1. История психологии, ее предмет и задачи. Методы истории психологии.
2. Место и значения истории психологии в системе современной психологии.
3. Приведите примеры периодизаций истории развития психологических знаний.
4. Естественно-научные представления об организме, его функциях в медицине Древнего Востока и их значение для понимания психики.
5. Психологические учения основных школ Древней Индии и Китая.
6. Общая характеристика психологических знаний в античности.
7. Материалистическое учение о душе в трудах Демокрита, Эпикура, Лукреция.
8. Учение о познании, чувствах и аффектах в античности.
9. Представления о характере и темпераменте в античной психологии.
10. Проблема соотношения души и тела в античной психологии.
11. Сократическая беседа, ее особенности и правила проведения. Учение Сократа — поворотный пункт в развитии античной психологии.
12. Учение Платона о душе. Соотношение мира идей и физического мира, души и тела в учении Платона. Проблемы познания и его ступени.
13. Соотношение души и тела в учениях Аристотеля. Функции души, ощущающая способность души, стремление и его роль в учении Аристотеля. Учение о характере.
14. Основные достижения античных медиков в исследовании мозга и органов чувств.
15. Характеристика процессов познания, чувств, воли в учении Аристотеля.
16. Изучение психических явлений в трудах Гераклита.
17. Концепция ума в учении Анаксагора.
18. Душа и ее проявление в концепции Пифагора.
19. Изучение Гиппократа о факторах развития человека и его индивидуальных характеристик.
20. Учение Галена — вершина психофизиологической античной мысли.
21. Итоги развития и значение античной психологической мысли.
22. Общая характеристика психологических воззрений в средние века.
23. Понимание личности и путей ее развития в эпоху средневековья.
24. Раскройте содержание учение о душе, опишите пути познания в неоплатонизме (Плотин).
25. Особенности понимания человека в русле христианского вероучения. Августин Блаженный.
26. Психологическая концепция Ибн-Сины. Развитие психологических идей в учении арабских врачей и естествоиспытателей Ибн-Рошда и Ибн аль-Хайсама.
27. Учение Ф. Аквинского о душе — основа средневековой схоластики.
28. Борьба номинализма и реализма в средневековой науке. Учение Рождера Бэкона. Номинализм У. Оккамы, Д. Скотта.
29. Учение Леонардо да Винчи о человеке и познании человеком мира.
30. Проблема предмета и метода психологии в описательной психологии В.Дильтея, Э.Шпрангера.
31. Концепция типов мышления Л. Леви-Брюля.
32. Проблема человеческой психики в работах французской социологической школы.
33. Социальная обусловленность психики в работах П. Жане.
34. Наука Нового времени о познании человека. Эмпирическое учение Ф. Бэкона о трудностях и путях познания. Дайте характеристику психологическим идеям Ф. Бэкона. Оцените вклад Ф. Бэкона в развитие мировой психологии.
35. Раскройте содержание психологических идей в концепции Р. Декарта. Проанализируйте учение Р. Декарта о страстях. Рефлекторная концепция Декарта. Интроспективная концепция сознания Декарта, становление нового предмета психологии.
36. Психологическая концепция Б. Спинозы. Обозначьте пути решение проблемы соотношения сознания и тела в концепции Б. Спинозы. Раскройте представления Б. Спинозы об аффектах.
37. Проблемы рационального и бессознательного в психике человека в концепции Г.В. Лейбница. Учение о монадах.
38. Психологические идеи Дж. Локка. Эмпирическая концепция Дж. Локка, учение об ассоциации. Дайте характеристику учения Дж. Локк как «отца» эмпирической психологии. Назовите основные линии спора между Г. Лейбницем и Дж. Локком.
39. Психологические взгляды Т. Гоббса. Учение Т. Гоббса о сознании.
40. Взгляды французских просветителей 18 века, особенности их психологических идей (Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, К. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо).
41. Особенности развития психологического знания в России в период Просвещения. Психологические взгляды М.В. Ломоносова как родоначальника естественнонаучных представлений в русской психологической мысли.
42. Концепция человека A.H. Радищева. Его учение о душе.
43. Развитие ассоциативной психологии. Развитие понятия об ассоциации в трудах Дж. Беркли, Д. Юма, Д. Гартли.
44. Учение о сознании в работах Э. Кондильяка, Ж. Ламетри, П. Кабаниса.
45. Антропология и психология Г. Гегеля.
46. Развитие ассоциативной психологии в работах Дж. Милля, Дж. Ст. Милля, Г. Спенсера.
47. Антропология и психология И. Канта.
48. Естественнонаучные открытия ХIХ века и их значение для психологии.
49. Раскройте содержание психологических идей И. Гербарта, проанализируйте его вклад в развитие немецкой психологии.
50. Возникновение психофизики и психометрии (Г. Фехнер, Э.Г. Вебер, Гельмгольц).
51. Первые области психологии как самостоятельной науки: психофизика, психометрия, психофизиология органов чувств.
52. Развитие психологии способностей в Германии 18 в. Шотландская школа психологии способностей.
53. Предпосылки выделения психологии как самостоятельной науки. Развитие рефлекторного учения, изучения нервной системы, учение об органах чувств.
54. Развитие ассоциативной психологии в 19 веке.
55. Психологическая концепция В. Вундта и его вклад в развитие экспериментальной психологии.
56. Программа психологии как учения об интенциональных актах Ф. Брентано.
57. Функционализм в американской психологии.
58. Французская социологическая школа психологии Э. Дюркгейма, исследования Льебо, Шарко, Г. Тарда, П. Жане, Т. Рибо, А. Бине.
59. Развитие отраслей психологии на рубеже 19-20 веков. Экспериментальная психология, педагогическая, дифференциальная психология, зоопсихология.
60. Истоки возникновения бихевиоризма и предбихевиоризма Э. Торндайка.
61. Классический бихевиоризм Д. Уотсона. Необихевиоризм Э. Толмана и К. Халла.
62. Оперантный бихевиоризм Б.Ф. Скиннера. Социальный неообихевиоризм.
63. Предпосылки возникновения и этапы становления учения З. Фрейда. Структура личности в психоанализе Фрейда и изучение бессознательного.
64. Развитие психоаналитического направления: аналитическая психология К.Г. Юнга; учение А. Адлера; концепция Райха.
65. Неофрейдизм и его варианты.
66. Неопсихоанализ: А. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксона и др.
67. Истоки возникновения и программа развития гештальтпсихологии.
68. Теория поля К. Левина.
69. Предпосылки выделения гуманистической психологии и ее научная программа. Концепция и психотерапевтическая практика К. Роджерса, теория мотивации и модель самоактуализированной личности А. Маслоу.
70. Теория жизненных смыслов В. Франкла.
71. Развитие когнитивного направления в американской психологии.
72. Генетическая психология Ж. Пиаже.
73. Деятельность первых экспериментальных психологических лабораторий в России.
74. Программа развития экспериментальной психологии в России в трудах И.М. Сеченова и его рефлекторная концепция психики. Работа И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» и ее значение для психологии.
75. Вклад В.М. Бехтерева в становление и развитие отечественной психологии.
76. А.Ф. Лазурский — основатель отечественной характерологии и экспериментального изучения личности.
77. Основные этапы развития психологической науки в России. Направления психологии в дореволюционной России на рубеже 19-20 веков. Эмпирическая психология, религиозно-философская, экспериментальная. Вклад Г.И. Челпанова в развитие отечественной психологии.
78. Поведенческая русская психология. Вклад И.П. Павлова в развитие психологии.
79. Методологические принципы развития психологической науки в СССР. Дискуссии о путях развития психологии в СССР, вклад Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна в методологию советской психологии.
80. Развитие психологии в 20-30-е годы 20 века в СССР. Психотехника, психоанализ, педология.
81. Психология в ССР в годы Великой отечественной войны. Дискуссии в психологии в послевоенный период.
82. Расскажите об исследованиях Б.М. Теплова и его коллег в области дифференциальной психологии, оцените их вклад в развитие мировой современной психологии.
83. Основные психологические школы советской психологии. Концепция деятельности в учении С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др.
84. История становления и развития психологической школы Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова.
85. История становления и развития психологической школы установки Н. Узнадзе.
86. Современные отрасли и направления развития психологии.
