Страницы 1 2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА КАК БАЗОВОГО МЕТОДА ПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА ЗУБОВ И БОЛЕЗНИ ПАРОДОНТА
1.1 Основные сведения о гигиене полости рта
1.2 Средства индивидуальной гигиены полости рта
1.3 Методы индивидуальной гигиены полости рта
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА КАК МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В КЛИНИКЕ
2.1 Характеристика стоматологической клиники
2.2 Профессиональная гигиена полости рта
2.3 Рекомендации по уходу за полостью рта и выбору средств гигиены
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ
Исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о высокой распространенности среди населения таких процессов как кариес зубов и болезни маргинального периодонта, что обусловлено большим количеством экзогенных и эндогенных факторов. Причины, влияющие на возникновение, а также на тяжесть течения конкретного заболевания, являются критериями оценки риска. Факторами риска или «предполагаемыми факторами риска» называются те, которые при наличии определенных условий могут привести к возникновению или осложнению течения заболевания. Установление причин болезни необходимо для разработки мер по их профилактике.
Причины заболевания могут быть достаточными (те, которые неизбежно приводят к определенным последствиям), дополнительными (которые сами по себе не являются достаточными) и необходимыми (те, наличие которых для возникновения заболевания обязательно). Для профилактики заболевания не обязательно знание всех дополнительных причин, а исключением даже одного из элементов достаточных причин могут предотвращать все случаи заболевания.
Индивидуальная гигиена полости рта – это тщательное и регулярное удаление остатков пищи и зубного налета с поверхности зубов, дёсен и языка с помощью различных средств, и приспособлений.
Профессиональная гигиена необходима абсолютно всем людям для поддержания здоровья зубов и десен. Отметим, что у людей, следящих за здоровьем полости рта: меньше полостей в зубах, их зубы меньше подвержены кариесу, у них здоровые десны и нет заболеваний в области пародонта.
Цель работы – предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта.
Основные задачи работы:
— изучить теоретические аспекты гигиены полости рта;
— сделать обзор средств индивидуальной гигиены полости рта, в частности рассмотреть зубные пасты, щетки и др.
— провести анализ гигиены полости рта;
— выявить основные недочеты, допускаемые при уходе за полостью рта;
— рассмотреть профессиональную гигиену полости рта;
— привести рекомендации по уходу за полостью рта и выбору средств гигиены полости рта.
Объектом исследования выступает клиника, а предметом исследования выступают гигиена полости рта.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА КАК БАЗОВОГО МЕТОДА ПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА ЗУБОВ И БОЛЕЗНИ ПАРОДОНТА
1.1 Основные сведения о гигиене полости рта
Целенаправленная профилактика кариеса зубов и болезней пародонта требует отчетливого представления о причинах, вызывающих эти заболевания, факторах, способствующих их развитию и механизмах их взаимодействия. Многочисленные данные литературы свидетельствуют о том, что зубной налет является одним из важных этиологических и патогенетических звеньев в развитии кариеса зубов.
Начальное поражение кариесом возникает в местах, где создаются благоприятные условия для накопления зубного налета (ямках и фиссурах, на апроксимальных поверхностях и пришеечных областях). Возникновение кариеса связано с микрофлорой зубного налета, среди которой ведущую роль играют стрептококки. Неопровержимые доказательства существования этиологической роли микроорганизмов в возникновении кариеса зубов получены в экспериментах на гнотобиотических (безмикробных) животных, у которых кариес зубов не возникал, несмотря на длительное пребывание на кариесогенной диете.
Введение внутрь гнотобиотическим белым крысам микрофлоры, выделенной из кариозных полостей животных, приводит при кариесогенной диете к столь же быстрому и интенсивному развитию кариеса зубов, как и у белых крыс, содержавшихся на кариесогенной диете в обычных условиях. Наибольшее значение для развития патологии мягких тканей и повреждения зубов кариесом имеет стрептококк.
Стрептококки легко могут переходить в споровое состояние и выходить из него. Для питания стрептококку достаточен минимальный набор питательных веществ. Он быстро размножается и обладает высокими кислотопродуцирующими свойствами. В неблагоприятных условиях для жизнедеятельности стрептококка его поверхностная мембрана набухает и утолщается, что является приспособительным защитным механизмом. Стрептококк легко приспосабливается к любому виду пищи и легко отвыкает от нее.
Наиболее выраженным кариесогенным потенциалом обладает Streptococcus mutans за счет присущих следующих свойств:
Образование колоний на зубах в форме зубной бляшки. Зубная бляшка плотно, за счет гликопротеинов, прилегает к поверхности зуба, имеет сетчатую структуру, наполненную микрофлорой и депонированными углеводами типа левана и декабрана. От полости рта зубная бляшка отграничена оболочкой из гликополисахаридов, не разрушающихся под влиянием амилазы слюны.
Такая форма существования микробов во рту целесообразна с позиций их жизнеобеспечения, т.к. легче обеспечиваются:
- процесс размножения;
- защита от вредных воздействий;
- осуществляется аккумуляция и депонирование пищи.
- Продукция (выработка) большого количества внеклеточных полисахаридов, которые обеспечивают адгезию бактерий друг с другом и поверхностью зуба, что ведет к росту и утолщению зубного налета.
- Расщепление углеводов. При приеме легкоферментируемых углеводов, особенно с низким молекулярным весом (глюкоза и сахароза), происходит два процесса: быстрый их метаболизм путем гликолиза с образованием органических кислот, преимущественно молочной кислоты. Происходит своеобразный «метаболический взрыв», когда кислотопродукция возрастает в 10-100 раз в течение 5-15 минут.
При этом некоторая часть кислот проникает из бляшки в слюну, а основная часть остается в бляшке, диффундируя на поверхность эмали. Происходит снижение рН зубного налета до 4,4-5,0, тогда как возвращение к нормальным значениям происходит гораздо медленнее, иногда в течение 2 часов, особенно в области контакта между зубами. Такое изменение концентрации водородных ионов представляет опасность для эмали, так как при величине рН ниже критического уровня (около 5,5) может происходить растворение кристаллов гидроксиапатита в наименее устойчивых участках эмали.
Кислоты проникают в подповерхностный слой эмали и вызывают его деминерализацию. Микропространства между кристаллами увеличиваются, что приводит к увеличению и усилению проницаемости эмали зуба. Именно проницаемости мы обязаны тем, что создаются идеальные условия для проникновения микроорганизмов в межпризменные пространства. То есть источник кислотообразования проникает внутрь эмали, образуя конусовидный очаг поражения.
На ранней стадии кариес представляет собой очаговую деминерализацию, возникающую вследствие изменения рН на поверхности эмали под зубным налетом. На этой стадии — «белого пятна» — патологический процесс обратим, и возможна реминерализация эмали зуба. При этом поверхностный слой эмали сохраняется как за счет притока минеральных веществ из разрушающихся ее слоев, так и за счет поступления веществ из окружающей зуб среды. Таким образом, при равновесии процессов де- и реминерализации кариес не вызывают.
При преобладании процесса деминерализации возникает кариес в стадии белого пятна. На этом процесс может не остановиться, а послужить отправной точкой образования кариозного дефекта. Второй более медленный процесс — образование полимеров глюкозы (левана, декстрана, других соединений), которые представляют депо углеводов (типа гликогена), запасаемых микрофлорой впрок для обеспечения жизнедеятельности между приемами пищи.
Таким образом, для возникновения кариеса зубов необходим этиологический фактор — кариесогенная микрофлора полости рта (рисунок 1).
Рисунок 1 — Кариесогенная микрофлора полости рта
Без нее ни при каких условиях кариес зубов возникнуть не может. При наличии кариесогенной микрофлоры развитие кариеса может произойти лишь при наличии определенных условий и факторов (звеньев патогенеза). Для этого должен быть обеспечен прием легкоферментируемых углеводов и должна сформироваться зубная бляшка. Но и при этом условии кариес образуется не обязательно. В результате постоянной кислотопродукции должно произойти преобладание процессов деминерализации над реминерализацией. В этом случае кариес может развиться при низком уровне резистентности эмали зубов.
Пародонт — сложный морфофункциональный комплекс тканей, окружающий и удерживающий зуб в альвеоле (рисунок 2). Все составляющие пародонт элементы (десна, периодонт, костная ткань альвеолы и цемент) тесно связаны в развитии и строении, что обеспечивает выполнение разнообразных и весьма сложных функций — барьерной, трофической, пластической, опорно-удерживающей и др.
Рисунок 2 — Пародонт
По данным ВОЗ (2017), более 80% населения земного шара подвержено заболеваниям пародонта, приводящим к потере зубов, появлению в полости рта очагов хронической инфекции, снижению реактивности организма, микробной сенсибилизации и других расстройств.
Каковы причины, вызывающие заболевания пародонта? Важную роль в возникновении воспалительных заболеваний пародонта (гингивиты, пародонтиты) играет зубной налет, причем наибольшее значение придают таким микроорганизмам зубного налета, как Str.sanguis, Bac.melonogenicus, Actinomyces viscosus и др. В норме в полости рта содержится множество микроорганизмов, и они не оказывают патогенного действия. Кроме того, существует ряд механизмов защиты от возможного патогенного влияния зубного налета.
Главную роль играет слюна, которая эффективно предупреждает избыточное скопление микроорганизмов в межзубных промежутках, в области зубодесневых соединений. Антимикробные компоненты слюны (лизоцим, b-лизины и т.д.) подавляют рост микроорганизмов и этим предупреждают их повреждающее воздействие на пародонт.
Около наиболее уязвимых зон (зубодесневых бороздок) располагается мощная капиллярная сеть. В случае повышенного выделения микроорганизмами токсинов, ферментов и других повреждающих микробных факторов в эти участки активно выходят защитные клетки крови (лейкоциты) и ее компоненты, инактивирующие или разрушающие микробные клетки. Таким образом, процессы микробной инвазии и антимикробной защиты в норме достаточно сбалансированы.
В каких случаях нормальная микрофлора способна вызвать патологические изменения в пародонте. Очевидно, это происходит, когда микроорганизмы накапливаются в очень большом количестве и обычные местные защитные механизмы не способны нейтрализовать их токсическое и ферментативное действие, либо, когда активность местных защитных сил недостаточна. Скоплению зубного налет в межзубных промежутках и десневых бороздках способствуют:
- пришеечные кариозные дефекты;
- неправильно наложенные пломбы;
- отсутствие межзубных контактов;
- аномалии расположения зубов в зубной дуге;
- преобладание в рационе питания мягкой пищи;
- большое содержание углеводов в питании;
- изменение состава и свойств ротовой жидкости (уменьшение количества и скорости слюноотделения, повышение вязкости слюны).
В свете современных представлений о патогенезе заболеваний пародонта можно выделить 4 этапа. На первом этапе происходит колонизация бактерий, преимущественно Str.sanguis и Actinomyces, которые прочно прикрепляются к поверхности пелликулы. Затем происходит присоединение других микроорганизмов, что ведет к увеличению массы зубного налета в разных направлениях.
Десневая жидкость, факторы роста и хемотаксиса способствуют миграции бактерий в десневую бороздку, где они прикрепляются к поверхности зуба, эпителию или другим микроорганизмам и могут противостоять току десневой жидкости.
В стадии инвазии целостные микроорганизмы или продукты их жизнедеятельности проникают в десну через эпителий десневой бороздки на разную глубину вплоть до поверхности альвеолярной кости. III этап — разрушение тканей пародонта.
Микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности приводят к разрушению тканей пародонта путем прямого токсического влияния подобного тому, которое оказывают экзотоксины или гистологические ферменты. Клеточные элементы десны повреждаются, токсины и ферменты микроорганизмов проникают внутрь мягких десневых структур, развивается острая воспалительная реакция.
Патогенное действие микроорганизмов продолжается, и воспаление приобретает хроническое течение. Как и любое воспаление, вызванное инфекционным агентом, воспаление тканей пародонта зависит не только от наличия микроорганизмов, но и от общего состояния всего организма. Остроту процесса, его клинико-морфологические особенности и исход воспаления определяет реактивность организма.
1.2 Средства индивидуальной гигиены полости рта
Средства гигиены полости рта (СГПР) представляют собой сложную, многокомпонентную систему, в состав которой входят различные натуральные и синтетические вещества, предназначенные для оказания благоприятного профилактического и терапевтического воздействия на ткани полости рта.
К СГПР относятся:
- зубные щетки;
- интердентальные средства гигиены для детей;
- межзубные стимуляторы;
- приспособления для очищения языка;
- межзубные ершики;
- ирригаторы полости рта;
- зубные порошки;
- зубные пасты и гели;
- ополаскиватели;
- спреи-дезодоранты;
- жевательная резинка;
- средства для ухода за съемными ортопедическими и ортодонтическими конструкциями;
- красители для самостоятельного выявления зубных отложений;
- индивидуальное стоматологическое зеркало.
Рассмотрим некоторые из них.
Зубные пасты
Зубная паста – это профилактически-лекарственное средство, главное назначение которого- поддержание гигиены ротовой полости. Также она применяется для лечения некоторых стоматологических заболеваний.
Основные сведения о пастах:
В зубных пастах обычно используются тензиды – вещества, стимулирующие образование пены. Их концентрация не должна превышать двух процентов, иначе возможно раздражение десен;
В пасте не должен содержаться триклозан, так как он убивает не только вредоносные, но и полезные микроорганизмы, что нарушает биобаланс в ротовой полости;
Также неприемлемым компонентом для зубной пасты является сахар. Вместо него в составе должен присутствовать ксилит, заменяющий сахар и противостоящий кариесу;
Для очищающего эффекта в пасты добавляют дикальций фосфат, мел, натрия метафосфат, двуокись кремния, гидроокись алюминия и другие подобные вещества;
Для сохранения свойств зубных паст, а также для воздействия на вредоносную микрофлору ротовой полости, в состав паст включаются бактерицидные и антимикробные вещества, а иногда даже антисептики, например, хлоргексидин;
Чтобы улучшить потребительские свойства, в пасты добавляют пищевые красители, ароматизаторы и специальные вещества, повышающие пластичность паст.
Отдельно стоит рассмотреть некоторые конкретные компоненты, которые часто входят в состав зубных паст.
Фторид. В современных зубных пастах чаще всего есть фтор или фторид. Это вещество значительно уменьшает риск развития кариеса и укрепляет зубы. Фтора в пасте должно содержаться от 0,1 до 0,6%, а в детских зубных пастах – даже меньше.
Пирофосфаты. Пасты с этими веществами стоит применять людям, которые страдают от зубного камня, так как они не дают образовываться и минерализовываться зубному налету. Разумеется, даже паста с пирофосфатами не способна устранить зубной камень – это может сделать только стоматолог;
Азотный калий и хлорид стронция. Эти элементы входят в пасты для чувствительных зубов. Также их хорошо использовать людям старше 35 лет, так как к этому времени у многих людей частично обнажаются корни, а сама эмаль сильно ослабевает. Данные вещества понижают чувствительность нервных окончаний зубов, и буквально за несколько недель чувствительности снижается настолько, что чистка зубов обычной пастой становится практически безболезненной.
Осветляющие компоненты. Эти вещества в основном имеют абразивную структуру, хотя иногда они являются ферментами, расщепляющими зубной налет.
Лаурилсульфат натрия. В последнее время это вещество считается вредным – оно способно увеличивать боли при стоматитах и негативно сказывается на состоянии слизистых оболочек и кожи, так что лучше выбирать пасту без лаурилсульфата натрия.
Зубные пасты в зависимости от своего назначения делятся на несколько разновидностей.
— Гигиенические пасты. Эти, наиболее распространенные и часто используемые пасты созданы для того, чтобы очищать зубы от образовавшего на них налета и придавать свежесть дыханию. В такие пасты не входят какие-либо лечебные компоненты. Гигиенические пасты предназначены для людей со здоровыми зубами, чтобы использовать их каждый день. Кроме гигиенического, эти пасты, также обладают легким профилактическим действием, в основном за счет содержащихся в них микроэлементов и антисептиков.
— Фторсодержащие пасты. Эти пасты выделяются в отдельную группу, так как в них содержится в несколько раз больше фтора, чем во всех других пастах. Главная задача фторсодержащих паст – укрепление зубной эмали.
— Отбеливающие пасты. В состав этих паст входят различные ферменты и абразивные вещества, которые активно воздействуют на эмаль. Эти пасту полируют поверхность зубов, что позволяет осветлить эмаль на один-два, и в редких случаях даже на четыре тона. Чем сильнее паста отбеливает зубы, тем опаснее она для эмали, так что использовать отбеливающие пасты длительное время не рекомендуется.
— Лечебно-профилактические пасты. Эти пасты отличаются от всех прочих тем, что в них водят компоненты, обладающие выраженным профилактическим, антибактериальным или лечебным действием. Такие пасты устраняют воспаления, предотвращают кариес и другие заболевания полости рта, а также благоприятно действуют на десны.
В зависимости от своего назначения, лечебно-профилактические пасты делятся на:
— Пасты с маслами и растительными экстрактами. Они снижают воспаление десен, восстанавливают естественный обмен веществ и улучшают регенерацию тканей. Кроме того, именно эти пасты лучше всего борются с неприятным запахом изо рта;
— Пасты с солями и минеральными веществами. Они усиливают отток крови, снижают болевой синдром и предотвращают воспаления, а также препятствуют образованию мягкого зубного налета;
— Пасты с биологическими добавками. Их применяют для укрепления зубной эмали, восстановления обмена веществ, ускорения регенерации тканей и для других целей;
— Пасты с противокариозным эффектов, содержащие в основном кальций, фосфор и фтор. Они укрепляют зубы и не дают им гнить и выпадать. Также такие пасты мешают образованию зубного налета.
Виды зубные паст представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Виды зубных паст
Зубные щетки
Зубная щетка является основным средством для удаления зубного налета с поверхности зубов и десен. Еще 300-400 лет до нашей эры народы Азии, Африки, Южной Америки использовали приспособления, подобные зубной щетке. В России зубные щетки стали применять примерно в XVIII веке.
Первый патент на зубную щетку был выдан в США в 1857 году, хотя первый прототип современной зубной щетки был предложен французским врачом на 200 лет раньше. Первая фабрика по производству зубных щеток была открыта в Германии в 19 веке, в Америке в 1924 году продавалось 37 видов мануальных зубных щеток.
В 1938 году компания Oral-B выпускает первую в мире мануальную зубную щетку с искусственным синтетическим нейлоновым волокном щетинок вместо натуральной щетины.
В 19 веке зубные щетки делались из мягкого каучука, а в качестве щетины использовалась свиная щетина. Кроме свиной щетины, использовался белый или отбеленный конский волос.
Зубная щетка состоит из ручки и рабочей части (головки) с расположенными на ней пучками щетинок. Типы зубных щеток отличаются формой, размерами ручек и рабочей части, расположение, густотой, длиной и качеством щетинок.
Для зубных щеток используют натуральную щетину (свиную щетину, конский волос) и синтетическое волокно (нейлон, сетрон, перлон, дедерлон, полиуретан и др.).
По сравнению с синтетическим волокном натуральная щетина обладает рядом недостатков: наличием срединного канала, заполненного микроорганизмами, трудностью содержания щетинок в чистоте, невозможностью идеально ровной обработки концов щетинок и сложностью придания ей определенной жесткости. Производство щеток с натуральной щетиной в мире практически прекращено.
Существует пять степеней жесткости зубных щеток:
- очень мягкие (тип «сенситив»);
- мягкие (тип «софт»);
- средние (тип «медиум»);
- жесткие (тип «хард»);
- очень жесткие (тип «экстра-хард»);
Выпускаются зубные щетки с сочетанием щетины разной степени жесткости. Внешний вид зубных щеток представлен на рисунке 4.
Рисунок 4 — Внешний вид зубных щеток
Рекомендации пациентам по использованию зубной щетки той или иной степени жесткости индивидуальны. Наиболее широко применяются щетки средней степени жесткости. Детские зубные щетки изготавливаются из мягкого или очень мягкого волокна. При заболеваниях пародонта, патологии слизистой оболочки полости рта рекомендуют зубные щетки типа «сенситив» или «софт». Жесткие и очень жесткие зубные щетки можно рекомендовать взрослым людям со здоровыми тканями пародонта.
Также различают по виду зубные щетки: детские, подростковые и взрослые зубные щетки.
В настоящее время как для взрослых, так и для детей рекомендуется использовать щетки с маленькой головкой, которыми легко манипулировать в полости рта. Ее размеры для детей 18-25 мм, ширина 7-8 мм, для взрослых — не более 30 мм, ширина 7,5-11 мм. При этом волокна организованы в пучки, которые располагаются обычно в 3 или 4 ряда. Существует множество моделей зубных щеток с различными формами рабочей части.
По характеру размещения пучков и степени обработки щетины выделяют: одноуровневые, двухуровневые, трехуровневые, многоуровневые зубные щетки.
Наименее представленными являются группы детских и подростковых зубных щеток, что обусловлено очень малым их разнообразием, значительным преобладанием гигиенических зубных щеток. Полноценным представителем данного типа является тип «Squish grip», потому что он разрабатывался самостоятельно как настоящая детская зубная щетка. Щетка имеет маленькую головку, соответствующую размеру зубов и полости рта ребенка, очень крупную с большим количеством впрессованной «резины» ручку, которую ребенок может легко и крепко удерживать, а соответственно, легко и просто манипулировать.
Детские зубные щетки с мягкой щетиной рекомендуется использовать без пасты после прорезывания первого молочного зуба.
Основные требования к зубным щеткам для детей следующие:
— Маленькая головка, соответствующая размеру зубного ряда ребенка.
— Мягкая или очень мягкая при временном и сменном прикусе.
— Большая, удобная для захвата и привлекательная для ребенка ручка.
В настоящее время имеются первые варианты зубных щеток для новорожденных и младенцев. Выпускается специальная зубная щетка масса-жер-напальчник «Infa-Dent» (США) для детей с 3 месяцев до 2 лет. Щетка изготовлена из специальной резины в виде напальчника с 15 рядами щетинок из мягкой резины. Щетка надевается на чистый палец родителей, и они сами очищают молочные зубы ребенка детской зубной щеткой, рассчитанной на этот возраст. Для этой щетки характерно:
— маленькая атравматическая головка;
— очень мягкая щетина;
— кончики каждой щетины должны быть закруглены;
«Infa-Dent» успокаивает десны при прорезывании зубов, удобна для матери и ребенка, безопасна для десен и зубов, нежнее самой мягкой зубной щетки.
Если такие средства гигиены полости рта недоступны, полость рта младенца необходимо обрабатывать мягкой махровой салфеткой, смоченной в теплой кипяченой воде, и следить, чтобы в складках не скапливались остатки пищи.
Фирма Oral-B выпускает зубные щетки для детей от 3 лет и старше (P20 Mickey For Kids) и для детей от 5 лет и старше (Squish grip). Индикатор позволяет родителям контролировать, чистят ли их дети зубы. Голубые ще-тинки обесцвечиваются по мере износа зубной щетки. Зубная щетка для детей Лакалют («Kapt`N Blaubar») эффективна для ухода за молочными и постоянными зубами, то подтверждено Детским стоматологическим центром Лейпцигского университета. Мягкая закругленная поверхность щетины бережно чистит зубки и массирует чувствительные десны, специальная форма ручки зубной щетки удобна для детской руки.
Все многообразие зубных щеток объединено в 3 основные группы:
— гигиенические;
— профилактические;
— специальные;
Гигиенические зубные щетки имеют достаточно ограниченные возможности, так как рекомендованы для лиц со здоровой полостью рта.
Профилактические зубные щетки подразделяются на простые и сложно структурированные в зависимости от количества уровней расположения щеточного поля, сложностей и разнообразия кутопосадки.
С 1994 года выпускают электрические зубные щетки. Использование электрической зубной щетки несколько отличается от обычной зубной щетки. Рекомендуется соблюдать следующие профессиональные правила применения электрических зубных щеток:
— головку установить строго перпендикулярно к поверхности зуба;
— головку перемещают медленно по линии прилегающей десны, от зуба до зуба;
— каждый зуб очищают с щечной, жевательной, язычной поверхности;
— прикладываемое давление не должно быть большим, оно может быть меньше чем у зубной щетки;
В середине 90-х годов доктором Робертом Бохом (США) была разработана и запатентована уникальная двухчастотная ультразвуковая щетка Ultrasonex. Эта щетка является безопасным профессиональным, эффективным неабразывным прибором для ежедневного домашнего применения.
Ультразвуковая щетка Ultrasonex, работает на терапевтической и безопасной частоте 1,6 МНz. Бактерии, составляющие налет, растут цепочками. При плохой гигиене полости рта это может привести к деминерализа-ции эмали и провоцировать возникновение воспалительных заболеваний тканей пародонта. Ультразвук (терапевтической частотой 1,6 МНz, т.е. 192.000.000 движений в минуту) обезвреживает эти бактерии даже до 5 мм под десной, разрывая цепочки и уничтожая их крепления к поверхности зуба. В то же время щетка мягко выметает налет без абразивного воздействия на эмаль при звуковой «пенистой» частоте 18.000 движений в минуту.
Применение ультразвуковой щетки сокращает кровоточивость десен, уменьшает воспаление, способствует удалению зубного налета. Эта зубная щетка рекомендуется пациентам с ортодонтическими аппаратами, несъемными ортопедическими конструкциями и имплантатами, заболеваниями пародонта.
Интердентальные средства гигиены
Первым средством гигиены является зубочистка или деревянная палочка (зубная пика, зубная кирка). Древние египтяне использовали зубочистки достаточно регулярно. Археологические раскопки позволили обнаружить зубочистки, которыми пользовались 3000-2500 лет назад, часть из них находится в различных музеях мира. В бронзовом веке появились бронзовые зубочистки, которые обнаружили в древних захоронениях во Франции, Швейцарии, Центральной Европе.
Для афинян еще в 200 году до нашей эры забота о чистоте тела была очень важна, использование зубочисток после каждого приема пищи было привычным ритуалом для каждого жителя. У римских патрициев гигиена была введена в ранг закона, они регулярно, после каждого приема пищи, использовали зубочистки для очищения межзубных промежутков. В Талмуде (своде законов и правил евреев) также имеются упоминания о зубочистках из дерева и тростника.
Известный персидский врач Авиценна пользовался золотой пикой не только для очищения промежутков между зубами, но и как закладкой для книг. У мусульман использование зубочистки составляет часть их религиозного ритуала. Это нашло отражение в пословицах и поговорках: «Одно из преимуществ зубочистки то, что она заставляет дьявола сердиться», «Она приятна Богу и ненавистна Сатане». В Европе зубочистка вначале появилась в Испании, а несколько позже, в начале XVI века — во Франции. В Англии зубочистки появились значительно позже, во время королевы Елизаветы.
Реальное зарождение вспомогательных средств интердентальной гигиены началось лишь в середине XX века. К интердентальным средствам гигиены относятся зубочистки, флоссы, флоссеты, электрические флоссы, суперфлоссы, зубные ленты, зубные щетки для чистки межзубных пространств.
Зубочистки — самые древние представители интердентальных средств гигиены. Формы и виды зубочисток разнообразны: пики, сабли, заточенные с одного и двух концов. Зубочистки производятся из древесины, пластмассы, кости. В настоящее время предпочтение отдается зубочисткам из мягких сортов деревьев: пихты, карельской березы.
Поперечник современной деревянной зубочистки выполнен в виде треугольника или имеет плоскую, круглую формы. Предпочтение отдается деревянным зубочисткам треугольной формы, которая повторяет форму межзубного промежутка, за счет чего лучше удаляется пища, не причиняя травм мягким тканям, массируя межзубный сосочек. Зубочистка предназначена для однократного применения.
Флоссы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи из труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов. Флосс состоит из нейлонового волокна, которое представляет собой 144 ниточки нейлона, перекрученные между собой (старая технология производства) или склеенные между собой с помощью полимерного покрытия «Пебакс» (новая технология, предложенная компанией Oral-B).
Флоссы могут быть вощенными и невощенными, круглыми и плоскими, по структуре обычными и бикомпонентными, по волокну моноволокнистыми, маловолокнистыми и многоволокнистыми. Флоссы изготавливаются без пропитки и с пропиткой (ментоловой, ментолово-фтористой, фтористой и др.).
Флоссы называются многоволокнистыми, если зубная нить состоит из множества волокон. Бикомпонентной называют нить, в состав которой кроме нейлона входит еще одно волокно — пебакс. Основными компонентами современной зубной нити являются микрокристаллический воск (если нить воскованная), глицерин, гидрогенезированное касторовое масло, сахарин или сахариновая кислота, ароматизатор или маскирующая добавка (мятная) и еще ряд компонентов, которые определяются видом флосса.
Суперфлосс — более специфическое средство интердентальной гигиены, представляет собой текстурированное нейлоновое волокно в виде смеси нейлона и полиуретана. Зубная лента по составу не отличается от флосса, но в 3 раза шире. Она имеет восковое покрытие, пропитанное полиэтиленгликолем, сорбитолом, сахарином натрия, отдушкой. Все они направлены на придание ленте большей эластичности, лучшей проникающей способности, предохранению от преждевременного высыхания, ломкости, улучшению вкуса.
Также к интердентальным средствам гигиены относятся зубные щетки для чистки межзубных пространств (однопучковые и малопучковые мануальные зубные щетки, щетки-ершики). В однопучковой зубной щетке на очень маленькой головке расположен один пучок щетины, у малопучковой — 6-7 пучков щетины, расположенных в 2 ряда по 3 или по кругу и один в центре. Щетина изготавливается из нейлонового волокна, ручка из ударопрочного полистирола, полипропилена, сополимера.
Щетки-ершики изготавливаются из тех же материалов, что и обычные зубные щетки. Ершик делается из перекрученной проволоки с короткой щетиной, зафиксированной между перекрутами проволоки. Отдается предпочтение ершикам, у которых имеется пластиковое покрытие проволоки во избежание образования гальванических токов.
Жидкие средства гигиены полости рта
ЖСГПР — это любые жидкие формы естественные и искусственные, предназначенные для выполнения гигиенических процедур в полости рта, профилактики и лечения стоматологических заболеваний; их свойства определяются составом, который выбирается в зависимости от их предназначения. В России жидкими формами пользуются довольно редко, нерегулярно и ограниченное число лиц.
Анкетирование, проведенное в Республике Башкортостан, показало, что лишь 12 % опрошенных детей и подростков и 23 % взрослых используют жидкие средства гигиены полости рта. Стоматологи не часто дают рекомендации своим пациентам по применению ЖСГПР. Состав жидких средств меняется в зависимости от их целевого предназначения, способа применения, вида производства. В зависимости от этих свойств и характеристик выделяют:
Народные средства, используемые официальной медициной:
— отвары готовятся в домашних условиях, обладают вяжущим, дубящим, противовоспалительным, десенситивным, освежающим, дезодорирующим действиями. Отвары используют в виде полосканий, ванночек, примочек, аппликаций.
— настои трав и растений на спирту готовятся промышленным способом.
ЖСГПР промышленного производства:
Ополаскиватели (эликсиры) представляют собой однородную прозрачную жидкость, содержащую биологически активные вещества, имеющую запах и цвет, свойственный эликсирам данного наименования. Ополаскиватели имеют следующий состав: экстракт растительный, эфирное масло, ароматизатор пищевой, поливилпирролидон, лаурилсульфат натрия, пищевые красители, спирт этиловый, флюорат натрия, бензоат натрия, вода дистиллированная.
Зубные ополаскиватели целесообразно применять для полоскания полости рта и ванночек в разведении 40-50 капель (2,0-2,5 мл) на стакан воды. Рекомендуется задерживать каждую порцию во рту на 10-15 секунд. Курс — не менее 10-12 процедур, проводимых ежедневно. Длительность процедуры — 10-15 минут. Рекомендуется использовать для профилактики и лечения заболеваний пародонта. Количество капель эликсира зависит от цели его применения: для дезодорирующих и профилактических — 15-25 капель, для лечебных целей — 30-50 капель, для прижигающего эффекта — 60-100 капель.
Ополаскиватели — наиболее распространенная в мире форма ЖСГПР. Существуют два вида ополаскивателей: содержащие алкоголь (от 5 до 27 %) и безалкогольные.
Алкогольные ополаскиватели имеют следующий состав: вода, алкоголь, сорбитол, полоксимер, цетилпиридиум хлорид, сахарин натрия, бензойная кислота, допимен бромид, отдушки, красители. Алкоголь — это консервант, который предохраняет ополаскиватель от распространения микробов и тем самым определяет срок годности товара.
Безалкогольные ополаскиватели содержат воду, сорбитол, растительные или травяные экстракты и масла, отдушки (мятную, ментоловую), лимонную кислоту, цитрат натрия. Данные ополаскиватели могут быть рекомендованы для использования подросткам, детям, лицам, не употребляющим и отрицающим алкоголь.
Бальзамы и тоники для десен имеют следующий состав: экстракт шалфея, хрена, конского каштана, сода, кремний, флюорит, серебро, кизерит, эфирное масло розы, масло чайного дерева. Рекомендуются лицам с заболеваниями пародонта.
Спреи или дезодоранты имеют следующий состав: вода, консервант, краситель, отдушка. Могут быть гигиеническими и лечебно-профилактическими. В состав лечебно-профилактических спреев введены экстракты и масла трав и растений, сильные антисептики. Такие спреи рекомендованы при воспалительных заболеваниях слизистой оболочки полости рта и заболеваниях пародонта, поскольку обладают антимикробным и противовоспалительным действиями.
1.3 Методы индивидуальной гигиены полости рта
Гигиена полости рта у детей.
Здоровье ребёнка и здоровые зубы напрямую связаны между собой. Крепкие и здоровые зубы — залог общего здоровья ребенка.
Качество ухода за полостью рта существенно влияет на интенсивность заболеваний зубов и окружающих тканей. Отсутствие регулярного ухода за зубами у детей приводит к накоплению микробного налета, который мешает процессу созревания эмали. В местах скопления зубного налета возникает кариес и воспаление десны.
Правильно проводимая гигиена полости рта, предупреждает накопление микробного налета и дает существенные профилактические результаты. Родители должны хорошо ориентироваться в правильном проведении гигиены полости рта, чтобы повседневно осуществлять контроль у своих детей.
Молочные и постоянные зубы у детей прорезываются с незаконченной минерализацией. Завершается минерализация («созревание эмали») в течение следующих нескольких лет за счет поступления в эмаль из слюны ионов кальция, фосфора, фтора и др. При этом большую роль играет свободный доступ слюны ко всем поверхностям зуба. Если зубной налет постоянно препятствует контакту слюны с эмалью зуба, то это приводит к формированию участков незавершенной (пониженной) минерализации, в которых в дальнейшем может развиться кариес.
Известно, что зоны повышенной растворимости эмали находятся в участках, наименее доступных слюне (пришеечные области, центральные и прикорневые точки контактных поверхностей). Эти зоны наиболее часто поражаются кариесом и поддерживают воспаление прилегающей десны.
Установлено, что избыточный прием легкоусвояемых углеводов приводит к значительному накоплению зубных отложений, которые играют значительную роль в патогенезе кариеса и заболеваний пародонта. Об этом факте следует помнить, пропагандируя рациональное питание ребенка.
Сладости ребенок должен получать в незначительном количестве соответственно его возрасту. После их приема следует прополоскать рот водой. До 2 лет у детей высокая естественная очищаемость зубов за счет обильной саливации. Затем самоочищаемость снижается вследствие вязкости слюны и завершения формирования молочного прикуса. Плотные контакты между зубами вызывают необходимость в искусственном очищении зубов с помощью зубной пасты.
Уже в дошкольный период после прорезывания зубов нужно обучать детей навыкам рационального ухода за зубами и полостью рта. Особенно это важно в период сменного прикуса, когда создаются благоприятные условия для усиленного образования налета, зубного камня. Поэтому обучение детей уходу за зубами является важным и существенным в профилактике болезней пародонта, так как именно с образованием зубного налета связывают высокую частоту гингивитов у детей этого возраста.
С 1,5 года — 2 лет ребенка следует учить полоскать зубы водой после приема пищи, с 2 лет — 2,5 года чистить зубы зубной щеткой. Вначале ребенку следует показать, как надо держать зубную щетку, какие выполнять движения. Затем, взяв руку ребенка, помочь ему выполнить эти движения.
После закрепления у ребенка навыков ежедневной чистки зубов (после завтрака и перед сном) и освоения им методики чистки (направление движений, последовательность очищения отдельных поверхностей и групп зубов и т.д.) можно разрешить использовать зубные пасты или порошок. Помочь в выборе этих средств должен врач. Необходимо помнить, что при неумелом пользовании зубной порошок может попасть в дыхательные пути, поэтому детям младшего возраста следует рекомендовать зубные пасты.
Чистить зубы ребенок старше 4—5 лет должен не менее 2—3 мин, производя при этом 200—250 движений. При наклонности к образованию налета за содержанием зубов на необходимом гигиеническом уровне должны следить родители. Они удаляют налет ватными тампонами, турундами, увлажненным содовым раствором, протирают зубы после приема пищи.
Степень очищения зубов необходимо контролировать. При очередных осмотрах ребенка стоматолог определяет индекс гигиены полости рта (по Федорову— Володкиной и др.) и рекомендует родителям проводить подобное определение (окрашивание зубов йодистым раствором) 1—2 раза в месяц.
Особое внимание следует уделять детям с 7—9 лет в период сменного прикуса, когда условия гигиены полости рта несколько ухудшаются. При наличии зубочелюстных аномалий, кариеса, воспалительных заболеваний пародонта необходимо индивидуальное обучение гигиене полости рта с учетом особенностей сложившейся ситуации, способствующей избыточному образованию зубного налета. Стоматолог должен показать ребенку окрашенный налет и научить его очищать труднодоступные участки зубов.
Детей, находящихся на ортодонтическом лечении, обучают правилам ухода за ортодонтическими аппаратами: промывать их после еды струей воды из-под крана; 1—2 раза в день очищать с помощью зубной щетки пастой или порошком. При ношении несъемных ортодонтических аппаратов целесообразно назначить зубные ополаскиватели дезодорирующего и антимикробного действия. В период ортодонтического лечения рекомендуют чередовать зубные пасты с противокариозными и противовоспалительными свойствами.
Гигиена полости рта у взрослых
Рассмотри некоторые случаи гигиены полости рта у взрослых.
1 случай — Гигиена полости рта у взрослых при заболеваниях периодонта с незначительным отеком, налетом и без абсцедирования.
После мотивации необходимо провести снятие зубных отложений:
а) при гингивите – ультразвуковое (в 1-2 посещения);
б) при хроническом периодонтите – ручным или комбинированным способом (в 3-4 посещения).
Обучение индивидуальной гигиене полости рта следует начинать с первого посещения:
а) рекомендуется использовать зубную щетку с небольшой головкой, искусственной щетиной средней жесткости, расположенной пучками и на разных уровнях. Замену щетки производят каждые 2-3 месяца из-за истирания и бактериального обсеменения;
б) показано применение комплексных зубных паст со фтором и лекарственными травами:
в) для ухода за полостью рта подходящим будет стандартный метод чистки зубов;
г) для очищения боковых поверхностей зубов необходимо пользоваться зубными нитями (флоссами).
Методика использования ершика:
Ершик вводят поочередно в каждый межзубной промежуток, осуществляя 8-10 возвратно-поступательных движений, сначала с наружной, а затем с внутренней стороны.
д) для уменьшения образования налета, повышения кислотоустойчивости эмали, и дезодорирования полости рта можно рекомендовать применение ополаскивателя, который содержит фторид натрия, триклозан и экстракты трав. Полоскать рот следует 2-3 раза в день после приема пищи в течении 15-30 секунд.
2 случай – Гигиена полости рта у взрослых при заболеваниях маргинального периодонта с абсцедированием
- После оказания неотложной хирургической помощи в течении 5-10 дней для обработки полости рта пациенту рекомендуется проводить 2-3 раза в сутки полоскания: хлоргексидин биглюконат 0,02%; отвары
- Для гигиенического ухода за полостью рта необходимо использовать:
а) зубную щетку с короткой рабочей частью, искусственной, мягкой и тонкой щетиной с закругленными кончиками;
б) рекомендуется пользоваться зубными пастами с солями и противовоспалительными компонентами для уменьшения отека и кровоточивости;
г) следует воздерживаться от использования дополнительных средств гигиены (зубные нити, ершики и зубочистки).
- Через 2-3 дня провести профессиональное удаление зубных отложений.
- Коррекцию индивидуальной и профессиональной гигиены следует провести при контрольном осмотре через 7—10 дней.
3 случай – Гигиена полости рта у взрослых при заболеваниях маргинального периодонта с повышенной чувствительностью зубов и рецессией десны.
- Профессиональную гигиену полости рта необходимо проводить под обезболиванием и последующей обязательной обработкой фтор-препаратами.
- Для индивидуальной гигиены полости рта следует использовать:
а) зубную щетку с мягкой щетиной и закругленными кончиками;
б) зубная паста.
в) при оголении корней для ухода за полостью рта рекомендуется применять модифицированный метод Стилмена. Для этого зубную щетку устанавливают так, чтобы концы щетинок лежали на пришеечной области зуба и частично охватывали прилегающую десну под косым углом к оси зуба.
При этом выполняются слабые вращательные движения щеткой и 20 коротких встряхивающих (вперед-назад) движений вдоль прикрепленной десны, десневого края и поверхности зуба. Аналогично очищают язычные поверхности. Для очищения жевательных поверхностей щетку располагают щетинками перпендикулярно к ней;
г) для очищения боковых поверхностей зубов нужно применять ершики соответствующих размеров
д) рекомендуется пользоваться дополнительно жидкими средствами гигиенического ухода.
Недочеты, допускаемые при уходе за полостью рта
У большинства взрослых и детей сложилось мнение, что они очень хорошо и тщательно чистят зубы, используют эффективные средства гигиены полости рта. Однако эпидемиологическое обследование детского населения СНГ показывает, что у 63 % людей состояние гигиены полости рта оценивается как плохое или очень плохое. Это связано с многообразием причин, одной из которых является неправильный уход за полостью рта.
Все недочеты, допускаемые во время чистки зубов, можно подразделить на следующие группы:
— Кратковременность чистки зубов. Для того, чтобы эффективно очистить зубы, необходимо не менее 3 минут. Однако большинство детей, подростков и взрослых затрачивают на процедуру 30-60 секунд.
— Несоблюдение методики чистки зубов: преобладание горизонтальных движений над подметающими и круговыми, очистка только режущего края и жевательной поверхности, недостаточное очищение язычных и небных поверхностей зубов, отсутствие очищения языка, ретромолярной и пришеечной областей зубов.
— Чистка зубов до приема пищи (утром до завтрака, а не после; вечером — перед ужином).
— Отсутствие использования или очень редкое использование интердентальных средств гигиены полости рта. Пользоваться флоссами необходимо после каждого приема пищи, а не один раз в день.
— Несоблюдение методики использования интердентальных средств гигиены полости рта, что приводит к травмированию десен, их кровоточивости, появлению болезненности.
— Использование гигиенических СГПР вместо лечебно-профилактических. Гигиенические средства рекомендуются лицам без патологии органов полости рта. В ситуации, когда в различных возрастных группах распространенность кариеса зубов составляет от 80 до 100 %, заболеваний пародонта от 60 до 100 % большинство населения нуждается в применении лечебно-профилактических средств.
— Неправильный выбор зубных щеток по размеру. Если зубы мелкие, то можно пользоваться детской или подростковой зубной щеткой, если зубы крупные, то для них наиболее распространенные щетки должны иметь 35-40 размер головки.
— Неправильный выбор зубных щеток по степени жесткости щетины. Большинство населения нуждается в зубных щетках с щетиной средней степени жесткости. Обработка щетки с искусственной щетиной кипятком приводит ее в полную непригодность для использования.
— Несоблюдение сроков использования зубной щетки. Даже качественные зубные щетки служат 2-3 месяца, после чего подлежат замене на новые.
— Отсутствие промежуточных гигиенических мероприятий в течение дня, после приема пищи. Существует золотое правило гигиены полости рта «Перекусил — почисти зубы».
Перечисленные ошибки обусловлены отсутствием знаний у детей, подростков, родителей, отсутствием навыков по уходу за полостью рта, неправильным выбором и использованием средств гигиены полости рта.
Врач-стоматолог должен знать о средствах гигиены полости рта, уметь дать рекомендации по правильному выбору и использованию средств. Стоматолог должен воспитывать у пациентов мотивированное отношение к гигиене полости рта как неотъемлемой части оздоровления организма, обучить пациентов методам чистки зубов.
Вывод по главе
Современные стоматологические исследования показывают, что здоровье зубов и десен на 85–90% обеспечивается правильной гигиеной полости рта, которая является неотъемлемой частью жизни каждого культурного человека. Ни для кого не секрет, что игнорирование гигиенических процедур приводит к различным стоматологическим заболеваниям и потере зубов.
Правда, существуют разные мнения – кто-то полагает, что вполне достаточно чистить зубы один раз в день, а другие делают это по десять раз ежедневно. Истина, конечно же, лежит где-то посередине, к тому же большое значение имеет правильная техника чистки и верный подбор зубной пасты. Но все же самое главное в правильной гигиене полости рта – ее регулярность и комплексный подход.
Важность гигиены полости рта трудно переоценить. Это подтверждается безрадостным опытом наших далеких предков, имевших о ней слабое представление. У многих найденных археологами останков совсем молодых людей можно увидеть весьма плачевное состояние зубов или даже их полное отсутствие.
К СГПР относятся:
- зубные щетки;
- интердентальные средства гигиены для детей
- межзубные стимуляторы;
- приспособления для очищения языка;
- межзубные ершики;
- ирригаторы полости рта и др.
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф