Заявка на расчет
Меню Услуги

Государственная поддержка экспорта готовой продукции в России. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3

2. Исследование системы государственной поддержки экспорта готовой продукции в России

2.1 Организационная инфраструктура государственной поддержки экспорта готовой продукции

С 2015 года в России осуществляет свою деятельность специализированная группа государственных институтов, целью которой является нефинансовая и финансовая поддержка экспортёров РФ. Главными документами в данном направлении выступают Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ (в ред. от 06.12.2011 № 409-ФЗ), другие федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Функционирование специализированной группы государственных институтов в сфере поддержки экспорта осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» и иными нормативно-правовыми актами. В состав данной группы официально включаются следующие основные институты поддержки:
1. Российский экспортный центр (далее РЭЦ);
2. Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (далее ЭКСАР);
3. Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк (далее РОСЭКСИМБАНК);
4. Автономная некоммерческая организация ДПО «Школа экспорта акционерного общества «Российский экспортный центр».
Помимо перечисленных выше субъектов, включенных в группу государственных институтов поддержки экспорта, инфраструктуру составляют следующие органы и представители государственной власти:
— Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
— Министерство экономического развития РФ;
Федеральная таможенная служба.
В структуре Министерства промышленности и торговли Российской Федерации контроль над экспортом и осуществлением государственной политики поддержки занимаются:
— Департамент международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли –реализует полномочия Министерства в сфере поддержки экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, в том числе с учетом обязательств Российской Федерации в рамках членства во Всемирной торговой организации, в Евразийском экономическом союзе и иных международных организациях и объединениях, за исключением координации работы по заключению соглашений о свободной торговле; реализует полномочия Министерства по проведению расследований, предшествующих введению компенсирующих мер, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., подготовке и представлению в установленном порядке предложений о целесообразности введения, применения, пересмотра или отмены специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер в отношении импорта товаров и компенсирующих мер, предусмотренных указанным Договором;
— Департамент регулирования внешней торговли и развития системы торгпредств – реализует полномочия Министерства по выработке государственной политики в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности по обеспечению доступа на рынки товаров и услуг в части соглашений о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и третьими странами с учетом обязательств Российской Федерации в рамках членства во Всемирной торговой организации, в Евразийском экономическом союзе и в иных международных организациях; реализует полномочия Министерства по применению мер нетарифного регулирования; обеспечивает совместно с отраслевыми департаментами организации и государственной поддержки выставочно-ярмарочную деятельность Российской Федерации за рубежом и др.
Далее рассмотрим первые три института, поскольку четвёртый по большей части является подведомственной Российскому экспортному центру образовательной организацией, целью деятельности которой является предоставление образовательных услуг в сфере экспорта.
РЭЦ – государственный специализированный институт поддержки экспорта, созданный в 2015 году и предоставляющий «единое окно» для работы с экспортерами в области финансовых и нефинансовых мер поддержки, в том числе через взаимодействие с внешнеэкономическими профильными министерствами и ведомствами.
Иными словами, принцип деятельности РЭЦ сравним с МФЦ – сам РЭЦ оказывает нефинансовую поддержку, такую как консультационные услуги, помощь в составлении финансовой отчётности, образовательные услуги, помощь в продвижении на внешние рынки и нахождении покупателей и другие услуги, но в то же время является посредником при оказании услуг экспортёру другими институтами поддержки экспорта, такими как ЭКСАР и РОСЭКСИМБАНК, оказывающими именно финансовую поддержку.
Организационная структура группы РЭЦ выглядит следующим образом (см. рисунок 2.1.).

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Российский экспортный центр является дочерней структурой Внешэкономбанка, который в свою очередь является единственным акционером РЭЦ. В акционерном капитале АО «ЭКСАР» единственным акционером является РЭЦ. Дочерней организацией ЭКСАР является РОСЭКСИМБАНК, в акционерном капитале которого участвуют и ВЭБ РФ, и РЭЦ, и ЭКСАР. Это позволяет определить организационную структуры группы РЭЦ как иерархичную.

АО «ЭКСАР» — специализированный государственный институт поддержки экспорта, созданный в 2011 году, реализующий механизм страховой защиты экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков. Он является членом группы РЭЦ с 2015 года. В случае реализации политического или коммерческого риска АО «ЭКСАР» покрывает более 90% убытков экспортёра. При этом число его страховых продуктов насчитывает более 10, среди них страхование кредита покупателю, экспортного факторинга, краткосрочной дебиторской задолженности, инвестиций, гарантии, экспортного контракта, отсрочки платежа и другие. Отраслевая и региональная структура экспорта, поддержанного АО «ЭКСАР» представлена на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 — Отраслевая и региональная структура экспорта, поддержанного АО «ЭКСАР» в 2020 году

 

По рисунку 2.2 мы замечаем, что наибольшую поддержку экспорта от АО «ЭКСАР» получили в 2020 году экспортёры металлургической и химической промышленности (39% и 23,5%) и машиностроения (8,1%). Что касается региональной структуры экспорта, то АО «ЭКСАР» отдаёт предпочтение в оказании страховой поддержки предприятиям, чей экспорт идёт в Западную Европу (30,9%), Азию (28,9%) и Восточную Европу (12,5%). Эта информация позволяет нам определить предпочтения АО «ЭКСАР» при выборе экспортёров-субъектов оказания страховой поддержки – наибольшее предпочтение АО «ЭКСАР» отдаёт предприятиям металлургической и химической промышленности и машиностроения, экспортирующим свою продукцию на территорию Европы и Азии.

РОСЭКСИМБАНК  — государственный специализированный банк, созданный в 1994 году, основной целью деятельности которого является предоставление финансовой и гарантийной поддержки российским экспортерам для обеспечения максимального охвата потребностей экспортеров в финансировании экспортных операций и поддержке их экспортной деятельности.

Ставка по экспортным кредитам может составлять от 1 до 10%. РОСЭКСИМБАНК предоставляет широкий спектр различных услуг, которые можно разделить на три большие категории:

— кредитные продукты на поддержку экспорта (экспортный стандарт, финансирование дебиторской задолженности, прямой кредит иностранному покупателю и др.);

— гарантии на поддержку экспорта (гарантия платежа, тендерная гарантия и др.);

продукты для банков (кредит банку иностранного покупателя и финансирование через подтверждённый аккредитив).

Региональная структура экспорта, поддержанного РОСЭКСИМБАНК в 2019 и 2020 году представлена на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3. Региональная структура экспорта, поддержанного РОСЭКСИМБАНК в 2019 и 2020 году

 

На рисунке 2.3 мы замечаем, что наибольшую кредитную и гарантийную поддержку в 2019 году получили предприятия, экспортирующие в Западную и Восточную Европу, а в 2020 году в страны СНГ. Это должно быть связано с проблемами, возникшими из-за коронавируса, в результате чего РОСЭКСИМБАНК изменил своё мнение касательно субъектов его поддержки.

Вполне возможно, что из-за коронавируса и низкой покупательской способности контрагентов из стран СНГ РОСЭКСИМБАНК решил оказать таким образом поддержку российским экспортёрам, чей поток экспорта направлен в СНГ. Что касается отраслевой структуры поддержанного экспорта, мы можем наблюдать её на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4. Отраслевая структура экспорта, поддержанного РОСЭКСИМБАНК в 2019 и 2020 году

 

На рисунке 2.4 мы можем наблюдать, что наибольшую поддержку экспорта от РОСЭКСИМБАНК и в 2019, и в 2020 году получали предприятия машиностроения, однако за год их доля снизилась практически на 20%, в то время как доля поддержки предприятий металлургической отрасли выросла примерно на 15%. В целом можно наблюдать практически те же самые приоритеты отраслевой поддержки РОСЭКСИМБАНК, что и у ЭКСАР. Это говорит об общих отраслевых и региональных приоритетах финансовой поддержки группы РЭЦ.

Таблица 2.1 — Целевые индикаторы и показатели развития стратегии РЭЦ

Показатель Ед. изм. Факт План 2024
2016 2018 2020
Объём поддержанного экспорта за счёт средств группы РЭЦ Млрд. долл. США 8,9 18,8 18,5 25
Количество компаний экспортёров, охваченных мерами поддержки Центра из них: единиц 1900 8700 10481 12000
Получили финансовую поддержку единиц 275 567 859
Получили нефинансовую поддержку единиц 1625 8150 10083
Удовлетворённость клиентов группы РЭЦ % 82 84 80%

 

В таблице 2.1 представлены целевые индикаторы и показатели развития стратегии РЭЦ до 2024 года. Следует отметить, что в самой стратегии только первые 3 показателя таблицы являются целевыми индикаторами, информация по которым предоставляется в отчётах РЭЦ в полном объёме. Остальные показатели из-за того, что не носят целевой характер, раскрываются во всех отчётах не в полной мере.

В целом мы можем наблюдать, что показатели с 2016 года значительно выросли – объём поддержанного экспорта вырос практически в 2 раза, а количество компаний экспортёров, которым была оказана поддержка, практически в 5 раз.

Группа РЭЦ уже по состоянию на 2020 год показывает такой темп выполнения плана, который позволит достичь целевых установок к 2024 году. Теперь рассмотрим, как обстоит ситуация с нецелевыми показателями, которые тем не менее также значимы. Объём поддержанного экспорта МСП составлял 1,9% в 2016 году и 3,8% в 2018 году. Это говорит о том, что наибольшая часть финансовой поддержки экспорта идёт крупным компаниям экспортёрам, а сектору МСП, чья численность намного больше, достаётся меньший объём средств поддержки. При этом основными субъектами нефинансовой поддержки являются именно субъекты МСП, что объясняется сложностью работы малых и средних компаний на международном рынке. В то же время крупные компании обладают несомненно большим набором умений и навыков работы на международном рынке, поэтому большинство из них не нуждаются в нефинансовой поддержке.

Так же если мы обратим внимание на объёмы оказываемой поддержки в разрезе страховой и кредитно-гарантийной поддержки, то мы заметим, что объёмы страховой поддержки (от АО «ЭКСАР») составляют более 90% всего объёма поддержанного экспорта и измеряются в миллиардах долларах США, в то время как объёмы кредитно-гарантийном поддержки (от РОСЭКСИМБАНК) измеряются в миллиардах рублей и на неё приходится часть оставшейся доли в 10%. Это говорит о том, что основные объёмы финансовой поддержки приходятся именно на страховую поддержку от АО «ЭКСАР».

Таким образом, группа РЭЦ – это действительно важные институты поддержки российского экспорта, однако стоит понимать, что приоритет в поддержке экспорта, что финансовыми, что нефинансовыми средствами поддержки, должен отдаваться в сторону экспорта МСП, потому что крупные экспортёры менее нуждаются в финансовой поддержке при прочих равных и кризисных условиях.

 

2.2 Анализ методов и инструментов государственной поддержки экспорта готовой продукции

 

Анализируя функционирование системы поддержки экспорта в России, необходимо отметить, что в контексте создания нового экспортоориентированного производства на различных стадиях жизненного цикла лидирующая роль передается от одного ИРЭ другому, исходя из основной специализации каждого института, набора компетенций и состава продуктовой линейки. На предынвестиционной стадии важную роль играет венчурный фонд ВЭБ. РФ VEB-Ventures, который среди стартапов выявляет инновационные ориентированные на экспорт проекты и инвестирует в них.

Дочерняя организация ВЭБ.РФ АО «ИнфраВЭБ» оказывает услуги в сфере финансового консультирования, осуществляет подготовку проектов для их последующей реализации с привлечением внебюджетных инвестиций. Она предлагает различные виды финансирования на возвратной основе, прежде всего в форме займов и участия в капитале. Для инвестиционной стадии экспортоориентированного проекта характерной чертой является возможность привлечения среднесрочного и долгосрочного финансирования, в ряде случаев на льготных условиях, где лидирующее положение занимает ВЭБ.РФ. В 2017-2020 гг. он оказал поддержку ННЭ на общую сумму 5,8 трлн рублей, а 2024 г. ее предполагается довести до 7,5 трлн рублей.

Группа РЭЦ предоставляет возможность страхования рисков в ЭКСАР по привлеченным инвестиционным кредитам на создание экспортоориентированных производств в России и за рубежом, а также комплекс финансовых, нефинансовых и субсидиарных мер, в том числе по поиску иностранных покупателей, партнеров и рынков сбыта российской продукции. Немаловажную роль на инвестиционной стадии играет АО «Корпорация “МСП”», поддерживающая ориентированные на экспорт проекты субъектов малого и среднего предпринимательства посредством выдачи, совместно с региональными организациями, гарантий и поручительств на особо льготных условиях, а также предоставляющая информационно-консультационную поддержку начинающим экспортерам.

Гарантии Корпорации покрывают до 50% суммы кредита, полученного субъектом МСП в коммерческом банке (70/100% в рамках гарантийных продуктов для высокотехнологичного сектора), а при участии региональной гарантийной организации – 50-75%12.

В рамках операционной стадии реализацию экспортного проекта можно условно подразделить на поддержку российских производителей-экспортеров и поддержку иностранных покупателей российской продукции. Важную роль данной стадии играет Группа РЭЦ, которая через РОСЭКСИМБАНК и ЭКСАР предоставляет финансовые меры поддержки на разных этапах осуществления экспортного проекта в виде комбинации кредитных, страховых и иных банковских продуктов (например, по схеме международного факторинга или лизинга).

В дополнение к этому сам РЭЦ предлагает ряд нефинансовых и субсидиарных продуктов, необходимых экспортерам на заключительном этапе, включающем продажу продукции через электронные каналы, возмещение понесенных экспортерами затрат на транспортировку и выполнение обязательных требований страны-импортера. Для целей настоящего исследования представляют интерес фокусные меры поддержки экспорта в зависимости от различных сегментов бизнеса (см. таблицу 2.2.).

Таблица 2.2 — Меры поддержки экспортной деятельности бизнеса по сегментам

Наименование сегмента Поддерживаемые отрасли Фокусные продукты/ решения Влияние на показатели российского экспорта
Крупнейшие предприятия экспортеры (выручка >10 млрд рублей) Черная и цветная металлургия, нефтехимия, удобрения, древесина и изделия из них, энергетика, транспортное машиностроение — Предоставление индивидуальных финансовых решений — Возвратные субсидии — Структурирование сложных сделок — Выполнение роли драйвера при реализации масштабных проектов в России и за рубежом Рост объема ННЭ, новые рынки сбыта
Крупные и средние предприятия экспортеры (выручка 2–10 млрд рублей) Машиностроение, автомобилестроение, приборостроение, АПК, фармацевтика, легкая промышленность Комплексная финансовая поддержка экспортеров — Адресная нефинансовая поддержка на платной основе — Поддержка вывода на новые рынки и сделки за счет нефинансовых продуктов — Специализированные комплексные акселераторы Рост объема ННЭ, новые рынки сбыта, диверсификация структуры экспорта
Малые предприятия экспортеры (выручка Потребительские и продовольственные товары, товары народного промысла, инновационная и высокотехнологичная продукция — Образование и аналитика, акселерационные программы — Консультационные услуги и субсидии ЦПЭ — Предоставление коробочных финансовых продуктов — Электронная торговля и создание каналов продаж Новый экспорт, рост количества экспортеров, диверсификация структуры экспорта
Финансовые институты (российские и иностранные) Российские коммерческие банки, международные финансовые организации, иностранные банки-партнеры — Развитие совместных партнерских программ по кредитованию — Льготное целевое фондирование — Страховое и гарантийное покрытие кредитных и политических рисков — Андеррайтинг международных сделок — Повышение эффективности использования капитала банками Масштабирование поддержки экспорта
Импортеры российской продукции — Дополнение товарного предложения финансовыми продуктами — Открытие кредитных линий под потенциальные сделки — Идентификация спроса и предложения возможности поставки из России Повышение конкурентоспособности российской продукции на внешних рынках

 

В рамках сегмента «Крупнейшие предприятия-экспортеры» (выручка более 10 млрд рублей) наибольшим спросом пользуются возвратные субсидийные продукты и индивидуальные финансовые решения. От ИРЭ также ожидается участие в структурировании сложных сделок, например, в рамках Фабрики проектного финансирования или Корпоративной программы повышения конкурентоспособности (КППК), предоставлении гарантий и страхового покрытия по проектам с повышенным уровнем риска.

Сегмент «Крупные и средние предприятия-экспортеры» (выручка от 2 до 10 млрд руб.) подразделяется на под сегменты средних (от 2 до 5 млрд руб.) и крупных экспортеров (от 5 до 10 млрд руб.) с дополнительным выделением стадии экспортной зрелости, исходя из доли экспорта в выручке компании.

Менее зрелым экспортерам важны нефинансовые и образовательные продукты для правильного выбора целевого рынка и разработки экспортной стратегии, более зрелым – субсидиарная и комплексная финансовая поддержка. Среди нефинансовых продуктов представляется важным развивать участие в выставочно-ярмарочной деятельности, расширяя перечень мероприятий с использованием компенсационной модели участия в выставках и ярмарках.

Для компаний сегмента «Малые предприятия-экспортеры» (выручка менее 2 млрд рублей) наибольшую актуальность представляют нефинансовая, субсидиарная и специализированная финансовая виды поддержки посредством предоставления коробочных продуктов, в основном дистанционно в цифровом формате. Более сложные кастомизированные нефинансовые и образовательные услуги видится целесообразным предоставлять экспортерам по месту их регистрации, используя инфраструктуру ЦПЭ. К сегменту «Финансовые институты» относятся российские и иностранные коммерческие банки, страховые компании, лизинговые компании, банки развития и зарубежные экспортно-кредитные агентства. Создание ВЭБ.РФ, РОСЭКСИМБАНКом и ЭКСАРом партнерских программ в рамках структурирования и со финансирования совместных сделок будет содействовать расширению их взаимодействия с финансовыми институтами в целях оказания более масштабной поддержки российским экспортерам за счет разделения рисков по экспортоориентированным проектам.

Иностранные покупатели российской продукции испытывают потребность в расширении объема ликвидности, необходимой для расчетов по экспортным контрактам. Высокая стоимость финансирования, доступного зарубежным покупателям локально, либо отказ в финансировании покупателей российской продукции национальными банками часто становятся препятствием к заключению сделки.

В этой связи для сегмента «Импортеры российской продукции» важна кредитно-гарантийная поддержка. Развивать работу с ним следовало бы путем наращивания как числа клиентов российских ИРЭ среди зарубежных покупателей, так и банков. ИРЭ сфокусированы прежде всего на отраслях, обеспечивающих наибольший объем ННЭ (металлургия, химическая отрасль, машиностроение, агропромышленный комплекс, лесная и деревообрабатывающая промышленность, энергетическое и транспортное машиностроение и другие)

. В дополнение к ним требуется создавать специальные отраслевые программы по выращиванию экспортеров – новых чемпионов в таких отраслях, как фармацевтика, информационно-коммуникационные технологии, киноиндустрия и сфера услуг. ИРЭ осуществляют их поиск и отбор среди российских компаний и оказывают им поддержку в рамках своего инструментария на операционной (в отдельных случаях на инвестиционной) стадии реализации проектов, содействуют в выборе целевых рынков и поиске контрагентов

2.3 Оценка динамики и структуры экспорта готовой продукции в России

 

На сегодняшний день, многие предприятия российской экономики, функционирующие в различных отраслях, ориентированы на экспорт своей продукции на зарубежные рынки. Это говорит об высокой роли внешнеторговой деятельности для отечественных организаций, что увеличивает роль и место России в структуре мировой торговли. Так, на рисунке 2.5 изображена динамика экспорта предприятий России за период 2015-2020 годов.

Рисунок 2.5 — Динамика экспорта продукции в России за период 2015-2020 гг., в млрд долларов США

 

С 2015 по 2019 гг. динамика экспорта в России увеличилась с 343,5 млрд долларов до 424,5 млрд долларов. Однако в 2020 года экспорт продукции российских компаний снизился с 424,5 млрд долларов до 338,2 млрд долларов. Это на 5,3 млрд долларов меньше, чем в 2015 году. Главной причиной снижения экспорта продукции является распространение пандемии коронавирусной инфекции, из-за чего внешнеэкономическая и внешнеторговая деятельность российских предприятий замедлилась.

При этом, причины не сколько внутренние, сколько внешние. Дело в том, что по итогам 2020 года объем рынка международной торговли снизился на 9%. Торговля товарами продемонстрировала снижение на 6%, а торговля услугами – на 15%.

Анализируя текущее место России в мировой торговле, стоит отметить, что наша страна занимает 14-е место по показателю экспорта продукции и 22-е место по показателю импорта продукции. Это подтверждает гипотезу о том, что многие отрасли российской экономики ориентируются на экспорт, из-за чего отечественным предприятиям важна стратегия внешнеэкономической деятельности. За последние 10 лет доля России в структуре международной торговли начала снижаться. Более подробная динамика статистических показателей изображена на рисунке 2.6.

Рисунок 2.6 — Доля России в мировой торговле за период 2010-2019 гг., в %

Доля России в мировой торговле снижается, как в экспорте товаров и услуг, так и в их импорте. Причиной тому служит увеличение активности других стран с развивающейся экономикой, как Китай и Индия. Например, доля Китая в объеме внешней торговли увеличилась более, чем в 5 раз, из-за чего, конечно же, место других стран будет в процентном соотношении автоматически ниже.

Таким образом, для дальнейших перспектив России в структуре международной торговли важно развитие отраслей экономики, где производится продукция с высокой добавленной стоимостью, как электроника, рынок информационных технологий и машиностроение. Ведь в 2021 году внешняя торговля нашей страны все еще зависит от экспорта энергетических ресурсов (12,2% доля мирового рынка торговли нефтью, 27,7% – рынка природного газа, 15,9% – рынка каменного угля).

Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, можно прийти к следующим заключениям:

  1. Экспортная деятельность отечественных предприятий играет важную практическую роль и место в становлении экономического развития Российской Федерации.
  2. Динамика экспорта замедляется из-за кризиса пандемии, и чтобы ее стимулировать необходимо применение различных форм и методов государственной финансовой поддержки.
  3. Применяемые государственные механизмы финансовой помощи способствуют росту экспортного потенциала отечественного бизнеса, делают его более конкурентоспособным, платежеспособным и финансово устойчивым на зарубежных рынках товаров и услуг.

В экономических отношениях огромное значение имеют торговые партнёры.

Для них необходимо создавать комфортную среду, договариваться о единстве правил и обычаев делового оборота.

Главный торговый партнер – наиболее значимый экономически партнер, участник торговых отношений, представляющий наибольший интерес для экономических целей.

Главными торговыми партнёрами России в 2021 году были Китай(14,8899% от всего внешнеторгового оборота России), Германия (8,5567%),Нидерланды (6,7639%), Беларусь (5,1696%), Италия (4,0990%), США (3,9720%), Турция (3,6990%), Республика Корея (3,3009%), Япония(3,1268%), Казахстан (2,9519%), Польша (2,8226%), Франция (2,6469%), Украина(2,2010%), Великобритания (2,1807%), Финляндия (2,1124%), Бельгия (1,6644%),Индия (1,6023%), Чехия (1,2646%), Египет (1,1509%), Швейцария (1,0359%),Венгрия (0,9200%), Испания (0,9143%), Тайвань (0,9068%), Словакия (0,9006%),Латвия (0,9003%), Бразилия (0,8956%), Вьетнам (0,8950%), Алжир (0,7928%),Сингапур (0,7616%) и Австрия (0,6952%).

Главными торговыми партнёрами России в 2020 году были Китай(14,1332% от всего внешнеторгового оборота России), Германия (8,7032%),Нидерланды (6,9002%), Беларусь (5,0148%), Соединенные Штаты (4,3349%),Италия (4,2267%), Япония (3,4343%), Турция (3,3876%), Республика Корея(3,2368%), Франция (2,8364%), Польша (2,7915%), Казахстан (2,7876%),Великобритания (2,2182%), Украина (2,1873%), Финляндия (1,9269%), Бельгия(1,7125%), Индия (1,6483%), Чехия (1,1673%), Латвия (1,1090%), Швейцария(1,0802%), Испания (0,9464%), Тайвань (0,9228%), Бразилия (0,9212%), Венгрия(0,9207%), Словакия (0,8899%), Египет (0,8886%), Алжир (0,8497%), Швеция(0,8320%), Вьетнам (0,8206%) и Румыния (0,6577%) [39].

Партнеры в сфере экспорта – участники партнерских отношений в плане экспорта, то есть отношения между такими партнерами предполагают взаимопоставки и взаимопомощь на особых договоренностях в осуществлении экспортной деятельности, а так же продажи совместных товаров сторонним государствам.

Наибольшую долю в экспорте России в 2021 году заняли Китай(10,9000% от общего экспорта России), Нидерланды (9,9728%), Германия(7,2105%), Беларусь (5,1597%), Турция (5,1027%), Италия (3,8755%), РеспубликаКорея (3,4573%), Казахстан (3,4513%), Польша (3,2423%), Соединенные Штаты(2,9965%), Япония (2,9406%), Великобритания (2,4332%), Финляндия (2,4201%),Украина (2,2244%), Бельгия (1,9043%), Индия (1,8079%), Египет (1,7411%),Франция (1,6325%), Латвия (1,3454%), Алжир (1,2942%), Чехия (1,1100%),Швейцария (1,0788%), Греция (0,9605%), Тайвань (0,9439%), Сингапур (0,9214%),Венгрия (0,9201%), Словакия (0,911%).

Наибольшую долю в экспорте России в 2020 году заняли Нидерланды(10,2471% от общего экспорта России), Китай (9,8151%), Германия (7,4463%),Беларусь (4,9216%), Турция (4,7981%), Италия (4,1792%), Республика Корея(3,5122%), Казахстан (3,3020%), Япония (3,2870%), Соединенные Штаты(3,2763%), Польша (3,1870%), Великобритания (2,4322%), Финляндия (2,2891%),Украина (2,1998%), Бельгия (2,0109%), Индия (1,8609%), Латвия (1,6968%),Франция (1,6737%), Алжир (1,3893%), Египет (1,3250%), Швейцария (1,0892%),Тайвань (0,9469%), Чехия (0,9435%), Греция (0,9320%), Венгрия (0,9282%), Литва(0,8788%), Словакия (0,8746%), Болгария (0,8122%), Швеция (0,7789%) и Мальта(0,7707%). 1%), Дания (0,8257%), Болгария (0,8120%) иЛитва (0,7982%) [39].

Экспорт России в разрезе номенклатуры внешнеэкономической деятельности является основой для оценки конкурентоспособности отдельных групп российских товаров на внешнем рынке.

В структуре экспорта России в 2021 году (и в 2020 году) основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров:

— Минеральные продукты (коды ТН ВЭД 25-27) — 60,37% от всего объема экспорта России (в 2020 году – 59,18%);

— Металлы и изделия из них (коды ТН ВЭД 72-83) — 10,43% от всего объема экспорта России (в 2020 году – 10,18%);

­- Продукция химической промышленности (коды ТН ВЭД 28-40) — 6,70% от всего объема экспорта России (в 2020 году – 7,28%);

­- Машины, оборудование и транспортные средства (коды ТН ВЭД 84-90) -6,02% от всего объема экспорта России (в 2020 году – 6,39%);

­- Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё (коды ТН ВЭД 01-24) — 5,80% от всего объема экспорта России (в 2020 году – 5,97%);

­-Древесина и целлюлозно-бумажные изделия (коды ТН ВЭД 44-49) — 3,31% от всего объема экспорта России (в 2020 году – 3,43%);

­- Драгоценные металлы и камни (код ТН ВЭД 71) — 3,09% от всего объема экспорта России (в 2020 году – 3,12%).

Наибольший прирост экспорта России в 2021 году по сравнению с 2020 годом зафиксирован по следующим товарным группам:

-Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные (код ТН ВЭД 27) — рост на 45 463 млн. долл. США;

­- Черные металлы (код ТН ВЭД 72) — рост на 4 640 млн. долл. США;

­- Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты (код ТН ВЭД 71) -рост на 2 143 млн. долл. США;

­- Злаки (код ТН ВЭД 10) — рост на 1 921 млн. долл. США;

­- Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части (код ТН ВЭД 84) — рост на 1 741 млн. долл. США;

­- Медь и изделия из нее (код ТН ВЭД 74) — рост на 1 396 млн. долл. США;

­- Древесина и изделия из нее; древесный уголь (код ТН ВЭД 44) — рост на 1378 млн. долл. США;

­- Изделия из черных металлов (код ТН ВЭД 73) — рост на 1 177 млн. долл. США.

Более наглядно товарная структура экспорта России в период с 2020 по 2021 году представлена на следующем рисунке 2.7.

Рисунок 2.7­ Товарная структура экспорта России в период с 2020 по 2021 год

Рост отечественного внешнеторгового оборота со странами СНГ в первой половине 2021 года вырос более чем на 27 %, достигнув 33,1 млрд долларов. Экспорт России в страны СНГ вырос на 26,5 % до 21,8 млрд долларов, а импорт из стран СНГ – на 28,3 % до 11,3 млрд долларов. Со всеми странами СНГ в первом полугодии 2021  года у РФ сложился профицит торгового баланса рисунок 2.8.

Рисунок 2.8­ Доля стран СНГ во внешней торговли России (млрд. долл. США)

В товарной структуре экспорта России в страны СНГ (рисунок 2.9) стал выше удельный вес машин, оборудования и транспортных средств, металлов и изделий  из них. В то же время стала ниже доля топливно-энергетических товаров, продукции химической промышленности и каучука, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, древесины и целлюлозно-бумажных изделий.

Рисунок 2.9 — Товарная структура экспорта и импорта России в страны СНГ [7]

 

В товарной структуре импорта России из стран СНГ увеличился удельный вес металлов и изделий из них, минеральных продуктов. Стала ниже доля машин, оборудования и транспортных средств, продукции химической промышленности, текстильных изделий и обуви, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья.

Можно заметить, что ведущие роли в экономике России продолжает занимать Китай. Как ни странно, при сложившейся политической ситуации на международной арене, Российская Федерация продолжает активно взаимодействовать с участниками международного рынка. Помимо всего, не смотря на высокую долю экспорта энергетических товаров, начала прослеживаться тенденция в сторону не сырьевого экспорта, что позволит в дальнейшем избежать ущерба от внешнеэкономических операций.

Оценка мер поддержки экспорта должна также учитывать общий технологический уровень разных отраслей российской промышленности. Если производительность труда в России существенно ниже, чем в развитых странах с рыночной экономикой, а издержки производства выше, чем в ряде развивающихся государств, то логичным был бы порядок поиска российских предприятий, в которых производится конкурентоспособная продукция на мировом рынке (по соотношению цена/качество), и оказание таким предприятиям финансовой поддержки и иной (например, информационной, логистической и т.п.) поддержки при выходе на международные рынки.

Иными словами, необходимо не ждать, пока само предприятие не ознакомится с ситуацией на международных рынках и придет в государственные органы за финансовой поддержкой с целью наладить поставки своей продукции за рубеж. Можно отметить ряд факторов низкой эффективности государственной поддержки экспорта.

  1. Что касается крупного бизнеса в сырьевых отраслях, то имеющиеся наработки и опыт, накопленный в экспортных операциях, позволяют осуществлять экспорт. При этом иностранные покупатели не проявляют особого интереса к деятельности экспортера внутри России, поскольку качество товарного сырья обычно не требует особых международных сертификатов.
  2. Что касается продукции обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, то в этом случае качество экспортного товара должна быть на уровне соответствующих международных стандартов, в противном случае устойчивые отношения с зарубежными клиентами не возникнут. При этом на должном уровне должно находиться послепродажное обслуживание проданного товара, а в необходимых случаях и его возврат или ремонт.
  3. В международном бизнесе следует исходить из аксиомы, смысл которой состоит в том, что мировой рынок, на котором имеет место острая конкуренция между производителями, в большинстве случаев не ждет (за исключением в первую очередь энергоносителей) экспортных товаров из России.
  4. Российский бизнес в его современной форме достаточно молод и (за редким исключением) маломощен, поэтому он не имеет навыков работы на международных рынках, а в ряде случае и не стремится осваивать их. Данное утверждение относится как крупному, так и среднему бизнесу. Однако, еще более такое положение характерно для малого бизнеса.

В российских СМИ имеется информация о результате опроса представителей малого бизнеса, организованного «Опорой России» совместно с Промсвязьбанком. Опрос показал, чтоп оддержка экспорта недостаточна. В декабре 2021 г. агентство MagramMarketResearch провело опрос 2,8 тыс. компаний сектора МСП из 24 регионов России. Выяснилось, что только 6% малых компаний вышли на зарубежные рынки, 61% поставляют продукцию в страны СНГ и Балтии,48% в страны дальнего зарубежья [41].

Опрос продемонстрировал нежелание значительной части предпринимателей становиться экспортерами: 46% респондентов заявили, что их бизнес связан с местом нахождения и «не предполагает более широкого распространения». Каждая десятая компания отметила, что за рубежом на их продукцию нет спроса. О высоком уровне конкуренции, других стандартах производства заявили по 9% респондентов, столько же предпринимателей считают, что стоимость и характеристики их продуктов на зарубежных рынках неконкурентоспособны. Еще 7% не знают, как и кому предложить свою продукцию, 3% не занимаются экспортом из-за законодательных или бюрократических сложностей[41].

Из этого следует, что государство должно быть не менее, чем бизнес, заинтересовано в стимулировании экспорта продукции среднего и малого бизнеса и не только должно осуществлять соответствующую пропаганду экспорта в среде малого и среднего бизнеса (МСБ), но и разрабатывать общую концепцию стимулирования МСБ и создавать соответствующую систему стимулов и оказания прямой поддержки экспортеров из числа бизнесменов МСБ. Хотя, общие основы такой системы в России созданы, но, как показывает практика, необходимо повышать эффективность этой системы. Вышеуказанные соображения позволяют обрисовать контурно организационные черты системы поддержки экспортеров. Во-первых, работу российских торговых представительств за рубежом необходимо увязать с усилиями торговых агентских компаний внутри России.

При этом, целесообразно исходить из следующего принципа. Если какая-либо компания имеет благоприятные перспективы для развития своего бизнеса в России, то она вряд ли будет заинтересована в выходе на зарубежные рынки, поскольку это связано не только с дополнительными финансовыми затратами, но и с возросшими рисками (например, валютным риском).

После оценки возможностей для российского экспорта в конкретную страну торговому представительству России в той или иной стране необходимо осуществлять контакты с главным агентом МСБ в России, через которого оно может выйти на конкретную российскую компанию изучить ее деятельность и экспортные возможности. Только после этого целесообразно проанализировать финансовые возможности компании, продукция которой может найти спрос на внутреннем рынке данной страны, агентский центр может оказать содействие российской компании в поиске необходимых дополнительных финансовых ресурсов для налаживания производства на экспорт.

При этом вполне возможен вариант обратного развития событий: российское предприятие, стремящееся выйти на зарубежный рынок, может обратиться к российскому агентству с соответствующей просьбой, которое, в свою очередь, может обратиться к конкретному внешнеторговому представительству.

Важным элементом возможной конфигурации отношений торговых представительств с российской компанией должна стать предметная консультация об особенностях ведения бизнеса в конкретной стране, об инвестиционном климате, о деловой среде в различных регионах страны. Это особенно важно при ведении бизнеса за рубежом.

Еще одним фактором, существенно снижающим эффективность мер поддержки экспорта, является отсутствие полноценной информации о сертификатах, которые необходимо получить российскому экспортеру для ввоза своей продукции в зарубежную страну. При этом, экспортеру необходимо знать конкретный перечень документов для получения сертификата по конкретному виду продукции. По отзывам, российских предпринимателей, отсутствие подобной информации существенно затрудняет экспортные операции.

Хотя, согласно информации Центра поддержки экспорта, в России реализуется программа поддержки получения сертификата. Но сначала предприниматель должен затратить деньги, а постфактум затраченные деньги ему, возможно, компенсируют.

Не способствует расширению экспорта и практика, при которой российский предприниматель должен сначала найти зарубежного покупателя, обговорить возможные объемы поставок, а затем приступить к сертификации продукции. Но этот период занимает, как показывает опыт, не менее года, а в отдельных случаях и больше. В результате иностранный партнер может отказаться от сделки, ибо не намерен ждать год, пока российский экспортер не получит соответствующий сертификат. Следовательно, необходимо совершенствовать практику получения сертификатов.

И в решении данного аспекта проблемы могли бы быть принять торговые представительства России за рубежом, поскольку их специалисты, находясь на месте, могут более оперативно обеспечить сбор информации, нужной для получения сертификата. Торговые представительства могут играть более значимую роль в поиске зарубежных партнеров-импортеров. Но для этого целесообразно, чтобы российские предприниматели сообщали им о своих экспортных намерениях и возможностях. При этом, в случае возможной договоренности российской компании с возможным зарубежным импортером торговое представительство в соответствующей стране могло бы собрать информацию о степени надежности и платежеспособности зарубежной компании, поскольку среднему российскому, а тем более малому бизнесу получение такой информации за счет собственных усилий далеко не всегда возможно.

Страницы: 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф