Виды и структура рынков. Фундаментальная трансформация структуры рынка
Рынок — это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на отношениях обмена и платности всех благ и услуг.
Современный рынок характеризуется разветвленной и многоуровневой структурой, которая представляет собой совокупность отдельных элементов рынка.
По экономическому назначению различают рынок труда, рынок средств производства, рынок предметов потребления, рынок платных услуг, рынок научно-технических разработок и информации, рынок денег, страховой рынок и др. Каждый из этих рынков имеет свою структуру. В зависимости от объекта рыночных отношений различают три группы рынков: товарные (потребительский, материальных ресурсов, недвижимости), финансовые (инновационный, кредитный, ценных бумаг) и рынки труда (рабочей силы) в каждой из них выделяют соответствующие специализированные рынки.
Кроме того, различают административно-территориальную структуру рынка, охватывающий местный рынок в виде поселкового, городского, районного, областного или регионального рынков. В зависимости от условий, в которых действуют субъекты рыночных отношений, выделяют свободный (с большим количеством независимых производителей однородных товаров), монополизированный (незначительное количество производителей товаров определенного вида) и регулируемый (регулируется и контролируется государством посредством специальных мер) рынки.
Когда на рынке, где присутствует много конкурирующих продавцов и покупателей, конкретные поставщик и покупатель вступают в долгосрочное взаимодействие, они могут приобрести монопольную власть над партнером. Эта власть основана на выгоде долгосрочных двусторонних отношений, взаимном влиянии на величину дохода и угрозе прекращения взаимодействий. То есть конкурентный рынок способен превращается в монопольный – происходит фундаментальная трансформация.
Стороны приобретают стимул к торговле друг с другом больший, чем к торговле с другими партнерами. Долгосрочные отношения двух сторон могут принести выгоду по сравнению с кратковременными торговыми взаимодействиями с разными партнерами вследствие эффекта «обучения делом» и осуществления партнерами особенных инвестиций.
Эффект обучения делом состоит в приобретении персоналом партнеров уникального опыта работы с определенными видами продуктов и партнерами при долгосрочных взаимодействиях. Этот процесс сопровождается снижением издержек производства и взаимодействия.
Фирма как субъект рыночных взаимодействий
Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма. Сам термин «фирма» происходит от латинского слова «firma», означавшего торговое имя купца, коммерсанта, занимавшегося перепродажей различных товаров на рынках средневековых городов. В процессе своей деятельности фирма преобразует факторы производства в обладающие более высокой ценностью промежуточные или конечные товары и услуги, и иллюстрирует процесс взаимодействия между собой товаропроизводителей, а также влияние, принимаемых ими решений по ценообразованию и выпуску на рыночное предложение и цену.
Объединяя необходимые для производственного процесса ресурсы (факторы производства), фирмы создают предприятия – определенные имущественные комплексы, предназначенные для осуществления той или иной производственной деятельности, и включающие в себя: производственные и торговые площади, инженерную инфраструктуру, производственное и торговое оборудование, товары, денежные средства на расчетном счете и в кассе, персонал, и др. Само по себе предприятие (машиностроительный завод, салон красоты или магазин) представляет собой лишь объект экономического оборота, принадлежащей фирме и ею управляемый. Участником рыночного оборота является не предприятие, а фирма: именно она выступает работодателем для членов домохозяйств, она заключает сделки с другими фирмами, она уплачивает налоги и сборы государству и т. д.
В экономической литературе существует две основные теории фирмы:
- Неоклассическая теория фирмы, основанная на разграничении функций фирмы и рынка: фирма специализируется на функции производства, обеспечивая трансформацию ресурсов в продукт, а рынок – на обмене, посредством которого осуществляется размещение ресурсов, с одной стороны, и распределение произведенной продукции – с другой.
- Институциональная (контрактная) теория фирмы базируется на сопоставлении фирмы и рынка как альтернативных способов координации хозяйственного механизма. Фирма возникает в результате сознательных, согласованных действий экономических агентов и представляет собой коалицию ресурсов, принадлежащих этим агентам (поставщикам, потребителям, кредиторам, акционерам, управляющим, наемному персоналу и др.), заключающим между собой определенные соглашения (контракты). Рынок, таким образом, может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма – как сеть внутренних контрактов.
Влияние внутрифирменных трансакционных издержек (издержек контроля) на ее размер (модель принципала-агент)
Для сокращения трансакционных затрат возникают фирмы, объединяющие в рамках принадлежащих им предприятий все необходимые для производственного процесса ресурсы (труд, земля, капитал, предпринимательские способности).
Координация взаимосвязей между входящими в состав фирмы предприятиями (например, несколькими производственными предприятиями и торговой сетью, принадлежащими одному собственнику) осуществляется уже не рынком, а администрацией фирмы на основе прямых директивных команд и приказов. Административная (бюрократическая) координация в данном случае оказывается эффективнее. Однако, издержки, связанные с координацией хозяйственной деятельности, существуют и внутри самих фирм: по мере роста фирм увеличиваются их затраты, связанные с внутрифирменным планированием, стимулированием персонала и финансовым контролем – идет процесс нарастания издержек бюрократического управления, фирмы теряют свою управляемость.
Таким образом, оптимальный размер фирмы определяется точкой, в которой трансакционные издержки фирмы минимальны. Если она не достигнута (фирма слишком мала), то административная координация предпочтительнее рыночной, то есть несколько фирм целесообразно слить в одну (например, объединить несколько магазинов в единую торговую сеть). Если оптимальная точка пройдена, то есть трансакционные (внутрифирменные) издержки начинают превышать эффект от дальнейшего укрупнения фирмы – целесообразнее рыночная координация (например, выделение из состава крупной фармацевтической компании отдельных подразделений, с наделением их статусом юридического лица – фирмы). Величина трансакционных издержек является также одним из важных факторов, руководствуясь которым собственники фирмы принимают решение о выборе той или иной ее организационно-правовой формы.
Таким образом, фирма как обособленный субъект экономической деятельности существует между двумя видами издержек – трансакционными издержками, которые определяют нижнюю границу фирмы, ее минимальный размер, и бюрократическими издержками (издержками контроля), которые задают верхнюю границу, ее максимальный размер.
В рамках концепции транзакционных издержек ведущей является агентская модель (принципала–агента), согласно которой собственники, не работающие на предприятии, как правило, не имеют доступа к той информации, которой обладает менеджер.
Внешние эффекты и вертикальный контроль фирм над деятельностью контрагентов
Внешние эффекты (экстерналии) — ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц. Если цементный завод производит выбросы в атмосферу, налицо отрицательный внешний эффект для окрестных жителей (они терпят издержки, не учитываемые в цене цемента, и ничего не получают взамен). Если же завод проведет дорогу и окрестные жители смогут ею бесплатно пользоваться, налицо положительный внешний эффект.
Не отражаясь в рыночных ценах благ, внешние эффекты представляются в виде разницы между издержками (выгодами) по осуществлению собственно рыночной операции и полными издержками (выгодами), которые учитывают и последствия внешних воздействий.
Вертикальная структура в целом определяет ряд переменных решений: оптовая цена, франшиза, покупаемое розничным торговцем количество товаров, цена потребителя, деятельность по сбыту товаров, расположение мест розничной продажи и т. п.
Цели образуют другое подмножество переменных решений, которые прямо влияют на совокупную прибыль. Деятельность по сбыту и розничная цена являются целями. Плата за франшизу и оптовая цена не являются целями, так как прямо на совокупную прибыль они не влияют.
Задача контроля состоит в том, чтобы знать, как использовать инструменты для достижения или приближения к желаемым целевым параметрам, т. е. к показателям, которые максимизируют (вертикально интегрированную) прибыль вертикально интегрированной системы.
Производится нормализация «внешней возможности» к нулю, так что розничные торговцы подписывают контракт, только если он дает им неотрицательную прибыль. Предположение, что производитель выбирает, с кем подписать контракт, имеет смысл тогда, когда существует конкурентное предложение потенциальных розничных торговцев.
Вертикальный внешний эффект состоит в том, что любое решение, принятое розничным торговцем, которое способствует увеличению его спроса на промежуточный товар, дает производителю добавочную прибыль. Однако розничный торговец, который максимизирует свою собственную прибыль, не учитывает добавочную прибыль производителя и, следовательно, обычно принимает решение, которое ведет к недопотреблению промежуточного товара.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы:
|
Скриншоты работы: |
|
|---|---|
|
|
|
