Страницы 1 2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема самоактуализации и актуализации своего потенциала всегда была одной из основных в области человекознания. Данный вопрос в работе рассматривается в контексте проблемы выбора жизненного пути современной молодежи, как источника внутренних противоречий, конфликтов и низкого самопринятия.
Молодые люди, недавно окончившие ВУЗ, сталкиваются с проблемой выбора и необходимостью дальнейшего развития. Выпускники стремятся удовлетворить свои потребности, при этом сталкиваясь с новыми ситуациями развития, необходимостью адаптироваться к изменениям в жизни, новым системам взаимоотношений. В связи с этим психологическая наука уделяет особое внимание вопросам, связанным с раскрытием человеком своего потенциала. Достигая максимально возможной точки развития, он живет не только полноценной жизнью, но и эффективно справляется с решением социальных задач. Для молодежи, только закончивших обучение, является принципиально важным грамотное расставление приоритетов и принятие наиболее верного решения касательно дальнейшего развития.
Преодолевая проблему выбора, молодые люди сталкиваются с необходимостью адаптации к изменяющимся условиям и выстраиванию успешных социальных взаимодействий. Так или иначе перечисленные выше социальные явления касаются сферы эмоционального интеллекта. При этом стоит учитывать, что в научной литературе выделяется множество факторов, оказывающих влияние на успешный процесс самоактуализации, однако наиболее изученными являются внешние факторы, а внутренние особенности и способности личности не учитывают эмоциональную сферу человека. Таким образом, выявляется необходимость установления взаимосвязи самоактуализации молодежи, недавно окончивших ВУЗ, и их дальнейшей самореализации в социуме.
Целью исследования является теоретическое изучение роли эмоционального интеллекта в обеспечении максимальной самоактуализации молодежи.
Объектом исследования выступает эмоциональный интеллект (ЭИ) как способность личности распознавать и интерпретировать эмоции, управлять эмоциями, а также эффективно использовать ЭИ в процессе самоактуализации.
Предметом исследования является взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта с особенностями и успешностью самоактуализации.
Гипотеза: предполагается наличие взаимосвязи между уровнем эмоционального интеллекта молодежи и уровнем их самоактуализации. В частности, наблюдается тесная взаимосвязь между высоким эмоциональным интеллектом и достижением успеха в процессе самоактуализации и наоборот – при отрицательном процессе самоактуализации у личности наблюдается низкий эмоциональный интеллект.
Задачи исследования:
- Проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению эмоционального интеллекта и самоактуализации;
- Теоретически изучить роль эмоционального интеллекта в жизнедеятельности индивида;
- Выделить факторы влияющие на самоактуализацию современной молодежи;
- Разработать рекомендации по развитию ЭИ с целью повышения эффективности самоактуализации личности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматривается понятие эмоционального интеллекта, структурируются этапы формирования понятия. В этой же главе дается характеристика подходов к изучению эмоционального интеллекта и анализируется его значимость в повседневной жизни. Рассматриваются теоретические основы самоактуализации личность. Проводится обзор гендерных различий ЭИ и самоактуализации.
Вторая глава посвящена выявлению взаимосвязи самоактуализации и эмоционального интеллекта.
ГЛАВА I. ЭМЛЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЕГО РОЛЬ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Формирование представлений об эмоциональном интеллекте в истории психологии
В психологической науке термин «Эмоциональный интеллект» (ЭИ) является относительно новым. Широкую огласку термин получил в 1995 году благодаря книге Дэниела Голмана «Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше, чем IQ». Однако сам термин впервые был использован в работе двух американских ученых Дж. Мейера и П. Сэловея в публикации в журнале Intelligence (1993). По мнению авторов, «эмоциональный интеллект – это не триумф разума над чувствами, а уникальная взаимосвязь когнитивной и аффективной сфер, позволяющая эффективно разрешать жизненные задачи» [Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R, 2000]. Тем не менее, стоит отметить, что корни ЭИ уходят глубоко в историю.
История развития понятия «эмоциональный интеллект» подробно отражена в работе И.Н Адреевой ««Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии». Как и многие психологические явления ЭИ имеет свою историю развития и изменения взглядов на соотношения эмоциональной и когнитивной сфер. Именно с изучения взаимосвязи данных сфер берет начало формирование термина «Эмоциональный интеллект».
И.Н. Андреева отмечает, что идеи о роли интеллекта в эмоциональной саморегуляции прослеживаются в религиозных учениях. В качестве примера автор приводит изречения из религиозных писаний: Библии, Ветхого Завета, Книги притчей Соломоновых и устного народного творчества. Так например, «в православном понимании свободный от сердца разум лишён смысла и благодати» [Андреева И.Н., 2011].
В повседневной жизни человек испытывает широкий спектр эмоций, поэтому важность эмоций всегда была темой для аргументов. К сожалению, в течение более чем двух тысяч лет эмоции рассматривались как пагубная составляющая человеческого естества. Философский взгляд на эмоциональную сферу человека отражен в трудах Сократа, Платона, Аристотеля и многих других философов. Для понимания представлений того времени необходимо заметить, что человеческая душа рассматривалась в трех аспектах: желательной, страстной и умственной. Подобное разделение говорит о дихотомии жизненных сфер человека на когнитивную и потребностно-мотивационную.
Согласно учениям Сократа и Платона, «Просвещенный разум должен полностью контролировать разрушительное влияние эмоций» [Базарсадаева Э. Ж., 2013], т.е. делается акцент на превосходстве разума над эмоциями. Эти философы не исключают элементы рационального в эмоциональной жизни человека. По их мнению, умственное удовольствие и страдание относятся к высшим переживаниям, которые значительно отличаются от удовлетворения потребностей организма. По мнению Сократа, эмоции и чувства человека представляют собой преграду на пути познания истины. «Игнорирование эмоциональной стороны жизни человека является отличительной чертой истинного философа от обычных людей, тогда как обычные люди не способны противостоять страстям» [Платон, 1970].
Аристотель также внёс значительный вклад в развитие представлений о взаимосвязи когнитивных и эмоциональных процессов. Изучая такие эмоции как гнев и страх, Аристотель отметил «роль когнитивного компонента при оценке стимулов, вызывающих гнев» [Андреева И.Н., 2011]. В результате чего эмоции можно рассматривать как результат правильной или неправильной интеллектуальной оценки ситуации [Аристотель, 1975]. При этом философ отмечал, что не только эмоции формируются под воздействием когнитивных оценок, но и сами когниции зависят от эмоциональных состояний. Таким образом, для адаптивного поведения необходимо достижение сбалансированного эмоционального состояния, которое достигается посредством рассудка.
Противоположной точки зрения придерживались последователи стоицизма. Данное античное воззрение рассматривало эмоции как причину ошибок и несчастий. Стоики отдавали предпочтение «высшему разуму» и бесстрастному отношению к окружающему миру, а любые аффекты рассматривались ими как болезнь, подлежащая учению. Подобный взгляд способствовал обособлению эмоций и рассмотрению их в качестве особой сферы психической жизни. «Античные философы, подчеркивая негативное влияние эмоций на разум человека, выделили особый вид эмоциональных переживаний – «умственные наслаждения» или «истинные, чистые удовольствия», возникающие в процессе занятий науками как результат познания, которое так же могло служить побудительной силой для познавательной деятельности» [Базарсадаева Э. Ж., 2013]. В результате философия стоицизма находила свой отклик во взгляд на эмоциональную сферу человека вплоть до ХХ века.
Развитие данные идеи получили в трудах деятелей эпохи Просвещения. Р. Декарт будучи сторонником рационализма рассматривал взаимосвязь когнтивной и эмоциональной сфер, основываясь на трудах Аристотеля. В своём трактате «Страсти души» Декарт особое внимание уделяет страстям, отношение к которым имеет двойственный оттенок. С одной стороны, мыслитель выделял страдательные страсти, которые были представлены чувствами, ощущениями, представлением и восприятием. Они привносятся извне, и душа (высшие психические процессы в понимании Декарта) не может на них повлиять. «Страсти выступают в роли составляющей когнитивной оценки окружающего и зависят от точности и истинности этой оценки» [Марцинковская Т.Д., 2004]. Иными словами, эмоции рассматриваются с точки зрения когнитивного подхода. С другой стороны, Декарт отмечал существование активных страстей, т.е. желаний, исходящих из души человека. Подобные эмоции могут пагубно влиять на человека, т.к. нечто, приносящее вред физическому состоянию, может доставлять эмоциональную радость, в результате чего выбор осуществляется в пользу причинения вреда «телу» и сохранению положительных эмоций. Решение данной проблемы, как и Аристотель, Декарт видел в воспитании воли и разума, т.е. путем когнитивной регуляции эмоций.
Р. Декарт рассматривал страсти и эмоции как зависимые компоненты, в то время как Б. Спиноза рассматривает их как равнозначные явления и относит их к типам эмоциональных явлений. Спиноза предполагал, что поведение человека определяется внешним воздействием и реакциями на них – аффектами. Таким образом рациональное поведение возможно только в том случае, если человек познает причины аффектов, и через это знание он воздействует на свои реакции.
Подобные воззрения формировались под воздействием становления эмпиризма – гносеологической концепции, признающей первостепенную роль эмоций и чувственного восприятия как источника познания внешнего мира.
Последним этапом перед тем, как «эмоциональный интеллект» оформился в независимое понятие, стала работа Г. Мейера «Психология эмоционального мышления», опубликованная в 1908 году. Именно в этой работе впервые была предложена модель взаимосвязи аффективной и когнитивной сфер жизни человека, которая близка к современным представлениям об ЭИ. Г. Мейер классифицировал виды мышления и систематизировал их наиболее существенные признаки. Подобное деление строилось по критерию побудительных механизмов мыслительного процесса. В результате чего немецкий ученый выделил судящее мышление, которое побуждается познавательным процессом, и эмоциональное, продиктованное потребностями чувств. Это стало ключевым моментом, доказывающим, что мышление инициируется не только за счёт познавательных процессов. Однако, в работе Майера не только отсутствуют конкретно-психологические исследования эмоционального и аффективного мышления, но даже не проведено их четкого выделения из всего многообразия умственных процессов человека.
Начало ХХ века стало точкой отсчёта для чёткого становления понятия «эмоционального интеллекта». В начале 1900-х Э. Торндайк описывает концепцию социального интеллекта. Данное понятие ученый определял как способность «действовать мудро в межличностном общении» (Kihlstorm J.F.? Cantor N. Social Intelligens/ R.J. Strenberg (Ed.), Handbook of intelligence, 2nd ed. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press, 2000. Pp. 359-379). Торндайк описывает концепцию умения ладить с другими людьми, основываясь на способностях понимать внутренние состояния и мотивы себя и других людей. Подобные представления очень близки к современному понятию ЭИ. Продолжая концепцию различных видов интеллекта, в начале 1980-х Г. Гарднер написал книгу «Рамки разума», где выделил 7 видов интеллекта. В представлении о множественном интеллекте выделяются два понятия – межличностный и внутриличностный интеллект, которые наиболее близки к понятию эмоциональный интеллект.
Изучая вопрос взаимосвязи когнитивных и эмоциональных компонентов психики, Дж. Мейер выделил пять периодов. В них отражаеся изменение представлений о роли эмоций в жизни человека и взаимовлияения эмоциональной и когнитивной сфер друг на друга.
Это следующие пять периодов.
- 1900–1969 – исследования эмоциональной сферы в эти годы были обособлены от исследований интеллектуальной сферы психики.
В дальнейшем происходит изменение взглядов ученых на проблему взаимовлияний эмоций и интеллекта. Эти сферы характеризуются не обособленностью друг от друга, а скорее дополнением друг друга.
- В центре внимания ученых оказались особенности взаимного влияния когнитивных и эмоциональных процессов (1970–1989).
- На следующем этапе (1990–1993) феномен эмоционального интеллекта становится самостоятельным предметом психологического исследования.
- На данном этапе в истории развития и возникновения понятия «эмоциональный интеллект» (1994–1997) данный конструкт был популяризирован и с этого времени становится предметом обсуждения широкого круга общественности.
- Начиная с 1998 г. по настоящее время происходит уточнение сущности данного феномена [Андреева И.Н., 2008].
1.1. Подходы к изучению эмоционального интеллекта в современной психологии
Изменение взглядов на взаимозависимость эмоций и интеллекта в начале ХХ в., привели к поискам способностей, которые связаны не только с интеллектом в традиционном понимании, но и связаны с социально-эмоциональной сферой психики. Среди ведущих специалистов в области психологии интеллекта, в том числе и социального интеллекта (Торндайк Э, Спирмен Ч., Векслер Д., Гилфорд Дж., Айзенк Г.) сложилось мнение, что «люди различаются по способности понимать других людей и управлять ими, т.е. действовать разумным образом в человеческих отношениях» [Торндаик Э., 1935].
Эмоции стали приобретать социальное значение. Среди научного сообщества стали преобладать идеи, что для полноценного развития личности ей необходимо уметь справлять со своими эмоциональными состояниями. Психологами было доказано, что подавление эмоций приводит к негативным последствиям, включающим в себя психосоматические расстройства и девиантное поведение (какими психологами?). Для решения подобных проблем стало необходимой разработка комплекса мер по развитию «эмоциональной мудрости», что в свою очередь привело к необходимости выделения такого аспекта как «эмоциональный интеллект».
Среди отечественных ученых данной проблематикой занимались такие ученые как Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н. Выготский пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни…» [Выготский Л.С., 1982]. Единство аффекта и интеллекта, по мнению Выготского, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Рубинштейн С.Л., развивая идеи Выготского Л.С., отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального [Рубинштейн С.Л., 1973]. Однако намеченные Л.С. Выготским подходы к пониманию единства аффекта и интеллекта в процессе развития человека в свое время не получили должной разработки.
Основой для развития идеи ЭИ послужила работа Г. Гарднера о множественном интеллекте. Рассматривая личностный интеллект, Гарднер разделил его на внутриличностный и межличностный. Под внутриличностным интеллектом учёный понимал «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением» [Gardner H., 1993]. Перечисленные способности имеют непосредственное отношение к эмоциональному интеллекту.
Наиболее значимой ступенью в разработке понятия «эмоциональный интеллект» стало введенное в 1988 году Рувеном Бар-Оном понятие «эмоционально-социальный интеллект». Эмоционально-социальный интеллект, по мнению Бар-Она, складывается из личных и межличностных способностей, умений и навыков, которые в своей совокупности определяют поведение человека. В результате впервые было введено обозначение, образованное по аналогии коэффициента интеллекта (IQ), EQ (emotional quotinent), означающие «коэффициент эмоциональности». И уже в 1990 году Кэролин Саарин обратил внимание на понятие эмоциональной компетентности, в которое включил «восемь взаимосвязанных эмоциональных и социальных навыков» [Андреева И.Н., 2011].
Проблема идентификации и понимания эмоций стала передовой темой исследований. Ей занимались не только психологи и специалисты смежных профессий, но и программисты, эволюционные биологи и другие. Появилось множество научных работ, посвященных эмоциональной сфере человека. Это привело к необходимости разработки единого понятийного аппарата.
В настоящее время в научном сообществе утвердилось четыре теории эмоционального интеллекта:
- Теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Мейера, П. Сэловея, Д. Крузо;
- Теория эмоциональной компетентности Д. Голмана;
- Некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она;
- Двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д. Люсина.
Приведенные теории пытаюсь объяснить навыки и способности, связанные с эмоциональным интеллектом. Несмотря на стремление выработать единый понятийный аппарат и теоретическую структуру, наличие данных теорий позволяет осветить дополнительные аспекты сложных психологических конструкций, которые может не затрагивать другая теория. Теории эмоционального интеллекта находятся под эгидой трех основных направлений, которые и составляют основную базу для различий. ЭИ рассматривается с двух позиций:
- ЭИ как когнитивная способность;
- ЭИ как когнтивная способность, включающая личностные характеристики;
Первая модель ЭИ была предложена Дж. Мейером, А. Сэловеем и Д. Крузо в 1990 году. Они рассматривали ЭИ как форму чистого интеллекта, состоящего только из когнитивных способностей. Данное представление связано с тем, что основой для изучения данного явления послужили работы Торндайка о социальном интеллекте.
Первая модель ЭИ включала в себя всего три компонента:
- идентификация и выражение эмоций;
- регуляция эмоций;
- использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности.
Каждый из компонентов этой модели имеет свою подсистему, что отражено на рисунке 1.
Рис. 1. Структура эмоционального интеллекта по Сэловею П. и Мейеру Дж. [Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R., 1990]
Данная модель отражает, что для развития эмоционального интеллекта необходимо обладать рядом определенных способностей. Эти навыки позволяют точно оценить свои и чужие эмоции, позволяют четко выражать свои эмоции и контролировать эмоциональный фон собеседника. Третья ветвь оценивает умение использовать эмоции в повседневной жизни.
Однако первая модель американских ученых в последствии была доработана. Спустя 7 лет, в 1997 году Сэловей и Мейер в ходе своих исследований переосмыслили роль эмоций в жизни человека. Они стали рассматривать эмоции как отражение окружающего мира для конкретного человека, т.е. эмоции представляют собой источник информации об окружающем нас мире. Эмоции формируют определенные связи с внешними факторами. Если данные связи претерпевают изменения, то меняется и эмоциональный фон. Это в свою очередь служит информацией для размышления и переосмысления действительности. Исходя из описанного, «эмоциональный интеллект» понимается как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений [Дегтярев А.В., 2012].
Новая модель (рисунок 2) представлена четырьмя компонентами, которые и формирует целостное представление об эмоциональном интеллекте. Каждая из ветвей, как и в предыдущей модели, имеет свои подсистемы. Однако в данном случае Сэловей и Мейер учли процессы онтогенеза, в результате чего четко прослеживаются этапы освоения навыков эмоционального интеллекта в процессе взросления.
Первая ветвь располагается внизу схемы. Распознавание и восприятие эмоций считается наиболее простым навыком. Эмоциональное восприятие – это способность осознавать эмоции и точно выражать эмоциональные состояния. Процессы усложняются слева направо, в результате чего завершающим этапом первой ветви является способность отличать подлинное выражение чувств от притворства.
Вторая ветвь – это эмоциональная ассимиляция, иначе говоря – использование эмоций для повышения эффективности мышления. На данном этапе развития эмоционального интеллекта человек учится отличать эмоции, которые испытывает в данный момент и выделять те, которые влияют на мыслительные процессы. Это в свою очередь позволяет направить внимание в нужное русло. Подобно эмоциональным колебаниям настроения меняют образ мышления человека от оптимистического к пессимистическому. Это влечет к разным подходам решения проблем. Например, позитивное мышление поощряет творческие процессы и поиск нестандартных решений.
Рис. 2. Структура эмоционального интеллекта по Мейеру Дж. и Сэловею П. [Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R., 2000]
Третья ветвь – эмоциональное понимание. На данном этапе развиваются способности анализировать сложные эмоции и идентифицировать переходы от одной эмоции к другой.
Завершает процесс развития ЭИ четвертая ветвь – управление эмоциями. Это способность осознанной регуляции эмоциональными состояниями. На данном этапе личность остается открытой для любой эмоции и выбирает те состояния, которые наиболее объективно подходят к складывающейся ситуации. На данном этапе так же осваивается способность управления эмоциями других людей.
На модели Мейера и Сэловея в 1995 году другой американский психолог Д. Гоулман разработал свою модель эмоционального интеллекта. В отличи от предшественников Гоулман подходил к понятию эмоционального интеллекта не как к проявлению чистого вида интеллекта, а рассматривал его в совокупности с личностными характеристиками. В результате первоначальная модель эмоционального интеллекта была дополнена такими качествами, как энтузиазм, настойчивость и социальные навыки.
Гоулман определял ЭИ как «способность мотивировать себя и выживать перед лицом разочарований» [Goleman, D. (1998). Working with Emotional Intelligence. New York: Bantam Books.] Психолог связывал данное понятие с достижением личностных целей, т.е. умение распознавать свои и чужие эмоции служит информационной базой для корректировки поведения с целью получения личностной выгоды. Такое представление популяризировало понятие эмоционального интеллекта и привлекло внимание к значимости изучения данного аспекта в повседневной жизни людей.
В результате Гоулман сформировал модель ЭИ, состоящую из четырех компонентов (рисунок 3): самосознание, самоконтроль, социальная чуткость, управление взпимооотношениями. Каждый компонент включает в себя набор эмоциональных компетенций (в общем 18 штук). Данные навыки, по мнению, Гоулмана не являются врожденными и развиваются в течение жизни.
Рис. 3. Структура эмоционального интеллекта по Гоулману Д. [Goleman D., 1995]
Модель Бар-Она так же как и модель Гоулмана относится к смешанным, однако даёт более широкую трактовку ЭИ, включая в неё помимо личностных характеристик здоровье и благополучие. Ещё в 1998 году ученый ввел понятие «эмоционально-социальный интеллект», который складывается из личных и межличностных способностей, навыков и умений, которые определяют поведение человека. В результате в психологическую науку был введен термин «коэффициент эмоциональности», основанный по аналогии с IQ.
На формирование предоставления об эмоциональном интеллекте Бар-Она повлияла работа Дж. Мейера, П. Сэловея и Д.Крузо. ЭИ в понятии Бар-Она — это совокупность когнитивных способностей, знаний и компетентностей, создающих человеку возможности для эффективной жизнедеятельности [Дегтярев А.В., 2012]. Данное определение включает в себя такие области как эмоциональное самосознание, самоуверенность, самооценка, самореализация, независимость, эмпатия, межличностные отношения, счастье, оптимизм и многое другое. Недостаточный ЭИ в данном случае может означать отсутствие успеха и наличие эмоциональных проблем. Бар-Он считает, что эмоциональный интеллект и познавательный интеллект в равной степени способствуют общему личностному интеллекту, который в конечном итоге указывает на потенциальный успех в жизни [http://www.ijstm.com/images/short_pdf/1470035076_1065ijstm.pdf].
В своей модели Бар-он выделяет пять компонентов эмоционального интеллекта: познание себя, навыки межличностного общения, способность к адаптации, управление стрессовыми ситуациями, преобладающие настроения.
В таблице 1 отражены компоненты ЭИ по Бар-Ону и их составляющие.
Таблица 1
Показатели эмоционального интеллекта и их интерпретация по Бар-Ону [Bar-On R., 1997]
Показатели эмоционального интеллекта | Способности и навыки эмоционального интеллекта, оцениваемые по каждому показателю |
Внутриличностные | Самосознание и самовыражение: |
Самоуважение | Безошибочно воспринимать, понимать и принимать себя |
Осознание своих эмоций | Знать и понимать эмоции |
Уверенность в себе | Эффективно и конструктивно выражать эмоции |
Независимость | Быть уверенным в себе и свободным от эмоциональной зависимости от других |
Самоактуализация | Стремиться достигнуть личных целей и реализовать потенциал |
Межличностные | Социальная компетентность и межличностные отношения: |
Эмпатия | Знать и понимать чувства других |
Социальная ответственность | Идентифицировать себя с социальной группой и сотрудничать с другими |
Межличностные взаимоотношения | Устанавливать взаимно удовлетворяющие отношения и иметь хорошие отношения с другими |
Управление стрессовыми ситуациями | Эмоциональное управление и регуляция: |
Терпимость по отношению к стрессовым ситуациям | Эффективно и конструктивно управлять эмоциями |
Контроль импульсивности | Эффективно и конструктивно контролировать эмоции |
Адаптируемость | Управление изменениями: |
Тестирование реальности | Объективно обосновывать свои чувства и мысли об окружающей реальности |
Приспосабливаемость | Адаптировать и корректировать чувства и мысли в соответствии с новой ситуацией |
Принятие решений | Эффективно решать проблемы личного и межличностного характера |
Преобладающее настроение | Самопобуждение: |
Оптимизм | Быть позитивным и смотреть на более яркую сторону жизни |
Счастье | Чувствовать себя довольным собой, другими и жизнью |
В западной истории эмоционального интеллекта можно проследить цепочку развития представлений об этом феномене. Первая модель основывается на когнитивных способностях, где эмоции служат источником информации в познании окружающего мира. Вторая модель отходит от строгих представлений об ЭИ как о сугубо когнитивном проявлении и включает в себя так же личностные характеристики. Развитие эта концепции получила в третьей модели, где ЭИ вообще не относится к когнитивным способностям.
Однако трактовка ЭИ как некогнитивного феномена ставит под сомнение существование самого термина. Интеллект в научном сообществе всегда воспринимался как некая когнитивная единица, связанная с переработкой информации. В связи с чем восприятие ЭИ как личностной характеристики ставит под сомнение использование в его составе термина «интеллект». Подобное разногласие привело к делению моделей эмоционального интеллекта на две группы: модели способностей и смешанные модели.
Однако в российской практике существует модель, которую невозможно отнести ни к одной из групп. В 2004 году российский психолог Д.В. Люсин разработал свою модель эмоционального интеллекта, принципиально отличающуюся от западных аналогов. Люсин определяет ЭИ как «совокупность способностей для понимания своих и чужих эмоций и управления ими» [Люсин Д.В., 2004].
Способность к пониманию эмоций означает, что человек
- может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
- может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;
- понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.
Способность к управлению эмоциями означает, что человек
- может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
- может контролировать внешнее выражение эмоций;
- может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию [Дегтярев А.В., 2012].
При этом Люсин акцентирует внимание на том, что реализация данных способностей происходит как внутриличностно, так межличностно, т.е. человек с развитым эмоциональным интеллектом способен распознавать свои и чужие эмоции и способен управлять своими и чужими эмоциями. Эти процессы взаимосвязаны, хотя зависят от разных когнитивных процессов.
Модель Люсина базируется на том предположении, что эмоциональный интеллект тесно связан с общей направленностью личности на эмоциональную сферу. Так как человек имеет склонность к познанию себя и других, можно говорить о двойственности ЭИ: это конструкт, который имеет связь с когнитивными способностями, с одной стороны, и личностными характеристиками – с другой. Эмоциональный интеллект, по Люсину Д.В., – это психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов (рисунок 3), которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальные особенности [Люсин Д.В., 2004].
Рис. 4. Факторы, влияющие на эмоциональный интеллект (по Люсину) [Люсин Д.В., 2004]
Несмотря на многообразие разработанных моделей, можно отметить определенное сходство между ними: все они базируются на ряде способностей, которые позволяют идентифицировать свои и чужие эмоции, а в последствии управлять ими. Изучение и анализ теоретических воззрений дает общее представление об эмоциональном интеллекте как совокупности эмоционально-когнитивных способностей для эффективной социально-психологической адаптации личности. Наивысшие показатели уровня эмоционального интеллекта показывают люди, которые в полной мере освоили структурные компоненты ЭИ, т.е. они успешно контролируют свою эмоциональную сферу, что позволяет выстраивать им успешное взаимодействие с окружающими и адаптироваться в условиях общения.
1.1. Роль эмоционального интеллекта в жизнедеятельности человека
В настоящее время в научной сфере не утихают споры о роли интеллекта в успешности индивида. В начале 1920-х годов американский психолог Льюис Терман приступил к изучению гениальности и её роли в жизни индивида. В его исследовании, которое продолжается и по сей день под руководством единомышленников Термана, приняло участие 1500 детей. Результаты данного исследования по-прежнему остаются спорными, однако последние наблюдения всё-таки подтверждают общие выводы Термана. Интеллект является важным компонентом успеха, но всё же не является его гарантией. Результаты люнгитюдного исследования одарённости Термана показывают, что IQ может играть важную роль в определении жизненного успеха. Однако влияние оказывают и такие факторы, как семейное положение, социально-экономический статус и образовательный опыт. Кроме того, личностные факторы — включая мотивацию, готовность работать, приверженность определённым целям, творческая и эмоциональная зрелость — также тесно связаны с успехом в жизни.
Эмоциональный интеллект, как один из видов интеллекта, имеет аналогичное влияние на жизнь человека. Рассмотренные в параграфе 1.2 составляющие ЭИ дают ясно понять, что эмоциональная сфера жизни человека оказывает грандиозное влияние на его развитие и самоактуализацию.
В настоящее время как научное сообщество, так и бизнесмены, представители многих корпораций признают немаловажную роль эмоционального интеллекта в профессиональной и личной сферах жизни человека. Эмоции приобретают всё большее значение, порой превосходя в этом когнитивные способности, т.к. именно чувства определяют наше мышление.
Умение осознавать эмоции и управлять ими может стать залогом успеха в личной жизни, работе, социальном взаимодействии. В профессиональной сфере руководитель, обладающий высоким эмоциональным интеллектом, успешнее справляется с задачами по нематериальной мотивации подчиненных, организовывает благоприятный морально-психологический климат в коллективе, что в конечном итоге благоприятно сказывается на деятельность всей организации в целом. Как показали результаты исследования, проведенного Политехническим институтом Ренсселера (Rensselaer Polytechnic Institute), более экспрессивные и более чуткие к чужим эмоциям предприниматели зарабатывают больше денег. Считается, что EQ куда более важный фактор для успеха человека, чем «обычный» интеллект — IQ. Именно, благодаря ему, люди становятся крупными бизнесменами, топ-менеджерами и эффективными политиками.
«Традиционный коэффициент интеллекта, или IQ, показывает возможности человека оперировать информацией, логическими правилами, схемами и т. д. Для успеха в жизни этого явно недостаточно. Нужно как минимум еще понимать чувства, эмоции как свои, так и других людей, управлять ими. Поэтому исследователи обратились к так называемому эмоциональному интеллекту – EQ» ( Леонид Бурлачук, профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко)
Лидеры, обладающие высоким эмоциональным интеллектом, чутко и доброжелательно относятся к окружающим. Они развивают персонал, вдохновляют сотрудников своей концепцией будущего, устанавливают нормальное общение, чутко реагируют на чувства других людей, оказывая на них положительное влияние. Эмоциональное понимание лидерами своих подчиненных способствует проведению позитивных изменений, налаживанию сотрудничества и работы в командах, устранению конфликтов. Такие лидеры создают сеть взаимоотношений внутри организации и за ее пределами.
Вместе взятые, четыре компонента ЭИ (понимание своих эмоций, управление своими эмоциями, понимание чужих эмоций, управление чужими эмоциями) создают основу для эмоционального интеллекта, который лидеры могут использовать для более эффективного руководства командами и организациями. Когда лидер отдает себе отчет о своем эмоциональном состоянии, понимает его и может им управлять, то он способен демонстрировать уверенность в себе, а также вызывать уважение коллег и подчиненных. Управление эмоциями других людей позволяет лидеру объективно оценивать ситуацию, слышать окружающих людей, даже если их истинные мотивы скрыты за проявлением чувств. Например, сильные эмоции такие, как гнев или печаль, усиливают эгоцентричность человека, что препятствует эффективному взаимодействию, т.к. эмоции закрывают глаза на любые другие варианты рассмотрения ситуации.
Тем не менее, не только профессиональный успех тесно связан с развитым эмоциональным интеллектом. ЭИ находит своё отражение и в простых жизненных ситуациях, позволяя испытывать удовлетворение от решённых задач или же, наоборот, заставляя переживать неудачу.
Д. Гоулман в своей книге «Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше, чем IQ» рассматривал проблему связи мышления и эмоций. По его мнению, эмоции способны затмевать ход наших мыслей. Так переживая сильное эмоциональное потрясение, человеку сложно собраться с мыслями, потому что «сигналы сильной эмоции… могут создавать невральные помехи, лишая предлобную долю возможности поддерживать оперативную память» [Гоулман Д., 2016]. Данная идея основана на строении мозга, системы обработки информации и передачи нервных импульсов между неокортексом и мендалевидным телом.
В данном случае рассматривается процесс принятия решений, который неизменно сопровождает нас в течение всей жизни. Человек принимает наиболее успешное решение, основываясь на своём эмоциональном опыте. Сталкиваясь с ситуацией, когда оба решения с рациональной точки зрения кажутся равнозначными, человек обращается к своему эмоциональному опыту, что позволяет принять наиболее эффективное решение.
Доказательством подобной теории служит исследование доктора Антонио Дамазио. Он изучал пациентов, у которых была нарушена связь между предлобной долей и миндалевидным телом. «Несмотря на непострадавший ум, люди делают катастрофический выбор как в деловой, так и личной жизни и даже могут испытывать бесконечные терзания по поводу простого решения, когда назначить свидание» [Гоулман Д., 2016]. Таким образом, нарушение данной связи доказывает её важноть как пути в хранилище человеческих симпатий и антипатий. В следствие этого доктор Дамазию сделал следующие заключение: «чувства необходимы для принятия рациональных решений, они указывают нам нужное направление, и потом бесстрастную логику можно будет использовать наилучшим образом».
Немалую роль играет и умение контролировать свои эмоции. Чем более развит данный навык, тем успешнее человек справляется с ситуацией. Возвращаясь к вопросу о невральных помехах, исходящих от эмоциональных переживаний, стоит обратить внимание на то, что деятельность человека в порыве эмоций зачастую оборачивается для него ещё большими трудностями. К аналогичным последствия приводит и бездеятельность, продиктованная апатией. По результатам исследований Д. Гоулмана, люди, являющиеся знатоками эмоций, имеют превосходство в любой сфере жизни, эти люди зачастую довольны своей жизнью, поскольку подчиняют себе склонности ума, способствующие повышению продуктивности деятельности.
Согласно исследованию М.С Шумилкиной эмоциональный интеллект влияет на выбор жизненной стратегии поведения. Было установлено, что люди с низким ЭИ больше склонны к установке поведения «жертвы» [ Шумилкина М.С. Психологическая виктимность и эмоциональный интеллект]. Психологическая виктимность приводит к реактивности и неосознанности, что в последствии влечет за собой неудовлетворенность жизнью и депрессию.
Немаловажную роль эмоциональный интеллект играет в преодолении синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). В.В. Бойко определил эмоциональное выгорание как защитный механизм организма на психотравмирующие воздействия. ЭИ в свою очередь позволяет избежать подобного синдрома. В результате исследования влияния ЭИ на СЭВ было установлено, что данные явления сильно взаимосвязаны [https://elibrary.ru/item.asp?id=20918451 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК СДЕРЖИВАЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ]. Осознание своих эмоций и управление ими позволяет избавиться от накапливающихся психо-эмоциональных стрессов и сдерживать синдром эмоционального выгорания.
Из выше написанного можно заключить, что эмоциональный интеллект оказывает неоспоримое влияние на процессы саморазвития, выбора деятельности, принятие ответственности, иначе говоря, на процессы, которые являются элементами самоактуализации личности. В связи с этим выявляется актуальность вопроса изучения взаимосвязи эмоционального интеллекта и самоактуализации личности.
1.4. Самоактуализация личности в проблемно-предметном поле психологических наук
Происходящие социально-экономические изменения предъявляют высокую планку современным выпускникам ВУЗ’ов. Конкурентная среда на рынке рабочей силы требует от современной молодёжи высокого профессионализма, гибкости мышления, развитых коммуникативных навыков, толерантности. В связи с этим вопросы самоопределения, саморазвития и самоактуализации личности становятся весьма актуальными. Эти понятия стали ключевыми в ценностных ориентациях современной молодёжи. Так еже важно отметить, что самоактуализация стала одной из важнейших характеристик структуры личности. В связи с этим изучение данного психологического феномена не теряет своей актуальности, и продолжающиеся уже более полувека исследования в данной области сужаются до конкретных аспектов и взаимосвязей.
Понятие «самоактуализация» является одним из ключевых в гуманистической психологии. Впервые термин был введён К. Гольдштейном в 1939 году. Изначально Гольдштейн рассматривает самоактуализацию как первичный мотив, для удовлетворения потребностей: «Организм обладает определенными потенциями, и поэтому у него имеется потребность актуализировать, или реализовать их. Удовлетворение этой потребности представляет собой самоактуализацию организма» [Goldstein, 1939]. Позднее ученый пересмотрел свою позицию, сместив акценты с биологической акутализации на сущностную реализацию человека. Иными словами, внешний мир, который до этого представлялся как источник преград для самореализации, становится необходимым условием роста личности при адекватных взаимоотношениях с ним. [Леонтьев Д. А., 2002].
Идею Гольдштейна разделял К. Роджерс. Он утверждал, что всем живым организмам свойственно «стремление к расширению, раскрытию, развитию, взрослению – стремление выразить и активизировать способности организмами своей сущности» [Костерина И. В., 2012]. Таким образом самоактуализация выступает как внутреннее стремление человека раскрыть заложенные в нём от природы способности.
Важно отметить, что Гольдштейн и Роджерс представляют самоактуализацию как биологический процесс, который неразрывно связан со столкновением с внешним миром, преодолением преград и напряжением биологической сущности человека. Однако, Роджерс отмечает, что в процессе формирования личности она стремиться актуализировать себя, что порой не согласуется со стремлениями актуализации организма. В последствие такой дисбаланс может приводить к неврозам. Представления Роджерса о взаимоотношении организма, несущего в себе «истинную» сущность человека, и вторичной по отношению к нему личности являются, пожалуй, наиболее уязвимым местом в его теоретических представлениях [Леонтьев Д. А., 2002].
Более детально проблемой самоактуализации занимался А. Маслоу, который разработал фундаментальную психологическую теорию самоактуализации. По мнению Д.А. Леонтьева целесообразно выделять пять взаимосвязанных направлений, которые исследовал Маслоу в контексте изучения самоактуализации:
- Исследование самоактуализирующихся личностей;
- Первая теория человеческой мотивации;
- Самоактуализация как процесс развития личности (вторая теория мотивации);
- Пиковые переживания как мгновения самоактуализации;
- По ту сторону самоактуализации: теория метамотивации и ценностей бытия (третья теория мотивации).
В ходе изучения понятие самоактуализации обогащалось и дополнялось, однако в самом общем своем виде самоактуализация представляет собой процесс, позволяющий в полной мере раскрыть и реализовать способности индивида, актуализировать его личностный потенциал. По мнению Маслоу, самоактуализация выступает высшей человеческой потребностью, которая может быть реализована лишь путем реализации нижестоящих потребностей (рисунок 5). При этом, как отмечал Маслоу, нижестоящие потребности, например такая как безопасность, могут оказывать негативное воздействие на процесс самоактуализации. В первую очередь это связано с диаметрально противоположными направленностями данных потребностей. Самоактуализация требует от индивида осваивать новое, идти на риск, адекватно относиться к ошибкам, что связано с определенной степенью тревоги и страха. Усиление негативных чувств может привести к необходимости возвращения старых стереотипов поведения, которые обеспечивают безопасность.
Рис. 5 – Пирамида потребностей А. Маслоу [Лаборатория психологии ИФН, URL: http://www.ipras.ru].
Исследования Маслоу позволяют рассмотреть самоактуализацию с двух сторон. Изначально самоактуализация рассматривается как потребность человека в личностном росте, продиктованная природным стремлением к раскрытию своих способностей. С другой стороны, самоактуализация выступает как некий итог достижений человека, его реализации. Таким образом, самоактуализирующийся человек раскрывает свою сущность. Основными характеристиками самоактуализирующихся людей, по мнению Маслоу, считается:
- Адекватное восприятие действительности;
- Принятие себя и других такими, какие они есть;
- Естественность;
- Деловая направленность;
- Склонность к одиночеству;
- Автономия;
- Креативность;
- Пиковые переживания;
- Чувство общности с человечеством в целом;
- Круг общения с самоактуализирующимися личностями;
- Демократичность в отношениях;
- Устойчивые внутренние моральные нормы;
- «Философское» чувство юмора;
- Свежесть восприятия;
- Гибкость в отношении к своей культуре.
Самоактуализирующаяся личность, по мнению А. Маслоу, — это личность, которая развивает свои уникальные способности, потенциальные возможности, она свободна от самоограничений и эмоциональной неуравновешенности. Наличие всех вышеуказанных признаков олицетворяет идеальный портрет самоактуализирующийся личности. В реальности найти человека, обладающего всеми пятнадцатью качествами практически невозможно, даже среди своих респондентов Маслоу не обнаружил полного набора всех характеристик. Однако он отметил, что переживания таких людей в корне отличаются от невротических надуманных проблем незрелой личности. Таким образом, можно заключить, что самоактуализирующийся человек автономен от общества, но не идёт с ним в резонанс, он прислушивается к себе, способен брать на себя ответственность и находить нестандартные пути решения проблем. Вместе с тем нам представляется важным подчеркнуть, что самоактуализация – это стадия, предшествующая самореализации, заключающаяся в «поиске» своих возможностей, в оценивании тех самых способностей и талантов личности, в осмыслении их, наращивании внутренних сил личности для дальнейшей успешной самореализации, воплощении своего призвания [Костерина И. В., 2012].
Давая такое определение, мы приходим к рассмотрению вопроса самоактуализации с экзистенциальной точки зрения. Экзистенциалисты рассматривают личность как постоянно развивающуюся сущность. Так В. Франкл полагал, что в процессе онтогенеза человек ищет смыслы жизни, потому что они не даны ему от рождения. В связи с этим он обобщил возможные пути поиска смыла:
- с помощью того, что мы даемжизни (наша творческая работа). Это ценности творчества;
- с помощью того, что мы беремот мира (переживания). Это ценности переживания;
- посредством позиции, которую мы занимаемпо отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Это ценности отношения [Франкл. В., 1997].
Смысл определяется человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая также подразумевает вопрос. Способ, с помощью которого отыскиваются смыслы, В. Франкл называет совестью. Совесть — интуитивное отыскивание единственного смысла данной конкретной ситуации. Смысл жизни не в поисках удовольствия, стремления к счастью, а в постижении и реализации ценностей: созидания, переживания, отношения.
Самоактуализация служит отправной точкой в поиске смысла жизни. Иными словами, самоактуализация позволяет «дышать полной грудью» и брать от жизни максимум возможностей, она оттеняет быстротечность жизни. Самоактуализирующийся человек по Франклу испытывает удовлетворенность жизнью и сохраняет активность до самого конца. Процесс самоактуализации включает в себя элементы самопознания. Истинные знания о себе служат основой для дальнейшего развития личности, раскрытия талантов и способностей, реализации себя в подходящей сфере, иначе говоря, для самоактуализации.
Таким образом, можно говорить о расширении понятия самоактуализации. А. Маслоу, подвергшись критике со стороны экзистенциалистов, признал, что для самоактуализации необходим поиск смысла жизни, а наличие благоприятных условий не дает гарантии автоматического личностного развития [Леонтьев Д. А., 2002].
Самоактуализация в настоящее время выступает в роли эффективной формы организации жизни, а не адаптивного поведения к изменяющейся социальной среде. Построение «эффективной» жизни выражается посредством поисков смысла жизни, раскрытия и развития своих талантов и навыков, создание гармоничного взаимодействия с окружающими, выбор нравственно-моральных ценностей, понимание и изменение себя в ключе осознания своей индивидуальности и реализации личностных потребностей. Теория самоактуализации не несёт в себе ответов на решение проблемы самоактуализации. Однако, она ставит индивида перед вопросом, является ли он самоактуализирующейся личностью. Это и мотивирует индивида к поискам своей «самости», что по сути своей ведёт к самоактуализации. Самоактуализационная деятельность — элемент жизни человека, требующий сознательной, целенаправленной активности [Вахромов Е.Е., 2001].
Подводя итог можно заключить, что самоактализация — это целенаправленный (а значит, осознанный) процесс, осуществляющийся во временной протяженности жизни человека в прошлом, длящемся настоящем и будущем времени и направленный на изменение себя, обусловленное выработкой собственного мировоззрения, на основе саморефлексии и рефлексии другого опыта. Самоактализирующаяся личность это в первую очередь те люди, которые способны адекватно оценивать себя, стремятся к личностному росту, не зависят от мнения окружающих, оставаясь при этом чуткими к ним.
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф