Меню Услуги

Государство Израиль в мировой политике после второй мировой войны


Страница:   1   2


Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1.1 Причины образования государства Израиль
  • 1.2 Процесс образования государства Израиль
  • 2.1 Динамика взаимоотношении США и Израиля
  • 2.2 Деятельность государства Израиль по урегулированию отношении с Палестиной
  • 2.3 Внешнеполитические приоритеты Израиля на современном этапе
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

С момента создания 14 мая 1948 года Государство Израиль не прекращает оставаться неординарным и даже интригующим государственно-правовым образованием. Для некоторых появление этого государства на Ближнем Востоке представляется исторической несправедливостью, для других факт его существования варьирует — от безмерного обожания до полного отрицания. Как бы то ни было, изучение этого государства представляет несомненный научный и практический интерес.

Израиль (официальное название — Государство Израиль) расположен на юго-западе Азии, в восточном Средиземноморье. Граничит с Египтом, Иорданией, Сирией и Ливаном. Израиль как независимое еврейское государство появился 14 мая 1948 на части подмандатной территории Палестины. Столица и резиденция правительства — Иерусалим, посольства многих стран, не признающих Иерусалим столицей Израиля, находятся в Тель-Авиве.

Израиль — небольшая страна, сухопутные границы которой частенько менялись со времени провозглашения независимости. Первоначально они были определены резолюцией ООН от 29 ноября 1947 года об отмене английского мандата на Палестину и о создании на ее территории двух независимых государств — еврейского и арабского, с сохранением международного статуса Иерусалима. После арабо-израильской войны 1948-1949 годов, в соответствии с условиями перемирия между Израилем и каждым из его соседей (Египтом, Трансиорданией, Сирией и Ливаном), возникли новые границы, которые сохранялись вплоть до «Шестидневной» войны 1967 года. В их пределах площадь Израиля составляет около 20,7 тыс. кв. км, при протяженности с севера на юг 470 км и максимальной ширине 135 км. На севере страна граничит с Ливаном, на северо-востоке — с Сирией, на востоке — с Иорданией, на юго-западе — с Египтом, на западе омывается Средиземным морем, на востоке — Мертвым морем.

В 1948 году, ко времени провозглашения независимости, на территории Израиля проживали 806 тыс. человек, включая 650 тыс. евреев и 156 тыс. лиц других национальностей. В середине 1998 население страны достигло 6,1 млн. человек, из которых 81% были евреи и 17% арабы.

Тема дипломной работы — Государство Израиль в мировой политике после второй мировой войны.

Актуальность темы обусловлена особой ролью государства Израиль в мировой истории.

Предмет исследования – государство Израиль.

Объект исследования — государство Израиль в мировой политике после второй мировой войны.

Цель – изучить положения государства Израиль в мировой политике после второй мировой войны.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть образование государства Израиль: причины и процесс;
  2. Проанализировать внешнюю политику государства Израиль: определить динамика взаимоотношении США и Израиля; рассмотреть деятельность государства Израиль по урегулированию отношении с Палестиной; выявить внешнеполитические приоритеты Израиля на современном этапе.

Работы, где дается возможность проследить всю совокупность общественных и политических процессов, которые оказали заметное влияние на развитие мирного процесса, написаны Гаршениной Е.Л., Егориным А.З.,Лэнгфордом С.В., Сатановским Е.Я., Хаустовым Н.В.

Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще– и частно-научные, а также специальные методы познания. Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, прогнозирования, наблюдения и сравнения. В качестве частно-научного метода выступил конкретно-социологический.

1.1 Причины образования государства Израиль

В январе 1947 года англичане выступили с новой инициативой и предложили разделить Палестину на четыре части, чтобы еврейский автономный округ занимал 16 процентов территории страны, арабский – 40 процентов, а остальные земли оставались под контролем британской администрации. Предполагалось, что в первые два года еврейский округ примет до 100 000 репатриантов, а затем въезд станет возможным лишь в пределах его «экономической вместимости». И еще одно, немаловажное обстоятельство: через пять лет англичане собирались создать объединенное арабо-еврейское государство, – но их план отвергли и евреи, и арабы.

Это были годы тяжелейшего экономического кризиса Великобритании, истощившей свои ресурсы в годы Второй мировой войны. В стране не хватало продовольствия, из-за недостачи топлива останавливались заводы, количество безработных приближалось к двум миллионам человек. Великобритания была не в состоянии преодолеть разногласия между евреями и арабами‚ а потому передала этот вопрос на рассмотрение Организации Объединенных Наций. Англичане собирались уходить из Палестины, и наступал решающий момент – быть или не быть еврейскому государству.

Весной 1947 года выяснилось, что позиции США, некоторых стран Европы и Латинской Америки благоприятны для евреев Эрец Исраэль. Но самое удивительное – изменилась политика Советского Союза, непримиримого противника сионизма. Сталин решил поддержать евреев.

Комиссия ООН, изучающая вопрос раздела Палестины, опубликовала отчет в конце августа 1947 года, предложив разделить Палестину на два государства‚ еврейское и арабское‚ и выделить интернациональную зону – Иерусалим и его окрестности. В ноябре 1947 года предложение о разделе поступило на рассмотрение ООН.

Мало кто предполагал перед голосованием‚ что удастся получить необходимые две трети голосов. Англичане желали сохранить влияние на Ближнем Востоке; они были против раздела Палестины‚ а потому оказывали давление на европейские страны.  Раздел Палестины поддерживал президент Г. Трумэн‚ и американцы, в свою очередь, оказывали давление на колеблющихся.  29 ноября 1947 года на заседании ООН шли бурные прения. 33 страны проголосовали за раздел Палестины к западу от реки Иордан и образование на ее территории двух государств – еврейского и арабского. 13 стран проголосовали против, десять – воздержались, представитель одного государства отсутствовал.  Необходимые две трети голосов были набраны. Очевидец вспоминал: «Такого большинства не ожидали даже самые оптимистичные среди нас. Громовые аплодисменты и крики: «Да здравствует Еврейское государство!» сотрясли зал. Незнакомые люди обнимались».

Согласно решению ООН в территорию арабского государства входила большая часть Эрец Исраэль. Территория, отведенная еврейскому государству‚ составляла три отдельных района‚ соединявшихся друг с другом крохотными перемычками. Несмотря на небольшие размеры будущего государства‚ евреи приняли план раздела Палестины‚ но арабские страны не признали это решение Организации Объединенных Наций. Д. Бен-Гурион вспоминал тот вечер после голосования: «Толпы людей плясали на улицах. Я не мог плясать. Я знал, что предстоит война‚ и мы потеряем лучших наших бойцов».

Несмотря на то, что надежда на возрождение Израиля на земле древнего государства многие столетия жила в умах еврейского народа, его возникновение в середине 20-го века явилось результатом ряда как случайных, так и закономерных политических событий. К числу причин, оказавших решающее влияние на это можно отнести следующие.

  1. Внутренние причины.

1.1. Появление среди еврейских колонистов волевых и способных  руководителей, которые вопреки трудностям смогли организовать деятельность и оборону  еврейских поселений.

1.2. Постоянные преследования евреев в христианских и мусульманских странах, обеспечившие широкую поддержку евреями идей сионизма..

1.3. Стремление руководства многих европейских стран  избавиться от евреев, как от источника напряжённости.

1.4. Появление среди евреев диаспоры многочисленных решительных сторонников сионизма, видящих единственный путь для гарантированного существования своего народа в создании собственного государства.

1.5. Существование среди евреев состоятельных слоёв населения, способных материально поддержать эту идею.

1.6. Религиозная традиция народа, проявившаяся в поддержке созданного государства подавляющим большинством евреев всего мира, как воплощение многовековой мечты еврейского народа.

  1. Внешние причины.

2.1. Трагедия Холокоста, потрясшая умы и совесть всего цивилизованного мира. Результатом этого оказалось единодушие враждующих блоков государств при голосовании в ООН вопроса о создании на территории Палестины еврейского государства.

2.2. Отсутствие какой-либо реальной власти и сформировавшейся национальной общности на территории Палестины. В течение многих веков эта страна была отсталой областью Турецкой империи, с малой плотностью населения, и неблагоприятными природными условиями.

2.3. Благосклонное отношение правящей элиты Великобритании после поражения Турецкой империи к поселению евреев на Святой земле.

2.4. Активная борьба за право переселения в Палестину десятков тысяч евреев, выживших в Европе и находящихся в лагерях для перемещённых лиц, и поддержка этой борьбы со стороны американского конгресса и президента Трумена.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

2.5. Послевоенное политическое соперничество между западным и восточным блоками государств, выразившееся в разрешении на поставку оружия советским блоком в нарушении эмбарго, наложенного правительством США на поставку оружия странам Ближнего Востока, в решающий момент борьбы Израиля за независимость.

2.6. Кризис Британской колониальной империи после Второй мировой войны и усиление влияния США на ход мировых событий..

Стоит отметить, что с самого начала возникновения еврейских поселений на землях, приобретённых Еврейскими благотворительными фондами существовала вражда между поселенцами и местным арабским населением этой области, периодически переходящая в погромы и террор. Провозглашение еврейского государства до прихода Мессии не соответствовало еврейской религиозной доктрине. Основатели движения политического сионизма ставили перед собой задачу создания еврейского государства убежища в любом районе мира. Однако, примкнувшие к сионизму российские религиозные деятели настояли на том, чтобы еврейское государство было основано именно в Палестине. Некоторые еврейские ортодоксальные общины до сих пор не признают государства Израиль, ожидая прихода Мессии. Мусульманский мир всегда поддерживал арабов Палестины, но благодаря своей отсталости, зависимости части арабской верхушки от стран запада и внутренним амбициям многие арабские руководители воздерживались от активного вмешательства в дела этой области. Значительные надежды возлагала арабская верхушка и на Гитлера, чьи войска в 1942 г. приближались к этому району как с востока через Кавказ, так и с запада через Египет. Разгром фашизма рассеял эти надежды.

1.2 Процесс образования государства Израиль

После окончания Второй мировой войны начался распад Британской империи и усиление роли США. Однако сознание британских правителей примирялось с этим с большим трудом. Бедственное положение в самой Великобритании, неспособность её вооружённых сил держать под контролем огромные пространства империи, национальные и антиколониальные движения и агрессивная политика Советского Союза, опиравшаяся на рост влияния коммунистов в третьем мире — всё это ставило перед британским правительством  непреодолимые трудности. Метрополия уже была не в состоянии управлять империей. В первую очередь английские войска было решено вывести из Индии, Палестины и Греции. Еврейские лидеры отлично понимали, что это редчайшая возможность создания государства. В Европе после разгрома фашизма свыше сотни тысяч евреев томились в лагерях, в самой Палестине шла постоянная партизанская война  с арабскими террористами, грозившая перерасти во второй Холокост. Британские войска, пытаясь поддерживать порядок, сталкивались то с евреями, то с арабами.

В 1946 г. президент Трумен под давлением американской еврейской общественности послал личного представителя в лагеря беженцев Германии и Австрии. Получив его доклад, президент направил письмо главе британского правительства, предлагая ему впустить в Палестину 100 000 эмигрантов-евреев. Мнения в британском правительстве разделились. Часть его во главе с министром иностранных дел Бевином была против ухода с Ближнего Востока, мотивируя это экономическими интересами. Его поддерживали и военные руководители. Нерешительность англичан раздражала евреев. Беженцев из европейских лагерей для перемещённых лиц в Эрец Израиль приходилось переправлять тайно с величайшими трудностями и даже жертвами.

Руководители Ишува (так называлась еврейская часть Палестины) видели в это время свою главную цель в политической борьбе за создание еврейского государства в органах ООН. Они боролись против англичан, за права еврейских беженцев Европы переселиться в Палестину. Угрозой со стороны арабов многие в то время пренебрегали. Они считали, что после решения ООН арабы будут вынуждены согласиться с реальностью. Только Бен-Гурион учитывал это и стремился наладить военное обучение и снабжение еврейских оборонительных сил вооружением.

Однако настроение арабов, созданное годами антиеврейской пропаганды, было иным. Они готовились к уничтожению еврейских поселений в Палестине. 13 октября 1947 г. СССР вдруг объявил о поддержке создания еврейского государства. На деле это означало и поддержку остальных государств советского блока. Многим казалось, что поддержка сверхдержав — гарантия от вступления в войну арабских государств. Бен-Гурион оказался более дальновидным. Он писал: «Сегодня против нас действуют банды, и эти банды в любой момент могут превратиться в инструмент террора в руках политического руководства муфтия. Однако впереди у нас куда более значительная и грозная опасность. Надо считаться с возможностью открытых или скрытых враждебных действий со стороны войск арабских государств.»

Вот как описывает настроение в Лиге арабских государств представитель Ирака Джамали: « Ирак проявил заботу о Палестине более всякой другой арабской страны. За ним следовали Сирия и Ливан…. Египет ещё не был убеждён , что он должен проявить больше энергии и ограничился моральной поддержкой. Позиция Саудовской Аравии неоспоримо показала, как мало правды в заявлении будто король Ибн Сауд и его семья готовы принести себя в жертву ради дела арабов Палестины. Трансиордания и Йемен проявили пламенные симпатии к позиции Ирака, но они были слишком бедны, чтобы оказать помощь в какой-либо конкретной форме.» Любопытно, что близкую к этому ситуацию можно наблюдать и сейчас, спустя пол столетия после этих событий.

Израилю удалось внести раскол в ряды членов Арабской лиги, использовав интересы короля Трансиодании Абдаллы.  Большая заслуга в этом принадлежит Голде Меир, с риском для жизни встретившейся тайно с королём. Однако перед решающим заседанием Генеральной Ассамблеи ООН представитель Арабской лиги решительно предупредил, что «любая попытка противодействовать решениям её встретит решительный отпор со стороны арабов… Пусть никто не сомневается, что арабы будут драться за Палестину, если их вынудят к этому,» — заявил он.

Военная организация Хагана была создана в двадцатые годы для защиты еврейского Ишува. Она была нелегальной, обучение производилось тайно, вооружена она была исключительно стрелковым оружием. Душой военного руководства Хаганы во времена создания еврейского государства был Бен-Гурион. Его помощником был Леви Эшкол. Начальником командования Хаганы был Израиль Галили. При нём имелся штаб во главе которого стоял Яаков Дори. Начальником оперативного отдела был Игаэл Ядин. Цви Аялон был заместителем начальника штаба, Йосеф Авидар начальником сектора снабжения, Моше Цадок возглавлял сектор кадров. Игал Алон стал во главе отборных ударных частей — Пальмах. В состав штаба входили ещё многие представители разных политических партий и профсоюзов.

Главной задачей в то время было вооружение Хаганы, а это упиралось в финансовые возможности. Закупкой оружия занимались Меридор, Ибраль, Арази и Сахаров. В начале своего существования Хагана не представляла собой реальной военной силы, хотя в чисто пропагандистских целях и распространялось о ней такое мнение. Реальной силой был Пальмах, насчитывающий 2100 бойцов и ещё около тысячи резервистов (юношей и девушек). Превращение Хаганы в военную организацию, а впоследствии и в регулярную армию — заслуга Бен-Гуриона. Следуя этому пути он направлял своих эмиссаров в Европу и Америку для закупки вооружения. Под его руководством проводилось обучение бойцов. Оружие времён Второй мировой войны приобреталось по крайне дешёвым ценам. В день провозглашения независимости военные формирования Израиля имели: автоматов 10 тысяч, винтовок 22 тысячи, пулемётов — 1300, миномётов — 900, орудий — 25. Часть оружия изготавливалась кустарным способом в Израиле.

29 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о разделе Палестины.

Карта Палестины до и после войны Израиля за независимость представлена в Приложении 1.

Уже 30 ноября 1947 г. было совершено первое нападение на еврейский автобус близ Лода. Это было началом тайной войны, которая продолжалась до самого дня провозглашения государства Израиль 15 мая 1948 г. В это время отдельные боевые операции проводились Хаганой и против английских войск. Во время первого периода Хагана была ещё нелегальной организацией, в которую автоматически зачислялись все члены киббуцев и мошавов, включая женщин и подростков старше 14 лет. До ухода из Палестины англичане категорически отказывались соглашаться на создание местной милиции в районах, отведённых евреям.

Вооружение отрядов Хаганы состояло из устаревшего оружия, остававшегося в Европе и на Ближнем Востоке после Второй мировой войны. Впоследствии много оружия было закуплено в Чехословакии, подчас по подложным документам, и её власти делали вид, что не замечают этого. Численно это выразилось в следующих цифрах: винтовок — 25 тысяч, пулемётов — 5 тысяч, самолётов — 25, некоторое количество боеприпасов. Переправка оружия тоже производилась тайно. Однако на вооружении Хаганы не было ни одного тяжёлого пулемёта, ни одной пушки, ни бронированных машин, ни противотанкового, ни зенитного оружия.  «Воздушные силы» состояли из нескольких лёгких устаревших самолётов. Самой боеспособной частью был Пальмах, в числе командиров которого были прославившиеся впоследствии Моше Даян и Игал Алон.

В ответ на вооружённые нападения арабов Хагана объявила мобилизацию, которая проходила поэтапно до 26 января 1948 г., когда была объявлена всеобщая мобилизация. Действия арабских террористических групп обычно сводились к нападениям с применением стрелкового оружия и к взрывам. Они вызывали акты возмездия отколовшихся от Пальмаха экстремистских еврейских организаций Эцель и Лехи.

Среди противников Хаганы значительную силу представляла Арабская армия спасения (ААС) под командованием опытного офицера ливанца Фавзи эль — Каукаджи. Он сражался против англичан в Ираке и в 1941 г. бежал в Германию, где и обосновался в качестве гостя нацистов. Военную подготовку бойцы этой армии проходили в Сирии. Конец 1947 г. ознаменовался многочисленными вылазками ААС и ответными операциями Хаганы. Тактика Хаганы сводилась к тому, чтобы дать почувствовать арабам, что за каждый теракт следует неотвратимое возмездие.

В самом начале 1948 г. арабские силы начали нападать на израильские киббуцы через границу с Сирией. Однако ААС ещё не вовлекалась в активные действия, боясь реакции англичан. После нескольких атак англичане заявили протест, но уклонялись от активных военных мер. Через некоторое время подразделения ААС пересекли границу и вступили в Эрец Израэль. Британские власти игнорировали этот шаг. Батальон ААС атаковал еврейское поселение Тират-Цевив Галилее, но не добился успеха. Несмотря на жестокое поражение, которое, впрочем, как обычно арабская пропаганда превозносила как победу, проникновение арабских добровольческих формирований на территорию еврейских поселений продолжалось.

В результате этих действий образовалось 3 фронта арабских атак: Северный фронт под командованием Каукаджи, насчитывающий около 7000 бойцов, Центральный фронт под командованием эль — Хусейни и Сальма, насчитывающий около 5000 бойцов, Южный фронт, среди руководителей которого были эль — Африки, Минави, Амин. В состав арабских отрядов входили добровольцы из известной египетской ультраортодоксальной банды мусульманских братьев. Точное число этих формирований неизвестно.

Трудность положения Ишува заключалась в том, что еврейские поселения были разбросаны по всей территории Палестины вперемешку с арабскими.

В состав Хаганы входили шесть полевых бригад и три бригады Пальмаха. В ходе войны были созданы ещё две танковые бригады. Общее соотношение сил на 15 мая 1948 г. было — израильтян — 19 000, арабов — 25 000. Арабские силы имели преимущество в численности вооружения, а еврейские в организованности и выучке.

В первые месяцы 1948 г. силы Хаганы должны были действовать с оглядкой на англичан. До последнего времени не было уверенности в том, что англичане действительно покинут Палестину. Хагана была вынуждена находится в подполье, в то время как части ААС формировались и действовали открыто с территорий соседних арабских государств. Это вызывало недовольство англичан, но заметной их реакции не было. Один из рейдов ААС на селение Кфар Цолд в Галилее был отбит британскими силами.

Израильтянами был разработан «План далед»  Его главной целью было овладение ключевыми стратегически выгодными пунктами, господствующими над основными направлениями возможных действий арабов. В последние месяцы перед уходом англичан арабы провели ряд успешных атак против еврейских транспортов. Особенно это касалось транспортов, доставлявших грузы в Иерусалим.  Перед самым уходом англичан еврейские отряды перешли в наступление и пробили дорогу в Иерусалим. Продолжались и тяжелые бои с ААС. Однако инициатива уже начала переходить в руки евреев.

В это время произошло событие, до сих пор являющееся пятном в истории освободительной борьбы еврейского народа. Террористические организации Иргун Цвай и Штерн, отколовшиеся от Хаганы, устроили резню в арабской деревне Дер Яссин. Погибли 254 мирных жителя. Большинство евреев было потрясено этой бессмысленной выходкой, принёсшей большой вред делу сионизма. В наше время демократические силы Израиля осудили этот акт и принесли извинения народу Палестины.

Главной целью противоборствующих сторон был захват военных баз и постов, которые покидали английские войска. Одной из главных операций было сражение за Хайфу. В ночной атаке с разных сторон 22 апреля 1948 г. Хайфа была почти взята отрядами Хаганы. К утру англичане организовали переговоры между арабами и евреями. В это время арабское население получило указание уйти из города несмотря на обещание руководства Хаганы обеспечить его безопасность. Это явилось началом «проблемы беженцев», оставшейся нерешённой до настоящего времени. Хайфу покинуло 70 000 арабов. И до этого арабы покидали город из-за слухов о возможных бомбардировках арабской авиации.

14 апреля 1948 г. Бен Гурион провозгласил независимость государства Израиль. К этому времени стороны уже в значительной мере подготовили свои силы. Население Ишува насчитывало 650 000 человек. Почти все способные носить оружие были мобилизованы. Они образовали главную военную силу страны, состоящую из 45 000 человек (мужчин, женщин и подростков), около 2000 составляла еврейская полиция. Командовал Хаганой Израиль Галили. Ударной силой Хаганы были 4 батальона Пальмах, насчитывающие 2000 бойцов и в резерве ещё 1000. Номинально подчинялись руководству Хаганы и правые военные формирования Иргун Цвай Леуми и Штерн, насчитывающие вместе около 4000 бойцов. Вся эта армия была вооружена устаревшим оружием, да и то не полностью. В ней состояли также 9 самолётов, батальон танков и 109 орудий и миномётов.

Силы арабов в это время были довольно разнородные. Палестинская Армия освобождения насчитывала в это время 4 тысячи бойцов. Кроме этих сил были и силы из соседних арабских стран: из Ливана 2500 бойцов и 2 батареи артиллерии, из Сирии 5000 солдат, поддержанных  одним танковым батальоном и воздушной эскадрильей, из Ирака около 10 000 бойцов, поддержанных батальоном танков и двумя воздушными эскадрильями. Главной силой арабов являлся Трансиорданский арабский легион численностью 10 000 хорошо обученных солдат под командованием английского генерала Глабба. Кроме этих войск евреям противостояли разрозненные плохо обученные части Арабской Армии Спасения (ААС), насчитывающие неопределённое число неорганизованных бойцов по оценкам до 50 000 человек. Суммарное тяжелое вооружение этих армий составляло 50 самолётов, 50 танков, 147 орудий и миномётов. Рассмотрим проведение военных операций на различных участках фронта.

  1.     Северный фронт.

Здесь действовали ливанские, сирийские и иракские войска а также арабские добровольческие части. Сирийские войска были отброшены вблизи границы у населённых пунктов ДашониМишмар Хайярдер. Неоднократные атаки сирийцев не дали результата, но они продолжали настойчиво атаковать с целью пробиться в Цфат. В этом городе арабы предполагали разместить временное правительство Палестины. Пальмах продолжал атаковать Цфат и взял его. Битва за Цфат — наиболее упорное и кровопролитное сражение на этом фронте. В победе важную роль сыграл бедуинский отряд, сражавшийся на стороне Израиля. Победа в Цфате привела к паническому бегству арабов из ряда районов страны. 12 000 арабов бежали вместе с отступавшими арабскими войсками.

В Галилее командование Хаганы тоже перешло к активным действиям. Операциями руководил 28 — летний, впоследствии прославленный командир Игал Алон.

Бои продолжались на севере в районе Хайфы. Шли бои и вокруг города Яффо.

  1. Центральный фронт.

Главным событием начального периода войны была битва за Иерусалим. В городе проживали в то время 100 000 евреев и 65 000 арабов.Еврейское население состояло, в основном, из религиозных людей. В случае падения города наибольшая опасность грозила им. Арабы перерезали все пути в старый город, пропуская только грузовики с продуктами и медикаментами. И арабы и англичане создали обстановку при которой евреи вынуждались к уходу из еврейского квартала. Обманным путём туда проникла группа бойцов Хаганы. Они и обеспечивали минимальные потребности обороны города. Бойцы Хаганы испытывали огромные трудности в среде ортодоксальных евреев, но они понимали, что нужды обороны требуют удержания квартала в руках евреев.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В новой части города обстановка была более благоприятной. Силы Хаганы захватили ключевые пункты сразу после ухода англичан. Несмотря на требования комиссии, состоявшей из консулов Франции, Бельгии и США, заключить перемирие выполнить его арабской стороне оказалось невозможно, поскольку отсутствовало единое командование. Такая неопределённая обстановка соответствовала интересам Трансиорданского короля Абдаллы. Он стремился к овладению Иерусалимом. Арабский легион занял восточный и южный районы и старый город. После упорных боёв арабы захватили квартал Шейх-Джарах. Арабский легион устремился в еврейские кварталы. Но упорные бои, сопровождавшиеся большими потерями с обеих сторон, успеха арабам не принесли. Несмотря на недостаток вооружения отряды Хаганы держались стойко. Затем Арабский легион попытался захватить монастырь Нотр-Дам де Франс, но тоже не смог преодолеть сопротивление еврейских защитников несмотря на большое превосходство в вооружении. Множество легионеров погибло и командование легиона решило прекратить наступление.

Тем временем произошли ожесточённые бои за дорогу Тель-Авив — Иерусалим. Дорога проходила через арабские селения. Пробиться в Иерусалим по этой дороге не удалось. Еврейское командование приняло решение строить новую дорогу южнее — через горные районы. Строительство дороги велось днём и ночью. Для её прокладки были доставлены из Тель-Авива и Иерусалима 500 рабочих, которые шли навстречу друг другу. Дорога была построена и это помогло евреям продержаться некоторое время. Всё же 28 мая 1948 г. еврейский квартал старого города был взят и 290 еврейских бойцов  попали в плен, 1200 старикам, женщинам и детям было разрешено пройти через линию фронта в новую часть города. Сразу после этого квартал был превращён в груду развалин. Синагоги и дома были разрушены и разграблены. Наступило перемирие. Всего с 14 мая до 11 июня 1948 г. в сражениях за Иерусалим погибло 300 человек и более 1400 было ранено. Арабский легион выпустил по еврейским районам  более 10 000 снарядов.

В июле силы израильтян захватили Лод и Рамлу с аэропортом. Попытки овладеть Латруном снова не удались.

  1. Южный фронт.

Одновременно с боями на севере и в центре Хагане пришлось вести бои и на юге. Две египетские бригады перешли в наступление из района Эдь-Ариша на Газу с целью дальнейшего движения на Тель-Авив. Ещё одна группировка, составленная из добровольцев направилась от Абу-Агеля через Бер-Шеву к Иерусалиму.

Египетские войска, наступавшие вдоль побережья имели успех, захватив Йад-Мордехай, Ашкелон, Ашдод. Другая колонна тоже продвигалась захватив Бер-Шеву и соединившись в Вифлееме с Арабским легионом.

Израильское командование поставило целью обезопасить еврейские поселения в Негеве. Всего там было 27 поселений, в которых проживало около 1000 человек. Вокруг находились поселения арабов, в которых размещалось 100 000 коренного населения и ещё около двухсот тысяч арабов из других районов. Осуществить это выпало на долю бригады Негева, имевшей успешный боевой опыт в борьбе против палестинских террористических отрядов. Несмотря на активность еврейских сил египетские войска ещё удерживали линию фронта, но в результате боёв были значительно измотаны.

17 июня 1948 г. по предложению ООН было провозглашено перемирие. Резюмируя нужно признать, что первый этап войны за независимость закончился не в пользу Израиля. Не вся территория, выделенная ООН была освобождена. Следует отметить, что англичане на некоторых её этапах своими действиями помогали евреям, хотя не все участники событий это признают. Английские командиры арабского легиона избегали вторжения в районы, которые по решению ООН отходили к Израилю, но в ООН английские представители поддерживали арабов. В некоторых случаях действия английских войск были на пользу арабам. Силы обеих сторон были истощены и нуждались в передышке. Перемирие было использовано руководством Израиля для значительного увеличения своих сил и закупки вооружения.

В течение 2-го этапа войны, продолжавшегося до 18 июля 1948 г. израильское командование предприняло ряд контратак для улучшения своих позиций. В районе Мишмар-Хайарден попытка выбить сирийцев не удалась. Ряд проведённых атак привел к захвату укреплённых позиций на границе с Ливаном. Ударные отряды Пальмаха провели рейды по уничтожению мостов между Сирией,  Ливаном и Израилем. В это время морской десант Хаганы атаковал г. Яффа и отрезал его от Ливана. Была восстановлена связь с еврейскими киббуцами . В руках арабов пока оставалась лишь гористая часть Галилеи. В ходе последующих боёв израильтяне остановили наступление ААС и отбросили их назад. Операции на северном фронте шли с переменным успехом, но в результате арабы были вытеснены в Ливан. В итоге чётко разработанной и блестяще осуществлённой операции , которой командовал генерал Моше Кармел, израильтяне вторглись в Ливан и разгромили ААС под командованием Каукаджи.

Освобождение прибрежной равнины от арабов закончилось взятием городов Лидда и Рамла. Попытки овладеть Иерусалимом снова не удались. В центральном секторе израильтяне взяли под контроль территории к северу и югу от Иерусалима.

К октябрю израильские силы насчитывали уже 120 000 человек и имели танковую бригаду и около 100 боевых самолётов, правда, устаревших моделей. 31 мая 1948 г. глава правительства Бен-Гурион издал приказ о преобразовании Хаганы в регулярную армию. В районе Ашдода наступление не удалось, зато наступление на Бер-Шеву было успешным. Это поставило под угрозу египтян в районе Хеврона и на побережье. Вскоре египтяне покинули этот район. Часть египетских войск была отрезана в районе Фалуйе. В ноябре на южном фронте египтяне предприняли попытки вырваться из окружения в районе Фалуйе, но это им не удалось. В начале 1949 г. израильтяне предприняли большое наступление на египетские силы, стремясь вывести Египет из войны. В результате был взят Эль-Ариш. Благодаря активности авиации аэродром и находящиеся там самолёты были разрушены. Пути снабжения египетской Синайской армии оказались под угрозой. Израильтяне могли полностью разгромить окружённую египетскую армию, но очередное вмешательство англичан заставило Бен-Гуриона отменить подготовленную операцию.

1 декабря 1948 г. король Иордании провозгласил присоединение арабской части Палестины к Иордании.

Давление на египетские войска продолжалось. В предчувствии разгрома Египет обратился в Совет Безопасности с просьбой о перемирии. В январе 1949 г. начались переговоры между Израилем и арабскими странами о перемирии. В течение первой половины года перемирие было заключено и с другими арабскими странами, участвовавшими в войне, кроме Ирака. Официально состояние войны с Ираком продолжается и сейчас. Специальные израильские силы достигли Акабского залива и обеспечили себе выход в Красное море. Там возник порт Эйлат, превратившийся впоследствии в огромный центр туризма. После войны территория Израиля возросла по сравнению с отведённой ему решением Совета Безопасности ООН. Свыше 1/2 территории, отведённой Палестинскому государству, было присоединено к Израилю.

Надежды на переход к миру провалились. Арабские правители несмотря на большие разногласия были едины в одном — они не могли примириться с существованием еврейского государства. Следуя этой политике арабские страны объявили о полной экономической блокаде Израиля. С 1949 г. начались проникновения террористических банд на территорию Израиля. Эти формирования организовывались из арабских беженцев  при поддержке правящих кругов арабских стран. Беженцы сознательно не абсорбировалсь а специально сохранялись в лагерях для поддержания напряжённости в этом районе. Условия жизни в лагерях оставались тяжелыми. Содержание беженских лагерей финансировалось за счёт ООН.

Общие потери Израиля в Войне за независимость составили: погибшими — 6 000 человек (военнослужащих — 4000),  что эквивалентно тому, как если бы Америка потеряла 2,5 миллиона человек. Фактические же потери американской армии во Второй мировой войне были в в 8 раз меньше. Эти цифры показывают какую цену заплатил еврейский народ за создание государства Израиль. И эта цена продолжает постоянно расти.

В процессе Войны за независимость был сделан важнейший шаг к укреплению обороноспособности страны — создание регулярной армии. Обязательной военной службе подлежали как мужчины, так и женщины ( без права участвовать в военных операциях). Женский корпус «Хен» просуществовал до августа 2001 г. Сейчас женщины входят в общую структуру армии Израиля. Арабы, граждане Израиля, освобождены от службы в армии. Друзы и черкесы служат в армии или в пограничной полиции. В настоящее время  Северным округом командует генерал ЦАХАЛ, друз по национальности. Численность израильской армии в мирное время оценивается в 170 000 человек (не считая пограничников, подразделений территориальной и гражданской обороны, разведчиков-бедуинов). Обученный резерв первой очереди оценивается около 400 000 человек. Расчётное число военнослужащих после мобилизации около 500 000 человек. Создано и специальное подразделение Нахал (сражающаяся поселенческая молодёжь). Молодые люди здесь трудились и обучались военному делу и часто после службы направлялись в пограничные поселения. Как покажут последующие сражения военная политика правительства подтвердила свои преимущества в дальнейшем [7, с.13].

Хронология Израиля в мировой политике после второй мировой войны представлена в Приложении  2.

Создание государства Израиль это результат множества причин. Но особенно хочется подчеркнуть огромную роль Бен-Гуриона в этом процессе. Вот что пишет один из участников этих событий. «…Лишь ничтожное меньшинство современников тех судьбоносных дней в истории народа сознавало значение совершающегося и ещё меньше догадывались, как близок Израиль был в первые дни своего существования к катастрофе. Беду удалось отвести в основном благодаря прозорливости, точному расчёту и решительности Бен-Гуриона и в равной степени благодаря тому, что в час испытания и кризиса Израиль остановил свой выбор на Бен-Гурионе.»  После Войны за независимость Израилю предстояли ещё многие серьёзные испытания. Борьба с арабским миром продолжается и сейчас, перейдя столетний рубеж. Но сейчас Израиль уже не тот. Создана современная армия, авиация и флот. Результаты действий военных за последние 40 лет ставят вооружённые силы страны в число наиболее эффективных в мире. Вот что пишет российский военный историк М.А. Жирохов «Военно-воздушные силы маленького Израиля по своей численности входят в первую мировую десятку. А по боевым возможностям им сегодня нет равных». Об их наиболее эффективных операциях автор надеется рассказать в будущих публикациях [3, с.46].

2.1 Динамика взаимоотношении США и Израиля

Американское еврейство в настоящем шоке: «особые взаимоотношения» между Соединенными Штатами и Израилем быстро распадаются. Те стратегические, культурные и демографические ориентиры, которые более полувека давали толчок и укрепляли отношения между США и Израилем, сегодня меняются. У этих изменений разные причины и источники, и соответствующая динамика проявляется по-разному и разными темпами. Но все они взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга.

Есть простое понимание того, как работают эти особые взаимоотношения, и оно носит линейный характер. Евреи идут в американскую политику ради интересов Израиля, как они их понимают — поскольку считается, что израильские интересы неотделимы от еврейских интересов. Это модель «лоббирования», и мы признаем ее преимущественное право на существование. Есть Американо-Израильский комитет по общественным связям, есть Конференция президентов ведущих американских еврейских организаций, есть огромное множество других организаций размером поменьше, от Джей-стрит до Чрезвычайного комитета по Израилю, которые порой носят ярко выраженный тенденциозный характер.

Но в действительности эти отношения состоят из метафорического треугольника, связывающего американское еврейство с государствами Израиль и США. При естественном ходе политических событий все три участника этих отношений посредничают в делах между другими участниками — и к худу, и к добру. Например, хотя американские евреи лоббируют интересы Израиля в американской политике, израильское правительство порой становится между американскими евреями и их собственным государством. Один из примеров тому — дело Джонатана Полларда (Jonathan Pollard) (аналитик военно-морской разведки США, которого в 1987 году обвинили в шпионской деятельности в пользу Израиля и приговорили к пожизненному тюремному заключению — прим. перев.). Второй пример — борьба за гарантии займов, разразившаяся во время правления Джорджа Буша. А ведь есть еще и сегодняшние усилия израильского правительства, пытающегося добиться от Американо-Израильского комитета по общественным связям и от других организаций американских евреев более активных действий в поддержку агрессивной политики по отношению к Ирану, чем та, которую считали и считают нужным проводить администрации Буша и Обамы.

Но и американское правительство иногда вносит сумятицу в отношения между Израилем и американским еврейством, пусть даже это и является побочным эффектом от преследования иных целей. Последние перипетии, касающиеся военного удара администрации Обамы по Сирии, являются наглядным тому примером, хотя партнеры в этом неуклюжем танце на начальном этапе спотыкались и наступали друг другу на ноги. Израиль, а следовательно, и Американо-Израильский комитет по общественным связям, хранили необычное молчание, чтобы своей позицией в пользу нанесения удара не настроить против себя американское общественное мнение, которое было резко против таких действий. Когда Белый дом попросил Израиль высказаться в поддержку военных действий, тот согласился, и голос Американо-Израильского комитета по общественным связям зазвучал громче. А когда президент развернулся на 180 градусов, отказавшись от нанесения удара в пользу введения инспекционного режима по химическому оружию при посредничестве России, Израиль и АИКОС оказались в одиночестве. Критики Израиля в США не упустили эту возможность и устроили евреям разнос — как здесь, так и там. А это усилило разногласия в рядах американского еврейства, которое поделилось на сторонников связей АИКОС с правоцентристским израильским правительством и на противников таких связей.

Со временем динамика этих отношений, очерченных рамками треугольника, изменила характер всех трех их участников, и больше всего — американского еврейства. Давайте же рассмотрим этот треугольник, разложив его на составляющие стороны.

Сторона А: американское еврейство — Израиль

В первые тридцать лет существования Израиля как современного независимого государства между ним и американским еврейством было очень мало разногласий. Причин тому несколько, но главная среди них заключалась в том, что это был один и тот же народ. Основную часть еврейской общины в Америке и догосударственного ишува составляли европейские евреи, главным образом из Центральной и Восточной Европы. Исход из Российской империи, начавшийся в 1880-х и 1890-х годах после принятия Майских законов (антисемитские законы, принятые царем Александром III 15 мая 1882 года, и действовавшие до 1914 года — прим. перев.), был направлен в основном в Северную Америку и в Палестину.

В послевоенные годы верующие евреи в Северной Америке ощутили тесную родственную связь с религиозными евреями Израиля, а большинство прогрессивных, ориентирующихся на социализм евреев в Северной Америке, почувствовали свою близость к социалистическому сионизму. Когда раввин Авраам Ицхак Кук (Avraham Yitzhak Kook) нашел способ объединить сионизм с ортодоксальным иудаизмом, он помог навести мосты между светской и религиозной частью еврейства, и в то же время создал некую пространственную связь между евреями Земли Израильской и евреями Америки.

Демонстрация сионистской организации Convention of Masada в поддержку раздела Палестины.

Пережитый Холокост существенным образом закрепил эти изменения в контексте радикальных сдвигов в мировой демографии евреев. Даже для нерелигиозных евреев после ужасов Холокоста сионистский проект стал чем-то вроде вневременной цели, стоящей над рамками географии и истории. Никогда в современную эпоху различия между евреями не казались столь незначительными и несущественными, как в период между 1939 и 1959 годами. А у американских евреев были объективные причины гордиться героической историей сионизма как до мая 1948 года, так и после. Эта история, повествующая об угнетенном народе, мечтающем о свободе на собственной земле, вторила многим аспектам американской гражданской религии. А потом была еще и героическая борьба, олицетворением которой стала холодная война — особенно когда Израиль и Соединенные Штаты начали в середине и конце 1960-х годов строить свои особые стратегические отношения. Не менее важно и то, что Израиль в то время представал в образе жертвы несправедливости, а это находило живой отклик у американского еврейства, которое тоже считало себя такой жертвой. Важным моментом стала вера американских евреев в то, что они нужны Израилю. Так оно и было на самом деле.

И наконец, в первом и во втором поколении американских евреев смешанные браки были относительной редкостью, а достижения евреев в области религиозного образования в среднем были выше, чем сейчас, поскольку сегодня рекордное количество американских евреев вообще не получает такого образования. Тонкая нить еврейской памяти, связывавшая одно поколение с другим, всегда была непрочной и ненадежной, но 40 лет тому назад она была намного прочнее, чем в наши дни.

Изменилось и многое другое. Ужасы Холокоста и героический этап сионистской истории уходят в прошлое, как и чувство общности и кровного родства между американскими и израильскими евреями. Став государством с сильной экономикой и армией, Израиль сегодня нуждается в американских евреях уже не так, как прежде. Видные израильтяне, самым выдающимся среди которых является Йоси Бейлин (Yossi Beilin), еще три с половиной десятилетия тому назад сказали американским евреям, чтобы те прекратили покупать облигации Израиля, потому что их обработка обходится дороже получаемых сумм. Вместо этого они порекомендовали на эти деньги давать детям серьезное образование, чтобы те становились настоящими евреями и сионистами. От этого «междусобойчика» американские евреи все же получили программу «Таглит» (поездка в Израиль для еврейской молодежи, никогда там не бывавшей — прим. перев.), которая пользуется большим успехом, но кроме этого почти ничего. Американским евреям старшего поколения до сих пор трудно свыкнуться с мыслью о том, что Израиль больше не нуждается ни в их помощи, ни в их деньгах.

Между тем, молодые американские евреи все больше отдаляются от Израиля, и этот процесс примерно сопоставим с сокращением еврейского образования и ослаблением привязанностей. Особенно это касается людей с левыми взглядами, которые все чаще видят Израиль в негативном свете. Однако аргумент о том, что главной причиной ассимиляции является антисемитизм, кажется вздорным. Напротив, тот факт, что в Америке очень слаб антисемитизм (он там определенно намного слабее, чем полвека назад), удаляет толстый слой клея групповой преданности евреев, а это ускоряет тенденции ассимиляции и смешанных браков. Усиливающемуся расхождению способствует и внутренняя политика Израиля, в которой ортодоксальному раввинству позволено доминировать в вопросе обращения в иудаизм. Делает оно это вопреки историческим традициям, экстремальными способами, отвращая таким образом от иудаизма значительную часть семей американских евреев, члены которых обратились в веру по еврейскому закону, но обращены были «неправильными» раввинами.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Любой искренний в этом вопросе человек знает, что демография у американских евреев пришла в полное расстройство. Данные исследовательского центра Pew наглядно показывают, что все большее количество членов уменьшающейся общины смещается в сторону современной ультра-ортодоксии, и все больше евреев отказывается от так называемого либерального иудаизма. Нечто похожее происходит и в Израиле, хотя там причины иные, да и процесс этот идет по-другому. Все более заметная религиозность Израиля отнюдь не рождает чувства близости у нерелигиозных американских евреев, которые они проявляли в 1950-х и 1960-х годах по отношению к загорелым и подтянутым киббуцникам в панамках.

Поскольку ортодоксальные евреи становятся на американской сцене самыми пламенными сторонниками Израиля, менее религиозные евреи ощущают неловкость, выступая заодно с ними, особенно на фоне нынешней ситуации, когда их близкие из числа гоев демонстрируют свое негативное отношение к еврейскому государству. Появляются контр-лобби типа Джей-стрит, а в академических и интеллектуальных еврейских кругах все заметнее становятся люди, публично критикующие Израиль и выступающие за более мягкий и доброжелательный сионизм. Все это — симптомы одного общего явления. Джей-стрит дает возможность молодым и либеральным евреям выражать свою поддержку Израилю, что само по себе во благо. Но мы (а порой и они сами) никак не можем определить, искренни ли эти люди, или же они умело реализуют на практике свое искусство вульгарных выскочек, как однажды метко выразилась философ Ханна Арендт (Hannah Arendt). Само существование таких еврейских голосов дает все больше возможностей неевреям критиковать Израиль, исходя из самых разных мотивов. А это, в свою очередь, лишает простых американских евреев возможности активно поддерживать Израиль. Сейчас все не так, как раньше.

Короче говоря, между американским еврейством и Израилем появляется широкий просвет, и выглядывающее оттуда палящее солнце начинает обжигать нас. И ждать ослабления этой тенденции нет никаких оснований.

Сторона В: Израиль — США

Между США и Израилем при разных администрациях сохраняются прямые стратегические отношения, функционирующие в плоскости, которая не совпадает с внутренней политикой Америки (и Израиля). В этих отношениях между исполнительными ветвями власти всегда действовали жесткие и практические соображения геополитики. А аспекты особых отношений ниже этого уровня обычно занимали высокое положение культурной близости и родства.

После 1948 года эти практические стратегические взаимоотношения развивались поэтапно. Было два важных и крупных этапа, а между ними существовал переходный период. Но родились эти отношения в результате классической драмы, в центре которой оказались евреи. Речь идет о том, как президент Гарри Трумэн отверг рекомендации и анализ своего госсекретаря Джорджа Маршалла (George Marshall), а также многих других высокопоставленных членов администрации, и с энтузиазмом поддержал рождение государства Израиль. По мнению Трумэна, евреи Америки выступали за еврейский народ на всем протяжении истории, и он смотрел на это через призму англо-американского протестантства. Трумэн даже прослезился, когда главный ашкеназский раввин государства Израиль Ицхак Герцог (Yitzhak Herzog) во время визита в Белый дом 11 мая 1949 года рассказал ему, как много президент сделал для еврейского народа в широком историческом плане.

Но когда Трумэн покинул Белый дом в январе 1953 года, официальный Вашингтон начал смотреть на Израиль как на стратегическую обузу, как на препятствие, мешающее улучшению отношений с арабами и странами с мусульманским населением, которое позволило бы уберечь их от происков советского коммунизма. Несмотря на иллюзии Джона Фостера Даллеса (John Foster Dulles), американское еврейство в то время было практически бессильно, и не могло отразить доводы высокой власти, упоенной собственным положением. Эти доводы в тот период усиливало нефтяное лобби, чем отчасти объясняется американская политика во время Суэцкого кризиса 1956 года.

Ситуация начала меняться при администрации Эйзенхауэра, а при Кеннеди и Джонсоне изменения стали происходить в ускоренном темпе. Опять же, причин тому было несколько. К середине 1960-х годов рассеялись иллюзии о налаживании тесных отношений между США и «прогрессивными» режимами ближневосточного региона, особенно с Египтом, которым руководил Гамаль Абдель Насер (Gamal Abdel Nasser). А успехи Израиля в развитии и та западная либеральная аура, которая возникла при социал-демократических правительствах, очень хорошо стыковались с идеалами «Новых рубежей» Кеннеди и «Великого общества» Джонсона.

Вторая фаза взаимоотношений, когда США стали считать Израиль стратегическим союзником, началась после июньской войны 1967 года, в ходе которой Израиль разгромил двух ближневосточных сателлитов Советского Союза и лишил яркого блеска Красную звезду в глазах арабов. Именно в это время администрация Джонсона впервые поставила в Израиль столь важную для него военную технику и прежде всего авиацию, сделав это после того, как от помощи Израилю отказалось французское правительство. Ричард Никсон и Генри Киссинджер впоследствии доказывали, что Соединенные Штаты не должны позволять Советскому Союзу оказывать помощь своим сателлитам в ущерб Израилю. Поэтому, начиная с 1969-1970 годов, Америка расширила военную помощь Израилю по всем направлениям. При этом в качестве логического обоснования выдвигалась мысль о том, что никакие мирные переговоры между евреями и арабами не приведут к успеху, пока арабы считают, что могут использовать военные варианты действий, благодаря помощи со стороны СССР. Американская помощь Израилю в такой ситуации разрушала советскую стратегию на Ближнем Востоке и создавала предпосылки для достижения мира, а мир, в свою очередь, служил американским интересам, стабилизируя регион и создавая преимущества для Запада в холодной войне.

Октябрьская война 1973 года, Голанские высоты.

Такой сдвиг в американской стратегии сначала привел к тому, что Анвар Садат (Anwar Sadat) в июле 1972 года ликвидировал советское военное присутствие в Египте. Соединенные Штаты и Израиль никак не отреагировали на это решение Садата, и в итоге пришли в действие те процессы, которые породили Октябрьскую войну 1973 года. Однако в конечном итоге американская политика привела к израильско-египетскому мирному договору, заключенному в марте 1979 года. С тех пор и до окончания холодной войны усиление позиций США в регионе подтверждало правильность стратегической инициативы Никсона-Киссинджера. Хотя после событий 11 сентября зазвучали некоторые антиисторические утверждения об обратном, и хотя в американо-израильских отношениях было несколько непродолжительных эпизодов напряженности, в целом внешняя политика США на Ближнем Востоке в период с 1967 по 1991 год была исключительно успешной по любым разумным меркам.

Но холодная война закончилась. Является ли Израиль стратегическим активом для США и сегодня? Чтобы ответить на этот вопрос, надо взглянуть на череду «эпизодов» на Большом Ближнем Востоке после 1991 года. Это Ирак, Афганистан, снова Ирак, Ливия, Сирия, Египет, а в будущем, возможно, и Иран. В каком из этих случаев Израиль можно назвать полезным союзником Соединенных Штатов? Да, в целом Израиль оказывает содействие по самым разным направлениям: делится разведывательной информацией, участвует в совместных учениях, испытаниях нового оружия и тактики, предоставляет свои портовые мощности. Однако в кризисных ситуациях он в большинстве случаев оказывается в роли стороннего наблюдателя. В большинстве вышеперечисленных эпизодов Израиль был либо совершенно бесполезен, либо выступал в качестве чего-то среднего между осложнением и непреднамеренной помехой.

Отсутствие увязки между американскими интересами в регионе и полезностью Израиля в качестве союзника после холодной войны стало причиной того, почему мы так часто слышим заявления об общей заинтересованности в демократии, в борьбе против терроризма и против распространения ядерного и химического оружия — особенно иранского. Все это так, но данные заявления звучат столь громко и столь часто по одной простой причине: потому что реального совпадения стратегических интересов в самых важных областях и реального геополитического взаимодействия очень мало.

Это относится и к тезису об «израильском лобби», который в последнее время выдвигается очень активно. Эти доводы не отличаются новизной. Те аргументы, с которыми в 2008 году выступили Ситвен Уолт (Stephen Walt) и Джон Мирсхаймер (John Mearsheimer), многократно перечислялись и до них, в том числе, одним из самых выдающихся дипломатов США послевоенного времени Джорджем Боллом (George Ball). В 1992 году он изложил их в книге под названием «The Passionate Attachment» (Страстная привязанность). Но особым влиянием эти попытки не пользовались. Однако спустя десять с лишним лет после окончания холодной войны возвращение к этим старым аргументам произвело ощутимое воздействие, и не в последнюю очередь на американских военных и разведчиков. Опять же, придаем мы значение этим аргументам или нет, они набрали вес не без причины: с окончанием холодной войны на стратегической сцене произошли поистине тектонические сдвиги.

Сторона С: США — американское еврейство.

Разрушение двух первых сторон треугольника, составляющих особые отношения Израиля и США, это не откровение и не новость. Честные обозреватели в той или иной мере знают об этом. Однако разрушение третьей стороны треугольника — это явление менее понятное и менее известное. Взаимоотношения между американскими евреями и американским обществом в целом также претерпевают изменения.

Подобно Гарри Трумэну, а также Линдону Джонсону, Биллу Клинтону и Джорджу Бушу, огромное количество американцев с самого начала заселения Северной Америки европейцами принадлежит к той англо-протестантской ветви, которая с большим сочувствием относится к идее об «избранности» и уникальности евреев, о предписанной свыше роли евреев в истории. Христианский сионизм и концептуальная симпатия к евреям в англо-американском протестантстве хорошо задокументированы. Не будет преувеличением сказать, что христианский сионизм, идеи которого поддерживали лорд Шафтсбери (Shaftesbury), Джон Нельсон Дарби (John Nelson Darby), Лоренс Олифант (Laurence Oliphant), Уильям Юджин Блэкстоун (William Eugene Blackstone) и многие другие, предшествовал возникновению современного еврейского сионизма. Мы видим отражение такого мышления в американском протестантском сообществе.

Естественно, в американской истории существовал антисемитизм, но его там было значительно меньше, чем в любой другой культуре, основанной на европейском христианстве. А когда антисемитизм в Америке принял самые злобные формы после массовой иммиграции 1920-х и 1930-х годов, в его авангарде стояли не протестанты, а ирландский католический священник Чарльз Кофлин (Charles Coughlin). В той или иной степени все идеи Дэвида Хэкета Фишера (David Hackett Fisher), столь блестяще изложенные в его книге «Albion’s Seed» (Семя Альбиона) отличаются любовью к иудаизму. Такое отношение было привито и чернокожим американцам — во многом благодаря усилиям африканской методистской церкви и других церквей.

Это культурное наследие во многом объясняет ту близость, которую большинство американцев испытывает сегодня по отношению к Израилю. Как это ни парадоксально, смешанные браки стали новым фактором, указывающим в том же направлении, поскольку все большее количество неевреев обретают еврейских родственников и так или иначе начинают считать себя привязанными к Израилю. Этим же объясняется и нежелание политиков выступать с антиизраильских позиций. Им не только нужна поддержка евреев; они знают, что избирателей-христиан, испытывающих сильные чувства в отношении Израиля, гораздо больше, чем евреев.

Празднование Рош Ха-Шана в Нью-Йорке.

Однако и здесь постепенно, но неизбежно происходят изменения. Взаимное влечение между евреями и типичными американцами будет ослабевать, потому что американское еврейство внешне становится все более религиозным. Точно так же, эта привязанность будет ослабевать и с другого направления, так как американское общество становится все менее английским, менее религиозным и особенно менее протестантским. У нехристиан и у христиан, не являющихся протестантами, традиции симпатий к евреям гораздо слабее по сравнению с протестантами, которые лучше знакомы с Еврейской Библией и с большей симпатией относятся к урокам еврейской истории благодаря своим авраамическим и библейским представлениям. Количество американцев, называющих себя протестантами, сократилось с 53% в 2007 году до 48% в 2012-м. В этот период протестанты впервые с момента учреждения республики перестали составлять большинство населения. А если принять во внимание статистику по иммиграции и рождаемости, то станет ясно, что эта тенденция не изменится, а лишь усилится.

Статистические данные также показывают, что Соединенные Штаты очень быстро приближаются к тому моменту, когда «не белое» меньшинство в своей совокупности численно превзойдет белое население, что уже произошло в некоторых штатах, а также во многих крупных городах и округах. Политические консультанты обеих ведущих партий прекрасно знают об этих тенденциях, и свои стратегии они вычерчивают соответствующим образом. Может, это несправедливо и неоправданно, но многие представители меньшинств думают, что евреи «белые», а палестинцы и арабы — «цветные». О последних также очень часто говорят, что их угнетают и подавляют «белые» евреи Израиля, а также «белые» империалисты в других странах. Поскольку в американской демографии сегодня наблюдается сдвиг с уменьшением количества «белых» протестантов, повествовательная линия об американской избирательной политике с учетом ближневосточной ситуации непременно отразит такие перемены.

Усиление антиизраильских настроений можно увидеть даже в Демократической партии, которая со времен Франклина Рузвельта является политическим домом для огромного большинства американских евреев. Хорошо известно, что когда некоторые делегаты национального съезда Демократической партии в 2012 году выдвинули идею о переносе посольства США из Тель-Авива в Иерусалим и о включении этого предложения в партийную платформу, она была встречена свистом и неодобрительными возгласами. Между тем, евреи, как и большинство американцев, все чаще относят себя к независимым. Кроме того, евреи становятся все заметнее и в Республиканской партии — и это обстоятельство наверняка понизит политический вес еврейства сообразно уменьшению общей численности этой общины.

Не все эти перемены плохи. Здесь прежде всего следует поговорить о стратегической стороне треугольника, соединяющей Израиль и Соединенные Штаты. Приведение американо-израильских отношений в более или менее нормальное состояние может иметь положительные и благотворные последствия. У Израиля в мире есть и другие потенциальные партнеры, и расширение этого лагеря в долгосрочной перспективе пойдет лишь на пользу израильской дипломатии и стратегии. Но отношения с некоторыми партнерами не могут развиваться, потому что связи Израиля с США сдерживают их потенциал. Здесь на ум сразу приходят поставки военной техники. Самый известный тому пример это отмена соглашения между Израилем и Китаем о поставке системы воздушного предупреждения и контроля Phalcon (AWACS). Но есть и множество других примеров.

Конечно, такие изменения вряд ли могут стать катастрофой для американо-израильских отношений. Не будет полного отказа от особых и близких взаимоотношений, не будет никакого сползания к ужасным отношениям двух стран. Перемены будут носить постепенный характер, и бурный разрыв здесь невозможен. Однако особые отношения, длящиеся последние сорок-пятьдесят лет, это серьезная аномалия, а аномалия в людских делах не может существовать долго.

Однако многие американские евреи, усваивающие историю эмоционально и очень широкими мазками, так не думают. Они склонны к резким разворотам и могут быстро переходить от экзальтации к самому мрачному пессимизму. Это вполне соответствует их непреложной вере в то, что люди, не соглашающиеся на все сто с их версией ближневосточной действительности, это непременно враги — антисемиты или «евреененавистники». В отличие от большинства евреев других стран и эпох, они не склонны говорить: «Это тоже пройдет». Они склонны к паническим настроениям и любят кричать «караул», утверждая, что небеса вот-вот упадут на землю или уже упали, а вы просто слишком толстокожи, и не заметили этого.

Для такого комплекса паникерства есть свои основания. Это мышление говорит нам о том, что на кону стоят религиозные верования, но отнюдь не то, что вы думаете. После войны 1967 года, а то и до нее, не галахические евреи Америки (а также многие истинные евреи), сами того не осознавая, создали политизированную и легковесную версию иудаизма, в которой Израиль стал суррогатным божеством, а Холокост — литургией этого божества. Вот почему, согласно последнему опросу центра Pew, сегодня гораздо больше, чем прежде, евреев, которые ощущают себя таковыми, однако не являются религиозными людьми и не верят в бога. Их идентичность обрела политический характер.

Писатель Джекоб Ньюзнер (Jacob Neusner) и прочие еще много лет тому назад начали предупреждать о том, что такой псевдоиудаизм не в состоянии передать истинную еврейскую память будущим поколениям. Правильность их предостережений доказана неоднократно всеми имеющимися у нас данными об ассимиляции и смешанных браках. Причины этого понять нетрудно. В боге есть много тайн и загадок, но в любом политическом образовании, в том числе, в Израиле как в реальной стране, а не как в прекрасном идоле, существует много мизантропии. А какой здоровый ребенок захочет жить в сообществе, одержимом воспоминаниями о массовых убийствах и идеей о своей вечной жертвенности?

Если большинство евреев в Америке нуждаются в Израиле как в источнике внутренней устойчивости их общины и как основы индивидуального самоуважения гораздо больше, чем Израиль нуждается в них, и если их коллективное чувство принадлежности к американскому обществу в той или иной мере зависит от этой связи, то разрушение двух сторон треугольника, с которыми соединено американское еврейство, предвещает этой общине трагедию, которую она сама на себя навлекает. Если все меньше американских евреев будет поддерживать все более религиозный и правоцентристский Израиль, то это приведет к уменьшению взаимного влечения американских евреев и еврейского государства. Такое ослабление близости вполне укладывается в стратегический контекст, в котором «жесткие» стратегические факторы уже не усиливают «мягкие» факторы культурной связи, как это было раньше. Уменьшение стратегической близости между США и Израилем также ведет к расширению внутренних американо-еврейских расхождений и расхождений между Америкой, еврейством и Израилем. Вполне возможно, что мы стали свидетелями промежуточного этапа смертельной спирали, когда чем больше община хочет удержаться за свой образ израильского государства, а также за жертвенный образ страдальца от Холокоста, тем больше вреда она наносит себе самой. Вот поэтому, как мне кажется, и разрушается треугольник.


Страница:   1   2