Меню Услуги

Государственное регулирование организации занятости населения

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

 

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования занятости населения
  • 1.1 Теоретические понятия занятости населения
  • 1.2 Теоретические основы управления занятостью населения
  • 1.3 Основы государственной политики в области регулирования занятости населения
  • Глава 2. Анализ государственной политики в области регулирования занятости населения
  • 2.1 Анализ текущей ситуации на рынке труда РФ
  • 2.2 Анализ эффективности реализации программ в области занятости населения
  • Глава 3. Совершенствование политики в области занятости населения
  • 3.1 Совершенствование реализации программ в области занятости населения
  • 3.2 Методические рекомендации по совершенствованию управления занятостью населения
  • Заключение
  • Список используемых источников

 

Введение

 

Актуальность данной темы заключается в том, что на современном этапе необходимо проводить целенаправленную политику и результаты существующих реформ, должны быть направлены на человека с помощью адекватной политики занятости населения. Государственная политика занятости населения должна основываться на рыночной экономике с социальной направленностью.

Фундаментальную основу создания долгосрочных уникальных преимуществ составляют человеческие ресурсы, т.е. люди, их трудовая мораль и стремление к достижению поставленных целей, их знания и система ценностей, творческие и новаторские способности. Именно эти факторы позволяют обеспечить экономический рост, благосостояние и безопасность страны. Определяющую роль играют сфера труда, условия занятости, глубокие преобразования во всей системе трудовых отношений, без которых невозможно осуществить действительный поворот к человеку как главной цели функционирования социально – ориентированной экономики.

Для современной экономики России характерны несколько особенностей, которые необходимо учитывать при анализе существующей системы занятости населения.

Первое, это полное или частичное отсутствие собственных финансовых средств предприятий, которое сужает возможность привлечения трудоспособного населения в целом и персонала в частности.

Второе, с усложнением технологий производства, в соответствии с развитием Научно Технического Прогресса усложняется и менталитет работника, его духовные и материальные потребности оказывают все большее влияние на конечный результат труда. Стабильности не добавляет и общее состояние экономики России, и ее возможности создания новых рабочих мест и обеспечения занятости значительного числа экономически активного населения.

Проблема занятости населения – это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы.

Экономическая основа трудовых отношений в нашей стране в последние годы претерпела серьезную модификацию. Изменились и сами трудовые отношения.

Цель работы: изучить теоретические основы государственной политики в области занятости населения и провести анализ эффективности реализации программ в области занятости населения и практических рекомендаций по ее совершенствованию.

Занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Также, занятость – своеобразный показатель, по которому следует судить о благополучии и эффективности выбранного курса реформ, их актуальности и целесообразности для населения.

Экономическая политика государства по содействию занятости населения в настоящее время должна обеспечить скоординированное функционирование рынка труда и капитала, регулирование процессов формирования и движения инвестиций по территории России, использование корпоративного и частного капитала с учетом обеспечения занятости на уровне, достаточном для поддержания воспроизводства населения в рамках, гарантированных конституцией и законами РФ.[4]

Объектом исследования данной темы является занятость населения.

Предмет исследования: государственное регулирование в сфере занятости населения.

Задачи:

1. Рассмотреть государственную политику в области регулирования

занятости населения.

2. Проанализировать ситуацию на рынке труда РФ.

3. Оценить эффективность реализации программ в области занятости населения.

4. Разработать методические рекомендации по совершенствованию

управления занятостью населения.

Методология и методика исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблеме рынка труда и занятости населения, анализа форм и методов регулирования занятости населения.

В теоретической части рассмотрены понятия занятости населения в отечественной и зарубежной литературе. Изучены особенности государственной политики в области регулирования и управления занятости населения.

В аналитической части проведен анализ ситуации на рынке труда, а также изучена реализация программ в области занятости населения.

В третьей главе рассмотрены пути совершенствования реализации программ в сфере занятости населения. Предложены методические рекомендации по совершенствованию управления занятостью населения.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов в научных и учебных целях.

Структура диплома: введения, три главы, заключения, список используемых источников.

 

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования занятости населения

 

1.1Теоретические понятия занятости населения

 

В условиях рыночных отношений социально остро стоят проблемы занятости населения. Под занятостью населения понимают деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им, как правило, трудовой доход. Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяются системой государственных законодательных актов, которые менялись в разные периоды развития нашей страны.

Трудовой кодекс РФ был принят 30 декабря 2001 года и введен в действие с 1 февраля 2002 года вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года. Согласно Трудовому кодексу РФ трудоспособный возраст определяется возрастом лица, с которым допускается заключение трудового договора: 14 лет, когда работа по трудовому договору разрешается в свободное от учебы время с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) для выполнения легкого труда; с 15 лет – если окончено основное общее образование или прекращено обучение в школе; с 16 лет – для всех.

Также необходимо понимать, что в зависимости от возраста все население может быть разделено на несколько групп:

Первая группа — это лица моложе трудоспособного возраста (от рождения до 15 лет включительно);

К второй группе относятся лица в трудоспособном (рабочем) возрасте: в России женщины – от 16 до 54 чет, мужчины – от 16 до 59 лет включительно;

Третья группа — это лица старше трудоспособного т.е. пенсионного возраста, до достижения которого устанавливается пенсия по старости: в России женщины – с 55, мужчины – с 60 лет.

В зависимости от способности к труду различают лица трудоспособные и нетрудоспособные. Иначе говоря, могут быть нетрудоспособные лица в трудоспособном возрасте, например, инвалиды 1-й и 2-й групп до пенсионного возраста, и трудоспособные лица в нетрудоспособном возрасте, например, работающие пенсионеры по старости.

В Международной организации труда существует система классификаций в соответствии с которой население делится на экономически активное и экономически неактивное. Экономически активное население – это часть населения, которая предлагает свой труд для производства товаров и оказания различных услуг. Экономически активное население включает в себя две категории — занятых и безработных, под которыми понимаются строго определенные группы людей.

Занятыми в соответствии с законом «О занятости населения в Российской Федерации» считаются: работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные и временные работы; занимающиеся предпринимательской деятельностью; самостоятельно обеспечивающие себя работой; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работу по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, или иными причинами;

проходящие военную службу, а также в органах внутренних дел;

проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и высшего профессионального образования и в других образовательных учреждениях, включая обучения по направлению Федеральной государственной службы занятости населения.

Экономически неактивное население – это лица, способные к труду, они включаются в состав трудовых ресурсов, но в рыночной экономике они не отнесены ни к занятым, ни к безработным. Экономически неактивное население не входит в состав рабочей силы – это учащиеся и студенты; пенсионеры; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства; лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.

Отечественные ученые-экономисты внесли существенный вклад в развитие теории занятости населения. Так, Б.Д. Бреев дает следующее определение занятости: «Занятость населения – сложное социально-экономическое явление, выступающее важнейшей составной частью общественного производства. С точки, зрения экономической категории занятость сегодня практически рассматривается как общественное отношение не только обеспечения населения рабочими местами (т.е. с позиции производства и накопления), но и обеспечения человека необходимыми средствами существования (т.е. в связи с формированием и использованием фонда потребления)».

Э.Р. Саруханов дает несколько другое определение категории занятости, который считает, что «…общественно-экономические отношения, в которые вступают люди между собой по поводу участия в общественно полезном труде на том или ином рабочем месте», т.е. «это практическая деятельность людей по производству материальных благ, общественные отношения между ними по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

С.В. Андреев рассматривает занятость «как условие включения в процесс производства». При этом сущность занятости определяется с нескольких позиций:

– с позиций производства, где труд является его условием, так как для организации процесса производства необходимо соединить работника со средствами производства;

– с позиций потребления, предусматривающих реализованную трудообеспеченность, согласно которой предоставляемые работником услуги материально вознаграждаются;

– с позиций разделения труда, т.е. закрепление работника за какой-либо сферой деятельности.

Подводя итоги вышеприведенных и других понятий содержания занятости, встречающихся в экономической литературе, можно сформулировать следующее определение, согласно которого, занятость, как всеобщая экономическая категория, выражает совокупность экономических отношений по поводу обеспечения рабочими местами и непосредственно включение работника в процесс трудовой деятельности.

Стремление к наиболее полной и при этом эффективной занятости всего экономически активного населения страны составляет цель развития в любой экономической системе.

 

 1.2 Теоретические основы управления занятостью населения

 

Управление занятостью является важнейшей частью эко­номической и социальной политики страны. Эта политика осу­ществляется Министерством экономики, Министерством тру­да и социального развития, Федеральной службой занятости, Федеральной миграционной службой, другими министерства­ми и ведомствами.

Непосредственное управление занятостью осуществляют органы Федеральной службы занятости. Опыт развитых стран показывает, что в центральном аппарате службы занятости дол­жно работать около 5% общей численности службы. Основной объем работы по управлению занятостью выполняют региональ­ные и местные (городские и районные) службы занятости.

Основная цель систем управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении струк­туры предложения труда к структуре спроса на труд. Практи­чески это означает разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия структуры рабочей силы изме­няющейся структуре рабочих мест.

Государственное управление занятостью населения, в связи с экономическими преобразованиями в Российском обществе, уступило место рыночным трудовым отношениям, основанным на механизме саморегулирования занятости населения через рынок труда. Учет современных взглядов на проблему занятости населения и, в частности, регулирование трудовых отношений в рыночном хозяйстве, является основополагающим принципом формирования экономической политики государства.

В России целостная система управления занятостью сложилась в советское время, как механизм обеспечения социальной гарантии, направленный на эффективное использование и вознаграждение за труд каждого конкретного человека в соответствии с его квалификацией и социальным положением. В целом принятый и развивающийся в ту пору механизм управления занятостью (основные права в области труда и занятости, социальные гарантии уровня жизни) обеспечивал достижение поставленной цели.

Под эффективностью управления занятостью, следует понимать позитивные тенденции, формируемые в процессе становления и функционирования рынка труда в результате целенаправленных принимаемых действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения прикладных решений вопросов регулирования рынка труда, на основе использования широкого спектра методов, средств, приемов, рычагов и технологий воздействия субъекта управления на объект управления и достижение полной занятости населения.

Основными составляющими элементами механизма управления занятостью являются организационные и экономические инструменты воздействия на рынок труда, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, в процессе которого обеспечивается согласование интересов работодателей и наемной рабочей силы, и, тем самым, происходит реализация политики занятости государства на всех уровнях ее управления.

В современной России с преобразованием общественного строя на рыночный лад, основной упор в сфере трудовых отношений делается на формирование механизма саморегулирования процесса занятости, что определяется характером действия рыночных законов организации труда и производства. Но, одновременно с этим, в условиях рынка, формирование многих элементов системы занятости остается прерогативой государственного регулирования, что придает управлению занятости социально-рыночное содержание.

В процессе функционирования современного рынка труда, постоянно происходят изменения форм занятости и системы организации труда, что позволяет повысить степень продуктивной занятости, по отношению к экономически активному населению. Для разработки механизмов эффективного управления развитием рынка труда, требуется использование передовых методик оценки состояния и эффективности реализуемых мероприятий содействия занятости населения.

Как показывает анализ литературных источников, для изучения эффективности управления занятостью населения, в основном используются количественные параметры деятельности служб занятости. Наиболее востребованы подходы определения эффективных проводимых мероприятий обеспечения занятости к обозначению отдельных направлений, или они обозначаются в виде мероприятий, направленных на создание и сохранение рабочих мест, переквалификации безработных по заявкам работодателей, организация общественных работ, повышение квалификации персонала непосредственно на производстве и др.

Вместе с тем, в экономической литературе предлагаются и другие подходы к системе оценок управления эффективностью занятости населения. Эти подходы основаны на специальных показателях социальной результативности управления занятостью . К числу таких показателей относят:

1. показатель общей социальной эффективности, который рассчитывается соотношением численности безработных, снятых с учета по всем основаниям в течение года, к численности безработных, состоящих на учете, на начало календарного года;

2. показатель, характеризующий удельный вес затрат на установленную единицу социальной эффективности или на одного безработного (величина, показывающая» степень ожидаемого прироста уровня безработицы).

Практическое содержание применения этих показателей заключается в том, что по мере снятия с учета безработных, значение показателя социальной эффективности повышается, и, наоборот.

Практика использования вышеизложенного подхода к определению социальной эффективности выявила определенный недостаток, суть которого заключается в том, что он не отражает ее реальную эффективность, т. к. он учитывает динамику только двух категорий трудоспособного населения – занятых и безработных. В тоже время, за пределом анализа оказываются группы населения, входящие в категорию «условно безработные», лица, которые могут перейти в разряд фактически безработных.

 

1.3 Основы государственной политики в области регулирования занятости населения

 

Государственная политика в области регулирования занятости населения призвана решать относительно частные задачи, связанные с ликвидацией возникающих дисбалансов и диспропорций в сфере труда и в процессе функционирования рыночной экономики. Ее основная задача – минимизация социально-экономических издержек безработицы и повышение мобильности и конкурентоспособности рабочей силы. В качестве объекта политики государства на рынке труда выступает незанятое экономически активное население, а в качестве субъектов – Министерство труда и социального развития и Федеральная служба занятости в лице своих региональных центров.

Политика занятости – органическая часть экономической политики. Она не может осуществляться изолированно в отрыве от структурной и инвестиционной политики, политики доходов, кадровой политики и политики в области трудовых отношений, которые и определяют в конечном счете характер модели рыночной экономики. Вместе с тем политика занятости должна активно влиять на выбор курса социально-экономических преобразований.

Государственное регулирование направленности стратегии социально-экономического развития и занятости пока практически не осуществляется. В результате процессы реструктуризации занятости в ходе реформирования экономики протекают весьма противоречиво, низка их социальная и экономическая эффективность.

Основное направление корректировки социально-экономической стратегии реформ состоит в ее переориентации с изыскания источников финансовых средств для социальной помощи малообеспеченным (такой подход предполагает неизбежность роста безработицы), на активную политику обеспечения занятости населения, поддержки создания и сохранения рабочих мест в количестве, достаточном для снятия угрозы массовой деградации населения.

Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих формированию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, стимулирующих продуктивное поведение личности в конкурентной рыночной среде. В программе социально-экономического развития страны необходимо предусмотреть меры по обеспечению эффективной занятости, несовместимой с практикой избыточного резервирования рабочей силы на предприятиях и разрастанием скрытой безработицы. Эти проблемы должны решаться параллельно на всех уровнях.

К числу наиболее актуальных социальных критериев политики занятости относятся:

— содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях управления;

— разработка концепции обеспечения занятости и выживания населения малых городов различного типа в условиях обвального спада производства и разрушения сложившейся региональной практики монопольной их специализации, привязки к одному-двум предприятиям;

— стимулирование вложений в человека, накопления «человеческого капитала» (в том числе в развитие его способностей через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения квалификации и переподготовку), в наращивание профессионального мастерства, формирование мобильности и конкурентоспособности граждан.

Государство регулирует рынок труда, используя прямые и кос­венные методы, в том числе нормативно-законодательные, нало­говые, кредитные, бюджетные. Важнейшими принципами государ­ственного регулирования рынка труда являются:

— соответствие характера социально-трудовых отношений по­требности развития экономики в целом и роста эффективности;

— содействие изменению качественных характеристик рабочей силы в соответствии с потребностями прогресса технологических и информационных систем;

— обеспечение социальной защиты наиболее уязвимых и слабо конкурентоспособных категорий работников;

— сочетание централизованных федеральных, отраслевых и ре­гиональных программ регулирования труда и занятости, создания и ликвидации рабочих мест;

— обеспечение экономической, социальной и политической стабильности через регулирование рынка труда.

В основе политики занятости в нашей стране должна лежать рыночная экономика правового государства. Считается, что общество (государство), работодатели и наемные работники в своих общественных ролях должны уравновешивать друг друга таким образом, чтобы способствовать дальнейшему прогрессу. Государство определяет общие границы деятельности работодателей и работников, а они формирует детали системы правил своих взаимоотношений. Политика занятости является важным элементом социально-экономической политики и направлена на то, чтобы заставить капитал, природные ресурсы и труд взаимодействовать ради экономического роста и благосостояния.

Вместе с этим, согласно концепции, принятой в развитых странах, политика занятости не должна принимать в свою сферу ответственность за образование, за повышение квалификации; не должна снимать с работодателей обязательства по обеспечению условий труда и реабилитации тех, кто вытеснен с рынка труда. Политика занятости должна помогать людям попасть на рынок труда или вернуться туда, если они были вытеснены с него. Активная политика занятости должна преследовать следующую цель: высокую степень участия рабочей силы в общественном производстве. Достижение этой цели необходимо потому, что благосостояние может быть достигнуто лишь тогда, когда все вносят свой вклад в производство, создавая тем самым основу для собственного обеспечения. Полная занятость в стране считается основополагающей целью политики на рынке труда. Считается, что люди, временно вытесненные с рынка труда, должны получать либо работу, либо необходимое для нее образование, но не денежную помощь.

Предпочтение в этой области отдастся мерам, экономически обоснованным с точки зрения долгосрочной перспективы. Полную занятость призваны обеспечить три системы: система регулярной (обычной) переподготовки, система организации общественных работ и система молодежной практики, являвшаяся специфически шведским нововведением. Согласно этой последней системе, молодые люди, не нашедшие работы в обычном порядке, обеспечиваются рабочими местами, затраты на которые работодателям компенсирует государство.

Вопросы компетентности играют решающую роль в условиях конкурентной борьбы, поэтому главное иметь хорошо работающую систему школьного образования и высокоразвитое высшее образование, и науку. Ответственность работодателей за представление своим сотрудникам возможности для совершенствования в процессе труда имеет значение, как для повышения конкурентоспособности предприятий, так и для морального
состояния работников, добивающихся лучших результатов в том случае, если они видят, что работодатель заинтересован в их совершенствовании и развитии мотиваций. Эта работа ведется, прежде всего, самими заинтересованными сторонами (работодателями и работниками), однако и государство, через специальный «Фонд трудовой жизни», оказывает помощь в разработке программ по созданию рабочих мест.

Основной целью политики на рынке труда в стране считается достижение полной занятости. Для ее выполнения считается необходимым осуществлять поддержку тех регионов страны, где происходят структурные изменения с целью создания новых рабочих мест; поддержка при этом гарантирована как частным, так и государственным работодателям. Помимо этого, государственные и местные органы власти обязаны организовать временное трудоустройство молодым людям и долго не работавшим гражданам. Заметим, что на практике полная занятость оказывается, как правило, недостижимой, характеризуя, таким образом, не реальное состояние рынка труда в стране, а только направление работы государственных и других органов в этой области.

Важными принципами организации рынка труда являются координация деятельности всех административных институтов при решении вопросов занятости населения и учет последних при разработке программ, имеющих хотя бы косвенное влияние на ситуацию в области труда и занятости. Эти принципы представляется возможным применять и в нашей стране, если не на уровне государственных программ, то, по крайней мере, на уровне регионов, где легче провести увязку интересов всех сторон.

Среди других задач политики на рынке труда выделяют улучшение условий труда. Считается, что решение этой задачи отвечает интересам как рабочих и работодателей, так и общества в целом. Оно способствует сохранению работоспособности трудящихся, предотвращая таким образом быстрое старение рабочей силы и ослабляя проблему ее нехватки. Влияние на условия труда оказывается при помощи законодательства, а также постоянного контроля, осуществляемого и государственными, и общественными органами.

Вопросы переподготовки кадров также входят в число решаемых в рамках государственной политики на рынке труда. Создание и поддержание в действующем состоянии системы профессиональной переподготовки увеличивает возможности трудоспособного населения найти работу на постоянно меняющемся рынке труда. В систему профессиональной подготовки вовлечены как взрослые работники, так и молодые люди, впервые выходящие на рынок труда. Последние при этом несколько преобладают в общем количестве людей, ежегодно проходящих профессиональное обучение и переподготовку.

Состояние занятости на определенном периоде развития страны определяется соотношением факторов предложения рабочей силы (исходная численность экономически активного населения, мотивация занятости, величина прожиточного минимума и размер пенсии и др.) и факторов спроса на нее (совокупность рабочих мест, структурное преобразование экономики, динамика объемов производства и цены рабочей силы и др.), регулирование которых является прерогативой государства.

Опыт, накопленный десятилетиями в странах с развитой рыночной экономикой, показывает не только неизбежность, но и эффективность сочетания механизмов саморегулирования и государственного регулирования рынка труда. Из значительного количества проблем, связанных с занятостью и функционированием рынка труда, приоритетными направлениями государственного регулирования являются такие их составляющие как: увеличение рабочих мест, регулирование спроса на рабочее место, а также реализация государственной политики в развитии образования, профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров.

Все перечисленное достигается на основе исследования общих, для стран с развитой рыночной экономикой, механизмов государственного регулирования занятости и рынка труда, которые включают три группы:

1. Экономические методы (система льготного кредитования и налогообложения; бюджетная политика, направленная на стимулирование предпринимательства; сохранение старых и создание новых рабочих мест; обучение кадров и т.п.);

2. Организационные методы (создание государственной службы занятости и трудоустройства, информационная система, система профориентации, подготовки и переподготовки кадров);

3. Административно-правовые методы (регламентация заключения трудовых отношений; продолжительность рабочего времени; введение обязательных отчислений предприятием в фонды по обеспечению занятости; определение квот на трудоустройство; регулирование трудовой жизни с определением минимальной почасовой ставки оплаты труда и др.)

Кроме того, в регулировании сферы воспроизводства рабочей силы активно применяются методы косвенного воздействия. Они формируют предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе направления хозяйствования субъекты рынка ориентировались теми рекомендациями, которые в большей степени выражают цель экономической стратегии.

Таким образом, методы прямого и косвенного воздействия на процесс занятости и рынка рабочей силы можно определить, как совокупность методов экономического, организационного, правового порядка, образующих определенную систему организованного воздействия на всех стадиях воспроизводства рабочей силы, включая ее формирование, подготовку и переподготовку кадров, распределение и перераспределение рабочей силы по сферам и отраслям народного хозяйства и непосредственное использование.

Государственная политика занятости предполагает решение следующих основных задач:

  • максимально возможное удовлетворение потребностей экономически активного населения в оплачиваемой работе путем использования имеющихся в распоряжении государства средств, направленных на стимулирование развития производства товаров и услуг в организациях всех форм собственности;
  • расширение масштабов эффективной занятости на основе создания и сохранения высокопроизводительных рабочих мест с благоприятными условиями труда и экономически обоснованным уровнем его оплаты путем использования рыночных механизмов хозяйствования;
  • развитие качества рабочей силы, повышение уровня ее профессионализма, конкурентоспособности на рынке труда и профессиональной мобильности на основе адекватного требованиям рынка труда развития системы профессионального образования;
  • минимизация масштабов и уровня безработицы, предупреждение длительной безработицы;
  • обеспечение материальной поддержки безработных граждан;
  • повышение роли трудовой миграции в создании единого национального рынка труда с учетом профессиональных интересов граждан и потребностей экономики в рабочей силе.

 

Цели и задачи государственной политики занятости конкретизируются применительно к каждому этапу социально-экономического развития и согласовываются с направлениями структурно-инвестиционной, демографической, внешнеэкономической политики, политики финансовой стабилизации, доходов и экономического роста.

Важным элементом государственной политики занятости является политика на рынке труда, предусматривающая:

  • трудоустройство в кратчайшие сроки ищущих работу граждан с учетом удовлетворения потребностей организаций в работниках определенных профессий и специальностей;
  • расширение возможностей трудоустройства путем стимулирования предпринимательства и самостоятельной занятости граждан, организации общественных работ, создания специализированных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью или испытывающих особые трудности в процессе поиска работы;
  • повышение конкурентоспособности ищущих работу граждан;
  • социально-трудовую адаптацию безработных граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке государства на рынке труда;
  • обеспечение на социально приемлемом уровне материальной поддержки безработных граждан.

 

Государственная политика занятости рассматривается как двух-
уровневая система, включающая макроуровень и региональный
уровень.

Государственная политика занятости на макроуровне.

На этом уровне государство осуществляет:

– принятие законодательных и нормативных правовых актов по вопросам занятости и рынка труда и контроль за их соблюдением;

– согласование долгосрочных и текущих задач государственной
политики занятости с приоритетами политики экономического роста, структурно-инвестиционной, кредитно-денежной и социальной политики;

– принятие государственных программ содействия занятости населения, организует контроль за их выполнением;

– согласование порядка финансирования государственной политики занятости (в части средств бюджета центрального правительства);

– согласование единых для всей территории страны нормативов
социальной поддержки безработных граждан;

– финансовую и организационную поддержку территориям с напряженной ситуацией в сфере занятости и на рынке труда.

В Российской Федерации порядок отнесения территории к напряженным по ситуации, сложившейся на рынке труда, определяется федеральным Правительством.

Государственная политика занятости на региональном уровне.

Органы государственной власти в регионах страны:

– разрабатывают и реализуют региональную политику занятости с учетом социально – экономической и демографической специфики регионов и основных направлений общегосударственной политики занятости;

– принимают дополнительные меры бюджетной, налоговой и
кредитной политики в целях содействия экономическому развитию региона и обеспечения занятости населения;

– разрабатывают и реализуют территориальные целевые программы содействия занятости совместно с территориальными органами службы занятости;

– устанавливают порядок и направления финансирования региональной политики занятости за счет средств региональных бюджетов и осуществляют контроль за целевым использованием выделенных средств;

– принимают региональные законодательные и нормативные правовые акты, обеспечивающие дополнительные по отношению к нормам государственного законодательства о занятости гарантии занятости и социальной поддержки безработных граждан;

– координируют деятельность органов местного самоуправления при осуществлении мероприятий политики занятости.

Государственная политика занятости базируется на нескольких принципах. Они носят достаточно логичный характер и не нуждаются в подробных пояснениях. К этим принципам относятся:

  • приоритетность активных мер содействия занятости, включающих сохранение и создание новых рабочих мест, переподготовку кадров, профессиональную ориентацию и подготовку по сравнению с простой социальной поддержкой безработных (выплата пособий по безработице);
  • первоочередное поддержание за счет средств государственного бюджета тех элементов предложения на рынке труда, которые требуют наименьших затрат и дают быстрый результат;
  • проведение государственной политики занятости с учетом интересов конкретных региональных, отраслевых и социально-демографических групп работников;
  • поддержка занятости в кризисных по состоянию рынка труда регионах;
  • реализация сбалансированных мер социальной поддержки безработных на предотвращение, с одной стороны, их десоциализации (люмпенизации), а с другой стороны – социального иждивенчества.

 

Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

– развитие трудовых ресурсов;

– обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

– создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

– поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

– обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся и социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лип. Которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы и не обеспеченные работой по независящим от них причинам; молодежь в возрасте до 15 лет, впервые ищущая работу; лица пред пенсионного возраста за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту); беженцы и вынужденные переселенцы граждане, уволенные с военной службы, и члены их семой; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов: семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф); предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации федеральной программы содействия занятости населения; координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции; координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости; международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Переход страны к рыночному хозяйству – процесс сложный и уникальный. Предстоит найти самобытные пути, способы решения беспрецедентных по своим масштабам задач. Политика должна быть направлена в первую очередь на то, чтобы изменить характер рынка груда путем перехода от избыточной занятости с низкой производительностью труда к созданию низкого уровня безработных с высокопроизводительной занятостью. Это особенно актуально, когда постоянно меняются технологии и виды продукции, развиваются одни и становятся банкротами другие предприятия и отрасли экономики.

Возникает необходимость трансформации ряда узких западных моделей политики занятости в более специфичную для России модель, обеспечивающую повышение качества рабочей силы на рынке труда как средства социальной защиты людей от безработицы и важнейшего фактора экономического благосостояния общества. Такая модель требует всестороннего учета социально-экономических и демографических особенностей нашей страны.

В настоящее время можно говорить о трех основных вариантах набора средств политики занятости:

  • пассивном;
  • умеренно пассивном;
  • активном.

Пассивная политика включает выплату пособия безработным и предоставление им простейших услуг по подбору рабочего мест через государственную службу занятости.

Умеренно пассивная политика также предусматривает материальную поддержку безработных и предоставление услуг по подбору рабочего места. Внешне эти два варианта более экономичны с точки зрения временных государственных расходов.

Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема могла бы оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, paсширяющих возможности самостоятельного поиска и подбора рабочих мест. В противном случае сдерживающие усилия пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми, обострится проблема безработицы, расширится безработица и сопряженные с ней социальная изоляция, потеря трудовой мотивации у незанятого населения.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Наиболее оптимальный и приемлемый вариант политики занятости для Российской Федерации – активный. Именно такой подход, предусматривающий активные действия на рынке труда, повышение качества рабочей силы для последующего трудоустройства безработных может обеспечить максимально возможную занятость населения, выпуск конкурентоспособной продукции и экономическое процветание общества.

Исходя из вышесказанного, представляется целесообразным осуществлять следующие приоритетные направления активной политики занятости:

  • уделять особое внимание повышению качества рабочей силы на рынке труда, совершенствовать систему начального, среднего, высшего и дополнительного образования, ее ориентацию на потребности работодателей и изменения спроса и предложения на рынке труда;
  • постоянно корректировать объемы и профили подготовки кадров в образовательных учреждениях, снижать риск безработицы среди выпускников учебных заведений;
  • содействовать предприятиям в подготовке и повышении квалификации персонала на производстве;
  • обеспечивать выделение работодателями необходимых средств на подготовку кадров, а также опережающую переподготовку высвобождающихся работников для новых сфер приложении труда;
  • обеспечивать развитие и совершенствование гибкой, ориентированной на трудоустройство системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, адекватной Потребностям рыночной экономики;
  • развивать систему непрерывного образования, включая обучение на рабочем месте, развитие возможностей самообучения;
  • развивать систему профориентации и психологической поддержки населения;
  • уделять особое внимание сохранению эффективно работающих и созданию новых рабочих мест, включая льготные налогообложение и кредитование, осуществлять поддержку конкурентоспособных производств, поддержку малого бизнеса, стимулирование предпринимательской деятельности населения;
  • в соответствии с программой структурной перестройки экономики предусматривать меры по переподготовке и трудоустройству высвобождаемых работников;
  • содействовать трудоустройству слабо защищенных слоев населения (инвалиды, женщины, молодежь, беженцы, вынужденные переселенцы и др.), развивать общественные работы, разрабатывать и реализовывать целевые программы для молодежи, стимулировать работодателей, принимающих на работу выпускников школ и профессиональных учебных заведений;
  • расширять масштабы помощи людям, оказавшимся без работы, применять меры по быстрейшему вовлечению их в активную трудовую деятельность.

В процессе формирования новой системы трудовых отношений в России уже многое сделано: законодательные и нормативные акты, регулирующие взаимоотношения работодателя и наемного работника, соблюдение законности и правовой защищенности предпринимателей и населения, внутренней и внешней тарифной политики и т.д. В особенности это важно для развития предпринимательства в области малого и среднего бизнеса в сфере услуг, торговли и особенно производства – областей составляющих огромный резерв обеспечения занятости населения

 

Глава 2. Анализ государственной политики в области регулирования занятости населения

 

2.1 Анализ текущей ситуации на рынке труда РФ

 

Рынок труда России динамичен и в своем развитии прошел несколько этапов, различающихся по экономическим и демографическим характеристикам, по уровню, динамике и структуре безработицы, а также по территориальным особенностям и сдвигам в ходе основных процессов.

Первый этап (1991 — 1993 гг.) — «стартовый». Основной особенностью первого этапа явилось официальное признание существования безработицы, появление службы занятости, регистрация безработных и разработка мер их социальной защиты. Безработица в этот период носила конверсионный, вынужденный и маргинальный характер. К завершению первого этапа формирования рынка труда в России наметились основные тенденции его дальнейшего развития: во-первых, сосредоточение большей части безработных в городах; во-вторых, сокращение числа занятых в производстве и рост в непроизводственной сфере, в-третьих, диспропорция среди женской и мужской безработицы.

На второй этап (1994 — 1996 гг.) пришелся максимальный спад производства и пик притока мигрантов в страну. На фоне общей тенденции роста официальной безработицы обозначилась ее территориальная дифференциация и очаги кризиса. Самый высокий уровень безработицы наблюдался в периферийных индустриальных регионах. Это было связано с общим кризисом и спадом производства, а также с переделом государственной собственности и банкротством крупных промышленных предприятий. Безработица в этот период времени носила вынужденный и маргинальный характер. Таким образом, основными негативными факторами второго этапа являлись: нарастание неравномерности распределения безработицы по регионам; формирование экономически депрессивных зон, особенно на территориях, где остановились градообразующие предприятия; создались недостаточные возможности реализации региональной политики занятости из-за диспропорции спроса на рабочую силу и её предложения, обусловленной глубоким производственным кризисом. Начался отток высококвалифицированных кадров за пределы страны.

Для третьего этапа (1997 — 2001 гг.) характерна смена прежней тенденции роста регистрируемой безработицы на ее снижение. Безработица утрачивает затяжной характер. Характерным явлением данного этапа стало широкое развитие вынужденной неполной занятости населения как одного из главных компонентов так называемой скрытой безработицы. В первую очередь эти процессы коснулись крупных и средних предприятий.

Для четвертого этапа (2002 – 2007 гг.) характерно некоторое оживление в экономике, которое поставило работодателей в крайне сложную ситуацию с подбором кадров. Дисбаланс приобрел два ярко выраженных аспекта: объёмный, когда спрос не совпадает с предложением, и финансово-стоимостный, характеризующий соотношение между равновесной и фактической оплатой труда. Особенностью социальной структуры безработных четвертого этапа является то, что преобладают лица, имеющие высшее образование и средне профессиональное, что негативно влияет на рынок труда, так как они готовы занять менее квалифицированные вакансии или покинуть страну в поисках достойного труда.

Большинство исследователей приходят к выводу о двойственности современного рынка труда, где функционируют, по крайней мере, два неконкурирующих друг с другом рынка рабочей силы, или два сегмента единого рынка рабочей силы. Наиболее упрощенная формула этой сегментации – наличие двух независимых друг от друга рынков рабочей силы, основанных на профессионально-квалификационном делении занятых.

Один рынок охватывает рабочие места специалистов с высшим образованием, управляющих и администраторов всех звеньев, высококвалифицированных рабочих. Это высокооплачиваемые группы рабочей силы, имеющие высокий уровень квалификации, надежные гарантии занятости. К нему также относятся рабочие места техников, административно-вспомогательного персонала и работников средней квалификации.

Другой рынок охватывает рабочие места, как правило, не требующие специальной подготовки и значительной квалификации. Их занимают работники обслуживания, неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих.

Состояние современного рынка труда в России в 2014 – 2015 годах крайне подвержено влиянию политических событий и экономических явлений как внутри страны, так и за ее пределами. Несомненное влияние на общую ситуацию оказала новая реальность, обусловленная:

  • событиями в Украине;
  • санкциями Запада;
  • присоединением Крыма;
  • ростом цен;
  • сохраняющейся инфляцией;
  • низким уровнем жизни большинства населения;
  • стагнацией экономики;
  • остающимися стабильно высокими уровнями безработицы населения и коррупции и взяточничества властей.

Рассмотрим последние официальные данные о современном состоянии рынка труда и занятости, размещённые на официальном сайте Росстата.

По состоянию на август 2014 г. Росстат приводит следующие данные:

1. Процент занятого населения составляет 66,1 % (сократившись по сравнению с тем же периодом прошлого года на доли процентов).

2. Уровень безработицы составляет 4,8 (также незначительно изменился по сравнению с 2013 г.).

3. Количество безработных уменьшилось на 7,5%.

По данным того же источника, уровень доходов населения в стране увеличился на 9,1% и составил в среднем порядка 31500 руб.

Динамика изменения основных показателей, характеризующих состояние рынка труда в России за 2014 год представлена в таблице 1.

Таблица 1. Уровень безработицы в стране на ноябрь 2014 года

 

Численность экономически активного населения (млн. чел.) Численность безработных (млн. чел.) Уровень общей безработицы (%)
75,5 3,9 5,2

Таблица 1. Уровень безработицы в стране на ноябрь 2014 года

 

Однако не смотря на число официально зарегистрированных в органах службы занятости населения безработных на 31 декабря 2014 года равнялось 885,6 тыс. человек. Рост в декабре – 10%, а с ноябрем – почти 14%. Потребность в работниках (данные федерального банка вакансий) на 2014 год и коэффициент напряженности на рынке труда указаны в таблице 2.

 

Потребность в работниках (млн. ед.) Коэффициент напряженности на рынке труда

(соотношение безработных к количеству рабочих мест в банке вакансий)

1,4 0,7

Таблица 2. Потребности в работниках и коэффициент напряженности на рынке труда на 2014 год

 

На основании мониторинга ситуации наблюдается снижение количества вакансий, подаваемых работодателями в центры занятости, с 2 миллионов в сентябре до 1,4 на конец 2014 года.

По данным федеральной службы по труду и занятости, в начале 2015 года, по сравнению с 2014 и 2013 годом ситуация на рынке труда была более стабильная и уровень общей безработицы начал снижаться. Динамика изменения уровня безработицы в период с 2013 по 2015 года представлена в таблице 3.

 

Год Уровень безработицы (%)
2013 5,5
2014 5,2
2015 5,2

Таблица 3. Динамика изменения уровня безработицы в период с 2013 по 2015 года

 

Однако уровень общей безработицы увеличился в I квартале 2015 года и резко начал возрастать. Динамика изменения данных показателей представлена в таблице 4.

 

Уровень безработицы (%) Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости (тыс. чел.) Коэффициент напряженности на рынке рабочей силы
2014 год 2015 год (I квартал) 2014 год (апрель) 2015 год (I квартал) 2014 год (апрель) 2015 год (I квартал)
5,2 5,8 942,2 100 0,7 1

Таблица 4. Динамика изменения основных показателей, характеризующих рынок труда в России за 2014 и 2015 года

 

С начала года в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников организаций уволены 144 тыс. человек. По последним данным мониторинга высвобождения работников, 26,7 тыс. организаций сообщили о предстоящих увольнениях более 231 тыс. работников в связи с ликвидацией организаций, либо сокращением численности или штата.

В целом, статистика по состоянию рынка труда в России в 2014 – 2015 годах отражает в целом неплохую ситуацию, которую по большому счету портит только несвоевременность выплаты заработной платы – более чем на 10% ухудшилась ситуация по сравнению с прошлым годом. В Москве и Московской области изменения почти не ощущаются. Также показатели совершенно не отражают ситуацию по Дальнему Востоку, Сибири, Уралу и Северному Кавказу – очень многие там или заняты без оформления, или работают на себя.

Цифры статистики отражают все же средние показатели: ситуация на рынке труда значительно различается по отраслям и регионам.

Региональная безработица – это остро стоящая проблема в современной России, поскольку она не просто ухудшает экономические показатели, а приводит к социальной напряженности и появлению тенденций обособления отдельных регионов, развитию преступности и региональным конфликтам. По территориальному признаку – это, прежде всего, Северный Кавказ. Помимо этого, кризис переживают регионы, в которых развиты неактуальные сейчас отрасли.

Скрытая, или латентная безработица, которая является проблемой современного состояния рынка труда в России, с одной стороны, представляет собой нормальный этап перехода от плановой к рыночной экономике, с другой стороны – в нашей стране этот период чрезмерно затянулся. Это способствует привыканию трудящихся к работе с изменившимися условиями труда, и является препятствием для развития массовой, официально зарегистрированной безработицы. Латентная безработица: усложняет формирование эффективной занятости; препятствует мобильности трудовых ресурсов по отраслям; невысокая оплата труда снижает уровень жизни основного населения и усиливает тенденции по его расслоению.


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!