Страницы 1 2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Женщины в российской политике и структурах власти СССР в 1985-1991гг
1.1. “Перестройка”: характеристика периода и гендерный аспект в исследованиях
1.2. Взгляд женщин на социально-политическое участие в жизни страны в 1985-1991гг.
ГЛАВА II. Политическая активность женщин в период перестройки и проблемы гендерной асимметрии в политике
2.1. Динамика политического участия женщин в 1985-1991гг
2.2. Общественная и политическая активность женщин в период перестройки, возможности и ограничения женского политического участия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обуславливается фактическим отсутствием заметных исследований, затрагивающих тему гендерного аспекта политической культуры в СССР в период перестройки. Исследование носит многоплановый характер и отражает те социальные реальности, которые произошли в период демократизации общественной жизни страны. Проблема распределения ролей между мужчиной и женщиной затрагивает не только сферу семьи, но и сферу политики и власти. На данный момент исследований гендерного аспекта политической культуры в период перестройки недостаточно, тема недостаточно ангажирована современной отечественной исторической наукой.
Объектом исследования является политическая активность женщин в период демократических перемен в 1985-1991гг.
Предметом исследования выступает гендерный аспект в политической культуре СССР в период перестройки.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в изучении гендерного подхода в политике в эпоху перестройки, степени вовлеченности женщин в политический процесс и действий власти по предоставлению женщинам возможностей реализовать себя в политической сфере.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Разобрать политическое представительство и продвижение женщин в законодательных и исполнительных органах власти СССР различных уровней в период перестройки;
- Проанализировать политическую активность женщин и динамику вовлеченности их в политику;
- Рассмотреть цели и методы власти, которые применялись для вовлечения женщин в политику в 1985-1991гг., изучить эволюцию представлений о роли и месте женщин в обществе в период перестройки;
- Сделать выводы.
Хронологические рамки выпускной квалификационной работы охватывают 1985-1991гг.
Территориальные рамки данной работы в целом охватывают всю территорию СССР, основной фокус исследования сделан на РСФСР.
Историография исследуемой проблемы носит междисциплинарный характер. Тема “женщина и политика”, проблемы положения женщины в обществе и ее роли в общественно – политической жизни страны впервые решались в России на государственном уровне с приходом к власти большевиков в октябре 1917 г., провозгласивших равные права женщин и мужчин. Равноправие женщины в области политических прав провозглашались в декрете об образовании рабоче-крестьянского правительства, принятом в первый день революции 26 октября (8ноября) 1917г. Конституция РСФСР 1918 года закрепило юридическое равенство мужчины и женщины[1]. Актуально звучат ленинские слова о том, что “не может быть социалистического переворота, если громадная часть трудящихся женщин не примет в нем значительного участия”[2]. Впервые в истории России был закреплен конституционный принцип равенства полов. И это, несомненно, был шаг в освобождении и эмансипации женщин. Несмотря на начало женского движения в стране, роль женщин в политике и исполнительных органах власти осталось малозаметной.
В 1970-х годах XXв. в мире сформировалось мощное женское движение, настойчиво добивавшееся общей переоценки роли женщины в развитии человечества, культуре, истории, динамике политических процессов. В научной литературе появилось понятие “гендер”. В словаре английского языка слово «gender» означает грамматическую категорию рода. Однако, смысловую трактовку этого слова предложил один из авторитетных социологов современности Энтони Гидденс. Согласно его определению, “гендер” — это “не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности”[3]. На рубеже 1970-1980-х годов XXв. это понятие стало широко использоваться не только лингвистами, но и представителями социальной философии, социологии, истории, а также в политическом дискурсе. В тот момент в поле общественных наук формировалась новая научная дисциплина – гендерные исследования. Её предметом был выбран анализ общего и отличного в восприятии действительности и социальном поведении мужчин и женщин.
В СССР “женский вопрос” и проблема “женщина во власти” считались практически решенными. Однако механизмы продвижения советских женщин, обеспечивавшие их общественно – политическую активность в советский период, перестали применяться с наступлением периода перестройки.
“Демократизация общества, которая является стержнем и гарантом перестройки, немыслима без повышения роли женщины… Нам надо добиваться того, чтобы положение было изменено по существу, чтобы женщинам была открыта широкая дорога в руководящие органы снизу доверху, чтобы вопросы, непосредственно затрагивающие интересы женщин, не решались бы без их участия и определяющих суждений…”[4], — говорил в своем докладе на XIX Всесоюзной партийной конференции М.С. Горбачев. Однако процессы социально – экономических преобразований периода перестройки ухудшили реальное положение женщин во многих сферах общественной жизни и усилили неравенство с мужчинами, в том числе и в политике.
Гендерному аспекту в политике посвящены исследования известных зарубежных авторов: Э. Гидденса, Г. Зимелля, Кэ де Ври, М. Женнинг, А. Жарден. Проблемы равноправия полов, в том числе и в политической сфере, рассмотрены российскими учеными: В.А.Тишковым, О.А.Здравомысловой, А.И.Посадской, Т.А.Клименковой, А.В.Андреенковой, И.В.Грошевым, С.Г.Айвазовой, Л.Л.Рыбцовой, Г.Л.Кертман, С. Ю.Рощиным, А. А.Темкиной, З.П.Пуховой, Е.К.Аксеновой, А.М.Ивановым, М.С.Ильиной.
Научная новизна исследования заключается в его комплексности. В работе осуществлен анализ гендерного аспекта в политической культуре СССР в период перестройки. Такой подход потребовал привлечения источниковой базы и анализа доступной исследовательской литературы, в которой затронуты отдельные вопросы роста значимости женщин – политиков в 1985– 1991 годах и гендерного дисбаланса власти периода перестройки.
Методы исследования включают в себя:
- Изучение статистического материала;
- Сравнительный анализ и синтез;
- Анкетирование;
Используются историко-генетический и историко-сравнительный методы.
Для написания выпускной квалификационной работы автором была изучена следующая источниковая база.
В основу данного исследования положено изучение гендерного аспекта политической культуры в СССР в период перестройки. Реформы в СССР в 1985 – 1991 годах и политический курс, проводившиеся М.С. Горбачевым и его сторонниками в руководстве КПСС получили название периода перестройки. Основными источниками изучения демократических преобразований в стране, новых политических возможностей (в том числе, для женщин) послужили тексты выступлений В.И.Ленина о задачах женского рабочего движения; материалы XXVII съезда КПСС; тексты выступлений М.С. Горбачёва на пленумах ЦК КПСС и его аналитические работы того периода по вопросам перестройки и нового мышления для нашей страны и для всего мира.
Основная часть источников (выдержки из интервью и статей) для изучения мнений, высказанных известными женщинами – политиками и общественными деятелями периода перестройки Г.В.Старовойтовой, С.З.Умалатовой, Е.Г.Боннэр, В.И.Новодворской представлена в электронном виде на сайтах интернет — ресурсами.
Период перестройки характеризовался возникновением и массовой мобилизацией общественных движений, в том числе советов женщин (женсоветов), возрождением независимого женского движения.
Источниковой базой для изучения женского движения в СССР в период перестройки послужили Положение о советах женщин (женсоветах), материалы Всесоюзного семинара председателей республиканских, краевых, областных советов женщин, позволившие проанализировать содержание, формы и методы работы женсоветов и выделить ценный опыт налаживания тесной и непосредственной связи с широкими женскими массами. Также в работе использованы статистические данные справочника ЦСУ СССР и Всесоюзной переписи населения СССР 1989 г.
В соответствии с целью и задачами исследования структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
Первая глава посвящена рассмотрению вопросов участия женщин в российской политике и структурах власти в СССР 1985 – 1991 годах. Дана краткая историческая характеристика периода перестройки, исследованы проблемы гендерного измерения власти. На основе анализа результатов проведенного автором анкетирования рассмотрены вопросы отношения женщин к возможности женского политического участия в СССР в период перестройки.
Во второй главе проанализированы аспекты политической активности женщин СССР в период либерально – демократических реформ 1985 – 1991 годов, возможности и ограничения участия женщин в политике.
В заключении представлены основные выводы исследования, сформулированные в соответствии с поставленными во введении задачами.
ГЛАВА I. Гендерный аспект в политической культуре в эпоху «Перестройки»
1.1. “Перестройка”: характеристика периода и гендерный аспект в исследованиях
Слово «Перестройка» первоначально употреблялось в экономической литературе не как самостоятельный термин, а как часть более широких осторожных формулировок, например «»Перестройка» хозяйственного механизма». Только в 1986 году слово «Перестройка» стало синонимом реформ и политического курса Горбачева М.С. Этой политике предшествовал курс «ускорения», провозглашенный Горбачевым на апрельском пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 года. Основы более глубоких преобразований были изложены М.С. Горбачевым в феврале 1986 года на XXVII съезде КПСС. Новая социально-экономическая политика включала введение хозрасчета, самоуправления, гласности, демократизации. Изменились приоритеты внешнеполитического курса страны, известного как “новое мышление”. Одной из его особенностей стал отказ от государственной монополии во внешней торговле и более глубокая интеграция в мировой рынок.
В политическом докладе на XXVII съезде ЦК КПСС М.С Горбачев. подчёркивал: «В последнее время на ответственные посты выдвинуто много новых, энергичных, современного склада работников. Партия будет и впредь проводить линию на сочетание в руководстве опытных и молодых кадров. К руководству активнее выдвигаются женщины. Их стало больше в составе партийных и советских органов. Критерий для всех выдвижений и перемещений один: политические и деловые качества, способности, реальные достижения работника, его отношение к людям»[5].
Основными реформами начального этапа нового экономического курса стали закон “О государственном предприятии (объединении)” 1987 года, предполагавший расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования. Было сокращено число отраслевых министерств и количество плановых показателей для предприятий. Приняты законы “О кооперации”, “Об индивидуальной трудовой деятельности” 1988 года направленные на постепенное возрождение частного сектора через кооперативы. Это открывало возможности для частной инициативы в более чем 30 видах деятельности, услуг и производства.
Экономические преобразования затронули и сельское хозяйство — было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов, крестьянских фермерских хозяйств, при этом основными поставщиками сельскохозяйственной продукции оставались колхозы и совхозы.
Первоначально рыночные реформы оживили экономическую жизнь. Уровень рентабельности, который в 1980-1985 годах постепенно снижался, начал расти. На прилавках появились более дорогие, но и более качественные товары, то есть в ценовом измерении объем производства товаров рос, в количественные показатели сокращались. К концу 80-х годов обострился товарный дефицит. Затраты в расчете на рубль начали расти. Производство продукции в ряде отраслей сократилось. Усилился дисбаланс между различными секторами народнохозяйственного комплекса.
Различные формы собственности, появлявшиеся в СССР, были недостаточно четко разделены, что позволило руководителям предприятий и кооперативов начать переводить часть ресурсов государственных предприятий под контроль формирующейся в то время экономической “элиты”. Государственные предприятия были финансово обесточены. В 1988 году началось общее сокращение производства и в сфере сельского хозяйства. Провозглашенное на апрельском пленуме ЦК КПСС постановление “Об основных направлениях ускорения решения жилищной проблемы в стране” (каждой семье предоставить либо отдельную квартиру, либо дом к 2000 году) в связи с отсутствием необходимого финансирования и ухудшением общей экономической ситуации в стране оказалось несостоятельным. Нарастал экономический кризис. Попытка провести реформы только сверху, без опоры на население, привела к злоупотреблениям со стороны правящей бюрократии.
Реформы, проводимые в период перестройки, вызвали болезненные экономические последствия (прежде всего, рост дефицита продукции), что способствовало радикализации общественных настроений, росту популярности идей западной модели экономики и перехода к капитализму. Часть номенклатуры пыталась сопротивляться углублению реформ и преобразованию СССР на основе союзного договора. Но она потерпела поражение в результате попытки установления власти ГКЧП СССР 19-21 августа 1991 года.
В условиях кризиса экономических реформ руководство страны пришло к выводу о том, что необходимо проводить политические реформы, которые были провозглашены 28 июня — 1 июля 1988 года на XIX конференции КПСС. 1 декабря 1988 года была проведена конституционная реформа, которая ввела новый орган власти — съезд народных депутатов. Развернулись национальные движения периода перестройки, обострились межнациональные отношения. На съезде народных депутатов развернулась борьба между консерваторами, сторонниками экономической политики М.С. Горбачева, и Межрегиональной депутатской группой, объединявшей сторонников углубления реформ (Б.Н.Ельцин, А.М.Адамович,Ж.И.Алферов, Г.Э.Бурбулис). Кризис реформ привел к подъему массовых гражданских движений в 1988-1991 годах.
Для того чтобы обезопасить свою власть от внезапной атаки со стороны консерваторов в партии или демократов в парламенте, Горбачев добился внесения новых изменений в конституцию. 14 марта 1990 года III на Съезде народных депутатов СССР М.С. Горбачева провозгласили президентом СССР. Была переформулирована ст. 6 конституции 1977 года, монополия КПСС на власть была официально отменена.
На выборах участников съезда народных депутатов РСФСР в феврале 1990 года большая часть оппозиционных организаций объединилась в блок “Демократическая Россия”, который получил около трети голосов всех депутатов. Б. Ельцин был 29 мая 1990 года избран председателем Верховного совета РСФСР. Российское руководство проводило самостоятельный курс, и в СССР сформировались два центра власти. Во время XXVIII съезда КПСС, проходившего в Москве 2-13 июля 1990 года, председатель Верховного совета РСФСР Б.Н.Ельцин, председатели городских советов Москвы Г.Х.Попов и Ленинграда А.А.Собчак вышли из КПСС. Коммунистический режим прекратил свое существование. КПСС превратилась в одну из двух крупнейших политических партий, второй стало движение “Демократическая Россия”.
Осенью 1990 года руководители России и СССР попытались договориться на основе двух экономических программ, объединенных по инициативе М.С.Горбачева:
- Программа «перехода к рыночной экономике” — “500 дней” (Г.А.Явлинский, С.С.Шаталин);
- Правительственная программа поэтапного введения рыночного механизма в течение 6 лет “Основные направления по стабилизации народного хозяйства” (Н.И.Рыжков, Л.И.Абалкин).
Экономическая программа перестройки “500 дней”, направленная на быстрый переход к рыночной экономике в течение 1,5 лет осталась декларацией о намерениях. Союзные республики отказались принимать ее к исполнению. Так же из-за внутриполитической нестабильности, высшей точкой которой явилась резкое обострение политического кризиса, проявившегося в событиях 19-21 августа 1991 года, программа “Основные направления по стабилизации народного хозяйства” оказалась неосуществленной.
В стране развернулась кампания гражданского неповиновения, сопровождавшаяся манифестациями и забастовками. 29 апреля 1991 года М.С. Горбачеву и Б.Н. Ельцину удалось договориться о компромиссе. Начались Новоогаревские переговоры о заключении союзного договора. В марте 1991 года был проведен всенародный референдум по вопросу территориальной и экономической целостности СССР. 17 марта 1991 года на всесоюзном референдуме за сохранение обновленного СССР высказалась большая часть жителей страны. В России был введен пост президента, на который 12 июня был избран Б.Н. Ельцин.
В стране равенство мужчин и женщин было закреплено законодательно, но в реальности существовала негласная дискриминация, которая сильно препятствовала проникновению женщин во власть, в управленческие структуры[6].
Если в парламенте 20% мест принадлежит женщинам, тогда формируются программы в интересах детей, а если их среди законодателей 30%, то вырабатываются программы в интересах самих женщин – такое мнение высказывают эксперты ООН. В российском парламенте представительство женщин было намного скромнее.
В 1984 году Верховный Совет СССР имел в своем составе 32% женщин. Наиболее явной причиной сокращения количества женщин в структурах власти и их политической активности в наступивший период перестройки явилась отмена системы квот для них.
К 1989 г. число женщин в ВС СССР составило 18,5% от общего числа членов парламента, еще меньше было представительство женщин в региональных законодательных собраниях. Политические партии недостаточно активно работали в направлении обеспечения гендерного равенства в структурах власти всех уровней. Такая динамика свидетельствовала о том, что стали действовать иные факторы, влиявшие на выдвижение женщин в законодательные и исполнительные органы власти.
Для того, чтобы посмотреть и проанализировать отношение жителей страны к женщинам, занимающимся политической деятельностью, было опрошено 500 респондентов. Главные вопрос, который задавался респондентам был о том, какое у них отношение к женщинам-политика.
Результаты получились следующими: 38% опрошенных высказали положительное отношение, 35% высказали свой нейтралитет в данном вопросе и лишь меньшинство, 20% ответили отрицательно [7].
Людям, высказавшим свою отрицательную позицию, был задан уточняющий вопрос, почему они ответили именно так.
В данном вопросе мнения разделились. Некоторые считают, что политика негативно воздействует на женщин, отдаляя их от представительниц прекрасного пола, другие утверждают, что виной тому психологические особенности женщины, которые мешают правильной работе в политической сфере. Другая часть респондентов настаивает на том, что женщина – семейный человек и ее основная задача состоит в сохранении семейного очага. Оставшиеся опрошенные заявили о своем разочаровании в представительницах прекрасного пола, стоящих у политического руля.
Другим 278 женщинам был задан вопрос, готовы ли они стать часть политической жизни страны и осуществлять свою деятельность на местах.
Среди них 28% женщин выразили свою готовность и нацеленность на работу в данной сфере, другие 19% респондентов хотели бы стать частью этой системы, но считают, что они не имеют необходимых навыков и знаний.
Оставшаяся часть (53%) опрошенных не высказала никакого желания участвовать в политической деятельности.
По мнению американских психологов М. Женнинг и А. Жарден женщины очень сильно отличаются от мужчин практичностью своего мышления. Они считают, что женщине необходим конечный результат, кроме того, женщины прекрасно могут контролировать и оценивать ошибки, причем не только свои, но и других. Их цели более четкие и яркие. Они четко различают дело и развлечения [8].
Женщин можно назвать особой группой в обществе страны. По словам И. В. Грошева, основная цель женщины в обществе – построение стабильности в экономическом, политическом и социальном плане. Поэтому именно женщины способны поддерживать партии и организации консервативного характера, являясь тем необходимым электоратом во время избирательных компаний. Кроме того, они чаще готовы принять право на власть государства [9].
Более широкое участие женщин в политике и управлении обществом – это вопрос не только гражданского равноправия и более широкого представительства. Женщины менее склонны к конфронтационному поведению и почти никогда не обращаются к крайним формам решения противоречий в виде насилия. Женщины проявляют последовательность и изобретательность для достижения целей и высокую степень контактности в человеческих отношениях. Кроме того, женщины в управлении менее склонны к авторитарному стилю поведения и предпочитают не создавать дорогостоящего антуража, который часто сопровождает высокопоставленных чиновников. Наконец, присутствие женщин в высших иерархических структурах позитивно влияет на поведение их коллег – мужчин, сдерживая, дисциплинируя и облагораживая поведение последних[10].
По мнению С.Г. Айвазовой причиной неактивного участия женщин в политике и недостаточного представительства в органах власти является нерешённость в ходе реформ проблемы гендерного равенства. Эта идея очень важна для женщин, но не считалась таковой для общества. Несмотря на формально провозглашенную приверженность демократической России принципу гендерного равенства, законодательно закрепленному в декретах и указах; несмотря на принятые международные обязательства, гендерная асимметрия по-прежнему оставалась одной из наиболее характерных черт российской власти, что подтверждалось фактами отсутствия женщин в системе высшей государственной власти на должностях, связанных с принятием жизненно важных экономических и политических решений[11].
Согласно опросу, проводимому во время перестройки Л.Л. Рыбцовой, наблюдается значительное снижение интереса к политической деятельности со стороны женской части населения. Лишь у малой части опрошенных, которая составила порядка 9,5%, наблюдается интерес и проявление активности в занятии политикой. У большей же части были совсем другие приоритеты. У 81,9% женщин в приоритете стояли семейные отношения, настоящее и будущее их семьи, 71,1% женщин волновало будущее нашей страны, а взволнованность относительно своей области и края высказали лишь 57,3% респондентов. Все это непосредственно сказалось на активности женщин во время избирательной компании.
Таким образом, усиление гендерного неравенства в обществе, протекавшее в период демократических преобразований, обусловлено на поверхности явления — отменой квот на представительство женщин в органах государственной власти СССР разного уровня, а по сути — значительными изменениями в экономике государства (реформы, кризис), вынудившими большинство женщин все свои силы направить на экономическое поддержание своей семьи и близких.
Ввиду неоднородности населения любого государства, в нем можно выделить различные социальные группы и общности. Несмотря на, как может показаться, одинаковые условия жизни и труда, они имеют значительные отличия между собой, которые прежде всего связаны со статусом этих групп в обществе, их отношением к ним, культурой и различными социальными и демографическими характеристиками. Это находит отражение в тех приоритетах в культуре, которым они отдают предпочтение.
Наиболее частым и распространенным отличием считается отношение к власти или к политической партии той или иной социальной группы (женщины, молодежь, люди среднего и пенсионного возраста). Данные различия в основном связаны с тем, какую роль в обществе занимает тот или иной человек, какой у него багаж жизненного опыта, какую веру от исповедует, что он ценит, какие цели и задачи он ставит в своей жизни.
Словосочетание «женщина и власть», «женщина и политика» в русскоязычном академическом и социально — политическом дискурсе присутствует нечасто. По суждению В. А. Тишкова процессы перераспределения ролей между мужчиной и женщиной, произошедшие в период перестройки, затронули не только сферу семьи, а также сферу политики и власти. Женщины обеспечили себе доступ к институтам власти и право на активную политику в результате общедемократических перемен, зачинателем которых были широкие гражданские массы[12].
Гарантией любых подлинно глубоких изменений в статусе женщин и условием успешного осуществления государственной политики по вопросам семьи и женщин является их равноправие на участие в выработке и функционировании механизма общественного управления.
Женщины становились влиятельной силой массовых общественных кампаний. Появился целый ряд движений и организации по защите прав и интересов женщин. Образовалась когорта известных общественных деятелей и влиятельных политиков (Г.В.Старовойтова, М.Д.Ковригина, С.З.Умалатова, С.П.Горячева).
В бывшем СССР номенклатурные расчёты обеспечивали определенный уровень представительства в выборных органах власти. Этнические и социально-профессиональные группы женщин были почти пропорционально представлены в составе Советов. Но их реальная власть, как и власть самих Советов, оставалось номинальный. Реальное положение вещей характеризовалось мужским доминированием в Советах и полным партийным контролем над самой представительной властью.
Общественные перемены, периода «Перестройки» нанесли удар по номенклатуре, создали возможности для состязательности и выбора, гораздо более широкого и инициативного участия граждан в избирательном процессе. Если судить по итогам выборов 1989-го и 1990 гг. и сформированному составу Советов, мужчины решительно вытеснили женщин в структурах власти.
Если численность женщин-депутатов ВС СССР в 1984 году составляла 33%, то на выборах 1990 г. в ВС РФ женщины составили 5,4% от общего числа депутатов. И это один из самых низких показателей представительства женщин в сравнении с парламентами других стран. При этом, пропорции их представительства отличались по территориальным и национальным округам. Лучше всего женщины представлены от Севера Европейской части (12%) и от Дальнего Востока (10%). Хуже всего — от Восточной Сибири (1%), Западной Сибири и Поволжского региона (4%).
Резкое снижение числа женщин-депутатов было обусловлено отказом от квот – специальных разнарядках на политическое представительство женщин в органах государственной власти различных уровней. Отказ от использования системы квот произошел на самом пике периода перестройки – на Съезде народных депутатов СССР в 1989 году. Доля женщин-депутатов на этом Съезде составила 15,7%[13].
Спустя 20 лет представительство женщин в парламенте России увеличилось незначительно и в 2007г. в Государственной Думе они составили 15% от общего числа депутатов (в том числе, 15% от партии «Едина Россия, 9% от «ЛДПР», 9% от «КПРФ», 15% от партии «Справедливая Россия»). Для изменения такого положения с представительством женщин в органах государственной власти в обществе активно дискуссировался вопрос о возвращении к системе квотирования и принятия закона о квотах. Свою позицию по вопросу квотирования высказал президент России В.В. Путин на пресс-конференции в Кремле 1 февраля 2007 года. На вопрос корреспондента ИТАР-ТАСС В.Л. Романенковой «Когда мы увидим президентом России женщин? Может это произойти уже в 2008г. или сначала все-таки следует ввести квоты на участие женщин в политике?» президент В.В. Путин ответил следующее: «Не скажу ничего нового, если отмечу, что участие женщин в общественной и политичсекой жизни страны – это яркий признак зрелости общества. Мы с сожалением должны констатировать, что у нас мало женщин не только в руководстве страны, в регионах, в политики в целом, в крупных компаниях мало. Нужно ли вводить какие-то квоты? Не знаю. Как бы хуже не сделать, потому что получается какая-то дискриминация по половому признаку. Но будем мы вводить какие-то квоты или не будем, мы, конечно, должны стремиться к тому, чтобы власть была сбалансированной. Присутствие женщин во власти всегда делает ее более взвешенной и более дееспособной»[14].
Согласно статистике IPU (Inter-Parliamentary Union) за декабрь 2007 года по показателю участия женщин в высших представительных органах государственной власти Россия делила 84-е место с Гвинеей – Бисау, 85-е место занимал Камерун. Россию оставили далеко позади не только европейские страны, но и Таджикистан (17,5%), Узбекистан (17,5%), Туркменистан (16%)[15]. Следует признать, что Россия в вопросе продвижения женщин во власть и экономику сильно отстает от многих стран мира и решение этой проблемы не относится к числу важнейших направлений деятельности государства.
По данным переписи населения 1989г. из общей численности населения страны мужчины составляли 47,1%, а женщины, в свою очередь, оставшиеся 52,9%. Перевес избирателей в пользу женщин и стал ключевым фактором для начала ущемления прав и свобод женщин в обществе. Поэтому, это требует очень решительных и активных действий, чтобы разрешить сложившуюся проблему в депутатском обществе.
Как известно, в политике численное превосходстве не гарантирует неоспоримые преимущества. Практика показывает, что более сильное влияния и возможность принятия решение могут уравновесить силы, используя внутреннюю иерархию самих властных структур [16].
Несмотря на то, что почти все женщины, избранные в ВС РФ имели высшее образование (53 человека) и обладали достаточно престижными специальностями (14 врачей, 6 юристов, 6 учителей и вузовских преподавателей), их статус в органах парламента оставался приниженным. Только две женщины входили в состав президиума: З.А.Корнилова– председатель комиссии Совета национальностей по вопросам социального и экономического развития республик в составе РФ, автономных областей, Автономных округов и малочисленных народов и М.М.Назметдинова — председатель Комитета ВС по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства.
Женщины – депутаты входили практически во все комитеты и комиссии ВС, но, как правило, выполняли либо секретарские, либо административные обязанности (график отпусков, путёвки, талоны и т.п.). В то же время женщины – парламентарии обрели определённое амплуа, участвуя в политических баталиях. Создается впечатление, что они выполняли работу по эмоциональной мобилизации и подготовке депутатов в пользу того или иного решения.
Управление государством в СССР до периода перестройки всегда надёжно находилось в руках мужчин. Ситуация осталось таковой и позже. В федеральном правительстве на 30 мужчин до начала 1994 г. приходилась единственная женщина – министр Э.А.Памфилова. Из высших должностных лиц в ранге министров или заместителей могут быть названы ещё Т.М.Регент и Е.А.Гаер. В президентских структурах – были советники Г.В.Старовойтова и Е.Ф.Лахова. Женщин не было в высшем управленческом аппарате, дипломатическом корпусе (на уровне послов), среди руководителей влиятельных неправительственных структур.
Автор А.А.Тишков в своих исследованиях приводит интересные данные: анализ справочника правительственной телефонной связи (на май 1991г.) дал такие говорящие цифры: АТС – 1 (первая «вертушка») из 729 абонентов женщин 16 (2,2%), АТС – 2 (вторая «вертушка») из 3926 женщин 135 (3,4%)[17]. Было бы АТС – 3, доля женщин могла оказаться несколько больше, ибо чем ниже ступень в иерархии власти, тем менее жестко мужчины её контролируют. В этой связи хотелось бы сказать, что одним из требований Декларации ООН о предотвращении дискриминации женщин является обеспечение равноправия в вопросах политики и управления. Следовать этому требованию возможно и крайне необходимо.
В период перестройки ни одна женщина не являлась первым заместителем ни одного из 24 министров (общее число первых заместителей составляло 37 человек). Складывается впечатление, что там, где реальная политическая власть, престижные руководящие должности, вы не найдёте ни одной женщины.
Однако, эмоциональные крайности и упрощенность столь же присущи женской политике, как и мужчинам – новобранцам российской политики. Хотя женщины практически отсутствуют среди инициаторов и организаторов гражданских или межэтнических конфликтов, а тем более не берут на себя функции воинов, они не менее склонны к радикальной политической программе и к манифестным формам общественного и социального поведения. Как известно, среди политических лидеров периода перестройки крайне радикального толка имеется немало женщин. Можно назвать имена Боннэр Е.Г., В.И.Новодворской, Г.В.Старовойтовой, С.З.Умалатовой (Прил. 1).
Женщины в активной российской политике – это явление в целом позитивное, при этом достаточно сложное и противоречивое.
Экспертная помощь и целенаправленное содействие женщинам в политике отсутствуют. Устоявшихся общественных канонов и предпочтений в стране нет. Женщины проходят свой собственный достаточно сложный путь политической карьеры. Причём у них отсутствует должная степень солидарности, а ещё чаще отсутствует и массовая поддержка, которой чаще и активнее пользуются мужчины. У женщин – политиков гораздо чаще возникают семейные проблемы, особенно если эти семьи относится к так называемым бикарьерным, то есть, где муж также карьерно ориентирован.
В июне 1990г. сотрудниками Института этнологии и антропологии РАН был проведён социологический опрос жителей Гагаринского и Краснопресненского районов г. Москвы. В опросе приняли участие 473 мужчины и 655 женщин. На вопрос «какие общественные организации, движения или неформальные объединения отвечает вашим интересам?» 90,8% респондентов не назвали ни одной организации или движения. На вопрос «в деятельности каких общественных организаций, движений и неформальных объединений вы принимаете участие?» 99% опрошенных не назвали ни одной.
Результаты этого социологического опроса свидетельствуют о том, что даже горожанки, причём столичные, крайне далеки от осознанной и активной общественно – политической деятельности, и работа в этом направлении необходима огромная. Особенно если вспомнить, что значительная часть женщин в СССР проживала в малых городах и селах.
Женщины на селе составляли около 40% общей численности рабочих, служащих и колхозников. Проведение новых экономических реформ в сельском хозяйстве в период перестройки, право сельских и городских жителей брать землю в аренду в наследственное пользование на срок до 50 лет со свободой распоряжения сельхозпродукцией, развитие фермерства и раздел земли привели к отстранению женщин от земельной собственности и от влияния на управления фермерскими хозяйствами[18]. Это привело к тому, что к 1991 г. женщины составили 72% безработных в сельской местности. Среди работающих женщин большинство было занято в полеводстве, овощеводстве и животноводстве, где крайне низок уровень механизации.
В сельских поселениях и малых городах не создавались формы общественной самоорганизации — женские движения и политические объединения. Естественно, что отсутствовала борьба за власть и представительство женщин в органах местного самоуправления и за влияние на процесс принятия важных решений.
Есть культурный аспект проблемы «женской власти» на селе. В период перестройки велась интенсивная пропаганда со стороны городских интеллектуалов и политических активистов, главным образом, из числа национально – патриотических и радикально — националистических сил, в пользу возрождения бытовых, семейных, общинных и прочих традиций как основы возрождения нации, социального обустройства и даже демократических преобразований. В этом “привлекательном” движении, заключается безответственная, малокомпетентная риторика и консервативный смысл[19].
К сожалению, вопросы социально — политической активности женщин, проживающих в малых городах и сельской местности мало исследованы и статистическая информация по этому вопросу фрагментарна и не позволяет оценить это явление в целом.
Современное общество выработало радикально отличающиеся от прошлых нормы взаимоотношений полов, женского статуса и поведения. Было бы большой ошибкой возрождать или закреплять патриархальность, семейно-родовую общинность и полагать, что, например, в устоях казачьего дома, когда глава семьи располагал властью не только над своей женой, но и над невестками, есть некий утраченный идеал. Для участников мужских игр в казаков это может и так, но для их жен и невесток — нет.
1.2. Взгляд женщин на социально-политическое участие в жизни страны в период перестройки
В март 2020 г. автором исследования был проведен социологический опрос жительниц Мещанского района Центрального административного округа города Москвы. В анкетировании участвовали женщины в возрасте 55 лет и старше, при этом из 50 участниц опроса 16 женщин в период с 1985-1991 гг. проживали в малых городах и сельской местности, а 34 проживали в этот период в городе Москве. Цель опроса состояла в изучении их отношения к участию женщин в политической жизни страны в период перестройки. 58% респондентов оценили степень политического участия женщин в исследуемый период как низкое. 46% опрошенных ответили, что правительство не способствовало созданию условий для женщин, которые хотели принимать участие в политике.
Политическая активность женщин, как электората, в период перестройки была высокой: 63% респондентов принимали участие в выборах. 44% опрошенных одним из важных факторов, препятствовавших активному участию женщин в политике в период перестройки, назвали нарастание негативных факторов в экономике страны, бытовую неустроенность того периода, рост цен (резкое обострение дефицита товаров и услуг).
Следует отметить, что 40% ответов на вопрос «повлияло бы на политическую и экономическую ситуацию в стране более представительное участия женщин в верховных эшелонах власти в период с 1985-го по 1991 г.» были отрицательными. Это свидетельствует о том, что при активном участии женщин в политической жизни страны, они не верили, что смогут значительно повлиять на принятие важных политических и экономических решений.
На вопрос: “Какие женщины-политики по вашему мнению внесли весомый вклад в общественно-политическое развитие страны?” чаще отмечали Галину Старовойтову (28%), Светлану Горячеву (22%), Сажи Умалатову (16%).
Необходимо отдельно сказать о роли жён известных политиков, оказавших ощутимое влияние на развитие страны. Было предложено оценить вовлеченность в политику жён М.С.Горбачева, Б.Н.Ельцина, Т.А.Гайдара, А.Н.Шохина. 84% опрошенных женщин отдали свои голоса Р.М. Горбачевой.
В СССР жены первых лиц государства не влияли на политическую жизнь страны. Они не появлялись на пленумах ЦК КПСС и съездах КПСС. Поэтому активное участие Раисы Максимовны Горбачевой в политической жизни страны периода 1985–1991 гг. стало обсуждаться во всех слоях российского общества. Она сломала стереотип «непубличности» супруги руководителя Советского государства, впервые в советской истории появившись на общественной сцене в роли «первой леди».
По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что несмотря на активное участие женщин в политической жизни (участие в выборах, референдумах), их реальная представительство в органах государственной власти было невелико. При этом яркая женская личности на политической арене в период перестройки (Р.М.Горбачева) придала женщинам уверенности в реальных возможностях влиять на принимаемые политические и экономические решения путём более представительного участия женщин в политике и создания женского «лобби» в правительстве.
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф