Скоро защита?
Меню Услуги

Государственное воздействие на человеческий капитал как основа стратегического развития региональной экономики. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

2.1 Анализ стратегического развития экономики Московской области

 

Московская область входит в состав ЦФО, в центре граничит с городом федерального значения Москвой, площадь территории Московской области составляет 44329 км2. В состав Московской области входят 11 муниципальных районов и 56 городских округов.

Московская область – крупный промышленно развитый регион, характеризующийся значительным вкладом в экономику страны. Регион занимает 2 место по численности населения (7,7 млн. человек на 01.01.2021, или 5,3% от общей численности населения страны) и 2 место – по объему ВРП (по итогам 2019 г. – 5,1 трлн. рублей, или 5,4% суммарной валовой добавленной стоимости Российской Федерации) [51].

Управление регионом осуществляется Аппаратом Правительства Московской области, который является органом, образованным для обеспечения деятельности Правительства Московской области и организации контроля за выполнением принятых им решений. Аппарат Правительства МО осуществляет финансово-хозяйственное, организационно-техническое, аналитическое, правовое и документационное обеспечение исполнения Губернатором Московской области своих полномочий. Структуру Правительства Московской области можно увидеть на рисунке 2.1.

Здесь стоит отметить, что в 2020г., и по настоящий день на социально-экономическое, стратегическое развитие Московской области, а также на формирование и развитие человеческого капитала в МО оказывают существенное влияние форм-мажорные обстоятельства, связанные с пандемией новой коронавирусной инфекции.

Рисунок 2.1 – Структура Правительства Московской области[51]

Развитие экономики Московской области в 2020г. происходило в условиях уникального по своей природе экономического кризиса, так как глобальный локдаун и рекордное падение цен на нефть привели к заметному ухудшению ситуации в экономике страны в целом, а ВВП РФ по итогам 2020г. года сократился на 3,1%.

В связи со сложившейся в стране и мире эпидемиологической и сопутствующей ей экономической кризисной ситуацией в Московской области в течение 2020г. отмечалось замедление темпов роста или сокращение показателей развития экономики, однако несмотря на это, по итогам 2020г. удалось выйти на положительную динамику по многим отдельным базовым отраслям[51].

В начале 2021г. Рейтинговый комитет АНО «Агентство региональных социально-экономических проектов» представил рейтинговые оценки областей Центрального федерального округа (ЦФО) по итогам социально-экономического и политического развития в 2020г.[53]

По итогам 2020г., Московская область среди регионов ЦФО заняла 2-е место (1-е место заняла Белгородская область) [53].

Индекс промышленного производства Московской области в 2020г. составил 109,2%.

Максимальные инвестиции в основной капитал, по данным Росстата за 2020г., были зафиксированы в Московской области и равнялись 1052,5 млрд. руб., в процентном отношении к 2019 г. это составило 90,8%, (1159,14 млрд. руб.).

Также Московская область за 2020г. является лидером по введению общей площади жилых помещений – 8720,0 тыс. м2, что в процентном отношении к 2019 г. составило 101,2% (8616,6 тыс. м2).

Лидером Московская область стала и по уровню среднемесячной заработной платы, так как номинальная заработная плата на 1 жителя МО в 2020г. была равна 57 087 руб., что в процентном отношении к 2019 г. составила 99,5% (57373,87 руб.) [53].

На протяжении семи лет регион по уровню заработной платы стабильно занимает 12-13 место в рейтинге субъектов, уступая гг. Москва и Санкт-Петербург, а также регионам Крайнего Севера (и приравненных к ним территориям), жители которых получают соответствующие надбавки за условия проживания.

Наиболее высокий размер оплаты труда наблюдался в финансовых и страховых организациях (92 415,6 рубля), в организациях, осуществляющих профессиональную научную или техническую деятельность (76 560,3 рубля), деятельность в области информации и связи (74 678,4 рубля), в организациях здравоохранения (66 886,1 рубля).

Выше среднеобластного уровня также сложилась заработная плата в добыче полезных ископаемых (65 351 рубль), транспортировке и хранении (61 914,5 рубля), производственной деятельности по обеспечению электроэнергией, газом и паром, кондиционированию воздуха (60 740,7 рубля), обрабатывающих производствах (57 505,1 рубля)[53].

Было отмечено снижение активности на рынке товаров и услуг, как следствие, отрицательная динамика основных показателей:

– розничный товарооборот – на 1,8%;

– объем платных услуг – на 15,2%;

– оборот общественного питания – на 24,5%.

В среднем за 202 г. потребительские цены на товары и услуги выросли на 2,66% к уровню предыдущего года, в том числе на продовольственные товары – на 3,81%, непродовольственные – на 3,12%, услуги – на 1,06%.

Московская область – это второй по численности рабочей силы субъект Российской Федерации после г. Москвы – 4,1 млн. человек.

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по полному кругу организаций Московской области в 2020 г. составила 2,3 млн. человек, что на 0,7% выше уровня 2019 г[53].

Из общей численности работников 18,7% заняты в обрабатывающих отраслях и торговле, 8,9% – в образовании, 8,6% – в транспортировке и хранении грузов, 7,8% – в здравоохранении и социальных услугах, 6,3% – в области профессиональной, научной и технической деятельности.

По уровню безработицы в 2020г. Московская область оказалась на 10-м месте среди регионов ЦФО – согласно данным выборочных обследований рабочей силы, общая численность безработицы в Московской области по итогам 2020г. составила 131,7% (150,3 тыс. чел.), что соответствует 3,6% от общей численности рабочей силы, зарегистрированной в регионе (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1 – Уровень безработицы в Московской области в 2020г.[53]

п/п Область Безработные Потребность работодателей в работниках, заявленная в ОСЗН на конец декабря 2020 г.
Общая численность по данным обследований рабочей силы (в среднем за год) Зарегистрированные в ОСЗН на конец декабря 2020 г. Человек В % к 2019 г.
Тыс. человек В % к 2019 г. В % к численности рабочей силы Тыс. человек В % к декабрю 2019 г.
1. Белгородская область 40,6 127,0 4,9 9,8 В 2,0 р. 20448 80,0
2. Брянская область 23,3 103,7 4,0 12,8 В 2,8 р. 9401 106,2
3. Владимирская область 39,5 135,5 5,6 25,0 В 3,8 р. 21998 120,9
10. Московская область 150,3 131,7 3,6 134,4 В 6,0 р. 48684 116,5

 

Также стоит отметить, что уровень безработицы, зарегистрированной в 2020г. существенно превысил уровень безработицы, выявленный в 2019г., что было вызвано воздействием на экономику введения режима самоизоляции, и иных карантинных мер, которые были обусловлены пандемией новой коронавирусной инфекции.

Как можно увидеть из рисунка 2.2, до пандемии новой коронавирусной инфекции уровень как общей, так и регистрируемой безработицы в Московской области существенно сокращался.

Рисунок 2.2 – Динамика общей и регистрируемой безработицы в России с 2005 по 2019 г., % [62]

В свою очередь, самый большой миграционный прирост за 2020г. был зарегистрирован в Московской области и равнялся 51250 чел., что больше, чем в два раза в сравнении с 2019 г., когда прирост равнялся 110198 чел.

В Московской области по итогам 2020г. также были выявлены самые низкие показатели по убыли населения, которые составили -4.3 на 1000 человек населения, при показателях родившихся 10.3, а умерших 14.6, при этом убыль населения в 2019 г. в данной области была – 2.5 (см. таблицу 2.2).

Таблица 2.2 – Показатели рождаемости и убыли населения в Московской области за 2019-2020гг.[53]

п/п Область На 1000 человек населения
Родившихся Умерших Естественный прирост (+), убыль (-) населения
2020 г. 2019 г. 2020 г. 2019 г. 2020 г. 2019 г.
1. Московская область 10,3 9,5 14,6 12,0 -4,3 -2,5
2. Белгородская область 8,0 8,5 15,5 13,3 -7,5 -4,8
3. Костромская область 8,6 9,1 16,6 14,7 -8,0 -5,6
4. Воронежская область 8,3 8,4 16,5 14,1 -8,2 -5,7
5. Калужская область 9,0 8,9 17,2 14,6 -8,2 -5,7

 

Однако естественного прироста населения не показала ни одна из рассматриваемых областей.

Также в Московской области сохраняются высокие риски замедления темпов роста доходов бюджета в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией [54].

По мнению министра экономики Московской области, экономика Московской области начнет возвращаться к устойчивому развитию в конце 2021 г., в то время как в 2020г. в регионе наблюдается спад основных показателей социально-экономического развития из-за пандемии коронавируса.

Как полагает Министр экономики МО, что в 2020 г. особенностью бюджета Подмосковья на 2021 г. и на плановый период 2022 — 2023 гг. является то, что его формирование осуществляется в ситуации, при которой сохраняются высокие риски замедления темпов роста доходов в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией. Оценка итогов 2020 г. фиксирует падение основных показателей социально-экономического развития в Московской области.

В Подмосковье объем инвестиций в 2020-2021 гг. ожидается на уровне 1 трлн рублей.

По итогам первых двух месяцев 2021г. по ряду основных социально-экономических показателей в Московской области отмечается положительная динамика[52]:

– в первые два месяца 2021 г. прирост оборота розничной торговли в сопоставимых ценах составил 2,8% до 444 млрд. руб.;

– увеличение объемов ввода жилья в начале года на 41,2% (1,6 млн. м2) связано, в том числе, с доступной ипотекой, в частности, льготной ипотекой со ставкой 6,5%, субсидируемой государством. Объемы ввода жилых домов населением выросли в 1,7 раза;

– в январе-феврале 2021г. было отмечено типичное для начала года снижение деловой активности в сфере строительства – 96% к 2020г. (52 млрд. руб.);

– также сократился объем оказанных населению платных услуг – 87,8 млрд. руб., что составило 95,7% от показателей 2020 г.;

Среднемесячная номинальная заработная плата жителей Подмосковья в январе 2021г. выросла на 4,4% до 57 тыс. руб.[52].

В рамках осуществления национальной программы «Цифровая экономика РФ» в регионе реализуется Государственная программа Московской области «Цифровое Подмосковье» на 2018–2021 гг. Динамика индексов цифровизации в МО за 2019 и 2020 год представлена на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 – Частные индексы цифровизации в 2019-2020 гг. (индекс может принимать значения от 0 п. п. до 100 п. п.) [61]

Из данных, представленных на рисунке, можно сделать вывод о том, индекс связанный с интеграцией цифровых технологий, в 2020г. больше на 31 п. п, в сравнении с 2019 г. Предприятия стали чаще использовать интернет-инструменты: индекс увеличился на 5 п. п.

Индексы «человеческий капитал» и «информационная безопасность» снизились на 3 п. п и 13 п. п соответственно.

Компании стали чаще использовать цифровые технологии и интернет-инструменты в работе. Больше компаний завели собственные сайты (75% в 2020 г. против 54% в 2019 г.).

Согласно отчету Правительства Московской области, за 2020г., можно выделить те отрасли, которые являются лидерами в цифровой трансформации, и могут считать себя data-driven, от чего зависит успех цифровизации региона (см. рис. 2.4).

Рисунок 2.4 – Распределение цифровой трансформации в Московской области по отраслям и уровню зрелости в 2020г.[60]

Под цифровой зрелостью эксперты подразумевают совокупную оценку уровня развития компании по нескольким ключевым направлениям цифровой трансформации (см. рис. 2.5).

Рисунок 2.5 – Приоритеты направлений цифровизации, % [60]

Также можно выделить следующие факторы успеха (возможности) для реализации цифровой трансформации бизнеса в Московской области:

– развитие компетенций ведущих сотрудников предприятий – такие сотрудники на местах смогут организовать мероприятия по обучению, переподготовке персонала, разработать систему обучения, привить сотрудникам среднего звена новые ценности и идеалы, соответствующие новым тенденциям, сформировать эффективную, современную команду специалистов;

– поддержка руководства – руководитель, понимающий перспективы и неизбежность цифровизации может грамотно организовать процесс обучения, мотивировать сотрудников, объяснить им суть и необходимость цифровых трансформаций;

– четкая система управления и стратегии цифровизации Подмосковья, которая подразумевает под собой анализ ситуации на предприятиях, определение проблемных зон и путей их решения.

В качестве основных препятствий цифровой трансформации бизнеса в Московской области являются:

– низкий уровень компетенций как на уровне среднего звена, так и на уровне Топ-менеджмента;

– низкий уровень цифровой культуры, непонимание перспектив и возможностей цифровизации производства, а также непонимание неизбежности данного процесса;

– позиция руководства, госструктур, а также населения в целом по отношению к цифровой трансформации производства и экономики в целом.

 

2.2 Анализ системы государственного воздействия на человеческий капитал Московской области

 

Государственное воздействие на формирование и развитие человеческого капитала является длительным процессом, носящим организационно-комплексный характер. При проведении региональной политики в области образования, культуры, здравоохранения и профессиональной подготовки молодых специалистов, повышается качество рабочей силы, которая влияет на общий экономический рост региона, и влечет за собой развитие новых инновационных технологий.

Для общего понимания структуры процессов формирования человеческого капитала в социально-экономической системе Московской области, на рисунке 2.6 представлена модель государственного воздействия на человеческий капитал в Московской области.

Рисунок 2.6 – Модель человеческого капитала как элемента социально-экономической системы Московской области

Субъектами, влияющими на развития человеческого капитала в Московской области являются четыре элемента:

  1. Органы государственного и регионального управления (осуществляют управления, принимают управленческие решения, принимают нормативные акты, регулирующие воздействие на человеческий капитал МО);
  2. Система образования (обеспечивает воспитание, обучение квалифицированных кадров, способных обеспечивать экономическое развитие региона);
  3. Система здравоохранения (обеспечивает здоровье и трудоспособность населения региона, в частности, принимает эффективные меры по защите населения от распространения пандемии при помощи вакцинации, о необходимости пользоваться средствами индивидуальной защиты, и пр.);
  4. Организации-работодатели – обеспечивают население рабочими местами, принимают непосредственное участие в формировании экономики региона.

Основным субъектом развития человеческого капитала является образование, функции которого заключаются в развитии личности человека и воспроизводстве квалифицированной рабочей силы. Благодаря образованию обеспечивается значительный рост человеческого капитала и человеческого потенциала, их решающая роль в социально-экономическом развитии общества.

В рамках целостной социально-экономической системы Московской области образование входит в системообслуживающий комплекс региона и занимает место подсистемы второго порядка, наряду с здравоохранением. Вместе с тем подсистема образования — это сложная структура, включающая в себя три ключевых составляющих: структурные элементы, связи между ними и цели, на достижение которых она ориентирована. Составные части подсистемы образования Московской области изображены на рисунке 2.7.

Рисунок 2.7 – Структура подсистемы образования в социально-экономической системе Московской области

Таким образом, эффективность процесса образования достигается взаимодействием органов власти Московской области и различных ведомств, способствуя развитию межотраслевого подхода как эффективного механизма управления.

В Московской области система образования включает в себя институциональные структуры (дошкольные образовательные учреждения, школы, лицеи, колледжи, техникумы, университеты, учреждения дополнительного образования и др.) их деятельность регулируется ст. 10 ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ».

Система образования Московской области на начало 2020-2021гг. учебного года представлена в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Система образования Московской области на начало 2020-2021гг.

Образовательные организации Подмосковья 2020г. 2019г.
Дошкольные образовательные организации, мест 2270 1890
Общеобразовательные организации, ученических мест 9285 8599
Образовательные организации высшего образования, кв. м общей площади учебно-лабораторных зданий 42007,0
Профессиональные образовательные организации, м2 общей площади учебно-лабораторных зданий 6959,0
Музыкальные школы, мест 1450

 

На рисунке 2.8 представлена детализированная по подразделам структура расходов на образование в 2020 году в Московской области.

Рисунок 2.8 – Структура расходов на образование в Московской области в 2020 г.

Для понимания общей структуры взаимодействия органов государственного и регионального управления с системой образования и организациями работодателями в Московской области, на рисунке 2.9 показана модель их взаимодействия для развития человеческого капитала МО.

Рисунок 2.9 – Модель взаимодействия субъектов ЧК МО

Главной проблемой профессионального образования как по России в целом, так и в Московской области, является некоторая изолированность и автономность от организаций-работодателей. Из-за различия экономических интересов системы образования и рынка труда, возникают случаи неадекватных структурных, качественных и количественных предложений трудовых услуг молодым специалистам по отношению к действительным потребностям экономики.

В сложившейся ситуации система образования ориентируется на своих будущих студентов и их родителей, отводя им роль потребителей и заказчиков образовательных услуг. Такие обстоятельства приводят к тому, что профессиональные учебные заведения обучают по тем направлениям подготовки, которые наиболее востребованы потребителями образовательных услуг. В результате потребности работодателей в работниках зачастую не учитываются образовательными организациями.

Однако от решения кадровых вопросов зависит развитие экономики региона в целом и реализация планов развития организаций в условиях цифровой экономики.

Организации-работодатели являются производными по отношению к реальному сектору экономики и зависит от спроса предприятий на специалистов различных специальностей, профессий. Механизм функционирования рынка образовательных услуг должен представлять взаимодействие и согласование интересов работодателей, государства и потребителей по поводу спроса и предложения специалистов. По мере увеличения спроса на специалистов конкретного профиля в экономике региона возрастает спрос на образовательные услуги в сфере подготовки таких специалистов.

В Московской области сложилась ситуация дисбаланса организаций-работодателей и образовательных организаций: более 50% населения имеют работу, не связанную с полученной специальностью, из них специалисты с высшим образованием составляют 21-22%.

Несовпадение рейтинга популярности специальностей с распределением гарантированного трудоустройства свидетельствует о том, что абитуриенты при выборе ВУЗа мало учитывают фактор последующего трудоустройства. Это может повлечь социальные последствия, придется заниматься профпереподготовкой выпускников образовательных организаций, то есть тратить на них еще государственные деньги сверх потраченных на обучение в ВУЗе из госбюджета.

При этом в условиях стремительно развивающихся инновационных технологий и цифровизации экономики специфика профориентации для системы высшего образования такова, что необходимо ориентироваться не на сегодняшнюю профессиональную структуру общества, а на ту, что сложится через 5-8 лет.

Анализ спроса на специалистов на рынке труда Московской области или потребность организаций в работниках осложняется тем, что в статистике нет данных о потребности в профессионально-квалификационном разрезе, о структуре спроса и предложения на рынке труда, так как этим вопросам уделялось незначительное внимание после ухода от административно-командной экономики. В настоящее время эта проблема становится приоритетной, так как от решения кадровых вопросов зависит развитие экономики региона.

Несмотря на то, что спрос на образовательные услуги по таким направлениям подготовки как менеджмент, экономика и юриспруденция превышает предложение на рынке труда, образовательные организации продолжают вести массовую подготовку по этим направлениям, в первую очередь как ответ на формирующиеся спрос на рынке образования. В связи с этим уменьшается количество выпускников, работающих в сфере прикладных профессий.

Также здесь стоит отметить, что на формирование человеческого капитала как в целом в мире, РФ, так и в отдельном регионе (в рамках написания данной работы – Московской области) существенно влияет стремительно развитие цифровых технологий, цифровизация большинства сфер жизни и деятельности общества, что существенно трансформировало требования к качеству человеческого капитала.

Цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь. Цифровые технологии и робототехника внедрены в производство, и зачастую выполняют большую часть производственных процессов. Если ранее какую-либо работу (например, обслуживать на кассе посетителей, вычислять данные, переносить грузы, и пр.) выполнял человек, теперь его вполне могут заменить цифровые технологии или роботы.

Благодаря внедрению цифровых технологий работодатель существенно экономит на рабочей силе, что логично приводит к выводу, что эта рабочая сила на предприятии уже будет не нужна, переходя в разряд безработных. Также существенно изменятся квалификационные требования к тем сотрудника, которые останутся работать на предприятии, так как им придется осваивать новое программное обеспечение, новую технику, учиться коммуникации при помощи информационных технологий. Уже сейчас множество профессий, которые были востребованы в прошлом веке, являются морально устаревшими, и список устаревших и совершенно новых профессий обновляется ежегодно.

В такой ситуации человек, с его явно ограниченными (по сравнению с инновационными технологиями) возможностями проигрывает, человек перестает успевать за происходящими изменениями, что делает его неконкурентоспособным.

Работники, профессия или квалификация которых устарела, либо вынуждены оказаться безработными, либо научиться оперативно реагировать на происходящие изменения, переквалифицироваться, получать новые навыки, вполне возможно, в корне поменять профессию.

Здесь стоит отметить, что основным стимулом для инновационной активности предпринимателей становится именно кризис, так как не смотря на то, что инновации на этапе внедрения, как правило, создают целый ряд сложностей для предпринимателя, однако впоследствии могут помочь бизнесу стать конкурентоспособным, захватить новые ниши. Те же предприятия, которые пренебрегают внедрением новейших технологий в конце концов будут вынуждены либо приспособиться к существующей действительности, и принять инновации, либо же уйти с рынка.

Также инновационные технологии способны помочь человечеству в условиях чрезвычайных и форс-мажорных ситуаций, когда человек не в силах побороть негативное воздействие внешней среды устаревшими инструментами и способами. Здесь в качестве примера можно привести оказавшую столь пагубное воздействие на экономику большинства стран пандемию новой коронавирусной инфекции, из-за которой была частично остановлена, а порой и просто прекратилась деятельность многих предприятий.

Для того, чтобы защитить население, правительство большинства стран ввело режим карантина и самоизоляции, когда люди не смогли выходить на работу, в свою очередь работодатель оказался без рабочей силы, и соответственно не мог получать доход. Данная ситуация могла обернуться полнейшим крахом, если бы не цифровые технологии, которые позволили многим людям работать удаленно, не опасаясь за свое здоровье, и в то же время оставаясь на работе и получая доход.

В настоящее время появилось множество профессий, которые могут заменить устаревшие, осталось только человеку их освоить. Появляются новые формы занятости: фриланса, краудсорсинга, инсорсинга, гибких форм включения профессионалов в трудовую деятельность, развивается дистанционная занятость, проектная форма занятости и пр. Прогнозирование состояние рынка занятости возможно не дальше 5 лет вперед.

Также, изменяя форму коммуникаций благодаря передовым техническим средствам, человек получает свободу в выборе своего местонахождения, не теряя при этом связи со своим работодателем. Цифровизация изменила подход к организации рабочего места руководителя организации и сотрудников.

Здесь стоит отметить, что в условиях кризиса, вызванного пандемией новой коронавирусной инфекции, население Московской области поддерживалось на государственном уровне.

К налогово-бюджетным мерам поддержки населения и бизнеса в Московской области в период пандемии коронавируса относятся следующие:

Поддержка населения:

– увеличение пособий на детей и социально уязвимым слоям населения;

– оказание финансовой помощи потерявшим доходы лицам;

– предоставление продуктовых наборов;

– субсидирование/отсрочка/временная отмена коммунальных платежей.

Поддержка бизнеса:

– отсрочки по уплате налогов и обязательных платежей или списание налоговых платежей за период действия карантина;

– предоставление государственных гарантий;

– мораторий на проведение налоговых проверок;

– отсрочка по арендным платежам на государственную собственность.

К денежно-кредитным мерам поддержки относятся:

Поддержка населения:

– кредитные каникулы для потерявших доход заемщиков;

– расширение дистанционных/бесконтактных банковских услуг.

Поддержка бизнеса:

– льготное кредитование на пополнение оборотных средств МСБ;

– рефинансирование займов;

– отсрочки платежей по кредитам МСБ;

– отмена штрафов и пеней из-за просрочки платежей;

– мораторий на банкротство.

Поддержка финансового сектора:

– снижение ключевых процентных ставок центральными (национальными) банками;

– смягчение пруденциальных требований для высвобождения ликвидности.

К санитарно-эпидемиологическим мерам поддержки и защиты населения в период пандемии относятся:

– разработка, производство тест систем по определению коронавирусной инфекции;

– разработка, испытание вакцин от COVID-19;

–увеличение производства необходимых материалов и оборудования (маски, системы ИВЛ);

– разработка программ противоэпидемиологического обеспечения населения с учетом опыта пандемии.

По результатам исследований, проведенных в конце 2020г. – начале 2021г., проведенным аналитиками Министерства экономики Московской области, можно сделать выводы, что в период удаленной работы работники региона определили как ее плюсы, так и минусы (см. рис. 2.10) [60].

Рисунок 2.10 – Преимущества и недостатки удаленной работы, % [60]

В качестве основных преимуществ удаленной работы сотрудники отметили:

– возможность распределения своего рабочего времени;

– экономия времени и сил на дорогу;

– возможность работать из другого региона;

– возможность совмещения нескольких работ, и др.

В качестве недостатков удаленной работы респонденты отметили:

– нехватку личного общения;

– ограниченность в карьерном росте;

– влияние бытовых факторов;

– неудобство в получении обратной связи, и др.

На рисунке 2.11 представлены отрасли, в которых работа в удаленном режиме оказалась более востребована.

Рисунок 2.11 – Отрасли, в которых больше всего удаленных сотрудников, % [60]

Как можно увидеть из представленного выше рисунка, наиболее удаленных сотрудников в Московской области было выявлено в таких сферах, как: маркетинг, реклама, PR, искусство, развлечение, масс-медиа, юриспруденция.

Выгода работодателей от перевода сотрудников на удаленный режим работы при 50% сотрудников, работающих удаленно:

– снижение расходов на аренду и обслуживание – 25%;

– экономия площадей офисов – 24%[63].

2.3 Рекомендации по совершенствованию государственного воздействия на человеческий капитал Московской области

 

По результатам проведенного анализа государственного воздействия на человеческий капитал в Московской области, были выявлены следующие проблемы:

Недостаточное обеспечение обратной связи между органами управления, образовательными организациями, а также работодателями относительно определения востребованности предприятий в профессионально подготовленных сотрудниках, и уровне их квалификации. Эта проблема влечет за собой переизбыток выпускников ВУЗов с подготовкой по невостребованным профессиям, а тех специалистов, которые необходимы производству – не хватает.

Из-за этого выпускники ВУЗов либо работают не по профессии, либо вынуждены переквалифицироваться, за частую за государственный счет, либо остаются некоторое время безработными, что существенно влияет на экономику Московской области.

Также из-за этого происходит перераспределение рабочей силы в регионе в сторону мигрантов. Получается, что вместо того, чтобы подготовить специалистов, востребованных на предприятиях, и обеспечивать работой местное население области, в Московской области востребован труд мигрантов, квалификация которых зачастую также не соответствует требуемым;

Из-за существенных изменений на рынке труда, а также в организации трудовой деятельности, которые были вызваны ограничениями, связанными с эпидемией новой коронавирусной инфекцией, появилась необходимость перевода ряда сотрудников предприятий на удаленную работу. Однако многие сотрудники предприятий, несмотря на высшее образование и компетенции по основной профессии не готовы работать на «удаленке» из-за:

– неумения пользоваться программным обеспечением, обеспечивающим удаленный доступ;

– из-за психологической неподготовленности к такой организации труда, и пр.

  1. Также возникают значительные проблемы из-за оценки удаленного труда, которые обусловлены недостаточно проработанной нормативно-правовой базой организации труда в условиях пандемии, удаленно;
  2. Не смотря на то, что в Московской области еще с 2018г. осуществляется реализация программы «Цифровое Подмосковье», в регионе существуют проблемы перехода на цифровую платформу как у госорганов, так и отдельных представителей бизнеса. Это происходит из-за того, что не хватает квалифицированных и компетентных сотрудников, которые могут работать на «цифровой платформе» (см. п. 1).

Далее в рамках написания данной работы рассмотрим выявленные проблемы более подробно.

Итак, на основании анализа системы образования в Московской области и проведенной оценки взаимосвязи образования и экономики, а также рассчитанного несоответствия спроса и предложения на рынке труда нами выявлены ключевые проблемы развития человеческого капитала региона в системе образования (см. рис. 2.12).

Рисунок 2.12 – Проблемное поле развития человеческого капитала региона в системе образования Московской области

 

Таким образом, в Московской области, как и в целом по РФ, сложилась ситуация, при которой система образования региона зачастую поставляет на рынок выпускников, обладающих нерелевантными знаниями и навыками. Это приводит к следующим проблемам:

  1. Рост диспропорций спроса и предложения в организациях-работодателях;
  2. Асимметрия спроса в образовательных организациях;
  3. Усиление дисбаланса взаимодействия между рынком образовательных услуг и рынком труда, между знаниями, умениями, навыками и мотивацией выпускников вузов, с одной стороны, и потребностями, интересами работодателя а также общества – с другой;
  4. Социальный спрос, на который ориентируются учебные заведения, не соответствует конъюнктурному спросу со стороны организаций-работодателей.

Поэтому полагаем, что необходимо более продуктивное государственное регулирование образовательных организаций в Московской области для формирования высококвалифицированного человеческого капитала в необходимых объемах для устойчивого развития экономики по трем направлениям: количество, качество и структура специалистов.

Целевая подготовка обучающегося является плодотворной формой взаимодействия компаний-работодателей с учебными заведениями. На основе целевого контракта учебному заведению необходимо создавать высококвалифицированный персонал под конкретную потребовать предприятия с учетом прохождения практики и дальнейшего трудоустройства в компанию заказчика.

На сегодняшний день целевой прием абитуриентов является самым действующим инструментом по решению кадровых проблем любой отрасли.

Стоит отметить, что специалистами нового поколения являются люди, которые могут быстро адаптироваться к изменяющимся условиям работы, владеть знаниями цифровых технологий, программного обеспечения, быть готовыми к работе на удаленной работе, и др.

Однако в настоящее время не существует разработанных концепций взаимодействия органов государственного и регионального управления с системой образования и организациями работодателями, которые позволили бы обеспечить единую согласованную интерпретацию перспектив сотрудничества и могли бы быть использованы при формировании партнерства на различных уровнях. На основе выявленных проблем в нами составлена схема дисбаланса взаимодействия системы образования и рынка труда в Московской области (см. рис. 2.13).

Рисунок 2.13 – Схема дисбаланса взаимодействия системы образования и рынка труда в современных условиях

Таким образом нами сформирован подход к определению качественных характеристик востребованности сформированного человеческого капитала, что позволяет выявить структурный дисбаланс на региональном рынке труда.

Выявление сбалансированности выпуска специалистов из образовательных учреждений и их дальнейшего трудоустройства производится по показателю «Удельный вес выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучающихся по основным образовательным программам высшего образования» который учитывается в мониторинге эффективности деятельности организаций высшего образования, проводимом ежегодно Минобрнауки России.

Расчет этого показателя осуществляется на основании обработки данных из двух независимых источников:

– Пенсионного фонда РФ;

– Федерального реестра сведений документов об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении.

Дополнительно по результатам сбора информации Минобрнауки России создан Интернет-портал «Мониторинг трудоустройства выпускников» (graduate.edu.ru), который аккумулирует обработанные сведения по факту трудоустройства и средней заработной плате выпускников.

Портал позволяет получить статистическую информацию по России в целом, по регионам, по отдельным вузам, направлениям подготовки (специальностям), а также позволяет оценить внутрироссийскую миграцию выпускников.

Стоит отметить, что процент трудоустройства или иные аналогичные характеристики анализируются и при построении различных национальных и международных рейтингов, что усложняет анализ соответствия выпускников с количеством трудоустроенных, в особенности по профессии.

В связи с этим встает вопрос о разработке моделей, алгоритмов и программного обеспечения для прогнозирования основных показателей эффективности деятельности образовательных учреждений. В рамках развития цифровизации в Московской области предлагается использовать модель взаимодействия показателей мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций и мониторинга трудоустройства выпускников на основе построения нейросетевых моделей.

Нейросетевые модели являются самыми приемлемыми для имитации подобной взаимосвязи, а также способны аппроксимировать произвольные непрерывные многопараметрические зависимости, учитывая эмерджентность моделируемых процессов.

В частности, для обеспечения информационной поддержки деятельности образовательных организаций по трудоустройству и адаптации выпускников на рынке труда Московской области может быть разработана и внедрена автоматизированная информационной система (АИС) по содействию трудоустройству.

Также здесь стоит отметить то, что за последние годы в Московской области существенно изменился сам спрос на рынке труда, и его структура. Существенное влияние на изменение спроса и структуры рынка труда оказала цифровизация, а также пандемия новой коронавирусной инфекции.

Многие владельцы бизнеса понимают, что цифровые технологии сейчас – неотъемлемая часть жизнеспособности и успешности компании. Но не всем представителям бизнеса удалось в короткие сроки подстроить бизнес-процессы под удаленный формат работы: те, кто не успел, терпят большие убытки или разоряются.

Пережив 2020г. человечество стало другим, мир изменился, и теперь многие как рядовые сотрудники, так и руководство, понимают необходимость использования цифровых технологий, необходимость получать новые компетенции, осваивать новые профессии, новое программное обеспечение. Люди поняли, что переход на цифровую платформу – не прихоть госорганов, а очевидная необходимость, которая позволит существовать в дальнейшем и бизнесу, и рядовому сотруднику, и государству в целом.

Фактически проблемы, вызванные пандемией новой коронавирусной инфекцией стали катализатором развития цифровизации в Московской области, так как:

– понадобился переход на удаленный режим работы в госорганах и многих предприятиях;

– переход на онлайн-образование;

– стали более востребованы онлайн-сервисы, такие как: онлайн заказ продуктов и их доставка на дом, онлайн заказ такси, банковских карт, и др.;

– стали популярны у населения госуслуги в онлайн-режиме, возможность записаться онлайн к врачу и даже онлайн-консультация врача;

– стали востребованы электронные курсы, образовательные программы, и др.

В связи с вышесказанным, в рамках цифровизации Московской области, развития человеческого капитала и также борьбы с безработицей, необходимо:

– разрабатывать и внедрить новое ПО, качественное, соответствующее международному уровню и доступное для большинства пользователей ПО, позволяющее продолжать рабочую деятельность отдельным категориям профессий в удаленном режиме (госслужащие, бухгалтера, юристы, психологи, социологи, консультанты);

– разработать и внедрить ПО, позволяющее удаленно выполнять отдельные виды работ, к примеру: организацию логистики на предприятиях, контроль товародвижения и др. можно перевести на цифровую платформу, тем самым сократить количество сотрудников, занятых в данном процессе, и организовать работу оставшихся более эффективно, удаленно и безопасно;

– разработать и внедрить образовательные программы, обучающие граждан РФ новым профессиям, позволяющие расширить компетенции в соответствии с требованиями цифровой экономики, что позволит сохранить людям рабочие места, либо же переквалифицироваться на другую деятельность;

– разработать и внедрить обучающие материалы, посвященные популяризации цифровой трансформации в РФ, для того чтобы переход к цифровой экономике стал менее травматичным для психологического состояния отдельных категорий граждан (люди предпенсионного и пенсионного возраста, граждане, которые по каким-либо причинам не согласны с глобальной цифровизацией), и др.

Подобные мероприятия позволят не только сократить уровень безработицы в условиях цифровизации, но наоборот, создать гражданам возможность выбора профессии, возможности карьерного роста и саморазвития.

 

Определённые особенности имеют пути решения проблем государственного воздействия на человеческий капитал в условиях цифровизации. Стоит отметить, что как сами проблемы, таки и пути их повышения тесно взаимосвязаны между собой, и решение одной проблемы позволит решить или же предоставить возможности для решения другой проблемы.

Проблему недостаточного финансирования развития цифровизации в Московской области (проектов развития, цифровой трансформации, стартапов, и пр.), можно с помощью:

– повышения инвестиционной привлекательности бизнеса, отрасли для инвесторов;

– популяризации цифровой трансформации, информирования общества о сущности цифровизации и тех преимуществах и выгодах в перспективе, которые она может дать как инвестору, так и получателю инвестиции, субсидии, господдержки.

В свою очередь, повысить инвестиционную привлекательность отрасли, бизнеса возможно с помощью:

– совершенствования нормативно-правового регулирования цифровизации в регионе, по стране в целом, совершенствования НПА, регулирующего инвестиции в инновации и цифровизацию, защищающее как инвестора, так и получателя финансовой поддержки;

– необходимо совершенствование нормативно-правового регулирования работы в удаленном режиме, обновить классификацию профессий, и др.

– повышения компетенций руководства и ведущих сотрудников предприятий.

Проблема цифрового неравенства обусловлена, в основном:

– отсутствием мотивации к цифровой трансформации как в высших эшелонах государственной власти, руководства предприятий, организаций, так и у рядовых сотрудников;

– непониманием выгод и перспектив цифровизации (в основном из-за недостаточной информированности, эрудированности, некорректным освещением в СМИ;

– недостаточной компетентностью руководства и сотрудников предприятий.

Все вышеуказанные факторы ведут к снижению инвестиционной привлекательности предприятия, бизнеса с точки зрения финансирования цифровизации. Решить данную проблему возможно при помощи повышения информированности граждан о возможностях, перспективах цифровизации.

Также на государственном уровне необходимо рассмотреть варианты государственной поддержки бизнеса, осуществляющего деятельность в сфере информационных технологий, в сфере образования, специализирующегося на обучении квалифицированных кадров.

  1. Нехватка компетентных кадров обусловлена недостаточной образовательной базой, так как до сих пор остаются недостаточно разработанными обучающие материалы, не сформированы образовательные центры, специализирующиеся на подготовке кадров с компетенциями, соответствующими реалиям и требованиям цифровой экономики;
  2. Отсутствие централизованной системы коммуникации между государственными ведомствами обусловлено:

– нехваткой соответствующего требованиям обслуживания государственной системы, качественного отечественного ПО;

– нехваткой специалистов, способных обслуживать такое ПО;

– недостаточность компетенций госслужащих, позволяющих эффективно пользоваться новой электронной системой.

  1. Отсутствие мотивации к цифровой модернизации обусловлена также недостаточной информированностью, эрудицией населения, госслужащих, руководства предприятий.

Данная проблема решается с помощью популяризации цифровизации среди руководства ведущих предприятий, госслужащих, сотрудников среднего звена, а также жителей ПОдмосковья. Необходимо сделать процесс цифровизации прозрачным, доступным для понимания даже обычному гражданину.

  1. Недостаточное, либо некорректное освещение в региональных СМИ, проблема популяризации цифровизации должна решаться на государственном уровне. Для этого необходимо разработать поправки в номативно-законодательную базу, уточняющие сущность, цели и задачи цифровизации в РФ, представить цифровую трансформацию экономики как стратегическую цель государства, и как фактор обеспечения национальной безопасности РФ.
  2. Неприятие новых условий деятельности в условиях цифровизации являются следствием:

– недостаточной информированности граждан и представителей власти в Московской области о преимуществах и возможностях цифровизации;

– недостаточной информированностью бизнеса и инвесторов возможными преимуществами и выгодами цифровизации;

– недостаточной мотивированностью госслужащих.

Нехватка специалистов в области данных и аналитики

Для решения данной проблемы необходимо на государственном, региональном и локальном уровнях:

– рассмотреть возможность предоставления обучения в рассрочку, в кредит, и пр.;

– рассмотреть возможность предоставлять субсидии на обучение с обязательством отработать в определенной сфере или конкретном предприятии определенное время;

– рассмотреть возможность предоставления служебного жилья для молодого специалиста;

– иные льготы и помощь.

Как можно увидеть из вышесказанного, большинство путей решения проблем государственного воздействия на человеческий капитал и развития цифровизации тесно взаимосвязаны и переплетаются между собой, что говорит о том, что описанные выше меры необходимо внедрять и реализовывать в комплексе, корректируя по мере развития, а также в зависимости от возникновения возможных новых вызовов, рисков и угроз.

Выводы и результаты:

В рамках написания 2-й главы данной выпускной квалификационной работы автором было проанализировано стратегическое развитие Московской области, в рамках анализа которого было выявлено, что управление регионом осуществляется Аппаратом Правительства Московской области, который является органом, образованным для обеспечения деятельности Правительства Московской области и организации контроля за выполнением принятых им решений.

В 2020г., и по настоящий день на социально-экономическое, стратегическое развитие Московской области, а также на формирование и развитие человеческого капитала в МО оказывают существенное влияние форм-мажорные обстоятельства, связанные с пандемией новой коронавирусной инфекции.

В Московской области в течение 2020г. отмечалось замедление темпов роста или сокращение показателей развития экономики, однако несмотря на это, по итогам 2020г. удалось выйти на положительную динамику по многим отдельным базовым отраслям

Также на особенности формирования человеческого капитала в Московской области влияет то, что в последнее время существенно трансформировался спрос на рынке труда, который обусловлен стремительным внедрением цифровых технологий как в государственное управление, так и в производство.

Субъектами, влияющими на развития человеческого капитала в Московской области являются четыре элемента:

  1. Органы государственного и регионального управления;
  2. Система образования;
  3. Система здравоохранения;
  4. Организации-работодатели.

Эффективность процесса образования достигается взаимодействием органов власти Московской области и различных ведомств, способствуя развитию межотраслевого подхода как эффективного механизма управления.

Однако в МО сложилась ситуация дисбаланса организаций-работодателей и образовательных организаций: более 50% населения имеют работу, не связанную с полученной специальностью, из них специалисты с высшим образованием составляют 21-22%.

При этом в условиях стремительно развивающихся инновационных технологий и цифровизации экономики специфика профориентации для системы высшего образования такова, что необходимо ориентироваться не на сегодняшнюю профессиональную структуру общества, а на ту, что сложится через 5-8 лет.

Работники, профессия или квалификация которых устарела, либо вынуждены оказаться безработными, либо научиться оперативно реагировать на происходящие изменения, переквалифицироваться, получать новые навыки, вполне возможно, в корне поменять профессию.

Также наиболее удаленных сотрудников в Московской области было выявлено в таких сферах, как: маркетинг, реклама, PR, искусство, развлечение, масс-медиа, юриспруденция.

По результатам проведенного анализа государственного воздействия на человеческий капитал в Московской области, были выявлены следующие проблемы:

  1. Недостаточное обеспечение обратной связи между органами управления, образовательными организациями, а также работодателями относительно определения востребованности предприятий в профессионально подготовленных сотрудниках, и уровне их квалификации.
  2. Из-за существенных изменений на рынке труда, а также в организации трудовой деятельности, которые были вызваны ограничениями, связанными с эпидемией новой коронавирусной инфекцией, появилась необходимость перевода ряда сотрудников предприятий на удаленную работу. Однако многие сотрудники предприятий, несмотря на высшее образование и компетенции по основной профессии не готовы работать на «удаленке».
  3. Также возникают значительные проблемы из-за оценки удаленного труда, которые обусловлены недостаточно проработанной нормативно-правовой базой организации труда в условиях пандемии, удаленно;
  4. Не смотря на то, что в Московской области еще с 2018г. осуществляется реализация программы «Цифровое Подмосковье», в регионе существуют проблемы перехода на цифровую платформу как у госорганов, так и отдельных представителей бизнеса.

Для решения данных проблем было предложено:

–разработка моделей, алгоритмов и программного обеспечения для прогнозирования основных показателей эффективности деятельности образовательных учреждений;

– на рынке труда Московской области может быть разработана и внедрена автоматизированная информационной система (АИС) по содействию трудоустройству;

– необходим переход на цифровую платформу, которая позволит существовать в дальнейшем и бизнесу, и рядовому сотруднику, и государству в целом;

– разрабатывать и внедрить новое ПО, качественное, соответствующее международному уровню и доступное для большинства пользователей ПО, позволяющее продолжать рабочую деятельность отдельным категориям профессий в удаленном режиме (госслужащие, бухгалтера, юристы, психологи, социологи, консультанты);

– разработать и внедрить ПО, позволяющее удаленно выполнять отдельные виды работ;

– разработать и внедрить образовательные программы, обучающие граждан РФ новым профессиям, позволяющие расширить компетенции в соответствии с требованиями цифровой экономики;

– разработать и внедрить обучающие материалы, посвященные популяризации цифровой трансформации в РФ, и др.;

– необходимо совершенствование нормативно-правового регулирования работы в удаленном режиме, обновить классификацию профессий, и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Понятие человеческий капитал объединяет в себе категорию «капитал» со значением слова «человек», что позволяет сделать вывод о ценности личных и профессиональных характеристик для эффективной работы: знания, опыт, интеллект. Главным компонентом человеческого капитала являются приобретенные к определенному рассматриваемому моменту времени опыт и знания.

Таким образом, человеческий капитал – составляют профессиональные качества человека. Выделяют такие виды человеческого капитала, как корпоративный, коллективный, личный, индивидуальный.

Значимость человеческого капитала в развитии экономики как отдельного региона, так и страны в целом заключается в том, что именно человек создает блага, продукцию, услуги, обслуживает технику, разрабатывает и внедряет инновационные технологии, производит культурные ценности, управляет и координирует, и пр. Без человека невозможно само существование производства, предприятий, функционирования государственных структур, деятельность театров, осуществление воспитания и образования, и конечно же самого воспроизводства человеческого капитала.

Поскольку регионы различаются имеющимися потенциалами, включая климатические условия, наличие природных ресурсов, а также исторически сложившимися условиями ведения экономической деятельности, складываются различные формы их развития.

Управление комплексным развитием регионов заключается в создании системы норм, направленных на сбалансированное развитие всех сфер жизнедеятельности социально-экономической системы и организации механизмов эффективного их исполнения с целью повышения уровня и качества жизни населения региона и, как следствие, увеличение его человеческого капитала. Объектом такого управления является множество подсистем, расположенных в пределах административно-территориального образования и образующих институциональную структуру, обеспечивающую воспроизводство регионального социума.

Определяя направления развития человеческого капитала важно знать, в какой институциональной среде ему необходимо функционировать. В связи с этим важно представлять, какие институциональные ограничения будут действовать и каким образом можно устранить негативное влияние и усилить положительное воздействие институтов.

В рамках написания 2-й главы данной выпускной квалификационной работы автором было проанализировано стратегическое развитие Московской области, в рамках анализа которого было выявлено, что управление регионом осуществляется Аппаратом Правительства Московской области, который является органом, образованным для обеспечения деятельности Правительства Московской области и организации контроля за выполнением принятых им решений.

В 2020г., и по настоящий день на социально-экономическое, стратегическое развитие Московской области, а также на формирование и развитие человеческого капитала в МО оказывают существенное влияние форм-мажорные обстоятельства, связанные с пандемией новой коронавирусной инфекции.

В Московской области в течение 2020г. отмечалось замедление темпов роста или сокращение показателей развития экономики, однако несмотря на это, по итогам 2020г. удалось выйти на положительную динамику по многим отдельным базовым отраслям

Также на особенности формирования человеческого капитала в Московской области влияет то, что в последнее время существенно трансформировался спрос на рынке труда, который обусловлен стремительным внедрением цифровых технологий как в государственное управление, так и в производство.

Субъектами, влияющими на развития человеческого капитала в Московской области являются четыре элемента:

  1. Органы государственного и регионального управления;
  2. Система образования;
  3. Система здравоохранения;
  4. Организации-работодатели.

Эффективность процесса образования достигается взаимодействием органов власти Московской области и различных ведомств, способствуя развитию межотраслевого подхода как эффективного механизма управления.

Однако в МО сложилась ситуация дисбаланса организаций-работодателей и образовательных организаций: более 50% населения имеют работу, не связанную с полученной специальностью, из них специалисты с высшим образованием составляют 21-22%.

При этом в условиях стремительно развивающихся инновационных технологий и цифровизации экономики специфика профориентации для системы высшего образования такова, что необходимо ориентироваться не на сегодняшнюю профессиональную структуру общества, а на ту, что сложится через 5-8 лет.

Работники, профессия или квалификация которых устарела, либо вынуждены оказаться безработными, либо научиться оперативно реагировать на происходящие изменения, переквалифицироваться, получать новые навыки, вполне возможно, в корне поменять профессию.

Также наиболее удаленных сотрудников в Московской области было выявлено в таких сферах, как: маркетинг, реклама, PR, искусство, развлечение, масс-медиа, юриспруденция.

По результатам проведенного анализа государственного воздействия на человеческий капитал в Московской области, были выявлены следующие проблемы:

  1. Недостаточное обеспечение обратной связи между органами управления, образовательными организациями, а также работодателями относительно определения востребованности предприятий в профессионально подготовленных сотрудниках, и уровне их квалификации.
  2. Из-за существенных изменений на рынке труда, а также в организации трудовой деятельности, которые были вызваны ограничениями, связанными с эпидемией новой коронавирусной инфекцией, появилась необходимость перевода ряда сотрудников предприятий на удаленную работу. Однако многие сотрудники предприятий, несмотря на высшее образование и компетенции по основной профессии не готовы работать на «удаленке».
  3. Также возникают значительные проблемы из-за оценки удаленного труда, которые обусловлены недостаточно проработанной нормативно-правовой базой организации труда в условиях пандемии, удаленно;
  4. Не смотря на то, что в Московской области еще с 2018г. осуществляется реализация программы «Цифровое Подмосковье», в регионе существуют проблемы перехода на цифровую платформу как у госорганов, так и отдельных представителей бизнеса.

Для решения данных проблем было предложено:

–разработка моделей, алгоритмов и программного обеспечения для прогнозирования основных показателей эффективности деятельности образовательных учреждений;

– на рынке труда Московской области может быть разработана и внедрена автоматизированная информационной система (АИС) по содействию трудоустройству;

– необходим переход на цифровую платформу, которая позволит существовать в дальнейшем и бизнесу, и рядовому сотруднику, и государству в целом;

– разрабатывать и внедрить новое ПО, качественное, соответствующее международному уровню и доступное для большинства пользователей ПО, позволяющее продолжать рабочую деятельность отдельным категориям профессий в удаленном режиме (госслужащие, бухгалтера, юристы, психологи, социологи, консультанты);

– разработать и внедрить ПО, позволяющее удаленно выполнять отдельные виды работ;

– разработать и внедрить образовательные программы, обучающие граждан РФ новым профессиям, позволяющие расширить компетенции в соответствии с требованиями цифровой экономики;

– разработать и внедрить обучающие материалы, посвященные популяризации цифровой трансформации в РФ, и др.;

– необходимо совершенствование нормативно-правового регулирования работы в удаленном режиме, обновить классификацию профессий, и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Алпеева, Е. А. Формирование кадров для инновационно-цифровой экономики / Е. А. Алпеева, А. А. Ушенко // Глобальный научный потенциал. — 2019. — № 4 (97). — С. 154-158.
  2. Бахматова, Г. А. Обоснование модели организационно – экономического механизма обеспечения устой-чивого развития проблемных территорий // Научное обозрение. – 2014. – № 5. – С. 272-278.
  3. Беккер, Г. Человеческое поведение. Экономический подход / Г. Беккер // М., ГУ-ВШЭ. — 2003. — Гл. 2. — С. 50-88.
  4. Бессонова, Е. А. Методические подходы к оценке социально-экономической системы региона / Е. А. Бессонова, Ю. В. Келеш // Вопросы региональной экономики. — 2018. — № 2 (35). — С. 18-24.
  5. Бондаренко, О. В. Проблемы в сфере высшего профессионального образования и рынок труда / О. В. Бондаренко, О. Р. Шайхутдинова // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 6-5. — С. 1229-1233.
  6. Бураншина, Н. А. Человеческий капитал муниципального образования: понятие и структура / Н. А. Бураншина, Н. Л. Иванова // Вопросы управления. — 2011. — № 4 (17). — С. 17-23.
  7. Васильев И. В. Классификация человеческого капитала и инвестиций в него // Балтийский экономический журнал. – 2018. – № 2. – С. 8-18.
  8. Голева Т. В., Данакин Н. С. Структура человеческого капитала организации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2019. – Т. 117. – № 1. – С. 221-226.
  9. Гуров, В. И. Комплексная оценка социально-экономического развития региона / В. И. Гуров, И. Г. Ершова, Е. Ю. Асеева // В сборнике: стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты Материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. — 2011. — С. 89-92.
  10. Ерохина, Е. В. Анализ качества образования и трудовых ресурсов регионов на примере Центрального федерального округа / Е. В. Ерохина // Экономический анализ: теория и практика. — 2015. — № 43. — С. 2-15.
  11. Золотина, О. А. Профессиональная ориентация в системе высшего образования / О. А. Золотина // Ректор вуза. — 2015. — № 12. — С. 26-29.
  12. Казмалова О. Н. Влияние человеческого капитала на валовой региональный продукт // Вестник Академии. – 2016. – № 4. – С. 100-107.
  13. Кендрик Д. Совокупный капитал США и его формирование. / Д. Кендрик // — М.: Прогресс, 1978. — 79 с.
  14. Клейнер Г. Декоммерциализация экономики как культурный проект на пути к созданию культурологической теории экономики // Гуманитарий юга России. 2015. № 2.
  15. Колоскова Ю.И. Методика оценки человеческого капитала регионов // Социально-экономический и гуманитарный журнал Краснояр-ского ГАУ. – 2016. – №4. С. 115-132.
  16. Кориций, А. В. Введение в теорию человеческого капитала / А. В. Кориций. Учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во СибУПК, 2000. — 112 с.
  17. Критский М. М. Человеческий капитал. / М. М. Критский // — Л.: Издво Ленгоста, 1991. – 155 с.
  18. Кулаева О.Д. Не хлебом единым… сколько стоит интеллектуальный капитал организации? // Креативная экономика. – 2007. – № 10. – С. 3-10, 6 с.
  19. Курганский С. А. Структура человеческого капитала и его оценка на макроуровне // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2018. – № 6. – С. 15-22.
  20. Кусакина О. Н., Свистунова И. Г., Токарева Г. В. Влияние человеческого капитала на развитие регионов // Достижения науки и техни-ки АПК. 2015. Т.29. №9. С. 8-12.
  21. Лесников И.Н. Инвестиционная составляющая в системе сбалансированных показателей оценки персонала // Управление персоналом. – 2009. – № 6 (206). – С. 47-50, 47 с.
  22. Максимова В. Ф. Инвестирование в человеческий капитал / под ред. В. Ф. Максимова. — М.: Московский университет экономики, статистики и информатики, 2004. — 172 с.
  23. Масалова, Ю. А. Процесс формирования качества человеческих ресурсов на уровне вуза / Ю. А. Масалова // Менеджмент в России и за рубежом. -2016. — № 6. — С. 124-127.
  24. Минакова, И. В. Государственное управление современным социально-экономическим развитием: мифы и реальность / И. В. Минакова, Е. И. Быковская, В. Н. Харланова, Ю. И. Реутова // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2019. — № 2. — С. 124-129.
  25. Минеева Н. Н., Неганова В. П. Характеристика видов человеческого капитала // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2019. – Т. 26. – № 4. – С. 29-35.
  26. Мызин А. Л., Гурбан И. А. Проблемы оценки человеческого капитала в контексте исследования национального богатства регионов России // Экономика региона. – 2016. – № 1. – С. 104-109.
  27. Окунькова, Е. А. Концепция управления человеческим капиталом: роль системы образования / Е. А. Окунькова // В сборнике: Образование. Наука. Карьера сборник научных статей 2-й Международной научно-методической конференции. — 2019. — С. 218-222.
  28. Поздняков В. А. Сущность и содержание категории «человеческий капитал» // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 11-3. – С. 572-575.
  29. Преображенский, Б. Г. Региональная социально-экономическая политика: теория, мировая и российская практика / Б. Г. Преображенский, И. Е. Рисин, Т. Д. Ромащенко, Ю. И. Трещевский, Н. Ю. Трещевская, Б. Г. Трещевский // Российская академия государственной службы при президенте Российской Федерации Воронежский филиал. — Воронеж, 2005. С. 205-217.
  30. Сироткина, Н. В. Индикативное управление социально-экономическими системами / Н. В. Сироткина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2017. — № 4. — С. 96-106.
  31. Смирнов Б. В., Ткаченко А. В. Методологические основы классификации человеческого капитала // Власть и управление на Востоке России. – 2019. – № 4. – С. 119-126.
  32. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. — М.: Соцэгиз, 1962. – 492 с.
  33. Толстых, Т. О. Инжиниринговая модель формирования человеческого капитала в рамках реализации пространственно-отраслевых проектов / Т. О. Толстых // Современная экономика: проблемы и решения. — 2016. — № 2 (74). — С. 67-75.
  34. Толстых, Т. О. Развитие человеческого капитала в реализации пространственно-отраслевых проектов / Т. О. Толстых // В сборнике: механизмы развития социально-экономических систем региона Сборник статей 9 Международной научно-практической конференции. — 2016. — С. 82-84.
  35. Труфанова, Н. Н. Рынок труда и сфера образования: проблема взаимодействия [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://cyberleninka.ru/article/n/rynok-truda-i-sfera-obrazovaniya-problemavzaimodeystviya.
  36. Туроу, Л. Управление человеческими ресурсами. — М., 2014. — 150 с.
  37. Угнич, Е. А. Профессионально-образовательная экосистема как драйвер развития человеческого капитала в регионе / Е. А. Угнич // В книге: Актуальные проблемы науки и техники. 2019 Материалы национальной научнопрактической конференции. Ответственный редактор Петрова Елена Вячеславовна. — 2019. — С. 441-442.
  38. Устаев, Р. М. Об управлении формированием и развитием кадрового инновационного потенциала в регионе / Р. М. Устаев, А. П. Ребий // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. — 2017. — № 2 (59). — С. 115-120.
  39. Устаев, Р. М. Формирование инновационных территориальных кластеров как инструментарий развития инновационной составляющей человеческого капитала территории / Р. М. Устаев, М. Н. Гюльнезерова // В сборнике: Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право Сборник научных трудов. — 2017. — С. 171-173.
  40. Фитценц Я. Рентабельность инвестиций в персона: измерение экономической ценности персонала / пер. с англ.; под общ. ред. В.И. Ярных. – М.: Вершина, 2006. – 320 с.
  41. Форрестер, С. В. Сфера образования как среда формирования человеческого капитала / С. В. Форрестер // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Экономические науки. — 2014. — № 3 (13). — С. 117-123.
  42. Харченко, Е. В. Конкурентоспособность вуза: сущность, факторы, инструменты управления / Е. В. Харченко, М. А. Юрьева // В сборнике: социальное партнерство: опыт, проблемы и перспективы развития Коллективная монография. Ярославский филиал Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений». — 2017. — С. 354-359.
  43. Человеческий капитал сельских территорий: потенциал, проблемы, перспективы: монография / Подгорская С.В., Бахматова Г.А. – Ростов н/Д ФГБНУ ФРАНЦ: Изд-во ООО «АзовПринт», 2020 – 88 с.
  44. Чигоряев, К. Н. Оценка стоимости человеческого капитала на основе произведенных затрат / К. Н. Чигоряев, Н. А. Скопинцева, В. В. Ульященко // Известия Томского политехнического университета. – Томск, 2008. — № 6. — С. 54 – 56.
  45. Шафранов-Куцев, Г. Ф. Современные вызовы и реальность профориентационной деятельности в системе «школа — вуз — рынок труда» / Г. Ф. Шафранов-Куцев // Социологические исследования. — 2015. — № 1. — С.120-128.
  46. Flamholtz, E. G. A Model for Human resource Valuation: A Stochastic Process with Service Rewards // Accounting Review. — 1971. — P. 243.
  47. Schultz Т. Investment in Human Capital. N. Y., 1971.
  48. Sharon Elizabeth Rydon, Anna Rolleston, Joan Mackie. Graduates and initial employment. Nurse Education Today. — 2008. — Volume 28. — Issue 5. — pp. 610-619.
  49. Носкова, К. А. Формирование, накопление и развитие человеческого капитала [Электронный ресурс]. Режим доступа http://human.snauka.ru/2013/05/3033
  50. Нестеров, А. К. Человеческий капитал [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://odiplom.ru/lab/chelovecheskii-kapital.html.
  51. Ежегодный отчет о ходе исполнения плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Московской области на период до 2030 года за 2019 год https://mef.mosreg.ru/dokumenty/strategicheskoe-planirovanie/strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya/16-12-2020-18-39-27-ezhegodnyy-otchet-o-khode-ispolneniya-plana-meropr
  52. Динамика социально-экономического развития Подмосковья по итогам первых двух месяцев 2021 года https://mediacratia.ru/ekonomik/dinamika-socialno-jekonomicheskogo-razvitija-podmoskovja-po-itogam-pervyh-dvuh-mesjacev-2021-goda/
  53. По итогам 2020 года Белгородская, Московская и Калужская области стали лучшими в развитии среди 17 областей ЦФО по оценкам АНО «АРСЭП» // АНО «АРСЭП» / http://www.arsep.su
  54. Власти Подмосковья: экономика выйдет на траекторию устойчивого развития к концу 2021 года // ТАСС / https:// tass.ru/ekonomika/9975859
  55. Некрасова С.В. Проблема роста безработицы в мире в условиях пандемии COVID-19 // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. Том 10. № 4А
  56. Одегов Юрий Геннадьевич, Павлова Валентина Васильевна Новые технологии и их влияние на рынок труда // Уровень жизни населения регионов России. 2018. №2 (208).
  57. Осипов В. С. Проблема занятости в цифровой экономике / ЦИТИСЭ №1 (18) 2019
  58. Стрелец И. А. Рынок труда в условиях распространения новых технологий https://archive.econ.msu.ru/ext/lib/Category/x0c/xec/3308/file/10_Streletc.pdf
  59. Государственная программа Московской области «Цифровое Подмосковье» на 2018–2021 годы // Правительство Московской области / https://mosreg.ru/seychas-v-rabote/gosudarstvennye-programmy/gosudarstvennaya-programma-moskovskoi-oblasti-cifrovoe-podmoskove-na-2018-2021-gody#tab-menu_link_1
  60. Пандемия и переход компаний на «удаленку». Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса. [Электронный ресурс] — Режим доступа — https://vc.ru/openbank/pandemiya-i-perehod-kompaniy-na-udalenku-indeks-cifrovizacii-malogo-i-srednego-biznesa
  61. Инновации в эпоху COVID-19. Тренды цифровой трансформации бизнеса в условиях кризиса и пандемии. [Электронный ресурс] — Режим доступа — https://rtlq.ru/static/docs/COVID-19-business-digital-innovation-transformation.pdf
  62. Сведения о регистрируемой безработице в России // Роструд; обработка: Инфраструктура научно-исследовательских данных, АНО «ЦПУР», 2021. URL: http://data-in.ru/data-catalog/data_sets/16
  63. Российская удаленка в цифрах и фактах Changellenge, 2021 [Электронный ресурс] https://changellenge.com/article/rossiyskaya-udalenka-v-tsifrakh-i-faktakh/

Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф