Меню Услуги

Государственное управление развитием малого предпринимательства на примере ООО «Мечта»


Страница:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • 1.1. Понятие и значение малого предприятия для российской экономики
  • 1.2. Основные государственные программы, направленные на развитие малого бизнеса в России
  • 1.3. Международный опыт содействия государственных органов управления малому бизнесу
  • 2.1. Развитие предприятий общественного питания в России
  • 2.2. Виды предприятий общественного питания и требования к организации деятельности
  • 2.3. Тенденции и факторы развития предпринимательской деятельности в сфере общественного питания в России
  • 3.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Мечта»
  • 3.2. Исполнение требований, предъявляемых органами исполнительной власти к субъекту малого бизнеса
  • 3.3. Проблемы развития предпринимательской деятельности и возможности получения поддержки из предлагаемых региональных программ содействия малому бизнесу
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Актуальность темы данного исследования заключается в том, что управление и регулирование предпринимательством было актуальным на всех этапах развития российского государства, но наибольшую значимость приобрело в настоящее время, поскольку главное назначение государственного регулирования и управления состоит в обеспечении народного благосостояния и удовлетворения общественных потребностей. Именно предпринимательство призвано быть ведущим и одним из самых главных в данном направлении, т.к. предпринимательская деятельность – это сложный экономический процесс, представляющий собой инициативную, самостоятельную деятельность, направленную на систематическое получение прибыли и осуществляемая гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах организационно-правовой формы предприятия.

Целью выпускной квалификационной работы является анализ механизма государственного управления развитием малого бизнеса на примере развития субъекта малого предпринимательства ООО «Мечта» и разработка предложений по совершенствованию региональных программ .

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть роль и значение малого предпринимательства для экономики Российской Федерации,

— определить основные сферы деятельности и взаимодействие с государством;

— исследовать основные государственные программы, направленные на развитие малого бизнеса в России;

— изучить международный опыт содействия государственных органов управления малому бизнесу;

— провести анализ субъекта малого предпринимательства ООО «Мечта»;

— выявить основные проблемы в государственном регулировании предпринимательской деятельности в сфере общественного питания и  разработать предложения по повышению возможностей использования государственных программ содействия малому бизнесу.

Объект исследования государственное управление развитием малого бизнеса.

Предмет исследование: программы по поддержке субъектов малого предпринимательства, направленные на их развитие.

Методологической и информационной основой исследования являются: современная теория ГУ, работы отечественных и зарубежных авторов в сфере государственного управления законодательные и нормативные акты. Методология исследования базируется на системном подходе, использовании логического, структурного, функционального, сравнительного, экономического анализа.

Логика дипломной работы основывается на общенаучных принципах и методах познания социально-экономических явлений в историческом развитии; взаимосвязи и взаимообусловленности количественного и качественного анализов; применении методов обобщения и классификации.  В работе применялись общенаучные методы исследования – системный, комплексный подход, сопоставительный, экономический, статистический анализ.

Практическая значимость работы.  Результаты исследования могут быть использованы в повышении результативности государственной поддержки предприятий, работающих в сфере общественного питания в Ленинградской области.

Структура и объем дипломной работы включает введение, три главы, состоящие из  параграфов, заключение, список литературы.

1.1. Понятие и значение малого предприятия для российской экономики

Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в РФ тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. В создавшихся условиях важную роль в экономике играет процесс становления малого бизнеса, как инструмента регулирования экономических отношений между отдельными секторами и сферами экономики, различными группами населения.

Термин «малые и средние предприятия» впервые использовал британский министр М. Миллан в докладе о промышленном и финансовом состоянии Великобритании в 1931г. Первое определение малого предприятия появилось в США в Законе об определенных видах обслуживания (1948г.) и Законе о малом бизнесе (1953г.).

Многие малые предприятия появлялись на свет не в силу экономической целесообразности, не имея какой–либо программы долговременного развития, а только из общей надежды их организаторов на достаточно абстрактную «лучшую жизнь впереди». В определенном смысле психологические ожидания скорого процветания доминировали над трезвым экономическим расчетом и даже здравым смыслом.

С другой стороны, рост числа малых предприятий стал своеобразным инструментом увода доходов малого бизнеса от налогообложения. В практике широко известны схемы, при которых все затраты списываются на деятельность одного предприятия, а доходы через обналичивающие фирмы переводятся на другое предприятие, принадлежащее одним и тем же лицам.

Реакция на экономические преобразования, их поддержка в разных формах со стороны населения непосредственно зависят от физических, психологических и социальных возможностей адаптации конкретного человека к условиям переходной экономики. Готовность населения поддержать рыночную реформу вступила в острое противоречие с реальностью и перспективой оказаться ею раздавленным.

Реализуемая государством политика в различных отраслях и сферах деятельности должна учитывать такие основные положения, как базовые интересы общества и стратегические потребности соответствующего этапа развития государства. В свою очередь, стратегические ориентиры должны быть выражены в форме основных принципов и стратегических целей.

Эффективность проводимой политики государства заключается в действенной поддержке организаций, секторов экономики, разнообразии её форм, рационализации используемых мер. Финансовые меры поддержки организаций сферы услуг со стороны государства должны подкрепляться действенной законодательной базой. Рациональное их сочетание создаст необходимые условия для роста конкурентоспособности отраслей и сфер деятельности народного хозяйства страны в целом.

Проводимая на уровне государства политика должна соответствовать следующим требованиям:

  • иметь четко определенные цели;
  • учитывать факторы, находящихся вне государственной юрисдикции и контроля;
  • характеризоваться инновационностью и гибкостью;
  • при ее разработке должна использоваться информация, получаемая из различных источников;
  • учитывать потребности всех групп населения;
  • иметь системную направленность на решение поставленных задач;
  • учитывать моральные, этические и правовые основы;
  • обеспечивать контроль за реализацией намеченных задач;
  • осуществлять мониторинг эффективности проводимых мероприятий;
  • иметь механизмы для адаптации зарубежного опыта к отечественным условиям хозяйствования.

Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к микро-, малым и средним предприятиям установлены Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (таблица 1.1).

Таблица 1.1 Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства

Занятость на предприятии Оборот предприятия «Критерий независимости происхождения»
1. Микропредприятие до 15 человек до 60 млн. рублей Доля участия в уставном

(складочном) капитале не должна превышать 25 % для хозяйствующих субъектов, не являющихся малыми и средними предприятиями, иностранных юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также общественных и религиозных организаций

2. Малое от 16 до 100 человек

 

до 400 млн. рублей

 

 

предприятие

 

 

3. Среднее предприятие от 101 до 250 человек до 1 млрд. рублей

 

В соответствии с указанными критериями по состоянию на 1 января 2013 года, по данным Росстата и ФНС России, в Российской Федерации зарегистрировано 6 037 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (далее малого и среднего предпринимательства), на которых занято 17 844,8 тыс. человек (без учета внешних совместителей).

В секторе малого и среднего бизнеса занято около 25% от общей численности занятых в экономике. При этом на предприятиях — юридических лицах в секторе малого и среднего предпринимательства занято 12,2 млн. человек (68,4%), у индивидуальных предпринимателей — 5,6 млн. человек (31,6%).

Доля оборота продукции и услуг, производимых субъектами малого и среднего бизнеса (юридическими лицами), в общем объеме оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране, составляет около 25%.

Вместе с тем уровень развития малого и среднего предпринимательства в России пока не достиг уровня развития малого и среднего предпринимательства в странах, являющихся нашими основными экономическими партнерами. Так, доля сектора малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте России составляет около 19-21%, аналогичный показатель в странах Европейского союза (ЕС) составляет 50-60 %.

В зарубежных странах малый и средний бизнес является основным источником создания новых рабочих мест: на малого и среднего предпринимательства приходится до 80% от всех работающих.

Показатель плотности распространения субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тыс. человек населения в среднем по России чуть выше 20 единиц (без учета индивидуальных предпринимателей), что существенно ниже, чем в ряде других стран.

Сектор малого предпринимательства, включающий в себя индивидуальных предпринимателей, а также микропредприятия и малые предприятия — юридические лица, сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг.

Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью: обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство.

В России около 35% занятых в малом бизнесе трудятся в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности.

По состоянию на 1 января 2013 года количество индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации составляет 4 023,8 тыс. человек

Общая численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности (с учетом индивидуальных предпринимателей и наемных работников) составляет 5 644,3 тыс. человек, при этом 58% из них занято в сфере торговли, а 25 % — в сфере услуг.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Объем выручки индивидуальных предпринимателей от продажи товаров, продукции, работ и услуг в 2012 году составил более 8,7 трлн. рублей, при этом более 85 % выручки приходится на сферу торговли.

В сегменте микро- и малых предприятий на 1 января 2013 года осуществляет деятельность 1 997,0 тыс. юридических лиц, на которых занято (без учета внешних совместителей) 10 481,0 тыс. человек, что составляет 58,7%» от всех занятых в секторе малого и среднего предпринимательства и 14,6% от занятого в экономике России населения.

Оборот сектора микро- и малых предприятий в 2012 году составил более 23,5 трлн. рублей. За период с 2008 по 2012 год наблюдается ежегодный рост оборота предприятий на 25,3% (без учета уровня инфляции).

Основная часть оборота приходится на торговлю (59%) и сферу услуг (17,4%), доля строительства и производства составляет 11% и 10,4% соответственно. По итогам 2013 года объем инвестиций микро- и малых предприятий в основной капитал составил 521,5 млрд. рублей и впервые превысил докризисный уровень (рост по отношению к 2008 году — 10,4%, без учета уровня инфляции).

Среднее предприятие — это, как правило, высокопроизводительная, инновационная и эффективно управляемая компания. Именно такие средние компании создают предпосылки для качественных прорывов в развитии рынков, формируют вокруг себя среду для развития малых предприятий, обеспечивая их рынком сбыта продукции и услуг.

Количество средних предприятий на 1 января 2013 года в целом по стране составило 16 163 единиц (менее 1% от общего количества предприятий сектора малого и среднего предпринимательства).

Занято на средних предприятиях — 1,7 млн. человек (без учета внешних совместителей), что составляет почти 10% от всех занятых в секторе малого и среднего предпринимательства и 2,3% экономически активного населения России. Оборот средних предприятий в 2012 году превысил 4,1 трлн. рублей.

По оценке журнала «Эксперт», средний бизнес дает около 55% общей выручки средних и крупных предприятий страны. Иными словами, средний бизнес создает больше выручки, чем крупный. При этом доля среднего бизнеса по основным средствам составляет около трети от общей суммы основных средств средних и крупных предприятий.

Исследования среднего бизнеса показывают, что он играет структурную роль в экономике России, а также генерирует инновации. Значимость среднего бизнеса проявляется при анализе отраслевой структуры.

По экспертным оценкам, почти все отрасли, которые осуществили модернизацию в течение последних десяти лет (сетевой ритейл, потребительское кредитование, сотовая телефония, птицеводство, мясопереработка, частная медицина, информационные технологии), были либо созданы с нуля либо преобразованы усилиями компаний среднего бизнеса.

Структура средних предприятий в отраслевом разрезе различается в зависимости от выбранных для проведения оценки показателей: если по числу предприятий и численности занятых лидируют компании в сфере промышленности (на их долю приходится 27% от общего числа юридических лиц и треть занятых на средних предприятиях, то по обороту лидируют торговые  компании  (46,3%  от общего  объема),  а по  объему

инвестиций в основной капитал первое место занимают предприятия сектора сельского хозяйства с показателем 33,3%.

Существуют отрасли, где роль средних предприятий выражена в наибольшей степени (более 60% отрасли составляют компании среднего бизнеса). Это такие отрасли, как пищевая, мебельная промышленность, строительство, машиностроение, химия и производство неметаллических материалов, сельское хозяйство.

Рассмотрим характеристику среды, в которой ведут деятельность предприниматели Российской Федерации. Cильные стороны среды:

  1. Российские предприниматели отмечают существенное усиление поддержки со стороны бизнес — инкубаторов, предпринимательских сообществ и наставнических программ.
  2. В стране высокий уровень финансирования сделок слияний и поглощений (M&A) по сравнению с другими быстрорасту­щими экономиками группы G20.
  3. Показатели России в области налогообложения и регулирования выше, чем в остальных странах группы БРИК (включающей Бразилию, Россию, Индию и Китай), ЕС и США.

Слабые стороны среды:

  1. В России наблюдается недостаток финансирования для субъектов малого и среднего бизнеса.
  2. Для построения в России экономики, основанной на знаниях, необходимо уделять более пристальное внимание дисциплинам, способствующим развитию предпринимательства.
  3. Отмечается нехватка ресурсов на рынке труда, связанная с демографической ситуацией в стране, в частности с поколением Y (поколением Миллениума), на которое пришелся резкий спад рождаемости в постсоветский период.

Возможности предпринимательской среды:

  1. По мнению 70% российских респондентов, главным преимуществом страны остается наличие большого потребительского рынка, который продолжает расширяться.
  2. Существует значительный потенциал развития, обусловлен­ный невысокими стартовыми показателями.
  3. Созданное в 2011 году Агентство стратегических инициатив (АСИ) обладает реальными возможностями для продвижения важных реформ, направленных на развитие бизнеса.

Угрозы среды. Ведение бизнеса в России по-прежнему сопряжено c проблемами политического, правового и административного характера, в том числе с коррупцией и недостатками законодательства.  Сильная зависимость экономики страны от экспорта нефти оставляет вопросы в отношении устойчивости ее экономической модели.

Доступ к финансовым ресурсам является наиболее проблемным аспектом развития деловой среды в России. В целом, большинство российских предпринимателей считают, что доступ к финансированию в стране затруднен. Некоторые охарактеризовали привлечение финансовых ресурсов как крайне сложную задачу.

По мнению других, оно сопряжено с определенными трудностями. Уровень кредитования российскими банками частного сектора ниже соответствующего среднего показателя по G20. Однако, как сообщает российский Ресурсный центр малого предпринимательства, доля кредитования предпринимателей, в 2012 году составлявшая 16% от общего объема кредитов, которые были выданы на создание нового бизнеса, в 2012 году увеличилась до 20%. Это свидетельствует о позитивной тенденции.

Стоит отметить, что сегодня, менее чем через три десятилетия с момента создания в России рыночной экономики, меры по стимулированию предпринимательства не дают желаемого эффекта в силу особенностей культуры, а точнее того факта, что бизнесу еще только предстоит стать органичной составляющей российской экономической действительности.

Если говорить о культуре инноваций, то Россия остро нуждается в новых предприятиях с потенциалом к расширению, деятельность которых была бы непосредственно связана с НИОКР. Удельный вес расходов на НИОКР в структуре ВВП страны составляет 1,1%,

Отвечая на вопрос о том, каким образом в России можно было бы наиболее эффективно стимулировать развитие предпринимательства, большинство российских представителей российского малого и среднего бизнеса убеждены в необходимости снижения степени регулирования.

Открытие бизнеса в России занимает несколько более длительное время и требует преодоления большего количества бюрократических барьеров, чем в среднем по странам «Большой двадцатки». Однако в России это значительно дешевле.

Стартовые затраты составляют 2,3% от доходов на душу населения, что в четыре раза меньше, чем в среднем по G20. Издержки, которые предприятиям приходится нести в связи с банкротством, также невысоки. В частности, в России затраты на процедуру конкурсного производства почти вдвое ниже соответствующего среднего значения по развивающимся странам «Группы двадцати».

Кроме того, в 2012 году Россия вошла в состав Всемирной торговой организации (ВТО), благодаря чему регулирование торговли становится более прозрачным и стабильным. В целом вступление России в ВТО должно принести больше пользы предпринимателям, работающим в сфере услуг, чем малому бизнесу в секторе потребительских товаров, которому придется столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны импортной продукции.

1.2. Основные государственные программы, направленные на развитие малого бизнеса в России

В настоящее время на федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которая состоит из следующих основных элементов:

— программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе, реализуемая Минсельхозом России;

— программа содействия самозанятости безработных граждан, реализуемая Минтрудом России;

— комплекс мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере, реализуемый Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

— федеральная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемая Минэкономразвития России;

— программы льготного кредитования и предоставления гарантий, реализуемые Внешэкономбанком.

На реализацию различных мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета в 2013 году выделено более 32,51 млрд. рублей бюджетных ассигнований и 20 млрд. рублей государственных гарантий.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям субъектов Российской Федерации относится разработка и реализация региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

Правительство Российской Федерации поддерживает за счет субсидий из федерального бюджета реализацию приоритетных мероприятий региональных программ, устанавливая требования к содержанию, порядку предоставления  и   условиям оказания поддержки. Одним из успешно реализуемых проектов стала  Федеральная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства (далее Программа).

Минэкономразвития России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, реализуя Программу с 2009 года. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» средства целевым образом на конкурсной основе распределяются между регионами на мероприятия региональных программ содействия предпринимательства при условии софинансирования расходов.

Такой подход позволяет в дополнение к средствам федерального бюджета привлекать финансовые средства регионов, а также стимулировать регионы к принятию новых, более эффективных программ поддержки и развития малого предпринимательства. В реализации Программы задействованы все регионы страны.

Средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации составляет 70%. Окончательный уровень зависит от индекса бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, который ежегодно рассчитывается Минфином России. Подавляющее число субъектов Российской Федерации (65) получают софинансирование из расчета 4 рубля средств федерального бюджета на 1 рубль средств регионального бюджета.

В 2012-2013 годах финансирование Федеральной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства из бюджета Российской Федерации составило около 21 млрд. рублей и 20 млрд. рублей соответственно. Меры финансовой поддержки, предусмотренные Программой и реализуемые в течение последних трех лет, направлены на удовлетворение потребностей в финансовых, имущественных, информационных и иных ресурсах субъектов предпринимательской деятельности, относящихся к различным категориям (микропредприятия, малые предприятия, средние предприятия) и находящихся на разных стадиях деятельности (начинающие предприниматели, развивающиеся, экспортно-ориентированные предприниматели и др.)

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В Программе сформирован широкий спектр мероприятий поддержки для различных групп предприятий, такие как:

— поддержка лизинга малых компаний (субсидирование лизинговых платежей и уплаты первого взноса — до 10 млн. рублей, предоставление лизинг-гранта начинающим до 1 млн. рублей на одного получателя поддержки);

— модернизация производства (субсидирование расходов по уплате процентной ставки, приобретение оборудования до 10,0 млн. рублей на одного получателя поддержки);

— грантовая поддержка начинающих (предоставление безвозмездной субсидии начинающему предпринимателю в размере до 300 тыс. рублей);

— развитие социального предпринимательства (субсидирование расходов на создание Центров инноваций социальной сферы в размере до 5,0 млн. рублей; создание частных дошкольных учреждений в размере до 10,0 млн. рублей; субсидии на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности до 1 млн. рублей);

— создание микрофинансовых организаций (предоставляющих займы до 1 млн. рублей и сроком не более 1 года по ставке, не превышающей 10% годовых);

— создание гарантийных фондов (предоставляющих поручительства предпринимателям по кредитам в случае нехватки собственного залогового обеспечения — до 70% от суммы кредита);

— развитие молодежного предпринимательства, в том числе создание центров молодежного инновационного творчества (предоставление субсидий на создание центров в размере до 7,0 млн. рублей на одного получателя поддержки):

— поддержка муниципальных программ, в том числе поддержка монопрофильных муниципальных образований (моногорода) (основные меры — гранты, лизинг, микрофинансирование и обучение);

— развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства (предоставление сертификатов на обучение, компенсация затрат по подготовке, переподготовке персонала и организация обучающих мероприятий по различным вопросам ведения бизнеса) и целый ряд других направлений;

— создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства: (бизнес-инкубаторы — от 900 кв. м., льготная аренда; промпарки — от 20 тыс. кв. м., технопарки от 5 тыс. кв. м.);

— содействие малым инновационным компаниям (компенсация затрат действующим инновационным компаниям до 15 млн. рублей, предоставление грантов начинающим инноваторам — до 500 тыс. рублей на одного получателя поддержки, создание центров кластерного развития, прототипирования);

— поддержка экспортно-ориентированных малых компаний (субсидирование расходов по уплате процентной ставки, сертификации и другие, а также создание центров поддержки экспорта).

Анализ распределения средств бюджета в 2013 году по основным направлениям Программы показывает следующее:

— «прямые» меры финансовой поддержки в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства составляют 55% от общего объема оказываемой поддержки;

— «непрямые» меры поддержки малого и среднего предпринимательства в форме создания объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе имущественной, финансовой, составляют 45 %.

При этом следует отметить изменение структуры предоставляемой поддержки в последние годы в субъектах Российской Федерации и перенос акцента на поддержку объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, в рамках Программы акцент реализуемых субъектами Российской Федерации мер поддержки значительно сместился в сторону создания объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (в 2011 году «непрямые меры поддержки занимали всего 15% в общем объеме финансирования Программы), таких как технопарки, промпарки, бизнес-инкубаторы, центры компетенций в области инноваций и промышленного производства, которые «помогают» предпринимателям, действующим в данных сферах, развиваться и конкурировать на российских и зарубежных рынках.

За последние несколько лет за счет средств Программы создана развитая сеть организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, включающих объекты финансовой, имущественной и инновационной инфраструктуры.

Гарантийные фонды: в 80 регионах созданы региональные гарантийные фонды. Основным видом деятельности фондов является предоставление поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга, и т.п.) малых предприятий. Максимальный размер предоставляемого поручительства не превышает 70 % от объема обязательств малого предприятия перед финансовой организацией.

Микрофинансовые фонды — в 70 регионах действует 70 региональных микрофинансовых организаций и более 60 муниципальных фондов, с портфелем займов более 9,2 млрд. рублей, обеспечивающих доступ малым и средним предприятиям к финансовым ресурсам посредством предоставления займов под 10% годовых в размере не более 1 млн. рублей и сроком не более 12 месяцев.

Бизнес-инкубаторы — в 56 регионах созданы 126 бизнес-инкубаторов общей площадью 262,6 тыс. кв. м., в которых размещены более 2,1 тысяч субъектов малого предпринимательства (общая численность работников 8 103 чел.) с годовым оборотом более 5,6 млрд. рублей. Для субъектов малого и среднего предпринимательства на льготных условиях предоставляются в аренду помещения (в 1 -й год не более 40% от ставки арендной платы, установленной субъектом Российской Федерации (муниципалитетом) для аренды нежилых помещений, во 2-й год — не более 60%, в 3-й год — не более 100%), наряду с льготными условиями аренды помещений резиденты бизнес-инкубаторов могут получить необходимые консультационные, маркетинговые и рекламные услуги, а также помощь в получении кредитов и гарантий.

Промышленные парки — действуют 5 государственных промышленных парков в 4 регионах (Республика Татарстан, Белгородская область, Ивановская область, Ярославская область), на площадях которых осуществляет деятельность 271 резидент, годовой оборот которых по итогам 2012 года составил 34 346 272,0 тыс. рублей. В 2013 году поддержано 3 проекта частных промышленных парков.

Инфраструктура поддержки СМП в области инноваций и промышленного производства — создан 51 центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства, основной задачей которых является обеспечение внедрения новых технологий и создание инструментов включения компаний в производственные процессы крупных предприятий.

Центры координации поддержки экспорта и Евро Инфо Консультационные (Корреспондентские) Центры — создано и осуществляет деятельность 34 Центра поддержки экспорта в 33 субъектах Российской Федерации, которые оказывают помощь в выходе субъектов малого и среднего предпринимательства на внешние рынки и заключении экспортных контрактов, организуют бизнес-миссии, проводят выставки, ярмарки, круглые столы.

Следует отметить, что наиболее востребованными мерами поддержки для индивидуальных предпринимателей являются гранты начинающим (49% опрошенных   индивидуальных   предпринимателей    получателей поддержки по Программе), а также предоставление микрозаймов 21,5%. Также грантовая поддержка и микрофинансирование популярны среди микропредприятий (29,3% и 16,5% соответственно).

Малые и средние компании чаще пользуются субсидиями на модернизацию и переоборудование производств (42% и 49,4% соответственно). Кроме того, малые компании активно получают поручительства региональных гарантийных фондов, создаваемых в рамках реализации Программы. Годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) среди опрошенных предпринимателей, получивших поддержку в 2012 году, в среднем увеличилась более чем на 20% по сравнению с 2011 годом. При этом стоимость отгруженных товаров собственного производства (выполненных работ, услуг) в среднем за год также возросла.

Программа поддержки субъектов  МСП, реализуемая ОАО «МСП Банк», осуществляется на данный момент в 83 субъектах Российской Федерации. ОАО «МСП Банк» направляет предоставленные ему средства банкам-партнерам и организациям инфраструктуры поддержки МСП (в форме кредитной линии), которые в дальнейшем предоставляют кредиты, микрозаймы, заключают договора лизинга с субъектами МСП.

По состоянию на 1 апреля 2014 года объем ссудной задолженности субъектов МСП по кредитам, предоставленным партнерами ОАО «МСП Банк», составляет 91,4 млрд. рублей, а объем средств, выданных партнерам ОАО «МСП Банк» — 100, 4 млрд. рублей. Средневзвешенная ставка по кредитам, выданным ОАО «МСП Банк» банкам-партнерам, составляет 7,6% годовых, а по портфелю кредитов, выданных банками-партнерами субъектам МСП, — 12,7% годовых.

В структуре кредитного портфеля по размерам предоставленных кредитов преобладают кредиты в размере от 20 до 50 млн. рублей (26,1%). Кредиты в размере свыше 50 млн. рублей занимают 23,5%. Наименьшую долю (3,8%) занимают кредиты в размере до 1 млн. рублей.

По срокам предоставления кредитов наибольший удельный вес имеют кредиты, предоставленные на срок свыше 2 лет, — 82%.

В отраслевой структуре портфеля кредитов субъектам МСП наибольшую долю составляют кредиты, предоставленные субъектам МСП, занятым в не торговом секторе экономики (69,3%).

Обзор основных государственных программ, направленных на содействие бизнесу, показал, что данные мероприятия жизнеспособны, пользуются доверием представителей малого и среднего бизнеса, оказывают реальную помощь субъектам хозяйствования, развивая и поддерживая бизнес в не торговой сфере, инновационный бизнес и бизнес, создающий новые рабочие места.

Большая группа отраслей, продукция которых ориентирована на инвестиционный спрос (прежде всего, машиностроение), оказалась наиболее уязвимой. Таким организациям может быть оказана со стороны государства помощь в форме финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; размещения заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд; предоставления гражданам и юридическим лицам, оказывающим таким организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов, а также иных льгот.

1.3. Международный опыт содействия государственных органов управления малому бизнесу

По состоянию на 01.0.1 2013 года в ЕС действовало 20,731 миллионов предприятий, относящихся к категории малого и среднего бизнеса (МСБ).  По численности они составляют 99,8% всех предприятий региона. Подавляющее большинство из них (92,2%) – микропредприятия. Малые предприятия составляют 6,5% от общей численности.  На долю средних приходится 1,1%. Крупные предприятия, численность персонала которых превышает 250 человек, составляют лишь 0,2% от общего числа предприятий Европы.

В 2013 году европейский сектор МСБ обеспечил 67,4% рабочих мест в регионе, что практически идентично показателю 2011 года, но заметно превышает уровень 2010 года (66,9%). Средняя численность персонала МСБ в Европе составляет 4,2 человека на 1 МСБ, и за последние 2 года она не претерпела значительных изменений.

После кризиса практически во всех странах ЕС сектор МСБ остро нуждался в пополнении оборотных средств. Однако после 2010 года ситуация начала постепенно выравниваться. 9 стран из приведенного списка зафиксировали в 2010г. увеличение доли долгосрочного   финансирования.

Это во многом обусловлено поддержкой, которую сектор МСБ получал со стороны национальных правительств стран ЕС. Ниже приведен список базовых мер, которые применяли правительства рассматриваемых стран в указанный период. В таблице 1.2. представлена государственная политика поддержки МСБ некоторых стран в части повышения доступности финансирования.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Таблица 1.2. Государственная политика поддержки МСБ в части повышения доступности финансирования .

Меры государственной поддержки сектора МСБ

 

 

Страна

 

Увеличение объемов поддержки в виде гарантий по кредитам МСБ; Проведение политики сглаживания отраслевых циклов (предоставление counter-cyclical loans) Канада, Чили, Дания, Финляндия, Венгрия, Италия, Корея, Нидерланды, Словакия, Словения, Испания, Швейцария, Таиланд, Великобритания, США, Испания
Предоставление особых условий по гарантиям для стартапов Канада, Дания, Нидерланды
Увеличение государственных гарантий по экспортным операциям Канада, Дания, Финляндия,

Нидерланды, Новая Зеландия, Швеция, Швейцария. Испания, Великобритания

Государственное софинансирование (в том числе и через пенсионные фонды) Швейцария, Ирландия, Дания
Увеличение доли прямого финансирования МСБ Канада, Чили, Венгрия, Корея, Сербия, Словения, Испания
Субсидирование процентных ставок Венгрия, Португалия, Россия, Испания, Турция, Великобритания
Налоговые льготы, отсрочка платежей Франция, Ирландия, Италия, Новая Зеландия, Испания, Великобритания, Россия (налоговые льготы для микрпредприятий)
Специализированные на кредитовании МСБ банки; отрицательная учетная ставка Ирландия, Дания
Фондирование Центральным банком кредитных организаций

 

Великобритания

Как видно из представленной таблицы наиболее популярной мерой государственной поддержки малого и среднего предпринимательства практически во всех странах является предоставление государственных гарантий по кредитам МСБ.

Все страны, указанные в таблице за исключением Ирландии и Новой Зеландии, имеют свои государственные гарантийные программы. В качестве иных мер поддержки сектора МСБ в указанных странах используются как целевые кредиты (например, на развитие инноваций) с льготными условиями (в России, Швейцарии и др.), микрофинансирование, гарантии по экспортным операциям, налоговые льготы. В России также используется такой малораспространенный инструмент, как субсидирование процентной ставки. В таблице 1.3. представлены отдельные примеры государственных программ кредитных гарантий МСБ.

Таблица 1.3. Отдельные примеры государственных программ кредитных гарантий МСБ.

Страна Программы кредитных гарантий Гарантийный лимит (тыс. евро6) Гарантийный период Коэффициент гарантийного покрытия, %
Макс. Средний Мин. Макс. Средний
Чехия CMZRB 15 7
Франция SOCAMA 200 7 100 100 100
Франция OSEO 1 500 15 6 20 80 48
Венгрия Garantiqa 840 25 2 80 65
Венгрия AVHGA 340 25 3,7 61,6
Италия Federconfidi – Confindustria 2 000 15 1,5 50
Италия Federascomfidi – Confcommerico Н.д. >5 1.5 50
Италия SFGA – ISMEA 2 000 0,12 30 80 62
Нидерланды Agentschap NL 1 000 12 45
Португалия SPGM / SCM 1 500 4 10 100
Словения SEF 1 200 10 7 60 80
Испания SGR/CESGAR Н.д. 15 8 80
Турция KGF 430 8 3 73

Система поддержки МСБ в Канаде характеризуется обилием программ, реализуемых как на уровне правительства, так и Канадским банком развития бизнеса (Business Development Bank of Canada – BDC). Правительство Канады провозгласило 2011г. годом предпринимательства с целью популяризации малого бизнеса. Кроме того, в 2011 году был принят ряд мер по поддержке МСБ из средств государственного бюджета. Кроме того, были увеличены страховые выплаты сотрудникам. В 2011-2012гг. было выделено свыше 20 млн канадских долларов (616 млн руб.) на поддержку молодежного предпринимательства.

Поддержку МСБ в стране также осуществляет Канадский банк развития бизнеса, который объединяет 114 отделений по всей стране. Совокупные активы составляли (по состоянию на апрель 2012г.) 18,4 млрд. американских долларов (545,7 млрд. руб.).

Поддержку Банка получают 28 тысяч предпринимателей по всей стране. Объем выданных Банком в 2011 году кредитов составил 3,25 млрд. долларов (96,4 млрд. руб.), средний размер кредита равнялся 331 тысяч долларов (9,8 млн руб.). На рис 1.1 представлена структура кредитов по целям финансирования, выданных канадским представителям малого бизнеса.

В таблице 1.4. представлена структура кредитов по стадии развития заемщиков МСБ, Канада.

Таблица 1.4. Структура кредитов по стадии развития заемщиков, %

Наименования стадии развития Доля, %
Стадия расширения бизнеса 59,1%
Стадия «зрелости» 26,3%
Стартапы 6,3%
Стадия развития 4,9%
Смена направления развития 3,3%

Направления поддержки Канадского банка развития бизнеса:

— кредитование- Банк предоставляет предпринимателям долгосрочные (на отдельные цели – до 30 лет) кредиты на льготных условиях (гибкая платежная схема, возможность отсрочить платежи по основной части долга) на различные цели;

— предоставление доступа к венчурному капиталу – происходит как напрямую через компанию BDC Venture Capital, так и опосредованно через фонды, профинансированные за счет BDC. Также часто финансирование ведется пулом инвесторов, одним из которых выступает венчурная компания Банка. Основные отрасли, которые поддерживает BDC VC – энергетика/эко-энергетика, медицина, информационные технологии и коммуникации;

— секьюритизация – помогает получить доступ к секьюритизационной платформе (Multi-Seller Platform for Small Originators — MSPSO) малым и средним финансовым организациям и лизинговым компаниям, которые не соответствуют критериям или не имеют достаточного объема портфеля для того, чтобы самостоятельно провести выпуск ценных бумаг, обеспеченных кредитами или займами;

— программа Smart-Tech – специально разработанная для малого и среднего бизнеса программа по внедрению ИКТ (информационно-коммуникационных технологий). В рамках этой программы предприниматель может получить полный спектр услуг – от изучения азов ИКТ и оценки преимуществ, которые его компания сможет получить от их внедрения, до разработки или доработки веб-сайта, построения стратегии работы компании в интернете и внедрения лучших программных продуктов для повышения эффективности работы.

Государственные органы оказывают поддержку малому и среднему бизнесу Чехии посредством:

— мер по повышению капитализации предприятий: льготных кредитов с особыми условиями по процентной ставке и льготным сроком погашения; субсидирования части процента по кредитам; прямых дотаций;

— реализации программ повышения образовательного и квалификационного уровня. Поддержка оказывается в форме финансовых дотаций предпринимателям или организациям, предоставляющим предприятиям малого и среднего бизнеса услуги по повышению квалификационного уровня;

— гарантийной поддержки МСБ, объем которой резко сократился после завершения действия Государственной программы гарантийной поддержки льготного кредитования 2009 года, целью которой была поддержка промышленного сектора экономики;

— поддержки служб, оказывающих экономические и технические консультационные услуги МСБ;

— поддержки организаций, оказывающих услуги по сбору, обработке и распространению информации, необходимой МСП;

— поддержки прикладных исследований и технического развития;

— поддержки создания новых рабочих мест, особенно для категорий лиц с ограниченной трудоспособностью;

— поддержки экономического развития регионов. Финансовые субсидии могут предоставляться предприятиям в экономически отсталых областях с серьезными социальными и экономическими проблемами;

— поддержки сотрудничества с иностранными партнерами, участия в выставках, в том числе международных.

Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Швейцарии заключаются в следующем:

— предоставление гарантий по краткосрочным кредитам МСБ;

— увеличение гарантийного покрытия до 100% от суммы кредита;

— проведение  политики  сглаживания  отраслевых  циклов  (предоставление counter-cyclical loans, в том числе с гибкими условиями18);

— отсрочка платежей по кредитам, на которые предоставляются гарантии;

— привлечение пенсионных фондов для расширения системы гарантийной поддержки;

— стимулирование общественных и  кредитных организаций  к увеличению финансирования сектора МСБ.

В Швейцарии одна из самых лучших регулятивных практик, правительство старается свести регуляцию бизнеса к минимуму. При этом налоговая политика в отношении предприятий в Швейцарии отличается особой лояльностью. В связи с этим от компаний поступает лишь 25% налоговых платежей в стране, остальные 75% от физических лиц.

На основании изложенного в данной части исследования, можно сделать выводы о том, что мировое сообщество большое внимание уделяет развитию и поддержке предприятий малого и среднего бизнеса.

Правительства развитых и развивающихся стран видят в них большой экономический и социальный потенциал, и поэтому принимают различные государственные программы его поддержки, чаще всего заключающиеся в различных способах финансовой и кредитной поддержки.

Льготы, предоставляемые малому и среднему бизнесу со стороны государства, должны способствовать его становлению и развитию, особое внимание уделяется инновационным и производственным предприятиям, особые преференции предоставляются сельскохозяйственным предприятиям, фермерам и семейным хозяйствам.

Основную задачу в части поддержки малого и среднего бизнеса многие государства видят не только в обеспечении экономических условий для финансово-хозяйственной деятельности таких предприятий, но и в продвижении  на территории своих стран новых инновационных технологий, создании новых рабочих мест.


Страница:   1   2   3