Меню Услуги

Государственные пособия семьям, имеющим детей

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

 

  • Введение
  • 1 Теоретическая часть
  • 1.1 Понятие и виды пособий гражданам, имеющим детей
  • 1.2 Право на получение пособий гражданам, имеющим детей
  • 1.3 Пособие по беременности и родам, пособие женщинам вставшим на учет в ранние сроки беременности
  • 1.4 Единовременное пособие при рождении ребенка
  • 1.5 Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком по достижении им возраста полутора лет
  • 1.6 Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей
  • 2. Практическая часть
  • 2.1 Анализ проблем правового регулирования назначения и выплаты пособия гражданам имеющие детей
  • 2.2 Рекомендации по совершенствованию действующего законодательства
  • 3. Заключение
  • 4. Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

 

В современной социально-демографической ситуации в Российской Федерации проблемы семей, имеющих детей, выходят за рамки чисто семейных отношений, это в конечном итоге экономические и политические проблемы, решение которых требует самого активного вмешательства государства и обусловливает необходимость создания федеральным законодателем адекватной системы социальной защиты граждан, имеющих детей.

Одной из наиболее действенных форм социальной защиты семьи и детей является комплекс денежных выплат, адресованных родителям, семьям с детьми. Пособия, предоставляемые семьям с детьми, в социальном и правовом государстве играют важную роль, так как наряду с другими мерами социальной защиты населения способствуют укреплению Российского государства и стабилизации общества. Однако многообразие социальных выплат, адресованных гражданам, имеющим детей, не обеспечивает им социальной защиты на должном уровне.

Формально в нашей стране семьи, имеющие детей, не были обойдены вниманием законодателя: для них вводились различного вида пособия, устанавливались льготы и преимущества. Однако основным содержанием сложившегося правового регулирования помощи семьям с детьми являлась поддержка многодетных семей, семей с одним родителем, семей, не имеющих достаточных средств для содержания детей. Иными словами, в центре внимания законодателя находились семьи, материальное положение которых относится к критическому. В то же время вне внимания государства оставались обычные, так называемые «благополучные» семьи с одним-двумя детьми и обоими родителями.

Государство обязано создавать родителям благоприятные условия, позволяющие сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей. Программа исходит из установления единства интересов семьи и общества; признания значимости семьи как одного из основных социальных институтов общества, обеспечивающего жизнедеятельность человека, воспроизводство населения, историческую и культурную преемственность поколений; необходимости усиления защиты прав ребенка; необходимости изменения социального статуса женщины; улучшения здоровья нации; создания равных возможностей для самореализации личности независимо от пола, возраста, национальности, места жительства.

Актуальность данного исследования связана с тем, что пособия на детей являются неотъемлемой частью системы социальных пособий, которая представляет собой самостоятельный институт права социального обеспечения.

В сфере социального обеспечения государственные пособия, их система занимает важное место. Поэтому мною избрана указанная тема дипломной работы с целью детально изучения этой проблемы. Знания в области действующего законодательства и правоприменительной практики необходимы работникам социального страхования при назначении и выплате пособий. На практике работа по назначении и выплате пособий показывает, что отдельные сложные ситуации требуют высокого уровня подготовки, знания законодательных актов и умение применять их в работе. Кроме того практика показывает на неотложную необходимость обновления и совершенствования законодательства о государственных пособиях.

Объект исследования — общественные отношения, возникающие в связи с назначением и выплатой пособий гражданам, имеющим детей.

Предмет исследования — государственные пособия гражданам, имеющим детей.

Цель исследования: анализ и оценка правового регулирования назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей.

Задачи исследования. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

— дать понятие, назвать виды пособий, гражданам, имеющим детей; указать субъектов их получения;

— раскрыть государственные пособия гражданам, имеющим детей;

— выявить проблемы правового регулирования, порядка назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей.

В работе используются в качестве теоретической основы исследования труды ученых-юристов по общей теории права, а также по отраслевым правовым наукам, в первую очередь, по праву социального обеспечения, а также по государственному, административному, трудовому, гражданскому, семейному, уголовному праву.

Гипотезы исследования:

— многие меры социальной поддержки граждан, имеющих детей «не работают», либо вызывают проблемы при их реализации;

— наиболее остро нарушаются нормы законодательства в области назначения и выплаты пособий многодетным семьям (гражданам, имеющим трёх и более детей).

Теоретической основой данного исследования являются труды таких ученых и специалистов в области вопросов социального обеспечения как К.Н Гусова, Е.Е. Мачульской, Т.К.Миронова,Ю.П. Орловского, Г.В. Сулеймановой, Э.Г. Тучкова, В.Ш. Шайхатдинова, и др.

Нормативную основу исследования составляют основные нормативные акты, регулирующие социальную защиту граждан, имеющих детей. Это, прежде всего, Конституция Российской Федерации, Семейный Кодекс Российской Федерации Федеральных закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». В отношении каждого вида государственного пособия гражданам, имеющим детей, Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» определяет круг лиц, имеющих право на пособие, размер и продолжительность выплаты пособия.

Методы исследования. Работа выполнена с помощью методов диалектического, логического, системно-структурного, социологического, анализа и синтеза.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Во введении обосновывается актуальность исследования, ставится цель и задачи исследования, обозначается объект и предмет исследования, называются методы исследования, выдвигаются гипотезы.

В первой главе дается понятие и называются виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, раскрываются особенности назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей; отдельно выделяются пособия гражданам, имеющим три и более детей (многодетным семьям).

Во второй главе выявляются проблемы правового регулирования порядка назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей, а так же проблемы практической реализации указанных норм.

Во второй главе «актуальные проблемы действующего законодательства связанные с назначением и выплатой пособий на детей и пути его совершенствования» выявлены проблемы правового регулирования назначения и выплаты государственных пособий граждан, имеющих детей, а также предложены пути решения выявленных проблем.

В заключении обобщаются выводы и вносятся предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства в данной области и практики его применения.

 

1. Теоретическая часть

 

1.1 Понятие и виды пособий гражданам, имеющим детей

 

Социальное обеспечение — это сложная система экономических отношений по перераспределению государственных и негосударственных средств, направленная на частичное возмещение доходов от трудовой деятельности, внутрисемейного содержания, дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, оказание бесплатных медицинских и социальных услуг лицам, пострадавшим в результате наступления социального риска или других социально значимых обстоятельств.

Говоря о развитии законодательства в области пособий гражданам, имеющим детей, следует отметить следующее: в дореволюционной России законов об охране женского труда и материнства не существовало.

В докапиталистический период основными социально-правовыми формами материального обеспечения со стороны государства в отношении женщин и детей можно назвать благотворительность и государственное презрение беднейших слоев населения.

Первое упоминание о пособиях семьям, имеющим детей можно отнести к периоду земской реформы 1864 г., когда законодательство возложило на земства обязанность выплачивать стипендии на обучение детей из бедных семей в средних и высших учебных заведениях.

Первые законы о страховании, в которых закреплялись пособия в связи с рождением детей, были приняты в России в начале ХХ столетия.

Пособие по беременности и родам выдавалось работницам, проработавшим на предприятии не менее трех месяцев.Закон устанавливал право рабочих на следующие виды врачебной помощи: первоначальную помощь, амбулаторное лечение, родовспоможение, бесплатную выдачу лекарств и др.

Сразу же после Октябрьской революции 1917 г. правительство приступило к выполнению основных положений страховой программы, утвержденных на Пражской конференции РСДРП(б). С 1917 по 1922 г. было принято около 100 декретов и распоряжений в области социального обеспечения, открыто около 1500 учреждений по охране материнства и младенчества. Эти нормативные акты заложили фундамент для организации государственной системы социального обеспечения советского типа, предназначенной для трудящихся.

В первые месяцы советской власти был принят ряд декретов, содержащих специальные пункты, касающиеся женщин: Декрет ВЦИК от 22 декабря 1917 г. «О страховании на случай болезни». Срок выдачи пособия по беременности и родам увеличился с 6 до 8 недель, причем если ранее 2 недели до и 4 недели после родов исчислялись отдельно и пропуск срока лишал право на пособие, то теперь 8-недельное пособие суммарно гарантировалось в любом случае. Это же касается сохранения обязательного 6-недельного послеродового отпуска.

Размер пособия по-прежнему составлял от половины до полного заработка. Пособие кормящим матерям выплачивалось 20 недель с момента прекращения выплаты материнского пособия, т.е. общая продолжительность выплат составляла 28 недель.

Декретом СНК РСФСР от 31 октября 1918 г. было утверждено «Положение о социальном обеспечении трудящихся», глава 5 которого регламентировала пособия беременным и роженицам. Пособия выплачивались при беременности и родах в размере заработка женщины, занимающейся физическим трудом, в течение 8 недель до и после родов, остальным работающим женщинам — в течение 6 недель до родов и 6 недель после родов.

Считается, что впервые в мире отпуск по беременности и родам был введен 14 ноября 1917 г. Декретом СНК «О пособии по беременности и родам», установившим 112 дней оплачиваемого отпуска беременным и роженицам. Поскольку данный отпуск был введен декретом, с тех пор его и именуют «декретным».

В соответствии с Декретом СНК от 17 апреля 1919 г. все страховые фонды передавались во Всероссийский фонд социального обеспечения, а организации, владевшие этими фондами, подлежали ликвидации. С мая 1919 г. выдача пособий больным, беременным и роженицам была возложена непосредственно на предприятия и учреждения, которые данным лицам сохраняли заработную плату в течение 2 месяцев.

В 1919 г. установлено бесплатное детское питание в виде пайков на детей до 14 лет независимо от социального положения родителей.

Декретом СНК от 9 декабря 1921 г. «О социальном обеспечении при временной нетрудоспособности и материнству»беременные женщины на период времени за 8 недель до и 8 недель после родов освобождались от трудовой повинности (ст. 3 КЗоТ РСФСР 1918 г.). Пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам указанным декретом устанавливались в размере фактического заработка работника. Если средств было недостаточно, то пособие по болезни могло быть сокращено до одной трети тарифной ставки. При рождении ребенка предусматривалось два вида пособия: на предметы ухода за новорожденным и на кормление ребенка до девяти месяцев в размере 25 процентов средней зарплаты.

В 1926-1932 гг. была введена дифференциация размеров пособий по временной нетрудоспособности в зависимости от членства в профсоюзе и непрерывного стажа, приняты Правила выплаты пособий по временной нетрудоспособности, направленные на предотвращение нарушений трудовой дисциплины.

В годы Великой Отечественной войны были приняты некоторые меры по улучшению обеспечения отдельными пособиями инвалидов войны. Например, пособие по беременности и родам женщинам-инвалидам войны устанавливалось в размере 100 процентов заработка.

Со второй половины 50-х гг. начали вводиться законодательные новеллы, направленные на улучшение условий социального обеспечения женщин, в частности по беременности и родам. С 1957 г. отменяется требование трехмесячного стажа для получения пособия по беременности и родам. Это право возникало с первого дня работы, но размер пособия зависел от трудового стажа. Для не членов профсоюзов его размер был повышен с 1/2 до 2/3 заработка. Был установлен ряд льгот для женщин по Закону о государственных пенсиях от 14 июля 1956 г. Пенсионный возраст и трудовой стаж для выхода на пенсию по старости для женщин были установлены на 5 лет меньше, чем для мужчин. Многодетным матерям представлялись дополнительные льготы по возрасту и по трудовому стажу. Законом СССР от 15 июля 1964 г. для работающих в колхозах впервые были установлены оплачиваемый отпуск по беременности родам и пенсии по старости и по инвалидности, а для членов их семей — пенсии по случаю потери кормильца.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» (1981): введена выплата государственного единовременного пособия по случаю рождения первого ребенка в размере 50 руб. 100 руб. при рождении второго и третьего ребенка; увеличен на 3 дня ежегодный оплачиваемый отпуск женщинам-работницам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет; повышен размер государственного пособия одиноким матерям до 20 руб, в месяц на каждого ребенка (оно выплачивается до достижения ребенком 16 лет, а учащимся, не получающим стипендию,- 18 лет).

Таким образом, законодательство о пособиях гражданам, имеющим детей, прошло долгий путь развития. Менялось отношение к беременным и кормящим матерям, в связи с чем, происходило сокращение либо увеличение отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

В дореволюционной России поддержка государством материнства и детства была минимальной и в основном осуществлялась в форме благотворительности и презрения за малообеспеченными.

В советское время был заложен фундамент для организации государственной системы социального обеспечения трудящихся. Была установлена обязательная продолжительность декретного отпуска (которая, однако периодически менялась), закреплено всеобщее право трудящихся женщин, не зависимо от предприятия, на котором она трудилась, получать пособия по беременности и родам. Семьям оказывалась помощь на приобретение одежды для ребенка, оказывалась материальная и натуральная помощь в детском питании. Также были введены обязательные перерывы в работе для кормящих женщин.

В итоге во второй половине 80-х гг. в России сформировалась развитая система таких социальных пособий на детей, как пособия по беременности и родам, рождению ребенка, уходу за больным ребенком, уходу за новорожденным ребенком, пособия многодетным семьям, малообеспеченным семьям с детьми и др. Указанные пособия получили нормативное закрепление в Российской Федерации и составляют в настоящее время основу социального обеспечения семей, имеющих детей.

К середине 2000 г. условия обеспечения этим пособием кардинально обновились, а реальная ценность его резко снизилась. Практически из пособия для всех семей, где есть дети, оно превратилось в пособие на детей, которые живут в малообеспеченных семьях (по современной терминологии в малоимущих семьях). Система государственных пособий в РФ за последние годы претерпела существенные изменения, обусловленные социально-экономическими преобразованиями в стране, приведшими к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни: экономике, политике, социальной структуре общества. Поэтому в настоящее время возникла необходимость выработки новых механизмов, обеспечивающих рациональное использование средств на социальную защиту граждан, реализуемые через пособия.

Пособия — это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

В соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях граждан, имеющим детей»: Государственные пособия гражданам, имеющим детей — это единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В Российской Федерации предусмотрена система государственной поддержки граждан, имеющих детей, которой установлены следующие виды пособий:

— пособие по беременности и родам;

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

—  единовременное пособие при рождении ребенка;

— ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

— ежемесячное пособие на ребенка;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

— единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

— ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Наряду с видами пособий, которые установлены непосредственно законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и перечень которых определен в норме ч. 1 ст. 3. названного закона, существует еще немало видов государственной материальной поддержки семей с детьми, установленных как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ (субъекты РФ могут как увеличивать установленные законом размеры пособий, так и устанавливать дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми).

Прежде всего, это дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, установленные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» («закон о материнском (семейном) капитале») в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь (согласно ч. 2 ст. 1 названного Закона органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные (по отношению к установленным данным законом) меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, — система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.

Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу Закона о соцзащите граждан, подвергшихся воздействию радиации на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча» гарантии распространяется и на женщин, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие аварии.

Все названные пособия и выплаты, кроме ежемесячного пособия на ребенка и компенсационных выплат на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, финансируются за счет средств ФСС России. То есть работодатели выплачивают их в счет причитающего к уплате единого социального налога в части, зачисляемой в этот фонд.

Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет:

— средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, проходящим военную службу по контракту; лицам, проходящим службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов; женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций (за исключением ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а также в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации; женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа в Российскую Федерацию из воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации; неработающим женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территориях иностранных государств;

— средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых профессиональным образовательным организациям, образовательным организациям высшего образования, образовательным организациям дополнительного профессионального образования и научным организациям на выплату стипендий в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, — женщинам, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях;

— средств бюджетов субъектов Российской Федерации в виде пособия на ребенка;

— субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, на выплату пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях (за исключением единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Порядок финансирования указанных расходов устанавливается Правительством Российской Федерации;

— субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Расходы на доставку и пересылку государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляются из тех же источников, из которых производится выплата пособий.

Финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится в размерах, установленных законодательством Российской Федерации, определяющим финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пенсий.

Плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, не взимается.

Срок, в течение которого получатель ежемесячного пособия на ребенка обязан сообщить об изменении дохода семьи, дающего право на получение указанного пособия, не может превышать три месяца.

 

1.2  Право на получение пособий гражданам, имеющим детей

 

Согласно ст. 6 закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на пособие по беременности и родам имеют:

— женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщины из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, а также женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;

— женщины, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях;

— женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах;

— женщины, категории которых установлены настоящей статьей, при усыновлении ими ребенка (детей).

Хотя пособия предназначены для удовлетворения потребностей детей, они предоставляются не детям, а родителям либо тем, кто родителей заменяет.

Из наименования Закона от 19 мая 1995 г «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» явствует, что право на пособия закрепляется за гражданами, имеющими детей.

Субъектом права на пособие фактически выступает один из взрослых представителей семьи. Согласно нормам семейного законодательства, защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями либо лицами, их заменяющими. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей либо заменяющих их лиц и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка (п.1 ст. 56 и п. 2 ст. 60 СК РФ). Поэтому при анализе закона и его применении необходимо обращать внимание на то, за кем конкретно закреплено право на пособие и о каких детях идет речь — родных, усыновленных, находящихся под опекой (на попечении) и др., поскольку с этим связываются условия назначения и выплаты пособий.

В одних случаях пособие назначается только женщине-матери (либо женщине, усыновившей ребенка в первые месяцы его жизни), в других — субъектом права на пособие могут быть мать и отец (по их выбору), а также другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком. При отсутствии родителей либо в иных случаях, когда уходом за ребенком или его воспитанием занимаются другие граждане, пособие может предоставляться лицам, заменяющим родителей, включая усыновителей, опекунов и попечителей. Поэтому, прежде чем рассматривать право на отдельные виды пособий, целесообразно остановиться на краткой юридической характеристике граждан, которые при соответствующих обстоятельствах могут получать установленные законом пособия.

Родственные отношения, взаимные права и обязанности родителей и детей, других членов семьи устанавливаются по правилам семейного законодательства.

Основным субъектом пособий являются родители ребенка. Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в порядке, установленном законом. Материнство, т.е. происхождение ребенка от данной женщины, устанавливается органом записи актов гражданского состояния (ЗАГСом) на основании документов медицинского учреждения, в котором ребенок родился. Если роды произошли вне медицинского учреждения, происхождение ребенка от матери может быть подтверждено медицинскими документами, свидетельскими показаниями либо иными.

Отцом ребенка, родившегося в зарегистрированном браке, признается супруг матери, если не доказано иное (п. 2 ст. 48 СК РФ). При этом отметим, что в России признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

Отец и мать ребенка, состоящие в браке между собой, записываются его родителями в книге записей рождений по заявлению любого из них (п.1 ст.51 СК РФ). Отцовство супруга (а в указанных выше случаях — бывшего супруга) матери ребенка удостоверяется записью об их браке (п. 2 ст. 48 СК РФ). Если женщина заявляет, что отцом ее ребенка является не ее супруг (бывший супруг), а другое лицо, отцовство данного лица устанавливается по правилам установления отцовства в отношении детей, рожденных вне брака.

Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается подачей отцом и матерью ребенка совместного заявления в органы ЗАГСа (п. 4 ст. 48 СК РФ).

Лицами, заменяющими родителей могут быть усыновители, опекуны, попечители и т.д.

Усыновление (удочерение) несовершеннолетних — это юридический акт, в силу которого между усыновителем и ребенком устанавливаются такие же правовые отношения, какие существуют между родителями и детьми по происхождению. Усыновленные дети теряют юридическую связь с родителями (либо одним из них) и приобретают таковую с посторонними лицами — усыновителями, ничем не отличаясь по правам и обязанностям по отношению к ним от родного ребенка.

Усыновители имеют такое же право на государственные ежемесячные пособия на детей, а также пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, как и родители по происхождению. При этом возраст ребенка определяется на основании свидетельства о рождении, выданного усыновителю органами ЗАГСа.

Закон предусматривает ограничение в праве усыновителей на пособие по беременности и родам, а также на единовременное пособие при рождении ребенка. Пособия эти предоставляются (при соблюдении иных требований) лишь в случае усыновления ребенка в возрасте до трех месяцев. При этом в силу понятных причин усыновительнице выплачивается лишь часть пособия по беременности и родам за календарные дни, соответствующие послеродовому периоду. Исходя из приведенных выше норм о порядке усыновления и об охране тайны усыновления, при обращении за пособием дата рождения ребенка определяется на основании свидетельства о его рождении, предоставляемого усыновителем, без выяснения того, является ли она реальной либо изменена на основании решения об усыновлении.

Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.

Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным настоящим Кодексом, применяются положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.

Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности.

Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно.

Попечители несовершеннолетних граждан и граждан, дееспособность которых ограничена вследствие психического расстройства, оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Особо следует рассмотреть вопрос о закрепленном в семейном законодательстве праве на пособия детей, находящихся под опекой, в том числе на полном государственном попечении в воспитательных и других учреждениях для детей. Согласно п. 1 ст. 149 СК РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, имеют право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты. При применении этой нормы следует учитывать, закреплено ли право на то или иное пособие за самим ребенком, либо за родителем и лицами, их заменяющими. Как уже отмечалось, Закон от 19 мая 1995 г. закрепляет право на предусмотренные им пособия за гражданами, имеющими детей, а не за самими детьми.

Возможность выплаты таких пособий учреждениям, где воспитываются дети, т.е. не гражданам, а юридическим лицам, осуществляющим попечительские функции, не предусмотрена. Кроме того, как прямо записано в Законе от 19 мая 1995 г. (ст. 1), государственные пособия на детей не назначаются гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении. Если ребенок помещен на полное государственное обеспечение после назначения на него ежемесячного пособия, выплата этого пособия приостанавливается.

Таким образом, взамен оказания гражданам материальной поддержки в содержании детей в виде выплаты пособий на них, государство за счет собственных средств полностью финансирует их содержание в соответствующих учреждениях для детей. Поэтому у законодателя не было оснований предоставить этим детям и учреждениям право на пособие, установленное для граждан с детьми. Исходя из сказанного, если в указанных выше учреждениях дети содержатся полностью за счет государства, рассматриваемые пособия выплачиваться на них не должны. Если же государственное обеспечение в таких учреждениях является неполным, причитающиеся на детей пособия выплачивают не им самим, а родителям либо заменяющим их лицам.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. Лишь при отсутствии возможности поместить детей в семью они передаются на воспитание в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК РФ).

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями, желающими взять их на воспитание. Таковыми могут быть как супруги, так и отдельные граждане. Дети передаются в приемную семью на срок, предусмотренный договором, но не более чем до достижения ими 18 лет (п. 1 ст. 151 СК РФ). Договор о передаче ребенка на воспитание в семью должен предусматривать условия содержания, воспитания и образования детей, права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органов опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения договора (ст.152 СК РФ).

На воспитание в приемные семьи передаются дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе находящиеся в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях. Предварительный выбор ребенка для передачи в приемную семью осуществляется лицами, желающими его принять, по согласованию с органами опеки и попечительства (ст. 154 СК РФ).

Приемные родители по отношению к принятым на воспитание детям обладают правами и обязанностями опекунов (попечителей) (п. 3 ст. 153 СК РФ).

Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты (п. 4 ст. 154 СК РФ).

На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ (п. 1 ст. 155 СК РФ). Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 152 СК РФ). О порядке предоставления в 2012 году субсидии на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке законы или иные нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства по осуществлению ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, при этом размер выплаты на содержание 1 ребенка в семье опекунов (попечителей) или приемной семье составляет не менее 4000 рублей в месяц, на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, — не менее 2500 рублей в месяц.

В отличие от опекунов (попечителей), приемные родители вправе получать оплату за труд по воспитанию приемных детей. Кроме того, им должны возмещаться средства на содержание детей на уровне расходов в соответствующих детских учреждениях. Исходя из сказанного, представляется, что на приемных детей по аналогии с теми детьми, находящимися под опекой (попечительством), на которых опекуны (попечители) получают денежные средства на их содержание, ежемесячные государственные пособия выплачиваться не должны.

Таким образом, анализ первой главы позволяет сделать следующие выводы: снижение рождаемости в современной России во многом обусловлено не эффективной государственной социальной поддержкой граждан, имеющих детей. Улучшение порядка назначения и выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей, позволит частично решить и демографическую проблему.

В настоящее время законом установлены следующие виды пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Так же существуют дополнительные пособия, такие как материнский (семейный) капитал.

Хотя пособия предназначены для удовлетворения потребностей детей, они предоставляются не детям, а родителям либо тем, кто родителей заменяет. Субъектом права на пособие фактически выступает один из взрослых представителей семьи. Основным субъектом пособий являются родители ребенка. Однако, в случаях установленных законом, субъектом пособий могут выступать опекуны и попечители ребенка, его приемные родители.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2