Меню Услуги

ГОСы Теория государства и права

Вид работы: ГОСы
Тема: Теория государства и права

Предмет и методология теории государства и права

Под методом понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания.

Система методов:

  1. Всеобщие методы — это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления: а) метафизика (рассматривающая государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и б) диалектика — материалистическая и идеалистическая; последняя в свою очередь может выступать как объективный либо субъективный идеализм.
  2. Общенаучные методы — это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах в отличие от всеобщих методов: а) анализ (условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части); б) синтез (изучение явления путем условного объединения его составных частей); в) системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем); б) функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим) и др.
  3. Частнонаучные методы — это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук: а) конкретно-социологический (анкетирование, интервьюирование, наблюдение и др.); б) статистический; в) кибернетический.

Среди частнонаучных следует выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: а) формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п.); б) сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т.д. в целях выявления их общих и особенных свойств).

Теория государства и права в системе юридических и других наук

Государство и право – объект изучения многих юридических и гуманитарных наук, в том числе и теории государства и права.

Теория государства и права занимает ведущее место в системе юридических наук, так как основным для нее является исследование государства и права.

Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теоретической базой для других юридических и гуманитарных наук.

В отличие от отраслевых юридических наук и независимо от времени и пространства теория государства и права обобщает отраслевые юридические знания, определяет их взаимосвязь, устанавливает юридические явления и процессы, которыми впоследствии все отраслевые юридические науки руководствуются.

Теория государства и права – обобщающая наука, поскольку для отраслевых юридических наук (гражданского, уголовного, трудового, административного права) она имеет руководящее и координирующее значение.

Организация и социальные нормы в первобытном обществе. Основные закономерности происхождения государства и права

Особенностью социальной власти и норм в догосударственный период являлось то, что они по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью, Отсюда необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства.

Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и норм первобытного общества.

Признаки социальной власти, существовавшей в до государственный период:

— распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

— была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т.е субъект и объект власти здесь совпадали);

— органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т.п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

Влияние природных явлений (космических, сейсмических, географических, климатических) на формирование государства и права можно считать первоначальным объективным факто­ром, не зависящим от человека и даже непредсказуемым по тем временам. Оно могло выражаться:

во-первых, непосредственно через различного рода природ­ные катаклизмы;

во-вторых, значительное позитивное влияние на становле­ние и особенности государств, в частности, Ближнего Востока, Африки, Америки, оказали географические и климатические условия, предопределившие возможность развития земледелия, необходимость сооружения и эксплуатации мощных ирригаци­онных и культовых сооружений, создание измерительных «инструментов» (лунных и солнечных календарей);

в-третьих, природные явления косвенно влияли на форми­рование государственно-правовых институтов через мифы, ри­туалы, сознание людей и стереотипы их поведения. Люди вынуждены были объединяться перед сти­хийными силами природы.

Среди экономических факторов, влияющих на возникновение государства и права, главным является (1)развитие произ­водства, переход от присваивающей к производящей экономи­ке. Именно он послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда – (2) отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфе­ре торговли-обмена. В ходе специализации труда (3) повы­шалась его производительность, и как ее следствие появился избыточный продукт. Он обусловил появление возможности то­варообмена и присвоения результатов чужого труда, (4) возникно­вения частной собственности наряду с коллективной, группо­вой.

Человеческий (антропологический) фактор происхожде­ния государства и права не требует доказательств, ибо (1) человек по мере своего развития и в силу объективной необходимости создает различные объеди­нения, союзы и устанавливает для себя и других определенные правила поведения. С известной долей условности можно обозначить признаки «политического» человека, «готового» жить при государстве и праве.

(2) В духовно-психологическом плане он достиг определенного консенсуса между религией, окружающей природой и обществом. У него уже есть некие варианты выбора и поведения.

(3) С точки зрения интеллектуального развития он дошел до понимания необходимости уступки части своей ин­дивидуальной свободы в пользу политической консолидации.

(4) Экономическое развитие выводит человека на новый уровень объединения, теперь уже не для выживания, а для того, чтобы увеличить свои экономические возможности через государство и право в составе господствующего слоя, класса.

Общественный (социальный) фактор является определя­ющим среди вышеназванных. Государство и право по своей сути есть не что иное, как результаты развития конкретного человечес­кого сообщества, формы его организации, управления и регу­лирования. В социальном плане зарождение государства нача­лось со (1) смены полигамных отношений моногамными, с (2) утраты родовой общиной социальной однородности, основанной на кровном родстве, её дробления на патриархальные семьи (появление семьи), отдельные из которых становились все более экономически самостоятельными, и их интересы уже не совпадали с интере­сами общины. (3) Происходит усложнение структуры социальной организации сообщества, связанной преобразованием родов в племена. С развитием трудовых и производственных от­ношений, с появлением прибавочного продукта, частной соб­ственности постепенно начинается (4) расслоение общества на со­циально обособленные слои, группы, сословия, касты, классы. Возникает раннеклассовое государство. (5) Раскол общества на классы (имущие и неимущие, эксплуататоров и эксплуатируемых) вызывает в последующем антагонизм между ними.

Теологическая и патриархальная теории происхождения государства.

Теологическая теория происхождения государства получила рас­пространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского; в совре­менных условиях ее развили идеологи исламской религии, католи­ческой церкви (Маритен, Мерсье и др.).

По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных ор­ганизаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться госу­дарю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продол­жателю на Земле власти Бога. Следовательно, непослушание госу­дарственной власти может расцениваться как непослушание Все­вышнему.

Эта теория не отвергала необходимости со­здания и функционирования земного государства, обеспече­ния надлежащего правопорядка.

Наделяя государство и государей (как представителей и вырази­телей божественных велений) ореолом святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и спо­собствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — Церкви и религиозным организациям.

Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-эко­номических и иных отношений на государство и не позволяет опре­делить, как совершенствовать форму государства, как улучшать го­сударственное устройство. К тому же теологическая теория в прин­ципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Филмера, Михайловского и др.

У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что госу­дарство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека невозможно. Как существа общественные, люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А уве­личение числа этих семей и их объединение приводят к образо­ванию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

В Средние века, обосновывая существование в Англии аб­солютизма, Р. Филмер в работе «Патриархия, или защита есте­ственного права королей» (1642 г.) со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не толь­ко отцом человеческого рода, но и его властелином.

Патриархальная теория нашла благоприятную почву в Рос­сии. Историк М.Н. Покровский считал, что древней­ший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Не без влияния данной теории пус­тила глубокие корни вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, суперличность, способную решать все проблемы за всех.

В целом, они обосновывают тот факт, что люди — существа коллектив­ные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникно­вению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в ре­зультате объединения людей и увеличения числа этих семей приво­дят, в конечном счете, к образованию государства.

Следовательно, власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает неограниченной. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «пат­риарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т.п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.

Как и в семье, отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние — его дети.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государст­венности власти, «родственности» всех в единой стране.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». К тому же, по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытно-общинного строя.

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость
Скачать файлы:

Чтобы скачать работу, введите свой Email.

Loading...

Скриншоты работы: