Меню Услуги

Государственное пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих в РФ

Страницы:   1   2   3


СОДЕРЖАНИЕ

 

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ
  • 1.1. Понятие и принципы государственной службы в России
  • 1.2. Система государственной службы по российскому законодательству и её виды
  • 1.3. Общая характеристика федеральной государственной службы
  • 2. ОСОБЕННОСТИ ПЕНСИООНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОССЛУЖАЩИХ
  • 2.1. Общие положения законодательства о государственном пенсионном обеспечении госслужащих
  • 2.2. Виды государственных пенсий, назначаемых федеральным госслужащим
  • 2.3. Порядок назначения и правила исчисления государственных пенсий федеральных госслужащих
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Пенсионное обеспечение – важная составляющая системы социальной защиты населения. В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации Россия является социальным государством, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. [1]

В соответствии с нормами закона каждому трудящемуся человеку гарантировано пенсионное обеспечение при достижении определённого возраста, однако в отношении некоторых категорий граждан ввиду особенностей их занятости предусмотрен отдельный порядок, а также условия назначения пенсии. В частности, к ним относятся работники государственной службы, выполняющие свои обязанности в особых условиях, сопряжённых с определённой нагрузкой и спецификой труда.

Государственный служащий ‒ это гражданин Российской Федерации, состоящий на государственной должности, исполняющий права и обязанности, установленные законодательством о государственной службе.

В современных условиях эффективное функционирование государственного аппарата невозможно представить без рационально разработанной, твёрдо установленной системы социальных мер, направленных на социальную защиту государственных служащих. Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время продолжается совершенствование социальной защищённости государственных служащих, которое, в частности, включает пенсионное обеспечение чиновников.

Пенсия государственного служащего – это выплаты, получаемые в результате длительной трудовой деятельности на должностях государственной службы.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих.

Предметом исследования – правовые нормы, регулирующие пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих Российской Федерации.

Цель работы – всестороннее изучение аспектов государственного пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих РФ и его правовое регулирование. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– изучить понятие и принципы государственной службы в России;

– описать систему государственной службы по российскому законодательству и её виды;

– рассмотреть общую характеристику федеральной государственной службы;

– изучить общие положения законодательства о государственном пенсионном обеспечении госслужащих;

– рассмотреть виды государственных пенсий, назначаемых федеральным госслужащим;

– проанализировать порядок назначения и правила исчисления государственных пенсий федеральных госслужащих.

В качестве основных источников нормативной базы были использованы такие, как Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [3], Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [4], Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [5]. Правовое регулирование пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих отражено также в целом спектре других нормативных актов.

Существенный вклад в разработку исследуемых проблем, внесли известные учёные, такие как А. П. Алехин, Д. Н. Бахрах, Ю. М. Козлов, А. П. Коренев, А. Е. Лунев, А. Ф. Ноздрачев, Д. М. Овсянко, Л. Л. Попов, Ю. А. Тихомиров и др.

Государственным служащим гарантировано пенсионное обеспечение в особом порядке в качестве меры социальной поддержки и гарантии за исполнение обязанностей, призванных сохранить целостность государственной системы и обеспечить соблюдение прав граждан. Данная мера также предусмотрена и как инструмент повышения мотивации для эффективного исполнения вменённых обязанностей и одновременной стабилизации кадрового состава государственных служащих, призванных стоять на страже интересов Российской Федерации. Вместе с тем новая схема пенсионного обеспечения государственных служащих может привести к уходу людей с госслужбы, в результате государство может потерять эффективно работающих чиновников.

Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ

1.1. Понятие и принципы государственной службы в России

 

Попытка дать определение понятию «федеральная государственная служба» была предпринята отечественным законодателем ещё в 1993 году в Положении о федеральной государственной службе, утверждённом указом Президента РФ № 2267 от 22 декабря 1993 года. Данное определение представляет собой довольно объёмную формулировку: «Федеральная государственная служба осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, законодательными и иными нормативными актами РФ на государственных должностях в Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства РФ, в аппаратах палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Счётной палаты РФ, в федеральных государственных органах, подведомственных Президенту РФ и Правительству РФ, а также на иных должностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем данная формулировка не содержит чёткого определения и сущности федеральной государственной службы.

В 1995 году в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» № 119-ФЗ, узаконившем институт государственной службы, законодатель вновь обращается к этой теме. Так, в статье 2 весьма кратко говорится, что российская государственная служба подразделяется на два уровня: федеральную и субъектов РФ. Но определения сущности федеральной государственной службы не было дано, поскольку ещё не была наработана научная база этого понятия.

Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации (2001 год) и Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации» (2002 год) также не дали подробного толкования сущности федеральной государственной службы и её признаков, упомянув только, что единую систему государственной службы образуют различные виды федеральной государственной службы и государственная служба субъектов РФ. [28, с. 95]

Впервые на законодательном уровне определение сущности федеральной государственной службы было сформулировано в Федеральном законе № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». В статье 4 этого правового акта говорится: федеральная государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

В научной литературе авторы опираются на данное в законодательстве определение государственной службы, но раскрывая содержание понятия «государственная служба» акцентируют внимание на различных аспектах данной службы, в связи с чем по-разному определяют ее сущность.

Суть государственной службы в России всегда понималась как служение, исполнение долга перед отечеством. Так, ещё Н. Нелидов в XIX в. указывал, что государственная служба – «деятельность на пользу государства, которая отправляется лицом для достижения общественных целей по особому назначению, исходящему непосредственно или через посредство другого лица, от субъекта высшей государственной власти» [29, c. 88]. Сторонники данного взгляда, исходят из тезиса о том, что управленческий аппарат – инструмент органов государственной власти, которые избраны и контролируются народом [30, c. 97], а, следовательно, «государственный гражданский служащий должен служить не обществу, не гражданину, а государству в лице органов публичной власти, избранных народом путем свободного волеизъявления на демократических выборах, либо образованных иным способом, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации»[31, c. 59]

Атаманчук Г.В. говорит о том, что издавна в России под словом (понятием) «служба» понималось отношение, связь, обязанность долга, верности, преданности, готовности исполнить дело, оказать услугу, защитить интересы. Предполагалось, может быть и идеалистически, что служба заключается в духовной (идейной, ценностной) общности того, кому служат, и того, кто служит; более того, в их совместной принадлежности к какому-либо большому и важному для них идеалу, интересу, делу» [32, c.259]. В соответствии с точкой зрения Г.В. Атaмaнчука «государственная служба – это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учреждённых в государственных органах» [33, c. 410]. Суть государственной службы Г.В. Атaмaнчук видит в обеспечении связи и взаимодействия между государством и обществом. Так он указывает, что «…служба представляет собой постоянное «несение» (от слова «ноша») отношений между государством и обществом, государственным аппаратом и гражданами. Это постоянное мышление и ответственность, вызываемые необходимостью поддерживать в надлежащем состоянии взаимодействие «государственного» и «общественного» [34, c.22].

Другое понимание сущности государственной службы высказал А.В. Оболонский, который предлагает, пересмотрев «вековую российскую традицию» доминирования государства над обществом, отказаться от понимания государственной службы как службы «государевой». Позиция данного автора заключается в необходимости перехода к такой гражданской службе, при которой служащий будет нести ответственность перед обществом, оплачивающим его деятельность [35, c. 48]. Поэтому государственная служба определяется им как «только профессиональная служебная деятельность по обеспечению полномочий иных субъектов права» [36, c. 247].

Иная позиция учёных опосредует государственную службу с политическими институтами [37, c. 258]. Суть такой позиции заключается в понимании государственной службы как средства проведения политики, в качестве аппаратной поддержки политики государства.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Представляется, что все рассмотренные выше подходы к пониманию государственной службы обладают определённой односторонностью, вместе с тем государственная служба реализует различные функции органов государственной власти

1) экономическую:

— создание условий для нормального экономического развития и функционирования экономики, включая охрану существующих форм собственности, организацию внешнеэкономических связей и т.д.;

2) политическую:

— обеспечение национальной безопасности;

— национального и общественного согласия;

— снижение социальной напряжённости;

— обеспечение суверенитета государства и защита его границ и т.д.;

3) социальную:

-обеспечение прав и свобод граждан или отдельных групп и слоев населения;

— удовлетворения социальных потребностей населения;

— обеспечение достойного уровня жизни граждан и обеспечение оптимальных условий труда, достойной его оплаты и другие;

3) идеологическую:

— поддержание определённой идеологии;

— возможность получения образования;

— поддержание и развитие науки, культуры и другие.

Данный спектр функций, которые осуществляются с помощью государственной службы, указывает на то, что ей присущи политическая направленность деятельности, исполнение долга и оказание услуг гражданам. В связи с этим, сущность государственной службы имеет комплексный характер и связана она с реализацией всех функций государства и обеспечивает функционирование и государства, и общества [38, c. 256].

Таким образом, характеризуя государственную службу, важно понимать, что это служба не конкретным «государственным органам» или «должностным лицам», а служба государству, государственным и общественным интересам. Это профессиональная деятельность по выполнению государственных задач и функций, осуществляемая лицами, которые находятся на штатных государственных должностях в государственных органах.

Государственная служба характеризуется рядом признаков, отличающих ее от других видов публичной службы.

  1. Профессионализм. Государственная служба является основным родом занятий для государственного служащего. Государственная служба по совместительству не допускается. Другие виды оплачиваемой, а иногда и безвозмездной деятельности разрешены государственному служащему на условиях и в порядке, предусмотренном федеральным законом. Ограничения по видам деятельности для государственных служащих призваны обеспечить высокое качество исполнения обязанностей государственной службы.
  2. Компетентность. Государственный служащий должен соответствовать выполняемым функциям государственной службы по уровню образования, стажу и знаниям. Данные требования являются формализованными условиями, позволяющими обеспечить реальную способность государственного служащего выполнять обязанности по замещаемой должности государственной службы.
  3. Прохождение службы только на должностях государственной службы, включённых в Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации. Статус государственного служащего приобретается только путем назначения на должность государственной службы. Все должности государственной службы включены в Сводный реестр должностей государственной службы РФ, состав которого утверждён федеральным законом. Отсутствие должности в указанном реестре означает, что лицо, замещающее такую должность, не является государственным служащим. Следует отметить, что законодательство о государственной службе допускает исключительные случаи, при которых гражданин, сохраняя ранее приобретённый статус государственного служащего, временно не замещает должность государственной службы (находится в резерве государственной службы, в распоряжении командира и т.д.). Однако поступить на государственную службу, не получив назначение на определённую должность государственной службы, нельзя.
  4. Прохождение службы, как правило, в государственных органах. По определению, государственная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности. Как следствие, должности государственной службы учреждаются в государственных органах и в аппаратах, обеспечивающих деятельность лиц, замещающих государственные должности, причём эти аппараты также признаются государственными органами или входят в их состав.
  5. Оплата государственной службы осуществляется из государственных бюджетов. Расходы на содержание государственного аппарата предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете и в законах субъектов РФ о бюджетах соответствующих субъектов РФ. В частности, денежное содержание в вознаграждение за труд государственные служащие получают за счёт бюджетных средств.

Основополагающие характеристики, содержание и значение как самой государственной службы, так и лиц, ее осуществляющих определяют принципы государственной службы. Под принципами государственной службы необходимо понимать, прежде всего, требования: во-первых, в соответствии с которыми должна функционировать система государственной службы, а, во-вторых, которым должны соответствовать лица, занимающие государственные должности. Требования эти охватывают все организационные и правовые элементы, которые составляют содержание государственной службы. Кроме того, их исполнение обязательно для всех лиц и организаций, в той или иной степени имеющих отношение к государственной службе. Основные принципы устройства государственной службы РФ призваны обеспечить единообразие, постоянство и эффективность функционирования системы госслужбы.

Таким образом, можно утверждать, что к принципам государственной службы относятся и основополагающие идеи, и установления, через которые выражаются объективные закономерности и определяющие направления реализации полномочий государственных служащих, а также функций, задач и компетенций государственных органов.

Основные принципы государственной службы, провозглашённые Конституцией РФ, получили конкретизацию и развитие в статье 4 ФЗ № 79- ФЗ и статье 3 ФЗ РФ № 58- ФЗ.

Анализ указанных норм, их требования являются практически идентичными и во многом повторяются, в них присутствует смешение принципов деятельности государственных служащих, т.е. конкретных лиц, занимающих государственные должности, и принципов функционирования системы государственной службы.

Так, в соответствии с принципами осуществления деятельности государственными служащими, утверждёнными Указом Президента РФ от 12.08.2002 г. № 885 государственные служащие обязаны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов,

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих,

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа,

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций,

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей,

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений,

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы,

з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений,

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения,

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами,

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию,

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа,

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов,

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера,

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего,

р) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации,

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации,

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.[24]

К принципам функционирования государственной службы относятся:

1) принцип законности, согласно которому все граждане, находясь на государственной службе при осуществлении деятельности, обязаны обеспечить соблюдение нормативно-правовых актов. Более точное содержание понятия законности привёл С.С. Алексеев в одной из своих работ, указав: «Именно в силу нормативности права и других его достоинств может быть выдвинут и может обеспечиваться принцип законности. То есть не просто требования обязательности юридических норм, но такого рода требования обязательности юридических норм «всем лицам» — ко всем гражданам, должностным лицам, государственным органам — действовать в строгом соответствии с законом» [39, c. 52].

2) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, воспроизводящий статью 2 Конституции PФ, в которой человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью. Обязанность государства является не только признание, но и соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. B соответствии со статьёй 18 Конституции Российской Федерации данный принцип определяет смысл, содержание и применение всех без исключения нормативно-правовых актов, а кроме того деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления.

Государство можно охарактеризовать как конституционное только если оно действует в интересах человека. Авторитет государства и его представителей в лице органов и должностных лиц появляется только в том случае, когда они своей деятельностью утверждают признание высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина [40, c 129];

3) принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;

4) принцип равного доступа всех граждан, владеющих государственным языком PФ, к гражданской службе, а кроме того и равные условия ее прохождения. На доступ граждан к службе не влияет ни пол, ни раса, ни национальность, ни происхождение, ни имущественное и должностное положение, ни место жительства, ни отношение к религии, ни убеждения, ни принадлежность к различным общественным объединениям, а также другие обстоятельства, которые никоем образом не связаны c профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

5) принцип защищённости гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность;

6) принцип доступности информации о гражданской службе;

7) принцип взаимодействия гражданской службы и гражданских служащих с общественными объединениями и гражданами;

8) принцип стабильности гражданской службы;

9) принцип федерализма, с помощью которого обеспечивается единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, суть государственной службы можно определить, как деятельность граждан в рамках органов государственной власти и управления, направленную на обеспечение надлежащего функционирования государства и общества в их взаимосвязи и взаимодействии. Деятельность эта осуществляется гражданами на основе присущих государственной службе принципов. Значимость, законность и социальная ценность отношений, имеющихся в системе государственной службы обусловливаются именно принципами. A отсутствие правовых принципов напрямую влечёт за собой появление в государственной службе элементов беззакония, бюрократизма в худшем смысле этого слова, неорганизованности, произвольности, несправедливости и безнравственности.

Отметим, что наполнение вышеуказанных принципов нормативным содержанием, а также неукоснительное их соблюдение напрямую приведёт к уяснению смысла, содержания и применения права; повышению авторитета государственной власти в отношениях с остальными субъектами государственно-властных отношений; повышению эффективности государственной службы на благо граждан России и всего российского общества в целом.

 

1.2 Система государственной службы по российскому законодательству и её виды

 

За последние 13 лет реформирование государственной службы в нашей стране проводилось в три этапа: сначала в 2003 — 2005 гг., затем в 2006 — 2007 гг. и в 2009 — 2013 гг. Эти реформы осуществлялись на основании Федеральных программ по реформированию и развитию системы государственной службы, утверждённых Президентом РФ. Опираясь на мнение учёных в области законодательства о государственной службе, в России была разработана и реализована на практике административно-правовая концепция правового регулирования отношений на государственной службе, согласно которой государственная служба является специальным видом профессиональной деятельности и включает в себя традиционные для профессионального чиновничества институты и административные процедуры (поступление на государственную службу, ее прохождение, правовой статус государственных служащих) [41, c. 101].

Следует отметить, что реформа государственной службы продолжается и в настоящее время. Это напрямую коснулось системы государственной службы.

В настоящее время система государственной службы включает различные виды государственной службы, и ее можно классифицировать по различным основаниям.

По ветвям власти, в которых предусмотрено прохождение государственной службы, государственная служба подразделяется на:

— государственную службу в органах законодательной власти (в аппаратах Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, а также в аппаратах органов законодательной власти субъектов РФ);

— государственную службу в органах исполнительной власти;

— государственную службу в органах судебной власти (в аппаратах Конституционного Суда РФ, арбитражных судов, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировых судей);

— государственную службу в иных государственных органах, не входящих в систему трёх ветвей власти.

К иным государственным органам, в которых предусмотрена государственная служба, относятся:

— Администрация Президента РФ, включающая в свой состав, помимо прочих структурных подразделений, Аппарат Совета Безопасности РФ;

— органы прокуратуры;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— аппарат Центральной избирательной комиссии РФ и аппараты других избирательных комиссий государственного уровня;

— рабочий аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ и аппараты уполномоченных по правам человека в субъектах РФ;

— аппарат Счётной палаты РФ и аппараты контрольно-бюджетных органов субъектов РФ, создаваемых органами законодательной власти субъектов РФ;

— Судебный департамент при Верховном Суде РФ, в котором проходят государственную службу государственные служащие аппаратов Верховного Суда РФ и других судов общей юрисдикции.

По федеративному признаку государственная служба подразделяется на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ.

По функциональному назначению в системе государственной службы выделялись следующие виды: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба. В связи с вступлением с 01.01.2016 г. в законную силу ФЗ РФ от 13.07.2015 г. № 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [6] система государственной службы претерпела изменения. Теперь согласно статье 2 вышеназванного закона государственная служба представляет собой систему, состоящую из: государственной гражданской службы, военной службы, государственной службы иных видов.

Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (ст. 5 ФЗ РФ №58-ФЗ).

Условия прохождения службы и порядок заключения трудовых отношений определены федеральными законами и ведомственными положениями.

В юридической научной литературе, касающейся института государственной службы, определено 6 признаков, присущих гражданской службе как виду государственной службы. Это:

— особый вид управленческой деятельности (государственный);

— структура госорганов, состоящих из госслужащих, призванных исполнять государственные функции и задачи;

— единство правовых институтов, регулирующих реализацию государственной власти и управления, и социального института – круга лиц, профессионально осуществляющего эти функции в рамках своего правового положения;

— взаимосвязь отношений государства, социума, права и гражданина;

— механизм создания, осуществления и улучшения учреждений государственной власти и управления.

Гражданская служба осуществляется в госаппаратах органов власти (представительной, судебной, исполнительной) и в других органах, исполняющих от имени государства его задачи и причисленных федеральным и региональным законодательством к органам государственной власти.

Гражданская служба может быть общей функциональной – осуществление государственно-служебных функций, не отличающихся отраслевой спецификой (например, деятельность персонала в администрации субъекта РФ, министерствах); специальной – реализация особо установленных в нормативных правовых актах полномочий служащих, занимающих должности в государственных органах, имеющих выраженную отраслевую компетенцию, которая определяет специфику деятельности персонала (например, деятельность в аппарате судов, дипломатическая служба, служба на железнодорожном транспорте). Однако, подразделение гражданской государственной службы на основе наличия специфики функций весьма условно, т.к. вся система государственных органов, в особенности органов исполнительной власти, базируется на принципе отраслевого построения.

Таким образом, согласно статье 1 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»: государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

  1. Российской Федерации.
  2. Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов.
  3. Субъектов Российской Федерации.
  4. Органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации.
  5. Лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов.
  6. Лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Военная служба – особый, по назначению и функциям, вид государственной службы. Военная служба, в отличие от гражданской, направлена на реализацию оборонных и охранительных функций государства, обеспечивающих суверенитет, свободу, внешнюю и внутреннюю безопасность государства и общества. Военная служба имеет сложную структуру, распадается на подвиды, но назначение ее везде одно и то же: правомочие и обязанность применять государственное принуждение вплоть до вооружённой силы для защиты национальных интересов, конституционного строя и проведения в жизнь государственной политики. В силу своей значимости и ресурсоёмкости военная государственная служба должна отличаться оптимальным объёмом и организацией, быть чётко урегулированной в правовом отношении, надёжно контролироваться органами представительной, исполнительной и судебной власти, а также самим обществом.

Основная задача военной службы – вооружённая защита государства от покушения других стран на конституционное устройство, независимость, территориальную целостность, ресурсы страны. Военная служба представляет собой реализацию гражданином своих профессиональных навыков на госслужбе путем замещения воинских и, в некоторых ситуациях, не воинских должностей. Военная служба в нашей стране возможна в 2 формах: на добровольных началах (по контракту) и по призыву и характеризуется, в первую очередь, особым статусом военнослужащих. Правовое положение военнослужащих регламентировано законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ [7] и законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ. [8]

Для военнослужащих определены:

  • особые условия работы (риск для жизни, ненормированный график, непостоянное место несения службы);
  • жёсткие требования при приёме на службу (возраст, физическое и психическое здоровье, специальные знания);
  • специальная система званий и связанные с ней строгая дисциплина и субординация;
  • досконально регламентированные условия не только работы, но и жизни, формы одежды, правил поведения в той или иной ситуации;
  • особый порядок привлечения к юридической ответственности (свои органы судов, прокуратуры, исполнения наказания и т. п.).

Граждане несут военную службу в войсках, подчинённых Министерству обороны России, в войсках Министерства внутренних дел России, органах Федеральной службы безопасности, в отрядах Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, железнодорожных, пограничных и иных войсках.

С принятием Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы» кроме государственной гражданской службы и военной службы появилась государственная служба иных видов. При этом в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» отсутствуют как определение понятия государственной службы иных видов, так и перечисление видов этой службы. Следует также уточнить, что в Федеральном законе от 13 июля 2015 г. № 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признания утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» несколько раз вместо словосочетания «правоохранительная служба» употреблено «федеральная государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью». В связи с этим представляется, что основным признаком государственной службы иных видов является прохождение государственной службы в государственном органе, связанном с правоохранительной деятельностью. Однако если исходить из этого, то к государственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, можно отнести значительное число государственных органов. Чтобы выявить отдельные виды федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, следует проанализировать федеральные законы об отдельных государственных органах, связанных с правоохранительной деятельностью, обращая внимание на правовой статус лиц, проходящих службу в этих органах.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 17.11.1995) [9] прокуратура осуществляет свою деятельность в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. В органах и организациях прокуратуры осуществляют свою деятельность несколько категорий лиц. Федеральную государственную службу иных видов проходят лишь прокурорские работники. В их состав входят: Генеральный прокурор РФ, его заместители, советники, помощники, другие прокуроры, имеющие классные чины, в том числе сотрудники научных и образовательных организаций прокуратуры. Не относятся к прокурорским работникам специалисты, которые являются федеральными гражданскими служащими и правовой статус которых определяется законодательством о гражданской службе. Относятся к прокурорским работникам, но проходят военную службу, а не государственную службу иных видов военные прокуроры. Следует уточнить, что среди прокурорских работников не является федеральным служащим Генеральный прокурор РФ, т.к. он входит в число лиц, замещающих государственные должности РФ.

Вторым федеральным государственным органом, где граждане проходят федеральную государственную службу иных видов, является Следственный комитет Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» [10] среди задач Следственного комитета значатся защита прав и свобод человека и гражданина, организация и осуществление своих полномочий для выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств и др. В Следственном комитете проходят службу сотрудники, военнослужащие военных следственных органов, а также федеральные государственные гражданские служащие. К лицам, проходящим федеральную государственную службу иных видов, следует относить сотрудников Следственного комитета, имеющих специальные звания. Перечень этих званий дан в ст. 20 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации». Таковыми являются: младший лейтенант юстиции; лейтенант юстиции; старший лейтенант юстиции и др.

Федеральную государственную службу иных видов граждане проходят также в органах внутренних дел. К лицам, проходящим в этих органах федеральную государственную службу иных видов, относятся сотрудники, имеющие специальные звания. Перечень специальных званий содержится в ст. 8 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [11]. Таковыми являются: рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции; младший сержант полиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции и др. Считаются проходящими федеральную государственную службу иных видов сотрудники полиции [12], а также сотрудники Федеральной фельдъегерской связи [13].

К федеральной государственной службе иных видов относится служба в таможенных органах. Для сотрудников таможенных органов Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах» [14] установлены специальные звания. К ним, в частности, относятся младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант, капитан таможенной службы.

Граждане проходят государственную службу иных видов также в управлениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. К работникам уголовно-исполнительной системы согласно ст. 24 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также рабочие и служащие. Очевидно, что проходящие государственную службу иных видов являются сотрудниками. Им присваиваются следующие специальные звания: рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции; младший сержант полиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции. [15]

Существенные изменения в сфере государственной службы иных видов произошли в связи с принятием Федеральных законов от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [16] и от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [17].

Согласно ст. 3 Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ служба в федеральной противопожарной службе — федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на решение задач в области пожарной безопасности, территориальных органах федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности. Проходящие федеральную государственную службу иных видов в федеральной противопожарной службе являются сотрудниками. Статья 8 данного Федерального закона включает специальные звания сотрудников федеральной противопожарной службы. Так, рядовому составу присваивается звание рядовой внутренней службы, младшему начальствующему составу — младший сержант внутренней службы, сержант внутренней службы.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 5 указанного Федерального закона в состав войск национальной гвардии входят: 1) органы управления; 2) объединения, соединения и воинские части; 3) подразделения (органы), в том числе в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции; 4) образовательные организации высшего образования и иные организации. Как видно, государственную службу иных видов в национальной гвардии проходят лишь лица, имеющие специальные звания полиции. Иные лица в составе национальной гвардии проходят военную службу или гражданскую службу. [18]

Таким образом, вступившие с 1 января 2016 года изменения в закон позволили «охватить» службу во всех государственных органах, которая с учётом специфики не могла рассматриваться как государственная гражданская или военная служба. Предполагалось, что это даст системе государственной службы завершённый вид.

Вместе с тем, в настоящее время существует некоторое опасение о том, что появится большой перечень нормативных правовых актов, регламентирующих правовой статус государственных служащих иных видов государственной службы, что в свою очередь может придать системе государственной службы «бесконечный» вид и расплывчатые границы.

На сегодняшний день наиболее урегулированным с правовой точки зрения и систематизированным по перечню должностей видом государственной службы является государственная гражданская служба. В отношении военной службы и государственной службы иных видов эти вопросы являются открытыми.

Таким образом, можно сделать вывод, что на современном этапе в Российской Федерации продолжается реформирование системы государственной службы.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3