Заявка на расчет
Меню Услуги

Государственная поддержка экспорта готовой продукции в России

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3

Содержание

Введение…………………………………………………
1. Теоретические и правовые аспекты государственной поддержки экспорта готовой продукции
1.1. Понятие, цели и принципы государственной поддержки экспорта готовой продукции
1.2. Нормативно–правовое регулирование государственной поддержки экспорта готовой продукции в России
1.3. Зарубежный опыт государственной поддержки экспорта готовой продукции
2. Исследование системы государственной поддержки экспорта готовой продукции в России
2.1 Организационная инфраструктура государственной поддержки экспорта готовой продукции
2.2 Анализ методов и инструментов государственной поддержки экспорта готовой продукции
2.3 Оценка динамики и структуры экспорта готовой продукции в России
3.Совершенствование государственной поддержки экспорта готовой продукции в России
3.1 Пути совершенствования государственной поддержки экспорта готовой продукции в России с учетом современных условий
3.2 Прогноз эффективности государственной поддержки экспорта готовой продукции в России
Заключение………………………………………………………………………………………..
Список использованной литературы

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

 

Введение

Вопрос формирования экспортного потенциала как товаров, так и услуг, повышения международной конкурентоспособности национальной продукции входит в число важнейших приоритетных задач во внешнеэкономической политике практически любого государства.
Одним из основных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере внешнеэкономической деятельности является увеличение объемов экспорта российских товаров и услуг в зарубежные страны. Создание эффективных инструментов поддержки экспорта способно обеспечить благоприятное положение страны на международном рынке, что приведет к улучшению параметров экономического развития.
Учитывая современное состояние национальной системы поддержки экспорта, новые вызовы глобальной конкуренции, поиск оптимальной структуры мер стимулирования российских экспортеров имеет не только научное, но и практическое значение.
Степень разработанности проблемы.
Теоретической основой исследования стали работы российских экономистов, занимающихся вопросами внешнеэкономической деятельности, изучением систем поддержки экспорта в России и за рубежом: Белоусова Т.А., Обухова Е.В., Верников В.М.,Урумов Т.Р и др.
В современной литературе недостаточно подробно исследованы и проанализированы проблемы, возникающие в период формирования государственной системы поддержки экспортеров.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что условием развития экспортной деятельности выступает создание и функционирование полноценного механизма государственной поддержки организаций-экспортеров и производителей экспортной продукции. Комплекс необходимых институциональных изменений механизма государственной поддержки экспорта в условиях членства России в ВТО предполагает расширение объемов, форм и методов финансовой и нефинансовой поддержки экспортеров, активизацию использования программно-целевого подхода при разработке мероприятий поддержки экспорта, разработку методики отбора организаций-производителей инновационной продукции для реализации инструментов государственной поддержки экспорта, что будет способствовать формированию целостного механизма государственной поддержки экспорта на федеральном и региональном уровнях.
Объектом исследования является система поддержки экспорта в РФ.
Предметом в работе выступает совокупность экономических отношений, связанных с государственной поддержкой экспортной деятельности.
Целью работы является совершенствование государственной поддержки экспорта готовой продукции в России.
Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
– исследовать понятие, цели и принципы государственной поддержки экспорта готовой продукции в целях представлений о сущности и роли государственной поддержки экспорта готовой продукции;
¬- охарактеризовать нормативно-правовое регулирование государственной поддержки экспорта готовой продукции в России;
¬-исследовать зарубежный опыт государственной поддержки экспорта готовой продукции в целях представлений об уже успешной практике государственной поддержки в других странах, чтобы использовать этот опыт при разработке направлений совершенствования;
¬- охарактеризовать методы и инструменты государственной поддержки экспорта готовой продукции;
¬- провести анализ динамику и структуру экспорта готовой продукции в России в целях представлений об объемах экспорта, чтобы понимать насколько необходима его поддержка, стимулирование со стороны государства;
¬-разработать пути совершенствования государственной поддержки экспорта готовой продукции в России с учетом современных условий;
¬- рассчитать эффективность государственной поддержки экспорта готовой продукции в России.
Методологическая база исследования: Теоретической и методологической основой работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по теоретическим и практическим проблемам, связанным с вопросами функционирования мировой экономики, роли государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, поддержки экспорта.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данная работа развивает основные положения теории международной торговли в части выявления роли государства в сфере стимулирования экспортной деятельности национальных предприятий и взаимосвязи между государственной финансовой поддержкой экспорта и экспортными продажами.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения и результаты могут быть использованы государственными органами и институтами при разработке системы государственной поддержки российских предприятий и в целях ее совершенствования. Также основные положения данного исследования могут быть использованы в высших учебных заведениях в рамках основных образовательных программ в сфере мировой экономики и международных отношений.
Для решения поставленных задач работа была структурирована следующим образом: введение, три главы, заключение, список источников.

1. Теоретические и правовые аспекты государственной поддержки экспорта готовой продукции

1.1. Понятие, цели и принципы государственной поддержки экспорта готовой продукции

Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности определены Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее — Закон N 164-ФЗ).
Одними из основных принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии со ст. 4 Закона N 164-ФЗ являются, в частности:
-защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
-равенство и недискриминация участников внешнеторговой
деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
— взаимность в отношении другого государства (группы государств);
-гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
-единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
-единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации и другие. [2] Внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью, такое определение содержит п. 4 ст. 2 Закона N 164-ФЗ.
Под внешней торговлей товарами понимаются импорт и (или) экспорт товаров (п. 7 ст. 2 Закона N 164-ФЗ).
Под экспортом товара понимается вывоз товара из Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе (п. 28 ст. 2 Закона N 164-ФЗ) или вывоз товара с таможенной территории Евразийского экономического союза на территорию третьих стран без обязательства об обратном ввозе (п. 2 Приложения N 7 к Договору ЕАЭС). [9] В свою очередь, согласно Постановлению Правительства РФ от 1 ноября 2008 г. N 803 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.12.2015 N 1307) «Об утверждении правил предоставления государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг)» под экспортом промышленной продукции (товаров, работ, услуг) понимается:
а) экспорт из Российской Федерации товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, согласно утверждаемому Правительством Российской Федерации перечню промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой оказывается государственная гарантийная поддержка, а также экспорт из иных стран указанных товаров, произведенных в рамках международной кооперации и содержащих компоненты российского происхождения (страной происхождения которых является Российская Федераци);
б) экспорт из Российской Федерации работ и услуг, выполняемых и оказываемых российскими экспортерами и являющихся частью контрактных обязательств российских экспортеров по экспортным контрактам, при условии, что конечными потребителями указанных работ и услуг являются импортеры, а также экспорт из иных стран указанных работ и услуг, выполняемых и оказываемых российскими экспортерами при экспорте промышленной продукции (товаров, работ, услуг), произведенной в рамках международной кооперации и содержащей компоненты российского происхождения.
Под российским экспортером понимается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, заключившее договор поставки промышленной продукции (товаров, работ, услуг) (экспортный контракт) с импортером.[4] Совокупность собственных и привлеченных ресурсов предприятия (трудовых, финансовых, технологических, информационных и др.), позволяющая производить конкурентоспособные товары и услуги для внешних рынков образует внешнеэкономический потенциал предприятия.
В целях эффективного использования внешнеэкономического потенциала предприятия разрабатывается стратегия внешнеэкономической деятельности как система мер, обеспечивающая достижение намеченных компанией целей.
Принятие решения о выходе на внешний рынок и выбор определенных форм международного предпринимательства должны быть основаны на выработке целевой функции ВЭД предприятия исходя из анализа внутренних возможностей и влияния внешних факторов.
Основная цель ВЭД предприятия — максимизация массы и нормы прибыли на основе использования преимуществ международного разделения труда. Цель может быть достигнута посредством:
расширения сбыта выпускаемой продукции путем освоения новых рынков за рубежом, расширения круга покупателей товара по причине его новизны или предпочтительности по ценам или качеству;
• минимизации издержек производства и удельных затрат на единицу продукции при оптимизации размеров производства, превышающих емкость внутреннего рынка;
• снижения издержек реализации товаров путем выбора правильной стратегии сбыта (создания собственной инфраструктуры зарубежных продаж или использования специализированного посредника с его торгово-сбытовой сетью, применения комбинированных схем);
• обеспечения потребностей в закупках сырья, комплектующих изделий, новейших технологий, оборудования и ноу-хау, привлечения инжиниринговых услуг для производственных нужд исходя из их уникальности, более высокого качества и низких цен относительно внутреннего рынка;
• продления жизненного цикла продукции путем ее реализации на новых рынках, характеризующихся более низким уровнем потребностей и платежеспособного спроса;
• обеспечения более полной загрузки производственных мощностей и стабилизации сбыта продукции в результате кооперации;
• минимизации затрат на обновление основного капитала путем использования возможностей международного лизинга;
• повышения качества продукции посредством применения новых технологий, материалов, дизайнерских решений и других средств;
• повышения эффективности вложения капитала прежде всего в предпринимательской форме для экономии издержек производства, оптимизации производственно-сбытовой сети (приближения к источникам сырья, дешевой рабочей силы и рынкам сбыта), диверсификации деятельности как средства обеспечения финансовой устойчивости, а также повышения прибыли на фоне снижения налоговых отчислений;
• переноса предпринимательской деятельности в страны с более стабильной политической ситуацией, более благоприятным инвестиционным климатом, льготными налоговыми и административными режимами;
• выноса «вредного производства» в страны, в которых действует более либеральное экологическое законодательство.[11] При выходе предприятия- экспортера на внешние рынки необходимо сформировать бизнес-плана, в котором обязательное отражение должны найти следующие аспекты:
• экономическое обеспечение ВЭД, которое включает обоснование всех издержек производства, а также дополнительно возникающих в связи с требованиями иностранного партнера, связанных с налогообложением, выплатой таможенных пошлин, расходами по разработке и внедрению международных стандартов качества, сертификации продукции и т.д.;
• способы и формы выхода на внешний рынок: обоснование реализуемого этапа интернационализации деятельности компании, способа экспортного продвижения товара (услуги), возможности использования таких новых форм производственного сотрудничества, как международная кооперация, франчайзинг, купля-продажа лицензий, финансовый лизинг и др.;
• нормативное обеспечение ВЭД, вытекающее из необходимости соблюдения международного права и торговых обычаев, законодательства России и страны зарубежного партнера в процессе проведения внешнеэкономических операций, в том числе таможенные процедуры, правила по квотированию и лицензированию, специальные требования к качеству и упаковке продукции, международные правила торговли, законодательные основы зарубежного инвестирования и т.п.; • организационное обеспечение ВЭД, в том числе наличие служб и специалистов, способных эффективно реализовать выбранные формы ВЭД, технические процедуры по подготовке, заключению и исполнению внешнеэкономических операций; обеспеченность транспортом, складскими помещениями, производственными мощностями; наличие стратегических поставщиков сырья, материалов, комплектующих для обеспечения бесперебойной работы предприятия и т.д.[11,С. 50] Указанные аспекты изначально ориентированы на достижение плановых показателей развития ВЭД, среди которых:
1) объем производства экспортной продукции (в физическом и стоимостном выражении);
2) объем реализации продукции на экспорт (в физическом и стоимостном выражении);
3) ассортимент экспортируемых и импортируемых товаров, услуг, научно-технических достижений;
4) объем и структура затрат на производство и ВЭД;
5) оборачиваемость средств предприятия и его запасов;
6) прибыль (валовая и маржинальная);
7) рентабельность внешнеэкономических операций.[11] Рассмотрим преимущества и риски внешнеэкономического сотрудничества фирмы.
При формировании целей и задач интернационализации деятельности предпринимателю необходимо взвесить преимущества и риски выхода на международный рынок. Преимущества интернационализации предпринимательской деятельности связаны с возможностью:
¬сохранить и увеличить объемы продаж в случае снижения спроса на внутреннем рынке;
– сгладить резкие колебания спроса и продлить жизненный цикл товара;
¬ получить признание за рубежом и завоевать международный престиж для фирмы и ее товаров;
– окупить издержки на рыночные исследования и инновации быстрее и эффективнее, чем это может быть сделано на внутреннем рынке;
¬освоить передовой опыт ведения международного бизнеса, обучить и повысить компетентность персонала фирмы;
¬ улучшить ликвидность активов предприятия за счет использования зарубежных источников получения наличной валюты.
К трудностям, связанным с выходом на внешние рынки, относятся:
¬дополнительные затраты на изучение географических, демографических, политико-правовых, экономических, научно-технических, культурных, социальных и других особенностей предпринимательской среды зарубежных стран;
– усложнение управления фирмой, что предусматривает необходимость подготовки квалифицированных кадров, владеющих иностранными языками, знакомых с особенностями рынков соответствующих стран, с запросами и предпочтениями зарубежных потребителей, со спецификой ведения переговоров;
– необходимость модификации и адаптации товаров к требованиям зарубежных рынков;
– сложности поиска зарубежных партнеров.
В то же время осуществление деятельности в новой непривычной предпринимательской среде сопровождается повышенными рисками.
Риски во внешнеэкономической деятельности — возможные неблагоприятные события, которые могут произойти и в результате которых могут возникнуть убытки, имущественный ущерб для участника ВЭД. Важнейшими видами риска интернационализации являются:
а) рыночные (сбытовые), связанные со снижением спроса или цен на
мировых рынках;
б) риски политического характера, связанные с изменением социально-
политической обстановки в принимающей стране, переориентацией ее экономической политики, осложнением межгосударственных отношений и т.д.;
в) коммерческие, проявляющиеся в недобросовестности или не платежеспособности покупателя;
г) производственные, связанные с трудностями организации производства, его отладки, подготовки кадров и т.п.;
д) научно-технические, вытекающие из непреодолимости трудностей достижения заданного результата при освоении новых технологий, лицензионном обмене, совместных НИОКР и т.д.[11] Все вышесказанное диктует необходимость формирования и совершенствования государственных программ поддержки предприятий при их желании выйти на внешние рынки.
Поддержка экспортной деятельности является приоритетным направлением торговой политики, как развитых, так и развивающихся стран.
В масштабах мировой экономики координацией государственной поддержки экспорта занимаются такие организации как Бернский Союз (Международный союз кредитных и инвестиционных агентств), ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и ВТО (Всемирная торговая организация).

1.2. Нормативно–правовое регулирование государственной поддержки экспорта готовой продукции в России

Начиная внешнеэкономическую деятельность, каждый должен знать, что он вступает в особую сферу отношений, регулируемых не только общим, но и специальным законодательством. Общее законодательство регулирует экономическую деятельность во всех ее видах и сферах. Радикальные изменения в экономике России, связанные с ее превращением в рыночную, происходят в рамках права, которое закрепляет такие важнейшие положения, как неприкосновенность собственности, новый метод регулирования предпринимательской деятельности – «дозволено все, что не запрещено», недопустимость вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов и т. п. Эти и другие положения закреплены в Гражданском кодексе РФ, ряде законов: «Об инвестиционной деятельности», «Об акционерных обществах», «О защите прав потребителей», «О стандартизации» и др.
Изменения в экономике привели также к радикальным изменениям во внешнеэкономической сфере: ликвидации монополии внешней торговли, предоставлении права участия во ВЭД всем юридическим и физическим лицам, организации внутреннего валютного рынка, развитию иностранного предпринимательства, усилению контролирующей функции государства, расширению экономического метода регулирования ВЭД и т. д.
Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным. Правовое регулирование ВЭД – это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена:
– международными правилами и нормами, подписанными РФ, международными договорами России с другими странами;
– национальным законодательством по ВЭД, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами.
К законам, регулирующим ВЭД, также относятся следующие: «О валютном регулировании и валютном контроле»; «О таможенном тарифе»; «Об иностранных инвестициях».
Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство.
Большое внимание управлению и регулированию внешнеэкономических связей уделяют: правительственные органы, государственный аппарат, негосударственные отечественные и международные организации.
Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности является составляющей частью экономической политики государства.
Эти меры направлены на совершенствование механизма экспортных операций по реализации товаров, услуг и прав интеллектуальной собственности, готовой продукции на международных рынках, а также на поддержку положительного сальдо внешнеторгового баланса и обеспечение хозяйственной безопасности в национальном масштабе.
При осуществлении внешнеэкономической деятельности на уровне государства, основной целью является межгосударственные отношения, поддержка правовых, торговых и политических институтов, которые увеличивают эффективность сотрудничества. Эффективная внешнеэкономическая деятельность государства приводит к увеличению роста национального дохода, усовершенствованию научно-технического прогресса, роста производства и повышения капиталовложений.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ осуществляют: Президент РФ, Правительство РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Федеральная таможенная служба РФ, иные органы. Задачи, функции, правомочия этих государственных органов в рассматриваемой области и субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность определены: Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ (в ред. от 06.12.2011 № 409-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России основывается на широкой нормативной базе и осуществляется с использованием различных методов:
–таможенное регулирование;
– нетарифное регулирование;
– запрет и ограничение внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
– экономические и административные меры.
Нормативно-правовая база должна быть упорядочена по группам, связанным с уровнем власти, закрепляющей эти документы, следовательно можно выделить уровни:
– международный;
– федеральный;
– региональный;
– местный.
В таблице 4 нормативно-правовые акты, на которые опирается данное исследование, систематизированы на основе предложенной классификации.

Таблица 4 – Классификация нормативно-правовых актов в сфере ВЭД

Уровень Сфера регулирования
  Общие Внешняя торговля Валютно-кредитные отношения Вспомогательные
Международный Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009 Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 г    
Федеральный Конституция РФ — ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8.12.2003 г. № 164-ФЗ;

— ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-ФЗ;

— ФЗ от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 года № 160-ФЗ

ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле «от 10.12.2003 № 173-ФЗ -ГК РФ; -КоАП РФ; -НК РФ;

-УК РФ

Региональный   -Закон СК «О привлечении иностранных инвестиций в экономику региона»    

 

В целом можно выделить две группы документов. Одни затрагивают несколько или все области внешнеэкономической деятельности, их можно обозначить как группу общих нормативно-правовых документов. Другие документы содержать правила, прямо или косвенно относящиеся к определённым правоотношениям в отдельной области – группа вспомогательных нормативно-правовых актов.

Таким образом, нормативные правовые акты могут быть распределены между теми, которые касаются внешней торговли, инвестиций, промышленного и научно-технического сотрудничества, а также финансовых и валютных отношений.

Конституция Российской Федерации наделяет юрисдикцией Российской Федерации внешнюю политику, международные отношения, международные договоры Российской Федерации и внешнеторговые отношения Российской Федерации.

Однако статья 72 Конституции Российской Федерации гласит, что координация международных и внешних связей субъектов Российской Федерации совместно осуществляется Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, которые определяют законодательство регионов, нормативные акты в области внешней торговли. Принять, что не противоречит федеральному законодательству. Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность РФ в целом являются: «Таможенный кодекс Таможенного союза» от 27.11.2009 г., регулирующий отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза; ФЗ № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8.12.2003г., определяющий основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности; а также ФЗ № 5003-1 «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г. и др.

Отметим, что после вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза многие положения Закона о таможенных тарифах утратили силу. В целом раскрывается содержание основных терминов и определений, право Правительства Российской Федерации устанавливать экспортные пошлины, а также порядок их исчисления и исчисления.

Регулирование внешнеэкономической деятельности также осуществляется с помощью 4 статьи Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешней торговли» № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 года. Данный закон закрепляет такие принципы, как:

– обеспечение государственной защиты прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности, российских производителей и потребителей товаров и услуг;

– обеспечение равенства и недискриминации участников внешней торговли, если федеральным законом не предусмотрено иное;

– прозрачность в разработке, принятии и применении государственных мер по регулированию внешней торговли;

– обоснованность и объективность мер правительства по регулированию внешней торговли;

– исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеэкономическую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеэкономической деятельности и экономике Российской Федерации;

– единство системы государственного регулирования внешней торговли;

– единообразное применение методов государственного регулирования внешней торговли на всей территории Российской Федерации.

Реализация всех установленных законов, а также достижение целей в области внешней торговли обеспечивают наличие правовых условий, в которых перечислены другие, более узко определенные федеральные законы.

Таким образом, правовое регулирование внешнеторговой деятельности касается взаимоотношений между компаниями в связи с внешней торговлей, движением капитала и т. д., которые учитываются для целей настоящего исследования и должны классифицироваться по уровням (международный,

федеральный, региональный) и внешнеэкономическая деятельность. Наиболее важными нормативными документами для внешнеторговой деятельности Российской Федерации, особенно для внешней торговли, являются: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, Федеральный закон № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. Нормативные правовые акты на региональном уровне играют важную роль в определении основных направлений внешнеэкономической деятельности Ставропольского края. Отдельные положения можно также найти в основных кодексах Российской Федерации. То есть государство не создает препятствий для развития внешнеторговой деятельности российских компаний и пытается внести в нее вклад через прочную правовую базу.

 

Зарубежный опыт государственной поддержки экспорта готовой продукции

 

Программы экспортной поддержки в разных странах существенно отличаются. Вместе с тем большинство стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предлагают такие виды поддержки экспорта для предприятий малого и среднего бизнеса, как гарантирование экспортных кредитов, предварительное финансирование (покрытие части издержек экспортера на начальных стадиях), предоставление оборотных средств.

Все эти виды экспортной поддержки осуществляются в соответствии со стандартами ОЭСР. В ведущих развитых странах, которые являются членами этой организации, вклад сегмента в объем общего экспорта довольно существенный и колеблется от 25% до 50%[14]. Рассмотрим существующие системы поддержки экспортной деятельности в тех странах, в которых они получили наибольшее развитие, а именно: в США, Германии, Франции, Великобритании и Испании.

В США основные институты, оказывающие государственную поддержку экспортной деятельности, – это Министерство торговли (USDOC, UnitedStatesDepartmentofCommerce), Экспортно-импортный банк Соединенных Штатов (Эксимбанк), Корпорация частных зарубежных инвестиций (OPIC, OverseasPrivateInvestmentCorporation), Управление по делам малого бизнеса (SBA, SmallBusinessAdministration).

Эксимбанк является официальным экспортным кредитным агентством в США. Он предоставляет финансовую помощь на цели экспорта товаров и услуг американского происхождения на международные рынки через такие механизмы как: предоставление прямых займов, заемных гарантий и пр. Эксимбанк осуществляет финансовую поддержку по таким направлениям как экспорт оборудования для возобновляемых источников энергии, энергоэффективных технологий, проектов по очистке сточных вод и пр. Эксимбанк выступает в качестве посредника между американскими экспортерами, кредиторами и международными покупателями, способствуя снижению экспортных рисков.

Эксимбанк предоставляет прямые займы и гарантии по займам международным покупателям. Такой тип финансирования доступен покупателям в следующих случаях: приобретение основного оборудования и услуг американского происхождения; приобретение восстановленного оборудования и программного обеспечения; оплата банковских и юридических услуг; оплата текущих расходов. Гарантия Эксимбанка по займу обычно покрывает 85% от стоимости товара или услуги, а покупатель обязан оплатить не менее 15% от стоимости контракта.

Одним из приоритетных направлений в деятельности SBA остается поддержка экспортf. В настоящее время около 70% американских экспортеров относятся к предприятиям подобного рода. Существует большое количество программ для финансирования МСП с целью расширения их экспортных возможностей. Среди них, в частности, можно назвать следующие:

­ Программа экспресс-займов, предоставляемых в течение 36 часов на сумму до 500 тыс. долл. Право доступа к такому виду финансирования может получить любая действующая фирма, которая, по крайней мере, в течение 12 месяцев сможет обосновать эффективность займа и доказать, что он будет способствовать стимулированию развития экспортной деятельности;

­ Программа гарантий по кредитам на оборотный капитал экспортеров, покрывающий 90% суммы;

­ Программа займов на внешнеторговые контракты, направленная на финансирование начальных этапов экспортной деятельности, а также ее расширение, предусматривает гарантийное покрытие со стороны SBA до 90% суммы коммерческих кредитов;

­Программа совместных гарантий SBA и Эксимбанка США, направленная на увеличение объемов финансирования оборотного капитала экспортеров, относящихся к категории, при этом размер совместной гарантийной помощи для одного экспортера не может превышать 2 млн. долл.

Министерство торговли США (USDOC) оказывает финансовую поддержку экспортной деятельности в трех основных формах:

­Предоставление займов и гарантий, лизинговое финансирование. Помощь на экспортные цели осуществляется по четырем направлениям: развитие экспорта; финансирование оборотного капитала; предоставление средств на развитие предприятия; оказание финансовой помощи иностранным покупателям [19].

­Страхование. Американское правительство предоставляет гарантии, а также услуги, позволяющие значительно снизить возможные риски. Эти услуги распространяются на экспортные операции и зарубежные инвестиции. Под рисками подразумеваются, прежде всего, те, которые связаны с убытками от возможных неплатежей контрагентов, проблемами конвертации валюты, с конфискацией активов, и политической нестабильностью.

­Субсидирование. Предприятиям выделяются средства для оценки реализуемости инфраструктурных проектов, а также проведения семинаров с целью ознакомления зарубежного бизнес сообщества и представителей государства с американской деловой практики, особенностями законодательства и видами экономической деятельности.

В дополнение к федеральным государственным программам, поддержка экспортной деятельности малого и среднего бизнеса оказывается соответствующими структурами также и на региональном и местном уровне. Набор предлагаемых услуг варьируется от штата, где зарегистрирована компания, но, как правило, включает в себя экспортное консультирование, исследования рынка, информацию по продуктам и ценам, поиск дистрибьюторов, сбор необходимой информации о зарубежных фирмах. Следует сказать, что программы по поддержке экспортной деятельности, предлагаемые на региональном и местном уровне, вполне естественно имеют меньший арсенал средств по сравнению с федеральными программами, предлагаемыми Министерством торговли. Вместе с тем, торговые представительства штатов часто сотрудничают с Коммерческой службой Соединенных Штатов (USCS, UnitedStatesCommercialService)1 в целях предоставления предприятиям доступа ко всем государственным программам по поддержке экспорта. Некоторые торговые представительства штатов на местном уровне также тесно связаны с Центрами экспортной помощи (USEACs, UnitedStatesExportAssistanceCenters).

Таблица 2 – Организации и институты, осуществляющие поддержку экспортной деятельности МСП в США и основные формы этой поддержки[16]

Институт Формы и программы финансовой поддержки экспорта
Экспортно-импортный банк США (Эксимбанк). Официальное экспортное кредитное агентство США

 

Пред экспортное финансирование
Страхование экспортных кредитов от политических и коммерческих рисков
Финансирование покупателя: предоставление гарантий по займам и прямых среднесрочных и долгосрочных займов иностранным покупателям товаров и услуг, произведенных в США
Проектное финансирование
Финансирование расходов на перевозку оборудования
Корпорация частных зарубежных инвестиций (OPIC). Предоставляет среднесрочное и долгосрочное финансирование путем предоставления прямых займов и гарантий по займам на инвестиционные проекты преимущественно на развивающихся рынках Финансирование малого бизнеса: предоставление прямых займов и заемных гарантий малым предприятиям, чтобы стимулировать рост иностранных инвестиций американских компаний
Предоставление страхового покрытия от политических рисков, в том числе: страхование от потери или поломки имущества вследствие политического насилия, конфискации имущества или невозможности совершения валютных операций
Управление по делам малого бизнеса (SBA). Правительственное агентство, основанное с целью предоставления помощи, консультирования и защиты интересов малого бизнеса. Программы по экспортному финансированию включают в себя специализированные программы по гарантированию займов. Программа «Экспорт Экспресс» используется для финансирования экспортных расходов. SBA предлагает экспортерам и заемщикам наиболее приемлемый способ получения займов и кредитных линий на цели развития и выхода на новые рынки

 

В Европейском Союзе (ЕС) поддержка экспортной деятельности осуществляется преимущественно путем предоставления субсидий, кредитов и кредитных гарантий. Это делается либо напрямую организациями Европейской Комиссии (ЕК), либо через финансируемые ЕК программы. Основной целью этих программ названа “помощь странам-членам в проведении мероприятий, направленных на развитие предпринимательства, улучшение условий ведения деятельности, а также предоставление им помощи для выхода на новые рынки».

Поддержка Еврокомиссией экспортной деятельности МСП распространяется на все виды трансграничной торговли, как внутри ЕС, так и за его пределами. Еврокомиссия располагает более 130 представительствами и офисами по всему миру, которые помогают европейским небольшим компаниям выйти на внешние рынки.

Помощь предоставляется через национальные или региональные банки, кредитные институты или инвестиционные фонды, расположенные в стране, происхождения. Программы действуют на национальном, региональном и местном уровне. Их основная задача состоит в том, чтобы увеличить объем доступных кредитов, а также поощрить финансовых посредников к расширению кредитования этого сегмента бизнеса.

В ЕС поддержка внешнеэкономической деятельности МСП осуществляется не только на государственном и частном уровне. Европейским союзом непосредственно организована поддержка процесса интернационализации европейских предприятий через финансирование или создание специализированных организаций, цель которых –максимальное содействие МСП, стремящимся к экспортной экспансии.

Организационная форма поддержки экспортной деятельности МСП в Европе осуществляется через программу EEN (EnterpriseEuropeNetwork). В рамках программы действует услуга GoingInternational, разработанная в целях достижения максимального эффекта при ведении деятельности на внешних рынках через организацию бизнес встреч и переговоров с потенциальными заказчиками. Через EEN также обеспечивается доступ к использованию выработанных связей с представителями стран-заказчиков для продвижения экспортной деятельности МСП на рынки этих стран. В роли связующего звена выступают европейские организации, созданные в целях поддержки и представленные в 55 странах.

В Европейском союзе информационная поддержка экспортной деятельности, осуществляется через управляемые европейской комиссией информационные порталы, которые содержат большое количество необходимой информации, которая может потребоваться европейским малым предприятиям при выходе на зарубежные рынки. Порталы предлагают информацию по различным механизмам экспортной поддержки как в области правил и регулирующих норм, так и непосредственно при осуществлении экспортной экспансии.

Также ЕК задействованы два института: европейский инвестиционный фонд (EIF, EuropeanInvestmentFund) и финансовая структура, созданная специально для поддержки МСП. Фонд инвестирует в венчурный капитал и частный акционерный капитал, где существует высокая степень риска (быстроразвивающиеся и инновационные МСП). Фонд, совместно с финансовыми институтами, разработал рамочную программу по конкурентоспособности и инновациям (CIP, CompetitivenessandInnovationFrameworkProgramme). Эта программа направлена на поддержку инвестиций МСП в технологическое развитие, инновации и трансграничное расширение деятельности предприятия. Фонды CIP используются для предоставления гарантий по займам для МСП, предоставленным финансовыми институтами.

Еще одна структура, Европейский инвестиционный банк (EIB, EuropeanInvestmentBank) – долгосрочный кредитор в ЕС. Он обеспечивает доступные “длинные” кредиты для инвестиционных проектов, занимается выдачей ссуд, оказанием технической помощи, предоставлением гарантий. Ссуды выделяются через коммерческие банки. Основной целью банка остается стимулирование инвестиционной деятельности, а также обеспечение их оборотным капиталом на проекты со сроком реализации от 2 до 12 лет ссудой в размере до 12.5 млн. евро [16].

Наибольшее развитие система поддержки экспорта получила в Германии, Франции, Великобритании и Испании.

В большинстве развитых стран в течение длительного времени развивается и успешно функционирует множество государственных институтов поддержки экспортеров, относящихся к категории. Ниже в таблице 2 представлена организационная структура поддержки экспортной деятельности в США и некоторых европейских стран.

Таблица 3­ Организационная структура экспортной поддержки в США и ряде европейских стран [16]

Страна, регион Институты, осуществляющие поддержку экспорта продукции МСП  
США Министерство торговли США (USDOC)  
Экспортно-импортный банк США (Эксимбанк)  
Корпорация частных зарубежных инвестиций (OPIC)  
Управление по делам малого бизнеса (SBA)  
Агентство США по торговле и развитию (USTDA  
  Франция Министерство экономики и промышленности
  Агентство по конкурентоспособности, промышленности и услугам (DGCIS)
  Агентство по международному бизнес-развитию (Ubifrance)
  Экспортное кредитное агентство Coface
  Французское инновационное агентство OSEO
  Германия Министерство экономики и технологий
  Банковская группа KfW
  Экспортное кредитное агентство EulerHermes
  Великобритания Государственный департамент по торговле и инвестициям (UK Trade&Investment, UKTI)
  Департамент гарантирования экспортных кредитов (ExportCreditGuaranteeDepartment, ECGD)
  Департамент по делам бизнеса, инноваций и профессионального образования (UK DepartmentforBusiness, Innovation&Skills)
  Испания Институт внешней торговли (ICEX)
  Испанское агентство международного сотрудничества (AECI)
  Институт государственного кредитования (ICO)
  Испанская компания финансирования развития (COFIDES)
  Испанская компания по страхованию экспортных кредитов (CESCE)

 

В целом в указанных странах работе государственных институтов в сфере поддержки экспортеров – представителей малого и среднего бизнеса, уделяется особое внимание. Для этого используется широкий набор мер финансового и нефинансового типа, прямого и косвенного воздействия, применяемых как на до экспортной, так и на экспортной стадиях.

Можно выделить две модели организации национальных систем поддержки экспортной деятельности малых и средних предприятий в развитых странах.

Первая модель, которая сложилась в США и Великобритании, основывается на сохранении свободы хозяйствования и ведения внешнеэкономической деятельности. Усилия государства здесь направлены на использование преимущественно косвенных мер поддержки как на до экспортной, так и на экспортной стадии, включая информационно-консультационную и финансовую поддержку, в том числе, предоставление экспортных кредитов и гарантий, страхование и др.

Вторую модель можно видеть в Германии, Франции и большинстве стран ЕС. Финансовая поддержка экспорта там основана на привлечении агентов и банков. Экспортная деятельность финансируется также за счет поддержки, но в отличие от первой модели, здесь особенность заключается в приоритете инновационной составляющей в деятельности предприятий и, таким образом, стимулируется их технологическое развитие. В этом как раз и заключаются особенности европейского подхода к поддержке экспорта.

Сравнивая программы поддержки экспортной деятельности МСП в США и странах ЕС можно сделать следующие выводы: если в США имеется широкий набор финансовых инструментов для поддержки экспортной деятельности МСП, то в европейских странах такие направления поддержки, как покрытие валютных рисков, предоставление прямых займов и экспортных оборотных ссуд, недостаточно развиты. В США, в отличие от Европы, уделяется значительно большее внимание поддержке экспортной деятельности на начальных этапах и краткосрочному кредитованию. В странах же ЕС в большинстве случаев не предоставляется до экспортное финансирование, как это практикуется, например, в рамках программы гарантирования оборотного капитала от Эксимбанка США.

В ЕС в большей степени уделяют внимание инвестиционной деятельности как средству продвижения экспорта. Ряд стран ЕС активно привлекают инвестиции из-за рубежа. В частности, в Германии всячески поощряют иностранных инвесторов с целью создания экспортно-ориентированных производственных мощностей, которые расширяют экспортные возможности немецких малых и средних предприятий.

Как видим, поддержка экспортной составляющей в деятельности малых и средних предприятий в развитых странах носит комплексный характер. Она помогает малому и среднему бизнесу продвигаться на внешние рынки и находить новых партнеров, развивать экономическое взаимодействие. В конечном итоге в выигрыше оказывается вся экономика страны, поскольку малые и средние предприятия создают новые рабочие места, способствуют улучшению торгового баланса, генерируют новые технологические решения, сглаживают циклические колебания и, в целом, обеспечивают более устойчивое экономическое развитие

Страницы: 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф