Меню Услуги

Государственный кадастровый учет на примере автомобильной дороги в городе Рыбинске Ярославской области


Страница:   1   2


Содержание

  • Введение
  • 1.1 Общие сведения
  • 1.2 Земельный фонд города
  • 2.1 Нормативно-правовая основа ГКУ
  • 2.2 Научно-методическая основа ГКУ
  • 3.1 Кадастровые процедуры
  • 3.2 Подготовка межевого плана для постановки на ГКУ
  • 3.3 Технические и программные средства проектирования
  • Заключение
  • Список использованных источников

Введение

Почва является основным средством производства в сельском хозяйстве. Рациональное ее использование является широкой комплексной программой, которая касается всех сторон организации сельскохозяйственного производства. Разработка этой проблемы требует тщательного изучения имеющихся земельных ресурсов, обоснования системы показателей и методов объективного анализа фактического уровня использования земель и планирования его на перспективу, определения на этой основе общих направлений и разработки системы конкретных мероприятий повышения плодородия почвы, улучшения использования земель применительно к местным природно-климатическим и экономическим условиям.

Для обеспечения рационального использования земельных ресурсов технология ведения учета и регистрации земель начала развиваться в России с X века, а с 13 декабря 1968 г. ведется государственный земельный кадастр, содержащий совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель.

Для учета регистрации земельных участков (ранее учтенных и вновь созданных) необходимо наличие правовых и картографических документов, а также информации о земельном фонде, имеющие особый правовой режим использования (наличие обременений, линейные объекты и др.).

Одно из условий ведения государственного кадастра недвижимости – это правовая однозначность местонахождения земельных участков и их границ. Кадастровое деление территорий позволяет однозначно идентифицировать любой земельный участок на основе уникального кадастрового номера, выявить субъект права на данный участок, определить основные пространственные и стоимостные характеристики объектов земельно-имущественного комплекса.

Такое кадастровое деление позволяет также территориально привязать к земле иные объекты недвижимости, что создает основу для формирования государственного кадастра объектов недвижимости, а также обеспечить свободный доступ кадастровой информации об интересующих объектах недвижимости заинтересованных ведомств, организаций, юридических лиц и граждан.

Материалы государственного кадастра недвижимости широко применяются при решении многих вопросов, связанных с использованием земельных ресурсов. С помощью данных государственного кадастра недвижимости можно определить место земельных ресурсов в составе национального богатства страны, устанавливать задания по повышению продуктивности использования земельных ресурсов путем перевода земель из одной категории в другую, трансформации и улучшения угодий, мелиорации земель, давать оценку экономической эффективности планируемых мероприятий.

Составная часть государственного кадастра недвижимости – государственная регистрация земли – это запись в государственных документах установленного образца сведений о земельных участках, позволяющих однозначно закрепить их правовое положение, качественные, количественные, ценностные характеристики, географические параметры.

Государственный кадастровый учет земельных участков также является составной частью земельного кадастра. Государственный кадастровый учет – это специальная регистрация в государственном земельном кадастре объектов кадастрового учета, осуществляемых путем внесения сведений об объектах в учетные формы и удостоверения их полномочным должностным лицом. При этом объектам кадастрового учета присваиваются такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить их из числа других объектов.

Государственному земельному учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.

В данном дипломном проекте отражены сведения и порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков под автомобильной дорогой.

Повышается уровень автомобилизации. И как следствие, увеличивается нагрузка на дороги. Вопросам развития транспортной сети в целом, и автодорог в частности, уделяется пристальное внимание. Сегодня очень высока интенсивность движения на всей территории страны, поэтому ведутся работы по созданию новых автомобильных дорог и реконструкции уже существующих. Дороги расширяются, строятся транспортные развязки. И кадастровый учет земельных участков под автомобильными дорогами также важен и актуален, как и земельных участков других назначений.

Цели данного проекта — получение знаний и практических навыков в области осуществления государственного кадастрового учета земельных участков. Задачи — изучение нормативно-правовой и методической основы и особенностей государственного кадастрового учета земельных участков под автодорогами, изучение порядка и методики осуществления государственного кадастрового учета.

1.1 Общие сведения

История города Рыбинска Ярославской области своеобразна и интересна. От маленького поселения в древности (XI век), Рыболовецкой слободы в XVI – XVIII веках, большого торгового и перевалочного центра России на Верхней Волге в XIX веке, он превратился в современный промышленный город с высоким экономическим потенциалом, развитой инженерной инфраструктурой, высоким образовательным и профессиональным уровнем населения,  интересом территории для туристов.

Городской округ город Рыбинск, имеющий статус «Исторического города» и входящий в «Золотое кольцо России», занимает выгодное экономико-географическое положение в центральной части России по обеим сторонам реки Волги, вытянут вдоль которой на 22км. Город Рыбинск находится между важнейшими центрами России —  в 350 км от Москвы и 620 км от Санкт-Петербурга. Расстояние до областного центра — г.Ярославля — 82 км.

Транспортное обеспечение представлено железнодорожным, водным, автомобильным и воздушным транспортом. Железнодорожная линия направления Бологое-Рыбинск-Ярославль – звено широтной железнодорожной магистрали, связывающей Латвию и Эстонию, а также Псковскую, Новгородскую и Тверскую области с севером европейской части страны, Уралом и Сибирью. Система гидрологических сооружений (шлюзов) обеспечивает судоходство по реке Волге и связывает город Рыбинск фактически со всеми речными и морскими портами страны. Аэродром, расположенный в посёлке Староселье в 7 км от города, с которого действует авиамаршрут Рыбинск — Москва  и осуществляется  перевозка пассажиров 2 раза в неделю.

В настоящее время демографическая ситуация в Рыбинске, как и в целом по России, неблагополучная. На  01.01.2014 численность населения г. Рыбинска составила   194,8 тыс. чел.  (24 тыс. в 1897; 56 тыс. в 1926; 144 тыс. в 1939; 182 тыс. в 1959; 218 тыс. в 1970 и 240,3 тыс. в 2000 году).

Рыбинск является крупным  индустриальным центром Ярославской области и производит около 16% промышленной продукции Ярославской области.

Научно-производственный комплекс города представлен высокоразвитым многоотраслевым машиностроением, электроэнергетикой, перерабатывающими предприятиями. К основным видам выпускаемой продукции относятся: авиационные двигатели, парогазовые энергетические установки, снегоходы, корабли и суда различного назначения, дорожные катки, железобетонные конструкции, земснаряды, полиграфическое оборудование, разночастотные кабели, мебель и др. В больших масштабах осуществляется хранение и переработка зерна, производство комбикормов. Отмечена различными наградами продукция пищевой промышленности: мука, цельномолочная продукция, минеральная вода «Рыбинская» и др.

Климат территории умеренно-континентальный с теплым летом и умеренно-холодной зимой. Среднемесячная температура января -10,8°С, июля +18,0°С, абсолютный минимум – 46,0°С, максимум + 36,0°С. Продолжительность безморозного периода 135 дней, с температурой выше 10,0°С – 129 дней, выше 15,0°С – 76 дней. Среднегодовая относительная влажность 80%, относительная влажность теплого периода 74%, холодного – 86-88%. Осадки выпадают неравномерно: минимум осадков в феврале, максимум в июле. Среднегодовое количество осадков составляет 641 мм. Ветровой режим характеризуется преобладанием ветров западного, юго-западного и южного направлений.

1.2 Земельный фонд города

Анализ распределения земель города Рыбинска по видам использования земель представлен в таблице 1.

Таблица 1 — Распределение земель города Рыбинска по видам использования земель

№ п/п Состав земель Общая площадь, га

2011 г.

Общая площадь, га

2012 г.

Общая площадь, га

2013 г.

Общая площадь, га

2014 г.

% к общей площади
1 Земли жилой застройки, из них

многоэтажной

индивидуальной

1222

517

705

1280

575

705

1337

632

705

1399

661

738

13,8 %
2 Земли общественно-деловой застройки 491 497 520 540 5,3 %
3 Земли промышленности 1312 1395 1338 1339 13,2 %
4 Земли общего пользования 1403 1403 1368 1365 13,5 %
5 Земли транспорта, связи, инженерных коммуникаций 292 292 288 288 2,8 %
6 Земли сельскохозяйственного использования 955 960 953 768 7,6 %
7 Земли, занятые особо охраняемыми территориями 26 26 26 26 0,3 %
8 Земли лесничеств и лесопарков 101 101 102 102 1%
9 Земли под водными объектами 1524 1524 1524 1524 15%
10 Земли под военными и другими режимными объектами 418 416 421 422 4,2 %
11 Земли под объектами иного спец. значения 97 97 97 97 0,9 %
12 Земли, не вовлеченные в градостроительную деятельность 2301 2157 2168 2272 22,4 %
Итого земель в границах 10142 10142 10142 10142 100

Распределение земель города по формам собственности показано в таблице 2.

Таблица 2- Распределение земель города по формам собственности

№ п/п Годы Общая площадь, га В собственности граждан

га

В собственности юридических лиц

га

В государственной и муниципальной собственности
1 2010 10142 476 252 9414
2 2011 10142 507 279 9356
3 2012 10142 568 424 9150
4 2013 10142 651 593 8898
5 2014 10142 651 593 8898

Анализ таблицы 2 показывает на преобладающий объем земель находящихся в государственной, не прошедшей процедуру разграничения, собственности – 8898 га. Распоряжение этими землями является прерогативой органов местного самоуправления и необходимо, чтобы данное распоряжение проходило на основании положений Земельного и Градостроительного кодексов, базируясь на сведениях Государственного земельного кадастра, исключая нерациональное и нецелевое использование.

Распределение земель города по формам собственности характеризуется следующими показателями:

  • В собственности граждан находится 4 %
  • В собственности юридических лиц 8 %
  • В государственной и муниципальной собственности 7 %

Распределение земельного фонда города по угодьям представлено в таблице 3.

Таблица 3- Распределение земельного фонда города по угодьям

Наименование Площадь, га

2013 г.

Площадь, га

2014 г.

Изменение, га
С/х угодья 1546 1563 +17
Земли под водными объектами, включая болота 1660 1660 0
Земли застройки 3387 3421 +34
Земли под дорогами 895 895 0
Лесные земли и земли под древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в лесной фонд 433 433 0
Лесные площади 185 185 0
Прочие земли 2036 1985 -51
ИТОГО 10142 10142 0

Анализируя состояние земельного фонда города, можно сделать вывод, что рациональное использование земель Рыбинска, управление земельными ресурсами и экономический рост без современного земельного кадастра не возможно. Максимальная часть земель находится в государственной собственности, по видам использования земель большая часть – это земли, не вовлеченные в градостроительную деятельность, что в свою очередь может влиять на экономику города и страны в целом.

2.1 Нормативно-правовая основа ГКУ

Земля — не создаваемый и не потребляемый природный ресурс. Она является основным природным ресурсом, материальным условием жизни и деятельности людей, базой для размещения и развития всех отраслей народного хозяйства, главным средством производства в сельском хозяйстве и основным источником получения продовольствия. Поэтому организация рационального использования и охраны земель — важнейшее условие существования и роста благосостояния народа.

Одним из важнейших условий успешного функционирования земли в гражданском обороте является возможность получения субъектами земельных правоотношений соответствующей информации о природном, хозяйственном и правовом положении земель Российской Федерации.

Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков осуществляется Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Земельным Кодексом Российской Федерации, Федеральными Законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно главному закону страны, Конституции РФ ст.9 п.1 — земля — природный ресурс, который используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля, как и другие природные ресурсы, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст.36).

Гражданский Кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ) — кодекс федеральных законов Российской Федерации, регулирующих гражданско-правовые отношения. Гражданский кодекс имеет приоритет перед другими Федеральными Законами и иными нормативными правовыми актами в сфере гражданского права.

Земля — объект недвижимости. В ГК РФ части 1 главе 6 статье 130 описано, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение, согласно ст. 131 ГК РФ, подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (далее ЗК РФ) — нормативно-правовой акт, являющийся основным источником земельного права в России. Объектом земельных правоотношений является земля. В законодательстве земля рассматривается в нескольких аспектах:

— как природный объект (важнейшая составная часть природы);

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— как природный ресурс (запасы природных веществ, природной энергии, которые используются обществом для удовлетворения своих потребностей);

— как недвижимое имущество;

— как объект права собственности и иных прав.

Приобретение прав на земельные участки, совершение сделок с ними и государственная регистрация возможны только после государственного кадастрового учета земельных участков.

В соответствии со ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в Земельном кодексе Российской Федерации слова «государственный земельный кадастр» исключены. Статья 70 ЗК РФ «Государственный земельный кадастр» изменена на «Государственный кадастровый учет земельных участков», поскольку без кадастрового учета земельный участок не признается объектом недвижимости.

Объект дипломного проекта относится к категории земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

В статье 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, Федеральными Законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства могут предоставляться земельные участки для:

1) Размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений;

2) Размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств;

3) Установления полос отвода автомобильных дорог.

Земельные участки на полосах отвода автомобильных дорог в пределах земель автомобильного транспорта могут передаваться в установленном порядке в аренду гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы. Порядок установления и использования придорожных полос и полос отвода федеральных автомобильных дорог определяется Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ » О государственном кадастре недвижимости» (далее ФЗ «О ГКН») регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (согласно ст.1 ФЗ «О ГКН»).

Результатом кадастровых работ служит межевой план, который является основанием для постановки земельных участков на кадастровый учет и регистрации прав на них.

В исследуемом федеральном законе кадастровому учету посвящена 3 глава, которая так и называется — «Кадастровый учет».

В соответствии с рассматриваемым законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

Исходя из статьи 16 ФЗ «О ГКН», кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 — 21 части 2 статьи 7 данного закона сведений об объекте недвижимости. Кадастровый учет осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов. С заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены, например, следующие документы:

— документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за осуществление кадастрового учета, или копия документа, подтверждающего в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах наличие оснований для освобождения от уплаты указанной пошлины (при постановке на учет объекта недвижимости);

— межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке;

— документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

— копия документа, подтверждающего в соответствии с Федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель;

— копия документа, подтверждающего в соответствии с Федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка. Четкий, закрытый перечень необходимых документов, которые должны предоставляться для осуществления кадастрового учета земельных участков, регламентирован положением, согласно которому орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя предоставления документов, не установленных настоящим Федеральным законом (по ст.22).

Постановка на учет земельного участка, учет изменений земельного участка (в том числе ранее учтенного земельного участка, в сведениях о местоположении границы которого была выявлена ошибка) осуществляются в случае принятия органом кадастрового учета соответственно решения о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка (об учете изменений земельного участка) и решения об уточнении местоположения границы ранее учтенного земельного участка. В случае принятия соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета, орган кадастрового учета обязан выдать заявителю или его представителю лично под расписку документ, подтверждающий принятие решения, — кадастровый паспорт объекта недвижимости или кадастровую выписку об объекте недвижимости.

В части 10 статьи 25 ФЗ «О ГКН» определено, что особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и т.п.) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

А также по Федеральному закону от 17.07.2009 N 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» особенности осуществления кадастрового учета автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а также земельных участков, предназначенных для размещения таких автомобильных дорог, могут быть установлены Федеральным законом.

Орган кадастрового учета может принять решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в случае, если, например:

— одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости);

— не представлены необходимые для кадастрового учета документы.

В Федеральном законе от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливаются единые правовые основы деятельности, связанной с проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом, содержанием и использованием федеральных автомобильных дорог, автомобильных дорог субъектов РФ, муниципальных и частных автомобильных дорог, а также управления ими. Так, Федеральный закон закладывает основы классификации автомобильных дорог в РФ, определяет компетенцию органов власти в области дорожного хозяйства, упорядочивает систему прав и обязанностей организаций и граждан, использующих автомобильные дороги, участвующих в их эксплуатации или развитии, в том числе на платной основе с привлечением частных инвестиций. На законодательном уровне определяются основные понятия в области дорожного хозяйства, такие как: автомобильная дорога, автомобильная дорога общего и необщего пользования, владельцы автомобильных дорог, дорожные сооружения, пользователи автомобильных дорог, полосы отвода, придорожные полосы, объекты дорожного сервиса.

Согласно статье 3 изучаемого закона, автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Полоса отвода автомобильной дороги — земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

Придорожные полосы автомобильной дороги — территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Статья 5 рассматривает классификацию автомобильных дорог. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) Автомобильные дороги федерального значения;

2) Автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) Автомобильные дороги местного значения;

4) Частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

По статье 6 автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования, соединяющие населенные пункты в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

К собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 8 автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения должны иметь наименования и идентификационные номера.

Наименования присваиваются автомобильным дорогам федерального и регионального или межмуниципального значения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Автомобильные дороги общего пользования местного значения могут иметь наименования, которые им присваиваются соответствующим органом местного самоуправления по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. Наименование автомобильной дороги, соединяющей населенные пункты, как правило, должно состоять из наименований соединяемых этой автомобильной дорогой населенных пунктов. В наименовании автомобильной дороги допускается указывать наименования населенных пунктов, расположенных вблизи автомобильной дороги, наименования географических или иных объектов, наименования исторических событий, а также допускается устанавливать наименование автомобильной дороги с учетом национальных традиций и особенностей соответствующих местностей.

Идентификационные номера присваиваются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения. Присвоение автомобильным дорогам идентификационных номеров осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Для постановки на кадастровый учет линейного объекта необходимо сформировать земельный участок, занимаемый им, с учетом технических и охранных зон. В общем случае для этого необходимо провести ряд типовых процедур:

  1. Подготовительный этап — сбор информации по объекту;
  2. Кадастровая съемка земельного участка;
  3. Определение технических и охранных зон в соответствии со СниП;
  4. Формирование границ земельного участка под линейным объектом;
  5. Подготовка межевого плана в связи с образованием (уточнением) земельного участка.

В результате работ по постановке на кадастровый учет линейного объекта заказчик получает на руки кадастровый паспорт земельного участка.

Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. N 660 «Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам» устанавливает правила кадастрового деления территории РФ в целях присвоения земельным участкам кадастровых номеров. А также данное постановление определяет порядок и правила присвоения и учета кадастровых номеров.

Кадастровый номер земельного участка состоит из кадастрового номера кадастрового квартала и номера земельного участка в этом квартале. Кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

2.2 Научно-методическая основа ГКУ

Приказ Министерства экономического развития РФ от 4 февраля 2010 г. № 42 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости» устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел.

Порядок ведения ГКН состоит из следующих глав:

  1. Общие положения
  2. Структура и состав кадастровых сведений Реестра объектов недвижимости

III. Общие правила внесения сведений в Реестр

  1. Внесение в Реестр сведений о земельных участках
  2. Внесение в Реестр сведений о зданиях
  3. Внесение в Реестр сведений о сооружениях

VII. Внесение в Реестр сведений об объектах незавершенного строительства

VIII. Внесение в Реестр сведений о помещениях

  1. Структура, состав и правила ведения кадастровых дел

Порядок ведения ГКН не определяет правила воспроизведения кадастровых сведений на кадастровых картах.Порядок ведения ГКН не применяется в отношении сооружений (линейных и тому подобных), расположенных на территории более чем одного кадастрового округа.

По пункту 4 при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры:

1) внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

2) постановка на государственный кадастровый учет;

3) учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет части объекта недвижимости и учет адреса правообладателя объекта недвижимости);

4) снятие с кадастрового учета объекта недвижимости;

5) внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН (статья 15 ФЗ «О ГКН»);

6) исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.

По пункту 18 выполнение кадастровых процедур, указанных выше, сопровождается принятием решения:

1) о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

2) о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости;

3) об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, а также об учете адреса правообладателя);

4) о снятии с учета объекта недвижимости;

5) о внесении кадастровых сведений в ГКН в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия;

6) об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.

Указанное решение, принимаемое уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета, подготавливается с использованием специального бланка, оформленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, подписывается данным должностным лицом и регистрируется в регистрационно-контрольной форме. Подлинник решения

помещается в соответствующее кадастровое дело (номенклатурное дело).

Если в результате преобразования объекта недвижимости образуется несколько объектов недвижимости или представленные в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документы свидетельствуют об изменении сведений в отношении нескольких объектов недвижимости, решение оформляется в виде одного документа.

При выполнении кадастровых процедур, связанных с постановкой на кадастровый учет, учетом изменений, снятием с кадастрового учета объекта недвижимости, принимается решение:

1) о приостановлении осуществления кадастрового учета;

2) об отказе в осуществлении кадастрового учета.

При выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, внесением кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия, принимается решение об отказе во внесении соответствующих сведений.

При выполнении кадастровых процедур, связанных с исправлением технической ошибки в кадастровых сведениях на основании заявления заинтересованного в исправлении такой ошибки лица, принимается решение об отказе в исправлении технической ошибки.

В пункте 23 сказано, что решение о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости или о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости принимается на основании заявления и необходимых для кадастрового учета документов. Заявление о кадастровом учете, представленное в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично, регистрируется в день обращения в орган кадастрового учета в книге учета заявлений с указанием времени его получения с точностью до минуты (по местному времени), после чего специалистом органа кадастрового учета, уполномоченным на прием заявлений, на заявлении проставляется отметка о его регистрации.

В пункте 53 Порядка утверждается, что в отношении образованных объектов недвижимости «временный» статус кадастровых сведений изменяется на «учтенный», а в отношении преобразуемых объектов недвижимости — на «архивный», в случае поступления в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов о зарегистрированных вещных правах на все образованные объекты недвижимости. Исключением из данного правила является образование земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности до ее разграничения. В таком случае основанием для изменения статуса кадастровых сведений является поступление документов о зарегистрированных вещных правах хотя бы на один из образованных земельных участков. В отношении частей объектов недвижимости «временный» статус кадастровых сведений изменяется на «учтенный», а «учтенный» — на «архивный» при поступлении в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов, соответственно, о зарегистрированных ограничениях (обременениях) вещных прав либо документов о регистрации прекращения ограничений (обременении) прав и отсутствии сведений о том, что на данную часть не зарегистрировано другое ограничение (обременение) права. «Временный» статус кадастровых сведений изменяется на «аннулированный» в случае:

— истечения срока действия «временного» статуса сведений ГКН и непоступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничений (обременении) прав на него;

— представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости заявления о снятии с кадастрового учета объекта

недвижимости, сведения ГКН о котором имеют «временный» статус;

— представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости или лицом, в пользу которого установлено ограничение (обременение) права, заявления о снятии с кадастрового учета части объекта недвижимости, сведения ГКН о которой имеют «временный» статус.

По пункту 63 рассматриваемого порядка ведения ГКН в Реестр вносятся следующие общие сведения о земельном участке:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок);

2) кадастровый номер и дата внесения кадастрового номера в ГКН;

3) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый или условный номер), если такой номер был присвоен;

4) кадастровый номер (номера) земельного участка (земельных участков), в результате раздела, объединения или перераспределения которого (которых) был образован существующий земельный участок, либо кадастровый номер земельного участка, в результате выдела в счет доли в праве общей долевой собственности из которого был образован существующий земельный участок;

5) кадастровые номера земельных участков, образуемых из существующего земельного участка;

6) адрес земельного участка или при отсутствии такого адреса — описание местоположения;

7) категория земель, к которой отнесен земельный участок;

8) разрешенное использование земельного участка;

9) площадь в квадратных метрах с округлением до 1 квадратного метра с указанием погрешности вычисления и другие.

Согласно пункту 64 в Реестр вносятся следующие сведения о местоположении границы земельного участка:

1) список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы земельного участка в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения, система координат);

2) кадастровые номера смежных земельных участков;

3) дополнительные сведения, уточняющие описание отдельных частей границы земельного участка (наименования природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения, в том числе линейных объектов, если местоположение отдельных частей границы земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов).

Из редакции А.А. Варламова, С.А. Гальченко — учебное пособие «Научные основы земельного кадастра» — технология ведения учета и регистрации земель развивалась в России начиная с Х века, но внедрять современную ее форму в стране начали с 2000 г. Для учета регистрации земельных участков (ранее учтенных и вновь созданных) необходимо наличие правовых и картографических документов, а также информации о земельном фонде, имеющем особый правовой режим использования (наличие обременений, линейные объекты промышленности, транспорта и связи, памятники истории и культуры и др.)

Одно из условий ведения государственного земельного кадастра — правовая однозначность местонахождения земельных участков и их границ. Кадастровое деление территории страны, ее регионов и муниципальных образований, включая поселения, позволяет однозначно идентифицировать любой земельный участок на территории страны на основе уникального кадастрового номера, выявить субъект права (включая их ограничения) на данный участок, определить основные пространственные и стоимостные характеристики объектов земельно-имущественного комплекса.

Такое кадастровое деление позволяет также территориально привязать к земле иные объекты недвижимости (здания, сооружения, дороги, лесные и водные объекты и др.), что создает основу для формирования государственного кадастра объектов недвижимости, а также обеспечить свободный доступ кадастровой информации об интересующих объектах недвижимости заинтересованных ведомств, организаций, юридических лиц и граждан.

Государственный кадастровый учет и регистрация земель на основе автоматизации и применения современных технологий на различных административно-территориальных уровнях позволят снизить капитальные затраты и ежегодные издержки, увеличить налогооблагаемую базу, ускорить подготовку и выдачу правоустанавливающих и отчетных документов, организовать эффективную работу с потребителями кадастровой информации, в том числе и по принципу «одного окна»

В учебнике «Теоретические основы государственного земельного кадастра» А.А.Варламова (том 1) указано, что как единая информационная система земельный кадастр включает три структурных блока действий для каждого земельного участка отдельно: формирование кадастрового дела, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.

Государственный кадастровый учет земельных участков — составная часть земельного кадастра и является вторым структурным блоком современного государственного земельного кадастра, который осуществляют посредством внесения необходимой и достаточной (предварительно формализованной) информации в государственную кадастровую книгу. Содержание учета земель изменилось с принятием федерального закона «О государственном земельном кадастре». Если ранее учет земель представлял собой установление количества и качества земель путем определения площадей видов и подвидов земельных угодий, категорий земель на уровнях землевладение, землепользование — административный район (город) — субъект РФ — Федерация, то теперь учет земельных участков представлял собой процесс регистрации земельных участков и территориальных зон с внесением записей в Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ). Поэтому существуют отдельно государственный кадастровый учет земельных участков как регистрационное действие в рамках государственного земельного кадастра и отдельно учет количества и качества земель, осуществляемый в рамках земельной информационной системы.

Необходимость в получении достоверной оценочной стоимости по каждому из более чем 100 млн. земельных участков в России испытывают как государственные и муниципальные органы при управлении земельными ресурсами, осуществлении политики приватизации и налогообложения, так и частные субъекты земельного права при совершении различного рода земельных сделок.

Процедура государственного земельного кадастрового учета земельного участка включает: проверку полноты и правильности формирования кадастрового дела земельного участка; присвоение ему уникального кадастрового номера, нанесение границ земельного участка на дежурный кадастровый план, занесение сведений о земельном участке в государственную кадастровую книгу; заполнение специальной регистрационной карты земельного участка, которую передают в службу государственной регистрации прав на земельный участок (вместе с кадастровым делом) для регистрации прав.


Страница:   1   2