Страницы 1 2
2.Эмпирическое исследование. Изучение гендерных особенностей соотношения эмоционального интеллекта и самоактуализации
1.1. Программа эмпирического исследования
Исследование проходило на базе…., в нем приняло участие 47 девушек в возрасте 19-24 года и 53 юношей в возрасте 18-28 лет.
Рассмотрим социально-демографические характеристики женской выборки. 10% респонденток замужем, 8% имеют детей, 90% девушек получает высшее образование в вузе или магистратуре по специальностям «Психология», «Менеджмент», «Экономика», «Физика», «Реклама и пиар», «Искусство», «Культурология», «Востоковедение». 45% девушек имеют работу.
Из мужской выборки 14% состоят в официальном/гражданском браке, 8% имеют детей, 36% являются молодыми специалистами, 64% студентами высших учебных заведений по специальностям «Журналистика», «Менеджмент», «Экономика», «Психология», «Летное дело», «Лечебное дело», «Агрономия», «Юриспруденция», 54% имеют постоянное место работы.
Исследование проводилось на добровольных началах, анонимно, выборка формировалась на основе двух главных критериев – пол и возрастной диапазон до 30 лет.
Были использованы следующие методики диагностики:
— тест эмоционального интеллекта Люсина, предназначен для измерения эмоционального интеллекта (EQ). Опросник ЭмИн состоит из 46 утверждений, 3-х основных и 5 субшкал.
— методика САМОАЛ, методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина. Данный опросник предназначен для диагностики уровня самоактуализации личности.
Статистическая обработка производилась в программе SPSS Statistic 22.
1.2.Результаты и их анализ
1.1.1 Сравнение показателей эмоционального интеллекта у мужчин и женщин
Первичные данные исследования эмоционального интеллекта в выборке представлены в Приложении. В табл. 1 показаны средние значения по шкалам методики Люсина у мужчин и женщин.
Таблица 1
Средние показатели эмоционального интеллекта у мужчин и женщин
шкала | Женщины, средний балл | Мужчины, средний балл |
Понимание чужих эмоций | 24,02 | 21,94 |
Управление чужими эмоциями | 18,21 | 18,77 |
Управление своими эмоциями | 12,61 | 14,35 |
Контроль экспрессии | 9,93 | 12,26 |
Понимание своих эмоций | 18,63 | 19,6 |
Межличностный эмоциональный интеллект | 42,23 | 40,71 |
Внуриличностный эмоциональный интеллект | 41,19 | 46,22 |
Понимание эмоций | 42,65 | 41,54 |
Управление эмоциями | 40,76 | 45,39 |
Общий показатель | 83,42 | 86,94 |
Наглядно данные отображены на рис. 1.
Рис. 1. Средние показатели эмоционального интеллекта у мужчин и женщин
Как можно видеть из табл. 1 и рис. 1, у женщин выше средние показатели понимания чужих эмоций, понимание эмоций в общем, межличностного эмоционального интеллекта, у мужчин выше показатель управления чужими эмоциями, управления своими эмоциями, понимания своих эмоций, внутриличностного эмоционального интеллекта, управлениями эмоциями в целом, а также общий показатель эмоционального интеллекта.
Таким образом, женщины лучше, чем мужчины, распознают эмоции других людей, в том числе и по невербальным признакам, и лучше их интерпретируют и управляют ими за счет понимания.
Мужчины лучше, чем женщины, управляют собственными и чужими эмоциями, они более уравновешены и лучше интерпретируют и дифференцируют свои эмоции, у них выше средний показатель эмоционального интеллекта в целом.
Для выявления статистически значимых различий был использован критерий Манна-Уитни (табл. 2).
Таблица 2
Анализ статистически достоверных различий в показателях эмоционального интеллекта мужчин и женщин
шкала | Значение р |
Понимание чужих эмоций | 0,025* |
Управление чужими эмоциями | 0,680 |
Управление своими эмоциями | 0,009* |
Контроль экспрессии | 0,001* |
Понимание своих эмоций | 0,278 |
Межличностный эмоциональный интеллект | 0,040 |
Внуриличностный эмоциональный интеллект | 0,002* |
Понимание эмоций | 0,243 |
Управление эмоциями | 0,000* |
Общий показатель | 0,429 |
*уровень значимости 0,05
Достоверные различия были получены в показателях способности понимать чужие эмоции, у женщин она развита лучше по сравнению с мужчинами; способность управлять своими эмоциями достоверно лучше развита у мужчин, чем у женщин; контроль экспрессии также лучше развит у мужчин, у мужчин достоверно лучше развит внутриличностный интеллект по сравнению с женщинами, а также способность управлять эмоциями
1.1.2 Сравнение показателей самоактуализации у мужчин и женщин
Первичные результаты диагностики по методике САМОАЛ представлены в Приложении. В табл. 3 представлены средние показатели по шкалам опросника у мужчин и женщин.
Таблица 3
Средние показатели самоактуализации у мужчин и женщин
шкала | Женщины | Мужчины |
Ориентация во времени | 8,9 | 8,7 |
Ценности | 9,6 | 8,2 |
Взгляд на природу человека | 6,5 | 5,5 |
Потребность в познании | 8,1 | 8,2 |
Креативность | 9,5 | 8,5 |
Автономность | 7,4 | 8,4 |
Спонтанность | 7,7 | 7,6 |
Самопонимание | 7,7 | 8,5 |
Аутосимпатия | 7,1 | 7,8 |
Контактность | 7,6 | 8,1 |
Гибкость в общении | 7,9 | 8,6 |
Наглядно результаты исследования самоактуализации в выборке отображены на рис. 2.
Рис. 2. Средние показатели самоактуализации у мужчин и женщин
Как видно из рис. 2, у женщин выше такие показатели как ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, креативность, у мужчин выше потребность в познании, автономность, самопонимание, аутосимпатия, контактность, гибкость в общении по сравнению с женщинами.
Это означает, что женщины в большей мере способны ценить настоящее, получать удовольствие от повседневности, чувствовать себя счастливыми «здесь и сейчас», они в большей мере разделяют ценности самоактуализации (например, творчество, свобода и т.д.), им в большей мере присуща вера в возможности человека, у женщин более творческое отношение к жизни.
Мужчины в большей мере испытывают потребность в новых знаниях, информации, у них выше развита потребность учиться новому, они более независимы от других при решении жизненных задач, оценке себя и т.д.; мужчины в большей мере понимают свои желания и потребности, оценивают себя положительнее, чем женщины, у них шире круг контактов и шире репертуар стратегий общения с разными людьми по сравнению с женщинами.
Анализ достоверных различий в показателях самоактуализации мужчин и женщин приведен в таблице 4.
Таблица 4
Анализ достоверных различий в показателях самоактуализации мужчин и женщин
шкала | Значение р |
Ориентация во времени | 0,886 |
Ценности | 0,005 |
Взгляд на природу человека | 0,063 |
Потребность в познании | 0,683 |
Креативность | 0,028 |
Автономность | 0,064 |
Спонтанность | 0,859 |
Самопонимание | 0,161 |
Аутосимпатия | 0,171 |
Контактность | 0,382 |
Гибкость в общении | 0,225 |
Таким образом, у женщин достоверно выше, по сравнению с мужчинами, показатели таких компонентов самоактуализации как креативность и ценности, женщины в большей мере разделяют ценности самоактуализации, а также выше оценивают возможности и способности человека в мире.
1.1.3 Анализ взаимосвязей показателей ЭИ и самоакутализаци у мужчин
Для выявления значимых связей между показателями эмоционального интеллекта и компонентами самоактуализации был использован критерий ранговой корреляции Спирмена. Результаты анализа в мужской выборке представлены в табл. 5.
Таблица 5
Результаты корреляционного анализа взаимосвязей развития эмоционального интеллекта и самоактуализации в мужской выборке
Ориентациявовремени | Ценности | Взгляднаприродучеловека | Потребностьвпознании | Креативность | Автономность | Спонтанность | Самопонимание | Аутосимпатия | Контактность | Гибкостьвобщении | |
Понимание чужих эмоций | ,420** | ,104 | -,004 | ,163 | ,169 | ,202 | ,217 | ,022 | -,027 | ,407** | ,211 |
Управление чужими эмоциями | ,251 | ,179 | ,122 | -,117 | -,019 | ,111 | ,329* | ,075 | ,220 | ,213 | ,018 |
Управление своими эмоциями | ,403** | ,432** | -,110 | ,223 | ,328* | ,334* | ,237 | ,250 | ,139 | ,187 | ,151 |
Контроль экспрессии | ,206 | ,138 | ,084 | ,271* | ,101 | ,183 | ,104 | ,053 | ,020 | ,189 | ,028 |
Понимание своих эмоций | ,382** | ,267 | ,000 | ,070 | ,048 | ,033 | ,182 | ,176 | -,050 | ,264 | ,049 |
Межличностный эмоциональный интеллект | ,465** | ,181 | ,020 | ,071 | ,142 | ,206 | ,307* | ,026 | ,043 | ,387** | ,179 |
Внуриличностный эмоциональный интеллект | ,445** | ,400** | ,007 | ,221 | ,208 | ,180 | ,191 | ,149 | ,010 | ,296* | ,081 |
Понимание эмоций | ,452** | ,186 | -,009 | ,111 | ,092 | ,122 | ,221 | ,080 | -,068 | ,367** | ,128 |
Управление эмоциями | ,461** | ,411** | ,004 | ,184 | ,209 | ,303* | ,344* | ,167 | ,222 | ,273* | ,060 |
Общий показатель | ,521** | ,292* | -,012 | ,159 | ,154 | ,205 | ,261 | ,111 | -,004 | ,363** | ,105 |
Как можно видеть из табл. 5, в мужской выборке были получены следующие значимые положительны корреляции между уровнем развития ЭИ и компонентами самоактуализации:
— понимание чужих эмоций положительно связано с ориентацией во времени и контактностью (уровень значимости 0,01), это означает, что чем лучше человек понимает эмоции других людей, тем более он способен жить настоящим и у него шире круг общения.
— управление чужими эмоциями положительно связано со спонтанностью (уровень значимости 0,05), чем лучше человек управляет чужими эмоциями, чем выше выражена самоактуализация как стиль жизни.
— управление своими эмоциями положительно связано с ориентацией во времени, ценностями (уровень значимости 0,01), креативностью, автономностью (уровень значимости 0,05), чем лучше человек управляет собственными эмоциями, тем более у него выражено стремление жить настоящим, разделять ценности самоактуализации, творческий подход к жизни, независимость от его окружения.
— контроль экспрессии положительно связан с потребностью в познании (уровень значимости 0,01), чем выше контроль, тем выше познавательная активность субъекта.
— понимание своих эмоций положительно связано с ориентацией во времени (уровень значимости 0,01), чем лучше человек понимает собственные эмоции, тем более он счастлив в настоящем.
— показатель уровня межличностного интеллекта положительно связан с ориентацией во времени (уровень значимости 0,01), спонтанностью (уровень значимости 0,05), контактностью (уровень значимости 0,01), чем выше выражено понимание и управление чужими эмоциями, тем выше стремление жить настоящим, стремление к самоактуализации, шире круг общения.
— показатель уровня внутриличностного эмоционального интеллекта положительно связан с ориентацией во времени (уровень значимости 0,01), ценностями (уровень значимости 0,01), контактностью (уровень значимости 0,05), чем лучше развиты понимание и управление своими эмоциями, тем выше стремление жить в настоящем, разделять ценности самоактуализации, шире круг общения.
— показатель понимания эмоций положительно коррелируется с ориентацией во времени и контактностью (уровень значимости 0,01), чем выше развита общая способность понимать эмоции, тем выше стремление жить в настоящем и шире круг общения.
— показатель управления эмоциями положительно связан с ориентацией во времени, ценностями (уровень значимости 0,01), автономностью, спонтанностью, контактностью (уровень значимости 0,05), чем лучше развита общая способность управлять эмоциями, чем выше стремление жить настоящим, разделять ценности самоактуализации, стремление к самоактуализации как к стилю жизни, выше уверенност в себе и независимость от других людей, шире круг общения.
— общий показатель ЭИ связан с ориентацией во времени, ценностями, контактностью, чем выше уровень ЭИ, тем выше стремление жить в настоящем, разделять ценности самоактуализации, шире круг общения.
Корреляционная плеяда отображена на рис. 3.
Управление чужими эмоциями |
Управление своими эмоциями |
Контроль экспрессии |
Межличностный эмоциональный интеллект |
Внуриличностный эмоциональный интеллект |
Управление эмоциями |
Понимание эмоций |
Общий ЭИ |
Потребность в познании |
ценности |
автономность |
спонтанность |
контанктность |
креативность |
Понимание чужих эмоций |
Понимание своих эмоций |
Ориентация во времени |
Рис. 3. Корреляционная плеяда, мужчины
Как можно видеть на рис. 3, у мужчин наибольшее количество связей получено между показателем «управление эмоциями» и самоактуализацией (4 связи). Это может означать, что для мужчин этот фактор в формировании эмоционального интеллекта является решающим.
По 3 связи получено между такими компонентами ЭИ как межличностный, внутриличностный и общий показатель ЭИ и самоактуализацией. Эмоциональный интеллект являет важным фактором развития самоактуализации у мужчин и наоборот.
По две связи получено между такими компонентами как понимание эмоций и понимание чужих эмоций, одна – понимание своих эмоцией и самоактуализация. Таким образом, понимание эмоцией в общем для мужчин не является особо важным для самоактуализации личности.
В структуре самоактуализации для развития ЭИ наибольшее число связей (8), получено в факторе «ориентация во времени». Стремление жить в настоящем для мужчин является наиболее значимым для развития ЭИ.
6 связей получено в факторе «контактность». Стремление к общению для мужчин также является важным компонентов в развитии ЭИ.
4 связи получено в факторе «ценности», 3 связи в факторе «спонтанность», 2 связи – автономность, по одной – в факторах креативность и потребность в познании, эти факторы играют небольшую роль в формировании ЭИ.
Были исключены такие факторы как взгляд на природу человека, аутосимпатия, самопонимание, гибкость в общении, эти факторы самоактуализации не играют роли в формировании ЭИ у мужчин.
1.1.4 Анализ взаимосвязей показателей ЭИ и самоакутализации у женщин
Результаты корреляционного анализа с применением критерия ранговой корреляции Спирмена в женской выборке представлены в табл. 6
Таблица 6
Результаты корреляционного анализа взаимосвязей развития эмоционального интеллекта и самоактуализации в женской выборке
Ориентациявовремени | Ценности | Взгляднаприродучеловека | Потребностьвпознании | Креативность | Автономность | Спонтанность | Самопонимание | Аутосимпатия | Контактность | Гибкостьвобщении | |
Понимание чужих эмоций | ,213 | ,036 | -,012 | ,102 | ,025 | ,223 | ,222 | ,262 | ,209 | ,048 | -,055 |
Управление чужими эмоциями | ,186 | ,130 | ,152 | ,144 | ,066 | ,199 | ,345* | ,288* | ,333* | ,005 | ,012 |
Управление своими эмоциями | ,374** | ,199 | ,241 | ,159 | ,216 | ,181 | ,175 | ,283 | ,218 | ,326* | ,109 |
Контроль экспрессии | ,080 | ,116 | ,082 | ,179 | ,111 | ,255 | -,106 | ,230 | ,097 | ,181 | ,057 |
Понимание своих эмоций | ,374** | ,070 | ,085 | ,182 | ,057 | ,112 | ,348* | ,362* | ,306* | ,171 | ,115 |
Межличностный эмоциональный интеллект | ,188 | ,082 | ,071 | ,173 | ,097 | ,284 | ,306* | ,296* | ,287 | ,066 | ,036 |
Внуриличностный эмоциональный интеллект | ,417** | ,171 | ,225 | ,283 | ,200 | ,242 | ,251 | ,463** | ,341* | ,308* | ,139 |
Понимание эмоций | ,312* | ,054 | ,076 | ,171 | ,063 | ,236 | ,370* | ,393** | ,331* | ,167 | ,032 |
Управление эмоциями | ,371* | ,233 | ,290* | ,219 | ,157 | ,262 | ,210 | ,377** | ,294* | ,261 | ,071 |
Общий показатель | ,354* | ,131 | ,180 | ,249 | ,120 | ,282 | ,335* | ,432** | ,347* | ,242 | ,081 |
В женской выборке были выявлены следующие положительные взаимосвязи между компонентами эмоционального интеллекта и самоактуализации:
— показатель способности управлять чужими эмоциями положительно связан со спонтанностью, самопониманием, аутосимпатией (уровень значимости 0,05); это означает, что чем лучше человек способен управлять эмоциям других людей, тем более у него выражены самоактуализация как стиль жизни, понимание себя, приятие себя.
— показатель способности управлять собственными эмоциями положительно коррелируется с такими показателями самоактуализации как ориентация во времени (уровень значимости 0,01) и контактностью (уровень значимости 0,05). Это означает, что чем лучше человек управляет собственными эмоциями, тем более он способен испытывать удовольствие от жизни и тем более у него широкий круг общения.
— показатель «понимание своих эмоций» положительно связан с такими компонентами самоактуализации как ориентация во времени (уровень значимости 0,01), спонтанность, самопонимание, аутосимпатия (уровень значимости 0,05); это означает, что чем лучше человек способен понимать собственные эмоции, дифференцировать их, видеть истинные причины их возникновения, тем более у него выражены самоактуализация как стиль жизни, понимание себя и своих потребностей, приятие себя, положительная самооценка.
— общий показатель понимания эмоций положительно связан с ориентацией во времени, спонтанностью, аутосимпатией, самопониманием (уровень значимости 0,05), это означает, что чем лучше человек понимает эмоции в общем, тем более у него развиты способность жить настоящим, самоактуализация как стиль жизни, понимание себя, приятие себя.
— общий показатель управления эмоциями положительно связан со шкалами самоактуализации «ориентация во времени», «взгляд на природу человека» (уровень значимости 0,05), самопонимание (уровень значимости 0,01), аутосимпатия (уровень значимости 0,05), чем лучше человек управляет эмоциями, чем выше способность жить настоящим, выше оценка человеческих способностей и возможностей, приятие себя, понимание себя.
— уровень развития межличностного интеллекта зависит от уровня развития спонтанности и самопонимания (уровень значимости 0,05);
— уровень развития внутриличностного интеллекта зависит от таких компонентов как ориентация во времени (уровень значимости 0,01), самопонимание, аутосимпатия, контактность (уровень значимости 0,05);
— общий показатель развития эмоционального интеллекта взаимосвязан с ориентацией во времени, спонтанностью, аутосимпатией, самопониманием (уровень значимости 0,05).
Корреляционная плеяда изображена на рис. 4.
Управление чужими эмоциями |
Управление своими эмоциями |
Понимание своих эмоций |
Межличностный эмоциональный интеллект |
Внуриличностный эмоциональный интеллект |
Управление эмоциями |
Понимание эмоций |
Общий ЭИ |
Ориентация во времени |
Взгляд на природу человека |
аутосимпатия |
спонтанность |
контанктность |
самопонимание |
Рис. 4. Корреляционная плеяда, женщины
Таким образом, как можно видеть на рис. 4, в женской выборке обнаружено 26 положительных корреляционных связей между компонентами эмоционального интеллекта и самоактуализации.
Наибольшее количество связей обнаружено у таких компонентов эмоционального интеллекта как понимание своих эмоций (4 связи), внутриличностный эмоциональный интеллект (4 связи), понимание эмоций (4 связи), управление эмоциями (4 связи), общий уровень эмоционального интеллекта (4 связи), можно предположить, что именно эти компоненты ЭИ важны для самоактуализации у женщин. Три связи обнаружено у компонента «управление чужими эмоциями», две – управление своими эмоциям и межличностный эмоциональный интеллект.
Среди компонентов самоактуализацци для развития ЭИ у женщин наиболее значимыми стали:
— самопонимание (7 связей), очевидно, что способность понимать свои способности, желания и потребности является самой значимой в структуре самоактуализации для развития ЭИ у женщин;
— ориентация во времени и аутосимпатия (6 связей), эти компоненты самоактуализации также важны для развития ИЭ;
— спонтанность (5 связей);
— наименьшее количество связей – контактность (2 связи) и взгляд на природу человека (1 связь). Эти компоненты самоактуализации у женщин играют наименьшую роль в развитии ЭИ.
— не обнаружено связей между такими компонентами самоактуализации и ЭИ как ценности, автономность, стремление к познанию, гибкость в общении, креативность. Можно предположить, что эти компоненты самоактуализации не участвуют в развитии ЭИ у женщин.
Выводы и рекомендации
Нами были изучены особенности эмоционального интеллекта и самоактуализации в гендерном аспекте. Мы выявили, что достоверные различия были получены в показателях способности понимать чужие эмоции, у женщин она развита лучше по сравнению с мужчинами; способность управлять своими эмоциями достоверно лучше развита у мужчин, чем у женщин; контроль экспрессии также лучше развит у мужчин, у мужчин достоверно лучше развит внутриличностный интеллект по сравнению с женщинами, а также способность управлять эмоциями. Общий уровень развития эмоционального интеллекта в выборках не отличается.
У женщин достоверно выше, по сравнению с мужчинами, показатели таких компонентов самоактуализации как креативность и ценности, женщины в большей мере разделяют ценности самоактуализации, а также выше оценивают возможности и способности человека в мире. Общий уровень самоактуализации у мужчин и женщин примерно одинаков и не зависит от гендера.
Выявлены различия в том, какое место различные компоненты самоактуализации занимают в развитии ЭИ у мужчин и женщин. Общее количество связей между факторами ЭИ и самоактуализации в обеих выборках примерно одинаково – 25 связей в мужской и 26 связей в женской выборке, это говорит о том, что значение компонентов самоактуализации для формирования ЭИ у мужчин и женщин равное.
У мужчин наибольшее количество связей получено между показателем «управление эмоциями» и самоактуализацией (4 связи). Это может означать, что для мужчин этот фактор в формировании эмоционального интеллекта является решающим. По 3 связи получено между такими компонентами ЭИ как межличностный, внутриличностный и общий показатель ЭИ и самоактуализацией. Эмоциональный интеллект являет важным фактором развития самоактуализации у мужчин и наоборот. Наибольшее количество связей обнаружено у таких компонентов эмоционального интеллекта как понимание своих эмоций (4 связи), внутриличностный эмоциональный интеллект (4 связи), понимание эмоций (4 связи), управление эмоциями (4 связи), общий уровень эмоционального интеллекта (4 связи), можно предположить, что именно эти компоненты ЭИ важны для самоактуализации у женщин.
Таким образом, для женщин большее значение имеет понимание эмоций, а для мужчин – управление ими, что, скорее всего, обусловлено традиционно предписываемыми гендерными ролями и гендерными стереотипами поведения, когда женщине предписывается быть более чуткими, а мужчинам – волевыми, уравновешенными. Понимание эмоцией в общем для мужчин не является особо важным для самоактуализации личности.
В структуре самоактуализации для развития ЭИ наибольшее число связей и у мужчин и у женщин получено в факторе «ориентация во времени». Стремление жить в настоящем является наиболее значимым для развития ЭИ независимо от пола.
Для женщин большое значение в развитии ЭИ имеют такие факторы самоактуализации как самопонимание и аутосимпатия, в то время как для мужчин большее значение имеет контактность.
Полученные выводы говорят о том, что в развиии ЭИ у мужчин и женщин играют различные факторы самоактуализации, и из этого следует исходить, составляя рекомендации.
Рекомендации:
1.При развитии ЭИ следует опираться на гендерные особенности и различия.
2.Для мужчин также важно развитие понимания эмоций, а для женщин – управление эмоциями.
Для повышения уровня развития ЭИ у женщин следует развивать самопонимание, положительную самооценку.
4.Для повышения уровня развития ЭИ у мужчин следует развивать коммуникативные навыки и способности.
Заключение
Целью настоящего дипломного исследование стало изучение особенностей эмоционального интеллекта и самоактуализации в гендерном аспекте. В ходе теоретического исследования мы пришли к выводам о том, что эмоциональный интеллект можно считать типом интеллекта, который направлен по познание эмоциональной сферы человека и эмоциональных явлений в повседневном общении. Эмоциональный интеллект оказывает неоспоримое влияние на процессы саморазвития, выбора деятельности, принятие ответственности, иначе говоря, на процессы, которые являются элементами самоактуализации личности. В связи с этим выявляется актуальность вопроса изучения взаимосвязи эмоционального интеллекта и самоактуализации личности.
Самоактулизация — это целенаправленный (а значит, осознанный) процесс, осуществляющийся во временной протяженности жизни человека в прошлом, длящемся настоящем и будущем времени и направленный на изменение себя, обусловленное выработкой собственного мировоззрения, на основе саморефлексии и рефлексии другого опыта. Самоактализирующаяся личность это в первую очередь те люди, которые способны адекватно оценивать себя, стремятся к личностному росту, не зависят от мнения окружающих, оставаясь при этом чуткими к ним.
В ходе эмпирического исследования мы выявили, что достоверные различия были получены в показателях способности понимать чужие эмоции, у женщин она развита лучше по сравнению с мужчинами; способность управлять своими эмоциями достоверно лучше развита у мужчин, чем у женщин; контроль экспрессии также лучше развит у мужчин, у мужчин достоверно лучше развит внутриличностный интеллект по сравнению с женщинами, а также способность управлять эмоциями. Общий уровень развития эмоционального интеллекта в выборках не отличается.
У женщин достоверно выше, по сравнению с мужчинами, показатели таких компонентов самоактуализации как креативность и ценности, женщины в большей мере разделяют ценности самоактуализации, а также выше оценивают возможности и способности человека в мире. Общий уровень самоактуализации у мужчин и женщин примерно одинаков и не зависит от гендера.
Выявлены различия в том, какое место различные компоненты самоактуализации занимают в развитии ЭИ у мужчин и женщин, что значение компонентов самоактуализации для формирования ЭИ у мужчин и женщин равное.
У мужчин наибольшее количество связей получено между показателем «управление эмоциями» и самоактуализацией, для мужчин этот фактор в формировании эмоционального интеллекта является решающим. Эмоциональный интеллект являет важным фактором развития самоактуализации у мужчин и наоборот. Наибольшее количество связей обнаружено у таких компонентов эмоционального интеллекта как понимание своих эмоций, внутриличностный эмоциональный интеллект, понимание эмоций, управление эмоциями, общий уровень эмоционального интеллекта, эти компоненты ЭИ важны для самоактуализации у женщин.
Таким образом, для женщин большее значение имеет понимание эмоций, а для мужчин – управление ими. Понимание эмоцией в общем для мужчин не является особо важным для самоактуализации личности.
В структуре самоактуализации для развития ЭИ наибольшее число связей и у мужчин и у женщин получено в факторе «ориентация во времени». Стремление жить в настоящем является наиболее значимым для развития ЭИ независимо от пола.
Для женщин большое значение в развитии ЭИ имеют такие факторы самоактуализации как самопонимание и аутосимпатия, в то время как для мужчин большее значение имеет контактность.
Полученные выводы говорят о том, что в развиии ЭИ у мужчин и женщин играют различные факторы самоактуализации, и из этого следует исходить, составляя рекомендации. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. По результатам исследования были сформулированы некоторые рекомендации по развитию эмоционального интеллекта у мужчин и женщин.
Список литературы
- Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб: Питер, 2007. C. 91—188.
- Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. СПб: Питер, 2006. С. 108—126.
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф