Страницы 1 2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РЕГИОНЕ КАК ОСНОВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
1.1 Понятие и сущность человеческого капитала
1.2 Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития региона
1.3 Региональные инструменты государственного воздействия на человеческий капитал
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ стратегического развития экономики Московской области
2.2 Анализ системы государственного воздействия на человеческий капитал Московской области
2.3 Рекомендации по совершенствованию государственного воздействия на человеческий капитал Московской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбора темы данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что человеческий капитал, как совокупность физических, духовных, образовательных качеств и свойств населения – является одним из существенных факторов формирования экономики региона, а также его стратегического развития. В свою очередь, без развития экономически успешных регионов невозможно себе представить дальнейшее развитие экономики всей страны.
Однако для того, чтобы человеческий капитал стал источником экономического развития региона, а не его проблемой, балластом, необходим грамотный подход к его управлению, развитию, основанный на опыте развитых стран, а также как теоретических, так и практических исследованиях ученых, которые должны стать основой для планирования развития человеческого капитала региона.
Значимость человеческого капитала в развитии экономики как отдельного региона, так и страны в целом заключается в том, что именно человек создает блага, продукцию, услуги, обслуживает технику, разрабатывает и внедряет инновационные технологии, производит культурные ценности, управляет и координирует, и пр. Без человека невозможно само существование производства, предприятий, функционирования государственных структур, деятельность театров, осуществление воспитания и образования, и конечно же самого воспроизводства человеческого капитала.
Причем здесь стоит отметь, что существенное значение для формирования конкурентоспособной экономики региона имеет так называемое качество человеческого капитала – компетенции, навыки, умения, таланты, здоровье, культура, нравственное воспитание, патриотизм, и др.
Для того, чтобы человеческий капитал отвечал современным запросам инновационного развития экономики региона, необходимо обеспечивать образование, стимулирование, создание благоприятных условий для жизни, воспроизводства и труда, что в большей части ложится на государство, в задачи которого входит поддержка, защита, развитие, управление населением.
Разработке теории человеческого капитала посвящены труды таких ученых, как Т. Шульц, Г. Беккер. В дальнейшем данная теория нашла свое развитие в работах Л. Туроу, Й., М. Блауга, Бен-Пората, Э. Денисона, У. Боуэна, Дж. Кендрика, и др.
Теория человеческого капитала, методологические подходы к его исследованию и диагностике представлены и в трудах отечественных исследователей, в частности: Алпеевой Е. А., Васильева И. В., Голевой Т. В., Данакина Н. С., Корицого А. В., Критского М. М., Курганского С. А., Минеевой Н. Н., Негановой В. П., Мызина А. Л., Гурбан И. А.,Позднякова В. А., и др.
Исследованию особенностей формирования, развития и накопления человеческого капитала в социально-экономическом развитии региона посвящены работы Бахматовой Г. А., Бессоновой Е. А., Келеш Ю. В., Бураншиной Н. А., Ивановой Н. Л., Ерохиной Е. В., Казмаловой О. Н., Колосковой Ю. И., Кусакиной О. Н., Свистуновой И. Г., Токаревой Г. В., и др.
Вопросам оценки социально-экономического развития региона посвящены труды таких ученых, как: В. И. Гуров, И. Г. Ершова, Е. Ю. Асеева, и др.
Проблеме формирования качества человеческих ресурсов и государственному воздействию на него посвящены исследования И. В. Минаковой, Е. И. Быковскаой, В. Н. Харлановой, Ю. И. Реутовой, И. Е. Рисина, Т. Д. Ромащенко, Ю. И. Трещевского, Н. Ю. Трещевской, Р. М. Устаева, А. П. Ребий, и др.
Однако несмотря на то, что интерес исследователей к данной предметной области достаточно высок, до сих пор остается нерешенным ряд вопросов, связанных с механизмом государственного воздействия на человеческий капитал региона. Также задачам стратегического развития региональной экономики с использованием механизмов государственного воздействия на человеческий капитал уделено, как представляется, недостаточное внимание.
Объектом – государственное воздействия на человеческий капитал Московской области.
Предметом данной работы является влияние на процесс стратегического развития региона путем государственного воздействия на человеческий капитал.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработать рекомендации по совершенствованию государственного воздействия на человеческий капитал Московской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть понятие и сущность человеческого капитала;
– рассмотреть роль человеческого капитала как фактора социально-экономического развития региона;
– выявить региональные инструменты государственного воздействия на человеческий капитал;
– провести анализ стратегического развития экономики Московской области;
– проанализировать систему государственного воздействия на человеческий капитал Московской области;
– разработать рекомендации по совершенствованию государственного воздействия на человеческий капитал Московской области.
Теоретической и методологической основной данной выпускной квалификационной работы являются:
– теоретические и практические исследования как зарубежных, так и отечественных исследователей развития человеческого капитала в регионе;
– анализ механизмов и инструментов государственного воздействия на человеческий капитал с целью стратегического развития экономики региона.
Информационной базой данного исследования являются материалы Росстата, Федеральной службы госстатистики по Московской области, нормативно-правовые акты, регулирующие государственное воздействие на человеческий капитал МО, отчеты о развитии региона, материалы сети интернет.
Теоретическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что автором раскрыты представления о роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии региона с использованием механизмов государственного воздействия.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе выводы и рекомендации могут быть использованы в административных органах, таких как администрация района, мэрия, и др., при совершенствовании государственного воздействия на человеческий капитал в регионах РФ с целью их стратегического развития, для стратегического планирования, и оперативного решения стоящих перед региональными органами власти задач.
Научная новизна результатов данного исследования заключается в разработке ряда рекомендаций, направленных на совершенствование государственного воздействия на человеческий капитал с целью стратегического развития Московской области.
Цель и задачи определили структуру данной выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РЕГИОНЕ КАК ОСНОВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
1.1 Понятие и сущность человеческого капитала
Человеческий капитал (ЧК) – это совокупность физических, духовных, образовательных качеств и свойств населения, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей социально-экономического и стратегического развития предприятия, региона, целого государства, мировой экономики. В современных исследованиях отмечается необходимость также учитывать и социально-психологическое состояние человека, его адаптационные возможности, культурный капитал.
Потенциал ЧК представляет собой сочетание трудоспособного населения региона с присущими ему профессиональными навыками, квалификацией и опытом работы. Человеческий капитал складывается под воздействием образования и обучения и подкрепляется мотивированным желанием к труду.
Такой потенциал не является постоянной величиной и может изменяться со временем, причиной этого может быть изменение технологического развития, когда знания и умения устаревают, работники могут перейти в статус пенсионера и не проявлять трудовую активность, также работники могут оставить работу из-за болезни (что стало особенно актуально из-за пандемии коронавируса) или других личных причин. Таким образом, человеческий капитал требует обновления, обучения и поддержания в «работоспособном» состоянии.
Научная дефиниция человеческого капитала применяется в данном случае не просто терминологически, но связано с механизмами инвестирования и отдачи от капиталовложений, этим он также отличается от трудовых ресурсов. Как и другой капитал, человеческий характеризуется физическим износом, он может морально устаревать, его ценность изменяется под влиянием конъюнктурных спроса и предложений производственных факторов, глобальных трансформаций и цивилизационных трендов.
Человеческий капитал во многом определяется концентрацией в нем работников, которые обладают способностями, превышающими средние. Можно сказать, это то, что определяет качественный или интеллектуальный уровень конкретного типа общества.
Понятие объединяет в себе категории «капитал» со значением слова «человек», что позволяет сделать вывод о ценности личных и профессиональных характеристик для эффективной работы: знания, опыт, интеллект.
В переводе с английского «human capital» означает «человеческий капитал», в принципе не имеет других трактовок. Впервые это словосочетание предложено Дж. Минсером в 1956 г., позже развитием термина занялся Т. Шульц в 1961 г. Воспользовавшись этим термином, впервые было экономически зафиксировано неравенство доходов при общих исходных данных о человеческом труде и инструментах.
Главным компонентом человеческого капитала являются приобретенные к определенному рассматриваемому моменту времени опыт и знания.
Таким образом, человеческий капитал составляют профессиональные качества человека. Выделяют такие виды человеческого капитала, как корпоративный, коллективный, личный, индивидуальный.
Различается человеческий капитал одного социального слоя от другого в уровне конкурентоспособности приобретенных каждым из социальных слоев интеллектуальных способностей.
Существуют различные способы пополнения и вложений в человеческий капитал. Уже не представляет сомнений, что эти вложения приносят прибыль и определяется это тем, что личностные и профессиональные качества конкретного специалиста или группы рабочих способствуют созданию финансового и экономического благополучия для всех сторон.
По мнению Т. Шульца, человеческий капитал является источником будущего дохода в любой сфере деятельности, которая основана на человеческом труде. Стоит отметить, что даже несмотря на стремительное развитие инновационных технологий, человек остается, и еще долго останется основным трудовым ресурсом, так как даже в тех сферах, где труд человека заменен машинами, этими машинами (программами, механизмами, технологиями) необходимо управлять, их надо разрабатывать, необходимо выпускать обновления программному обеспечению, проверять его на ошибки, разрабатывать систему безопасности[23].
Поэтому, , еще слишком рано списывать человека со счетов инновационного и экономического развития, так как вряд ли инновационные технологии смогут его полноценно заменить в ближайшее время.
Также Т. Шульц полагал, что человеческий капитал можно сравнить с природными ресурсами, которые для того, чтобы из них получить экономически ценные сырье, материалы, товары, требуют предварительных вложений, обработки, культивирования, и пр. Также и человеческий капитал, по мнению исследователя, нуждается в формировании, так как изначально (сразу после рождения, в младенчестве, раннем детстве, подростковом возрасте) еще не может приносить экономический эффект, и лишь со временем, за счет обучения, приобретения необходимых профессиональных навыков, развития, человек может занять трудовую нишу в экономике государства, тем самым принося доход предприятию, региону, стране[19].
Только при приобретении профессиональных навыков и умений человек начинает обладать свойствами капитала, и от качества этих навыков, умений и компетенций зависит качество такого капитала, его конкурентоспособность.
Т. Шульц считает производственные возможности человека высшей формой богатства, которая непосредственно влияет на производство продукции, товаров, услуг, чем формирует прибыль и экономическую составляющую предприятия.
По мнению Г.-С. Беккера, человек делает экономически важный шаг еще на этапе принятия решения на основании экономических рассуждений, причем исследователь относил это даже к таким процессам, как создание семьи, обучение, выбор профессии. Также по мнению Беккера, большинство психологических явлений можно повергнуть экономической оценки[32].
Также Г. Беккер полагал, что родителей, которые заботятся об образовании своего ребенка можно вполне считать предпринимателями, так как фактически они совершают инвестиции в прибыльный в будущем проект. На основании этого утверждения исследователь осуществил практический расчет экономической эффективности образования, где основным параметром стала разность между заработной платой людей, которые окончили колледж, и тех, которые окончили свое образование на уровне школы.
Однако так как в то время, когда студент находился на обучении, он не мог зарабатывать, что Беккер определил как издержку, основным элементом которой был «утраченный заработок» – тот заработок, который студент мог бы получить за годы обучения, если бы работал, однако не смог получить из-за того, что посвятил себя образованию. Далее исследователь сопоставил выгоды и издержки на образование, что позволило определить рентабельность вложений в человека.
Также Беккером было введено разграничение на специальные и общие инвестиции в человека:
– специальные инвестиции – это повышение квалификации, переподготовка и профподготовка для получения человеком (сотрудником) профессиональных компетенций, для работы на определенном участке работ, инициированные компанией-работодателем;
– к общим инвестициям можно отнести общее образование, получение общих, базовых навыков, которые позволяют человеку в дальнейшем продолжить получать компетенции по различным направлениям деятельности[29].
Позже теория ЧК нашла признание во многих странах, и ее стали активно внедрять с целью повышения социально-экономического развития государств, чему поспособствовал ряд следующих факторов:
– Беккер обосновал эффективность инвестиций в ЧК при помощи практических примеров многих успешных предприятий США;
– благодаря теории ЧК стало возможным понимание таких феноменов, как распределение личных доходов, вековая динамика заработков, разница в оплате женского и мужского труда.
– благодаря исследованиям Беккера эффективность как государственных, так и частных инвестиций в человеческий капитал (в образование, и пр.) стала экономически оправдана;
– было расширено понятие национального богатства, которое стало включать в себя финансовые активы, материализованные знания, а также способность человека к производительному труду;
– также были введены такие понятия невещественных элементов национального богатства, как накопленные знания в части новых технологий, инвестиции в здоровье населения как человеческого капитала, в связи с чем стало больше внимания уделяться системе образования, здравоохранения, и иных сфер, от которых напрямую зависит качество жизни населения страны;
– стали применяться разработанные интегральные показатели социально-экономического развития государства, региона, территории (индекс развития человеческого потенциала, индекс образования, индекс человеческого капитала на душу населения и др[34].)
Исходя из вышесказанного, человеческий капитал составляют следующие компоненты:
– знания, информация, творческий потенциал, которые формируют интеллектуальный капитал;
– культурные и нравственные ценности человека, которые формируют в социальный капитал;
– физическое и психологическое здоровье человека, которое составляет биофизический компонент капитала.
Далее, в таблице 1.1 рассмотрим определения понятия человеческого капитала, представленные различными исследователями.
Таблица 1.1 – Определения понятия «человеческий капитал»
Автор | Определение |
Г. Беккер | По мнению исследователя, ЧК представляет совокупность врожденных способностей человека (талант), а также приобретенных в последствии с помощью обучения, наставничества знаний, навыков, а также мотиваций к труду и дальнейшему саморазвитию, которые можно использовать для увеличения дохода как самого человека, так и предприятия, где он работает (соответственно и региона, страны). |
Т. Шульц | Все человеческие ресурсы и способности являются или врожденными или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплектов генов, определяющим его человеческий потенциал. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом. Свойства, которые могут быть развиты с помощью вложений, являются человеческим капиталом. |
Барни | Человеческий капитал создает добавленную стоимость, которую делают работники для организации, поэтом у ЧК можно считать условием конкурентного преимущества предприятий |
Бонтис | ЧК является человеческим фактором, который дает предприятию, где работает человек, определенные отличительные характеристики (конкурентные преимущества, возможность создания уникальной продукции, и пр.), выражающийся в интеллекте, компетенциях, специальных знаниях и умениях, навыках работников. |
Дэвенпорт | ЧК – Знания, навыки и способности людей, создающие стоимость. |
Никитина И. А. | ЧК – это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в процессе труда, содействуя росту дохода человека, предприятия, государства |
Рощин С. Ю., Разумова Т. О. | По мнению исследователей, ЧК является качественной характеристикой рабочей силы, предприятия, которая включает в себя: способность к труду, компетентность, навыки, умения. ЧК формируется из генетических способностей (таланта) человека, а также может быть развит при помощи образования, приобретения трудового опыта, навыков, профессиональной подготовки. |
Голева Т. В., Данакин Н. С., Смирнов Б. В., Ткаченко А. А. | К составляющим ЧК исследователи относят следующие факторы: – физические данные человека и его здоровье; – уровень образованности, компетенций, квалификации, профессионального опыта, навыков и умений; – культура личности и профессиональная и инновационная культура; – мотивация к труду, саморазвитию; – социализация в коллективе, адаптация; –профессионально-трудовая мобильность персонала. |
Поздняков В. А., Курганский С. А., Минеева Н. Н., Неганова В. П. | К ЧК авторы причисляет: – природные способности, задатки, предрасположенность к определенному виду деятельности; – мотивацию; – культуру личности, социализацию; – знания, профессиональное образование |
Васильев И. В., Мызин А. Л., Гурбан И. А., Казмалова О. Н. | К ЧК авторы причисляют: – физиологический, биологический, демографический капитал, здоровье; – капитал семьи, миграции, качество жизни; – образовательный, инновационный, научно-исследовательский, трудовой, интеллектуальный профессиональный капитал, умения и навыки; – социокультурный капитал, способность к адаптации, предпринимательство. |
Можно также выделить следующие особенности ЧК:
– ЧК невозможно увидеть, ощутить, он является экономической категорией, не подвержен износу и амортизации;
– накопление ЧК происходит непрерывно;
– инвестиции в ЧК связаны с конкретным человеком.
На сегодняшний день, в процессе развития теории человеческого капитала, данное понятие стало более расширенным, и стало включать в себя также человеческие ресурсы и факторы, став при этом более широкой экономической категорией.
В теории развития ЧК заложена идея достижения человеком своего максимального потенциала с помощью таких социальных инструментов, как образование, трудоустройство, саморазвитие, карьерный рост.
Также стоит отметить, что ЧК проходит определенные стадии развития, характеризующиеся определенными показателями (см. рис. 1.1).
Рисунок 1.1 – Стадии развития и основные показатели ЧК
Итак, человеческий капитал представляет собой неоценимый ресурс, благодаря которому создается добавленная стоимость, и конкурентные преимущества предприятий. ЧК – это качественная характеристика рабочей силы, предприятия, которая включает в себя: способность к труду, компетентность, навыки, умения.
ЧК формируется из генетических способностей (таланта) человека, а также может быть развит при помощи образования, приобретения трудового опыта, навыков, профессиональной подготовки.
По результатам анализа теории, понятия и сущности понятия человеческого капитала, можно сделать вывод, что инвестиции в человека и в развитие его профессиональных навыков напрямую влияют на формирование человеческого капитала.
1.2 Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития региона
Особенности формирования ЧК региона обусловлены характеристиками социально-экономической и культурной среды конкретной местности, определяются институциональными, средовыми, функциональными и административно-экономическими особенностями территориального развития.
Поскольку регионы различаются имеющимися потенциалами, включая климатические условия, наличие природных ресурсов, а также исторически сложившимися условиями ведения экономической деятельности, складываются различные формы их развития.
Социально-экономическая система региона представлена на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Подсистемы социально-экономической системы региона
Устойчивое развитие региона – это организация социально-экономического пространства таким образом, чтобы обеспечить максимально сбалансированное использование имеющихся на территории ресурсов, сохраняя экологическое равновесие, повышение качества жизни населения[25].
Человеческий капитал оказывает прямое влияние на развитие не только рынка труда, но и экономики регионов. Трудовые ресурсы одновременно представляют собой наиболее проблемный ресурс и перспективный потенциал региона.
Оценка эффективности трудовых ресурсов дает возможность определить потенциал не только предприятия, но и региона. Для повышения трудового потенциала и создания перспектив для развития региона необходимо эффективное инвестирование в ЧК для поддержки специалистов и развития необходимых навыков у работников, у которых выявлен высокий трудовой потенциал.
Трудовой потенциал выявляется у отдельного работника с помощью различных методов и методик (социологическое и психологическое тестирование, оценка деятельности сотрудника, его выработки, качества труда, и пр.) При выявлении сотрудников, показывающий высокий трудовой потенциал целесообразно инвестировать в их развития с целью повысить экономическую эффективность их трудового потенциала.
В свою очередь, те сотрудники, которые не проявляют трудовых инициатив, мотивации, не проявляют особых показателей труда, а также дезадаптированные элементы не должны быть «оставлены на произвол судьбы». С такими сотрудниками необходимо проводить воспитательные и разъяснительные работы, в сложных случаях предлагать помощь психолога для того, чтобы данная категория людей не «скатилась» до криминального элемента, что негативно влияет на социально-экономическое развитие региона.
Человеческий капитал также можно рассматривать в зависимости от степени агрегирования:
– на микроуровне (уровень субъекта, семьи, предприятия);
– мезоуровне (уровень отрасли, региона, федерального округа);
– макроуровне (уровень национальной экономики);
– мегауровне (уровень мирового хозяйства).
При этом следует отметить, что ЧК отдельного человека (индивидуальный ЧК) является основой для формирования капитала семьи или предприятия, которые являются основой формирования ЧК региона, ФО, отрасли, которые, в свою очередь, формируют национальный или глобальный человеческий капитал.
Существует несколько подходов к измерению человеческого капитала и его отдельных элементов.
Так, Як Фитценс, а также И. Н. Лесников считают, что «в оценке человеческого капитала должен найти отражение такой фактор, как воздействие деятельности персонала на достижение целей компании… прибыльность человеческого капитала целесообразно оценивать на трех уровнях. Такую оценку можно принять за концептуальную модель, детализация и формализация которой предоставит возможность рассчитать численные показатели доходности от деятельности персонала»[29].
В своем подходе И. Н. Лесников предлагает оценить человеческий капитал «с помощью системы сбалансированных показателей», включающей рыночную стоимость человеческого капитала, которую он предлагает рассчитать, как «отношение разности между рыночной стоимостью компании и ее балансовой стоимостью к эквиваленту полной занятости»[31].
Для оценки эффективности инвестиций в персонал предлагается рассматривать эффективность этих вложений в двух аспектах: для сотрудника и для самой организации. Относительно предприятия эффект от капиталовложений для сотрудников будет являться социальным, а для организации – экономическим (коммерческим), так как его основная задача – получение прибыли».
Д. О. Кулаева пишет «Человеческий капитал рассматривается как компетенция и способности персонала компании (природные способности работников, уровень культуры, здоровья, образования, профессиональных навыков, мотивации к работе и обучению персонала). Эта часть интеллектуального капитала «покидает» компанию вместе с работниками после окончания рабочего дня»[32].
Кусакина О. Н. предлагает методику оценки человеческого капитала при помощи «построения индикатора полифакторных условий развития». Начинать предлагается с количественной оценки показателей, определяющих развитие человеческого капитала на базовом, корпоративном, отраслевом, региональном и национальном уровне»[18].
Всего выделяется семь этапов оценки: количественная оценка, анализ полученных результатов, бальная оценка, построение индексов, обобщение результатов, ранжирование и сама оценка. Однако в работе исследователя не указаны используемые показатели. В данном случае практическое применение весьма условно, так как не дает возможности непосредственно рассчитать человеческий капитал региона.
Большинство исследователей оценивают человеческий капитал как систему показателей, отражающих социально-экономическое положение сельских территорий. В данном случае авторы также не дают конкретной оценки и сводят исследование к статистическому анализу, что также не способствует качественному рассмотрению человеческого капитала, как интегрированного показателя развития устойчивого развития территории[12].
Для полноты оценки необходимо указать контрольные и ожидаемые значения показателя или стремиться к этому. Только такое отношение к исследованию дает возможность не только оценить, но и сформировать предложения по стабилизации человеческого капитала региона.
С 1990 г. ООН ежегодно публикует расчеты по индексу человеческого развития (ИЧР) в различных странах (см. рис. 1.3).
Индекс рассчитывается на основе таких показателей, как ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень образования (средняя продолжительность и ожидаемый срок обучения), доход на душу населения (ВНД по ППС на душу населения). Показатель позволяет косвенно оценить уровень и качество жизни населения, социально-экономическое положение, что является причиной и следствием развития человеческого капитала.
Рисунок 1.3 – Индекс человеческого развития стран мира в 2019 г.[43]
Россия входит в группу стран с очень высоким индексом человеческого развития. В 2019 г. ИРЧ составил 0,824, на рисунке 1.5 можно увидеть уверенную динамику показателя с 2010 года, значительный вклад в совокупный индекс вносят уровень грамотности населения, доступность начального, среднего и высшего образования.
Рисунок 1.5 – Индекс человеческого развития Российской Федерации[43]
По регионам ИЧР составляет от 0,801 (Республика Тыва, Еврейский автономный округ) до 0,96 (г. Москва)
Yаиболее практически применима методика оценки человеческого капитала Колосковой Ю. И. В данной методике автор не только дает количественную оценку показателей развития социальной среды, демографического состояния и показателей трудовой активности, но и делает их обобщение в виде интегральной оценки человеческого капитала[15].
В качестве итоговых показателей автор использует шкалу уровня развития человеческого капитала, где:
– показатель равный 1-0,8 отражает высокий уровень развития;
– 0,5-0,75 показывает средний уровень;
– 0,49-0,1 свидетельствует о низком уровне развития.
Согласно данной шкале производится деление регионов по уровню развития. Данная методика хорошо подходит для группировки территорий и выделения развитых регионов и отстающих.
В качестве основных оценочных показателей автором выбраны:
– занятость населения, отражающий ситуацию с трудоустройством;
– заработная плата населения, обеспечивающая возможность обеспечения нормальной жизни индивида;
– охват детей дошкольным образованием – отражает возможности развития как детей, так возможности продолжения трудовой деятельности родителей;
– располагаемая социальная площадь на человека – позволяет оценить комфорт проживания и возможности создания семьи;
– доля трудоспособного населения – позволяет оценить возможности территории по обеспечению развития всех отраслей, а также обеспечение воспроизводства населения. Это важный показатель в оценке социального состояния региона, имеет не только оценочный, но и стратегический характер;
– ожидаемая продолжительность жизни – отражает возможности медицины поддерживать здоровье и трудоспособность населения;
– доля частных предприятий в общем количестве действующих предприятий – отражает активность в сфере занятости. Определяет возможности трудоустройства и возможности населения к мотивированному труду. Успешная работа частных предприятий указывает на эффективность управления и оперативное реагирование на нужды конкретного слоя общества.
Эти показатели не только отражают состояние социальной сферы, но характеризуют особенности жизни в конкретном регионе, являясь ограничителями развития человеческого капитала. В этой связи оценка состояния человеческого капитала с помощью индексов, отражающие ограничители развития, позволят сделать выводы о необходимых мерах стимулирования и создания комфортного проживания в конкретном регионе.
Социальная норма:
– на одного проживающего гражданина 33 м2, на двоих человек к социальной норме прибавляется еще 18 м2 и столько же на каждого последующего члена семьи.
Таким образом, в семье из трех человек в среднем на каждого члена приходится 23 м2.
1.3 Региональные инструменты государственного воздействия на человеческий капитал
Действия и стимулы поведения человека во многом определяются институциональной сферой социально-экономической системы, которая существенно различается на макро-, мезо- и микроуровнях.
Институциональный подход к развитию человеческого капитала региона подразумевает, прежде всего, учет исторически присущей данному сообществу матрицы поведения, отношений. Новации, преподносимые внешней средой, должны встраиваться в существующую матрицу постепенно, что требует большой разъяснительной работы.
Регионы в РФ являются социально-экономической системой, отличающейся строгой иерархией управления со сложной внутренней структурой, и активностью отдельных ее подсистем, взаимодействие элементов которой определяется формальными и неформальными связями.
Формальные институты управления регионами РФ создаются путем основанных на волевых действиях органов государственного управления и социальных групп и признаются государством как нормативно-правовые акты.
В свою очередь, неформальные институты являются продуктом спонтанных действий экономических субъектов. Совокупность формальных и неформальных правил, регулирующих деятельность экономических и социальных субъектов принято считать «институциональной средой».
Таким образом, неотъемлемым элементом институциональной среды развития человеческого капитала региона выступают механизмы согласования интересов субъектов рассматриваемой социально-экономической системы.
Характерным признаком развитости институциональной среды является самоорганизация социально-экономической системы по взаимному соглашению участников процессов во всех сферах жизнедеятельности регионов.
Эффективная институциональная среда способствует обеспечению благоприятного инвестиционного климата, развитию инноваций, согласованного развития социальной сферы региона и его инновационного развития, сбережению природного богатства, развитию человеческого капитала.
Институциональная структура законодательной и нормативно-правовой базой осуществления государственной политики по устойчивому развитию регионов и воздействию на человеческий капитал сегодня представлена рядом нормативно-правовых документов федерального, регионального, местного и локального уровня, которые (кроме федерального уровня) различаются в отдельных регионах, поэтому в рамках написания данной выпускной квалификационной работы нормативно-правовое регулирование стратегического развития, а также государственного воздействия на региональном уровне будет рассмотрено в рамках написания второй главы данной ВКР.
Вместе с тем, для обеспечения инновационного развития регионов через эффективное управление человеческим капиталом, следует продолжить разработку и реализацию федеральных и региональных целевых программ, направленных на социально-экономическое и стратегическое развитие регионов.
Управление комплексным развитием регионов заключается в создании системы норм, направленных на сбалансированное развитие всех сфер жизнедеятельности социально-экономической системы и организации механизмов эффективного их исполнения с целью повышения уровня и качества жизни населения региона и, как следствие, увеличение его человеческого капитала. Объектом такого управления является множество подсистем, расположенных в пределах административно-территориального образования и образующих институциональную структуру, обеспечивающую воспроизводство регионального социума.
Определяя направления развития человеческого капитала важно знать, в какой институциональной среде ему необходимо функционировать. В связи с этим важно представлять, какие институциональные ограничения будут действовать и каким образом можно устранить негативное влияние и усилить положительное воздействие институтов.
Под институциональными ограничениями понимают определенные рамки, формируемые исторически сложившиеся в социально-экономической системе, которые включают систему мониторинга и контроля, структурируют и ограничивают поведение субъектов системы, разрешают или запрещают те или иные их действия.
Институциональные основы государственного управления развитием человеческого капитала региона включают правовые, экономические и организационные формы воздействия на процесс социально-экономического и стратегического развития региона:
– прямое участие в развитии социальной инфраструктуры посредством прямого бюджетного финансирования, образования и использования внебюджетных средств и фондов и т. д.;
– установление льгот субъектам малого и среднего предпринимательства;
– разнообразная правовая и финансовая поддержка предпринимателей, обеспечивающих развитие приоритетных отраслей региона, обеспечивающих продовольственную безопасность и импортозамещение продукции.
Институциональные ограничения развития человеческого капитала можно классифицировать в соответствии с ролью в экономической системе. В этом случае подход Г. Б. Клейнера, , вполне применим к рассматриваемой научной дефиниции в координатах социально-экономических систем различных уровней (см. табл. 1.3)[18].
Таблица 1.3 – Классификация институциональных ограничений развития человеческого капитала
Макро-экономические ограничения | Мезо-экономические ограничения | Микро-экономические ограничения | Нано-экономические ограничения |
Бюджетно-налоговая политика | Отраслевые законы | Регулирование предпринимательской деятельности | Культурные особенности |
Денежно-кредитная политика | Региональные программы | Договоры о сотрудничестве | Социальные нормы и правила |
Внешнеторговая политика | Регулирование отдельных рынков | Торговые сделки | Неформальные практики |
Регулирование кластеров |
Неэффективная работа ограничений (недостаток или сильное давление) провоцирует участников отношений к непродуктивной или нелегальной деятельности. Что, в определенной мере, сдерживает процесс развития национальной экономики и ее качественного роста.
Одной из главных задач органов власти и местного самоуправления регионом является решение проблем экономического, социального и природного характера, экономическое и стратегическое развитие региона.
Так как решение данных проблем и стратегическое развитие региона возможны исключительно силами ЧК высокого качества, поэтому важнейшее значение имеют:
– развитие муниципального здравоохранения;
– модернизация системы образования, которая должна стать важнейшей предпосылкой динамичного экономического роста и социального развития общества, условием благополучия и безопасности страны.
Для целей оценки территории и деления регионов по уровню развития показатель человеческого капитала подходит особенно хорошо, как отражающий все стороны социально-экономического развития. Анализ территорий следует проводить по методике, представленной на рисунке 1.5[15].
1 этап. Мониторинг социально-экономических показателей развития территории. Состоит в сборе и анализе основных показателей, отражающих развитие сельской территории;
2 этап. Расчет показателя человеческого капитала. Расчет проводится на основе собранной информации по методике описанной выше. Сводный индекс развития человеческого капитала позволяет оценить действие регулирующих действий и применяемых институциональных инструментов;
Рисунок 1.5 – Методика оценки уровня человеческого капитала региона
3 этап Разработка рекомендаций по улучшению социально-экономического положения и обеспечение устойчивого развития региона.
На основе расчетных данных о сводном индексе развития человеческого капитала и применяемых мерах воздействия для обеспечения устойчивого развития разрабатываются поддерживающие или восстанавливающие стабильность в регионе.
На основе данной методики оценки и анализа регионального развития возможно производить постоянный мониторинг изменений, происходящих в регионе, нивелировать ограничения в работе институтов, оказывать поддержку приоритетным отраслям. Такая работа позволит оперативно отслеживать влияние программ развития в регионе и разрабатывать эффективные меры поддержки.
Выводы и результаты:
Понятие человеческий капитал объединяет в себе категории «капитал» со значением слова «человек», что позволяет сделать вывод, о ценности личных и профессиональных характеристик для эффективной работы: знания, опыт, интеллект. Главным компонентом человеческого капитала являются приобретенные к определенному рассматриваемому моменту времени опыт и знания.
Таким образом, человеческий капитал – составляют профессиональные качества человека. Выделяют такие виды человеческого капитала, как корпоративный, коллективный, личный, индивидуальный.
Значимость человеческого капитала в развитии экономики как отдельного региона, так и страны в целом заключается в том, что именно человек создает блага, продукцию, услуги, обслуживает технику, разрабатывает и внедряет инновационные технологии, производит культурные ценности, управляет и координирует, и пр. Без человека невозможно само существование производства, предприятий, функционирования государственных структур, деятельность театров, осуществление воспитания и образования, и конечно же самого воспроизводства человеческого капитала.
Поскольку регионы различаются имеющимися потенциалами, включая климатические условия, наличие природных ресурсов, а также исторически сложившимися условиями ведения экономической деятельности, складываются различные формы их развития.
Управление комплексным развитием регионов заключается в создании системы норм, направленных на сбалансированное развитие всех сфер жизнедеятельности социально-экономической системы и организации механизмов эффективного их исполнения с целью повышения уровня и качества жизни населения региона и, как следствие, увеличение его человеческого капитала. Объектом такого управления является множество подсистем, расположенных в пределах административно-территориального образования и образующих институциональную структуру, обеспечивающую воспроизводство регионального социума.
Определяя направления развития человеческого капитала важно знать, в какой институциональной среде ему необходимо функционировать. В связи с этим важно представлять, какие институциональные ограничения будут действовать и каким образом можно устранить негативное влияние и усилить положительное воздействие институтов.
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф