ЗАДАЧА 1.
Государственная Дума Томской области обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности пункта 100 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 года N 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации»
Согласно пункту 100 Регламента Правительства Российской Федерации (в редакции от 7 июля 2006 года) законопроект, поступивший на заключение в Правительство без финансово-экономического обоснования и иных необходимых материалов, возвращается Аппаратом Правительства субъекту права законодательной инициативы с сообщением причин, по которым невозможно представить заключение.
По мнению заявителя, названная норма нарушает право законодательной инициативы субъектов, уполномоченных на его осуществление Конституцией Российской Федерации, в частности законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, и тем самым не соответствует ее статье 104.
Конституционный Суд РФ признал пункт 100 Регламента Правительства Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 10 и 104, находящийся в общей системе правового регулирования федерального законодательного процесса
ЗАДАЧА 2.
В 2021 г. в Законодательное Собрание Свердловской области был внесен проект Закона Свердловской области «О статусе и ежемесячной денежной выплате лицам, родившимся в период с 22 июня 1928 года по 4 сентября 1945 года, являвшимися гражданами Союза Советских Социалистических Республик в годы Великой Отечественной войны и войны с Японией и в настоящий момент проживающим на территории Свердловской области (детей войны), не имеющим права на иные меры социальной поддержки».
Перед Вами часть данного проекта:
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона Настоящим Законом регулируются отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты лицам, родившимся в период с 22 июня 1928 года по 4 сентября 1945 года, постоянно проживавшим на территории Союза Советских Социалистических Республик в годы Великой Отечественной войны и войны с Японией и в настоящий момент проживающим на территории Свердловской области (далее — дети войны), не имеющим права на иные меры социальной поддержки.
Статья 2. Статус детей войны, проживающих в Свердловской области
Дети войны, проживающие на территории Свердловской области — социально-демографическая категория граждан Российской Федерации, родившихся в период с 22 июня 1928 года по 4 сентября 1945 года, являвшихся гражданами Союза Советских Социалистических Республик в годы Великой Отечественной войны и войны с Японией, проживающих на территории Свердловской области.
Статья 3. Мера социальной поддержки детей войны в виде ежемесячной денежной выплаты
1. Для детей войны настоящим Законом Свердловской области устанавливается мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 500 рублей.
2. Порядок, условия, а также формы предоставления на территории Свердловской области меры социальной поддержки, указанной в пункте 1 настоящей статьи, устанавливается нормативными правовыми актами, издаваемыми Правительством Свердловской области.
ЗАДАЧА 3.
Депутат Законодательного Собрания Свердловской области Иванов подготовил и внес на рассмотрение проект Закона Свердловской области «О регулировании отдельных отношений, связанных с участием граждан в обеспечении общественной безопасности на территории Свердловской области». Указанный проект закона был отклонён Законодательным Собранием Свердловской области, в частности, по следующему основанию:
В пункте 2 статьи 1 законопроекта предусматривается, что «настоящим Законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом регулируются отдельные отношения, связанные с участием граждан в обеспечении общественной безопасности на территории Свердловской области». Согласно пункту «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации обеспечение общественной безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом в статье 12 Федерального закона «О безопасности» предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности. Положений, предусматривающих наличие у субъектов Российской Федерации правотворческих полномочий в сфере регулирования отдельных отношений, связанных с участием граждан в обеспечении общественной безопасности, в Федеральном законе «О безопасности» не содержится.
На основании статьи 12 Федерального закона «О безопасности» в заключениях экспертиз на законопроект был сделан вывод о том, что принятие закона Свердловской области, регулирующего отношения, связанные с участием граждан в обеспечении общественной безопасности на территории Свердловской области, выходит за пределы правотворческой компетенции Свердловской области как субъекта Российской Федерации.
Однако депутат Иванов полагал, что общественные отношения в указанной сфере могут быть урегулированы на уровне субъекта Российской Федерации. В обоснование своей позиции он указывал, что вопросам безопасности посвящен Федеральный закон «О безопасности». Федеральный закон по вопросам именно общественной безопасности не принят. Статья 12 Федерального закона «О безопасности», действительно, не содержит положений, предусматривающих наличие у субъектов Российской Федерации правотворческих полномочий в рассматриваемой сфере общественных отношений. Однако данная статья посвящена именно функциям, а не полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В качестве правовой основы в сфере безопасности указанный федеральный закон, наряду с федеральными и международными источниками, предусматривает также и «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления» (статья 5). Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы, содержащие дополнительные к установленным федеральными законами гарантии прав граждан, механизмов и форм защиты прав граждан. Таким образом, субъект Российской Федерации вправе принять закон в сфере обеспечения общественной безопасности.
ЗАДАЧА 4.
Гражданин Муканов обратился в суд с иском о признании бездействия органа местного самоуправления — главы городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области незаконным и несоответствующим Уставу муниципального образования.
В обоснование заявленных требований указано, что 25.04.2018 г. главе городского поселения Ленинского муниципального района Московской области поступило коллективное обращение граждан, поданное в порядке правотворческой инициативы. Однако никаких действий по рассмотрению проекта нормативного-правового акта, внесенного инициативной группой граждан, главой поселения (являющегося также председателем Совета депутатов) предпринято не было.
По мнению истца, бездействие главы поселения привело к нарушению его прав и законных интересов, а также повлекло массовое нарушение прав граждан, входящих в состав инициативной группы.
Судом было установлено, что 25.04.2018 года главе городского поселения Горки Ленинские истцом было представлено коллективное обращение жителей городского поселения Горки Ленинские, поданное в порядке правотворческой инициативы.
В обращении указано, что каждый подписавшийся сообщает, что он является жителем городского поселения Горки Ленинские и обладает избирательным правом, а также правом входить в инициативную группу граждан, выступающих с правотворческой инициативой. К обращению были представлены подписные листы, содержащие 372 фамилии граждан их подписи и номера телефонов.
В статье 16 Устава городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области указано, что в Уставе под термином «правотворческая инициатива граждан» понимается право граждан инициировать принятие муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Порядок реализации правотворческой инициативы установлен статьёй 46 Устава.
Согласно статье 46 Устава, с правотворческой инициативой имеет право выступать инициативная группа граждан. Численность инициативной группы должна составлять три процента от числа жителей поселения, обладающих избирательным правом. Совет депутатов обязан рассмотреть проект муниципального правового акта, внесённый на его рассмотрение, на своём ближайшем заседании.
Нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования городское поселение Горки Ленинские, регулирующий порядок реализации правотворческой инициативы граждан, в городском поселении не принимался.
В судебном заседании представитель административного ответчика заявленные требования не признала, пояснила, что в настоящее время нормативный правовой акт, регламентирующий правотворческую деятельность граждан отсутствует. При этом коллективное обращение не содержало сведений, подтверждающих наличие у граждан пассивного избирательного права, не указаны даты рождения и адреса и соответственно оно не может рассматриваться в рамках ст. 26 Федерального закона № 131-ФЗ и ст. 46 Устава городское поселение Горки Ленинские.
Решением суда заявленные Мукановым требования были удовлетворены.
