствии со ст. 1183 ГК РФ пособие по безработице, недополученное в связи со смертью безработного гражданина, наследуется проживающими совместно с умершим членами его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали. Требования о выплате пособия по безработице такие лица должны предъявить в течение четырех месяцев со дня открытия наследства. Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. При отсутствии названных выше лиц сумма пособия по безработице включается в состав наследства и наследуется на общих основаниях.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена, т.е. временно прекращена. Срок приостановки выплаты — до трех месяцев, таким образом, законодатель устанавливает максимально возможный срок, по истечении которого органом службы занятости населения должно быть принято решение либо о возобновлении выплаты пособия, либо о прекращении выплаты. Органом службы занятости по его усмотрению может быть принято решение о приостановке выплаты пособия и на меньший срок. При этом период выплаты пособия по безработице включается в общий период выплаты пособия по безработице, не прерывает и не приостанавливает его течение.

Как правило, приостановка выплаты пособия связана с нарушением безработным гражданином требований законодательства, органов службы занятости, уклонением от трудоустройства, переобучения.

Исключение составляют только случаи, когда у гражданина имелись уважительные причины, перечень которых законом не приводится. Решение об уважительности причины в таком случае принимается исходя из всей совокупности обстоятельств.

Пособие по безработице не выплачивается во время отпуска по беременности и родам, носящий длительный характер, а также в периоды длительного отсутствия по месту жительства в связи с обучением в образовательных организациях по заочной или очно-заочной форме обучения или призывом на военные сборы, в периоды исполнения государственных обязанностей.

В эти периоды времени выплата пособия приостанавливается со дня, следующего за днем наступления события, и возобновляется со дня, следующего за днем окончания данного события.

Так как приостановка выплаты пособия не связана с виновными действиями безработного гражданина, обусловлена объективными причинами, законодатель устанавливает правило, согласно которому период приостановления выплаты не засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице; период выплаты пособия продлевается на время приостановления выплаты пособия.

Размер пособия может быть сокращен на 25% не более чем на один месяц. Таким образом, пособие по безработице устанавливается в размере 75% от установленной гражданину величины сроком до одного месяца в случаях, связанных с нежеланием гражданина приступить к активному поиску работу, отсутствием с его стороны заинтересованности в поисках работы.

Размер пособия может быть сокращен только при отсутствии со стороны гражданина уважительных причин для неявки на переговоры о трудоустройстве с работодателем или отказа явиться в орган службы занятости населения для получения направления на работу (обучение). Уважительность причины устанавливается в каждом случае индивидуально исходя из предоставленных гражданином документов, устных сведений, подтверждающих причину неявки или отказа.

Выводы: Для исчисления размера пособия по безработице производится расчет среднего заработка за предыдущий отработанный квартал, а полученная сумма умножается на установленный в процентах коэффициент для исчисления размера пособия. Таким образом, размер пособия по безработице определяется в процентном отношении к среднему заработку.

Срок предоставления пособия по безработице составляет в среднем двенадцать месяцев (максимально восемнадцать месяцев) со дня признания граждан безработными.

Приостановление выплаты пособия по безработице представляет собой временную отмену выплаты пособия на определенный срок. При этом гражданин не снимается с учета в качестве безработного, а выплата пособия может быть возобновлена. Максимальный срок приостановки выплаты — до трех месяцев.

Прекращение выплаты пособия, в свою очередь, это отмена его выплаты. Безработный гражданин при этом снимается с учета в качестве безработного. Это происходит в случае признания гражданина занятым; прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии или длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин и т.д.

 

Заключение

 

Законодательство России установило 6 признаков, при одновременном соблюдении которых гражданин может быть признан безработным. К ним относится трудоспособность, отсутствие работы, отсутствие заработка, регистрация гражданина (постановка на учет) в органах государственной службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, осуществление самостоятельного поиска работы и, естественно, готовность приступить к работе.

Граждане, обратившиеся в органы государственной службы занятости и предъявившие необходимые документы, признаются безработными по истечении десятидневного срока, отведенного на поиск органами службы занятости для них подходящей работы.

При этом существуют определенные государственные гарантии безработным. Так, государство гарантирует выплату пособия по безработице, выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, а также возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости и возможность безработному участвовать в оплачиваемых общественных работах.

Отношения, связанные с занятостью и безработицей, регулируются системой источников права, к которым относится Конституция РФ и Закон РФ от 19.04.1991 «О занятости населения в РФ», Федеральные законы, иные нормативно-правовые акты РФ, а также законы и иные акты субъектов РФ.

Размер пособия по безработице определяется следующим образом – сначала производится расчет среднего заработка за последние три месяца по последнему месту работы, а затем применяется установленный в процентах коэффициент для исчисления размера пособия. Следовательно, размер пособия определяется в процентном отношении к среднему заработку.

По общему правилу пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными, т.е. со дня принятия соответствующего решения.

Максимально допустимый период (продолжительность) выплаты пособия по безработице в суммарном исчислении не должен превышать 18 месяцев.

Ограничение периода выплаты пособия по безработице, прерывистый характер назначения пособия с учетом максимального предела служат повышению мотивации гражданина к поиску работы, профилактике социального иждивенчества и препятствуют злоупотреблению предоставляемыми безработным гражданам правами.

Приостановление выплаты пособия по безработице или сокращения размера выплаты пособия связано с необходимостью мотивации безработных граждан к активному поиску новой работы.

Прекращение выплаты пособия – отмена его выплаты, которая сопровождается обязательным снятием гражданина с учета в качестве безработного.

Приостановление выплаты — временная отмена выплаты пособия на определенный срок с возможностью возобновления и без снятия гражданина с учета в качестве безработного.

Выплата пособия по безработице прекращается в случае признания гражданина занятым; прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии или длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин и т.д..

Максимальный срок приостановки выплаты — до трех месяцев.

Размер пособия может быть сокращен на 25% не более чем на один месяц. Таким образом, пособие по безработице устанавливается в размере 75% от установленной гражданину величины сроком до одного месяца в случаях, связанных с нежеланием гражданина приступить к активному поиску работу, отсутствием с его стороны заинтересованности в поисках работы.

Крайне острой стоит проблема, связанная с тем, что граждане, в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы, отказавшиеся от двух разных предложенных им вариантов подходящей работы, подлежат лишению статуса безработного.

При этом в законе не раскрываются критерии для признания предложенных вариантов отличными друг от друга при установлении запрета на повторное предложение гражданину одной и той же работы. Считаю целесообразным внесение в законодательство РФ соответствующей нормы, определяющей, что разные варианты работы должны предусматривать возможность заключения трудовых отношений с разными работодателями, в разных местах и сравнительно различающимся объемом и содержанием трудовых обязанностей.

 

Список используемых источников

 

I. Нормативно правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (в ред. от 09.03.2016) // Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, № 49, ст. 4552
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 30.12.2015) // Российская газета, № 256, 31.12.2001
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954
  5. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, № 48, ст. 4563
  6. Федеральный закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (в ред. от 22.12.2014, с изм. от 14.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 30.11.1998, № 48, ст. 5850
  7. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2015) // Российская газета, № 274, 03.12.2010
  8. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 01.05.2016) // Российская газета, № 223, 06.10.2007
  9. Федеральный закон от 01.12.2014 № 399-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с выплатой пособия по безработице, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Российская газета, № 278, 05.12.2014
  10. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. от 29.12.2015, с изм. от 23.05.2016) // Российская газета, № 296, 31.12.2013
  11. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в ред. от 14.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4832.
  12. Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, № 21, ст. 699
  13. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 09.03.2016) // Собрание законодательства РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1915.
  14. Постановление Правительства РФ от 14.07.1997 № 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ» (в ред. от 04.08.2015) // Собрание законодательства РФ, 21.07.1997, № 29, ст. 3533.
  15. Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» (в ред. от 04.08.2015) // Собрание законодательства РФ, 17.09.2012, № 38, ст. 5103
  16. Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (в ред. от 15.10.2014) // Российская газета, № 294, 29.12.2007
  17. Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» // СПС Консультант Плюс.
  18. Приказ Минтруда России от 15.01.2013 № 10н «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан» // Российская газета, № 40, 25.02.2013
  19. Постановление Минтруда РФ от 12.08.2003 № 62 «Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости» // Российская газета, № 220, 30.10.2003
  20. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 588н «Об утверждении Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю» // Российская газета, № 188, 07.10.2009

II. Судебная практика

  1. Определение Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 г. № 550-О-О // СПС Консультант Плюс
  2. Апелляционное определение Астраханского областного суда от 6 мая 2015 г. по делу № 33-1538/2015 // СПС Консультант Плюс
  3. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 18 июня 2014 г. по делу № 33-7658/2014 // СПС Консультант Плюс
  4. Апелляционное определение Вологодского областного суда от 16 мая 2014 г. по делу № 33-2379/2014 // СПС Консультант Плюс
  5. Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 10 февраля 2015 г. по делу № 33-576/2015 // СПС Консультант Плюс

III. Учебная и научная литература

  1. Абатурова А. Кому ликвидация — кому компенсация // А. Абатуров, ЭЖ-Юрист. 2012. № 10.
  2. Архипов В.В. Место и значение трудового договора в регулировании и организации трудовых отношений: теория и практика // В.В. Архипов, Законодательство и экономика, 2009, № 7
  3. Благодир А.Л. К вопросу о формировании основного института общей части отрасли права социального обеспечения // А.Л. Благодир, Трудовое право в России и за рубежом. 2014. № 1. С. 52 — 57
  4. Бондарева Э.С. Комментарий к Закону РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (постатейный) // под ред. Р.В. Тишина, Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2015.
  5. Гейхман В., Дмитриева И. Трудовое право: Учебник для бакалавров. 2-е изд., испр. и доп. // В. Гейхман, — М.: Юрайт, 2012
  6. Гусов К. Н. Трудовое право: Учебник для бакалавров // Под общ. ред. К.Н. Гусова. — М.: Проспект, 2013.
  7. Долгополова В., Козлова М. Обзор дел, рассмотренных Конституционным Судом Российской Федерации // В. Долгополова, Сравнительное конституционное обозрение. 2013. № 2. С. 129 — 139.
  8. Кирилловых А.А. Систематизация норм о социальной защите граждан: проблемы и перспективы развития законодательства // А.А. Кирилловых, Законодательство и экономика. 2010. № 7. С. 72 — 83..
  9. Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов // С.В. Колобова, Юстицинформ, 2015.
  10. Королькова О.С. Трудовое право России // под общ. ред. М.В. Преснякова, С.Е. Чаннова. Саратов: Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина, 2014. 288 с.
  11. Кухаренко Т.А., Гурина О.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (постатейный) // под ред. Э.Р. Курманова, СПС Консультант Плюс. 2013.
  12. Кучина Ю.А., Головина С.Ю. Трудовое право: Учебник для бакалавров // Ю.А. Кучина, — М.: Юрайт, 2013.
  13. Морозов П.Е. Право на труд // П.Е. Морозов, Юридический мир. 2015. № 4. С. 32 — 36.
  14. Некрасов А. Безработный пенсионер // А. Некрасов, ЭЖ-Юрист. 2011. № 33. С. 10.
  15. Орлова Е.Е. Конституционный Суд РФ о пределах ограничения прав граждан в сфере занятости населения // Е.Е. Орлова, Конституционное и муниципальное право. 2014. № 4. С. 14 — 18.
  16. Орлова Е.Е. Пределы ограничения прав граждан в сфере занятости населения // Е.Е. Орлова, Современное право. 2014. № 6. С. 27 — 31.
  17. Орловский Ю.П. Трудовое право: Учебник для академического бакалавриата // под ред. Ю.П. Орловского. — М.: Юрайт, 2014.
  18. Петров А.Я. Занятость: гарантии прав граждан // А.Я. Петров, Законодательство и экономика. 2013. № 12. С.
  19. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь // Б.А. Райзберг, — М.: ИНФРА-М, 2006
  20. Серегина Л.В. Социальные гарантии в сфере занятости населения: понятие, признаки и классификация // Л.В. Серегина, Журнал российского права. 2011. № 2. С. 73 — 81.
  21. Симанович Л.Н. Основные направления политики государства в области занятости. Выплата пособий по безработице // Л.Н. Симанович, Налоги (газета), 2009, № 26.
  22. Хохлов Е.Б. Трудовое право России: Учебник для бакалавров. 5-е изд., перераб. и доп. // под общ. ред. В.А. Сафонова. — М.: «Юрайт», 2013.
  23. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров // под ред. В.Ш. Шайхатдинова. — М.: Юрайт, 2012. С. 59 — 60.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2